Меню
Поиск



рефераты скачать Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики

Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики

1.Определения языка в  теоретическом языкознании,

Теоретическое языкознание - все аспекты и проблемы, связанные с языком, состав и употребление, общие закономерности устройства и развития языка. Определения бывают:

1.Функциональные (с точки зрения функций) Язык -основное средство общения и передачи информации,

2.Ролевые (связанные с участниками общения, индивидом, коллективом)

Язык существует как общее коллективное знание, которое разделяют все члены коллектива, (идиолект - вариант языка, свойственный одному человеку),

3.Таксономическое (таксономия - набор элементов) Язык – набор единиц и правила их употребления, соединения.

4.Семиотическое (семиотика - наука о знаках и знаковых системах) Язык - система знаков, каждая единица - знак (язык имеет знаковую природу).

5.Субстанциональное Проблема соотношения в языке идеального и материального (я. Материален - имеет субстанцию (письменность), я. идеален - все, кроме звуков, имеет значение.

6.Системно-структурное. Язык – это система, он имеет структурно- уровневое строение, это упорядоченная структура единиц.

7.в информационных системах Язык - код, система задания соответствия.

8.Когнитивное направление Язык является основным средством

а)формирования б)обработки в)хранения г)передачи знаний

2. Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики.

Задачи. - передавать смысл и значение, знаков, установить состав единиц языка, изучить пределы варьирования. Особенности.

Теоретическое языкознание - все аспекты и проблемы, связанные с языком, состав и употребление. Теоретическое язык-е изучает человека самого себя и реальности вокруг себя. Я-е: 1.частное (изучение употребления конкретного языка) 2.общее (все языки). Общее: все языки имеют закономерности строения, нечто общее (звуки, корни). Закономерности строения -универсалии (абсолютные - присутствуют во всех языках, статистические -справедливы не для всех языков). Лингвистика: 1. внешняя (связь языка и общества, ф-ции яз. в обществе, территориальное распространение языков) 2. внутренняя (изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления). Основные направления

1.      изучение состава языка

2.      сравнительно-историческое яз-е

3.      история языка

4.      состав и структура языка

5.      употребления я-я в различных ситуациях

6.      прикладное языкознание

3. Биологическое и социальное, индивидуальное и коллективное, материальное и идеальное в языке,

1. биологическое и социальное Конкретный язык не передается по наследству, и на генетическом уровне не предопределено., каким именно языком будет пользоваться ребенок. Язык усваивается под влиянием окружающих - семьи, школы, воспитателей, улицы. Ребенок начинает говорить на том языке, какому его обучают => язык – явление социальное. Вместе с тем именно биологический механизм, биологическая предрасположенность человека к формированию языка вообще реализуется в каждом конкретном случае в отдельном языке. Сущность языка как биологического явления заключается, прежде всего, в том, что на биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру генетического кода. Генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая отдельные органы речевой аппарат, мозг - под речевой механизм. Но этот механизм запускается и формируется у ребенка только в определенных условиях - при наличии языкового окружения, социума.

2. индивидуальное и коллективное Социальная дифференциация связана с коллективным в языке. С коллективом связаны различные варианты языка, такие как а) диалект (совокупность фонетических, лексических и грамматических особенностей того или иного языка, распространенных на определенной территории), б) дифференциация по профессиональному признаку (проявляется в наличии профессиональной лексики и терминологии), в) жаргон (отклонения от общего языка, имеющие узкую сферу применения в той или иной соц.  среде), г) арго (особый язык воров, нищих, бродяг). Язык обслуживает не только общество, коллектив, но и отдельного чел-ка. Особенности индивидуального владения языком определяются как факторами биологическими, так и социальными. Биологический фактор оказывает влияние на темп речи, ее тембр, на наличие или отсутствие дефектов речи. Этим же фактором определяется способность личности к изучению иностранных языков, степень владения устной и письменной речью. На индивидуальном языке всегда лежит налет социальности, тк индивидуальный язык не изобретается, а берется в готовом виде и на него оказывают влияние семья, языковое окружение, место проживания, образование, профессия.

3. идеальное и материальное в языке Структура идеального в языке достаточно многослойна. Она включает в себя энергию сознания, дух, энергию мышления - мысль, которые формируют идеальные же элементы языка, именуемые его внутренней формой. Идеальное в языке связано с мышлением, содержанием, значением (все, кроме звуков, имеет значение). Проявиться, обнаружить себя во внешнем мире дух может только с помощью какой-либо материальной оболочки. Сначала звуки речи послужили естественной материальной стороной языка, в которых он стал чувственно воспринимаемым для человека. Позднее людьми была создана вторая материальная форма языка графическая, в виде различных систем письма.

4. Исторические изменения языка.

Исторические изменения языка изучают 2 вида лингвистик:

1.синхронная (изучает  язык в определенный период исторического времени и неизменность его в этот момент).

2.диахроническая (изучает динамику развития языка во времени).

Ф. де Соссюр. Синхрония - ось одновременности, касающаяся системных отношений, откуда исключено всякое вмешательство времени, а диахрония - ось последовательности, на которой нельзя увидеть больше одной вещи зараз, а по которой располагаются все явления оси со всеми их изменениями. Язык как систему изучает только синхронная лингвистика.

5. Функции языка.

Вопрос о характере и количестве функций языка не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Функция может пониматься:

-роль и назначение

-зависимость одних переменных от других

-синтаксическая позиция

В течение 19-20 вв развивалось учение о функциях языка. По Бюллеру:

1)      экспрессивная ф-я (связана с говорящим) выражается лексикой, синтаксисом и интонацией

2)      обращение (связана со слушающим)

3)      сообщение (связана с предметом или ситуацией, о чем идет речь)

Французский ученый Мартине:

1)      коммуникативная ф-я

2)      выразительная ф-я

3)      эстетическая ф-я

Якобсон (представитель Пражского лингвистического кружка, основа которого - функционализм) выделял 6 компонентов речевого акта:

1)      эмативная ф-я (говорящий)

2)      конативная ф-я (слушающий)

3)      референтивная ф-я (предмет речи)

4)      поэтическая ф-я (само сообщение)

5)      фатическая ф-я  (ф-я установления контакта)

6)      метаязыковая ф-я (код). Метаязык - система выбора определенного средства языка, общего средства общения, служит для описания и характеристики самого языка.

Классификация по Степанову:

1)      номинативная ф-я

2)      предикативная (синтаксическая ф-я) установления связи

3)      локативная ф-я (определение позиции говорящего к собственной речи)

1. внутриструктурные функции (выражение языковой формой определенного смысла, содержания).

а)мыслеформирующая язык - средство формирования и выражения мысли.

6)номинативная - слово - средство наименования предметов и явлений.

2. общественные функции (роль в человеческом обществе).

а )коммуникативная: язык - универсальное средство общения.

б)когнитивная: язык - средство познания, (накопления общественного опыта, знаний, средство формирования и развития материальной и духовной культуры.)

3.       частные функции

а)экспрессивная - функция выражения

настроений и эмоции говорящего

б)контактоустанавливающая (фатическая)

в)эстетическая - литература, кино, театр

г)апеллятивная - ф-я призыва, побуждения.

д)метаязыковая (терминологическая. аппарат, язык для описания

общения).

е)оценочная

ж)аккумулятивная   накопительная, накопления и передачи опыта.

6. Основные этапы изучения языка.

История языкознания с древних времен начинается с 5-8 вв. до н.э. на Востоке.

I период Описательный.5-8 вв. до н.э. - начало нашей эры. Древние грамматики описывают состояние языка, преобладает философский подход. Образец

- грамматика Панини.

- Платона и Аристотеля (Александрийская школа создала самую полную классификацию частей речи). Понятие категории - большого класса слов, звуков, кот. имеют нечто общее в своем значении (имена, глаголы). Центральная единица - слово и предложение, тк они обладают смысловой ценностью.

// период язык-е - система научных знаний 17-18 в. Я. - наука. Я. - философская концепция (рационализм. Основа любого языка универсальность, рациональность. Все описывается с тз логики).

-        Декарт и Лейбниц создавали идеальный язык (каждое слово - 1 значение).

грамматика Пор-Рояль описывала системы разных языков. Основной принцип построения пр-я: субъект (то, о чем говорится) и предикат (признак или характер предмета) - Яблоко есть красное. III период сравнительно-историческое языкознание. 19 в.   начало 20 в.

Существует по сей день. Узнали о существовании языка-предка -санскрита (индийский), думали,  что это самый древний язык, тк в санскрите много корней, общих с большинством европейских языков. Выработаны методики установления родства. Метод: - частичного сходства - регулярных фонетических соответствий. Цель: реконструировать архетип, восстановить проформу. Генеалогическая классификация   языков (Шлейхер) + развитие языков в динамике (язык молодой – далее стремится к упрощению).

IV период cmpyкmypализм.20-e гг. 20 века точные науки испытывают расцвет. Язык - система знаков, в которой каждый элемент должен быть описан через отношение этой единицы с другими единицами того же языка, т.е. через ее положение в системе. Стремление к строгому формальному описанию, главное форма, а не значение. Предтеча -Фердинанд де Соссюр

7. Сравнительно-историческое языкознание: цель, предмет, метод.

19 в. - начало 20 в. Существует по сей день. Накопились знания о языках. В конце 18 века узнали о существовании языка-предка -санскрита (индийский), думали, что это самый древний язык, тк в санскрите много корней, общих с большинством европейских языков. Все европейские языки имеют общий язык-предок.

Работы Ф.Бопп, Я.Гримм, Раск, А.Х. Востоков - работы по сравнительно-историческому языкознанию с целью выявления сходств праязыка.

Также выработаны методики установления родства. Строение морфем (личные окончания глаголов - Ф.Бопп - выявлено их материальное сходство). Сравниваются грамматические системы, тк они не заимствуются. В каждом языке есть — 100 слов, которые образуют исконную лексику.

Метод: - частичного сходства

- регулярных фонетических соответствий.

Цель: реконструировать архетип, восстановить проформу.

-Шлейхер:   генеалогическая классификация языков + развитие языков в динамике (язык молодой -далее стремится к упрощению). При сравнении языков важно: значения слов не обязательно должны совпадать, они могут расходиться по законам полисемии; сопоставлять и корневые, и аффиксальные морфемы; сопоставлять данные письм памятников мертвых языков с данными живых; особо выделять заимствования; замечать звуковое оформление сравниваемого (частичное совпадение и расхождение звуков).

8. Структурализм: цель, предмет, метод; школы.

20-е гг. 20 века

точные науки испытывают расцвет.

Язык - система знаков, в которой каждый элемент должен быть описан через отношение этой единицы с другими единицами того же языка, т.е. через ее положение в системе.

Значение - значимость (положение   в системе)

Предок - Фердинанд де Соссюр

Цель: разработать строгий подход синхронного описания языков. Отсюда повышенный интерес к структуре плана выражения, к описанию различных отношений между элементами системы. Метод: использование структурного анализа, моделирования, формализации лингвистических процедур.

Школы:

1.       Пражская лингвистическая школа (1926-1929)

Тезисы пражского кружка функциональность, цель. Н. Трубецкой написал «Основы фонологии», где охарактеризовал внутреннее устройство фонем языка как систему их оппозиций. Трубецкой впервые показал системность в строении звукового уровня языка.

2.       Глоссематика (Дания) - абстракция, формализм, математика. Создание теории, не зависимой от практического опыта:

-отметание идеального

-чистая форма

-в языке нет ничего, кроме различий

-фонема - пучок взаимных зависимостей.

-язык в самом себе и для себя

Метод: сегментация языка (деление на более мелкие единицы языка).

Луи (язык должен быть описан с точки зрения min  составляющих его единиц), Йельмелев.

3.       Американский дескриптивизм (США).

Практики, Цель: Исследование коренных языков.

Метод:

-        сегментация и описание статуса единиц.

- дистрибуция: окружение для того или иного варианта

- субституция - метод подстановки о и а, подставляем и выясняем, меняется ли значение слова при перестановке.

9. Теории происхождения языка,

Вопрос о происхождении языка до сих пор остается в языкознании областью общих предположений и гипотез.

1.      логосическая теория (logos - понятие, разум, мысль). Это божественная теория происхождения языка. Существует в нескольких разновидностях: ведической, библейской, конфуцианской. Согласно этой теории, язык создан божественным, духовным началом и имена вещам даны всевышним. Идея божественного происхождения языка проходит через всю историю языкознания (Платон, Г.Нисский, Вильгельм фон Гумбольт).

2.      теория звукоподражания Эта теория вышла из древнегреческой философии - стоицизма - и получила поддержку в 19 веке. Суть этой теории в том, что слова возникли из стремления человека к подражанию звукам окружающего его мира – шуму ветра, крику птиц, реву зверей. Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, однако таких слов в языках относительно немного. В 18 веке звук-ю теорию поддержал знаменитый ученый В.Лейбниц.

3.      междометная теория Эта теория берет  начало у эпикурейцев, противников стоиков. Ее суть состоит в том, что слово возникло как выражение душевных состояний человека. Первобытные люди инстинктивные выкрики превратили в естественные звуки - междометия, сопровождающие эмоции, откуда и произошли все иные слова. На сегодняшний день связь между звучанием слова и эмоциональным состоянием человека стала лишь косвенной.

В 18 веке междометная теория получила развитие у И.Гердера. (теория рефлексий)

19 век - Г.Штейнталь, А.А.Потебня, Я.Гримм.

4.       теория происхождения языка из жестов

19 в. В.Вундт - основатель. Близка к междометной теории, но дополняет и расширяет ее. Вундт считал, что первоначально существовало 2 языка - язык звуков (физические движения языка и губ) и язык жестов (движение рук, головы, тела, мышц лица). Звуками выражались чувства, эмоц. состояние, жестами - представления о предметах, воля человека. Нем. филолог Л.Гейдер выдвинул свой вариант теории в 19 веке.

5.       теория общественного договора

18 век, опиралась на античность, во многом отвечала рационализму (Ж.Ж.Руссо). Язык возник в результате коллективного соглашения, когда первобытным людям «пришло в голову» давать названия вещам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.