Жизнь и творчество Эдварда Грига
Детская музыкальная
школа № 2
Реферат на тему:
“Жизнь и творчество Э. Грига”
Выполнила: ученица 8 класса
Литвиненко Марина
Тюмень, 2003г.
Содержание:
1.Введение.
2.Жизненный и творческий путь:
2.1. Детство и годы учения;
2.2. Жизнь в Копенгагене;
2.3. Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига в
годы жизни в Кристиании;
2.4. Европейское признание Грига. Широкая концертная деятельность
композитора;
2.5. Произведения второй половины 70-80-х годов;
2.6. Последний период творчества.
3.Характеристика творчества:
3.1. Общая характеристика;
3.2. Лирические пьесы;
3.3. Фортепианный концерт;
3.4. Романсы и песни;
3.5. “Пер Гюнт”.
1.Введение.
Творчество Эдварда Грига формировалось в годы общественного и
культурного подъема Норвегии. Страна, в течение нескольких веков находившаяся
в подчинении у Дании (XIV—XVIII века) и Швеции (XIX век), Норвегия была скована
в своем развитии, как экономическом, так и культурном. С середины XIX века
начинается период подъема экономической жизни, период роста национального
самосознания и расцвета национально-культурных сил страны. Развивается
национальная литература, живопись, музыка. Литература Норвегии, представленная
прежде всего творчеством Г. Ибсена, переживает во второй половине века “такой
подъем, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме
России”. Норвежская литература развивается
в условиях восстановления прав норвежского языка, который ранее не
признавался ни в качестве литературного, ни в качестве официального
государственного языка. В это время закладываются основы театральной и
концертной жизни страны. В 1850 году в Бергене при содействии скрипача Уле
Булля открывается Национальный норвежский театр. Работу театров Норвегии
возглавляют крупнейшие драматурги Ибсен и Бьернсон. К середине XIX века
относится также начало систематической концертной жизни в столице Норвегии
Кристиании.
В
музыкальной жизни Норвегии наблюдается много явлений, свидетельствующих об
общем подъеме национальной музыкальной культуры. В Европе было широко признано
искусство замечательного скрипача Уле Булля. Плоды деятельности Булля, который
“первым... подчеркнул значение норвежской народной песни для национальной
музыки” (Григ), были очень значитель- ными для Норвегии. Начиная с середины XIX
века собирание, изучение и обработка богатейшей народной музыки Норвегии
становится делом многих музыкантов. Выдвигается ряд националь- ных композиторов,
творчество которых отмечено стремлением приблизить профессиональную музыку к
народной. Это X. Хьерульф (1815—1868) -создатель норвежской художественной
песни, романса, Р. Нурдрок (1842—1866)—автор национального гимна Норвегии, И.
Свенсен (1840—1911) — известный уже в то время в Европе своими симфониями,
камерными ансамблями, концертами.
Григ—первый классик норвежской музыки, композитор,
поставивший музыкальную культуру Норвегии в ряд с передовыми национальными
школами Европы. Содержание творчества Грига тесно связано с жизнью норвежского
народа, с разными сторонами его быта, с образами родной природы. Григ “искренне
и задушевно поведал в своих сочинениях всему миру про жизнь, быт, думы,
радости и скорби Норвегии”.
Яркая самобытность стиля Грига кроется в своеобразии
звучания народной норвежской музыки. “Я почерпнул богатые сокровища народных
напевов моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником
норвежского духа, я пытался создать норвежское искусство”.
2.Жизненный и творческий путь.
2.1.Детство и годы учения.
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, крупном
приморском городе Норвегии. Отец Грига, по происхождению шотландец, занимал
должность британского консула. Мать Грига, норвежка, была хорошей пианисткой,
она нередко выступала в Бергене с концертами. В семье Григов царило горячее
увлечение музыкой. Это способствовало пробуждению у мальчика интереса к
музыке. Мать Грига была его первой учительницей. Ей он обязан начальными
навыками фортепианной игры. От матери Григ унаследовал любовь к Моцарту:
творчество Моцарта всегда было для Грига источником радости и высоким образцом
глубины содержания и красоты формы. Наконец, мать воспитала в Григе ту волю к
труду, которая всегда соединялась у него с непосредст- венностью вдохновения.
К детским годам относятся первые опыты сочинения музыки. Композитор
рассказывает, что уже в детстве его занимала красота созвучий, гармоний. В
возрасте двенадцати лет Григ написал свое первое сочинение—вариации на немецкую
тему для фортепиано. В жизни Грига огромную роль сыграл замечательный скрипач,
“норвежский Паганини” — Уле Булль. Трудно сказать, как сложилась бы судьба
Грига-музыканта, если бы не настоятельный совет Булля дать мальчику
консерваторское образование.
В 1858 году, по окончании школы, Григ едет в
Лейпциг. Начинается период учения Грига в Лейпцигской консерватории. В 50-е
годы эта первая в Германии консерватория утеряла творческую атмосферу, царившую
здесь при жизни ее основателя Ф. Мендельсона. Вспоминая годы учения в
Лейпциге, Григ рассказывает об отрицательных сторонах консерваторского
преподавания - о явлениях рутины, бессистемности занятий. Вопреки этому
пребывание в Лейпциге явилось важным этапом в формировании Грига-музыканта. Он
занимается здесь у известного пианиста И. Мошелеса, воспитывавшего у учеников
понимание музыкальной классики и особенно Бетховена. О другом своем педагоге -
пианисте Э. Венцеле - Григ вспоминает, как о талантливом музыканте и друге
Шумана. Григ занимается у известного тогда теоретика М. Гауптмана,
высокообразованного музыканта и чуткого педагога: “... он олицетворял для меня
противоположность всякой схоластике. Для него правило было не чем-то самодовлеющим,
но являлось выражением законов самой природы”.
Наконец, в формировании Грига большую роль сыграла музыкальная культура
Лейпцига — города, в котором жили Бах, Мендельсон, Шуман. Концертная жизнь
здесь была интенсивной. “Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в особенности
камерной и оркестровой, музыки”, — вспоминает Григ. Лейпциг раскрыл перед ним
огромный мир музыки. Это был период ярких и сильных, глубоких музыкальных
впечатлений, сознательного и жадного изучения музыкальной классики. В 1862
году Григ окончил консерваторию. По отзывам профессоров, в годы учения он
проявил себя, как “в высшей степени значительный музыкальный талант, особенно в
области композиции, а также как незаурядный “пианист со свойственной ему
продуманной и полной выразительности манерой исполнения”.
2.2.Жизнь в Копенгагене.
Европейски образованный музыкант,
Григ возвращается в Берген с горячим желанием работать на родине. Однако
пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого
музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной
культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни
тогдашней Скандинавии.
Годы, проведенные здесь,
отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего,
Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он
знакомится с видными ее представителями, например, со знаменитым поэтом и
сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло
близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты датчанина
Андерсена, норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.
В Копенгагене Григ нашел замечательного интерпретатора своих
произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое
содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной
жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига,
были тем высоким критерием их художественного воплощения, которое всегда имел
в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.
Желание совершенствовать композиторское
мастерство привело Грига к знаменитому датскому композитору Нильсу Гаде.
Высокоэрудированный и разносторонний музыкант (органист, педагог,
руководитель концертного общества), Гаде был главой скандинавской школы
композиторов. Григ пользовался советами Гаде. Одобрение, с которым Гаде
встречал каждое новое произведение Грига, было опорой для молодого композитора.
Однако Гаде не поддерживал те творческие поиски Грига, которые вели к созданию
национального музыкального стиля. В общении с Гаде для Грига лишь отчетливее
вырисовываются его собственные устремления, как норвежского национального
композитора. Огромное значение для Грига имела в те годы его встреча с молодым
норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Горячий патриот, умный и энергичный
человек, Нурдрок рано достиг ясного осознания своих задач как борца за норвежскую
национальную музыку. В общении с Нурдроком окрепли и оформились эстетические
взгляды Грига. Он так писал об этом: “У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно
постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел
до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и
собственное мое призвание и натуру”.
Стремление молодых композиторов к развитию национальной
музыки выражалось не только в их творчестве, в связи их музыки с народной, но и
в пропаганде норвежской музыки. В 1864 году в содружестве с датскими
музыкантами Григ и Нурдрок организовали музыкальное общество “Евтерпа”, которое
должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии. Это
было началом той большой музыкально-общественной, просветительской
деятельности, которая красной нитью проходит через всю жизнь Грига.
В годы жизни в Копенгагене
(1863—1866) Григ написал много музыки: “Поэтические картинки” и “Юморески”, сонату
для фортепиано и первую скрипичную сонату, песни. С каждым новым произведением
яснее вырисовывается облик Грига как композитора норвежца.
В тонких, лирических “Поэтических
картинках” (1863) еще очень робко пробиваются национальные черты. Ритмическая
фигура, лежащая в основе третьей пьесы, часто встречается в норвежской
народной музыке; она стала характерна для многих мелодий Грига. Изящные и
простые очертания мелодии в пятой “картинке” напоминают некоторые из народных
песен. В сочных жанровых зарисовках “Юморесок” (1865) гораздо смелее звучат
острые ритмы народных танцев, жестковатые гармонические сочетания; встречается
лидийская ладовая окраска, характерная для народной музыки. Однако в
“Юморесках” еще чувствуется влияние Шопена (его мазурок)—композитора, которого
Григ, по собственному признанию, “обожал”.
В одно время с “Юморесками” появились фортепианная и
первая скрипичная сонаты. Драматизм и порывистость, свойственные фортепианной
сонате, кажутся несколько внешним отражением романтики Шумана. Зато светлый
лиризм, гимничность, яркие краски скрипичной сонаты выявляют типичный для
Грига образный строй.
2.3.Музыкально-просветительская и творческая
деятельность Грига в годы жизни в Кристиании (1866—1874).
Осенью 1866 года в столице Норвегии Кристиании Григ
организовал концерт, который прозвучал как отчет о достижениях норвежских
композиторов. Здесь были исполнены фортепианная и скрипичная сонаты Грига, песни
Нурдрока и Хьерульфа (на тексты Бьернсона и других). Результатом этого концерта
было приглашение Грига на пост дирижера Кристианийского филармонического
общества. Восемь лет жизни в Кристиании были периодом напряженной работы и
огромных творческих побед Грига. Дирижерская деятельность Грига носила
характер музыкального просветительства. В концертах, иногда впервые в Норвегии,
звучали симфонии Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шумана, произведения Шуберта,
оратории Мендельсона и Шумана, отрывки из опер Вагнера. Большое внимание Григ
уделял исполнению произведений скандинавских композиторов. Как пропагандист
новой норвежской музыки Григ выступал и в печати (статьи о Свенсене,
Хьерульфе). В борьбе за музыкальную культуру Норвегии Григ нашел союзников в
лице Свенсена, Хьерульфа. В 1871 году вместе со Свенсеном Григ организует
общество музыкантов-исполнителей, призванное повысить активность концертной
жизни города, выявить творческие возможности норвежских музыкантов.
Значительным для Грига было его сближение с передовыми представителями
норвежской поэзии, художественной прозы. Оно включало композитора в общее
движение за национальную культуру. Творчество Грига этих лет достигло полной
зрелости. Он пишет фортепианный концерт (1868) и вторую сонату для скрипки и
фортепиано (1867), первую тетрадь “Лирических пьес”, ставших для него
излюбленным видом фортепианной музыки. Много песен было написано Григом в те
годы, среди них замечательные песни на тексты Андерсена, Бьернсона, Ибсена.
Живя в Норвегии, Григ непосредственно соприкасается с миром народного
искусства, ставшим источником его собственного творчества. В 1869 году
композитор впервые познакомился с классическим сборником норвежского музыкального
фольклора, составленным известным композитором и фольклористом Л. М. Линдеманом
(1812—1887). Непосредственным результатом этого явился цикл Грига “Норвежские
народные песни и танцы для фортепиано”. Мир образов, представленный здесь,
очень широк: излюбленные народные танцы - халлинг и спрингданс, разнообразные
шуточные и лирические, трудовые и крестьянские песни. Академик Б. В. Асафьев
удачно назвал эти обработки “зарисовками песен”. И действительно: танцевальные
мелодии словно передают картину танца, а в обработках песенных мелодий
чувствуется исключительное внимание к их поэтическому содержанию. Цикл этот
задуман как ряд несложных фортепианных пьес, доступных широким кругам
любителей музыки. Вместе с тем для Грига он явился творческой лабораторией:
соприкасаясь с народной песней, композитор находил те методы музыкального
письма, которые коренились в самом народном творчестве. Всего два года
отделяют вторую скрипичную сонату от первой. Но как более зрело, самобытно,
национально ярко зазвучала музыка Грига! Вторая соната отличается богатством
и разнообразием тем, свободой их развития. Необычное своей импровизационной
свободой вступление и последующая за ним танцевальная главная тема словно
воспроизводят спрингданс с медленным вступлением, как это было принято у
народных скрипачей.
Вдохновенная импровизация, энергичный танец и мягкий лирический образ
(темы первой части), покойная и торжественная песня (вторая часть), огненный,
стремительный пляс (финал) —таковы образы этого произведения.
Вторая соната и фортепианный концерт получили высокую оценку Листа,
ставшего одним из первых пропагандистов концерта. В письме к Григу Лист писал
о второй сонате: “Она свидетельствует о сильном, глубоком, изобретательном,
превосходном композиторском даровании, которому остается только идти своим,
природным путем, чтобы достигнуть высокого совершенства”. Для композитора,
прокладывавшего свой путь в музыкальном искусстве, впервые представлявшего
музыку Норвегии на европейской арене, поддержка Листа была крепкой опорой.
В начале 70-х годов Григ был занят мыслью об опере, его привлекала
свойственная театральным жанрам сила, широта художественного воздействия,
привлекала перспектива создания народно-героической музыкальной драмы. Замыслы
Грига не получили осуществления главным образом потому, что в Норвегии
отсутствовали традиции оперной культуры. К тому же либретто, обещанные Григу,
не были написаны. Наконец, монументальный оперный жанр вряд ли соответствовал
дарованию Грига, лирическому и камерному по преимуществу. От попытки создания
оперы осталась лишь музыка к отдельным сценам неоконченного либретто Бьернсона
“Улаф Трюгвасон” (1873, по легенде о короле Улафе, насаждавшем в Х веке
христианство среди жителей Норвегии). Стремление к театральному искусству
нашло иной выход. Григ пишет музыку к драматическому монологу Бьернсона
“Берглиот” (1871), повествующему о героине народной саги, которая поднимает
крестьян на борьбу с королем, а также музыку к драме того же автора “Сигурд
Юрсальфар” (сюжет староисландской саги).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|