|
*Составлено автором по информации, предоставленной городской налоговой инспекцией Выполненные расчеты доказывают, что кадастровая система действительно является эффективной и самоокупаемой, она принесла доход в 8 раз больше чем затраты на ее создание. В отношении использования средств, поступающих от платы за землю, Закон РФ "О плате за землю" определяет, что земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели: - финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; - инженерное и социальное обустройство территории. Оно включает создание необходимых условий для предоставления земель, рационального и эффективного использования их по назначению (строительство дорог, линий связи, электроснабжения, водопровода, канализации, газоснабжения). В Екатеринбурге в бюджете на 2001 год, запланированный расход на финансирование мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования от земельных платежей составляет 32,5% [22]. Ежегодно землеустроительными и финансовыми органами разрабатывается и утверждается главой города программа расходования средств, поступающих от платы за землю. В программе устанавливаются объемы финансирования конкретных объектов. Большая часть средств используется для финансирования работ по созданию земельного и городского кадастра, инженерное обустройство территории, охрану земель. В 2001 году средства, поступившие от платы за землю на территории города Екатеринбург, планируется расходовать следующим образом: - землеустройство – 2,05 %; - земельный и городской кадастр - 31,35 %; - мониторинг земель - 0,13 %, - повышение плодородия почв – 2,94 % - освоение новых земель – 22,14 %; - инженерное обустройство территории – 31,32 %; - охрана земель - 10,08 %. При этом службами, выполняющими указанные мероприятия и ответственными за финансирование, выступают Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга, Главное управление архитектуры и регулирования земельных отношений, районные службы, Управление капитального строительства, Управление благоустройством, Управление здравоохранения, Комитет по экологии и другие. 3.2. Развитие земельного рынка в Екатеринбурге С 1992 г. в Екатеринбурге начал формироваться рынок земли, в частную собственность в основном предоставляются небольшие по площади земельные участки (до 1000 кв.м.) с целевым назначением только для индивидуальной жилой застройки и садово-огороднических хозяйств. С началом земельной реформы в Екатеринбурге резко активизировался процесс предоставления земли в частную собственность физическим лицам по землеотводным документам – первичный рынок земли (с 1993 г. по 1999г. – 36473 сделки), а на базе первичного рынка формируется вторичный рынок земли, основой которого является купля-продажа земельных участков. Сделки купли-продажи увеличиваются каждый год, что также видно в таблице 3. Таблица 3 Развитие земельного рынка в Екатеринбурге* | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип сделки |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
Всего с 1993 по 1999 гг. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичный рынок: землеотводные документы |
2700 |
1418 |
581 |
36473 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Вторичный рынок земли: купля-продажа |
146 |
599 |
1381 |
2540 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Постоянное (бессрочное) пользование |
617 |
406 |
310 |
2095 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Долгосрочная аренда |
464 |
609 |
1140 |
2526 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткосрочная аренда |
705 |
563 |
365 |
2384 |
*Составлено автором по данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга.
В таблице используются данные с 1993 г. по 1999 г., так как только до 1999 г. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга регистрировались все права на земельные участки, с 2000 г. эта функция была передана “Регистрационной палате” обмен данными, с которой не находится на должном уровне. На сегодняшний день только 3 предприятия выкупили свою землю в частную собственность (“ВИЗ”, “Калина”). Поэтому в Екатеринбурге аренда остается почти единственным механизмом, способствующим обороту земель, предоставленных предприятиям и другим юридическим лицам, с каждым годом увеличивается количество сделок с долгосрочной арендой если в 1997г. – 464 сделки, то в 1999 г. – 1140. Количество сделок по краткосрочной аренде ежегодно уменьшается, потому что договора краткосрочной аренды в основном заключались под киоски и ларьки, максимальное количество которых было в начале 90-х годов и постепенно их число стало уменьшаться, им на смену пришли магазины, встроенные в первые этажи зданий.
Уменьшается количество сделок, связанных с предоставлением земельных участков постоянное (бессрочное) пользование, чаще всего это право заменяют либо правом долгосрочной аренды, либо правом частной собственности.
Вся информация по проходящим сделкам с земельными участками фиксируется в земельном кадастре. Без кадастровой системы невозможно развитие земельного рынка. В г. Екатеринбурге первый шаг в этом плане уже сделан, земля входит в оборот земельного рынка. Кадастровая система позволяет вести учет предоставляемых земель (для того чтобы предоставить землю ее необходимо учесть). Ситуация с развитием земельного рынка осложняется еще тем, что до сих пор не принят Земельный Кодекс (15 июня 2001 г. он прошел первое чтение Государственной Думой), в котором будут закреплены правила предоставления земель в частную собственность. Принятие Земельного Кодекса также позволит привлечь инвестиции в экономику города, сегодня много потенциальных инвесторов (особенно иностранных) готовы вкладывать инвестиции в нашу экономику, но им необходимы гарантии в частности предоставление земли в частную собственность.
Таким образом, формирование рынка земли, правильный учет стоимости земли, адекватная земельная ценовая и налоговая политика и ее полноценное информационное обеспечение, что невозможно без кадастра, позволяют существенно повлиять на экономическое развитие города.
3.3. Влияние кадастра на социальные процессы в городе
Пополнение бюджета за счет земельных платежей можно также рассматривать как фактор, влияющий на социальное развитие города, так как определенная доля от земельных платежей (около 18%) в бюджете может расходоваться на социально-направленные отрасли хозяйства такие как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и др.
Создание кадастра в Екатеринбурге позволяет обеспечить интересы физических и юридических лиц, которым кадастровая информация необходима для инициируемых ими действий в сфере гражданского оборота земли (купля-продажа, дарение, завещание, ипотека и т. д.), а также для информационного обеспечения предпринимательской деятельности банков, страховых компаний, оценщиков, нотариусов, инвесторов и др. Активизировался оборот большого числа мелких земельных участков, переданных в собственность гражданам для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. Стали возникать постоянные межевые споры, решение которых возможно цивилизованным путем с помощью сведений находящихся в земельном кадастре (о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки; о правовом режиме использования земельных участков и т. д.) В Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга регулярно поступают запросы из судов для предоставления информации, необходимой для разрешения споров (в среднем 50 запросов в месяц).
Из этого следует, что создание земельного кадастра в г. Екатеринбурге, оказывает положительное влияние на социальное развитие города, делает развитие города с наиболее полным удовлетворением интересов его жителей.
3.4. Проблемы создания кадастра городских земель
В г. Екатеринбурге выполнен ряд кадастровых работ, которые уже приносят свои положительные результаты. Для завершения кадастровых работ в городе необходимо завершить инвентаризацию Ленинского, Верх-Исетского и Чкаловского районов. На завершение этой работы, по мнению специалистов, необходимо два года при соответствующем финансировании – около 23 млн. руб. За период с 1995 по 2000 годы на создание автоматизированной системы земельного кадастра было затрачено 17,5 млн. руб. (см. таблицу 4).
Таблица 4
Финансирование работ по созданию кадастра в городе*
Наименование показателей
годы
1995
1996
1997
1998
1999
2000
План по программе финансирования (тыс. руб.)
1500,0
2919,1
5400,0
2659,7
4700,0
9000,0
Профинансировано
(тыс. руб.)
1500,0
1448,0
2263,0
1760,0
3900,0
6500,0
% финансирования
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.