По масштабности
распространения нововведения можно подразделить на глобальные и локальные.
Глобальные изменения составляют основу революционных преобразований в обществе,
когда происходят коренные, качественные перемены в средствах производства и
предметах потребления, частичные (в отдельных областях) или общие
научно-технические революции, означающие переход к новым технологическим
принципам, которые затем распространяются эволюционно, представляя локальные
изменения. Локальные инновации не оказывают принципиального влияния на
экономику, организацию и социальные условия жизнедеятельности общества. В
техническом плане они связаны с появлением новых моделей и модификаций машин,
улучшением их отдельных параметров, совершенствованием используемых
технологических процессов и т.п. Локальные инновации позволяют в полной мере
использовать потенциал существующей техники и подготовить условия для скачка в
развитии. Если глобальные изменения затрагивают жизнь общества в целом и
оказывают несомненное влияние на все моровое сообщество, то локальные
нововведения могут касаться отдельных видов техники, технологии, отдельных
производителей и потребителей, отдельные рынки сбыта.
Инновации могут
носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Инновация прогрессивна,
когда она является результатом целенаправленной, сознательной деятельности
людей, обеспечивающей поступательное развитие той или иной системы. Инновация
регрессивна, когда в хозяйственном организме происходят процессы дегенерации, а
также когда процессы, протекающие стихийно и нецеленаправленно, выступают
тормозом общественного развития.
Импульсом
возникновения и развертывания инноваций выступают как известные законы прибыли
и диверсификации потребностей, так и достижения фундаментальных наук. Погоня за
прибылью, стремление обеспечить себе монопольное рыночное положение , острота
конкурентной борьбы, хозяйственная деятельность государства в значительность
степени определяют расширенное воспроизводство нововведений в странах рыночной
экономики.
В условиях
существования товарно-денежных отношений для получения прибыли необходимо
придать новшеству товарный вид, пропустить его через сферу обращения и там
обменять на деньги. Тут, однако, есть существенное ограничение: владелец денег
должен признать полезность предлагаемой ему вещи или услуги и актом купли товара
подтвердить, что товар достаточно адекватен предъявляемым к нему требованиям.
К. Маркс писал: «Товар приобретает всеобщую, общественно признанную
эквивалентную форму только в качестве денег, а деньги находятся в чужом
кармане. Чтобы извлечь их оттуда, товар должен быть, прежде всего,
потребительной стоимостью для владельца денег…» Обострение проблемы сбыта
объективно заставляет каждого производителя приспосабливаться к спросу,
выявлять и даже самому формировать новые потребительские предпочтения. Подобный
эффект в западной экономической литературе получил название «подтягивание
спросом», а суть его была сформулирована почти столетие назад Ф. Энгельсом:
«Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку
вперед больше, чем десяток университетов».
Во многих случаях
появление новой технологии (техники) или научной продукции не влечет за собой
появление спроса на них, поскольку рынок еще не осознал возможностей этой
новинки. Так, появление телевидения или разработка новых медицинских препаратов
на основе современных научных изысканий служат примером того, что
научно-технические достижения первоначально остаются невостребованными рынком.
В подобных случаях первые появления новых потребностей (спроса) должны
стимулироваться технологическим «проталкиванием» новой продукции на рынок.
Однако по мере того, как рынок (общество) становится более разборчивым и
требовательным, повышается степень обратного воздействия рынка, который, в свою
очередь, определяет последующие этапы (направления) разработки научной
продукции.
Во многих
зарубежных исследованиях отмечается, что соотношение инноваций, вызванных
новыми потребностями и новыми технологическими возможностями, составляет 3:1.
Потенциальные потребители новой научной продукции – люди, и когда речь идет о
«тотальных потребительских свойствах» продукции, подразумевается высшее
возможное ее качество и надежность, так называемые неуловимые, непостижимые
свойства (дизайн, бездефектность, способность служить человеку), которые
превращаются в более важные факторы, чем собственно технологические свойства
вещей.
Вместе с тем
очевиден тот факт, что наука и технология способны оказывать глубокое
воздействие на условия жизни общества (наличие чистой воды, медицинских
средств, телекоммуникаций и т. п.) и на его экономическое развитие.
Заключительным
признаком в данной классификации рассматривается конечная ориентация
производимых изменений. В тех случаях, когда инновации ориентированы на
средства и способы производства, можно говорить о производственных нововведениях.
Изменения, вносимые в товар, удовлетворяющий потребности человека, следует
отнести к потребительским5.
2.
Терминологический аппарат инновационной теории
2.1 Инновационный процесс и его этапы
Высказывая
различные точки зрения по поводу термина "инновация", ученые и
экономисты почти единодушны в определении сущности инновационного процесса,
рассматриваемого как цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи
до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в
хозяйственной практике либо удовлетворяет потребности человека. На наш взгляд,
инновационный процесс можно трактовать двояко. С позиций закономерности цикличности
общественного развития инновационный процесс представляет собой реализацию
совокупности изменений в продукте, технике и технологии, основанных на
радикальных инновациях, влекущих за собой появление качественно новых
продуктов, изменение структуры издержек, условий производства, потребления.
Применительно
к жизненному циклу конкретного новшества инновационный процесс можно трактовать
как цепь событий по реализации изменения, формулирующего новый способ
удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создающего новые.
Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных
отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом
этого процесса является новшество как реализованное, использованное изменение6.
Инновационный
процесс состоит из нескольких этапов.
1)
Фундаментальные
исследования
Фундаментальные
исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о
потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание
потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и
открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей,
их отбор и разработка, определение возможности реализации.
Он делится на
теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные
подходы к проблеме и теории; в результате второго – новые принципы создания
изделий и технологий.
2)
Прикладные
исследования
Прикладные
исследования, направленные на определение способов применения результатов
предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и
экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка
лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и
образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся
специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй
отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является
техническое задание, рекомендация, образец.
3)
Опытно-
конструкторские разработки
Опытно-
конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших
испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их
стадиями являются:
разработка
заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, -
принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;
формулировка предложений, содержащих техническое и
технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;
изготовление
эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы,
расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы
о целесообразности дальнейшей работы над изделием;
подготовка на
основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее
сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием,
расчет эксплуатационных издержек;
создание рабочего
проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю
документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;
изготовление,
испытание, доводка опытного образца.
4)
Освоение
производства нового изделия.
Освоение
производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив,
финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной
защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование
технологических и организационных процессов, подготовку производственных
мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее
массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию,
распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других
объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает
потребление.
Таким образом,
инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на
коммерческой основе.
Инновационный
процесс часто связывается с научно-техническим прогрессом, признанным во всем
мире в качестве важнейшего фактора социально-экономического развития. Как
соотносятся эти два понятия? Понятие «научно-технический прогресс» несомненно,
имеет более широкий охват по сравнению с понятием "инновационный
процесс". Научно-технический прогресс, как известно, представляет собой
совокупность научного прогресса и прогресса техники и технологии. Исходным
пунктом технического прогресса служит научный прогресс, состоящий из открытия
новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира, овладения приемами и
способами его преобразования в интересах человека. Первоначально он
осуществляется в форме накопления человеком эмпирических знаний о явлениях и
свойствах природы, а затем в форме научных открытий революционного характера,
меняющих основы одной отрасли науки или в целом картину мира, открывающих новые
пути его понимания и преобразования, а также научных открытий и идей,
продолжающих и уточняющих преобладающую систему взглядов, способствуя ее упрочению,
распространению, более эффективной реализации в технике.
Технический
прогресс состоит в совершенствовании средств производства, технологических
процессов и предметов потребления в целях получения народнохозяйственного
эффекта и более полного удовлетворения потребностей человека. Исходя из этого
научно-технический прогресс трактуется большинством ученых как процесс
совершенствования средств производства, технологических методов (способов) и
форм организации труда и производства на основе широкого использования
достижений науки, обеспечивающий повышение производительности труда, более
полное удовлетворение потребностей общества, всестороннее развитие личности
работника или получение другого необходимого обществу эффекта.
Как
мы уже отмечали, понятие "инновация" появляется на стадии
практического использования результатов научных исследований. Это значит, что
инновационный процесс как процесс подготовки и осуществления нововведения
сливается с техническим прогрессом. Точнее сказать, технический прогресс представляет
собой совокупность инновационных процессов, связанных с продуктовыми и
технологическими нововведениями во всех звеньях народного хозяйства. Это тот
самый случай, когда количество обеспечивает качество. Чем больше инновационных
процессов протекает в определенный промежуток времени, тем выше темпы
технического прогресса. Глобальные, радикальные инновации обеспечивают
революционный скачок в технике и технологии7.
2.2 Инновационная деятельность
Инновационный
процесс базируется на инновационной деятельности человечества. Некоторые авторы
смешивают эти понятия, трактуя их абсолютно одинаково. На наш взгляд,
инновационная деятельность представляет собой сознательную целенаправленную
работу людей или, точнее, совокупность особого рода работ по созданию новшества
и распространению его в хозяйственной системе. При этом деятельность по
распространению новинки в народном хозяйстве не менее важна в инновационном
процессе, чем ее создание. Для социалистического способа хозяйствования,
характеризующегося планово-директивными методами управления, распространение
квалифицировалось как внедрение, при этом узкоспециализированная система
организации производства допускала ограниченное внедрение новшества на одном
предприятии или в рамках одной отрасли. В условиях рыночного хозяйствования
распространение новшества не имеет ограничений. Единственным условием выступает
необходимость постоянного совершенствования его технико-экономических
параметров и приспособление к требованиям потребительского спроса.
Совершенствование параметров может происходить по двум основным направлениям:
падению цены единицы полезного эффекта, которое новшество предоставляет своим
потребителям, и повышению возможностей многофункционального применения.
Разумеется, падение цены единицы полезного эффекта может иметь место без
какого-либо изменения параметров самого новшества (к примеру, в результате
экономии на опыте и объеме производства). Однако обычно в ходе диффузии
новшество интенсивно изменяет свои технико-экономические параметры,
приспосабливаясь к требованиям рынка, что ведет к его использованию все
расширяющимся кругом экономических субъектов, которые выдвигают все новые и новые
требования, что, в свою очередь, служит стимулом к изменению параметров
новинки.
К
инновационной относится вся деятельность в рамках инновационного процесса,
включая маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей;
информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских
свойств товаров конкурирующих фирм; поиск новаторских идей и решений, партнера
по внедрению и финансированию инновационного проекта.
В российском законодательстве термин «инновационная деятельность» трактуется по-разному. Так, в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» указано, что инновационная деятельность - это выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
применение
структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций
(нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг),
обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии8.
В законе
Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской области»
говорится, что инновационная деятельность - деятельность, представляющая собой
комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, маркетинговых
действий, направленных на создание, использование и коммерциализацию инноваций
путем введения их в гражданский оборот9. В проекте федерального закона “Об
инновационной деятельности и государственной инновационной политике” под
инновационной деятельностью понимается создание новой или усовершенствованной
продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса,
реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований,
разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических
достижений.
В соответствии с
законопроектом к инновационной деятельности относится деятельность, начиная от
выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (нового
или усовершенствованного технологического процесса), до реализации готовой
продукции (технологического процесса). Сюда же включаются работы, связанные с
проведением маркетинговых исследований, созданием и развитием инновационной
инфраструктуры, подготовкой и переподготовкой кадров для инновационной деятельности,
осуществление технологического переоснащения, подготовки производства,
сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий,
производство товарной продукции10.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|