Меню
Поиск



рефераты скачать Институт уполномоченного по правам человека в России

В соответствии со ст. 11 ФЗ Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Это не означает, однако, его отказа от собственной идеологии и политических пристрастий, которые являются неотъемлемыми элементами его личного правосознания. Уполномоченный как человек и гражданин на основании частей 1 и 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации обладает равным со всеми правом на свободу мысли и слова, а также выражение своих мнений и убеждений и не может принуждаться к отказу от них. Политическая нейтральность названного правового института заложена в самой его идее. О.О. Миронов, назначенный на эту должность, сложил свои депутатские полномочия и вышел из рядов своей партии.

Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного. Поскольку предыдущий Уполномоченный в соответствии с Законом считается уже прекратившим свои полномочия, то создается правовая ситуация, нарушающая непрерывность государственной защиты прав человека. В этот период возможен и роспуск Государственной Думы, влекущий фактическое прекращение деятельности Уполномоченного на неопределенный срок.

Для предотвращения подобных чрезвычайных ситуаций необходимо в настоящем Законе установить, что вопрос о прекращении вновь назначенным Уполномоченным деятельности, несовместимой с замещаемой им должностью, решается в период между назначением на должность и принесением присяги, то есть до официального вступления в должность. В этом случае предыдущий Уполномоченный может непрерывно исполнять свои полномочия до тех пор, пока вновь назначенный Уполномоченный не вступит в должность.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Законом не предусматриваются правовые основания приостановления полномочий Уполномоченного в случаях содержания его под стражей по подозрению в совершении преступления. Их отсутствие позволяет рассматривать правомерные и обоснованные действия органов правосудия и предварительного следствия как воспрепятствование его деятельности. Уполномоченный не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, поскольку в трудовых отношениях с Государственной Думой, принимающей решение о назначении его на должность и освобождении от нее, он не состоит.

В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях: нарушения требований Федерального конституционного закона; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий. При наличии любого из первых двух оснований Государственная Дума обязана принять постановление о досрочном освобождении Уполномоченного от замещаемой должности. В случае, если при тайном голосовании по данному вопросу палата не наберет большинства голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (226), то политическую ответственность за принятое кадровое решение она тем самым принимает на себя.

Принятие Государственной Думой постановления о досрочном освобождении Уполномоченного от замещаемой должности является официальным открытием вакансии на освободившуюся государственную должность Российской Федерации, а его дата - началом срока для подачи предложений о выдвижении кандидатур на должность Уполномоченного и проведения процедуры его назначения.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном Федерального конституционного закона. Процедура назначения на должность Уполномоченного не отличается от той, которая предусмотрена для его назначения в порядке ротации.

Наличие в Законе необходимой процедуры по досрочному освобождению Уполномоченного от должности позволяет вместе с тем прекращать на неопределенное время осуществление государственной защиты прав человека и парализовать деятельность возглавляемого им федерального государственного органа.

В целях обеспечения непрерывности осуществления Уполномоченным своих полномочий и повышения эффективности деятельности руководимого им федерального государственного органа целесообразно в настоящем Законе ввести должность его заместителя, которым мог бы стать, например, специализированный уполномоченный, такой, как Уполномоченный по правам ребенка Российской Федерации, должность которого рекомендована Комитетом по правам ребенка (ООН) в пункте 9 его заключительных замечаний от 10.11.99 на второй периодический доклад Российской Федерации, направленный в соответствии со статьей 44 Конвенции о правах ребенка.

Должность заместителя Уполномоченного, являющегося, в том числе, специализированным уполномоченным, предусмотрена и Модельным законом "О статусе Уполномоченного по правам человека", принятым Постановлением N 24-7 от 04.12.2004 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ на ее 24 пленарном заседании.

Заместитель мог бы не только замещать Уполномоченного в период его временного отсутствия (нетрудоспособность, командировка, отпуск, досрочное освобождение от должности, приостановление полномочий), но и обеспечивать разделение его обязанностей по отдельным направлениям государственной защиты прав человека. До назначения Уполномоченного на должность постановлением Государственной Думы и вступления в нее после принесения им присяги, назначение каких-либо иных лиц в качестве исполняющего обязанности Уполномоченного  Законом не допускается.

Законом регулируется лишь одно из четырех направлений деятельности Уполномоченного по государственной защите прав человека, связанное с рассмотрением им жалоб заявителей об их нарушениях.

Вместе с тем право и дееспособность Уполномоченного получать и рассматривать жалобы заявителей является хотя и важной, но только одной из мер, составляющих комплексный механизм осуществления независимого контроля за признанием и соблюдением прав человека. В компетенцию Уполномоченного входит  рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – заявители). Учредив должность Уполномоченного, Российская Федерация обеспечила каждому человеку, чьи права оказались нарушенными, возможность обращения с жалобой к независимому, беспристрастному и компетентному должностному лицу, профессиональной обязанностью которого является осуществление их государственной защиты.

Жалобы и обращения граждан свидетельствуют о том, что ситуация с правами человека остается в России крайне напряженной.

У граждан есть также возможность обратиться непосредственно в приемную заявлений аппарата Уполномоченного в Москве, позвонить по "горячей телефонной линии" и получить необходимые консультации.

Важной формой работы, позволяющей получить "из первых рук" представление о ситуации с правами человека на местах, является организация работы "выездных приемных" в субъектах Российской Федерации.

Практикой стали регулярные посещения Уполномоченным и работниками аппарата учреждений и органов принудительного содержания, здравоохранения, социальной защиты, воинских частей и других государственных организаций. Правовой институт омбудсмена обладает тем достоинством, что граждане не испытывают формальных трудностей при осуществлении контакта с этим должностным лицом.

Работа института Уполномоченного свидетельствуют, что защита прав граждан меньше всего нуждается в шумных показательных акциях. Требуется ежедневный, кропотливый труд специалистов-профессионалов, необходим принципиальный контроль за выполнением принятых решений.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Применение ограничения во времени допускается только в случаях, когда жалоба касается конкретных и определенных событий или фактов. Если нарушение прав человека является продолжаемым или длящимся, то срок давности для обращения не применяется.

Продолжаемым нарушением признаются тождественные действия, направленные для достижения одной общей цели и составляющие в своей совокупности единое правонарушение, каким является, в частности, нарушение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, выразившееся, например, в последовательных и целенаправленных действиях по сбору информации о частной жизни лица без его согласия.

Длящимся нарушением признаются действия (бездействие), имеющие характер единого процесса, протекающего непрерывно на протяжении определенного времени, каким является, в частности, нарушение права на свободу и личную неприкосновенность, выразившееся, например, в незаконном содержании под стражей, или действие не ограниченного во времени нормативного правового акта. Установление настоящим Законом годичного срока для подачи жалобы Уполномоченному является необходимым средством пресечения попыток недобросовестных заявителей использовать его полномочия в целях принятия им к рассмотрению жалоб, потерявших за давностью лет практический смысл. Этот же срок является и стимулом для тех заявителей, которые не проявляют интереса к своевременной защите своих нарушенных прав или свобод. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество (в большинстве стран мира анонимные жалобы не регистрируются и не рассматриваются) и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке, быть корректной по содержанию (не нарушать прав других лиц на защиту своей чести и доброго имени).

С учетом различия в правовом положении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жалобе необходимо сообщать информацию о гражданской принадлежности заявителя.

 Процедура подачи жалоб, в том числе организация личного приема заявителей, должна быть максимально простой и доступной, исключать формализм и административные излишества, препятствующие их своевременному рассмотрению. Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной. Расходы по рассмотрению Уполномоченным жалоб заявителей (независимо от их количества) и осуществлению государственной защиты прав человека покрываются за счет средств федерального бюджета, который должен обеспечивать финансирование его независимой деятельности в полном объеме. Недопустимым будет являться приостановление деятельности Уполномоченного из-за нехватки финансовых средств на осуществление его мандата.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному. С жалобами о нарушениях прав человека лица, находящиеся в местах принудительного содержания, вправе беспрепятственно обращаться к Уполномоченному в любое время, при этом перлюстрация их корреспонденции администрацией учреждения не допускается.

Получив жалобу, омбудсмен имеет свободное усмотрение при решении вопроса о том, начинать производство по жалобе или нет. Решение о принятии жалобы к производству, то есть о признании ее приемлемой, выносится при наличии необходимых каждого в отдельности и достаточных в совокупности условий. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному такие возможности: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок письменно уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. Процедура признания жалоб приемлемыми предполагает решение таких, в частности, вопросов, как: относится ли предполагаемое нарушение к правам человека, предмету и субъектам деятельности Уполномоченного; не влечет ли она нарушение его мандата; имелась ли у государства возможность для самостоятельного устранения допущенных нарушений; достаточны ли использованные заявителем правовые средства их защиты; рассматривалась ли она уже и не содержит ли информации о вновь открывшихся обстоятельствах, нуждающихся в дополнительной проверке; не является ли она клеветнической или оскорбительной, нарушающей права и законные интересы других лиц.

Те заявления, по которым не удается сразу добиться положительного результата, берутся на контроль сотрудниками аппарата. Работа в отношении этих документов ведется до достижения положительного результата.

Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован, чтобы заявитель имел возможность своевременно и полно устранить препятствия, не позволившие признать ее приемлемой. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит, но может быть преодолено заявителем устранением имеющихся препятствий, например, подачей предварительной жалобы на решение или действие (бездействие), нарушающее его права, для рассмотрения ее в судебном или административном порядке.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.