ваны на идеи других античных философов, частично или полностыю за-
бытых в эпоху средневековья,- платонические, пифагорейские, стои-
ческие, атомистические, некоторые идеи досократовских философов
("рассуждавших о природе") . В идейный контекст античной физики
некоторые ренессансные натурфилософы нередко вписывали и достиже-
ния современного им естествознания (примером могут служить меди-
цинские прозрения Парацельса или гелиоцентрическая система Копер-
ника в космологическом учении Бруно). Важнейшая особенность ренес-
сансной натурфилософии состояла в некреационистском понимании при-
роды, исключавшем христианско-монотеистические представления о
творении природы внеприродным богом и о возможности его вмешатель-
ства в природные процессы. В своих истолкованиях природы натурфи-
лософы Ренессанса тоже прибегали к идее бога, но это было древней-
шее представление о безличном биоморфном начале, действовавшем из
глубин природы, по отношению к которой оно выступало и как некий
вселенский принцип единства. Такое понимание бога в европейской
философии впоследствии стало обозначаться как пантеистическое. Су-
щественной чертой ренессансной натурфилософии было утверждение
взаимодействия и даже тождества микро- и макрокосма, человеческого
(и вообще животного) и природного организмов. Этот принцип также
восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные аналогии, ос-
мысливание природы как живой, органической целостности, в глубинах
которой находится безличный деятельный бог. Гилозоистическое ис-
толкование природы как всегда живой и даже ощущающей - одна из ос-
нов ренессансной натурфилософии.
Мировоззренческая ценность натурфилософских учений Ренессанса
определялась главным образом восстановлением того диалектического
понимания природы как целостной и самосущей, которое господствова-
ло в античности и теперь противостояло креационистским догматам
схоластической философии.
Хотя некоторые из этих учений включали в себя элементы опыт-
ных знаний, накопившихся за столетия средневековья, а также поло-
жения научной мысли, появившиеся в эпоху Возрождения, значительно
большую долю их содержания составляли устойчивые фантастические
представления, существовавшие к тому времени века и даже тысячеле-
тия. Таковы представления алхимии и соответствующая им практика по
"производству" золота, добыче "философского камня" и т. п. Весьма
значительную роль в натурфилософских учениях Ренессанса играли и
астрологические представления, которые опять-таки со времен глубо-
кой древности были тесно переплетены с астрономическими знаниями.
В астрологии имелось свое ("рациональное зерно", заключавшееся в
идее космического взаимодействия светил, их тесной связи с земной
жизнью, и эти представления вполне соответствовали тому интуитивно
целостному восприятию природы, которое сближало ренессансную на-
турфилософию с античной. Прочная связь соединяла натурфилософию и
магические суеверия. Уже на доклассовой стадии истории в человеке
жила уверенность в существовании таких связей и сторон природного
мира, которые могут быть весьма полезными людям. Однако поверх-
ностность понимания подлинных, реальных связей природы порождала
совершенно иллюзорные попытки воздействия на природу в интересах
этой практики. Мечта гуманистов об установлении царства человека
на земле далеко опережала возможности ее реализации. Отсюда широ-
кая распространенность магических суеверий в их натурфилософских
представлениях. Но они стремились их переосмыслить, увязывая магию
с познанием реальных причин в природе. В позднеренессансной натур-
философии появилось понятие естественной магии. В этом отношении
особенно показательна книга итальянца Джамбаттисты делла Порта
"Естественная магия, или о чудесах природных вещей" (1589), с ко-
торой Декарт, как полагают исследователи, ознакомился еще в стар-
ших классах коллегии. Дж. делла Порта ставил смелую задачу исполь-
зовать силы природы, опираясь на биоантропоморфные силы симпатии и
антипатии, существующие между природными вещами. При всей фантас-
тичности таких представлений идея овладения силами природы на ос-
нове познания присущих ей свойств (несколько позже эта идея была
весьма красноречиво сформулирована Ф.Бэконом) произвела на Декарта
очень сильное впечатление.
К разочарованию Декарта в схоластической учености прибавля-
лось и понимание малообоснованности натурфилософских концепций.
Его строгий ум не мог примириться с теми псевдоистинами, какими
довольствовались схоластики и даже отвергавшие их идеи мыслители,
учения которых приближались к концепциям натурфилософов. Этим во
многом объясняется сильное воздействие на него идей античного
скептицизма, обновленных одним из самых ярких философов позднего
Возрождения, соотечественником Декарта Мишелем Монтенеч (1533 -
1592) . Скептицизм выявил ряд противоречий познания (важнейшее из
них - противоречие между чувственным и умственным компонентами
знания) .
Один из главных аспектов скептицизма - неприятие догматичес-
кой самовлюбленности мыслителей, уверенных в неколебимости всего
того, что они считают единственно истинным. Возобновление этих
идей в эпоху Возрождения наносило сильнейший удар по схоластичес-
кому догматизму и авторитаризму и даже по религиозным учениям как
абсолютно незыблемым - в глазах множества современников - цитаде-
лям вероисповедного догматизма. Другая особенность скептицизма
состояла в том, что он подрывал (если не отвергал) всякую уверен-
ность в возможности достичь достоверного знания и утверждал дости-
жимость лишь относительных истин, необходимых для действий в конк-
ретных ситуациях. По окончании коллегии, подводя итоги своего ду-
ховного развития в "Рассуиждении о методе", Декарт писал, что он
"запутался в сомнениях и заблуждениях", и притом настолько, что
"все более и более убеждался в своем незнании" . Из этого состоя-
ния молодого Декарта выводило наблюдение людей в круговращениях
жизни. В том же произведении он высказал мысль, что можно встре-
тить "более истины в рассуждениях каждого, касающихся непосредс-
твенно интересующих его дел, исход которых немедленно накажет его,
если он неправильно рассудил, чем в кабинетных умозрениях образо-
ванного человека, не завершающихся действием..."
Сильнейшим стимулом к научным изысканиям Декарта послужили
встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом исследований
французского ученого первоначально была математика. Как явствует
из "Правил для руководства ума", математические размышления пере-
росли в методологические, в сущности неотделимые от философских.
Однако начало философской рефлексии Декарта приходится на значи-
тельно более ранние годы. Оно зафиксировано в его записях, полу-
чивших название "Частные мысли". В первой из этих записей (относя-
щейся к январю 1619 г.) Декарт пишет, что если до тех пор он был
лишь зрителем, то теперь, надев маску, собирается в качестве дейс-
твующего лица выйти на подмостки "театра мира сего" .
Такой выход, в частности, означал активность в исследовании
различных областей природы. Конкретно-научные исследования молодо-
го Декарта нашли отражение в неопубликованном трактате "Мир". Ког-
да же работу над этим произведением пришлось оставить, Декарт пуб-
ликует "Рассуждение о методе" с тремя приложениями. Здесь перед
нами вполне зрелый философ и ученый, который в дальнейшем отраба-
тывает в основном уже сложившиеся мысли.
Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В исто-
рии математики он занимает весьма видное место. Одно из важнейших
достижений ренессансной науки состояло в возрождении идей великих
древнегреческих математиков, К концу ХVI в. были изданы в оригина-
лах и переведены на латинский язык все сохранившиеся (и найденные
к тому времени) произведения Евклида, Архимеда, Аполлония, Паппа,
Диофанта. Декарту они были хорошо известны. Но уже в эпоху Возрож-
дения появились начатки математического естествознания. Теперь же,
в эпоху Декарта, без математического естествознания наука была бы
не способна стать производительной силой. В свою очередь математи-
зация естествознания, даже в тех скромных масштабах, была бы не-
возможна без определенного прогресса в самой математике. Такой
прогресс, в частности, невозможен без успехов формализации. И
именно Декарт сыграл решающую роль в становлении современной ал-
гебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буква-
ми латинского алфавита (х, у, z) переменные величины, ввел нынеш-
нее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия
числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были
объединены. Историческое значение Декартовой "геометрии" состоит
также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что
преобразовало математику.
Применение алгебраических методов к геометрическим объектам,
введение системы прямолинейных координат означало создание анали-
тической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические
величины, которые со времен древнегреческой математики существова-
ли в раздельности.
Укажем, далее, и на большой вклад Декарта в формирование
столь важной науки, как оптика (итоги его исследований в этой об-
ласти содержатся в основном в "Диоптрике" и в "Метеорах"). Так, он
открыл (независимо от В. Снеллиуса) закон преломления светового
луча на границе двух различных сред. Точная формулировка этого за-
кона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда
стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в
микроскопии).
Сказанным далеко не исчерпывается область научных интересов и
научных открытий Декарта.
Принцип историзма требует конкретного исторического ис-
следования философких учений. Нельзя вырвать философскую те-
орию из той исторической, экономической и социальной среды,
в которой она создавалась. Использование одного только
логического метода не даст нам полного понимания учения, его
исторической значимости.
Годы жизни Декарта - 1596-1650. В этот период поисходил
переход от средневековья к Новому времени.
К этому времени, по словам Энгельса, "промышленность ко-
лоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механичес-
ких (ткачество, часовое дело, мельницы) ... и физических
фактов (очки), которые давали не только огромный материал
для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше сред-
ства для экспериментирования и позволили сконструировать но-
вые инструменты".
Во времена Декарта ремесло в "чистом" виде начало оттес-
няться (в таких странах, как Италия, Голандия) ремеслом, ор-
ганизованным по новому принципу в мануфактурных мастерских -
"производственном механизме, органами которого являются лю-
ди". Каждый "винтик" этого механизма состоит из обыкновенной
человеческой плоти, а его функции определяются теперь той
"точкой", которую он занимает в механизме: дальше или ближе
от исходной точки расположена "точка" функциональная.
Связь функций "частичных работников" - "деталей" потенци-
альной машины - отщепляется от них самих и в виде плана, ал-
горитма производства противостоит им. Образ процесса, его
"картина" задается геометрически.
Причиной коренного изменения характера предметной дея-
тельности является принцип машинного производства, а именно,
разлагать процесс производства на составные фазы и разрешать
возникающие задачи посредством применения естественных наук.
Структура человеческой деятельности в своей первооснове
становится математической. В теоретическом отображении этой
деятельности происходили аналогичные процессы, приведшие к
потребности нового метода как метода математического и опре-
делившие логику формирования и развития новой теории, новой
науки.
"Математизация" деятельности, а вместе м тем и "математи-
зация" (алгоритмизация) метода,представляющиеся сегодня абс-
трагированием от всякого содержания, в рассматриваемую эпоху
представляла в самой своей первооснове единственно возможный
путь дальнейшего проникновения в более глубокий "слой" со-
держания, путь перехода к новой сущности.
Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача ма-
тематизации физики.
Вот в чем суть того запроса, который постоянно ощущается
Декартом. Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию
собственного метода познания окружающего мира. К 1625 году
он уже обладал основными положениями последнего.
Пропущенные сквозь игольное ушко сомнения, они свелись к
небольшому числу простейших правил, посредством которых из
основных положений может быть выведено все богатство под-
вергшегося анализу материала.
Но сначала Декарт проверяет сами правила в процессе ре-
ального открытия. При этом он решает одну из ключевых проб-
лем диоптрики - проблему анакластической линии.
Вместе с конкретным научным открытием было совершено еще
одно, методологическое открытие. Обнаружилась необходимость
и возможность постоянной (как это формулируется в Новое вре-
мя-рефлективной) работы над собственным умом, необходимость
и возможность постоянного обращения мысли на мысль, постоян-
ного развития самой способности мыслить, открывать, изобре-
тать. Тот ум, который должен руководствоваться правилами Де-
карта, - это уже не созерцающий и спокойный ум античного
мыслителя, это не застывший, от бога сформированный Ум сред-
невековья, это ум, способный изменяться, отстраняться от са-
мого себя, это ум, отвечающий и историческому, и социально-
му, и техническому динамизму Нового времени.
Декартовское сомнение призвано снести здание прежней
традиционной культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы
тем самым расчистить почву для постройки нового здания -
культуры рациональной в самом своем существе. Антитрадицио-
нализм - вот альфа и омега философии Декарта. Когда мы гово-
рим о научной революции XVII века, то именно Декарт являет
собой тип революционеров, усилиями которых и была создана
наука нового времени, но и не только она: речь шла о созда-
нии нового типа общества и нового типа человека, что вскоре
и обнаружилось в сфере социально-экономической, с одной сто-
роны, и в идеологии Просвещения, с другой. Вот принцип новой
культуры, как его с предельной четкостью выразил сам Декарт:
"...никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал
бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только
то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетли-
во, что не даст мне никакого повода подвергать их сомнению".
Принцип очевидности тесно связан с антитрадиционализмом
Декарта. Истинное знание мы должны получить для того, чтобы
руководствоваться им также и в практической жизни, в своем
жизнестроительстве. То, что прежде происходило стихийно,
должно ныне стать предметом сознательной и целенаправленной
воли, руководствующейся принципами разума. Человек должен
контролировать историю во всех ее формах, начиная от строи-
тельства городов, государственных учреждений и правовых норм
и кончая наукой. Прежняя наука выглядит, по Декарту, так,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|