"Современника", Н. И. Надеждина,  Белинского  (имя  которого,  по  цензурным 
условиям, было названо лишь в пятой  статье  цикла).  Подчеркнуты  некоторые 
общие условия эффективности критики: наличие  системы  убеждений;  забота  о 
распространении своих мнений в публике (чуждая критикам пушкинского круга  - 
почитателям Гоголя); эстетический вкус; умение "говорить о  том,  что  нужно 
нашей  публике  в  наше  время"  (3,   225)   отличающее   Белинского.   Как 
"образователя" Белинского Ч. выделяет Надеждина, привившего русской  критике 
начала эстетики Ф.  Шеллинга:  "От  него  узнали  у  нас,  что  поэзия  есть 
воплощение идеи ; что красота формы состоит в соответствии ее с  идеею" 
(3, 163-164). Но первое проявление самостоятельности русской мысли Ч.  видит 
в Белинском и его сподвижниках, последовательно развивших  и  применивших  к 
русской действительности диалектику Гегеля. Белинского Ч. считает  и  первым 
историком  русской  литературы,  определившим  исторические  заслуги  многих 
писателей до Пушкина (М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина. Н. М.  Карамзина  и 
др.)  и  тем  самым  положившим  "границы  отрицанию"  (3.193),  которое   у 
противников классицизма (Полевой) и романтизма (Надеждин)  было  абсолютным. 
В деятельности Белинского Ч. в особенности выделяет  40  гг.,  когда  критик 
преодолевает  идущий  от  гегелевской  системы  "квиетизм"   и   проникается 
передовыми стремлениями времени (важнейшие из них - "гуманность и забота  об 
улучшении человеческой жизни" - 3, 302). Отсюда и горячая  защита  Белинским 
Гоголя, "натуральной школы", и полемика с  апологетами  "чистого  искусства" 
(а  по  существу  принципа  "эпикуреизма").   Ч.   подчеркнул   возрастающую 
публицистичность  критики  Белинского,  статьи  которого  за  1846-1848  гг. 
изобилуют рассуждениями об отраженных в произведении общественных  вопросах: 
"...в осьмой  и  девятой  статьях,  заключающих  разбор  "Онегина",  эпизоды 
подобного рода занимают уже наибольшее число страниц" (3, 275). 
      Акценты,  расставленные  Ч.   в   его   разборе   критики   Белинского 
(предпочтение последнего периода, оправдание публицистических отступлений  и 
др.), как  и  интерпретация  творчества  Пушкина  и  Гоголя,  расходились  с 
мнениями "эстетической" критики. Борьба между  либералами  и  демократами  в 
середине  50  гг.  нередко  формулировалась  ее   участниками   как   защита 
"пушкинского"   или   "гоголевского"   направления   в   литературе,    чему 
способствовали издания сочинений обоих писателей, осуществленные  Анненковым 
и П. А. Кулишем. Наиболее развернутым ответом на "Очерки..." Ч.  со  стороны 
"эстетической" критики была статья Дружинина "Критика  гоголевского  периода 
и наши к ней отношения" (Библиотека для чтения. - 1856.-№  11),  где  Пушкин 
интерпретировался  как  поэт   "чистого   искусства",   противопоставляемого 
"дидактике". Ч.  откликнулся  на  издания  Пушкина  -  еще  до  "Очерков..." 
("Сочинения А. С. Пушкина" // Там  же.  -  1855  -  №  2-3,  7-8)  и  Гоголя 
("Сочинения и письма Н. В. Гоголя" // Там же.  -  1857.-№  8),  подчеркивая, 
что при огромности заслуг Пушкина  как  первого  русского  поэта-  художника 
(здесь Ч. опирался на суждения Белинского) творчество Гоголя гораздо  больше 
связано с современной  русской  действительностью:  он  "первый  научил  нас 
знать наши недостатки и гнушаться ими" (4, 665). За анализом Ч.  трагических 
заблуждений Гоголя и их истоков (этой  цели  служила  отчасти  и  статья  об 
одном из духовных учителей Гоголя: "Сочинения В. Жуковского" //  Там  же.  - 
1857.- № 5) проступал  идеал  критика  -  гармония  между  мировоззрением  и 
творчеством писателя. 
      Сложность  проблемы  соотношения   мировоззрения   и   творчества,   в 
особенности реалистического,  с  которой  столкнулся  Ч.  прежде  всего  при 
анализе наследия Гоголя, стимулировала  эволюцию  его  критического  метода. 
Предвосхищая обоснованные позднее Добролюбовым  в  статье  "Темное  царство" 
(1859)  принципы  "реальной  критики",   он   высоко   оценивает   некоторые 
произведения за реализм отражения жизни, даже при  уязвимости  их  авторской 
тенденции. Так, у А. Ф. Писемского. воззрение которого на  крестьянский  быт 
"не  подготовлено  наукой"  (4,  571),  Ч.  находит  социальное   обличение, 
вытекающее из самой  достоверности  изображения  ("Очерки  из  крестьянского 
быта А. Ф. Писемского".- 1857.-№ 4). Не оспаривая прямо  тургеневскую  мысль 
о стихийности чувства, выразившуюся в повести  "Ася"  ("Русский  человек  на 
rendez-vous" // Атеней.  -  1858.  -  №  18),  Ч.  подчеркивает  зависимость 
характера героя, господина  М  (которому  свойственна  эта  стихийность)  от 
условий  его  формирования:   "Лучше   не   развиваться   человеку,   нежели 
развиваться без влияния мысли об общественных  делах,  без  влияния  чувств, 
пробуждаемых участием в них"  (5,  169).  Разбор  любовного  сюжета  повести 
перерастает  в  суд  над  дворянским  либерализмом,  не   подготовленным   к 
"решительной минуте", под которой имеется в виду прежде  всего  освобождение 
крестьян. Важнейшим  открытием  Ч.,  сделанным  также  на  базе  "реального" 
метода, было определение особенностей  таланта  молодого  Л.  Толстого:  его 
формы психологизма (изображения "диалектики  души"),  находящейся  в  прямой 
связи с пафосом писателя -  "чистотой  нравственного  чувства"  ("Детство  и 
отрочестве).  Сочинения  графа  Л.  Н.  Толстого.  Военные  рассказы  Л.  Н. 
Толстого".  1856.-№  12).  Некоторая  избирательность  анализа,  выявляющего 
прежде всего сильные, реалистические моменты содержания, была в то же  время 
продуманной тактикой Ч. по отношению к  писателям  либерально  -  дворянской 
ориентации. 
      Однако критический метод Ч. видоизменялся  в  зависимости  от  свойств 
произведений: последовательная демократическая  авторская  тенденция  всегда 
поддерживалась Ч. (хотя и не заменяла для него таланта: "...тенденция  может 
быть хороша, а талант слаб..."- 14, 322). К анализу тенденции в  особенности 
располагала лирика. Любимейшим поэтом Ч. был Некрасов; не  имея  возможности 
писать о поэзии соредактора "Современника", Ч. в. 1856  г.  (когда  Некрасов 
был. за границей) поместил в  журнале  (№  11),  по  выходе  "Стихотворений" 
Некрасова,  столь  выразительную  подборку   его   произведений   ("Поэт   и 
гражданин".  "Забытая  деревня",   "Отрывки   из   путевых   записок   графа 
Гаранского"), что она повлекла за собой цензурное  предостережение  журналу. 
Ч. предсказал долгую жизнь поэзии Огарева  ("Стихотворения  К.  Огарева"  // 
Там же. - 11850.- № 9), утверждающей счастье "жить для других"  (3,  565)  и 
напоминающей о Герцене (имя которого было под запретом),  высоко  ценил   А. 
В. Кольцева ("Стихотворения  Кольцева")   и  др.  В  прозе  он  приветствует 
"Губернские очерки" М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Губернские очерки" // Там  же. 
- 1857 -  №  6),  обнаружившие  в  авторе  более  высокий,  по  сравнению  с 
гоголевским, уровень теоретического  обобщения:  "Теперь,  например,  Щедрин 
вовсе не так инстинктивно смотрит на взяточничество - прочтите его  рассказы 
"Неумелые" и "Озорники", и вы  убедитесь,  что  он  очень  хорошо  понимает, 
откуда возникает взяточничество, какими фактами оно  поддерживается,  какими 
фактами оно могло бы   быть  истреблено.  У  Гоголя  вы  не  найдете  ничего 
подобного мыслям, проникающим эти рассказы"  (4,  633).  Противопоставленные 
"обличительной"  кампании, нападающей на отдельные злоупотребления  (комедия 
В.  А.  Соллогуба  "Чиновник"   и   др.).   "Губернские   очерки"   подробно 
комментируются   Ч.   для   доказательства   наивности   надежд    на   силу 
нравственного  примера,  якобы   способного   "устранить   действие   закона 
причинности, по которому нравы народа сообразуются  с  обстановкою  народной 
жизни" (4. 289). 
      Отрадный симптом "значительной перемены в  обстоятельствах"  (7,  884) 
видит Ч. ("Не начало ли перемены?" - 1861.-№ 11) в рассказах В.  Успенского, 
пишущего "о народе правду без всяких прикрас" (7, 856). По Ч..  в  рассказах 
Успенского преодолевается традиция "идеализации"  народа  ("Шинель"  Гоголя, 
Григорович,  Тургенев),   которому   нельзя   было   помочь   ничем,   кроме 
сострадания. В этом последнем большом  критическом  разборе  Ч.  чувствуется 
ожидание близящейся народной революции: подчеркивая силу "рутины", обычая  в 
жизни массы,  критик  отмечает  возможность  "минут  одушевления"  и  ставит 
сложную проблему руководства стихийным движением. Литературная  критика  Ч.- 
органичная часть его революционной публицистики. 
      Художественное творчество Ч. не было  только  вынужденной  в  условиях 
изоляции формой работы:  о  склонности  к  беллетристике  свидетельствуют  и 
пробы пера в студенческие годы, и психологическая  детализация  в  дневниках 
(1847-1853); кроме того, он имел богатый  опыт  литературного  критика.  Как 
художник Ч. более всего  связан  с  традицией  философской  просветительской 
прозы (Лессинг, Д. Дидро. Вольтер, А. Н. Радищев, Герцен), выступая в то  же 
время новатором, в особенности в разработке политической темы.  В  контексте 
русской  литературы  60  гг.   созданный   Ч.   тип   "разумного   эгоиста", 
просветляющего  разумом  стихию  чувств.   противостоит   различным   формам 
противоречивого сознания. свойственного героям Тургенева,  Л.  Толстого,  Ф. 
М.  Достоевского  и  др.   Не   свободная   от   просветительских   иллюзий, 
утверждаемая  Ч.  концепция   гармоничной   личности,   встающей   на   путь 
революционной борьбы без пафоса  жертвенности,  вырастала  прежде  всего  на 
почве  исторической  реальности.  Герои  Ч.  'были   типичны   и   в   своем 
рационализме и в своем  героизме,  что  обусловило  огромный  резонанс  "Что 
делать?"  и  реализм  последующих  произведений,  имеющих  менее  счастливую 
читательскую судьбу. 
      В "Что делать? Из рассказов  о  новых  людях"  Ч.  продолжил  открытую 
Тургеневым "Отцах и детях" тему нового общественного деятеля. в основном  из 
разночинцев,   сменившего   тип   "лишнего   человека".   По   отношению   к 
тургеневскому  роману  произведение  Ч.  полемично:   "нигилизму"   Базарова 
противостоят  позитивные  взгляды   "новых   людей",   его   одиночеству   и 
трагической смерти  -  их  сплоченность  и  стойкость  ("Отцы  и  дети"  как 
необходимый фон  восприятия  подчеркнуты  фамилиями  Кирсанова  и  Лопухова, 
последняя напоминает о словах Базарова: "...а из меня лопух расти  будет..." 
- Тургенев И. С. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. - М., 1981.-  Т.  7.-  С. 
121). 
      Несмотря на "эзопов язык", используемый в борьбе с цензурой  (названия 
глав, акцентирующие любовно-семейный сюжет, авантюрно-  интригующее  начало, 
загнанный  в  глубь  повествования   сюжет   об   "особенном   человеке"   - 
революционере, система перифраз, аллегорий, цитат и пр.),  мировоззрение  Ч. 
нашло в романе четкое  выражение,  чему  способствовала  активность  автора- 
повествователя как интерпретатора  событий.  Через  голову  "проницательного 
читателя" автор многократно обращается  к  части  публики,  способной  стать 
"новыми людьми", разъясняя  ей  конкретную  программу  действий.  Это  роман 
художественно-публицистический. 
      Действительность  предстает  в  "Что   делать?"   в   трех   временных 
измерениях: прошлое  -  "старый  порядок",  идейно  изживший  себя,  хотя  и 
господствующий; настоящее (деятельность "новых людей"); будущее  (его  абрис 
в духе идей утопического социализма дан в "Четвертом  сне  Веры  Павловны"). 
Через все произведение проходит антитеза старых и  "новых  людей",  поступки 
которых кажутся странными  обывателям  (Марье  Алексеевне,  "проницательному 
читателю");  их  удивление,  непонимание  -  источник  комических  ситуаций. 
Отношение  к  представителям  прошлого  дифференцировано:   жизнь   праздная 
(Сторешниковы.  Серж)  на  аллегорическом  языке  романа  -  "фантастическая 
грязь"; трудовая, в заботах о куске хлеба, вырабатывает "злые",  но  дельные 
характеры (Марья Алексевна) - это  "реальная  грязь",  из  которой  "родится 
пшеница" ("Второй сон Веры Павловны")- 
      Романтический   пафос    произведения    -    в    устремленности    к 
социалистическому идеалу,  будущему,  когда  тип  "нового  человека"  станет 
"общею натурою всех людей" (Что делать? - С. 149; далее  указываются  стр.). 
Прообразом будущего выступают и личные отношения "новых людей",  разрешающих 
конфликты на основе гуманной теории "расчета выгод" (новая  мораль  оттенена 
традиционностью сюжетного мотива любовного  треугольника:  Вера  Павловна  - 
Лопухов  -  Кирсанов),  и  их  трудовая  деятельность  (организация  швейных 
мастерских, учеба Веры Павловны на врача и  др.).  Эти  подробно  освещенные 
сферы жизни  "новых  людей"  соотнесены  с  потаенным,  "эзоповым"  сюжетом, 
главным героем которого выступает  профессиональный  революционер  Рахметов. 
Но он не одинок: упоминается о "восьми  образцах  этой  породы",  несомненно 
участие в нелегальной  борьбе  Лопухова  -  Бьюмонта  после  его  ухода  "со 
сцены", мужа "дамы в трауре" и др. Темы любви,  труда,  революции  органично 
связаны   в   романе,   герои   которого   исповедуют   "разумный   эгоизм", 
стимулирующий  нравственное  развитие  личности:  "О,  сколько   наслаждений 
развитому человеку! Даже то, что  другой  чувствует  как  жертву,  горе,  он 
чувствует как удовлетворение себе,  как  наслаждение,  а  для  радостей  так 
открыто его сердце, и как много их у него!"  (С.  233).  На  высшей  ступени 
этой лестницы развития стоит  "особенный  человек"  Рахметов,  сын  богатого 
помещика,  ушедший  в  революцию,  "ригорист",  живущий  только   интересами 
"дела".  В  ссылке  на  "натуру",  разную  у  "обыкновенных  порядочных"   и 
"особенных"  людей,  сказался  антропологизм   Ч.   Реалистический   принцип 
типизации последовательнее выдержан в Рахметове, суровое  мужество  которого 
продиктовано условиями революционной борьбы нач. 60 гг. Призыв к светлому  и 
прекрасному будущему, исторический оптимизм Ч., мажорный финал сочетаются  в 
романе с осознанием трагической судьбы его "новых  людей":  "...еще  немного 
лет, быть может и не лет, а месяцев, и станут их  проклинать,  и  они  будут 
согнаны со сцены, ошиканные, страмимые" (С.49). 
      Публикация романа вызвала целую бурю в критике. На фоне многочисленных 
обвинений  Ч.  в  безнравственности,  отсутствии  художественности  и   пр., 
остроумно высмеянных  в  сатирических  стихах  В.  С.  Курочкина  в  "Искре" 
("Молодая жена! Ты "Что делать?" взяла?";  "Нет,  положительно,  роман  "Что 
делать?" нехорош!", 1863), выделяется  серьезностью  разбора  статья  Н.  Н. 
Страхова "Счастливые люди". (Библиотека для чтений. - 1865.- №  4).  Признав 
жизненную основу и "напряжение вдохновения"  автора,  "органический"  критик 
оспорил рационализм и оптимизм "новых людей" (скрытого  трагизма  романа  он 
не увидел) и отсутствие между ними  глубоких  конфликтов.  М.  Е.  Салтыков- 
Щедрин ("Наша общественная жизнь" // Современник. - 1864.- № 1, 3),  выразив 
сочувствие общей идее романа, отметил, что в ее  воплощении  автор  "не  мог 
избежать некоторой произвольной  регламентации  подробностей..."  (Салтыков- 
Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. -М.,  1968.  -Т.  6.  -  С.  324).  Горячим 
пропагандистом романа стал Д. И. Писарев, выступивший с  подробным  анализом 
его содержания ("Новый тип" // Русское слово. - 1865.- № 10; впоследствии  1 
статья была названа "Мыслящий пролетариат"). 
      Исключительное место в русской литературе занимает  "Что  делать?"  по 
силе воздействия  на  общественную  жизнь:  под  его  влиянием  устраивались 
мастерские, коммуны, в частности "коммуна" В. А.  Слепцова  (см.:  Чуковский 
К. И. История слепцовской коммуны Чуковский К. И, Люди и книги  шестидесятых 
годов. -  Л.,  1934)..  Герои  Ч.  и  в  особенности  Рахметов  повлияли  на 
формирование характера  многих  деятелей  освободительного  движения.  Роман 
стимулировал нравственные и художественные искания  русских  писателей:  как 
последователей Ч. ("Степан Рулев" Н. Ф.  Бажин?),  "Андрей  Кожухов"  С.  М. 
Степняка-Кравчинского, "На жизнь и смерть" В. В. Верви-Флеровского  и  др.), 
так и оспаривающих его взгляды, концепцию личности ("Записки  из  подполья", 
"Преступление и наказание" Достоевского,  "Некуда"  Н.  С.  Лескова,  "Живой 
труп" Л. Толстого и др.). 
      К "Что делать?"  тематически  близки  написанные  в  крепости  повесть 
"Алферьев", роман "Повести в повести", цикл "Мелкие рассказы".  Здесь  также 
противопоставлены "новые" и старые люди и  утверждается  странная  в  глазах 
обывателя - не своекорыстная и свободная от лицемерных условностей  -  новая 
мораль. Однако решение образа  автора  здесь  иное:  он  скрыт  за  системой 
рассказчиков. Стремление к "объективным" способам изображения  характерно  и 
для последующих произведений ("История одной  девушки",  "Отблески  сияния", 
пьесы и др.), включая "Пролог. Роман из начала шестидесятых годов". 
      В "Прологе" (предназначавшемся для публикации за рубежом) политическая 
тема непосредственно  отражена  в  сюжете,  в  особенности  в  первой  части 
("Пролог пролога"), где воссоздана на широкой прототипической основе  борьба 
демократов с либералами и консерваторами в  связи  с  начатой  в  Петербурге 
предреформенной  кампанией  (действие  происходит   в   1857   г.).   Вождем 
демократов выступает журналист  Волги",  в  котором  узнаются  многие  черты 
самого Ч. Незаконченность второй  части  ("Из  дневника  Левицкого  за  1857 
год"), посвященной в основном жизни Левицкого (его прототип - Добролюбов)  в 
деревне. не позволяет в полном объеме судить  о  деятельности  этого  героя, 
революционная направленность которой подчеркнута тщательной конспирацией.  В 
изображении "новых  людей"  Ч.  отходит  от  принципа  группового  портрета, 
используемого в "Что делать?" (характеристики Лопухова и  Кирсанова).  Герои 
существенно  расходятся  в  понимании  перспектив  общественного   развития, 
спорят по тактическим вопросам  (политический  реализм  и  "апатия"  Волгина 
противостоят  нетерпению  Девиц-  кого,   некоторым   либеральным   иллюзиям 
Соколовского и в  особенности  Нивельзина).  Оценивая  в  конце  60  гг.  (в 
условиях  спада  крестьянского  движения,  эволюции  либерализма,   развития 
народничества) предреформенную "весну". Ч. в гораздо большей степени, чем  в 
"Что делать?", обнажает трудности, стоящие перед "мужицкими"  демократами  в 
связи с  неподготовленностью  масс  к  революции.  Трезвый  анализ  Волгиным 
общественно-политической ситуации, его революционная  тактика  -  не  только 
ретроспекция Ч.. но и, вероятно, предостережение народникам (с  которыми  он 
тесно общался в Александровском заводе). 
      В юмористическом ключе изображены .в романе либералы -  "прогрессисты" 
(Рязанцев и его почитатели), в  гротескно-сатирическом  -  правительственные 
чиновники  -  деятели  реформы   (Савелов,   Чаплин).   Их   беспринципность 
проявляется не  только  в  политике,  но  и  в  личных  отношениях  (история 
Савеловой). Своеобразной параллелью к трудностям  политического  руководства 
массами выступает в романе, тема  помощи  отдельной  личности.  В  ошибочных 
первоначальных   прогнозах   Волгина   относительно   Савеловой.   Левицкого 
относительно Анюты, Настеньки, в его тщетной попытке воздействовать на  Мерк 
ощутима автополемика с "Что делать?" (история  Настеньки  Крюковой  и  др.). 
Однако автополемические мотивы "Пролога" не следствие  пересмотра  концепции 
личности  и  теории  "расчета   выгод";   рассуждая,   извлекая   уроки   из 
заблуждений,  главные  герои  проходят  школу  самовоспитания,  учатся  быть 
руководителями. Факты повседневности  осмысляются  как  симптомы  тенденций, 
которые нужно учитывать в политике (случай с Чекаловым).  В  целом  "Пролог" 
свидетельствует о развитии революционной мысли Ч. в пореформенный период. 
      Соч.: Полн. собр. соч.: В 15 т. 1 Под обш. ред. Б. Л. Козьмина и  др.- 
М.. 1939-1953. Т. 16 (дополнит.): Что делать? Из рассказов о новых  людях  1 
Изд. полют. Т. И. Орнатсная и С. А. Рейсер. -Л., 1975 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |