2.3 Инновационная активность и инновационная восприимчивость
Инновационная
деятельность субъекта (предприятия, региона, страны и т.д.) характеризует его
инновационную активность, которую некоторые ученые понимают как
"интенсивность применения достижений науки и техники в хозяйственной
практике". Как следует из всего вышесказанного, инновационная активность
не всегда обусловлена необходимостью повышения уровня научно-технической
новизны. Наиболее важным критерием для производителя и потребителя может
являться рыночная новизна, наличие потребительной стоимости, т.е. способности
более эффективно удовлетворять потребности общества: уже имеющиеся или новые,
сформированные ею. Исходя из этого, мы бы трактовали инновационную активность
как интенсивность реализуемых нововведений. Такое же определение инновационной
активности дается и в законе Свердловской области «Об инновационной
деятельности в Свердловской области». Степень инновационной активности
определяется развитостью и диверсифицированностью общественных потребностей,
отраслевой структурой экономики: наличием адекватной для инновационной
деятельности производственной, научной, информационной и другой инфраструктуры:
структурой, качеством и мотивацией рабочей силы и др.
Инновационная
активность в значительной степени обусловлена инновационной восприимчивостью
социально-экономической системы любого уровня, т.е. способностью к быстрому и
эффективному освоению новшества, к созданию и внедрению новаций, а мы бы
сказали, к восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса.
В законе Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской
области» указано, что инновационная восприимчивость (инновативность экономики)
- способность социально-экономической системы к восприятию инноваций в целях
удовлетворения потребительского спроса11.
2.4
Инновационная инфраструктура и инновационный потенциал
Понятие
"инновационная восприимчивость" иногда путают с понятием
"инновационный потенциал", трактуемый некоторыми авторами как
"способность создавать и применять пионерные технологические
новшества", либо как готовность и способность того или иного предприятия
(организации) осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) новацию. На наш
взгляд, более справедливо мнение тех авторов, которые под потенциалом понимают
совокупность кадровых, материально-технических и информационных ресурсов (в
виде накопленных знаний), предназначенных для решения стоящих перед обществом
задач научно-технического развития, либо обеспечивающих (в случае непрерывного
использования) возможность для осуществления научно-технической деятельности по
решению социально-экономических проблем развития народного хозяйства.
Трактование потенциала как ресурсной совокупности свидетельствует о его
возможностях и инновационной восприимчивости. К примеру, предприятие, не
обладающее конструкторскими структурами, не в состоянии изготовить опытный
образец или установочную серию даже по закупленной технической документации.
Однако трех вышеперечисленных видов ресурсов, как нам, кажется, явно недостаточно для реализации инновации. Чтоб инновационный процесс начался в обществе с товарно-денежными отношениями, необходимо финансовое обеспечение и организационно-управленческий персонал. Кроме того, требуется и соответствующая инновационная инфраструктура. Исходя из этого уточненное, определение данного словосочетания могло бы звучать следующим образом: инновационный потенциал - это совокупность кадровых, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов, обслуживаемых соответствующей инфраструктурой, предназначенная для реализации нововведений.
В
зависимости от размера рассматриваемой социально-экономической системы
инновационный потенциал может характеризоваться на уровне мирового сообщества,
отдельно взятой страны, отрасли, региона, хозяйствующего субъекта. В любом
государстве инновационный потенциал относится к категории национального
достояния. В ведущих развитых странах существует законодательство, охраняющее
его. Наша страна, вступая на путь, которым идет большинство стран мира,
трансформирует свое законодательство, определяя результаты научной и
инновационной деятельности как товар, подлежащий защите и коммерциализации.
Протекание
инновационного процесса во многом обусловлено развитостью инновационной
инфраструктуры. Зачастую в экономической литературе данное понятие трактуется
слишком широко, охватывая практически весь инновационный потенциал. На наш
взгляд, под инновационной инфраструктурой следует понимать специфический
комплекс видов деятельности с их потенциалом, обслуживающий инновационный
процесс.
Эта
деятельность связана, прежде всего, с обслуживанием рынка научно-технической
продукции, которая, превращаясь в товар, требует специальной' сети организаций,
осуществляющих коммерциализацию разработок прикладного значения академической,
вузовской и прикладной науки. Кроме того, на стыках различных стадий
инновационного процесса зачастую требуются консультационные,
информационно-посредничекие, организационные, экспертные, инженерные,
инкубаторские, аудиторские, управленческо-координационные, патентные и другие
услуги.
Поэтому
за рубежом к инновационной инфраструктуре относят консультативные и
информационные фирмы, фирмы венчурного капитала, аудиторские фирмы, инкубаторы,
патентные бюро, малые внедренческие предприятия и т.д.12
2.5 Инновационное предпринимательство
Развитие
малого бизнеса (в том числе и инновационного) привело к появлению в инноватике
нового термина "инновационное предпринимательство". П.И. Ратанин считает,
что инновационная деятельность, связанная с новаторской идеей, осуществляется в
рамках сложившихся традиционных структур (например. НИИ. НТК. НПО), а прецедент
создания для реализации новой самостоятельной структуры есть инновационное
предпринимательство.
На
Западе инновационное предпринимательство тесно связано с малым бизнесом. Его
отличительными признаками являются: свобода в выборе направлений и видов
человеческой деятельности, инициативность, самостоятельность в принятии
решений, ответственность за их последствия и связанный с этим риск, ориентация
на достижение коммерческого успеха. Инновационное предпринимательство связано с
осуществлением новых нетрадиционных подходов во всех сферах деятельности, ему
присуще новаторство, творческий подход к решению всех проблем, связанных с
рынком. Его особенность - уникальность нововведений, которая предопределяет
высокую степень риска и низкую вероятность результата.
2.6 Инновационная система
Еще одним немаловажным понятием здесь можно рассмотреть инновационную систему. В «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» дается достаточно полное определение этого термина: инновационная система - это совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы. Инновационная система включает: воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны; проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство; промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции; развитие инфраструктуры инновационной системы; подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности Содержанием инновационной деятельности субъектов инновационной системы является: проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления; развитие инфраструктуры инновационной системы; вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности; технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции; проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок13.
Итак, нами
рассмотрены и уточнены основные понятия, связанные с инновационной
деятельностью хозяйствующих субъектов всех форм собственности и юридического
статуса, а также предприятий и организаций нововведенческой инфрастуктуры.
Уточненный терминологический аппарат может быть заложен в основу теории
управления инновациями, основополагающие моменты которой во многом зависят от
правильности понимания сущности нововведения и содержания процессов его
реализации
3.
Роль инноваций в развитии мирового сообщества
Основой
современного социально-экономического развития страны является ее
научно-технический потенциал, который служит предпосылкой перехода общества в
постиндустриальную информационную эпоху. Эта проблема представляет чрезвычайную
важность для современной России. Безотлагательность перехода ее экономики на
инновационный путь развития требует мощной активизации инновационной
деятельности, создания соответствующего научно-технического потенциала. Это
позволит реорганизовать национальное хозяйство на основе наукоемкого
производства, повернуть вспять тенденцию огромного и все нарастающего
отставания России от развитых стран мира в различных сферах — экономической,
социальной, современных технологий (электроники, вычислительной техники,
программных средств, телекоммуникаций, роботостроения, информационных услуг),
организации управления. По данным Минпромнауки, удельный вес России на мировом
рынке продукции наукоемких отраслей составляет около 0,3%, в то время как этот
показатель для США равняется 36%, Японии — 30%, Китая — 6%114. Основная доля в затратах на инновации
российских предприятий (свыше 60%) приходится на приобретение машин и
оборудования, зачастую устаревших моделей, вместо собственно инновационной
деятельности предприятий — разработки и освоения новой продукции.
Усиленное внимание к исследованию проблем инновационной
деятельности вызвано и тем, что предстоит напряженная работа по органичному и
достойному вхождению российской экономики в мировое хозяйство. Преодоление
отставания практически во всех отраслях и производствах предполагает усиление
инновационного характера предпринимательской деятельности, формирование особой
инновационной сферы с присущими ей субъектами.
Приоритетной задачей в этой связи становится формирование
национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность
институтов, занимающихся производством и трансформацией научных знаний в новые
виды конкурентоспособной продукции и услуг. Целью этой системы является
обеспечение социально-экономического развития страны на современном уровне с
переориентацией производства от приоритета сырьевых отраслей, занятых добычей и
первичной переработкой сырья, к экономике знаний и инноваций.
Инновационный процесс, т. е. процесс создания,
распространения и потребления субъектами национального хозяйства
научно-технических, производственных, организационных, управленческих и других
новшеств, является основным содержанием модернизации экономики и общества в
целом. Это справедливо и для такого понятия, как научно-технический прогресс,
широко применяемого для описания различий в экономическом развитии тех или иных
стран.
В начале третьего тысячелетия человеческий и
научно-технический прогресс превратился в основной фактор экономического
развития. Опыт экономического роста в развитых странах свидетельствует о том,
что наибольший успех ими достигается при вложении инвестиций в человека — новые
знания, воплощенные в образовании, новых технологиях и оборудовании,
организации и управлении. На их долю в этих странах приходится от 70 до 90%
прироста ВВП. Все это свидетельствует о том, что единственно приемлемым для России
типом развития, потенциально обладающим реальной перспективой на будущее,
является инновационный. В ином случае возникает опасность подрыва основ
экономической безопасности, самостоятельного и устойчивого развития страны.
Интенсивность научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ во многом определяет сегодня уровень
экономического развития: в глобальной экономической конкуренции выигрывают
страны, которые обеспечивают благоприятные условия для развития человека,
научных исследований и научно-технического прогресса. В этой сфере велика роль
государства.
Проблемы освоения
инновационных технологий в производстве являются ключевыми для большинства
индустриально развитых стран мира. Меры, принимаемые для реализации
национальной научно-технической и инновационной политики этих стран, направлены
на обеспечение технологической безопасности, повышение конкурентоспособности
высокотехнологичных производств, регулирование доступа зарубежных конкурентов к
информации о передовых научно-технических достижениях. Роль государства не
ограничивается традиционными рамками поддержки фундаментальной науки и целевых
исследований, а напрямую ориентирована на обеспечение экономического роста и
конкурентоспособности национального хозяйства.
Технологическая
и инновационная политика государства в США в сфере инновационной деятельности
направлена:
на
создание делового климата, при котором процветает деятельность частного сектора
в области инноваций, повышающая конкурентоспособность продукции;
поощрение развития,
коммерциализацию и использование инновационных технологий;
инвестирование в создание технологий мирового класса XXI века;
интеграцию военных и промышленных технологий, способных
эффективно решать как военные, так и гражданские задачи;
формирование
квалифицированных специалистов мирового уровня, способных участвовать в быстро
меняющейся и основанной на знаниях экономике;
партнерство с частным сектором и отстаивание национальной
технологической политики, направленной на использование технологий в целях
создания экономической мощи страны;
содействие промышленности в развитии технологий, систем
измерений и стандартов15.
Таким
образом, в условиях развитой рыночной экономики правительство считает
необходимым выступать партнером американского бизнеса, играть активную роль в
поддержке развития промышленности и технологий, обеспечении экономического
роста и повышении благосостояния страны.
Одним
из мировых лидеров в области создания и промышленного освоения инновационных
технологий является Европейский союз (ЕС), располагающий современной
научно-исследовательской базой, а также большим количеством ученых, обладающих
высоким творческим потенциалом. Стратегической линией стран-членов ЕС в области
научно-технических разработок является концентрация инвестиционных ресурсов на
ключевых направлениях инновационной инфраструктуры, включающих:
создание
единой для всех стран — членов ЕС базы данных, аккумулирующей и
регламентирующей комплекс минимально необходимых процедур и формальностей для
создания предприятий;
доступ ученых в европейские научно-исследовательские
программы;
поддержку малых и средних предприятий в целях правовой защиты
от незаконного копирования разработанных технологий или выпускаемой продукции;
создание механизма финансовой поддержки малых и средних
предприятий, оказание им помощи в подготовке, регистрации и использовании
патентов, учитывая опыт работы национальных и европейских патентных бюро;
совершенствование системы финансирования инновационной
деятельности предприятий;
введение более совершенного налогового механизма, дающего
определенные льготы предприятиям, разрабатывающим и выпускающим различную
инновационную продукцию;
создание в компаниях условий, стимулирующих повышение квалификации
сотрудников16.
Научно-исследовательская
и производственно-технологическая сферы мировой экономики как неотъемлемый
элемент в сферы высоких технологий становятся по своему содержанию глобальными.
Разработка высоких технологий, производство на их основе высокотехнологичных
товаров и услуг, продвижение их на мировые рынки, расширение международной
интеграции в этой области стали для большинства промышленно развитых стран
Западной Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии важнейшей
стратегической моделью и локомотивом экономического роста.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|