Возникновение основ советского права
Cоздание советского государства и права.
История советского государства и права началась в
связи с
произошедшей Октябрьской революцией 25.10.1917 г.
Победа пролетарской революции в России привела к
установлению
диктатуры пролетариата. В.И.Ленин на основе изучения опыта
Парижс-
кой коммуны, революций 1905 – 1907 гг. и Февральской
революции 1917 г. в России сделал вывод , что для России
лучшей формой дикта-
туры пролетариата будет не парламентская республика, а
республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских
депутатов. В России дикта-
тура пролетариата была установлена в форме республики
Советов.
Революция в России победила под руководством
Российской социал-
демократической партии (большивиков) , которая стала правящей
партией
в стране. Она определяла стратегические направления развития
государст-
ва и права.
Создание советского государства и права проходило в
сложной внутренней и внешней обстановке. В мире шла первая
империалистическая
война. Со всей остротой встала перед новым государством
проблема вы-
хода из войны. 3.03. 1918 г. был подписан Россией с
Германией, Авст-
ро – Венгрией, Болгарией и Турцией - Брестский мирный договор.
Внутри страны резко обострилась классовая борьба,
приняв самую ожесточенную форму – форму гражданской войны. Уже
к концу октября 1917 г. новой власти пришлось отражать
наступление на Петроград войск
Керенского - Краснова, а в самом Петрограде - ликвидировать
выступление
юнкеров. В 1918 – 1920 гг. новому государству пришлось отражать
напа-
дение как внутренних противников Советской власти, так и
войск Ан- глии , Франции, Японии, США, Польши, чехословацкого
корпуса. Поло-
жение порой складывается критической для советского
государства. Так, к осени 1918 г. внутренние и внешние
противоборствующие против Со-
ветской власти войска захватили ѕ территории страны, отрезав
ее от важнейших экономических районов. На освобождаемых от
Советской власти территориях они создавали свои
государственные структуры : Вре-
менное правительство Северной области, Сибирское правительство,
Пра-
вительство Юга России и др.
В годы гражданской войны и иностранной военной
интервенции со-
ветское государство проводило «политику военного коммунизма». Его
ос-
нову составляли продовольственная разверстка , монополия
государства на торговлю хлебом, национализация не только
крупной, но даже средней и мелкой промышленности, всеобщая
трудовая повинность.
1. Слом буржуазного и создание нового
государственного аппарата.
Марксистская концепция исходила из того положения, что
все пред-
3
шествующие революции лишь усовершенствовали прежний
государствен-
ный аппарат, а задача пролетарской революции его уничтожить.
Процесс
слома буржуазного аппарата и создание нового государственного
аппара-
та были взаимосвязаны.
Уже в первом акте обращения Петроградского ВРК «к
гражданам России» говорилось о низложении Временного
правительства и о перехо-
де государственной власти в руки Петроградского ВРК, т.е.
начался процесс слома старого аппарата и создание нового.
Петроградский ВРК
был высшим органом власти в стране с 10 ч. утра 25.10.
1917 г. и до
принятия II Всероссийским съездом Советов рабочих и
солдатских де-
путатов воззвания “Рабочим , солдатам, и крестьянам “ в 5 ч.
утра 25 октября 1917 г. , где говорилось о том , что “
Съезд берет власть в свои руки …”. Фактически же ВРК был
им значительно дольше, постепенно
утрачивая эти полномочия с открытием II Всероссийского
съезда Сове-
тов рабочих и солдатских депутатов, с образованием ВЦИК и
СНК, с
созданием отделов ВЦИК и аппарата наркоматов.
ВРК обладал реальной силой, опираясь на отряды
Красной гвардии,
верные большивикам армейские части, матросов флота, на
районные и
Петроградский Советы рабочих и солдатский депутатов, на
Советы и местные военно – революционные комитеты. Ему пришлось
осуществлять
властные полномочия не потому , что какой – либо орган возложил
их на него , а в силу исторической необходимости, в силу
того, что победив- шая пролетарская революция еще не создала
нового центрального госу- дарственного аппарата. Потребности же
управления страной требовали их осуществления, и на первых
порах это пришлось делать ВРК.
ВРК был создан по инициативе ЦК большевисткой партии
12.10.1917
г. при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов
как легальный орган вначале для противодействия возможных
контрреволюци-
онных действий Временного правительства, но вскоре он
становится органом по подготовке и проведению восстания в
петрограде. Был изб-
ран Военно – революционный центр ЦК партии по руководству
восстани-
ем. В его состав были избраны А.С.Бубнов, Ф.Э.Дзержинский,
Я.М.Сверд-
лов, И.В.Сталин, М.С. Урицкий. Военно – революционный центр
полностью вошел в состав ВРК и стал его руководящим
ядром. Органами руково-
дившими работой ВРК, были его председатель, секретарь,
президиум, бюро. Секретарем ВРК был избран большевик В.А.
Антонов – Овсиенко.
Наиболее важные вопросы решались на пленарных
заседаниях ВРК.
ВРК назначал своих комиссаров в воинские части, в отдельные
учрежде-
ния, предприятия Петрограда и в провинцию. С момента его
создания и до 10.11. 1917 г. он назначил 184 комисара в
гражданские учреждения, 85 - в войсковые части и 72 комиссара
и эмиссара – в провинцию. Рабо-
той руководило бюро комиссаров. В полномочия комиссаров ВРК
входило:
- следить за правильным функционированием вверенной им
воинской части, предприятия, учреждения, чтобы те неуклонно
проводили в жизнь
постановления СНК и ВРК.
4
- должны пресекать все контрреволюционные попытки.
- должны были действовать в тесном контакте с общими
собраниями солдат, рабочих, их комитетами, с Советами рабочих и
солдатских депу-
татов.
- комиссары были в своей деятельности подотчетны ВРК. Они
должны были предоставлять не менее двух раз в неделю
письменные доклады
в бюро комиссаров ВРК.
Для осуществления своей обширной компетенции после
победы ре-волюции ВРК создавал различные отделы и комиссии. В
опубликованной
историко– юридической литературе нет четкой картины в отношении
структурных подразделений ВРК. По сообщению газеты «Известия
ЦИК»
от 14.10.1917 г. о создании ВРК, он должен был подразделяться
на от- делы : 1) обороны, 2) снабжения, 3) связи, 4) информационное
бюро, 5) ра-
бочей милиции, 6) стол донесений, 7) комендатура. По мере
необходимости возникали новые отделы. Так, 29.10.1917 г. был
создан продовольственный отдел, в ведении которого находилось
снабжение Петрограда и фронта продовольствием. Затем был создан
отдел печати, боровшийся с антипра-
вительственной прессой. Действовала следственная комиссия,
проводившая
не только расследование преступлений против революции, но и
оператив-
ную работу по задержанию противников революции и заключению
их в тюрьму. Были созданы и действовали отдел реквизиций,
автомобиль-
ный отдел, агитационная комиссия. В первые дни ноября 1917 г.
агитато-
ры ВРК выехали в разные концы страны. Они провели большую
работу на местах по установлению Советской власти , по ее
укреплению, по разъяснению политики большевистской партии и
нового государства.
21.11.1917 г. по предложению Ф.Э.Дзержинского
постановлением ВРК создается комиссия по борьбе с
контрреволюцией в составе 5 чело-век. Впервые в советском
государственном аппарате появляется специаль-
ный орган по борьбе с контрреволюцией. ВРК создавал и свои
воору-
женные силы. Так, в ноябре 1917 г. им было создано 10
летучих отрядов по 50 человек для охраны продовольственных
грузов. ВЦИК делегировал
своих 13 представителей для работы в ВРК. В ВРК
существовали еще штаб ВРК , полевой штаб ВРК , бюро
комиссаров авиации и воздухопла-
вания при ВРК, особая разведка при ВРК, врачебно – санитарный
отдел.
Компетенция ВРК не была очерчена каким – либо
нормативным ак-
том, изданным центральным органом власти или управления. Для
этого
периода вообще характерно отсутсвие четкой регламентации
компетенции
какого – либо органа советского государства. ВРК весьма часто
сам оп- ределял свою компетенцию. Он занимался многими
проблемами:
- формирование органов советского государственного аппарата (
отделов
ВЦИК, аппарата наркоматов и т.д.),
- снабжение Петрограда и армии продовольствием,
- борьба со спекуляцией, пьяными погромами, хулиганством, охрана
об- щественного порядка и т.д.
Одной из основных задач ВРК было подавление сопротивления
свергну-
тых эксплуататорских классов. ВРК пресекал вооруженные
выступления
5
контрреволюции, раскрывал и ликвидировал многочисленные заговоры
против Советской власти, боролся с контрреволюционной печатью,
сабота- жем чиновников прежнего государственного аппарата,
антигосударственной деятельностью различных партий и организаций и
т.д.
ВРК был , по существу, единственный налаженный аппарат
(вместе с большевистскими Советами ), через которые взявшие
власть в свои руки большивики осуществляли все аспекты
государственной деятельнос-
ти . По своей компетенции это был свеобъемлющий чрезвычайный
орган
Советского государства. ВРК делал все, что было необходимо
для укреп-
ления Советской Власти и ее защиты.
В советской историко – юридической литературе не решены
многие
проблемы ВРК: о месте ВРК в системе органов диктатуры
пролетариата;
о его взаимоотношениях с другими органами советского
государства, в частности с ВЦИК, СНК, местными военно -
революционными комитетами, о структуре и компетенции ВРК. Так,
Е.Н.Городецкий считает ВРК
органом государственной власти. Г.С.Калинин пишет, что после
Октябрь-ского восстания ВРК из органа Петроградского Совета
превратился в орган Всероссийского Ценирального Исполнительного
Комитета Советов рабочих и солдатских депутатов. Г.К.Амелин
пишет, что после револю-
ции ВРК из органа Петроградского Совета был реорганизован в
орган
ВЦИК по охране и закреплению завоеваний Октябрьской революции
и установлению революционного порядка в масштабе всей
страны. Заслу-
живает внимания позиция Г.И. Литвиновой : выполнив задачу
боевого руководства восстанием в Петрограде и взяв власть
из рук буржуазии,
ВРК лишь несколько часов был высшим органом диктатуры
пролетари-
ата в революционной России. Затем он передал власть II
Всероссийско-
му съезду Советов. Пополненный 13 членами ВЦИК, Ревком
стал иминоваться органом ВЦИК, превратившись не только
фактически, но и
юридически во всероссийский орган. До полного формирования
аппарата советского правительства Петроградский Военревком
исполнял функцию
центрального органа власти. Бесспорен факт, признаваемый всеми
иссле-
дователями, что после победы Октябрьского вооруженного восстания
ВРК
становится общероссийским органом. Это подтверждается и
документами.
почти 2-х месячную историю ВРК - с 12 октября по 5 декабря
1917 г. –
можно разделить на 3 периода.
1) 12.10. – утро 25.10. 1917 г. – ВРК орган подготовки и
проведения Октя- брьского вооруженного восстания.
2) с 10 часов утра 25.10. и до работы II Всероссийского съезда
Советов –
5 ч. утра 26 октября 1917 г. В этот период ВРК был
единственным выс-
шим органом власти и управления. С этого времени он
становится все-
российским органом.
3) с 26.10. по 5.12. 1917 г. были созданы центральные органы
власти и управления - ВЦИК и СНК, которые не могли сразу
создать своего ап-
парата. Поэтому и в это время ВРК продолжал осуществлять
полно- мочия центрального органа, оказывая большую помощь ВЦИК
и СНК
в комплектовании их аппарата.
Постепенно с созданием аппарата ВЦИК и СНК , наркоматов
деятель-
6
ность ВРК свертывалась и завершилась его самоликвидацией
5.12. 1917 г.
ВРК, действовал вполне самостоятельно, не являясь
аппаратом, орга- ном, подразделением ВЦИК или СНК. О
самостоятельности ВРК свиде- тельствует как его деятельность ,
так и то, что он сам определял свою компетенцию и свою
организационную структуру. О самостоятельности ВРК свидетельствует
и факт его самороспуска, а не ликвидации по ре- шению
ВЦИК, СНК ил Петроградского Совета. Перечисленные обстоя-
тельства характеризуют ВРК как чрезвычайный орган.
Большую роль в становлении советского государства в
целом и госу-
дарственного аппарата в частности сыграл II Всероссийский
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|