|
В результате такого предельно детализированного факторного анализа выясняется, какие наименования ассортимента наиболее (или наименее) способствуют получению предприятием прибыли от продаж, какими факторами это обусловлено и как эти факторы влияют на совокупное изменение прибыли от продаж. Детализированный факторный анализ позволяет определить степень эффективности с точки зрения влияния на прибыль от продаж ассортимента реализуемых предприятием товаров, продукции, работ, услуг и принять управленческие решения о корректировке ассортимента (удаление из него малоприбыльных или убыточных наименований) или величин элементов затрат в плановом периоде.[12] Факторный анализ прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Схема формирования показателей прибыли характеризует основные факторы различных показателей прибыли. 1. Расчет прибыли до налогообложения (Pб): (5.3) Pб = Pр + Pоп + Pвн или (5.4) Pб = N - S р - Sком - Sупр (+ / -) P оп (+ / -) P вн , где Pр - прибыль (убыток) от продаж (реализации); S р - себестоимость продаж; Sком - коммерческие расходы; Sупр _ управленческие расходы; P оп - сальдо операционных доходов и расходов; P вн - сальдо внереализационных доходов и расходов; Факторный анализ изменения прибыли до налогообложения (∆Pб) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим производится по формулам: (5.5) ∆ Pб = ∆ Pр + ∆ Pоп + ∆ Pвн или с учетом знаков изменений (5.6) ∆Pб = ∆N - ∆S р - ∆Sком - ∆Sупр (+ / -) ∆P оп (+ / -) ∆P вн Расчет чистой прибыли (Pч): (5.7) Pч = N - S р - Sком - Sупр (+ / -) P оп (+ / -) P вн - G Где G – текущий налог на прибыль, скорректированный на отложенные налоговые активы (-) и обязательства (+) Расчет чистой прибыли (Pч) (5.8) Pч = Pб - G Чистая прибыль (или убыток отчетного периода) является итоговым показателем ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Именно чистая прибыль является основным источником пополнения собственного капитала, расширения масштабов деятельности предприятия и повышения его финансовой устойчивости. Для расчета чистой прибыли можно использовать еще одну формулу, ясно показывающую основные факторы ее формирования (5.9) Pч = Pр + Pоп + Pвн (скорректир. с учетом налога на прибыль и иных аналогичн. обязательн. платежей) где Pвн (скорректир.) – сальдо внереализационных доходов и расходов (с учетом налога на прибыль и иных аналогичных обязательн. платежей) Факторный анализ изменения чистой прибыли (∆ Pч ) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (или аналогичным периодом предыдущего года) проводится по формулам алгебраической суммы (с учетом знаков и изменений): [13] (5.10) ∆Pч = ∆N - ∆S р - ∆Sком - ∆Sупр + ∆P оп + ∆P вн + ∆G (5.11) ∆ Pч = ∆ Pр + ∆ Pоп + ∆ Pвн (скорректир. с учетом налога на прибыль и иных обязательн. платежей) Факторный анализ на основе формулы 5.11 дает наиболее обобщенную картину влияния финансовых результатов различных видов деятельности предприятия (обычных видов деятельности и видов деятельности, связанных с формированием операционных, внереализационных, чрезвычайных доходов и расходов) на его конечный финансовый результат. При необходимости следует из внереализационных доходов и расходов выделить отдельно расходы, связанные с налогообложением и аналогичными платежами.
Расчет и факторный анализ рентабельности продаж и затрат Методику анализа рентабельности можно рассматривать на примере общей рентабельности организации, рассчитанной как отношение бухгалтерской прибыли к среднегодовой первоначальной (восстановительной) стоимости основных производственных средств (к которым приравниваются нематериальные активы) и материальных оборотных средств (запасов). По этой методике можно анализировать и другие показатели рентабельности. Влияние факторов, воздействующих на показатель рентабельности организации, изучается в динамике (в сравнении с данными плана или за предыдущий год). К числу таких факторов относятся рентабельность реализованной продукции, коэффициент фондоемкости продукции и коэффициент закрепления оборотных средств. По данных планов и годовых отчетов составляется таблица, на основе которой производится анализ.[14] Есть еще одна проблема, связанная с показателями прибыли в качестве критериев эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Приращение прибыли может быть связано как с интенсивным, так и с экстенсивным использованием производственных ресурсов. Поэтому показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручки от продаж. В зависимости от числителя, отражающего определенные стороны хозяйственной деятельности, различают: 1) рентабельность продаж по прибыли от продаж (6.1) k1p = P p / N где P p - прибыль от продаж; N - выручка от продаж в отпускных ценах-нетто (стор. 010 ф. № 2 отчета о прибылях и убытках); 2) рентабельность продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли k2p (6.2) k2p = P б / N где P б - бухгалтерская прибыль (стр. 140 ф. № 2) 3) рентабельность продаж по чистой прибыли (k3p): (6.3) k3p = P ч / N где P ч - чистая (нераспределенная) прибыль (стр. 190 ф. № 2). В управленческом учете и анализе используется показатель рентабельности продаж как отношение прибыли от продаж к себестоимости (полной или производственной) продаж продукции (ksp) (6.4) ksp = P p / S p где S p - себестоимость реализованной продукции. Эта формула рентабельности продаж используется для ценообразования на монопольных предприятиях – отпускная цена предприятия устанавливается в определенном проценте к полной себестоимости монопольной продукции в зависимости от отраслевой принадлежности (от 20% до 50%). Расчеты коэффициентов рентабельности продаж можно проиллюстрировать по данным отчетности, взятым для примера: 1. Прибыль от продаж продукции на 1руб. продаж (оборота) Прибыль от продаж продукции х 100 % = 709 100 % = 20,25% Продукция (оборот) 3502 2. Бухгалтерская прибыль на 1 руб. оборота: Бухгалтерская прибыль х 100 % = 707 100 % = 20,19% Продукция (оборот) 3502 3. Чистая прибыль на 1 руб. оборота: Чистая прибыль_ х 100 % = 480 100 % = 13,70% Продукция (оборот) 3502 Различие всех показателей, как уже было замечено, в числителях формул, т.е. в финансовых результатах, отражающих определенную сторону хозяйственной деятельности. Формулы показателей взаимосвязаны между собой, что видно из следующего моделирования рентабельности продаж по чистой прибыли: (6.5)
Pч = Pб - G = Pp + P oп + Pвн - G N N N N N N N где G - доля налога на прибыль и иных аналогичных платежей в выручке от N продаж; P oп N - доля сальдо прибылей или убытков от финансовой (операционной деятельности) в выручке от продаж; Pвн N - доля сальдо внереализационных доходов и расходов в выручке от продаж. В наиболее чистом виде с точки зрения экономической теории рентабельность продаж характеризует показатель прибыли от продаж по отношению к выручке от продаж. Моделирование коэффициента рентабельности продаж показывает зависимость этого коэффициента затрат на 1 руб. продукции (S / N) , а значит, от показателей трудоемкости (оплатоемкости) продукции (U / N), материалоемкости продукции (М / N) и амортизаиеемкости (А / N), т.е. от показателей интенсификации. [15]
(6.6) kp = Pр = N - S = 1 – (S ) = 1 – (U + M + А ) N N N N N N Модель рентабельности (kp) для базового и отчетного года: (6.7) k0p = P0 ; k1p = P1 , N0 N1 или k0p = N0 – S0 ; k1p = N1 – S1 , N0 N1 ∆k = k1 - k0, где P1 , P0 - прибыль от продаж отчетного и базисного периодов; N1 , N0 - продажа продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов; S1 , S0 - себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов; ∆k – изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. Влияние фактора изменения объема реализации определяются расчетом (по методу цепных подстановок)
∆ks = N1 – S0 - N 0 – S0 , N1 N0 Соответственно, влияние изменения себестоимости составит: ∆ks = N1 – S1 - N 1 – S0 , N1 N1 Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом: ∆k = kN - kS . Проиллюстрируем анализ влияния факторов интенсификации использования производственных ресурсов на изменение рентабельности продаж методом цепных подстановок, применив данные, взятые для примера. Расчет показателей по предприятию А за два года | |||||||||||||||||||||
Показатели |
Первый (базовый) Год (0) |
Второй (отчетный) год (1) |
Отклонение, % |
|||||||||||||||||||
Продукция (продажа в отпускных ценах без косвен. налогов), тыс. руб. |
79700 |
83610 |
104,9 |
|||||||||||||||||||
Оплата труда с начислениями, тыс. руб. |
11628 |
11900 |
102,3 |
|||||||||||||||||||
Материальные затраты, тыс. руб. |
50228 |
52428 |
104,4 |
|||||||||||||||||||
Амортизация, тыс. руб. |
8311 |
8726 |
105,0 |
k0p = P0 / N0 = 9533 / 79700 = 1 – (11626 / 79700 + 50228 / 79700 + 8311 / 79700) = 0,1196 = 1 – (0,1459 + 0,6302 + 0,1043)
Расчет факторов рентабельности продаж второго (отчетного) года
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.