там, но и по математике, механике, физике, музыке. Мерсенн стал
организующим центром для французских (и некоторых иностранных)
ученых, с которыми он находился в длительной переписке (или был
посредником в их переписке). Поскольку тогда еще не было научных
журналов, такая переписка стала необходимым условием развития нау-
ки. В дальнейшем, во время многолетнего пребывания Декарта в Ни-
дерландах, Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кру-
жок ученых, образовавшийся вокруг него, впоследствии (уже после
смерти его и Декарта) превратился во Французскую академию наук.
Наилучшие условия для дальнейшего развития и литературного
оформления своих научных и философских мыслей Декарт видел в Ни-
дерландах, куда он и переселился осенью 1628 г. Средства позволяли
ему снимать квартиры и дома в различных городах и сельских мест-
ностях этой страны. Он многократно менял места своего пребывания,
следуя девизу "Хорошо прожил тот, кто хорошо утаился" (почерпнуто
у Овидия). Лишенный собственного семейства, Декарт с головой ушел
в научную работу. Радость жизни стала для него прежде всего ра-
достью мысли в поисках истины. В одном из последних своих писем
(31 марта 1649 г.) философ, заметив, что здоровье тела - величай-
шее из человеческих благ, о котором забывают, когда оно есть, пи-
сал, что "познание истины - это как бы здоровье души: когда ею ов-
ладевают, о ней больше не думают". В Нидерландах Декарт пробыл
более двадцати лет (за это время он трижды наведывался на родину,
где находился в общей сложности менее года), В Нидерландах были
созданы и опубликованы все основные его произведения. Назовем
главные из них.
Это прежде всего "Правила для руководства ума", написанные в
1627 - 1629 гг. (работа не окончена и при жизни Декарта опублико-
вана не была). Как видно из самого названия, это методологически
заостренное произведение. Сразу же после своего переезда в Нидер-
ланды Декарт начал работать и над большим конкретно-научным (и
вместе с тем, конечно, философским) произведением , которое он со-
бирался назвать "Мир". На основе сложившихся у него принципов ме-
ханики он задумал нарисовать здесь картину всего мироздания. Летом
1633 г., когда работа была почти закончена, Декарт узнал о том,
что папская инквизиция в Риме осудила опубликованный в 1632 г. за-
мечательный труд Галилея "Диалог о двух главнейших системах мира -
Птолемеевой и Коперниковой", а самого автора наказала. Это осужде-
ние произвело на Декарта тяжелое впечатление, ибо его "Мир" был
написан на основе тех же принципов, что и произведение Галилея.
Хотя на Нидерланды как на страну в основном протестантскую угрозы
римской курии и инквизиции не распространялись, Декарт, оставав-
шийся католиком, отказался от публикации почти готового труда.
Здесь проявились присущие Картезию (его латинизированная фамилия)
осторожность и сдержанность. Эти качества философа соответствовали
духовному климату той исторической эпохи, когда самой мощной идео-
логической силой оставалась религия. Правда, Декарт мог бы опубли-
ковать свой труд, устранив ряд принципиальных положений, сближав-
ших его с трудом Галилея, но такого рода операция исказила бы про-
изведение, и он предпочел его не публиковать.
Оправившись от потрясения, Декарт продолжал разработку своей
методологии, физики, философии. Итогом напряженной работы стало
"Рассуждение о методе", написанное по-французски и опубликованное
в 1637 г. Это произведение представляет собой программный доку-
мент, в котором автор сформулировал все основные вопросы своей фи-
лософии, как и направление своих естественнонаучных исследований.
Заключая в себе автобиографические моменты, оно формулировало и
правила морали, которых Декарт твердо решил придерживаться в своей
жизни. Названию и главной направленности этого произведения соот-
ветствовали три приложения. В них рассматривались теоретические
вопросы оптики ("Диоптрика), метеорологические явления ("Метео-
ры"), проблемы математики ( " Геометрия" ) . Приложения демонстри-
ровали эффективность принципов методологии, сформулированных во II
части "Рассуждения", конкретизировали его V часть - порядок иссле-
дования физических вопросов.
В IV части "Рассуждения о методе" Декарт изложил основы своей
метафизики (разумеется, в ее традиционном, аристотелевском смысле
- как учения о наиболее общих принципах бытия и знания). Углублен-
ную их трактовку он дает в специальном сочинении - "Размышление о
первой философии" (как именовал метафизику сам Аристотель), напи-
санном на латинском языке и изданном в Париже в 1641 г. Второе из-
дание этой работы вышло в Амстердаме в 1642 г., а французский пе-
ревод, опубликованный в Париже в 1647 г., назывался "Метафизичес-
кие размышления". В этом издании к основному тексту были приложены
семь "Возражений" на него (их собрал главным образом Мерсенн, ра-
зославший рукопись, присланную ему автором, различным философам) и
"Ответы" Декарта на "Возражения". Предусмотрительный автор, таким
образом, оставлял последнее слово в философском споре за собой.
В те годы его философия проникла в некоторые нидерландские
университеты, особенно в Утрехтский. Среди профессоров появились
убежденные и энергичные последователи Декарта. Самыми активными и
талантливыми пропагандистами картезианства (последующее наименова-
ние всей совокупности взглядов философа) были профессора Утрехт-
ского университета Хендрик Ренери и Хендрик Деруа , пришедшие к
философии от медицины.
Рост популярности и влияния картезианства в нидерландских
университетах весьма встревожил местных церковников. Хотя это были
не католические, а протестантские церковники, но и они мировозз-
ренчески во многом перестроились на традиционную аристотелевс-
ко-схоластическую философию, рушившуюся под ударами картезианства.
Профессор теологии того же Утрехтского университета Гисберт Воэ-
ций, который был также кальвинистским священником и популярным
проповедником, сначала обвинил в атеизме Деруа, а затем начал
злобную - и косвенную и прямую - травлю самого Декарта (борьба их
сторонников и противников распространилась и на Лейденский универ-
ситет, где виднейшим картезианцем стал профессор Адриан Хеерборд).
При всей своей осторожности Декарт не счел возможным уклониться от
борьбы и был вынужден принять вызов. В большом памфлете, написан-
ном в 1645 г., он, обнаружив талант могучего полемиста, выявил ис-
тинное лицо Воэция как злостного клеветника и невежды в философии.
Но, по существу одержав как научную, так и моральную победу, Де-
карт был бессилен в чужой стране, где кальвинизм был официальным
религиозным вероисповеданием, призвать руководство Утрехтского
университета к решительному осуждению Воэция. В дальнейшем против
Декарта выступали и другие протестантские церковники, ему пришлось
полемизировать и с некоторыми католическими авторами из числа ие-
зуитов.
В годы этой борьбы Декарт издал в Амстердаме "Первоначала фи-
лософии" (в 1644 г.- на латинском языке, в 1647 г.- во французском
переводе) - систематическое изложение своей философской доктрины,
включавшей наряду с методологией и метафизикой все разделы физики
- учение о телах, о мире и о Земле. В 1645 - 1648 гг. кроме актив-
ной переписки, в которой уточнялись и развивались, многие фило-
софские ( как и конкретно-научные) идеи, Декарт работал над "со-
чинением "Описание человеческого тела. Об образовании животного"
(при жизни автора оно не было опубликовано). В этом произведении
Декарт сделал попытку применить принципы своей физики к объяснению
животного и человеческого организмов. Антропологическая проблема-
тика, в фокусе которой было исследование телесных качеств и духов-
ных свойств человек, составила содержание трактата "Страсти души",
вышедшего в свет в Нидерландах в конце 1649 г.
В это время Декарт находился уже в столице Швеции Стокгольме,
куда он выехал по настоятельному приглашению королевы Христины,
которая с его помощью намеревалась учредить в Швеции Академию наук
(и даже сама пыталась овладеть принципами картезианства). Но пре-
бывание Декарта в Стокгольме продолжалось лишь несколько месяцев.
Простудившись, он умер 11 февраля 1650 г.
Прежде чем переходить к систематическому обзору философского
учения Картезия, необходимо сказать еще несколько слов о его соци-
ально-политическом содержании.
Здесь приходится констатировать довольно значительную полити-
ческую индифферентность французского философа. В " Рассуждении о
методе " он выразил свою неприязнь к тем заносчивым, по его мне-
нию, людям, которые видят смысл своей жизни в различных обществен-
ных преобразованиях, и тем более в ниспровержении существующего
государственного устройства. По убеждению Декарта, много благот-
ворнее для общества приспосабливаться к его несовершенствам, к тем
или иным недостаткам государственных организмов, ибо разрушение их
угрожает людям огромными бедствиями. Содержание произведений Де-
карта и вся его деятельность имели первостепенное значение для бу-
дущего формирования во Франции условий для буржуазной революции.
Характерно здесь уже то, что, осуждая любое посягательство на су-
ществующие социальные порядки, как и на религиозно-идеологические
системы, их освещавшие, Декарт не только не отказывался признать
свое новаторство в сфере науки, но даже подчеркивал его. В трудных
вопросах науки, писал он в "Рассуждении о методе", "большинство
голосов не является доказательством" и " гораздо вероятнее, чтобы
истину нашел один человек, чем целый народ " [1],стр.259. Вместе с
тем философ ясно сознавал социальную природу науки, ее жизненную
необходимость для общества. Отсюда неоднократно высказываемая им
мысль об обязанности правителей финансировать сложные эксперимен-
ты, без которых невозможно продвижение в научных открытиях (фран-
цузское правительство в признание заслуг Декарта назначило ему
пенсию, хотя ученый так ее и не получил).
Декарт продолжил ту принципиальную линию, которая выражала
едва ли не главное содержание социально - философской мысли гума-
нистов предшествующих веков. Их оппозиция схоластической философии
и феодально-теологическому мировоззрению в качестве важнейшего
своего компонента включала положение о природном равенстве всех
людей, об одинаковости человеческой природы. Это надисторическое
понятие при всей его абстрактности стало для множества гуманистов
и их последователей теоретическим стержнем критики иерархизма фео-
дального общества. Декарт не формулировал никаких социально-фило-
софских концепций. Но, сам дворянин, он отлично видел, что прог-
ресс культуры невозможен, если знаниями будут обладать только гос-
подствующие классы. Конечно, в его представлении это были главным
образом - если не исключительно - естественнонаучные знания, ибо
именно с ними он связывал не только прогресс человеческого общест-
ва, но и дело совершенствования самой человеческой природы.
Подтверждением сказанного служит уже тот факт, что некоторые
свои произведения он писал по-французски, адресуя их широкой ауди-
тории, стоявшей за пределами цеховой учености, носители которой
общались между собой почти исключительно на латинском языке. В
"Рассуждении о методе " Декарт писал, что язык сам по себе не сви-
детельствует о силе мыслей и человек, выражающийся на нижнебре-
тонском наречии, может формулировать их более точно и тонко по
сравнению с тем, кто прекрасно знает французский язык и владеет
всеми правилами риторики. Как в этом, так и в других своих произ-
ведениях философ превозносит здравый смысл ("естественный свет"
человеческого ума), представленный в народе даже чаще, чем среди
цеховых ученых, как гарант эффективности открываемых истин. Эта
социальная позиция Декарта, нашедшая осмысление в его гносеологии,
в собственной его научной деятельности выражалась и в высокой
оценке технического мастерства тех специалистов, без золотых рук
которых он не видел возможности осуществлять свои эксперименты
(например, без мастеров прикладной оптики Виллебресье и Феррье) .
Декарт демонстрировал и демократизм подлинного ученого по отноше-
нию к "простым людям". Например, обнаружив у одного из своих слуг,
Жилльо, незаурядный математический талант, он нашел время для за-
нятий с ним, и Жилльо впоследствии стал видным инженером в Лейде-
не. Нидерландский моряк Дирк Рембранч (в будущем видный астроном и
навигатор), узнав о Декарте и добившись встречи с ним, тоже пора-
зил философа своими математическими способностями. Тот начал зани-
маться с ним и сделал его участником своих экспериментов.
Философское развитие Декарта началось, когда юный ученик кол-
легии Ла Флеш дошел до ее последних, "философских" классов. Прог-
рамма обучения в Ла Флеш предполагала еженедельные дискуссии -
обычно на темы философии и теологии, изучавшиеся в течение данной
недели (в конце месяца устраивались еще более сложные диспуты, в
которых могли принимать участие и преподаватели). Формулирование
тезисов и подбор аргументов для их обоснования (защитником) или
опровержения ( его оппонентом) развивали логические способности
учащихся, прививали им искусство аргументации. Как сообщает первый
биограф Декарта А. Байе, юный Рене проявлял в этих диспутах выдаю-
щееся искусство в точности определений и в умении обобщать свою
аргументацию.
Как говорилось выше, положительные моменты в организации обу-
чения в коллегии Ла Флеш сочетались со схоластичностью основного
содержания преподаваемых дисциплин, и в особенности дисциплин
старших, ("философских" классов. Конечно, схоластика, будучи в
принципе теологизированной философией, включала в себя элементы
конкретных научных знаний ("свободные искусства") . В эпоху сред-
невековья она была исторически необходимой формой усвоения и
трансляции античной мысли. Но уже в эпоху Возрождения в Италии, а
затем и в других европейских странах становилась все более ощути-
мой неприемлемость схоластической учености. Гуманисты, не удовлет-
воренные формализмом и застойностью схоластики, стали вкладывать в
нее одиозный смысл (сохранившийся и в наши дни), понимая ее как
формально правильное (нередко и весьма красноречивое) рассуждение,
содержательность которого обратно пропорциональна его внешнему
блеску. Гуманистическая ученость, противопоставляемая схоластичес-
кой, была значительно богаче и многостороннее. Гуманистическая фи-
лософия, поставив эпохальную проблему учреждения царства человека
в реальной, земной жизни, связывала ее решение с более глубоким
пониманием самого человека. Многие гуманисты сформулировали и но-
вое понимание природы. Природоведческие интересы гуманистов свое
наиболее обобщенное выражение нашли в ряде натурфилософских пост-
роений, ставших наиболее влиятельными в XVI в . Напомним здесь та-
кие имена , как Парацельс, Б. Телезио, Ф. Патрици, Дж. Бруно, Т.
Кампанелла. В отличие от схоластической физики, основывавшейся на
метафизических и природоведческих категориях и представлениях
Аристотеля, концепции ренессансных натурфилософов были ориентиро-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|