В 1874 году
Григ получил письмо от Ибсена с предложением написать музыку к постановке
драмы “Пер Гюнт”. Сотрудничество с талантливейшим писателем Норвегии представляло
для композитора огромный интерес. По собственному признанию, Григ был
“фанатическим почитателем многих его поэтических произведений, в особенности
“Пера Гюнта”. Горячая увлеченность произведением Ибсена совпала у Грига со
стремлением к созданию крупного музыкально-театрального произведения. В
течение 1874 года Григ написал музыку к драме Ибсена.
2.4.Европейское признание Грига. Широкая
концертная деятельность композитора.
Постановка “Пера Гюнта” в Кристиании 24 февраля 1876 года сопровождалась
большим успехом. Музыка Грига скоро и уже независимо от пьесы Ибсена завоевала
композитору широчайшую популярность в Европе. Начинается новый период в жизни
композитора. Он оставляет систематическую работу дирижера в Кристиании, с тем,
чтобы сосредоточить силы на творческой работе. Именно поэтому Григ перебирается
в уединенную местность среди прекрасной природы Норвегии: сперва это Лофтхюс,
на берегу одного из фиордов, а затем — знаменитый Трольхауген (“холм троллей”,
название, данное месту самим Григом), в горах, недалеко от родного Бергена. С
1885 года и до самой смерти Грига Трольхауген был основным местом жительства
композитора. Григ страстно любил норвежскую природу. Для него жизнь среди
родной природы, с ее величественными скалами, тихими фиордами, была не только
отдыхом и удовольствием, но источником силы, живого творческого вдохновения. В
горах приходят “исцеление и новая жизненная энергия”, в горах “вырастают
новые идеи”, с гор Григ возвращается “как новый и лучший человек”. В письмах
Грига то и дело встречаются упоминания о путешествиях в горы, и замечательна
та свежесть, новизна чувств, с которой Григ всегда воспринимает поэзию природы.
Вот как пишет он в 1897 году: "…я видел такие красоты природы, о которых
не имел никакого представления... Огромная цепь снеговых гор с фантастическими
формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре часа
утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было
неповторимо!”. Преклонение перед величием и красотой природы, тонкое чувство
природы сказалось в творчестве Грига. Вспомним его песни (“В лесу”, “Избушка”,
“Весна”, “Море в ярких лучах сияет”, “С добрым утром”), “Пера Гюнта” (“Утро”),
многие страницы “лирических пьес” (“Ноктюрн”, “Птичка”), фортепианного
концерта, скрипичных сонат.
Не только природа, но и близость к жизни народа привлекала Грига в его
“сельском уединении”, возможность слышать песни и народные предания из уст
крестьян, наблюдать быт норвежского народа. Начиная с 1878 года, Григ
выступает не только в Норвегии, но и в разных странах Европы как исполнитель
собственных произведений. Европейская слава Грига растет. Концертные поездки
принимают систематический характер, они приносят композитору огромное
удовлетворение. Григ концертирует в городах Германии, Франции, Англии,
Голландии, Швеции. Он выступает как дирижер и пианист, как ансамблист, аккомпанируя
Нине Григ. Скромнейший человек, Григ в своих письмах отмечает “гигантские
аплодисменты и бесчисленные вызовы”, “колоссальный фурор”, “гигантский успех”
концертов и т. д. Григ не оставлял концертной деятельности до конца дней; в
1907 году (в год смерти) он писал: “Со всего света сыплются приглашения
дирижировать!”
Многочисленные поездки Грига привели к установлению связей с
музыкантами других стран. В 1888 году в Лейпциге состоялась встреча Грига с П.
И. Чайковским. Композиторы, родственные по удивительной задушевности и простоте
своей музыки, Григ и Чайковский прониклись чувством глубокой симпатии друг к
Другу. В своем “Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888
году” Чайковский оставил живой “портрет” Грига и редкое по проникновенности и
глубине определение характера его творчества. Мысль о посещении России много
лет занимала Грига. Однако, получив приглашение в тот год, когда Россия находилась
в состоянии войны с Японией, Григ не счел для себя возможным принять его: “Для
меня загадочно, как можно приглашать чужеземного художника в страну, где почти
в каждой семье оплакивают павших на войне”. И далее: “Досадно, что так должно
было случиться. Прежде всего надо быть человеком. Все истинное искусство вырастает
только из человека”. Высокая принципиальность, настоящая честность отличали
Грига всегда и во всем. Он отказался от концертов во Франции, не желая
выступать в стране, в которой было спровоцировано “дело Дрейфуса”. Демократ по
убеждениям, Григ не раз отклонял предложения и заказы, исходившие от коронованных
особ. Вся деятельность Грига в Норвегии - пример чистого и бескорыстного
служения своему народу.
Уединение в Трольхаугене, с одной стороны, и интенсивная концертная
деятельность, с другой, не означали отказа от музыкально-просветительской
деятельности у себя на родине. В 1880—1882 годах Григ руководит музыкальным обществом
в Бергене. “Оркестровые силы... были ужасны... Но я желал бы, чтобы оценили,
чего мы добились в шубертовской симфонии C-dur и одной из ораторий Генделя. Из хора я
действительно сделал нечто...”. Таково было состояние профессиональной
музыкальной культуры в Норвегии и те результаты, к которым приводили старания
Грига. В 1898 году Григ организует в Бергене первый музыкальный фестиваль. Был
приглашен амстердамский симфонический оркестр, исполнивший произведения
норвежских композиторов. Фестиваль сыграл огромную роль в жизни Норвегии.
“Теперь люди в Бергене, как и в Кристиании, говорят: мы должны иметь лучший
оркестр! Это для меня большой триумф”,—писал Григ.
2.5.Произведения второй половины 70—80-х годов.
После создания “Пера Гюнта” внимание Грига распределяется между
разными жанрами фортепианной, камерной инструментальной, оркестровой музыки. В
произведениях второй половины 70-х и 80-х годов открывается много нового. Шире
становится жанровый охват творчества Грига, разнообразнее тематика и
стилистические приемы.
В 1875 году была создана Баллада для фортепиано, самое крупное из
сольных фортепианных произведений Грига. Замечательный мастер вариационного
развития, Григ очень редко пользовался формой вариаций. Темой для Баллады,
написанной в форме вариаций, послужила народная песня. Скорбные интонации и
мерная поступь придают теме сосредоточенность траурной мелодии. Это
произведение, с образами тревожными и скорбными, мужественными и волевыми,
воспринимается как повесть о жизненной драме человека. Отдельные светлые блики
лишь оттеняют драматизм повествования. Баллада — одно из самых сумрачных,
скорбных произведений Грига — была написана в тяжелый для композитора год (год
смерти его родителей). В конце 70-х годов Григ был увлечен замыслами крупных
инструментальных форм. Были задуманы фортепианное трио, фортепианный квинтет,
фортепианный концерт. Однако закончен был только струнный квартет g-moll
(1878). Квартет написан на тему одной из ибсеновских песен Грига, в которой
говорится о красоте и силе искусства. Как лейттема, она объединяет части произведения
и венчает его светлым гимном. В 1881 году были созданы знаменитые “Норвежские
танцы” для фортепиано в четыре руки. В творчестве предшественников
Грига—Шуберта, Мендельсона—оригинальные четырехручные произведения были
распространены в качестве музыкального жанра, доступного для широкого круга
любителей, для музыкального быта. Отсюда несложность замысла и стиля этих
пьес. В “Норвежских танцах” Грига заметны иные тенденции. Количество и
соотношение частей этой сюиты—лирика и скерцозность в двух средних частях,
драматизм в первой и стремительный пляс в финале, динамичность развития первой
части, тематические контрасты внутри частей, “тембровые” контрасты, насыщенная
фактура—все это приближает “Норвежские танцы” к типу симфонического
произведения. Не случайно популярной стала именно оркестровая редакция этого
сочинения. В 1884 году Григ написал сюиту для фортепиано “Из времен
Хольберга”. Созданная в дни юбилея как музыкальный памятник
писателю-просветителю XVIII века Людвигу Хольбергу, сюита выдержана в стиле
музыки XVIII века. Части сюиты (прелюдия, сарабанда, гавот, ария, ригодон),
приемы фактурного изложения, орнаментика, форма каждой части, гармонический
строй—все это, как тонкая стилизация, воспроизводит характер эпохи. Но местами
Григ чуть заметным тонким штрихом вводит свои гармонические краски или интонационные
обороты, свойственные норвежской музыке, что придает особое очарование сюите. В
80-е годы Григом были созданы камерные инструментальные произведения крупной
формы: соната для виолончели и фортепиано (1883), третья соната для скрипки и
фортепиано (1887). После большого перерыва композитор вновь обращается к
“лирическим пьесам”. В 80-е годы были написаны вторая (1883), третья и
четвертая (1886) тетради “Лирических пьес”. Много написал Григ в эти годы
песен. Как живые слова о Норвегии, ее природе и людях, прозвучали они.
Склонность Грига к камерным лирическим жанрам нашла в эти годы новое,
своеобразное проявление. Возникают два цикла фортепианных транскрипций
собственных песен. Григ дает новую жизнь своим излюбленным музыкально-поэтическим
образам, таким, как “Песня Сольвейг”, “Первая встреча”, “Сердце поэта”,
“Принцесса” и другие.
2.6.Последний период творчества. В
1890-е годы и в начале 900-х годов внимание Грига больше всего было занято фортепианной
музыкой и песнями. С 1891 по 1901 год Григ написал шесть тетрадей “Лирических
пьес”. К этим же годам относится несколько вокальных циклов Грига. В 1894 году
он писал в одном из писем: “Я... настроился так лирически, что песни льются из
груди, как никогда, и, я думаю, они — лучшие из когда-либо созданных мною”.
Эти слова могут быть отнесены к песням на тексты норвежского поэта Вильгельма
Крага. Живопись яркой, радостной природы и полнота жизнеощущения (“Море в
ярких лучах сияет”), поэзия юности и душевной чистоты (“Маргарита”), красота
материнства (“Песня матери”)—вот образы цикла, которые так часто и
разнообразно варьировал Григ в своем творчестве. Автор многочисленных обработок
народных песен, композитор, всегда так тесно связанный с народной музыкой,
Григ в конце своего творческого пути вновь и с новым интересом обращается к
народной песне. “Я раздобыл этим летом в горах множество еще не
опубликованных, неизвестных народных песен, которые столь чудесны, что для
меня было подлинным наслаждением изложить их для фортепиано”. Так возник в
1896 году цикл
“Норвежские народные мелодии”—девятнадцать тонких жанровых зарисовок, поэтических
картинок природы и лирических высказываний. Последнее крупное оркестровое
произведение Грига, “Симфонические танцы” (1898), написано на народные темы,
частично уже обработанные композитором ранее. По характеру использования
народных танцев, цельности общей композиции “Симфонические танцы” продолжают
цикл “Норвежских танцев”. В 1903 году появляется новый цикл обработок народных
танцев для фортепиано. В отличие от своих прежних свободных поэтических
обработок Григ в этом цикле стремится к сохранению тех особенностей звучания,
какие эти танцы получают в исполнении народных скрипачей. Стремление к
этнографической точности выразилось и в том, что отдельные танцы Григ
предваряет изложением народных легенд, с которыми связывается их возникновение.
В последние годы жизни Григ опубликовал остроумную и лиричную
автобиографическую повесть “Мой первый успех” и программную статью “Моцарт и
его значение для современности”. В них ярко выразилось творческое credo
композитора: стремление к своеобразию, к определению своего стиля, своего
места в музыке (“... поиски, неустанные поиски, в надежде открыть когда-либо
ту крошечную частицу нового, которая означает высшую радость художника”) и
верность высоким идеалам классического искусства, реалистического и художественно
совершенного. Несмотря на тяжкий недуг, Григ продолжал творческую деятельность
до конца жизни. В апреле 1907 года композитор совершил большую концертную
поездку по городам Норвегии, Дании, Германии.
4 сентября
1907 года Григ умер в Бергене.
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА
3.1. Общая
характеристика
Творчество Грига обширно и многогранно. Григ писал
произведения самых различных жанров. Фортепианный концерт и баллада, три
сонаты для скрипки и фортепиано и соната для виолончели и фортепиано, квартет свидетельствуют
о постоянном тяготении Грига к крупной форме. Вместе с тем неизменен был
интерес композитора к инструментальной миниатюре: вспомним циклы “Поэтические
картинки”, “Листки из альбома”, “Лирические пьесы”. В той же мере, как
фортепианная, композитора постоянно привлекала и камерная вокальная миниатюра
— романс, песня. Не будучи основной у Грига, область симфонического творчества
отмечена такими шедеврами, как сюиты “Пер Гюнт”, “Из времен Хольберга”. Один из
характерных видов творчества Грига — обработки народных песен и танцев: в виде
несложных фортепианных пьес, сюитного цикла для фортепиано в четыре руки и для
оркестра.
Разнообразное по жанрам, творчество Грига разнообразно
по тематике. Картины народной жизни, родной природы, образы народной
фантастики, человек со всей полнотой его жизнеощущения—таков мир музыки Грига.
Произведения Грига, о чем бы он ни писал, овеяны лиризмом, живым и любовным
отношением композитора к темам своего творчества. “Слушая Грига, мы
инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым
влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко
поэтической натуры”.
Григ тяготеет к конкретности музыкальных образов. Поэтому большое
значение в его музыке приобретает программность, основанная на воплощении
впечатлений от поэтических образов природы, народной фантастики, народного
быта.
Музыкальный язык Грига ярко своеобразен. Индивидуальность стиля
композитора больше всего определяется глубокой связью его с норвежской
народной музыкой. Григ широко пользуется жанровыми особенностями, интонационным
строем, ритмическими формулами народных песенных и танцевальных мелодий. В его
произведениях лирико-драматического плана, казалось бы далеких от
жанрово-бытовых образов, слышны характерные ритмы халлинга и спрингданса.
Типы мелодического движения зачастую напоминают характерные народные
инструментальные наигрыши. Так, прообразом вступления ко второй скрипичной
сонате являются импровизации народных скрипачей. Такие фактурные приемы, как
выдержанный органный пункт в басу, квинтовый бас, идут от звучаний народной
инструментальной музыки. Замечательное мастерство вариационного и вариантного
развития мелодии, свойственное Григу, коренится в народных традициях
многократного повтора мелодии с изменениями ее. “Я записал народную музыку моей
страны”. За этими словами скрывается благоговейное отношение Грига к народному
искусству и признание его определяющей роли для собственного творчества.
3.2. Лирические пьесы.
“Лирические пьесы” составляют большую часть фортепианного творчества
Грига. “Лирические пьесы” Грига продолжают тот тип камерной фортепианной
музыки, который представлен “Музыкальными моментами” и “Экспромтами” Шуберта,
“Песнями без слов” Мендельсона. Непосредственность высказывания, лиризм,
выражение в пьесе преимущественно одного настроения, склонность к небольшим
масштабам, простота и доступность художественного замысла и технических
средств — вот черты романтической фортепианной миниатюры, которые свойственны и
“Лирическим пьесам” Грига.
“Лирические пьесы” можно назвать “музыкальным дневником”
композитора. Сюда Григ “вписал” самые разнообразные свои впечатления, чувства,
мысли. По “Лирическим пьесам” видно, как много дум и чувства Григ отдавал
родине. Тема Родины звучит в торжественной “Родной песне”, в спокойной и
величественной пьесе “На родине”, в жанрово-лирической сценке “На родину”, в
многочисленных народно-танцевальных пьесах, задуманных как жанрово-бытовые
зарисовки. Тема Родины продолжается в великолепных “музыкальных пейзажах”
Грига, в своеобразных мотивах народно-фантастических пьес (“Шествие гномов”,
“Кобольд”).
Живые, непосредственные зарисовки “с натуры” (“Птичка”, “Бабочка”),
отзвуки художественных впечатлений (“Песня сторожа”, написанная под впечатлением
шекспировского “Макбета”), музыкальный “портрет” (“Гаде”), страницы
лирических высказываний (“Ариетта”, “Вальс-экспромт”, “Воспоминания”) —таков
круг образов этого цикла. Жизненные впечатления, овеянные лиризмом, живым чувством
автора, — вот содержание и эмоциональный тон цикла, объясняющий его название:
“Лирические пьесы”.
Особенности стиля “лирических пьес” так же разнообразны, как и их
содержание. Очень многим пьесам свойственны предельный лаконизм, скупые и
точные штрихи миниатюры; но в некоторых пьесах обнаруживается стремление к картинности,
широкой, контрастной композиции (“Шествие гномов”, “Гангар”, “Ноктюрн”). В
одних пьесах слышна тонкость камерного стиля (“Танец эльфов”), другие сверкают
яркими красками, впечатляют виртуозным блеском концертности (“Свадебный день в
Трольхаугене”).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|