2. Флективные языки (языки гибкого типа) - это
языки, для которых характерна полифункцнональность аффиксальных морфем, наличие
явления фузии (взаимопроникновения морфем), при котором проведение границы
между корнем и аффиксом становится невозможным (смородина), внутренняя флексия,
указывающая на грамматическую форму слова, большое число фонетически и
семантически не мотивированных типов склонения и спряжения. Сюда относят все
индоевропейские языки.
Агглютинативные языки (склеивающие) - это
языки, являющиеся антиподом флективным, т.к. в них нет внутренней флексии, нет
фузии, поэтому в составе слов легко вычленяются морфемы, формативы передают по
одному грам. значению. Аффиксы последовательно приклеиваются к корню, они
выражают одно грам. значение. Это все тюркские, финно-угорские языки, языки
эскимосов, индейцев.
45. Предмет, единицы, разделы синтаксиса.
Основные направления исследования в синтаксисе.
Синтаксис изучает содержательную сторону
единиц, а не только грамматическое строение. Сама синтаксическая связь имеет смысл,
содержание. Синтаксис - не только учение о формальных связях, образцах но и об
их значении. С. изучает модели и смысловые структуры языка (с т/з плана
содержания). С. изучает соединение сложных единиц с реальностью, соотносит их с
намерениями говорящего, рассматривает пр-я как речевые акты. С.стремится
отвлечься от формального значения единиц лексики, старается сосредоточиться на абстрактных
образцах (схема словосочетания). Также современный с. рассматривает единицы как
коммуникативные единицы, а не только строение сложных единиц. Отсюда следует образование
бесконечного числа высказываний из данного образца. Изучает типы связей
(сочинение, подчинение, бессоюзная) Единицы: фонема, морфема, слово,
пр-е.
Разделы:
1. малый синтаксис
(словосочетания).Изучает единицу, как она устроена.Иногда включает производное
слово.
2. центральный. Предложение -центральная
единица всего синтаксиса.
3. синтаксис текста. Более чем 1 пр-е.
Направления:
1. Логическое - наличие отношений предикации (субъект,
предикат).Предложение в нем соотносительно с логическим суждением, но в целом
нетождественно ему, так как не всякое пр-е выражает суждение. (Рассматривает
актуальное членение: в пр-ии 2 части: -известное(тема), -новое (рема).)
2. Психологическое. Потебня. Рассматривали
пр-е как психологическое суждение. Предложение - это единица речи, которая
служит для словесного выражения единицы мышления.
3. формально-грамматическое.
Фортунатов. Он определял пр-е как вид словосочетания, включающего в себя
грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое. В своем определении он
исходил их формальных признаков: интонации, наличия определенных типов форм
подлежащего и сказуемого и др.
4. структурно-семантическое.
Виноградов. Пр-е - грамматически оформленная целостная единица, являющаяся главным
средством формирования, выражения и сообщения мысли. Дифференциальный признак
-предикативность (отнесение содержания пр-я в действительности) и интонация
сообщения.
46. Предложение как центральная единица и
предмет синтаксиса,
Предложение - центральная единица синтаксиса,
противопоставленная слову и словосочетанию по форме, значениям и функциям,
Ф-ции: -номинативная, коммуникативная. Предложение - любое сообщение о чем-либо
в устной или письменной форме, обладающее Относительной самостоятельностью.
Современной лингвистике свойственен подход к
предложению как к собственно языковой, грамматической категории, обладающей
своими формальными и семантическими характеристиками.
1. Одним из главных признаков предложения
считают его коммуникативный характер, то есть способность служить главным
средством сообщения и выражения мысли. Предложение выступает в роли минимальной
коммуникативной единицы.
2. Вторым основным признаком предложения
выступает предикативность. В самом общем плане предикативность -отнесенность
содержащейся в высказывании информации к действительности. Предикативность
соотносительна с модальностью.
3. Модальность - категория, выражающая
отношение говорящего к содержанию высказывания. Говорящий может что-то
утверждать или отрицать, желать или требовать, предполагать, побуждать,
запрашивать. Модальность выражается формами наклонений, модальными словами,
частицами, а также интонацией.
4. Категория времени в синтаксисе трактуется
как соотнесенность содержания высказывания с моментом речи.
47. Строение предложения и главные принципы его организации.
Предложение как единица языка представляет
собой структурный тип или модель.
1. Вендина. Каждое простое предложение
имеет свою структурную схему, т.е.элементарный образец (модель), по которому
оно строится. В языках мира существуют различия в структурных схемах простого предложения:
индоевропейским языкам напр, свойственны в основном двухкомпонентные
структурные схемы, состоящие из сказуемого и подлежащего. Различия наблюдаются
и в порядке следования этих членов: русский, иврит, латынь - свободный, а в
англ. напр. 1 -подл, 2-сказ 3-дополн, 4-обстоят. В зависимости от
структурно-семантической схемы простого пр-я, пр-я делятся на
односоставные/двусоставные, полные/неполные.
2. Гируцкий. В языковом
сознании пр-е хранится как модель, схема или образец, по которым может быть построено
бесконечное многообразие различных высказываний. Общая онтологическая модель
пр-я для всех языков - это модель слова, лишь осложненная «этажами»,
т.е.словарным фондом. Помимо онтологической модели, одинаковой для всех языков,
существуют синтаксические модели или так называемые структурные схемы пр-ий,
которые могут различаться в разных языках (напр.подлеж+сказ+дополнение).
3.Пр-я можно рассмотреть по смысловой
организации. Пр-е состоит из:-дектальной части (фактическое содержание, то положение
действительности, которое реально существует), -модальной части (отношения
говорящего к тому, что он говорит).Модус+диктум—пр-е. Пр.: В городе начаться
беспорядки (начались бы,начались).
4.Пражская школа, актуальное членение. В пр-ии 2 части: -известное
(тема), -новое (рема)
48. Типы синтаксических отношений в языке.
Место и функция слова или словосочетания в
пр-ии называется синтаксической позицией. В синтаксической позиции слово или
словосочетание вступают в синтаксические связи с др. членами пр-я. Под
синтаксической связью понимают формально выраженную смысловую связь между
лексическими единицами., соединившимися друг с другом высказываниями. 2 типа:
1. сочинение Равноправность элементов,
возможность перестановки без существенного изменения смысла. Чаще слова одной
части речи, 1 функции в предложении.
а) союзная
б) бессоюзная (формальная),содержание этой
связи установить достаточно сложно.
2. подчинение. Неравноправность компонентов,
один главный, другой зависимый. Главное слово диктует форму зависимого,
характерна смысловая неравнопраность.
+ предикативная связь (координация) - особый
вид связи, существующий только между подлежащим и сказуемым.
49. Категория предикативности. Предикативный
центр предложения.
Одним из основных признаков предложения выступает
предикативность. В самом общем плане предикативность - отнесенность
содержащейся в высказывании информации к действительности. Предикативность
соотносительна с модальностью. Количество предикативных центров пр-я оказывается
определяющим фактором для разделений пр-ий по сложности. Самым часто
встречаемым предикативным центром пр-я является подлежащее и сказуемое. Между
ними существует определенный вид связи - предикативная связь (разные взгляды:
главное - подлежащее, главное сказуемое или равноправны).
50. Словосочетание как единица синтаксиса.
Виды связи в словосочетании,
Словосочетание как слово имеет номинативную
функцию, как слово расчленено, основано на отношениях предикации. С-е - это
такая единица, которая основана на подчинительной синтаксической связи. 1 эл -
слово, 2 эл -словоформа.
Синтагма - мин. синтаксическая единица, в кот.
осущ-ся синтаксич. связь. Минимальная синтагма - словосочетание. Словосочетание
подразумевает подчинительную связь элементов. Оно представляет собой
структурное и смысловое целое. Виды:
1. согласование (связь подчинительного типа,
где зависимое слово согласуется в роде, числе и падеже с им.сущ.)
2.управление требует, чтобы зависимое слово
стояло в одной форме с глаголом.
3.примыкание. Одно слово не изменяемо, смысловая
связь.
51. Основные типы предложений.
По структурному признаку:
1. простое (одно предикативное ядро)
а) односоставные/двусоставные.
Односоставные: -глагольные(личные(Люблю наш край),безличные(Светлеет),
инфинитивные(Увидеть бы счастливым родной край), -именные (номинативные(Вот и
лес), вокативные(Сынок мой, сынок).
б) распространенные/нераспространенные
2. сложные
а)
союзные(сложносочиненные/сложноподчиненные)
б) бессоюзные
в) комбинированные
По модальности:
1.повествовательные
2.вопросительные
3.побудительные
Все эти типы могут быть
восклицательными/невосклицательными
52. Представление об актуальном членении
предложения.
Актуальным членением предложения обычно называют
смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения., установление между
частями предложения новых субъектно-предикатных отношений. Выделенная часть
пр-я называется ремой (новая, важная информация), остальная часть -темой
(известное., данное). Средствами актуального членения пр-я являются порядок
слов, синтагматическое членение, постановка фразового ударения, интонация,
усилительно-выделительные частицы. Актуальному членению подвергаются все типы и
виды пр-ий, в составе которых больше одного слова.
53. Производное слово как основная
единица словообразования.
Словообразование ~ подсистема языка, которая
отвечает за образование новых словарных единиц. Основная единица словообразования
- производное слово. ПС отражает сложное знание об объекте и имеет сложную
структуру. ПС членится на 2 части: отсылочную (производящую основу) и формант.
Производное слово -свернутое высказывание, суждение. Напр., слово «учительская»
произошло от производящей основы «учитель», а «безгрешный» от словосочетания
«без греха». И так как в качестве производящей основы может служить
словосочетание, лучше употреблять термин «производящий базис». Свойства
производящего базиса+словообразовательные свойства=св-ва производного слова.
54.Словообразовательное значение,
словообразовательный тип, словообразовательная цепочка, парадигма;
словообразовательное гнездо. Понятие словообразовательной модели. Продуктивные и
непродуктивные модели словообразования.
С/значение - новое значение, которое возникает
при воздействии словообразовательного средства на словообразовательную основу. Свойства
производящего базиса + словообразовательные
свойства=св-ва производного слова.
С/тип - схема или формула строения производных
слов, которые характеризуются общностью:
1. части речи производящей основы
2.семантических соотношений производного и
производящего слова
3.словообразовательного форманта.
С/цепочка - ряд слов, образованных в процессе последовательного
словообразования. Учить-учитель-учительская. Каждая предыдущая единица является
производящей для последующей.
С/парадигма -параллельное
словообразование. Она может попадать на различные блоки сл-я, кот. вкл.
Различные ч/р. Снег-снежный (снежок, снежинка). «Снег» не входит в словообразовательную
парадигму.
С/гнездо - самая крупная единица с-я. Готовить,
подготовить, заготовить, готовенький.|
С/модель - формальный содержательный ;
образец, благодаря которому образуются новые слова. По степени продуктивности
различаются:
1. продуктивные модели - модель, по
образцу которой в современном языке образуются слова. Это тесно связано с
продуктивностью самих аффиксов. В р/я продуктивен способ отглагольных сущ. с
суф. -ни (е), -к(а): пение, заправка,
2. непродуктивные модели - такие модели,
по образцу которых в современном языке слова не образуются или образуются
редко, что также связано с продуктивностью аффиксов, -вор-, -уз,-их детвора,
француз, жених.
55. Способы словообразования.
1. морфологический. Слова образуются с
помощью аффиксов, а также путем словосложения. Аффиксация является самым
богатым и продуктивным видом словообразования.
а) суффиксальное с-е. присоединяется тот
или иной суффикс к производящей основе. В р/я наиболее продуктивная
разновидность(переплет-переплетчик).
б) префиксальное - присоединение приставки к
целому слову. При этом, как правило, принадлежность к части речи не меняется,
(читать-перечитать)
в) префиксально-суффиксальный одновременно
аффикс и префикс (пере-нос-иц-а).
г) безаффиксный, когда производное слово
образуется с помощью нулевого аффикса, иногда с отсечением конечных звуков (синь
от синий)
д) сложение - сложение 2 и более
основ(древнерусский)
е) аббревиация - начальные буквы
складываемых слов (МШУ)
2. морфолого-синтаксический - переход слова или словоформы
из одной части речи в другую (конверсия) (ванная, отдыхающие).
3. лексико-семантический – способ с-я, представляющий
собой изменение значения уже существующего слова, в результате чего возникают
слова-омонимы, (кулак - рука, крестьянин).
4. лексико-синтаксический - создание нового
слова из словосочетания путем объединения 2 и более слов (сего дня - сегодня).
56. Проблема классификации языков. Виды
классификаций.
На земном шаре насчитывается от 1500 до3000
тыс. языков. Языки обладают сходными свойствами и закономерностями(языковыми универсалиями)
и контрастивностъю. Единой классификации быть не может, но существуют
классификации по разным направлениям.
1. историко-генеалогическая к-я старается
объединить языки по сходству, по наличию общих черт (фонетических,
грамматических, лексических). Идея, положенная в основу классификации
-происхождение языков от общего языка-предка, таким образом, языки связывались
по родству. Языковую семью образует вся совокупность родственных между собой
языков, то есть в структурах всех этих языков есть общие черты. Языки делятся
по иерархическому принципу. Самая крупная семья - индоевропейская,
китайско-тибетская, алтайская. При этом внутри одних семей обнаруживаются
большие, внутри других - меньшие расхождения отдельных языков. Группы языков
внутри семьи называют ветвями или группами. Существуют живые и вымирающие
языки. Генеалогическая классификация включает оба вида.
2. типологическая (морфологическая) к-я
утверждает, что все языки мира, независимо от родства, могут быть распределены
на типы по каким-то общим признакам их структуры., прежде всего морфологической
структуры слова. Классификация - объединение в группы по сходству и родству. Типология
-обобщение представлений о языке. В морфологической классификации
учитывается:
1. аналитический строй языка(использование
служебных слов – английский)/синтетический строй (формы слов, формообразующие
аффиксы -русский)
2. агглютинация (границы морфем строго видны)/фузия
(сросшиеся морфемы). Существуют типы языков: 1.корневые (изолирующие -
неразвитость морфологии, преобладающий аналитический способ - китайский У
инкорпорирующие (целые словосочетания и пр-я образуют I слово,
комплекс - чукотско-камчатские)
3. ареальная к-я .заключается в составлении
языковой карты мира, ареалов распространения отдельных языков и групп языков.
Ареал - границы распространения отдельных языков. Языковой союз - особый тип
языковой общности, включающий в себя различные языки в границах одного
географического пространства (балканский языковой союз).Близость языков в этой
классификации не предполагает единый для всех них источник в прошлом, а
является результатом последующих сближений. Элементы побежденного языка в
системе языка-победителя называются субстратом. Понятие субстрата
противопоставляется явлению суперстрата (явление языка-победителя). Явление
адстрата -взаимовлияние и проникновение языков.
4. функциональная к-я создается с учетом
многих параметров: количество носителей живых языков, число живых и мертвых
языков в мире, общественные ф-ции языков и т.п.
57. Проблема
генетической классификации языков.
Историко-генеалогическая к-я старается
объединить языки по сходству, по наличию общих черт (фонетических,
грамматических, лексических). Идея, положенная в основу классификации —
происхождение языков от общего языка-предка, таким образом, языки связывались
по родству. Сравнительно-историческое язык-е - поиск праязыка. Принцип
неполного соответствия (частичные соответствия в звучании и значении). Языковую
семью образует вся совокупность родственных между собой языков, то есть в
структурах всех этих языков есть общие черты. Языки делятся по иерархическому
принципу. Самая крупная семья - индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская.
При этом внутри одних семей обнаруживаются большие, внутри других - меньшие расхождения
отдельных языков. Группы языков внутри семьи называют ветвями или группами.
Существуют живые и вымирающие языки. Генеалогическая классификация включает оба
вида.
58. Морфологическая классификация (типология)
языков,
Типологическая (морфологическая) к-я утверждает,
что все языки мира, независимо от родства могут быть распределены на типы по
каким-то общим признакам их структуры., прежде всего морфологической структуры
слова. Классификация - объединение в группы по сходству и родству. Типология
-обобщение представлений о языке. В морфологической классификации учитывается:
1. аналитический строй языка (использование
служебных слов -английский/синтетический строй (формы слов, формообразующие
аффиксы -русский)
2. агглютинация (границы морфем строго видны)/фузия
(сросшиеся морфемы). Существуют типы языков: 1.корневые (изолирующие –
неразвитость морфологии, преобладающий аналитический способ –китайский)/инкорпорирующие
(целые словосочетания и пр-я образуют 1 слово, комплекс - чукотско-камчатские)
59. Язык и мышление, язык и сознание.
Психологический подход. Проблема язык и мышление
- одна из самых сложных и дискуссионных в язык-ии. Существовали разные взгляды
на эту теорию. Подлинно научное решение вопроса о языке и мышлении дает
материалистическая теория отражений, «(Мышление осуществляется в различных
формах и структурах, в которых закреплен и обобщен познавательно-исторический
опыт человечества)». Орудием мышления является язык, а также другие знаковые
системы. Язык как знаковая система является материальной опорой для мышления,
он материализует мысли и обеспечивает обмен информацией. Если мышление отражает
действительность, то язык ее выражает. Мышление идеально, язык- материален.
Связь языка с мышлением позволяет осуществлять ему коммуникативную и когнитивную
функции: язык не только передает суждения и сообщения о предметах и явлениях
внешнего мира, но и определенным образом организует наши знания об этом мире.
Т.О. язык, с одной стороны, является средством выражения мысли, а с другой -
орудием ее формирования.
Мышление тесно связано с познанием. Первой
ступенью познания является чувственное восприятие дей-ти. На второй ступени
познания понятие облекается в форму, чему служит слово, и сл-но, язык.
60. Язык и общество: социальная
обусловленность варьирования языка.
Одно из базовых свойств языка повествует, что
язык способен к варьированию. Варьирование бывает территориальным(диалекты),
социальным и ситуативным (в зависимости от ситуации). Социальное варьирование
подразумевает классы, слои, прослойки общества, язык которых отличается друг од
друга. Ранее считалось, что дворянство и крестьянство говорят на разных языках.
На сегодняшний день в языке можно обнаружить соц диалекты. Также существуют профессиональные
разновидности речи, жаргоны, арго. Возрастные, половые различия также
обуславливают жаргоны. Жаргон -разновидность языка и речи, которая складывается
в результате устойчивого взаимодействия людей в определенной социальной группе.
Жаргон идентификатор группы, маркер групповой принадлежности.
61. Подсистемы (формы существования) языка
1. литературный язык (не то же, что язык
художественной литературы).Литературный язык - нормированный, стандартный,
кодифицированный язык. Учит, как говорить правильно, л/я -наддиалектная
подсистема языка, не относится к какому-либо диалекту, он объединяет общение
носителей всех диалектов данного языка.
Полифункционален (может обслуживать
образование/науку)
функциональные стили - исторически
сложившиеся, автономные образования, которые соответствуют определенной сфере
общения; это устойчивая система выбора и употребления средств языка, который
соответствует определенной сфере общения.
Л/я обладает высоким престижем, консервативен,
изменяется медленнее разговорного языка.
Норма л/я вырабатывается целенаправленно
членами общества. Языковая норма - совокупность наиболее устойчивых реализаций
языковых систем, отображающихся и закрытых общественной языковой
практикой (совокупность образцов, как правильно и надо говорить). Н.
обязательна, это совокупность эталонов употребления языка, норме обучают, она
изменчива, но изменяется медленно. Норма сопряжена с понятиями отбора
(селекции).
2.территориальные диалекты
3.социальные диалекты
4. жаргон/сленг
5. некодифицированные варианты
языка(разговорный язык, просторечье).
6. наддиалектные подсистемы (нелитературный
вариант, но объединяет все диалекты - койне)
62. Литературный язык и его место среди
других форм существования языка. Понятие нормы.
Литературный язык (не то же, что язык художественной
литературы).
Литературный язык - нормированный, стандартный,
кодифицированный язык. Учит, как говорить правильно, л/я -наддиалектная
подсистема языка, не относится к какому-либо диалекту, он объединяет общение
носителей всех диалектов данного языка.
Полифункционален (может обслуживать
образование/науку)
Функциональные стили - исторически
сложившиеся, автономные образования, которые соответствуют определенной сфере
общения; это устойчивая система выбора и употребления средств языка, который
соответствует определенной сфере общения.
Л/я обладает высоким престижем, консервативен,
изменяется медленнее разговорного языка.
Норма л/я вырабатывается целенаправленно
членами общества. Языковая норма - совокупность наиболее устойчивых реализаций
языковых систем, отображающихся и закрытых общественной языковой практикой
(совокупность образцов, как правильно и надо говорить). Н. обязательна, это
совокупность эталонов употребления языка, норме обучают, она изменчива, но
изменяется медленно. Норма сопряжена с понятиями отбора (селекции).
63. Понятие стиля. Виды стилей.
Стилевая система языка многомерна: язык
представляет собой систему нескольких стилей, различающихся лексическими
средствами, принципами их отбора, сферой употребления. Основу любого языка составляет
общеупотребительная, стилистически нейтральная лексика. Вместе с тем в каждом
языке имеется лексика, применение кот ограничено условиями речевого общения,
жанрами литературы. В современных развитых языках сущ-т 3 стиля:
1. нейтральный. Слова
эмоционально-нейтральные. Они составляют основ лексической системы языка (вода,
земля, делать, бежать).
2. разговорно-бытовой. Слова, употребляющиеся
в непринужденной речи (ерунда, долговязый).
а) общенародная лексика - известная и употребляемая
всеми носителями языка. Она составляет костяк словарного запаса языка, -разговорно-литературная
лексика(не нарушающая норм литературного употреблениях -просторечная
(несвязанная строгими нормами)
б) сленг. Характерен в основном молодежи.
Необыкновенно подвижен и непостоянен.
в) социально или диалектно ограниченная.
1. диалектизмы - слова, составляющие принадлежность
диалектов того или иного языка
2.профессионализмы - слова, составляющие
принадлежность речи той или иной профессиональной группы
3.арготизмы - слова, ограниченные в своем употреблении
социально, а иногда профессионально
3. книжная. Объединяет в своем составе слова,
стилистически ограниченные и закрепленные в своем употреблении принадлежащие
книжным стилям речи.
64. Язык и речь.
Язык, речь - коммуникация. Исследователи пытались
противопоставить и доказать единство. Соссюр выделял 3 компонента:
1. langue (система языка)
2. langage (объединяет язык и речь, представляет сложный
психофизический механизм)
3. parole (собственно речь)
Л.Ельмелев. 3 аспекта:
1. язык (как система, форма, абстракция)
2. узус (речевые навыки употребления)
3. норма (совокупность употреблений, принятых
обществом, нах, в центре) Язык.
Коллективен, социален, понятийно-смысловая
сторона элементов, единицы языка: фонема, морфема, лексема, семема, слово,
предложение; вне ситуации, виртуален, потенциален, существенен, нет цели,
чистая форма, система знаков, абстрактен, средство общения, стабилен, пассивен
и статичен, характерна уровневая организация, средство общения «в покое»,преобладают
парадигматические отношения, идеален.
Речь.
Индивидуальна, образно-смысловая сторона
элементов, единицы языка: аллофон, алломорф, аллолекс, значение, словоформа,
высказывание; ситуативна, визуально слышима, истинна (ложна),побочна, случайна,
целенаправленна, сплошная стихия, двустороння материальна, активна, динамична, характеризуется
высокой динамичностью., линейная структура, последовательность слов, связанных
в потоке, средство общения «в действии»,реализация, система навыков, преобладают
синтагматические отношения, материальна.
65. Понятие речевой деятельности. Виды речевой
деятельности.
Ф. де Соссюр считал язык и речь двумя сторонами
более общей категории – речевой деятельности. По Соссюру, изучение речевой
деятельности распадается на 2части: основная (язык, социальный и независимый от
индивида), другая (речь). В речевой деятельности материализуются и реализуются
элементы языка-речи. В речевой деятельности создается текст: устное или
письменное речевое произведение любой протяженности. Во внутренней речи
создается внутренний текст, то есть речевое пр-е, сложившееся в уме, но не
воплотившееся в устной и письменной речи. Л.В. Щерба выделял основные виды
речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Важнейшим
признаком РД считается ее индивидуальный характер, она характеризуется
определенными свойствами: тембром, громкостью, артикуляционной четкостью,
продолжительностью, темпом, эмоциональной окрашенностью. РД конкретна,
материальна, субъективна, единицы: звук, морф, леке, сема, словоупотребление,
фраза.
66. Язык и письмо. Типы письма.
Письмо - система начертательных знаков,
используемых для фиксации звуковой речи. Письмо гораздо моложе звукового языка.
Типы:
1. пиктографическое письмо. Рисуночное
или картинное письмо. Не используется как основной тип письма сегодня, но
широко применяется в рекламах, дорожных знаках и т.п.
2. идеографическое письмо, (элемент
-идеограмма). Фиксирует графическими знаками сообщение дословно и передает, кроме
словесного состава, также порядок слов. Разновидности: иероглифическое письмо
(высшая степень развития идеографии в Египте), клинопись.
3. слоговое письмо. Каждый графический
знак обозначает слог. Недостатки - большое количество силлабел. Хотя обучить
такому виду письма значительно проще, чем идеографии.
4. буквенно-звуковое (фонемографическое). Каждый
графический знак обозначает не целое слово и не слог, а отдельный типовой
звук- фонему. Графические знаки - буквы.
а) консонантно-звуковое. Графическими знаками
обозначались только согласные, гласные не имели отдельных букв.
б) вокализовано-звуковое. Графические
знаки, как для согласных, так и для гласных.
67. Виды орфографии. Транскрипция.
Орфография - система правил, устанавливающих
одинаковое написание одних и тех же слов. Есть 3 принципа орфографии:
1.
фонетический (писать как слышится)
2.
морфологический (одинаковое
написание морфемы независимо от изменения звучания)
3.
исторический (писать слова
так, как писались в прошлом)
К числу специализированных систем письма
принадлежит транскрипция. Транскрипция - особая система письма, применяемая для
точного обозначения звукового состава речи.
Виды:
1. фонетическая. Обязательное однозначное
соответствие используемого знака и транскрибируемою звука. Для этого в любой
алфавит включаются дополнительные транскрипционные значки.
2. фонематическая. Передает фонемный
состав слов и фонем. Главный принцип - передача каждой фонемы независимо от ее
позиции всегда одним и тем же значком. Если в фонетической транскрипции фонемы
передаются во всех вариантах, то в фонематической -только основной вид. В
фонематической транскрипции ударение не обозначается, а морфемы соединяются
дефисами в пределах слова.
3. практическая. Запись иноязычных слов с
учетом их произношения средствами национального алфавита.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|