Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг


K1p = P1 /  N1 = 10556 / 83610 = 1 – (11900 / 83610 + 52428 / 83610 + 8726 / 83610) = 0,1263 = 1 – (0,1423 + 0,6270 + 0,1044)


Составим сводку влияния факторов на изменение рентабельности продаж:


Показатели

В коэффициентах

В %

Оплатоемкость (трудоемкость)

0,1459 – 0,1423

+0,36

Материалоемкость

0,6302 – 0,6270

+0,32

Амортизациеемкость

0,1043 – 0,1044

-0,01

Общее изменение рентабельности продаж

0,1263 – 0,1196

+0,67


Следует подчеркнуть, что снижение затрат по каждому фактору на 1 руб. продаж влияет на рентабельность 1 руб. продаж с обратным знаком, а влияние, выраженное в процентах, равнозначно влиянию на рентабельность 1 руб. продаж в копейках.

Одним из направлений детализации факторного анализа прибыли от продаж является выяснение структуры расходов по обычным видам деятельности в разрезе разделения расходов на переменные и постоянные в  зависимости от изменений объема продаж.

Заметим, что переменные расходы будут переменными по отношению ко всему объему продаж, но для каждой единицы изделия они будут постоянными, так как, по существу, представляют технологическую себестоимость, которая, как правило, является нормативным расходом и не может меняться без ущерба для качества изделия. [16]

Вместе с тем постоянные расходы являются постоянными для всей массы продаж, но для каждого изделия они являются переменными. Каждое последующее изделие будет иметь меньшую себестоимость за счет уменьшения доли постоянных расходов, приходящейся на это изделие. Поэтому снижение себестоимости продукции практически не зависит от переменных затрат, а обуславливается постоянными расходами.

Показатель рентабельности продаж часто называют коэффициентом эффективности управления. Этот показатель полностью зависит от затрат на 1 руб. продукции, т.е. от себестоимости продукции: снижение себестоимости продукции прежде всего свидетельствует об эффективности управления.

Исходя из схемы формирования основных экономических показателей, рентабельность продаж – один из факторов рентабельности активов предприятия, самого обобщающего показателя эффективности хозяйственной деятельности. Вторым фактором рентабельности активов является капиталоотдача, характеризующая оборачиваемость активов; коэффициент капиталоотдачи называют коэффициентом деловой активности. Двухфакторная модель рентабельности активов (P/K) имеет следующее выражение:

P/K = P/N x P/K

Где P/N – коэффициент рентабельности продаж (эффективности управления)

P/K – коэффициент капиталоотдачи (деловой активности).

Факторный анализ выполнения плана по прибыли (на примере

ОАО «Электростройресурс»)

 

Опираясь на выше сказанное, можно считать, что план по прибыли является важным инструментом управления. Он позволяет оценить экономические последствия возможных направлений развития предприятия, выбрать оптимальную стратегию финансово-хозяйственной деятельности, установить цели для сотрудников, оценить эффективность их работы и предприятия в целом и т.д.

План по прибыли составляется на основе формата отчета о прибылях и убытках и может включать в себя следующие показатели: выручка от продажи продукции за минусом косвенных налогов, себестоимость проданной продукции (в том числе материальные затраты, расходы на оплату  труда, прочие производственные затраты), валовая прибыль, коммерческие расходы, управленческие расходы, проценты к получению, проценты к уплате, прибыль (убыток) до налогообложения, налог на прибыль, чистая прибыль отчетного периода.

План по прибыли подготавливается в процессе бюджетирования и разрабатывается в расчете на следующий год (или операционный цикл, если он превышает 12 месяцев). В ходе планирования менеджеры оценивают стратегические альтернативы и допущения, намечают определенные действия по реализации выбранной стратегии развития предприятия, проверяют обеспеченность предприятия необходимыми ресурсами, составляют график денежных поступлений и выплат. Впоследствии ежемесячно, ежеквартально и по окончании года производится оценка выполнения плана по прибыли путем сопоставления фактических данных с плановыми показателями. По ее результатам выносится суждение об успешности реализации стратегии предприятия, назначаются премии, принимаются корректирующие меры.

Основными задачами анализа выполнения плана по прибыли являются:

1. Общая оценка выполнения плана по прибыли.

2. Оценка эффективности предприятия в конкурентной борьбе и производственной эффективности, определение влияния факторов на отклонение фактической прибыли от плановой.

3. Пересмотр допущений и причинно-следственных связей, положенных в основу плана по прибыли, проверка выполнимости, обоснованности и целесообразности выбранной стратегии развития предприятия.

4. Выявление возможных резервов роста прибыли, планирование мероприятий по их мобилизации.

5. Оценка эффективности работы сотрудников предприятия, рассмотрение возможности премирования за полученные результаты.

При общей оценке выполнения плана по прибыли рассчитываются абсолютные и относительные отклонения фактических величин слагаемых прибыли от плановых. В ходе факторного анализа проверяются допущения, сделанные при планировании, и определяется влияние соответствующих факторов на фактический размер прибыли. При этом рассчитываются отклонения от плана, характеризующие эффективность предприятия в конкурентной борьбе по показателям доли рынка и объемов продаж (выручки), и отклонения, свидетельствующие о производственной эффективности предприятия по уровню переменных и постоянных затрат.

Основными факторами, влияющими на размер прибыли, являются:

1. Размер рынка. Увеличение объема рынка при плановой рыночной доле предприятия и прочих равных условиях способствует росту прибыли.

2. Доля рынка. Прибыль находится в прямой зависимости от доли предприятия на рынке. То есть увеличение рыночной доли приводит к росту прибыли.

3. Уровень цен на продукцию предприятия. Повышение цен при прочих равных условиях обеспечивает рост прибыли.

4. Структура реализации, т.е. доли отдельных видов продукции в общем объеме продаж. Увеличение доли продаж более рентабельной продукции будет способствовать повышению прибыли.

5. Цены на материальные ресурсы, ставка заработной платы. Прибыль находится в обратной зависимости от цен на закупаемые материалы и ставок оплаты труда.

6. Рациональность использования материальных ресурсов, производительность труда. Прибыль находится в прямой зависимости от этих факторов. То есть повышение рациональности расходования материалов и производительности труда обеспечивает рост прибыли.

7. Уровень постоянных расходов. Увеличение постоянных расходов приводит к уменьшению прибыли.

Отметим, что первые четыре фактора характеризуют эффективность предприятия в конкурентной борьбе, а остальные - производственную эффективность предприятия.

Рассмотрим методику проведения факторного анализа выполнения плана по прибыли на примере ОАО "Электростройресурс" (данные условные). На предприятии производятся электронные датчики температуры СТ-1 и давления ИД-2. План по прибыли на 2006 г. и результаты его выполнения представлены в табл. 1. Согласно данным, приведенным в таблице, фактическая прибыль до налогообложения превышает плановую на 34 480 руб. (8,62%), в то же время фактическая валовая прибыль меньше аналогичного показателя по плану на 19 520 руб. (1,23%).


Табл. 1

Отчет о выполнении плана по прибыли за 2006 год


┌────────────────┬─────────┬───────────┬───────────┬─────────────┐

│   Показатель   │По плану,│Фактически,│Отклонение,│Отклонения, %│

│                │   руб.  │    руб.   │    руб.   │(гр.4 / гр.2)│

│                │         │           │  (гр. 3 - │             │

│                │         │           │   гр. 2)  │             │

├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤

│        1       │    2    │     3     │     4     │      5      │

├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤

│Выручка         │3 960 000│ 4 424 400 │  464 400  │    11,73%   │

├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤

│Переменные      │1 962 000│ 2 439 920 │  477 920  │    24,36%   │

│затраты, в том  │         │           │           │             │

│числе           │         │           │           │             │

│материалы       │1 308 000│ 1 517 040 │  209 040  │    15,98%   │

│заработная плата│  654 000│   922 880 │  268 880  │    41,11%   │

├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤

│Валовая маржа   │1 998 000│ 1 984 480 │  -13 520  │    -0,68%   │

├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤

│Прочие          │  414 000│   420 000 │    6 000  │     1,45%   │

│производственные│         │           │           │             │

│затраты         │         │           │           │             │

├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤

│Валовая прибыль │1 584 000│ 1 564 48О │  -19 520  │    -1,23%   │

├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤

│Коммерческие    │  594 000│   500 000 │  -94 000  │   -15,82%   │

│расходы         │         │           │           │             │

├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤

│Управленческие  │  500 000│   530 000 │   30 000  │     6,00%   │

│расходы         │         │           │           │             │

├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤

│Прибыль         │  490 000│   534 480 │   44 480  │     9,08%   │

│от продаж       │         │           │           │             │

├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤

│Проценты        │   90 000│   100 000 │   10 000  │    11,11%   │

│к уплате        │         │           │           │             │

├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤

│Прибыль до      │  400 000│   434 480 │   34 480  │     8,62%   │

│налогообложения │         │           │           │             │


В целях выявления причин отклонений фактических данных от плановых показателей прежде всего производится оценка изменения допущений, сделанных при планировании (табл. 2). Так, менеджеры предположили, что в 2006 г. размер рынка датчиков двух видов составит 19 800 000 руб. (или 4000 единиц), а рыночная доля предприятия достигнет 20%. Фактический размер рынка оказался равным 20 790 000 руб., при этом было продано 4200 датчиков. Фактическая доля предприятия на рынке составила 21,5%. В 2006 г. предприятие планировало реализовать 560 датчиков СТ-1 по цене 4500 руб. за единицу при уровне маржинального дохода (разности   между ценой и переменными затратами) 45% и 240 датчиков ИД-2 по цене 6000 руб. за единицу при уровне маржинального дохода 60%. Фактически предприятие реализовало 542 датчика СТ-1 по цене 4300 руб. за единицу и 361 датчик ИД-2 по цене 5800 руб. за единицу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.