Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ состояния расчетов с поставщиками и покупателями на ОАО "Омский бекон"

Анализ состояния расчетов с поставщиками и покупателями на ОАО "Омский бекон"

ВВЕДЕНИЕ


В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов.

Значение четко организованной системы безналичных расчетов многократно возрастает в условиях необходимости преодоления серьезного кризиса неплатежей, когда огромная взаимная задолженность, задержка платежей на каком-либо одном звене влияет на важнейшие показатели их производственной и коммерческой деятельности.

Важное значение для благополучия организаций имеет своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций.

В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям, с бюджетом и налоговыми органами – по различного рода платежам; с другими органами и лицами – по разным хозяйственным операциям.

Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью векселей и чеков, замещающих наличные деньги, безналичных перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских счетов между различными банками, а также зачетов взаимных требований. В отличие от платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, заменяющих наличные деньги в обороте. Применение безналичных расчетов снижает расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных деньгах, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надежную сохранность.

Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное   влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

Основная часть расчетов приходится на поставщиков и покупателей, поэтому этот участок учета взят за исследуемый в данной дипломной работе.

Основной целью дипломной работы является совершенствование расчетов с поставщиками и покупателями в ОАО «Омский бекон».

ОАО «Омский бекон» - признанный лидер из существующих ныне в России свиноводческих комплексов и самый крупный производитель мяса свинины. Как самый крупный производитель мяса свинины в России, фирма имеет наиболее разветвленную сеть потребителей своей продукции.

В соответствии с поставленной целью были проработаны следующие вопросы:

1.                 Изучены труды ученых, экономистов, финансистов.

2.                 Дана финансово-экономическая характеристика ОАО "Омский бекон".

3.                 Проанализировано состояние расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками на ОАО «Омский бекон».

4.                 Выявлены пути совершенствования расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Основными источниками данных для дипломной работы послужили труды ученых, экономистов, финансистов, бухгалтеров по вопросам совершенствования расчетов и учета с поставщиками и покупателями, годовые отчеты организации, производственные показатели за последние три года, периодическая бухгалтерская отчетность.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И

ПОКУПАТЕЛЯМИ

 

1.1 Форма безналичных расчетов


В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов.

Переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям вызван необходимостью создания новой платежной системы, базирующейся на двухуровневой системе банков. Потребовалось разделение и обособление денежных капиталов различных экономических субъектов, формирование самостоятельных коммерческих банков.

Качественные изменения в организационных формах проведения денежных расчетов произошли вследствие возрастания экономической активности всех субъектов рынка, расширения числа и объемов сделок. Появилось огромное количество новых коммерческих структур, что сказалось на резком росте документооборота, связанного с обслуживанием платежной системы в целом. Перестройка  платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей.

Значение четко организованной системы безналичных расчетов многократно возрастает в условиях необходимости преодоления серьезного кризиса неплатежей, когда огромная взаимная задолженность, задержка платежей на каком-либо одном звене влияет на важнейшие показатели их производственной и коммерческой деятельности.

Любая организация совершает денежные расчеты и как покупатель, и как продавец. Организация осуществляет также денежные расчеты с персоналом и рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Наличные деньги применяются главным образом в платежном обороте, в котором участвует население, а также при расчетах на незначительные суммы.

Безналичные расчеты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованием наличных денег.

Пока расчеты происходят безналично, в банках оседают денежные средства, становящиеся кредитными ресурсами. Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, перерасчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и, в конечном счете, ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.

Следует отметить, что в безналичном обороте могут участвовать и деньги, являющиеся личной собственностью граждан и хранящиеся в виде сбережений на счетах банков. Оплата расходов населения безналичным путем может осуществляться со счетов по вкладам. Замещение в этих случаях наличными расчетами также сокращает издержки обращения.

Безналичные расчеты регулируются Положением ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изменениями от 3 марта 2003 г.) По данному положению существуют несколько форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками  и расчеты по инкассо (п. 1.2 Положения ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах»).

Одной из форм безналичных расчетов является платежное поручение. Платежное поручение – это документ, представляющий собой поручение организации обслуживающему его банку перечислить определенную сумму со своего счета. Поручения действительны в течение 10 дней не считая дня выписки.

Банк принимает платежное поручение от плательщика к исполнению только при наличие денег на его расчетном счете. Если средств для платежа нет и банк не считает возможным выдать предприятию ссуду, то документ возвращается.

При проведении расчетов платежными поручениями плательщик сдает поручение в трех экземплярах своему банку. Документы из банка плательщика направляются в банк, обслуживающий покупателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства, указанные в платежном поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на его расчетный счет. При  получении платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет покупателя.

Предприятие-покупатель

4

Предприятие-поставщик

1

3

Банк покупателя

2

Банк поставщика


Рис. 1 - Схема расчетов платежными поручениями при предварительной оплате товарно-материальных ценностей.

1 – направление пакета платежных поручений в банк для совершения платежа;

2 – перевод денежных средств покупателя для зачисления на расчетный счет поставщика;

3 – сообщение поставщику о поступлении денежных средств плательщика;

4 – поставка товарно-материальных ценностей после получения платежа.

При платежах за товары и оказанные услуги также используется расчетный чек. Он оплачивается за счет депонированных средств, т.е. специально отложенных, на отдельном чековом счете. Чеки могут быть оплачены с расчетного счета чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком (согласованной с чекодателем при выдаче чеков). В данном случае банк может гарантировать оплату при временном отсутствии средств за счет выделенного кредита. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается на специальном внебалансовом счете.

Для получения чековой книжки предприятие должно подать заявление в одном или двух экземплярах, если оплата гарантируется банком. Заявление подписывается лицами, имеющими право распоряжаться средствами с расчетного счета. В заявлении указывается номер счета с которого будут оплачиваться чеки. При выдаче чеков с предварительным депонированием эта сумма остается на чековом счете. В целях обеспечения платежей по чекам с депонированием средств вместе с заявлением о выдаче чека, заявитель должен представить платежное поручение на перечисление средств с расчетного счета на чековый счет.

Перед выдачей чека клиенту банк  обязан заполнить все реквизиты чека, чтобы в дальнейшем и получатель, и банк имели все необходимые данные для правильного оформления денежного платежа. Заполненный чек вручается плательщиком организации, оказывающей услуги или передающей товар. Полученные заполненные чеки поставщик передает своему банку для взыскания денег с плательщика. Получив чек, банк зачисляет сумму по чеку на расчетный счет получателя средств. Затем документы передаются в банк плательщика для списания средств с чекового счета.

При расчетах чеками могут использоваться лимитированные чековые книжки, при выдаче которых банк заранее депонирует деньги на отдельном счете. На обложке такой книжки указывается предел, т.е. лимит суммы, на которую могут быть выписаны чеки. При расчетах чеками из лимитированных чековых книжек деньги должны зачисляться получателю только после того, как прибудут средства, снятые со счета чекодателя. Клиент, с которым рассчитываются чеком из лимитированной чековой книжки, представляет его в свой коммерческий банк, а тот пересылает чек почтой в банк плательщика. Там на основании этого документа снимаются деньги и перечисляются в банк получателя платежа.

Следует обратить внимание на недействительные чеки, которые предъявлены при отсутствии средств на счете чекодателя и банк заранее не гарантирует их оплату. Чек считается недействительным также, если превышены гарантированные банком суммы или он выписан после даты отправки уведомления об отказе гарантировать платежи.

Предприятие-покупатель

3

Предприятие-поставщик

2


1




4

Банк покупателя

5

Банк поставщика



Рис. 2 - Схема расчетов чеками при оплате товарно-материальных ценностей с предварительным депонированием денежных средств.

1 – направление пакета документов для депонирования денежных средств на счете покупателя-чекодателя;

2 – оплата заказанных товарно-материальных ценностей посредством вручения чека поставщику;

3 – отгрузка заказанных товарно-материальных ценностей;

4 – инкассация чека и зачисление денежных средств на счет поставщика-чекодержателя;

5 – извещение банка покупателя о списании денежных средств с депонентного счета плательщика.

При безналичных расчетах используется аккредитивная форма расчетов. Аккредитив – это обязательство банка, возникающее по поручению клиента произвести поставщику платеж на основании предоставленных документов, подтверждающих выполнение условий договора. При данной форме расчетов платеж производится не в банке, обслуживающем покупателя, а по месту нахождения поставщика. Для совершения платежа покупатель обращается в банк с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Следовательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретенных товаров готовятся заранее, депонируются на обычном аккредитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика-покупателя переводит средства в банк поставщика. Деньги на счет поставщика будут зачислены только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.

Исполнение аккредитива производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика-получателя денег.

При депонированном аккредитиве банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или выдаваемый ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк).

Непокрытый, но в то же время гарантированный аккредитив может применяться, если два банка, обслуживающие рассчитывающихся клиентов, имеют корреспондентские счета друг у друга. Тогда аккредитив может открываться в исполняющем банке путем представления этому банку право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Отзывной аккредитив применяется редко в расчетах, так как его условия могут быть изменены или он может быть аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который извещает об этом исполняющий банк, а последний поставщика. Однако, исполняющий банк обязан оплатить документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщику и принятые банком поставщика до получения уведомления об изменении, аннулировании аккредитива.

Безотзывные аккредитивы применяются довольно часто. Они обеспечивают твердое обязательство банка осуществлять выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Банковский аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открывается. Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено в условии, на котором предоставлялся.

При расчетах внутри страны аккредитив предназначен только для расчетов с одним поставщиком, его срок действия определяется в договоре между плательщиком и поставщиком. В договоре об аккредитиве обычно указываются: наименование банка-эмитента, вид аккредитива, способ извещения поставщика об открытии аккредитива, полный перечень документов, предоставляемых поставщиком для получения средств, сроки предоставления документов для оплаты после отгрузки товаров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.