Рис. 11
Схема
расположения подземного оборудования
при
проведении ГРП на примере скважины 4006.
Рис. 12
2.5.4. Проведение
перфорации
При
проведении скважинных работ важно не допустить закупорки перфорационных
отверстий. Все операции, которые могут привести к осыпям (цементирование,
установка песчаных заглушек, проработка скребком и др.) должны проводиться до
перфорирования. Затем жидкости в скважине вытесняются чистыми жидкостями. Эта
операция также проводится до перфорирования.
За
исключением случаев ограниченной перфорации, ПВР на скважине должно выполняться
таким образом, чтобы минимизировать: давления трения в пристволье и риск
преждевременного «Стопа» при закачке ГРП, падение давления в призабойной зоне
и вынос проппанта при эксплуатации, а также, чтобы обеспечить хорошее
перекрытие продуктивной зоны, избежав в то же время контакта трещины с зонами
нежелательных флюидов.
Важно,
чтобы диаметр перфорационных отверстий соответствовал размеру проппанта. Во
многих случаях, особенно при осадконакоплениях, рекомендуется повторное
перфорирование до начала ГРП. В отсутствие надежной информации в целях
безопасности скважины рекомендуется ПВР с плотностью 20 отв/м, фазированием 60
град., с входным диаметром отверстий 12мм.
Длина
интервала перфорации может оказать влияние на трещину. Для вертикальных скважин
ограничение по интервалу перфорации 15-30 метров. На наклонно-направленных
скважинах интервал ПВР должен прогрессивно уменьшаться при нарастании отхода от
вертикали. В случае если зенитный угол ствола составляет 45 град и более,
рекомендуемый интервал не должен превышать 10 метров. Интервал перфорации должен быть ограничен на скважинах с большим отходом и
горизонтальных. Меньшие интервалы ПВР следует предусмотреть и в случае жестких
пород, а также при неблагоприятной ориентации стрессов в призабойной зоне. Для
горизонтальных скважин в меловых породах рекомендуемый интервал перфорации
составляет от 0,7 до 2,5 метров, в зависимости от ориентации ствола. В более
жестких породах интервал ПВР должен быть сокращен до 0,7 м.
На
вертикальных скважинах и скв с зенитным углом менее 45 град прострел
выполняется с фазированием 60 град. При больших углах отхода и на
горизонтальных скважинах прострел выполняется с фазированием от 0 до 180 град с
ориентацией кровли и подошвы интервала перфорации по вектору силы тяжести. За
исключением случаев частичной (ограниченной) перфорации плотность ПВР должна
быть как минимум 10 отв./м. Как правило, глубина отверстий в 100-150 мм является достаточной.
Депрессия
на пласт может снизить начальное давление разрыва на 68 атм и, вероятно, даст
возможность привлечения к ГРП большей части интервала перфорации. Вызов
притока перед ГРП имеет такой же эффект. В иных случаях избыточное (репрессия)
или сбалансированное давление может быть достаточным. Перфорирование на очень
высокой репрессии перед ГРП может помочь минимизировать проблемы с
искривлением каналов, обусловленным некачественными работами ПВР, однако, как
правило, не рекомендуется.
2.5.5. Дизайн
гидравлического разрыва пласта
Традиционно
рассматриваемые моменты включают:
Зенитный угол и азимут. В идеальном случае желательно
рассматривать в качестве кандидатов для ГРП вертикальные скважины, поскольку
отход даже в 15 град ведет к росту давления закачки и риску преждевременного
«Стопа», а также к резкому снижению продуктивности после ГРП. Другим вариантом является
подбор скважины с отходом, траектория которой находится в плоскости трещины.
Траектория скважины. Данное обстоятельство критично и при
работах с ГНКТ и операциях (ГИС) на кабеле, без исключения требуемых при проведении
ГРП. Важно, чтобы траектория скважины не ограничивала выполнение этих работ.
Расчет проницаемости коллектора. Обычной проблемой,
особенно, но, к сожалению, не ограничивающейся разработкой месторождения и
интенсификации притока после ГРП является то обстоятельство, что проницаемость
коллектора известна лишь в широком диапазоне. Следует предпринять все усилия к
исследованию скважины перед ГРП для получения точных (в разумных пределах)
значений проницаемости и скина. Какая полудлина и проводимость трещины должна
учитываться при подготовке дизайна? Если необходимо рассчитать дизайн ГРП,
исходя из соображений максимального дебита, то, грубо говоря, длина трещины
рассчитывается по нижней границе проницаемости, а проводимость – по верхней.
Это обеспечивает оптимизацию параметров трещины с точки зрения дебита, хотя и
потребует дополнительных затрат из-за большего объема проппанта.
Повторный ГРП может привести к изменениям стрессов
породы или росту фильтрации в призабойной зоне, что окажет влияние на будущие
ГРП.
Качество цементирования (целостность сцепления). Чаще
всего, качеству цементирования не придается той важности, которой оно
заслуживает. Качественный цемент в зоне эксплуатационного хвостовика и
интервала перфорации является обязательным условием для того, чтобы не
допустить развития трещины за колонной в нежелательные зоны. Это особенно
важно при ГРП вблизи зон контактов или при закачке кислоты перед ГРП.
Данные по соседним скважинам – Соберите данные по ранее
выполненным ГРП в районе работ, включая данные по градиенту разрыва по
нагнетательным скважинам и испытаниям на гидроразрыв по данным бурения. Это
послужит хорошей оценкой при расчете давлений ГРП и прочих параметров дизайна,
таких как фильтрация и время до получения ТСО. При ГРП в районах с естественным
трещинообразованием важно обеспечить наличие понизителей фильтрации, таких как
песок с размером частиц 100 меш и/или силикатной муки, для включения в состав
жидкости ГРП и мини-ГРП.
Забойные манометры (ЗМ) с работой в реальном времени или записью в блок
памяти. При ГРП сложных пластов с необычными стрессами в
тектонически-активных зонах или при ГРП в скважинах с большим отходом и
горизонтальных, применение ЗМ с выдачей данных в реальном времени является в
высшей мере рекомендуется. Такие ЗМ могут размещаться на колонне ГРП или на НКТ
сразу под пакером, с кабелем с другой стороны. Аналогично, если
предусматривается сравнительно простой ГРП, например, в приуроченном
коллекторе с нормальными режимами стрессов, достаточно использовать ЗМ с
записью данных в блок памяти. Такие ЗМ легко извлекаются через скважинные
камеры газлифтной установки, либо в промежутке между мини-ГРП и основным ГРП.
Данные ЗМ критичны для оптимизации дизайнов ГРП и оценки работы скважины
впоследствии.
Полудлина и проводимость трещины. Обычно рассчитываются,
чтобы добиться максимальной продуктивности с учетом затрат.
Высота трещины. Критичное влияние на успешность ГРП
может оказать прогноз развития трещины в высоту на новых скважинах, с возможным
проникновением в нижележащие водоносные или вышележащие газоносные пласты. В
низкопродуктивных зонах проблемой может являться чрезмерное увеличение высоты
трещины. Использование линейных гелей или сшитой нефти может быть оптимальным
для этих целей.
2.5.6.Заключительные
работы
После
проведенного гидроразрыва и спада давления из скважины извлекается подземное
оборудование и замеряется забой. При наличии песчаной пробки производится
промывка ее.
В
том случае, если для контроля местоположения трещин и оценки их раскрытия
закачивался меченый изотопами материал, производится повторный замер
гамма-каротажа. Сопоставление контрольного и проведенного замеров
гамма-каротажа позволяет установить интервалы разрыва, а по величине
зернистого «меченого» материала оценивают раскрытие трещин.
Освоение
и эксплуатация скважины после процесса в большинстве случаев производятся тем
же способом, как и до гидроразрыва.
После
установления постоянного отбора жидкости из скважины производится исследование
методами установившегося и неустановившегося отбора для определения
коэффициента продуктивности по добывающим или коэффициента приемистости по
нагнетательным скважинам и других параметров пласта, призабойной зоны
скважины. Для выявления качественных изменений, происшедших в скважине после
гидроразрыва, следует производить замеры дебита нефти и газа, процента
обводненности, количества выносимого песка и т.д.
Для
более полного представления о длительности эффекта в скважине при последующей
эксплуатации ее, помимо замеров дебита нефти и газа, необходимо периодически (один
раз в квартал) производить исследования по изучению динамики коэффициента
продуктивности. Особенно такие исследования необходимы при значительных
изменениях режима работы насосной установки (длины хода, числа качаний, глубины
подвески и диаметра насоса) или режимов работы фонтанного или газлифтного
подъемников.
2.5.7. Техника для гидравлического разрыва
пласта
Смеситель
(блендер):
Смеситель
монтируется на грузовом автомобиле типа "Kenworth"
Т800 6х6 рассчитана на эксплуатацию в диапазоне температур окружающего
воздуха от - -40°С до +40 °С.
Смесительная
установка характеризуется следующими техническими данными:
- расход жидкости – 7,9 мЗ/мин.;
- максимальное давление на выходе – 5,3 атм.;
- максимальная плотность на выходе – 2,4 кг песка на 1 литр;
- максимальный
расход сухих химических веществ – 0,074 мЗ/мин.;
- максимальный расход жидких химических веществ - 57 л/мин.;
- максимальная подача расклинивающего агента - 7260 кг/мин.
Привод
смесительной установки - гидравлический. Привод насоса - от
многоступенчатой коробки передач с гидроприводом от силовой установки на шасси
автомобиля. Насос питает гидродвигатели, которые приводят
в действие следующие агрегаты:
- всасывающий
центробежный насос;
- нагнетательный
центробежный насос;
- две
системы сухих добавок;
- две системы жидких добавок;
- два
шнека для подачи расклинивающего агента;
- один
перемешиватель растворов;
- систему
шнекового подъема расклинивающего агента.
Смесительная
система:
Смесительный
бак:
Смесительная
система "Stewart & Stevenson"
содержит цилиндрический смеситель, построенный на принципе "бак в
баке" для обеспечения полного и равномерного смешивания растворов. Чистая
жидкость поступает в смесительный бак через всасывающий коллектор и далее
проходит в радиальном направлении внутри наружной жидкостной камеры.
Циркулируя
в наружной камере, жидкость перетекает через верхнюю радиальную кромку наружной
стенки внутренней камеры, во внутреннюю смесительную камеру, смешиваясь с
подаваемыми в нее расклинивающими агентами.
Благодаря
большой поверхностной зоне наклонных стенок внутренней камеры проппант
тщательно увлажняется, не вызывая при этом ненужной аэрации раствора. В
нижней части камеры установлен миксер с регулируемой скоростью вращения
лопаток, который обеспечивает полное и равномерное смешивание раствора.
Смеситель
содержит также систему автоматического регулирования уровня жидкости. В камеру
смешивания также подаются химические добавки из соответствующих систем сухих и
жидких добавок.
Шнеки для
загрузки расклинивающего агента:
В задней
части установки монтируются два шнека диаметром 30,5 см с переменной частотой вращения. У основания шнековых транспортеров
установлен стальной бункер для загрузки проппанта.
На шнеках смонтированы электрические датчики для регистрации
объема и скорости подачи проппанта.
Шнековый
транспортер поднимается и опускается в транспортное или
рабочее положение. Имеется также механическое блокировочное устройство для
фиксации шнеков в установленном гидромеханизмами
положении.
Всасывающий
насос и коллекторы:
Всасывающий
центробежный насос "Mission Magnum"
обеспечивает
перекачивание жидкостей с интенсивностью 11 м3/мин,
из емкостей в
смесительный бак или к насосным установкам. На всасывающем коллекторе
смонтировано девять входных штуцеров диаметром 4" с дроссельным затвором в
каждом и соединительным фитингом с внутренней резьбой. Нагнетательная линия
соединяется трубопроводами со смесительным баком.
Нагнетательный
насос:
Нагнетательный
центробежный насос "Mission Magnum"
обеспечи-вает перекачивание жидкостей с интенсивностью 11 мЗ/мин,
из смесите-льного бака, насыщенные проппантом смеси. На
нагнетательном коллекторе смонтировано шесть входных штуцеров диаметром 4"
с дроссельным клапаном в каждом и соединительным фитингом с внутренней резьбой.
Контрольные
приборы (расходомеры и плотномеры):
Между
всасывающим коллектором и смесительным баком устанавливается расходомер
турбинного типа. Такой же расходомер устанавливается и в нагнетательной
магистрали. Там же смонтирован плотномер нуклонного типа 200МСI. Эти приборы оборудуются
соответствующими датчиками и электрическими кабелями для соединения этих
приборов с суммирующими цифровыми приборами.
Система
сухих добавок:
Смеситель
оснащен двумя системами сухих добавок с изменяемой
частотой вращения. Для подачи сыпучих химикатов используются шнековые
транспортеры с производительностью 0.037 мЗ/мин.
Система
жидких химических добавок:
Смесительная
установка оснащена двумя насосными системами жидких добавок с изменяемой
частотой вращения каждая из них оборудована расходомерами
в нагнетательной линии с датчиками и кабелями для соединения с сумматорами
расхода добавок, которые смонтированы в кабине управления установкой.
Системы
жидких добавок подают соответствующие химикаты с указанной ниже
производительностью при давлении выше 5 кг/см2:
- система 1: 19 л/мин;
- система 2: 38 л/мин.
Блок манифольдов:
Установка
смонтирована на грузовом а/м "Mersedes Bens
2629" и предназначена для работы в диапазоне температур от - 40°С до +40°С.
На шасси
смонтирован гидравлический кран "МFG"
с поворотной стрелой, который используется для снятия и установки сетчатого
короба с гибкими соединениями, а также для других погрузочно-разгрузочных
работ.
Блок манифольдов состоит из двух частей: манифольда
низкого давления и манифольда высокого давления. Манифольд низкого давления представляет собой сварную
конструкцию из стальных труб диаметром 10". Манифольд имеет
8 точек ввода, соединяемых шлангами с нагнетательной линией смесителя и по 6
выводов диаметром 4"с каждой стороны манифольда
для подсоединения всасывающих линий насосных установок. Каждое соединение
имеет дроссельный клапан.
Манифольд высокого давления представляет
собой конструкцию, собранную из стальных труб диаметром З",
жестко закрепленную на салазках и служит для подключения до шести насосных
установок. На каждом из вводов установлен обратный клапан, что исключает
перетек жидкости из линии высокого давления в насос и задвижка поворотного
типа.
Снятие
показаний давления в манифольде производится через датчик,
соединенный при помощи кабеля с аналого-цифровым преобразователем,
установленным в станции управления.
Блок манифольдов оснащен комплектом труб диаметром 3"
и гибких соединений диаметром 3" различной длины. Демонтаж и монтаж
блока производится при помощи гидравлической лебедки, смонтированной на шасси
автомобиля.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|