правозаступков, осуществлявших как общественное обвинение, так и
защиту.
В мае 1918 г. был создан при ВЦИК Революционный
трибунал для разбирательства дел, имевших общегосударственное
значение. В июне 1918 г. учреждается Кассационный отдел при
ВЦИК, рассматривавший кассационные жалобы и протесты на
приговоры революционных трибу-налов, исправляя их ошибки и
обеспечивая единую уголовную политику
Трибуналов РСФСР. С созданием местных судов трибуналы в
соответст-
Вии с декретом СНК «О революционных трибуналах» от мая
1918 г. разгружалась от многих уголовных дел и должны
были сосредоточить свое внимание на борьбе с
контрреволюционными преступлениями. Резко сокращалась сеть
трибуналов. Они сохранялись лишь в крупных центрах: столицах,
губернских городах, крупных узловых станциях и промышлен-ных
центрах. При каждом трибунале учреждалась коллегия обвинителей
в составе не менее 3-х лиц, избиравшихся Советами.
Начиная с декрета «О суде» № 1 в стране были созданы
и действо- вали 2 системы судов : система общих судов и
система революционных трибуналов, на общих принципиальных
основах. Их отличала лишь под- судность.
Процесс строительства революционных трибуналов опережал
процесс создания местных судов. За период с ноября 1917 г.
по май 1918 г. вся
территория РСФСР покрылась сетью трибуналов. В результате
того, что
трибуналы были созданы на большей части территории
республики раньше местных судов , им приходилось рассматривать
дела не только своей подсудности, но и все уголовные и
подчас даже гражданские де- ла.
Закономерностью процесса создания новых судебных органов
на мес- тах являлось широкое местное правотворчество. Это
объяснялось необыч- ной творческой активность населения,
вовлеченного в общественную дея-
11
тельность революцией, а т.ж. несвоевременным поступлением
нормативных
актов из центра, в ряде случаев их неполной. Лишь в
Конституции РСФСР 1918 г. этот вопрос получил определенное
разрешение. Статья 49
Конституции отнесла к ведению Всероссийского съезда Советов и
ВЦИК вопросы судоустройства и судопроизводства.
Сложность и острота классовой борьбы, массовый саботаж
чиновни- ков, деятельность иностранных разведок и т.д. ставили
вопрос о созда- нии специального органа государственной
безопасности. 21.11.1917 г. пос- тановлением Петроградского ВРК
создается Комиссия по борьбе с контрреволюцией. Однако
5.12.1917 г. Петроградский ВРК и все его ор-
ганы перестали существовать. 7.12.1917 г. СНК создал
Всероссийскую
Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем
(ВЧК). Учреждалась она при СНК. В этом постановлении СНК не
гово-
рилось о структуре ВЧК, подробно не раскрывались ее задачи
и компе- тенция. Само название органа свидетельствовало об
основной его задаче - борьбе с контрреволюцией.
Структура и состав ВЧК формировались постепенно. Во главе
ВЧК стоял ее председатель. На эту должность был назначен
Ф.Э.Дзержинский
на заседании СНК 7.12. 1917 г. ВЧК действовал как коллегиальный
орган.
При председателе ВЧК состояла коллегия. Вначале в ВЧК были
созданы
3 отдела: информационный, организационный, и борьбы с
контрреволюци-
ей и саботажем. Образуется Президиум ВЧК в количестве 5
человек: председателя, 2 заместителей и 2 секретарей.
11.12.1917 г. было решено создать четвертый отдел - по борьбе
со спекуляцией.
18.03.1918 г. Президиум ВЧК принял решение о создании
новых от- делов. Создавался отдел до борьбе с преступлениями по
должности ибо
это стало одним из главный ВЧК. В связи с созданием
местных ЧК был образован иногородний отдел на базе прежнего
организационного отдела, осуществлявший руководство местными ЧК.
Были созданы отделы:
тюремный и хозяйственный. Канцелярия была преобразована в общий
от-
дел. Существовали : справочное бюро, дававшее справки об
арестованных и о делах, находившихся в производстве ВЧК; стол
личного состава ВЧК. СНК возложил на ВЧК борьбу со
спекуляцией на железнодорож- ном транспорте. Поэтому были
созданы железнодорожный отдел ВЧК и
соответствующие отделы губернских ЧК, а т.ж. ЧК на больших
желез- нодорожных станциях.
Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои
вооруженные силы. Со второй половины декабря 1917 г. стали
создаваться местные ЧК, создаваемые местными Советами. К концу
мая 1918 г. было создано
40 губернских и 365 уездных ЧК. При каждом областном ,
губернском Совете, а т.ж. при крупных портах, в пограничной
полосе образовывались
ЧК. В волостях и небольших уездах назначались комиссары ЧК.
ВЧК наделялась правом ареста контрреволюционеров.
Постановлением
12
от 21.12 1917 г. СНК возложил на ВЧК борьбу с общеуголовным
преступ- лением - спекуляцией , и она начинает приобретать черты
чрезвычайного органа. ВЧК занимался розыском, пресечением и
предупреждением прес-
туплений, передавая материалы для предварительного следствия в
след- ственную комиссию трибунала. Т.о., четко разграничивалась
компетенция органов ВЧК и следственных комиссий трибуналов.
Создавались нормаль- ные взаимоотношения между этими органами.
Результаты расследования передавались в трибунал для вынесения
приговора. Это нормальное по- ложение было нарушено наступлением
немецких войск, когда в приня- том в связи с этим
21.02. 1918 г. постановлении СНК «Социалистическое Отечество в
опасности» говорилось, что неприятельские агенты подележа- ли
расстрелу. Это постановление наделило ВЧК правом внесудебного
решения дел с применением высшей меры наказания – расстрела.
ВЧК становится чрезвычайным органом. Это затем привело к
злоупотреблениям
в данных органах, так как нарушалась общепринятая система
борьбы с преступностью, исчезли такие стадии, как
предварительное расследование и судебное разбирательство. Нарушались
такие демократические принципы ,
как отделение суда от администрации, следствия от суда. Органы
ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили
следствие и выноси- ли постановление, т.е. приговор, заменяя ,
т.о., следственные и судебные органы.
Какие же проблемы встали перед новой властью в отношении
армии?
Вооруженные силы страны составляли отряды Красной
гвардии, ра-
бочей милиции, старая армия, часть которой поддерживала
Советскую власть.
1).Советское государство осуществляло постепенную демобилизацию
старой армии.
2).Шел процесс демократизации старой армии. II Всероссийской
съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 26.10.1917 г.
предлагал всем ар-
миям создать временные революционные комитеты. Главнокомандующие
обязаны были подчиняться распоряжениям комитетов. Назначались
комис- сары II Всероссийского съезда, которые выезжали в армию.
В декрете СНК « о выборном начале и об организации власти
в армии» от 16.12.1917 г. отмечалось, что армия подчиняется
СНК. Вся полнота власти в войсковой части принадлежала
солдатским комитетам и Советам.
3).Сложная внутренняя и внешняя обстановка заставила перейти
к созда-
нию постоянной , регулярной новой армии. 15.01.1918 г. СНК
принимает декрет « О рабоче-крестьянской Красной Армии». Красная
Армия создава- лась на следующих основах :
а) создавалась она на классовом принципе – «из наиболее
сознательных и организованных элементов трудящихся классов».
б) новая армия комплектовалась на принципе добровольности.
Для вступления в армию необходимы были рекомендации войсковых
комите- тов или общественных демократических организаций,
стоявших на плат- форме Советской власти, партийных и
профессиональных организаций.
Верховным руководящим органом рабоче-крестьянской армии
являлся
СНК, а непосредственное руководство и управление армией было
сосре-
13
доточено в Комиссариате по военным делам и созданной при
нем Все-
Российской коллегии. 29.01. 1918 г. СНК принял декрет о
создении рабо- че- крестьянского Красного флота на т.ж.
основаниях, что и Красная Армия. В Армии вводился институт
военных комиссаров.
Весной 1918 г. обстановка в стране обострилась, началась
иностранная
военная интервенция. Декретом ВЦИК от 22.04.1918 г. вводилась
всеоб- щая воинская повинность, т.е. армия комплектовалась уже
не на принци- пе добровольности. Были взяты на учет граждане
в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного
военного обучения. Был сделан шаг к переходу от выборности
командиров к их назначению. Созданные на местах военные
комиссариаты осуществляли комплектование армии на новых
основах. В Конституции РСФСР, принятой 10.17.1918 г., закрепля -
лась обязанность всех граждан защищать социалистическое
Отечество и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Однако
почетное право защищать революцию с оружием в руках Кон-
ституция предоставила то- лько трудящимся, возложив на
нетрудовые элементы отправление иных воинских обязанностей.
Местные органы власти и управления.
Процесс слома старого и создание советского
государственного аппа-
рата на местах были взаимосвязанными и сравнительно
продолжительны- ми. Руководство этим процессом осуществляли
Всероссийские съезды Со- ветов, Петроградский ВРК, ВЦИК , НКВД и
др. органы.
II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских
депутатов пос-
тановил о переходе всей власти на местах к Советам
рабочих, солдат- ских и крестьянских депутатов, закрепив тем
самым принцип полновлас- тия и единовластия Советов на местах
в решении местных дел. Съезд т.ж. постановил о ликвидации
комиссаров Временного правительства на местах. Т.о., сразу же,
после победы Октябрьского восстания начался про- цесс слома
прежнего и создания нового аппарата на местах. Декретом ВЦИК и
СНК от 10.11.1917 г. упразднялись все сословия и сословные деле-
ния граждан и сословные организации и учреждения.
Власть на местах переходила к Советам. За короткое время
Советская власть была установлена в 90 губернских и др.
крупных городах. Начался процесс слияния Советов рабочих и
солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. В
соответствии с постановлением НКВД от 28.10. 1917 г. местные
Советы рабочих и солдатских депутатов получили право
создавать свои вооруженные формирования – отряды рабочей милиции,
что,
несомненно, усиливало власть местных Советов, особенно на первых
порах становления новой власти.
Во многих губерниях и даже уездах и волостях создавались
свои сове-
ты народных комиссаров. Нужно было унифицировать местные органы
влас- ти и управления, четко определить их компетенцию. В
обращении НКВД ко всем Советам депутатов « Об организации
местного самоуправления» и
14
Инструкции НКВД «О правах и обязанностях Советов», отмечалось,
что Советы самостоятельны в решении местных вопросов, но должны
Действо- вать в соответствии с нормативными актами центральных
органов и вы- шестоящих Советов. На Советы и их органы
возлагались задачи управле- ния и обслуживания всех сторон
местной жизни, административной, хозяй- ственной, финансовой,
культурной, воспитательной. На местные Советы воз- лагалась задача
проведения в жизнь декретов и постановлений централь-
ной власти. Они наделялись правом издавать постановления. Советы
из- бирали из своей среды исполнительный орган, на который
они возлагали проведение в жизнь своих постановлений и всю
текущую работу по
управлению. Местные Советы могли производить реквизиции и
конфиска- ции, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы
печати, про-
изводить аресты. О всех принимаемых мерах и важнейших событиях
местной жизни Советы должны были докладывать центральной
Советской власти. Военно-революционные комитеты на местах
упразднялись. Советы находились на государственном финансировании.
Учредительное собрание.
27.10.1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил
провести выборы в Учредительное собрание в назначенный срок
12.1917 г. Выборы
состоялись 12.11. 1917 г., по спискам, составленным еще до
революции, где левые и правые эсеры шли одним списком как
эсеры, хотя к момен-
ту выборов это были 2 партии с разным отношением к Советской
власти. Левые эсеры – поддерживали ее, а правые были против. В
списке в основ- ном были представлены правые эсеры. Данные о
результатах выбора –
различные. Так, по одним данным, в голосовании участвовало около
поло-
вины избирателей, по другим - 44 443 тыс. Было избрано 715
депутатов, по другим данным – 703. Эсеров было избрано 229, из них
39 левых, по другим данным – 412, из них 30 левых эсеров.
Большивиков было избрано
168 или 183. 20.12. 1917 г. СНК постановил созвать Учредительное
собра-
ние 5.01.1918 г. Накануне созыва Учредительного собрания
3.01.1918 г. ВЦИК принял постановление, где говорилось, что вся
власть принадле - жит Советам и советским учреждениям и
поэтому всякая попытка прис- воить функции государственной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|