Меню
Поиск



рефераты скачать Жизнь и творчество Эдварда Грига

Жизнь и творчество Эдварда Грига

Детская музыкальная школа № 2























Реферат на тему:

“Жизнь и творчество Э. Грига”

 

 

Выполнила: ученица 8 класса

Литвиненко Марина

                                                                             

 






















 

 

Тюмень, 2003г.


 

 

Содержание:

1.Введение.

2.Жизненный и творческий путь:

  2.1. Детство и годы учения;

  2.2. Жизнь в Копенгагене;

  2.3. Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига в годы жизни в Кристиании;

  2.4. Европейское признание Грига. Широкая концертная деятельность композитора;

  2.5. Произведения второй половины 70-80-х годов;

  2.6. Последний период творчества.

3.Характеристика творчества:

  3.1. Общая характеристика;

  3.2. Лирические пьесы;

  3.3. Фортепианный концерт;

  3.4. Романсы и песни;

  3.5. “Пер Гюнт”.



























































1.Введение.


   Творчество Эдварда Грига формировалось в годы об­щественного и культурного подъема Норвегии. Страна, в те­чение нескольких веков находившаяся в подчинении у Дании (XIV—XVIII века) и Швеции (XIX век), Норвегия была скована в своем развитии, как экономическом, так и куль­турном. С середины XIX века начинается период подъема экономической жизни, период роста национального самосоз­нания и расцвета национально-культурных сил страны. Раз­вивается национальная литература, живопись, музыка. Ли­тература Норвегии, представленная прежде всего творчест­вом Г. Ибсена, переживает во второй половине века “такой подъем, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России”. Норвежская литература развивается в условиях восстановления прав норвежского языка, который ранее не признавался ни в качестве литературного, ни в ка­честве официального государственного языка. В это время за­кладываются основы театральной и концертной жизни страны. В 1850 году в Бергене при содействии скрипача Уле Булля открывается Национальный норвежский театр. Рабо­ту театров Норвегии возглавляют крупнейшие драматурги Ибсен и Бьернсон. К середине XIX века относится также начало систематической концертной жизни в столице Норве­гии Кристиании.

В музыкальной жизни Норвегии наблюдается много явлений, свидетельствующих об общем подъеме национальной музыкальной культуры. В Европе было широко признано ис­кусство замечательного скрипача Уле Булля. Плоды деятельности Булля, который “первым... подчеркнул значение норвежской народной песни для национальной музыки” (Григ), были очень значитель- ными для Норвегии. Начиная с середины XIX века собирание, изучение и обработка бога­тейшей народной музыки Норвегии становится делом мно­гих музыкантов. Выдвигается ряд националь- ных композито­ров, творчество которых отмечено стремлением приблизить профессиональную музыку к народной. Это X. Хьерульф (1815—1868) -создатель норвежской художественной песни, романса, Р. Нурдрок (1842—1866)—автор национального гимна Норвегии, И. Свенсен (1840—1911) — известный уже в то время в Европе своими симфониями, камерными ансамб­лями, концертами.

Григ—первый классик норвежской музыки, композитор, поставивший музыкальную культуру Норвегии в ряд с пере­довыми национальными школами Европы. Содержание твор­чества Грига тесно связано с жизнью норвежского народа, с разными сторонами его быта, с образами родной природы. Григ “искренне и задушевно поведал в своих сочинениях все­му миру про жизнь, быт, думы, радости и скорби Норве­гии”.

Яркая самобытность стиля Грига кроется в своеобразии звучания народной норвежской музыки. “Я почерпнул бога­тые сокровища народных напевов моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, я пытался создать норвежское искусство”.

                                  2.Жизненный и творческий путь.

2.1.Детство и годы учения.             

Эдвард  Григ    родился   15 июня 1843 года в Бергене, крупном приморском городе Норвегии. Отец Грига,  по происхождению шотландец, занимал   должность  британского консула. Мать Грига, норвежка, была хорошей пианисткой, она нередко выступала в Бергене с концертами. В семье Григов царило горячее увлечение музыкой. Это способствовало пробуждению у мальчика интереса к музыке.  Мать Грига была его первой учительницей. Ей он  обязан начальными навыка­ми фортепианной игры. От матери Григ унаследовал любовь к Моцарту: творчество Моцарта всегда было для Грига ис­точником радости и высоким образцом глубины содержания и красоты формы. Наконец, мать воспитала в Григе ту волю к труду, которая всегда соединялась у него с непосредст- вен­ностью вдохновения. К детским годам относятся первые опыты сочинения му­зыки. Композитор рассказывает, что уже в детстве его занимала красота созвучий, гармоний. В возрасте двенадцати лет Григ написал свое первое сочинение—вариации на не­мецкую тему для фортепиано. В жизни Грига огромную роль сыграл замечательный скрипач, “норвежский Паганини” — Уле Булль. Трудно ска­зать, как сложилась бы судьба Грига-музыканта, если бы не ­настоятельный совет Булля дать мальчику консерваторское образование.

  В 1858 году, по окончании школы, Григ едет в Лейпциг. Начинается период учения Грига в Лейпцигской консерва­тории. В 50-е годы эта первая в Германии консерватория утеряла творческую атмосферу, царившую здесь при жизни ее основа­теля Ф. Мендельсона. Вспоминая годы учения в Лейпциге, Григ рассказывает об отрицательных сторонах консерватор­ского преподавания - о явлениях рутины, бессистемности за­нятий. Вопреки этому пребывание в Лейпциге явилось важным этапом в формировании Грига-музыканта. Он занимается здесь у известного пианиста И. Мошелеса, воспитывавшего у учеников понимание музыкальной классики и особенно Бет­ховена. О другом своем педагоге - пианисте Э. Венцеле - Григ вспоминает, как о талантливом музыканте и друге Шумана. Григ занимается у известного тогда теоретика М. Гауптмана, высокообразованного музыканта и чуткого педагога: “... он олицетворял для меня противоположность всякой схоластике. Для него правило было не чем-то само­довлеющим, но являлось выражением законов самой при­роды”.

Наконец, в формировании Грига большую роль сыграла музыкальная культура Лейпцига — города, в котором жили Бах, Мендельсон, Шуман. Концертная жизнь здесь была ин­тенсивной. “Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в осо­бенности камерной и оркестровой, музыки”, — вспоминает Григ. Лейпциг раскрыл перед ним огромный мир музыки. Это был период ярких и сильных, глубоких музыкальных впечатлений, сознательного и жадного изучения музыкаль­ной классики. В 1862 году Григ окончил консерваторию. По отзывам профессоров, в годы учения он проявил себя, как “в высшей степени значительный музыкальный талант, особенно в области композиции, а также как незаурядный “пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения”.

2.2.Жизнь в Копенгагене.

Европейски образованный музы­кант, Григ возвращается в Берген с горячим желанием ра­ботать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музы­кальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копен­гаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.

Годы, проведенные здесь, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искус­ством. Он знакомится с видными ее представителями,  напри­мер, со знаменитым поэтом и сказочником Хансом Кристиа­ном Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты датчанина Андерсена, норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.

В Копенгагене Григ нашел замечательного интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного во­площения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.

Желание совершенствовать композиторское мастерство привело Грига к знаменитому датскому композитору Нильсу Гаде. Высокоэрудированный и разносторонний музыкант   (органист, педагог, руководитель концертного общества), Гаде был главой скандинавской школы композиторов. Григ пользовался советами Гаде. Одобрение, с которым Гаде встречал каждое новое произведение Грига, было опорой для молодого композитора. Однако Гаде не поддерживал те твор­ческие поиски Грига, которые вели к созданию национального музыкального стиля. В общении с Гаде для Грига лишь отчетливее вырисовываются его собственные устремления, как норвежского национального композитора. Огромное значение для Грига имела в те годы его встреча с молодым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Горячий патриот, умный и энергичный человек, Нурдрок рано достиг ясного осознания своих задач как борца за норвеж­скую национальную музыку. В общении с Нурдроком окрепли и оформились эстетические взгляды Грига. Он так писал об этом: “У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призва­ние и натуру”.

Стремление молодых композиторов к развитию националь­ной музыки выражалось не только в их творчестве, в связи их музыки с народной, но и в пропаганде норвежской му­зыки. В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Нурдрок организовали музыкальное общество “Евтерпа”, которое должно было знакомить публику с произ­ведениями композиторов Скандинавии. Это было началом той большой музыкально-общественной, просветительской деятельности, которая красной нитью проходит через всю жизнь Грига.

В годы жизни в Копенгагене (1863—1866) Григ написал много музыки: “Поэтические картинки” и “Юморески”, со­нату для фортепиано и первую скрипичную сонату, песни. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора норвежца.

В тонких, лирических “Поэтических картинках” (1863) еще очень робко пробиваются национальные черты. Ритми­ческая фигура, лежащая в основе третьей пьесы, часто встре­чается в норвежской народной музыке; она стала характер­на для многих мелодий Грига. Изящные и простые очерта­ния мелодии в пятой “картинке” напоминают некоторые из народных песен. В сочных жанровых зарисовках “Юморесок” (1865) го­раздо смелее звучат острые ритмы народных танцев, жестко­ватые гармонические сочетания; встречается лидийская ла­довая окраска, характерная для народной музыки. Однако в “Юморесках” еще чувствуется влияние Шопена (его мазу­рок)—композитора, которого Григ, по собственному призна­нию, “обожал”.

В одно время с “Юморесками” появились фортепианная и первая скрипичная сонаты. Драматизм и порывистость, свойственные фортепианной сонате, кажутся несколько внеш­ним отражением романтики Шумана. Зато светлый лиризм, гимничность, яркие краски скрипичной сонаты выявляют ти­пичный для Грига образный строй.

2.3.Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига в годы жизни в Кристиании (1866—1874).

Осенью 1866 года в столице Норвегии Кристиании Григ организовал концерт, который прозвучал как отчет о достижениях нор­вежских композиторов. Здесь были исполнены фортепианная и скрипичная сонаты Грига, песни Нурдрока и Хьерульфа (на тексты Бьернсона и других). Результатом этого концерта было приглашение Грига на пост дирижера Кристианийского филармонического общества. Восемь лет жизни в Кристиании были периодом напря­женной работы и огромных творческих побед Грига. Дири­жерская деятельность Грига носила характер музыкального просветительства. В концертах, иногда впервые в Норвегии, звучали симфонии Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шумана, произведения Шуберта, оратории Мендельсона и Шумана, отрывки из опер Вагнера. Большое внимание Григ уделял исполнению произведений скандинавских композиторов. Как пропагандист новой норвежской музыки Григ выступал и в печати (статьи о Свенсене, Хьерульфе). В борьбе за музыкальную культуру Норвегии Григ нашел союзников в лице Свенсена, Хьерульфа. В 1871 году вместе со Свенсеном Григ организует общество музыкантов-исполни­телей, призванное повысить активность концертной жизни города, выявить творческие возможности норвежских музы­кантов. Значительным для Грига было его сближение с пе­редовыми представителями норвежской поэзии, художествен­ной прозы. Оно включало композитора в общее движение за национальную культуру. Творчество Грига этих лет достигло полной зрелости. Он пишет фортепианный концерт (1868) и вторую сонату для скрипки и фортепиано (1867), первую тетрадь “Лирических пьес”, ставших для него излюбленным видом фортепианной музыки. Много песен было написано Григом в те годы, среди них замечательные песни на тексты Андерсена, Бьернсона, Ибсена.

  Живя в Норвегии, Григ непосредственно соприкасается с миром народного искусства, ставшим источником его соб­ственного творчества. В 1869 году композитор впервые позна­комился с классическим сборником норвежского музыкаль­ного фольклора, составленным известным композитором и фольклористом Л. М. Линдеманом (1812—1887). Непосредственным результатом этого явился цикл Грига “Норвеж­ские народные песни и танцы для фортепиано”. Мир образов, представленный здесь, очень широк: излюбленные народные танцы - халлинг и спрингданс, разнообразные шу­точные и лирические, трудовые и крестьянские песни. Акаде­мик Б. В. Асафьев удачно назвал эти обработки “зарисовка­ми песен”. И действительно: танцевальные мелодии словно передают картину танца, а в обработках песенных мелодий чувствуется исключительное внимание к их поэтическому со­держанию. Цикл этот задуман как ряд несложных фортепиан­ных пьес, доступных широким кругам любителей музыки. Вместе с тем для Грига он явился творческой лабораторией: соприкасаясь с народной песней, композитор находил те ме­тоды музыкального письма, которые коренились в самом на­родном творчестве. Всего два года отделяют вторую скрипичную сонату от первой. Но как более зрело, самобытно, национально ярко зазвучала музыка Грига! Вторая соната  отли­чается богатством и разнообразием тем, свободой их разви­тия. Необычное своей импровизационной свободой вступление и последующая за ним танцевальная главная тема словно воспроизводят спрингданс с медленным вступлением, как это было принято у народных скрипачей.

Вдохновенная импровизация, энергичный танец и мягкий лирический образ (темы первой части), покойная и торжест­венная песня (вторая часть), огненный, стремительный пляс (финал) —таковы образы этого произведения.

  Вторая соната и фортепианный концерт получили высо­кую оценку Листа, ставшего одним из первых пропагандис­тов концерта. В письме к Григу Лист писал о второй сонате: “Она свидетельствует о сильном, глубоком, изобретатель­ном, превосходном композиторском даровании, которому остается только идти своим, природным путем, чтобы достиг­нуть высокого совершенства”. Для композитора, проклады­вавшего свой путь в музыкальном искусстве, впервые пред­ставлявшего музыку Норвегии на европейской арене, под­держка Листа была крепкой опорой.

В начале 70-х годов Григ был занят мыслью об опере, его привлекала свойственная театральным жанрам сила, широта художественного воздействия, привлекала перспек­тива создания народно-героической музыкальной драмы. За­мыслы Грига не получили осуществления главным образом потому, что в Норвегии отсутствовали традиции оперной куль­туры. К тому же либретто, обещанные Григу, не были напи­саны. Наконец, монументальный оперный жанр вряд ли соот­ветствовал дарованию Грига, лирическому и камерному по преимуществу. От попытки создания оперы осталась лишь музыка к отдельным сценам неоконченного либретто Бьернсона “Улаф Трюгвасон” (1873, по легенде о короле Улафе, насаждавшем в Х веке христианство среди жителей Нор­вегии). Стремление к театральному искусству нашло иной выход. Григ пишет музыку к драматическому монологу Бьернсона “Берглиот” (1871), повествующему о героине народной саги, которая поднимает крестьян на борьбу с королем, а также музыку к драме того же автора “Сигурд Юрсальфар” (сю­жет староисландской саги).

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.