Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики
1.Определения языка в теоретическом
языкознании,
Теоретическое языкознание - все аспекты и
проблемы, связанные с языком, состав и употребление, общие закономерности
устройства и развития языка. Определения бывают:
1.Функциональные (с точки зрения функций) Язык
-основное средство общения и передачи информации,
2.Ролевые (связанные с участниками общения,
индивидом, коллективом)
Язык существует как общее коллективное знание,
которое разделяют все члены коллектива, (идиолект - вариант языка, свойственный
одному человеку),
3.Таксономическое (таксономия - набор элементов)
Язык – набор единиц и правила их употребления, соединения.
4.Семиотическое (семиотика - наука о знаках и
знаковых системах) Язык - система знаков, каждая единица - знак (язык имеет
знаковую природу).
5.Субстанциональное Проблема соотношения в языке
идеального и материального (я. Материален - имеет субстанцию
(письменность), я. идеален - все, кроме звуков, имеет значение.
6.Системно-структурное. Язык – это система, он
имеет структурно- уровневое строение, это упорядоченная структура единиц.
7.в информационных системах Язык - код, система
задания соответствия.
8.Когнитивное направление Язык является основным
средством
а)формирования б)обработки в)хранения
г)передачи знаний
2. Задачи, особенности, основные направления современной
теоретической лингвистики.
Задачи. - передавать смысл и значение, знаков,
установить состав единиц языка, изучить пределы варьирования. Особенности.
Теоретическое языкознание - все аспекты и
проблемы, связанные с языком, состав и употребление. Теоретическое язык-е
изучает человека самого себя и реальности вокруг себя. Я-е: 1.частное (изучение
употребления конкретного языка) 2.общее (все языки). Общее: все языки имеют
закономерности строения, нечто общее (звуки, корни). Закономерности строения
-универсалии (абсолютные - присутствуют во всех языках, статистические
-справедливы не для всех языков). Лингвистика: 1. внешняя (связь языка и
общества, ф-ции яз. в обществе, территориальное распространение языков) 2.
внутренняя (изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления).
Основные направления
1. изучение состава языка
2. сравнительно-историческое яз-е
3. история языка
4. состав и структура языка
5. употребления я-я в различных ситуациях
6. прикладное языкознание
3. Биологическое и социальное, индивидуальное
и коллективное, материальное и идеальное в языке,
1. биологическое и социальное Конкретный
язык не передается по наследству, и на генетическом уровне не предопределено.,
каким именно языком будет пользоваться ребенок. Язык усваивается под влиянием
окружающих - семьи, школы, воспитателей, улицы. Ребенок начинает говорить на
том языке, какому его обучают => язык – явление социальное. Вместе с тем
именно биологический механизм, биологическая предрасположенность человека к формированию
языка вообще реализуется в каждом конкретном случае в отдельном языке. Сущность
языка как биологического явления заключается, прежде всего, в том, что на
биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру генетического кода.
Генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая
отдельные органы речевой аппарат, мозг - под речевой механизм. Но этот механизм
запускается и формируется у ребенка только в определенных условиях - при
наличии языкового окружения, социума.
2. индивидуальное и коллективное Социальная дифференциация связана с
коллективным в языке. С коллективом связаны различные варианты языка, такие как
а) диалект (совокупность фонетических, лексических и грамматических
особенностей того или иного языка, распространенных на определенной
территории), б) дифференциация по профессиональному признаку (проявляется в
наличии профессиональной лексики и терминологии), в) жаргон (отклонения от
общего языка, имеющие узкую сферу применения в той или иной соц. среде), г)
арго (особый язык воров, нищих, бродяг). Язык обслуживает не только общество,
коллектив, но и отдельного чел-ка. Особенности индивидуального владения языком
определяются как факторами биологическими, так и социальными. Биологический
фактор оказывает влияние на темп речи, ее тембр, на наличие или отсутствие
дефектов речи. Этим же фактором определяется способность личности к изучению
иностранных языков, степень владения устной и письменной речью. На
индивидуальном языке всегда лежит налет социальности, тк индивидуальный язык не
изобретается, а берется в готовом виде и на него оказывают влияние семья,
языковое окружение, место проживания, образование, профессия.
3. идеальное и материальное в языке Структура
идеального в языке достаточно многослойна. Она включает в себя энергию
сознания, дух, энергию мышления - мысль, которые формируют идеальные же
элементы языка, именуемые его внутренней формой. Идеальное в языке связано с
мышлением, содержанием, значением (все, кроме звуков, имеет значение).
Проявиться, обнаружить себя во внешнем мире дух может только с помощью
какой-либо материальной оболочки. Сначала звуки речи послужили естественной материальной
стороной языка, в которых он стал чувственно воспринимаемым для человека.
Позднее людьми была создана вторая материальная форма языка графическая, в виде
различных систем письма.
4. Исторические изменения языка.
Исторические изменения языка изучают 2 вида
лингвистик:
1.синхронная (изучает язык в определенный
период исторического времени и неизменность его в этот момент).
2.диахроническая (изучает динамику развития
языка во времени).
Ф. де Соссюр. Синхрония - ось одновременности,
касающаяся системных отношений, откуда исключено всякое вмешательство времени,
а диахрония - ось последовательности, на которой нельзя увидеть больше одной
вещи зараз, а по которой располагаются все явления оси со всеми их изменениями.
Язык как систему изучает только синхронная лингвистика.
5. Функции языка.
Вопрос о характере и количестве функций языка
не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Функция может пониматься:
-роль и назначение
-зависимость одних переменных от других
-синтаксическая позиция
В течение 19-20 вв развивалось учение о
функциях языка. По Бюллеру:
1) экспрессивная ф-я (связана с говорящим)
выражается лексикой, синтаксисом и интонацией
2) обращение (связана со слушающим)
3) сообщение (связана с предметом или ситуацией,
о чем идет речь)
Французский ученый Мартине:
1) коммуникативная ф-я
2) выразительная ф-я
3) эстетическая ф-я
Якобсон (представитель Пражского
лингвистического кружка, основа которого - функционализм) выделял 6 компонентов
речевого акта:
1) эмативная ф-я (говорящий)
2) конативная ф-я (слушающий)
3) референтивная ф-я (предмет речи)
4) поэтическая ф-я (само сообщение)
5) фатическая ф-я (ф-я установления контакта)
6) метаязыковая ф-я (код). Метаязык - система
выбора определенного средства языка, общего средства общения, служит для
описания и характеристики самого языка.
Классификация по Степанову:
1) номинативная ф-я
2) предикативная (синтаксическая ф-я) установления
связи
3) локативная ф-я (определение позиции говорящего
к собственной речи)
1. внутриструктурные функции (выражение
языковой формой определенного смысла, содержания).
а)мыслеформирующая язык - средство
формирования и выражения мысли.
6)номинативная - слово - средство наименования
предметов и явлений.
2. общественные функции (роль в человеческом
обществе).
а )коммуникативная: язык - универсальное
средство общения.
б)когнитивная: язык - средство познания, (накопления
общественного опыта, знаний, средство формирования и развития материальной и
духовной культуры.)
3. частные функции
а)экспрессивная - функция выражения
настроений и эмоции говорящего
б)контактоустанавливающая (фатическая)
в)эстетическая - литература, кино, театр
г)апеллятивная - ф-я призыва, побуждения.
д)метаязыковая (терминологическая. аппарат,
язык для описания
общения).
е)оценочная
ж)аккумулятивная накопительная, накопления и
передачи опыта.
6. Основные этапы изучения языка.
История языкознания с древних времен
начинается с 5-8 вв. до н.э. на Востоке.
I период Описательный.5-8 вв. до н.э. - начало
нашей эры. Древние грамматики описывают состояние языка, преобладает
философский подход. Образец
- грамматика Панини.
- Платона и Аристотеля (Александрийская школа создала
самую полную классификацию частей речи). Понятие категории - большого
класса слов, звуков, кот. имеют нечто общее в своем значении (имена, глаголы).
Центральная единица - слово и предложение, тк они обладают смысловой ценностью.
// период язык-е - система научных знаний 17-18
в. Я. - наука. Я. - философская концепция (рационализм. Основа любого языка
универсальность, рациональность. Все описывается с тз логики).
- Декарт и Лейбниц создавали идеальный
язык (каждое слово - 1 значение).
грамматика Пор-Рояль описывала системы разных
языков. Основной принцип построения пр-я: субъект (то, о чем говорится) и
предикат (признак или характер предмета) - Яблоко есть красное. III
период сравнительно-историческое языкознание. 19 в. начало 20 в.
Существует по сей день. Узнали о существовании
языка-предка -санскрита (индийский), думали, что это самый древний язык, тк в
санскрите много корней, общих с большинством европейских языков. Выработаны
методики установления родства. Метод: - частичного сходства - регулярных
фонетических соответствий. Цель: реконструировать архетип, восстановить
проформу. Генеалогическая классификация языков (Шлейхер) + развитие языков в
динамике (язык молодой – далее стремится к упрощению).
IV
период cmpyкmypализм.20-e гг. 20 века точные науки испытывают расцвет.
Язык - система знаков, в которой каждый элемент должен быть описан через
отношение этой единицы с другими единицами того же языка, т.е. через ее
положение в системе. Стремление к строгому формальному описанию, главное форма,
а не значение. Предтеча -Фердинанд де Соссюр
7. Сравнительно-историческое языкознание:
цель, предмет, метод.
19 в. - начало 20 в. Существует по сей день.
Накопились знания о языках. В конце 18 века узнали о существовании языка-предка
-санскрита (индийский), думали, что это самый древний язык, тк в санскрите
много корней, общих с большинством европейских языков. Все европейские языки
имеют общий язык-предок.
Работы Ф.Бопп, Я.Гримм, Раск, А.Х. Востоков - работы по сравнительно-историческому
языкознанию с целью выявления сходств праязыка.
Также выработаны методики установления
родства. Строение морфем (личные окончания глаголов - Ф.Бопп - выявлено их
материальное сходство). Сравниваются грамматические системы, тк они не
заимствуются. В каждом языке есть — 100 слов, которые образуют исконную
лексику.
Метод: - частичного сходства
- регулярных фонетических соответствий.
Цель: реконструировать архетип, восстановить проформу.
-Шлейхер: генеалогическая классификация
языков + развитие языков в динамике (язык молодой -далее стремится к
упрощению). При сравнении языков важно: значения слов не обязательно должны
совпадать, они могут расходиться по законам полисемии; сопоставлять и корневые,
и аффиксальные морфемы; сопоставлять данные письм памятников мертвых языков с
данными живых; особо выделять заимствования; замечать звуковое оформление
сравниваемого (частичное совпадение и расхождение звуков).
8. Структурализм: цель, предмет, метод; школы.
20-е гг. 20 века
точные науки
испытывают расцвет.
Язык - система знаков, в которой каждый
элемент должен быть описан через отношение этой единицы с другими единицами
того же языка, т.е. через ее положение в системе.
Значение - значимость (положение в системе)
Предок - Фердинанд де
Соссюр
Цель: разработать строгий подход синхронного описания
языков. Отсюда повышенный интерес к структуре плана выражения, к описанию
различных отношений между элементами системы. Метод: использование
структурного анализа, моделирования, формализации лингвистических процедур.
Школы:
1. Пражская лингвистическая школа
(1926-1929)
Тезисы пражского
кружка функциональность, цель. Н. Трубецкой написал «Основы фонологии», где
охарактеризовал внутреннее устройство фонем языка как систему их оппозиций.
Трубецкой впервые показал системность в строении звукового уровня языка.
2. Глоссематика (Дания) - абстракция,
формализм, математика. Создание теории, не зависимой от практического опыта:
-отметание идеального
-чистая форма
-в языке нет ничего, кроме различий
-фонема - пучок взаимных зависимостей.
-язык в самом себе и для себя
Метод: сегментация языка (деление на более мелкие единицы
языка).
Луи (язык должен быть описан с точки зрения min
составляющих его единиц), Йельмелев.
3. Американский дескриптивизм (США).
Практики, Цель: Исследование коренных языков.
Метод:
- сегментация и описание статуса
единиц.
- дистрибуция: окружение для того или иного варианта
- субституция - метод подстановки о и а, подставляем и
выясняем, меняется ли значение слова при перестановке.
9. Теории происхождения языка,
Вопрос о происхождении языка до сих пор
остается в языкознании областью общих предположений и гипотез.
1. логосическая теория (logos - понятие, разум, мысль). Это божественная
теория происхождения языка. Существует в нескольких разновидностях: ведической,
библейской, конфуцианской. Согласно этой теории, язык создан божественным,
духовным началом и имена вещам даны всевышним. Идея божественного происхождения
языка проходит через всю историю языкознания (Платон, Г.Нисский, Вильгельм фон
Гумбольт).
2. теория звукоподражания Эта теория вышла из древнегреческой философии
- стоицизма - и получила поддержку в 19 веке. Суть этой теории в том, что слова
возникли из стремления человека к подражанию звукам окружающего его мира – шуму
ветра, крику птиц, реву зверей. Отрицать звукоподражательные слова в языке
нельзя, однако таких слов в языках относительно немного. В 18 веке звук-ю
теорию поддержал знаменитый ученый В.Лейбниц.
3. междометная теория Эта теория берет начало у эпикурейцев, противников
стоиков. Ее суть состоит в том, что слово возникло как выражение душевных состояний
человека. Первобытные люди инстинктивные выкрики превратили в естественные
звуки - междометия, сопровождающие эмоции, откуда и произошли все иные слова.
На сегодняшний день связь между звучанием слова и эмоциональным состоянием
человека стала лишь косвенной.
В 18 веке междометная теория получила развитие
у И.Гердера. (теория рефлексий)
19 век - Г.Штейнталь, А.А.Потебня, Я.Гримм.
4. теория происхождения языка из жестов
19 в. В.Вундт - основатель. Близка к
междометной теории, но дополняет и расширяет ее. Вундт считал, что
первоначально существовало 2 языка - язык звуков (физические движения языка и губ)
и язык жестов (движение рук, головы, тела, мышц лица). Звуками выражались
чувства, эмоц. состояние, жестами - представления о предметах, воля человека.
Нем. филолог Л.Гейдер выдвинул свой вариант теории в 19 веке.
5. теория общественного договора
18 век, опиралась на античность, во многом
отвечала рационализму (Ж.Ж.Руссо). Язык возник в результате коллективного
соглашения, когда первобытным людям «пришло в голову» давать названия вещам
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|