Наиболее
актуальная тематика представлена разработками в области информационных
технологий и защиты окружающей среды, живой материи, включая медицинскую
тематику, мультимедийных образовательных продуктов, технологий получения
альтернативных источников энергии и энергосбережения. К числу приоритетных
относятся также проблемы разработки искусственного интеллекта,
сверхпроводимости, нанотехнологий и микромашин, использования солнечной
энергии, глубокой переработки отходов. Исследования в этих областях связаны с
управлением атомно-молекулярным механизмом для получения заданной структуры
материалов и веществ; широким использованием компьютерной техники; изучением
возможностей использования свойств живой материи для создания
высокофункциональных материалов и процессов их получения; разработкой
экологически чистых материалов и др. Они невозможны без прогресса в технологиях
переработки информации, программных устройствах, системах телекоммуникаций.
Прогресс в информационных и финансовых технологиях влечет за собой формирование
единого мирового рынка инноваций, товаров, капитала, труда.
Опыт
развитых стран показывает, что особенность реализации инновационной политики в
отличие от научно-технической заключается, прежде всего, в объеме ресурсов,
которые необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на
фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные НИОКР
превышают их в 10 раз. Реализация же инновационной политики (освоение в
промышленности новейших технологий, выпуск инновационной продукции и завоевание
рынков сбыта) требует вложений в 100-1000 раз больших.
Определяющей
тенденцией в сфере инвестиционной политики в мире стала ее глобализация —
перекрестные НИОКР и коммерциализация технологий. Основная цель таких
инвестиций — возможность использования иностранных достижений и открытий в
области науки и технологий, привлечение зарубежных ученых и инженеров,
кооперация и сотрудничество с зарубежными исследовательскими центрами и
лабораториями, а также адаптация результатов НИОКР к потребностям рынка стран,
в которые они направляются.
Для
России использование таких возможностей глобализируемой мировой инновационной
системы может стать одним из важнейших направлений государственной политики в
области международного научно-технического и инновационного сотрудничества.
Положение страны в геополитической конкуренции в XXI веке будут определять развитие науки, качество
информационной среды, формирование ключевых производственно-технических систем
нового технологического уклада, способность хозяйственного механизма
генерировать высокую инновационную активность, состояние системы образования и
здравоохранения, демографическая ситуация.
Переход
на инновационный путь развития — ключевая задача современной России. Одной из
приоритетных проблем является развитие новой экономики, основанной на знаниях.
Формирование новой экономики может происходить за счет кардинального изменения
экономической структуры в пользу высокотехнологичных отраслей, развития
человеческого капитала, сферы образования, повышения квалификации кадров.
Трансформации будет подвергнута и научно-техническая сфера с целью оптимизации
ее масштабов и структуры, повышения на порядок эффективности, ориентации на
достижение конкретных результатов. Научно-техническая сфера должна превратиться
в компонент национальной инновационной системы.
Сегодня
по всем критериям Россия делает только первые шаги, связанные с формированием
современной национальной инновационной системы. Россия — это страна, которая
имеет топливно-сырьевую ориентацию. Структурная перестройка экономики у нас
еще и не начиналась, доля топливно-энергетического комплекса с каждым годом
растет. Мы даже не можем практически использовать еще сохранившийся научно-инновационный
потенциал, во-первых, потому что в условиях очень низкого технологического
уровня производства точечное использование новейших технологий не даст эффекта,
да и просто невозможно из-за технологической, экономической, управленческой
взаимосвязи всех звеньев системы. Кроме того, мы имеем ограниченные источники
финансирования расширенного воспроизводства имеющегося потенциала, так как главным
его источником являются собственные средства промышленных предприятий
В
то же время в структуре национального хозяйства развитых стран преобладают
высокотехнологичные отрасли, характеризующиеся относительно низкой материало- и
трудоемкостью, но очень высокой долей затрат на НИОКР в добавленной стоимости,
а также отрасли "мягких" технологий (услуг). При этом весьма
существенно, что основная специфика технологий этих отраслей, в том числе
"мягких технологий", состоит в том, что они базируются прежде всего
на широком использовании результатов интеллектуального труда, т. е. новых
знаний. В этих странах развитие инноваций и качества человеческого капитала
превратилось в главную цель инвестиционной политики и накопления национального
богатства.
Мировой
рынок наукоемкой продукции развивается высокими темпами. Наибольший удельный
вес в торговом обороте (как в экспорте, так и в импорте) принадлежит
электронной промышленности и производству вычислительной техники (примерно по
30 и 35% соответственно). Доминирующее положение на рынке наукоемкой продукции
занимают страны "Большой семерки", которые контролируют около 2/3
производства и торговли наукоемкой продукцией, из них США — свыше 20%, Япония —
порядка 12-14%, Германия— более 10%17.
Присутствие
России на международном рынке наукоемкой продукции пока незначительно: ее доля
составляет, по разным оценкам, от 0,35% до 1%. Это ниже не только показателей
развитых стран мира, но и развивающихся стран Азии. В то же время Россия
восстанавливает позиции на мировом рынке вооружений, так и не сумев провести
конверсию военного производства. Сейчас страна вышла на второе место в мире по
экспорту вооружений. Что касается показателей торговли российскими технологиями
на международном рынке, то в последние годы отмечается некоторое расширение ее
масштабов и географии. Суммарный оборот торговли технологиями составил в 2002
г. 784 млн. долл. (в 2001 г. 636,9 млн. долл.), однако пока это низкий
показатель: так, в США суммарный оборот от торговли технологиями составляет
49,7 млрд. долл., в Швейцарии — 3,5 млрд. долл.
В
структуре экспорта преобладают неохраноспособные виды интеллектуальной
собственности, менее ценные с коммерческой точки зрения. Вместе с тем по
показателю изобретательской активности, измеряемому как число отечественных
патентных заявок (в том числе и поданных за рубежом) в расчете на 10 000
населения, Россия вышла на средний уровень — 2,62 по сравнению с 1,12 в 1995
году, опережая страны Центральной и Восточной Европы — Чехию, Польшу, Венгрию
(0,6—0,7), но отставая от государств-лидеров, где соответствующие значения
достигают 4,5-5,5. Доля России в общем количестве патентных заявок, подаваемых
за год иностранными заявителями в государствах ОЭСР, не превышает 0,5%, однако
в динамике число российских патентных заявок, поданных за рубежом, растет18.
В
России продолжают пока существовать сферы инновационной деятельности, которые
были до 1992 года составной частью единого научно-технического комплекса
бывшего СССР, но сейчас пришедшие в упадок:
фундаментальная наука в составе подразделений, институтов,
научных центров, лабораторий, опытно-конструкторских баз и многих
научно-инновационных образований Российской академии наук, а также современных
научно-карпоративных и общественных организаций;
университеты и высшие учебные заведения, а также учебно-научно-инновационные
комплексы, объединяющие различные элементы инновационного цикла с его ресурсным
обеспечением в составе Минобразования РФ;
сфера прикладных научно-исследовательских институтов и
опытно-конструкторских баз, сохранившихся в наукоградах, в ряде корпораций и
ФПГ, значительная часть которых координируется Минпромнауки РФ;
государственная сфера патентования изобретений и открытий, а
также корпоративные банки данных научных идей и ноу-хау;
наукограды,
крупные научно-технические комплексы и корпоративные объединения по
промышленному освоению технологий и выпуску наукоемкой продукции,
сосредоточенные в оборонном комплексе (в том числе НПО "Энергия", "Союз",
"Химмаш", "Атоммаш").
Важнейшими
научно-технологическими областями, в которых Россия еще способна выйти на
мировые рынки, являются: авиационная и космическая техника, атомная
промышленность, утилизация ядерных отходов, лазерная техника, отдельные области
информационных технологий в оборонных и космических устройствах. В то же время
при наличии мощных заделов в ряде отраслей, созданных еще в доперестроечное
время, имело место огромное отставание в таких мировых научных направлениях,
как информационные технологии, телекоммуникации, биотехнологии, фармацевтика,
технологии, ориентированные на человека, повышение качества жизни.
Еще
в 1980-е годы и начале 1990-х годов при разработке комплексной программы
научно-технического прогресса на долгосрочную перспективу предполагалось, что
научно-технические заделы, созданные в России, станут ключевым фактором
промышленного развития в начале XXI века. Однако уже в 1990-е годы началось сокращение масштабов научных
исследований, снижение кадрового потенциала науки, деградация научной
инфраструктуры.
Экономический
рост после кризиса 1998 г. был достигнут в основном на базе процессов
импортозамещения и наращивания сырьевого экспорта в условиях повышения мировых
цен на энергоносители и другие виды природных ресурсов. Инновационная активность даже и технологически передовых отраслях
остается в стране на низком уровне.
Как
считают эксперты, одна из главных причин заключается в том, что преобразования
последних лет почти не затронули основ той институциональной модели, которая
была характерна для советской научно-технической сферы и на которую все еще
ориентируются многие работники научных организаций, инженеры и государственные
ведомства, ответственные за развитие экономики. Практика управления
консервирует сложившийся отрыв науки от хозяйственной деятельности.
В
условиях слабого, неструктурированного рынка многие предприятия, выпускающие
наукоемкую продукцию, не смогли найти необходимых инвестиций для налаживания
производства новой продукции и вхождения в монополизированные секторы
наукоемкого мирового рынка даже при наличии разработок мирового класса.
Решающую роль в этом играет отсутствие эффективной государственной
инновационной политики, включая защиту и поддержку инновационной деятельности
(при сохранении высокого уровня налогообложения), необходимое законодательное
оформление отечественной национальной инновационной системы; комплекса
инновационной инфраструктуры с рыночными финансово-экономическими институтами
(банками, инновационными фондами, страховыми и венчурными фирмами).
4. Инновационный путь
развития России
Впервые
инновационный путь развития России был продекларирован Правительством РФ в 2002
году в документе «Основы политики РФ в области развития науки и технологий до
2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденный указом Президента РФ от 30
марта 2002 года. В этом документе указано, что целью государственной политики в
области развития науки и технологий является переход к инновационному пути
развития страны на основа избранных приоритетов19. Решив за последние годы задачи создания
институциональной основы рыночной экономики и посткризисного восстановления
производства, обеспечив макроэкономическую стабильность, Россия, с одной
стороны, получила возможность ставить амбициозные стратегические цели развития,
с другой - оказалась перед необходимостью преодоления отмеченных вызовов.
4.1 Инновационный путь развития: понятие, задачи и основные
характеристики
Инновационный путь развития страны – это путь,
основанный на тех знаниях и научных достижениях, благодаря чему Россия должна
изменить свою сырьевую направленность в мировом товарообороте к 2020 году, как
это указано в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ».
Россия должна войти в пятерку лидеров мирового экономического развития и
торговать на мировом товарном рынке преимущественно наукоемкой
высокотехнологичной продукцией.
Достижение этой
цели предполагает:
выход
России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира (в
том числе среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности – 30 тысяч
долларов США в 2020 году и 40-50 тысяч долларов США в 2030 году);
обеспечение
научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее
конкурентные преимущества и национальную безопасность;
обеспечение
специализации России в мировой экономике на основе передовых
научно-исследовательских разработок и высоких технологий. Россия должна
занимать значимое, не менее 10 процентов, место на рынках высокотехнологичных
товаров и услуг по 4-6 и более позициям;
укрепление
позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;
реализация
глобальных конкурентных преимуществ в сфере транспорта и транзитных потоков;
превращение
России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой
национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции
России на финансовых рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы;
формирование
эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов
гражданского общества20.
Инновационный тип
развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих
параметрам развития ведущих стран мира:
диверсификация
экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и
высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора
и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%),
вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2,0-3 процентных
пунктов (2006 год – 1,3);
высокая
инновационная активность корпораций, связанная с освоением новых рынков,
обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых
форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих
технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год – 9,3%), доля
инновационной продукции в выпуске промышленной продукции – до 25-35% (2005 год
– 2,5 процента);
наличие
эффективной национальной инновационной системы, активизация исследований и
разработок, как фундаментальных, так и прикладных. Внутренние затраты на
исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП (2006 год – 1 % ВВП);
создание условий
для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества
человеческого капитала, наличие эффективной, ориентированной на конечный
результат, социальной инфраструктуры. Среднемесячная заработная плата в
экономике должна превысить в 2020 году 2000 долларов США (2006 год – 391
доллара США), расходы на образование за счет государственных и частных
источников – не менее 5-6% ВВП (2006 год – 4,6%), на здравоохранение - 6-6,5%
(2006 год – 3,9 процента);
повышение
эффективности использования первичных ресурсов, прежде всего труда и
энергоносителей. Производительность труда должна быть увеличена почти вдвое,
энергоемкость – снижена не менее чем на 40 процентов; эффективная система
спецификации и защиты прав собственности, включая интеллектуальную
собственность, и создание развитого рынка венчурного капитала21.
4.2
Направления перехода к инновационному типу развития
Особенность
перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит
одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях
глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны
мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего
прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее
специализацию в мировом хозяйстве. Такой подход требует реализации стратегий
одновременно в пяти направлениях.
Первое
направление – обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ
России в сферах энергетики, транспорта, экологии, аграрного сектора.
Второе
направление – формирование мощного научно-технологического комплекса,
обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках.
Третье
направление – структурная диверсификация экономики на основе повышения
конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных
отраслей и «экономики знаний».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|