Возникновение основ советского права
Cоздание   советского   государства  и   права. 
       История   советского   государства   и   права    началась   в 
связи   с 
произошедшей    Октябрьской   революцией    25.10.1917  г. 
         Победа   пролетарской   революции   в   России   привела   к 
установлению 
диктатуры   пролетариата.  В.И.Ленин   на   основе   изучения   опыта 
Парижс- 
кой   коммуны,   революций   1905 – 1907   гг.   и   Февральской 
революции   1917  г.  в  России   сделал   вывод ,  что   для   России 
лучшей   формой   дикта- 
туры   пролетариата   будет   не   парламентская   республика,   а 
республика    Советов   рабочих,   батрацких   и   крестьянских 
депутатов.  В   России   дикта- 
тура   пролетариата   была   установлена   в   форме   республики 
Советов. 
         Революция   в   России   победила   под   руководством 
Российской  социал- 
демократической   партии   (большивиков) ,  которая   стала   правящей 
партией 
в  стране.  Она   определяла   стратегические   направления   развития 
государст- 
ва   и  права. 
        Создание   советского   государства   и   права   проходило   в 
сложной   внутренней   и  внешней   обстановке.  В  мире  шла   первая 
империалистическая 
война.  Со   всей   остротой   встала   перед  новым   государством 
проблема  вы- 
хода   из   войны.   3.03. 1918  г.  был   подписан   Россией   с 
Германией,   Авст- 
ро – Венгрией,  Болгарией   и  Турцией  - Брестский   мирный   договор. 
        Внутри   страны   резко   обострилась   классовая   борьба, 
приняв   самую   ожесточенную   форму – форму   гражданской   войны.  Уже 
к   концу  октября  1917 г.  новой   власти   пришлось   отражать 
наступление   на   Петроград   войск 
Керенского  -  Краснова,  а  в  самом   Петрограде  -  ликвидировать 
выступление 
юнкеров.   В  1918 – 1920  гг.  новому   государству   пришлось   отражать 
 напа- 
дение   как   внутренних   противников   Советской    власти,   так   и 
войск   Ан- глии , Франции,   Японии,   США,   Польши,   чехословацкого 
корпуса.  Поло- 
жение   порой   складывается   критической   для   советского 
государства.   Так,  к   осени   1918  г.  внутренние   и   внешние 
противоборствующие   против   Со- 
ветской   власти   войска   захватили   ѕ   территории   страны,   отрезав 
 ее   от   важнейших   экономических   районов.   На   освобождаемых   от 
Советской   власти   территориях   они    создавали   свои 
государственные   структуры :  Вре- 
менное   правительство  Северной   области,   Сибирское   правительство, 
Пра- 
вительство   Юга   России   и  др. 
        В   годы   гражданской   войны   и   иностранной   военной 
интервенции  со- 
ветское   государство   проводило   «политику   военного  коммунизма».  Его 
  ос- 
нову   составляли   продовольственная   разверстка ,  монополия 
государства   на   торговлю   хлебом,   национализация   не   только 
крупной,  но   даже   средней   и   мелкой    промышленности,   всеобщая 
трудовая   повинность. 
               1.  Слом   буржуазного   и   создание    нового 
                         государственного  аппарата. 
        Марксистская   концепция   исходила   из   того   положения,  что 
все   пред- 
                                      3 
шествующие   революции    лишь   усовершенствовали    прежний 
государствен- 
ный   аппарат,  а   задача   пролетарской   революции   его   уничтожить. 
Процесс 
слома   буржуазного   аппарата   и   создание   нового  государственного 
аппара- 
та   были   взаимосвязаны. 
         Уже   в   первом   акте   обращения   Петроградского   ВРК   «к 
гражданам   России»   говорилось   о   низложении   Временного 
правительства   и  о  перехо- 
де   государственной   власти   в   руки   Петроградского   ВРК,  т.е. 
начался   процесс   слома   старого  аппарата   и  создание   нового. 
Петроградский   ВРК 
был   высшим   органом   власти  в   стране   с  10  ч.  утра   25.10. 
1917  г.   и  до 
принятия   II   Всероссийским   съездом   Советов   рабочих   и 
солдатских       де- 
путатов   воззвания   “Рабочим ,  солдатам,   и   крестьянам “   в   5 ч. 
утра   25  октября   1917 г. ,  где   говорилось   о   том ,   что    “ 
Съезд   берет   власть  в свои   руки …”.   Фактически   же    ВРК   был 
им   значительно    дольше,   постепенно 
утрачивая   эти    полномочия    с   открытием   II   Всероссийского 
съезда   Сове- 
тов   рабочих   и   солдатских    депутатов,   с   образованием    ВЦИК   и 
  СНК,   с 
созданием    отделов    ВЦИК    и   аппарата   наркоматов. 
         ВРК   обладал   реальной   силой,   опираясь  на   отряды 
Красной   гвардии, 
верные   большивикам   армейские   части,    матросов   флота,   на 
районные   и 
Петроградский    Советы    рабочих   и   солдатский   депутатов,   на 
Советы   и   местные   военно – революционные   комитеты.   Ему   пришлось 
 осуществлять 
властные   полномочия   не   потому , что   какой – либо   орган   возложил 
  их   на   него  ,  а  в   силу   исторической   необходимости,   в   силу 
 того,   что   победив-  шая   пролетарская   революция   еще  не   создала 
  нового   центрального   госу- дарственного   аппарата.  Потребности   же 
 управления   страной   требовали   их   осуществления,   и   на   первых 
порах   это   пришлось   делать   ВРК. 
        ВРК   был   создан   по  инициативе   ЦК  большевисткой   партии 
12.10.1917 
г.   при   Петроградском   Совете   рабочих   и   солдатских   депутатов 
как   легальный   орган   вначале   для   противодействия   возможных 
контрреволюци- 
онных    действий   Временного   правительства,   но   вскоре   он 
становится   органом   по   подготовке   и   проведению   восстания   в 
петрограде.   Был   изб- 
ран  Военно – революционный   центр   ЦК   партии   по   руководству 
восстани- 
ем.  В   его   состав   были   избраны   А.С.Бубнов,  Ф.Э.Дзержинский, 
Я.М.Сверд- 
лов,  И.В.Сталин,  М.С. Урицкий.   Военно – революционный   центр 
полностью   вошел   в   состав   ВРК   и   стал   его   руководящим 
ядром.   Органами   руково- 
дившими   работой   ВРК,   были   его   председатель,   секретарь, 
президиум,   бюро.   Секретарем   ВРК   был   избран   большевик   В.А. 
Антонов – Овсиенко. 
        Наиболее   важные   вопросы   решались   на   пленарных 
заседаниях   ВРК. 
ВРК   назначал   своих   комиссаров   в  воинские   части,   в  отдельные 
учрежде- 
ния,  предприятия   Петрограда   и  в   провинцию.  С   момента   его 
создания  и  до   10.11.  1917 г.   он   назначил   184  комисара   в 
гражданские   учреждения,  85 -   в  войсковые   части   и   72   комиссара 
  и   эмиссара – в   провинцию.  Рабо- 
той  руководило  бюро  комиссаров.  В   полномочия   комиссаров   ВРК 
входило: 
   - следить  за   правильным  функционированием   вверенной   им 
воинской   части,   предприятия,   учреждения,   чтобы   те   неуклонно 
проводили   в  жизнь 
постановления   СНК   и   ВРК. 
                                      4 
   - должны   пресекать   все   контрреволюционные   попытки. 
   - должны   были   действовать  в  тесном   контакте   с  общими 
собраниями   солдат,  рабочих,  их  комитетами,  с  Советами  рабочих   и 
солдатских   депу- 
татов. 
   - комиссары   были   в  своей   деятельности   подотчетны  ВРК.  Они 
должны   были  предоставлять   не   менее   двух   раз   в  неделю 
письменные   доклады 
в  бюро   комиссаров  ВРК. 
         Для   осуществления   своей   обширной   компетенции   после 
победы   ре-волюции   ВРК   создавал   различные  отделы  и   комиссии.  В 
опубликованной 
историко– юридической   литературе   нет   четкой  картины   в   отношении 
 структурных   подразделений   ВРК.   По  сообщению   газеты   «Известия 
ЦИК» 
от  14.10.1917 г.  о   создании   ВРК,  он   должен   был   подразделяться 
 на   от- делы : 1) обороны,  2) снабжения,  3) связи,  4)  информационное 
 бюро,  5)  ра- 
бочей   милиции,  6)  стол  донесений,  7)  комендатура.  По  мере 
необходимости   возникали   новые   отделы.  Так,  29.10.1917 г.  был 
создан   продовольственный   отдел,   в   ведении   которого   находилось 
снабжение   Петрограда   и   фронта продовольствием.  Затем   был   создан 
 отдел   печати,  боровшийся   с   антипра- 
вительственной   прессой.   Действовала   следственная   комиссия, 
проводившая 
не  только   расследование   преступлений   против   революции,  но  и 
оператив- 
ную   работу   по   задержанию    противников    революции  и   заключению 
 их   в   тюрьму.  Были   созданы   и   действовали   отдел   реквизиций, 
автомобиль- 
ный    отдел,  агитационная   комиссия.  В  первые  дни   ноября  1917  г. 
 агитато- 
ры  ВРК   выехали   в   разные   концы   страны.  Они   провели   большую 
работу   на   местах   по   установлению   Советской   власти ,   по  ее 
укреплению,   по   разъяснению   политики   большевистской   партии   и 
нового   государства. 
          21.11.1917  г.  по   предложению   Ф.Э.Дзержинского 
постановлением   ВРК  создается   комиссия   по   борьбе   с 
контрреволюцией   в   составе   5  чело-век.  Впервые   в  советском 
государственном   аппарате   появляется   специаль- 
ный   орган   по  борьбе   с   контрреволюцией.   ВРК   создавал   и   свои 
  воору- 
женные   силы.  Так,  в   ноябре  1917 г.  им   было   создано   10 
летучих  отрядов   по  50  человек  для   охраны   продовольственных 
грузов.   ВЦИК    делегировал 
своих   13   представителей   для   работы   в   ВРК.  В   ВРК 
существовали   еще   штаб   ВРК ,  полевой   штаб   ВРК ,  бюро 
комиссаров   авиации   и   воздухопла- 
вания   при   ВРК,   особая   разведка   при   ВРК,   врачебно – санитарный 
  отдел. 
         Компетенция   ВРК   не   была    очерчена   каким – либо 
нормативным   ак- 
том,  изданным   центральным   органом   власти   или     управления.  Для 
 этого 
периода   вообще   характерно   отсутсвие   четкой   регламентации 
компетенции 
какого – либо   органа   советского   государства.  ВРК   весьма   часто 
сам   оп- ределял   свою   компетенцию.   Он   занимался   многими 
проблемами: 
 -  формирование   органов  советского   государственного   аппарата   ( 
отделов 
ВЦИК,  аппарата   наркоматов   и  т.д.), 
 - снабжение   Петрограда   и   армии   продовольствием, 
 - борьба   со   спекуляцией,  пьяными   погромами,  хулиганством,   охрана 
  об- щественного    порядка   и   т.д. 
Одной   из   основных   задач   ВРК   было   подавление   сопротивления 
свергну- 
тых  эксплуататорских   классов.  ВРК   пресекал   вооруженные 
выступления 
                                      5 
контрреволюции,  раскрывал   и   ликвидировал   многочисленные   заговоры 
против   Советской   власти,  боролся   с   контрреволюционной   печатью, 
сабота- жем   чиновников  прежнего  государственного   аппарата, 
антигосударственной   деятельностью  различных   партий  и  организаций   и 
 т.д. 
          ВРК   был ,   по  существу,  единственный   налаженный   аппарат 
(вместе   с   большевистскими   Советами ),  через   которые   взявшие 
власть   в   свои   руки   большивики   осуществляли   все   аспекты 
государственной   деятельнос- 
ти . По  своей   компетенции  это  был   свеобъемлющий    чрезвычайный 
орган 
Советского   государства.  ВРК   делал   все,  что   было   необходимо 
для   укреп- 
ления   Советской   Власти   и  ее   защиты. 
          В  советской   историко – юридической   литературе   не  решены 
многие 
проблемы   ВРК:  о   месте   ВРК   в  системе   органов   диктатуры 
пролетариата; 
о  его   взаимоотношениях    с   другими    органами   советского 
государства,  в  частности  с   ВЦИК,  СНК,   местными   военно - 
революционными   комитетами,  о   структуре   и   компетенции   ВРК.  Так, 
Е.Н.Городецкий   считает   ВРК 
органом   государственной   власти.  Г.С.Калинин   пишет,  что  после 
Октябрь-ского   восстания   ВРК   из   органа   Петроградского    Совета 
превратился   в   орган   Всероссийского   Ценирального   Исполнительного 
Комитета   Советов   рабочих   и   солдатских   депутатов.   Г.К.Амелин 
пишет,  что   после   револю- 
ции   ВРК   из   органа   Петроградского   Совета   был   реорганизован   в 
  орган 
ВЦИК   по  охране   и   закреплению   завоеваний   Октябрьской   революции 
 и   установлению   революционного   порядка   в   масштабе   всей 
страны.  Заслу- 
живает   внимания   позиция   Г.И. Литвиновой :  выполнив   задачу 
боевого   руководства   восстанием   в   Петрограде   и   взяв   власть 
из   рук   буржуазии, 
ВРК   лишь   несколько   часов   был   высшим   органом   диктатуры 
пролетари- 
ата   в   революционной   России.  Затем   он   передал   власть   II 
Всероссийско- 
му   съезду    Советов.   Пополненный   13   членами   ВЦИК,   Ревком 
стал   иминоваться   органом   ВЦИК,   превратившись   не   только 
фактически,   но  и 
юридически   во   всероссийский   орган.   До   полного   формирования 
аппарата   советского   правительства   Петроградский   Военревком 
исполнял   функцию 
центрального   органа   власти.  Бесспорен   факт,   признаваемый   всеми 
иссле- 
дователями,  что   после   победы   Октябрьского   вооруженного   восстания 
 ВРК 
становится   общероссийским   органом.  Это   подтверждается   и 
документами. 
почти   2-х   месячную   историю   ВРК  - с  12  октября   по  5  декабря 
1917 г. – 
можно   разделить   на   3   периода. 
1)  12.10. – утро  25.10. 1917 г. – ВРК  орган   подготовки   и 
проведения   Октя- брьского   вооруженного   восстания. 
2)  с 10 часов  утра   25.10.  и  до   работы   II  Всероссийского   съезда 
  Советов – 
5 ч.  утра   26   октября   1917 г.  В  этот   период   ВРК   был 
единственным   выс- 
шим   органом   власти   и   управления.  С  этого   времени   он 
становится   все- 
российским   органом. 
3)  с  26.10.  по  5.12.  1917 г.  были   созданы   центральные   органы 
власти   и   управления -  ВЦИК   и   СНК,  которые   не   могли   сразу 
создать   своего   ап- 
парата.   Поэтому   и   в  это   время   ВРК   продолжал   осуществлять 
полно- мочия   центрального    органа,  оказывая   большую   помощь   ВЦИК 
 и   СНК 
в   комплектовании   их   аппарата. 
Постепенно   с   созданием   аппарата   ВЦИК   и  СНК ,  наркоматов 
деятель- 
                                      6 
ность   ВРК   свертывалась   и   завершилась   его   самоликвидацией 
5.12. 1917 г. 
       ВРК,  действовал   вполне   самостоятельно,  не   являясь 
аппаратом,    орга- ном,   подразделением   ВЦИК   или  СНК.  О 
самостоятельности   ВРК   свиде- тельствует   как   его   деятельность , 
так   и  то,  что   он   сам   определял   свою   компетенцию   и   свою 
организационную   структуру.  О   самостоятельности   ВРК   свидетельствует 
  и   факт   его   самороспуска,  а  не   ликвидации   по   ре- шению 
ВЦИК,  СНК   ил   Петроградского   Совета.  Перечисленные   обстоя- 
тельства   характеризуют   ВРК   как   чрезвычайный   орган. 
       Большую   роль   в  становлении   советского   государства   в 
целом  и   госу- 
дарственного   аппарата   в   частности   сыграл   II   Всероссийский 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |