Функции -1.коммуникативная 2. информативная.
Свойства единиц на шкале:
- протяженность(чем выше, тем протяженней);
- единица каждого пред, уровня входит в состав
ед.последующего уровня;
- каждая последующая ед. сложнее по структуре;
- кумулятивност- (накопление свойств);
- каждая ед. имеет особую структуру, а также
особые отношения между ед. того же уровня;
- кажд. ед. на св. уровне обладаетсв-ми
целостности и минимальности
21. Понятие уровня языка, уровнеобразующей
единицы.
Язык членится на участки (планы, ярусы,
уровни).
Уровень - это крупная часть языка, состоящая
из однородных единиц и включающая набор правил, регулирующих использование этих
единиц, их группировку в классы и разряды. Уровни автономны. Уровни: -фонемный
(фонема), -морфемный (морфема), -лексический (слово), -синтаксический
(предложение). Уровень характеризуется особой единицей, предельной и
минимальной для каждого уровня.
Уровнеобразующие единицы -сущность, отражающая
характеристики объекта. Они характеризуются особой субстанцией, функциями.
22. Морфология: место среди других
лингвистических дисциплин, предмет исследования, разделы, основные единицы.
Единицы грамматики делятся на 2 большие группы
1. <слова - морфология.2. >слова - синтаксис. Морфологией изучаются такие
единицы языка, которые меньше или равны слову. Морфология (в пер. наука о
формах) -наука о формах слова, изучающая его структуру, морфемный состав и формы
словоизменения, части речи и принципы их выделения (лексическое+грамматическое
значение).Морфологии более интересно грамматическое значение. Слово
рассматривается как грамматическое явление. Морфология как дисциплина
неоднородна. Морфология считалась наукой о частях речи, об их формах
словоизменения. Но м. также и учение о формах слова (парадигматика - раздел
морфологии). Морфология изучает грамматические категории, значения+морфемы. В
середине 20 в. в м. выделилась еще одна часть -морфемика (пограничная часть
между лексикой, лексикологией, грамматикой), которая изучает только морфемы, их
классификации, свойства, комбинации.
23. Морфема как основная единица
морфологического уровня. Свойства морфемы.
Морфема - минимальный языковой знак,
обладающий значением (план выражения+план содержания). Морфема -тождество
значения и звучания. Обычно морфема - сочетание звуков с закрепленным
значением, фрагменты, повторяющиеся в разных словах (ист - флорист, дантист).
Свойства морфемы:
1. повторяемость
одно из самых главных свойств. Единицей
морфемного уровня является языковой сегмент, который можно выделить в других
словах, имея то же самое значение. Существуют -регулярные - уникальные
(буженина) морфемы. Морфемный состав слова может быть историческим наследием,
но может и изменяться. Поэтому, выделяя морфему, нужно смотреть на то, что
остается. Слово должно быть сегментировано по правилу: 1. единицы,
повторяющиеся в других словах 2. значимости, (русские лингвисты признают
сращение, американские дескриптивисты предпочитают делить слова на мельчайшие
детали)
2. значимость
разные виды морфем: 1. корневые(лексическое значение)
2. словообразовательные (образование новых лексических единиц -
говорил-заговорил) 3. грамматические (грам. формы слова). Иногда выделяются
аффиксы (окончания), но в любом случае морфема несет значение. Но есть
интерфиксы - соединительные гласные, кот не обладают значением.
3. неделимость
на своем уровне неделима, а если разделим, то
перейдем на боле низкий уровень (фонем). Но в разных языках существуют разные
виды морфем, которые могут разрывать корень (инфикс, трансфикс КуТуБ), окружать
его (de-bor-en).
4. полифункциональность
морфема может нести несколько значений(рисует
- лицо, число, время). Но это свойство зависит от типа языка (фузионные-
слияние морфем, агглютинативные -четкое разграничение морфем).
24. Виды морфем.
Морфема является двусторонней единицей языка, в которой за
определенной фонетической или графической формой (планом выражения) закреплено
определенное значение, смысл (план содержания).
Варианты морфем называются алломорфами, а
их конкретные реализации в высказывании - морфами.(морфема <бег>
может быть представлена тремя алломорфами <бег - беж - бек>, Каждый из
них будет воплощаться в бесчисленных оттенках комплексов звуков -морфов, сколь
угодно близких к эталону - морфеме.)
Морфемы могут быть свободными или связанными.
Свободные морфемы, встречающиеся в языке на правах 'автономного слова.
По происхождению морфемы делятся на исконные
и заимствованные.
Регулярные и уникальные.
Классификация морфем: корни и аффиксы. Они противопоставляются друг
другу по характеру выражаемого значения, по месту и функции в составе слова.
Корень - это общая часть всех родственных слов
Аффиксы как единицы сопутствующие корню не несут
самостоятельных лексических значений.
По положению относительно корня аффиксы
разделяют на префиксы, или приставки и постфиксы, стоящие
после корня.
Постфиксы делятся на суффиксы, флексии (окончания).
выделяют и дру-гие аффиксы: интерфиксы -аффиксы,
стоящие между двумя корнями или между корнем и суффиксом и выполняющие
соединительную, то есть формально-структурную функцию, инфиксы - это
аффикс, вставляемый в середину корня.
Аффикс может охватывать корень одновременно с
двух сторон - конфиксы , циркумфиксы.
если аффикс разрывает корень из согласных определенными
гласными, то он принадлежит к классу трансфиксов.
Регулярные и уникальные.
Св-ва:
-повторяемость
-значимость(корень-лекс.значение)
-неделимость
полифункц-ть (неск значений: род, лицо, число,
время - видел)
25. Проблема варьирования морфем и понятие алломорфа; задачи
морфонологии.
Алломорф - чередующийся вариант морфемы. Морфологические
чередования могут быть регулярными (повторяются врезных формах и частях речи -
бегу-бежишь) и нерегулярными (встречаются в считанных случаях
берегу-беречь).Нерегулярные явления не входят в фонетику и не определяются
грамматикой, а образуют особую область языка -морфонологию (раздел языкознания,
изучающий фонему как элемент построения морфемы). Задачами морфонологии
является изучение фонемной структуры морфем, поведение фонем в тождественных
морфемах (их варьирование, правила сочетаемости на стыках морфем и др.)
Друг-друзья-дружить- представители одной морфемы, находящиеся в отношении
чередования между собой (алломорфы), друг/ж/з –морфонема (морфологическая обусловленность),
advise-advice (историческая)
26. Фонетика и фонология: задачи и основные
единицы.
Изучают звуки в разных аспектах., 2
разных науки.
Фонетика изучает звуки речи, артикуляционные характеристики
звука, взаимное влияние звуков. Фонетика изучает свойства звуков как физических,
акустических единиц, которые обладают физической природой. Они произносятся с
помощью работы речевого аппарата. Единицы изучения: слог, слово, фраза(изучение
не со стороны значения, а со стороны звучания). Единицы изучения фонетики
бывают 2 типов: 1.сегментные (звуки, фраза) 2,супрасегментные (ударение, интонация).
Разделы фонетики:
1. артикуляционная (устройство речевого
аппарата, устройство звуков).
Изучает гласные (характеризуются по ряду,
длительности, лабиализации, напряженности), согласные (хар-ся по месту
образования, способу, твердости/мягкости, глухости/звонкости, придыхательности).
Звук образуется в3 стадии: 1. экскурсия (приготовление) 2.
произнесение 3. рекурсия (расслабление). Изучаются явления: редукция
(количественная, качественная), аккомодация (взаимное приспособление гл и согл
- малый-мяло), ассимиляция, ударение.
2. акустическая(изучает акустические
свойства звуков: частота, амплитуда).
Фонология изучает звуковые единицы с точки зрения их функционального
значения, звуки языка, а не речи (как в фонетике). Фонология изучает систему
отношений звуковых единиц между собой. Цель - создать и описать фонетическую
систему языка(важны противопоставления).
Описываются позиции звуков языка, окружение.
Также изучаются супрасегментные единицы языка (интонация, контуры, модели).
Основная единица изучения - фонема, (фонема и звук - разные понятия. Ф.
-психическое явление, звук - акустико-физиологическое)
27. Фонема как основная единица звукового уровня языка. Проблема
определения фонемы. Фонема и аллофон.
а) Фонема - основная единица изучения
фонологии. Фонема - целиком психичное явление.
фонема - полифункциональная единица языка: 1.
различает звуковые оболочки слов и морфем 2. доводит звуки речи до восприятия
3. смыслоразличительная. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных
ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется
данная фонема. В зависимости от характера выполняемой ими функции, места в
слове и соседства с другими звуками, ударности и безударности, выделяют
следующие типы аллофонов: 1. вариации (появляющиеся в сильной позиции фонемы,
т.е. в позиции ее различения) 2. варианты (появляющиеся в слабой позиции).
б) Понятие фонемы сложилось во второй
половине 19 века. С этого периода различные фонетические школы занимались ее изучением
и предлагали свои определения этой единицы. Основные фонетические школы:
Московская (фонема - цепочка аллофонов, фонема рассматривается в составе
морфемы). Пражская (фонема -набор дифференциальных признаков,
смыслоразличительных и функциональных, в составе слова, важнее дифференциальные
признаки), Ленинградская (фонема - класс исходных звуков, в составе
словоформы).
28.Фонологическая система языка: организация
и принципы описания.
Фонологическая система языка - это внутренне
организованная совокупность его фонем, связанных определенными отношениями.
Каждый элемент фонологической системы существует не изолированно, а в тесной
связи с другими элементами, противопоставляясь или объединяясь с ними по тем
или иным признакам. ф/с языка строится как система фонемных оппозиций.
Сравнение фонем в оппозициях основано на сопоставлении их признаков -
дифференциальных (различия) и интегральных (сходства). Фонемные оппозиции
делятся на 2 основных типа:
1. дизъюнкция (противопоставление по нескольким признакам
- д-н).
2. корреляция (противопоставление по одному признаку
- д-т)
(Московская и Пражская школа выделили виды
оппозиций: 1. пропорциональные д-т, к-г 2. эквивалентные (по равноценным,
равноправным признакам -нижний/средний подъем, передний/задний ряд) 3.
градуальные (фонемы противопоставлены по одному признаку, но имеют разные
степени проявления) 4. привативная оппозиция (наличие/отсутствие признака) 5.
бинарная + интегральные (признаки, не участвующие в аппозиции, присущие
определенной фонеме).
29. Реализация фонемы в речи. Виды позиций.
Фонема и аллофон.
Фонема является смыслоразличительной
единицей. При этом фонема - целиком психичное явление, равно как и аллофон,
реализацией их в речи является звук. Одной фонеме могут соответствовать
несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в
которых реализуется данная фонема. В зависимости от характера выполняемой ими
функции, места в слове и соседства с другими звуками, ударности и
безударности,, выделяют следующие типы аллофонов: 1. вариации (появляющиеся в
сильной позиции фонемы., т.е. в позиции ее различения) 2. варианты
(появляющиеся в слабой позиции).
Чтобы определить фонему, надо найти такую
позицию в слове, в которой различается больше всего фонем. Позиция - это
условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению,
другой фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, «сохраняет» или
«утрачивает» фонема свое «лицо», различают сильную и слабую позиции.
- сильная позиция - это позиция различения
фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для
гласных - под ударением, для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми
гласными, для твердых/мягких -позиция конца слова.
- слабая позиция - это позиция различения фонем,
т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество
единиц. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном
звуке. Здесь фонологическое противовопоставление фонем нейтрализуется.
30. Основные принципы фонологического анализа.
(Аллофон. Виды дистрибуций).
Одной фонеме могут соответствовать несколько
различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых
реализуется данная фонема. Чтобы узнать, принадлежат ли конкретные звуки к
разным фонемам или же являются аллофонами (разновидностями одной фонемы) нужно
поставить их в определенные произносительные условия. Распределение фонем по
этим условиям называют дистрибуцией. Существует 3 основных типа дистрибуций:
1. контрастная.Фонемы находятся водном и том же звуковом
окружении и при этом самостоятельно различают слова. В этом случае все
фонемы в словах совпадают, кроме сравниваемых: тень-день-пень-лень.
2. дополнительный вид дистрибуции. Фонемы не встречаются
в одной и той же позиции, напр, в испанском языке. Здесь качество звуков
зависит от позиции.
3. отношения свободного варьирования. Фонемы
находятся в одинаковом окружении заменяют одна другую без изменения смысла
слов, что свидетельствует о разных параметрах говорящего (местоположение,
особенности речи).
31. Фонетические процессы в речи.
Так как звуки речи произносятся
неизолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых,
влиять друг на друга, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией
последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения. В
результате появляются следующие фонетические процессы:
1. редукция (изменение длительности звуков в
безударных словах: количественная/качественная). Она тесно связана с ударением:
-силовое -количественное(ударный звук произносится более долго)
-тоновое(изменение высотытона).
2. аккомодация - взаимное приспособление
гласных и согласных(малый-мяло), качество согласного влияет на качество
гласного и наоборот.
3. ассимиляция - качественное уподобление смежных
звуков. Бывает -прогрессивной (когда предыдущий звук влияет на последующий)
-регрессивной(когда последующий звук влияет на предыдущий).
4. диссимиляция - расподобление, когда из 2 одинаковых
или подобных звуков получается 2 различных звука. Процесс, противоположный
ассимиляции(транвай, вместо трамвай).
32. слово,
как основная единица языка.
слово - это
основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования
предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью
семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для
каждого, языка. В этих определениях акцентируется внимание на единстве
всех трех сторон слова - фонетической (организованную совокупность звуков,
образующих звуковую оболочку, слова); морфологической (совокупность
грамматических и словообразовательных морфем);
семантической (совокупность значений - лексических и грамматических). Это
единство звуковой формы, морфемного строения и значения слова делает его
центральной единицей языка. Как единица языка слово обладает своими
характерными признаками, а именно: единооформленностью или цельностью,
выделимостью и свободной воспроизводимостью в речи, семантическая валентность
(т.е. семантический потенциал слова, проявляющийся в его способности
реализоваться в определенных значениях, вступая в те или иные отношения с
другими словами); недвуударность (т.е. невозможность слова иметь более одного
основного ударения); непроницаемость (т.е. невозможность вставить в слово
другое слово и тем более сочетание слов).
От фонем
слово отличается своей двухмерностью, так как представляет собой органическое
единство звучания и значения. От морфем оно отличается своей
лексико-грамматической отнесенностью. От словосочетаний и фразеологических
оборотов слово отличается акцентологически: оно, как правило, недвуударно,
от предложно-падежных сочетаний оно отличается своей непроницаемостью.
33. Проблема слова; исторический характер
слова.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|