там,  но и по математике,  механике,  физике, музыке. Мерсенн стал 
организующим центром для  французских  (и  некоторых  иностранных) 
ученых,  с  которыми  он находился в длительной переписке (или был 
посредником в их переписке).  Поскольку тогда еще не было  научных 
журналов, такая переписка стала необходимым условием развития нау- 
ки.  В дальнейшем,  во время многолетнего пребывания Декарта в Ни- 
дерландах, Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кру- 
жок ученых,  образовавшийся вокруг него,  впоследствии (уже  после 
смерти его и Декарта) превратился во Французскую академию наук. 
     Наилучшие условия для дальнейшего  развития  и  литературного 
оформления  своих  научных и философских мыслей Декарт видел в Ни- 
дерландах, куда он и переселился осенью 1628 г. Средства позволяли 
ему  снимать  квартиры и дома в различных городах и сельских мест- 
ностях этой страны.  Он многократно менял места своего пребывания, 
следуя девизу "Хорошо прожил тот,  кто хорошо утаился" (почерпнуто 
у Овидия).  Лишенный собственного семейства, Декарт с головой ушел 
в  научную  работу.  Радость жизни стала для него прежде всего ра- 
достью мысли в поисках истины.  В одном из последних  своих  писем 
(31 марта 1649 г.) философ,  заметив, что здоровье тела - величай- 
шее из человеческих благ,  о котором забывают, когда оно есть, пи- 
сал, что "познание истины - это как бы здоровье души: когда ею ов- 
ладевают,  о ней больше не думают".   В  Нидерландах Декарт пробыл 
более  двадцати лет (за это время он трижды наведывался на родину, 
где находился в общей сложности менее года),  В  Нидерландах  были 
созданы  и  опубликованы  все  основные его произведения.  Назовем 
главные из них. 
     Это прежде всего "Правила для руководства ума",  написанные в 
1627 - 1629 гг.  (работа не окончена и при жизни Декарта опублико- 
вана не была).  Как видно из самого названия,  это методологически 
заостренное произведение.  Сразу же после своего переезда в Нидер- 
ланды  Декарт  начал  работать  и над большим конкретно-научным (и 
вместе с тем, конечно, философским) произведением , которое он со- 
бирался назвать "Мир".  На основе сложившихся у него принципов ме- 
ханики он задумал нарисовать здесь картину всего мироздания. Летом 
1633  г.,  когда работа была почти закончена,  Декарт узнал о том, 
что папская инквизиция в Риме осудила опубликованный в 1632 г. за- 
мечательный труд Галилея "Диалог о двух главнейших системах мира - 
Птолемеевой и Коперниковой", а самого автора наказала. Это осужде- 
ние  произвело  на Декарта тяжелое впечатление,  ибо его "Мир" был 
написан на основе тех же принципов,  что и  произведение  Галилея. 
Хотя  на Нидерланды как на страну в основном протестантскую угрозы 
римской курии и инквизиции не распространялись,  Декарт,  оставав- 
шийся  католиком,  отказался  от  публикации почти готового труда. 
Здесь проявились присущие Картезию (его латинизированная  фамилия) 
осторожность и сдержанность. Эти качества философа соответствовали 
духовному климату той исторической эпохи, когда самой мощной идео- 
логической силой оставалась религия. Правда, Декарт мог бы опубли- 
ковать свой труд,  устранив ряд принципиальных положений, сближав- 
ших его с трудом Галилея, но такого рода операция исказила бы про- 
изведение, и он предпочел его не публиковать. 
     Оправившись от потрясения,  Декарт продолжал разработку своей 
методологии,  физики,  философии.  Итогом напряженной работы стало 
"Рассуждение о методе",  написанное по-французски и опубликованное 
в 1637 г.  Это произведение представляет собой  программный  доку- 
мент, в котором автор сформулировал все основные вопросы своей фи- 
лософии,  как и направление своих естественнонаучных исследований. 
Заключая  в  себе автобиографические моменты,  оно формулировало и 
правила морали, которых Декарт твердо решил придерживаться в своей 
жизни.  Названию и главной направленности этого произведения соот- 
ветствовали три приложения.  В них  рассматривались  теоретические 
вопросы  оптики  ("Диоптрика),  метеорологические явления ("Метео- 
ры"), проблемы математики ( " Геометрия" ) . Приложения демонстри- 
ровали эффективность принципов методологии, сформулированных во II 
части "Рассуждения", конкретизировали его V часть - порядок иссле- 
дования физических вопросов. 
     В IV части "Рассуждения о методе" Декарт изложил основы своей 
метафизики (разумеется,  в ее традиционном, аристотелевском смысле 
- как учения о наиболее общих принципах бытия и знания). Углублен- 
ную  их трактовку он дает в специальном сочинении - "Размышление о 
первой философии" (как именовал метафизику сам Аристотель),  напи- 
санном на латинском языке и изданном в Париже в 1641 г. Второе из- 
дание этой работы вышло в Амстердаме в 1642 г.,  а французский пе- 
ревод,  опубликованный в Париже в 1647 г., назывался "Метафизичес- 
кие размышления". В этом издании к основному тексту были приложены 
семь "Возражений" на него (их собрал главным образом Мерсенн,  ра- 
зославший рукопись, присланную ему автором, различным философам) и 
"Ответы" Декарта на "Возражения".  Предусмотрительный автор, таким 
образом, оставлял последнее слово в философском споре за собой. 
     В те  годы  его  философия проникла в некоторые нидерландские 
университеты,  особенно в Утрехтский.  Среди профессоров появились 
убежденные и энергичные последователи Декарта.  Самыми активными и 
талантливыми пропагандистами картезианства (последующее наименова- 
ние  всей  совокупности взглядов философа) были профессора Утрехт- 
ского университета Хендрик Ренери и Хендрик Деруа  ,  пришедшие  к 
философии от медицины. 
     Рост популярности и  влияния  картезианства  в  нидерландских 
университетах весьма встревожил местных церковников. Хотя это были 
не католические,  а протестантские церковники,  но и они мировозз- 
ренчески  во  многом  перестроились  на традиционную аристотелевс- 
ко-схоластическую философию, рушившуюся под ударами картезианства. 
Профессор  теологии  того же Утрехтского университета Гисберт Воэ- 
ций,  который был также кальвинистским  священником  и  популярным 
проповедником,  сначала  обвинил  в  атеизме Деруа,  а затем начал 
злобную - и косвенную и прямую - травлю самого Декарта (борьба  их 
сторонников и противников распространилась и на Лейденский универ- 
ситет, где виднейшим картезианцем стал профессор Адриан Хеерборд). 
При всей своей осторожности Декарт не счел возможным уклониться от 
борьбы и был вынужден принять вызов.  В большом памфлете, написан- 
ном в 1645 г., он, обнаружив талант могучего полемиста, выявил ис- 
тинное лицо Воэция как злостного клеветника и невежды в философии. 
Но,  по существу одержав как научную,  так и моральную победу, Де- 
карт был бессилен в чужой стране,  где кальвинизм был  официальным 
религиозным  вероисповеданием,  призвать  руководство  Утрехтского 
университета к решительному осуждению Воэция.  В дальнейшем против 
Декарта выступали и другие протестантские церковники, ему пришлось 
полемизировать и с некоторыми католическими авторами из числа  ие- 
зуитов. 
     В годы этой борьбы Декарт издал в Амстердаме "Первоначала фи- 
лософии" (в 1644 г.- на латинском языке, в 1647 г.- во французском 
переводе) - систематическое изложение своей философской  доктрины, 
включавшей  наряду с методологией и метафизикой все разделы физики 
- учение о телах, о мире и о Земле. В 1645 - 1648 гг. кроме актив- 
ной  переписки,  в которой уточнялись и развивались,  многие фило- 
софские ( как и конкретно-научные) идеи, Декарт   работал над "со- 
чинением  "Описание человеческого тела.  Об образовании животного" 
(при жизни автора оно не было опубликовано).  В этом  произведении 
Декарт сделал попытку применить принципы своей физики к объяснению 
животного и человеческого организмов.  Антропологическая проблема- 
тика, в фокусе которой было исследование телесных качеств и духов- 
ных свойств человек, составила содержание трактата "Страсти души", 
вышедшего в свет в Нидерландах в конце 1649 г. 
     В это время Декарт находился уже в столице Швеции Стокгольме, 
куда  он  выехал  по настоятельному приглашению королевы Христины, 
которая с его помощью намеревалась учредить в Швеции Академию наук 
(и даже сама пыталась овладеть принципами картезианства).  Но пре- 
бывание Декарта в Стокгольме продолжалось лишь несколько  месяцев. 
Простудившись, он умер 11 февраля 1650 г. 
     Прежде чем переходить к систематическому обзору  философского 
учения Картезия, необходимо сказать еще несколько слов о его соци- 
ально-политическом содержании. 
     Здесь приходится констатировать довольно значительную полити- 
ческую индифферентность французского философа.  В " Рассуждении  о 
методе  " он выразил свою неприязнь к тем заносчивым,  по его мне- 
нию, людям, которые видят смысл своей жизни в различных обществен- 
ных  преобразованиях,  и  тем более в ниспровержении существующего 
государственного устройства.  По убеждению Декарта,  много благот- 
ворнее для общества приспосабливаться к его несовершенствам, к тем 
или иным недостаткам государственных организмов, ибо разрушение их 
угрожает  людям огромными бедствиями.  Содержание произведений Де- 
карта и вся его деятельность имели первостепенное значение для бу- 
дущего  формирования  во Франции условий для буржуазной революции. 
Характерно здесь уже то,  что, осуждая любое посягательство на су- 
ществующие  социальные порядки, как и на религиозно-идеологические 
системы,  их освещавшие,  Декарт не только не отказывался признать 
свое новаторство в сфере науки, но даже подчеркивал его. В трудных 
вопросах науки,  писал он в "Рассуждении о  методе",  "большинство 
голосов не является доказательством" и " гораздо вероятнее,  чтобы 
истину нашел один человек, чем целый народ " [1],стр.259. Вместе с 
тем философ ясно сознавал социальную природу науки,  ее  жизненную 
необходимость  для общества.  Отсюда неоднократно высказываемая им 
мысль об обязанности правителей финансировать сложные  эксперимен- 
ты,  без которых невозможно продвижение в научных открытиях (фран- 
цузское правительство в признание  заслуг  Декарта  назначило  ему 
пенсию, хотя ученый так ее и не получил). 
     Декарт продолжил ту принципиальную  линию,  которая  выражала 
едва  ли не главное содержание социально - философской мысли гума- 
нистов предшествующих веков. Их оппозиция схоластической философии 
и  феодально-теологическому  мировоззрению  в  качестве важнейшего 
своего компонента включала положение о  природном  равенстве  всех 
людей,  об одинаковости человеческой природы.  Это надисторическое 
понятие при всей его абстрактности стало для множества  гуманистов 
и их последователей теоретическим стержнем критики иерархизма фео- 
дального общества.  Декарт не формулировал никаких социально-фило- 
софских концепций.  Но,  сам дворянин, он отлично видел, что прог- 
ресс культуры невозможен, если знаниями будут обладать только гос- 
подствующие классы.  Конечно, в его представлении это были главным 
образом - если не исключительно - естественнонаучные  знания,  ибо 
именно с ними он связывал не только прогресс человеческого общест- 
ва, но и дело совершенствования самой человеческой природы. 
     Подтверждением сказанного служит уже тот факт,  что некоторые 
свои произведения он писал по-французски, адресуя их широкой ауди- 
тории,  стоявшей за пределами цеховой учености,  носители  которой 
общались  между  собой  почти исключительно на латинском языке.  В 
"Рассуждении о методе " Декарт писал, что язык сам по себе не сви- 
детельствует  о  силе мыслей и человек,  выражающийся на нижнебре- 
тонском наречии,  может формулировать их более точно  и  тонко  по 
сравнению  с  тем,  кто прекрасно знает французский язык и владеет 
всеми правилами риторики.  Как в этом, так и в других своих произ- 
ведениях  философ  превозносит  здравый смысл ("естественный свет" 
человеческого ума),  представленный в народе даже чаще,  чем среди 
цеховых  ученых,  как гарант эффективности открываемых истин.  Эта 
социальная позиция Декарта, нашедшая осмысление в его гносеологии, 
в  собственной  его  научной  деятельности  выражалась и в высокой 
оценке технического мастерства тех специалистов,  без золотых  рук 
которых  он  не  видел  возможности осуществлять свои эксперименты 
(например,  без мастеров прикладной оптики Виллебресье и Феррье) . 
Декарт  демонстрировал и демократизм подлинного ученого по отноше- 
нию к "простым людям". Например, обнаружив у одного из своих слуг, 
Жилльо,  незаурядный математический талант, он нашел время для за- 
нятий с ним,  и Жилльо впоследствии стал видным инженером в Лейде- 
не. Нидерландский моряк Дирк Рембранч (в будущем видный астроном и 
навигатор),  узнав о Декарте и добившись встречи с ним, тоже пора- 
зил философа своими математическими способностями. Тот начал зани- 
маться с ним и сделал его участником своих экспериментов. 
     Философское развитие Декарта началось, когда юный ученик кол- 
легии Ла Флеш дошел до ее последних,  "философских" классов. Прог- 
рамма обучения в Ла Флеш  предполагала  еженедельные  дискуссии  - 
обычно на темы философии и теологии,  изучавшиеся в течение данной 
недели (в конце месяца устраивались еще более сложные  диспуты,  в 
которых  могли принимать участие и преподаватели).  Формулирование 
тезисов и подбор аргументов для их  обоснования  (защитником)  или 
опровержения  (  его  оппонентом) развивали логические способности 
учащихся, прививали им искусство аргументации. Как сообщает первый 
биограф Декарта А. Байе, юный Рене проявлял в этих диспутах выдаю- 
щееся искусство в точности определений и в  умении  обобщать  свою 
аргументацию. 
     Как говорилось выше, положительные моменты в организации обу- 
чения  в  коллегии Ла Флеш сочетались со схоластичностью основного 
содержания преподаваемых  дисциплин,  и  в  особенности  дисциплин 
старших,  ("философских" классов.  Конечно,  схоластика,  будучи в 
принципе теологизированной философией,  включала в  себя  элементы 
конкретных научных знаний ("свободные искусства") .  В эпоху сред- 
невековья она  была  исторически  необходимой  формой  усвоения  и 
трансляции античной мысли.  Но уже в эпоху Возрождения в Италии, а 
затем и в других европейских странах становилась все более  ощути- 
мой неприемлемость схоластической учености. Гуманисты, не удовлет- 
воренные формализмом и застойностью схоластики, стали вкладывать в 
нее  одиозный  смысл (сохранившийся и в наши дни),  понимая ее как 
формально правильное (нередко и весьма красноречивое) рассуждение, 
содержательность  которого  обратно  пропорциональна  его внешнему 
блеску. Гуманистическая ученость, противопоставляемая схоластичес- 
кой, была значительно богаче и многостороннее. Гуманистическая фи- 
лософия,  поставив эпохальную проблему учреждения царства человека 
в  реальной,  земной жизни,  связывала ее решение с более глубоким 
пониманием самого человека.  Многие гуманисты сформулировали и но- 
вое  понимание природы.  Природоведческие интересы гуманистов свое 
наиболее обобщенное выражение нашли в ряде натурфилософских  пост- 
роений, ставших наиболее влиятельными в XVI в . Напомним здесь та- 
кие имена ,  как Парацельс,  Б. Телезио, Ф. Патрици, Дж. Бруно, Т. 
Кампанелла.  В отличие от схоластической физики, основывавшейся на 
метафизических  и  природоведческих  категориях  и  представлениях 
Аристотеля,  концепции ренессансных натурфилософов были ориентиро- 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |