Философ Рене Декарт
В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -
одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важ-
нейший принцип методологии исследования историко-философского про-
цесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских
учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и
идеализма [2]. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она
отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-
софских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла-
новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове-
ческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных
аспектах, в его отношении к природе и культуре. Особенность фило-
софского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы
новые и материалистические и идеалистические положения. Тем самым
борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую сту-
пень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеа-
лизма, он сообщил этой борьбе новый импульс.
Свои произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах ХVII в.,
но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в
европейской - прежде всего западноевропейской - истории в период
Возрождения, начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - на-
чалу ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это
были времена успехов раннебуржуазной культуры, представленной бо-
гатейшим творчеством гуманистов. Как известно, раннебуржуазная по
своему социальному происхождению культура гуманизма, концентриро-
вавшаяся в городах, рождалась и развивалась в противостоянии куль-
туре феодального, преимущественно сельского, застойно-иерархичес-
кого общества. Идеологической основой этого общества была хрис-
тианская религия с ее многочисленными догмами, так или иначе ос-
мысляемыми в схоластических философских системах и построениях.
Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцент-
рическо-схоластического мировоззрения, трудно найти более подходя-
щее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность средневе-
кового человека, выражавшая его преимущественно приспособительную
позицию в отношении природы и социального мира. Философы-гуманис-
ты, в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые основы ре-
лигиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первый план че-
ловека с его многообразными телесными и духовными потребностями.
Отсюда в общем активистская позиция гуманистической философии, ко-
торая в противоположность теологии и схоластической философии, ус-
матривавшим смысл человеческой жизни в осуществлении царства бога
на земле, обосновывала идеал учреждения в посюсторонней жизни
царства самого человека. Такое обоснование было как индивидуаль-
но-этическим, так и социальным. С течением времени, по мере успе-
хов производственной деятельности и развития естественнонаучной
мысли (особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства чело-
века на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весь-
ма убежденным и красноречивым пропагандистом действенной науки
стал Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), названный К. Марксом родоначаль-
ником английского материализма и всей современной экспериментирую-
щей науки. Горячим сторонником научно-технического прогресса - од-
ной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры - не раз
объявлял себя и Декарт.
Конечно, социальная ситуация, сложившаяся в первой половине
ХVII в. во Франции, отличалась от той, которая была характерна для
Англии, где приближалась буржуазная революция, самая зрелая из
тех, что в нашей литературе обычно именуются ранними. Хотя Франции
было тогда далеко до буржуазной революции, все же и здесь в ту
эпоху возникли условия, во многом определившие вызревание фило-
софской доктрины Декарта. Среди таких условий первостепенную роль
играло формирование сильнейшего абсолютистского государства во
времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе против старой фео-
дальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации, все
эти исторические деятели опирались не только на среднее и мелкое
дворянство (в особенности служилое, так называемое дворянство ман-
тии), но и на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в укрепле-
нии национального государства, стимулировавшего промышленно-ману-
фактурную и торговую деятельность, вступавшего в военное противос-
тояние с другими европейскими государствами, расширявшего колони-
альную экспансию в заморских странах. Производственные успехи в
этот ранний, мануфактурный период развития капитализма в странах
Западной Европы при всей их скромности в сравнении с эпохой про-
мышленного переворота все же содействовали развитию научных иссле-
дований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании, во-
енном деле, в некоторых сферах производственной деятельности. Как
ни в одну из предшествующих эпох истории культуры, наука станови-
лась производительной силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в
Италии уже в ХV в., в последующие два столетия и там, и в особен-
ности в Англии и во Франции превращались в кружки математиков и
естествоиспытателей. Возможность практического применения научных
открытий обращала к науке взоры правителей. В Англии и во Франции
возникали официально признанные сообщества ученых - прообразы ны-
нешних академий наук.
Рене Декарт родился в Лаэ (городок в провинции Турень) в
семье служилого дворянина 31 марта 1596 г. В 1606 г. он был отп-
равлен отцом в коллегию Ла Флеш - одно из лучших учебных заведений
тогдашней Франции, за несколько лет до того основанное иезуитами с
санкции Генриха IV. Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По
свидетельству зрелого Декарта, учебе в этой коллегии он был обязан
весьма многим. Само возникновение такого учебного заведения - ха-
рактерное явление эпохи.
Напомним, что орден иезуитов, возникший в середине ХVI в.,
стал одним из основных организационно-идеологических орудий конт-
рреформации. В борьбе против реформационных движений, отделивших
от католической церкви ряд стран и областей Европы, этому ордену
принадлежала главная роль. Основное социальное содержание Реформа-
ции (особенно ее кальвинистского направления) было буржуазным. Ка-
толическая контрреформация, напротив, выражала прежде всего инте-
ресы стабилизации феодальных порядков и ценностей. Но в Западной
Европе они становились все более шаткими - определяющим руслом со-
циального и культурного прогресса был путь буржуазного развития,
невозможного без тесной связи с развитием знания (в особенности
естественнонаучного). Это нашло свое отражение в некоторых особен-
ностях организации и деятельности ордена иезуитов. Стремясь к фор-
мированию образованных и убежденных носителей католической веры,
иезуиты в основанных ими учебных заведениях были вынуждены отда-
вать определенную дань веяниям времени.
Конечно, основное содержание программ обучения оставалось
традиционным, "гуманитарным". В них предусматривалось прежде всего
изучение древних языков. Латинским языком, остававшимся языком ев-
ропейской науки и международного общения ученых, Декарт овладел в
совершенстве (латынь стала, можно сказать, вторым его родным язы-
ком). Много времени отводилось в коллегии изучению произведений
древних писателей, освоению правил риторики. Все это занимало бо-
лее пяти лет учебы. Три последних класса считались "философскими".
В древности и в средневековье философия включала в себя совокуп-
ность как собственно философских, так и конкретнонаучных знаний -
метафизику, логику, этику, физику и математику. В философской тра-
диции католицизма господствовал аристотелизм, как он был преобра-
зован крупнейшим из средневековых учителей католической церкви Фо-
мой Аквинским (важнейшим элементом такого преобразования стала
теснейшая связь метафизики с теологией и даже подчинение ее теоло-
гии). Физика в основном сводилась к аристотелевско-схоластическим
умозрительным рассуждениям о природе. Важнейшей новацией, введен-
ной иезуитами в программу обучения в коллегии Ла Флеш, было до-
вольно интенсивное изучение математических дисциплин. Это прежде
всего геометрия и арифметика, главным образом в том их содержании,
которое было изложено в Евклидовых "Началах", тогда уже хорошо из-
вестных и обработанных некоторыми математиками ХVI в. в целях пре-
подавания. Вместе с математикой в коллегии преподавались и такие
прикладные науки, как фортификация и навигация, поскольку некото-
рые ее выпускники шли затем на военную службу. Весь этот цикл
привлек особое внимание юного Декарта, обладавшего большими мате-
матическими способностями.
Многим обязанный своему образованию в коллегии, Декарт тем не
менее был недоволен общим характером здешнего обучения, несмотря
на новации иезуитов остававшегося в основе своей схоластическим.
Стараясь преодолеть недостатки полученного образования, он продол-
жил учебу. Так, уже вскоре после окончания коллегии, в 1615 - 1616
гг., Декарт изучал право и медицину в университете города Пуатье
и, сдав экзамены, получил степень бакалавра права. В дальнейшем,
оказавшись в Голландии, он в 1629 г. записался в университет во
Франекере как "студент-философ", а в 1630 г.- в Лейденский универ-
ситет как "студент-математик". Но университетское образование не
играло значительной роли в духовном развитии Декарта, ибо и в уни-
верситетском преподавании преобладали схоластические
идеи, концеп-
ции, теории. Свое отношение к ним философ выразил в сочинении
"Рассуждение о методе", в котором он сообщает читателю некоторые
важнейшие факты своей биографии. В конце I части Декарт пишет, что
многие стороны книжной науки разочаровали его еще в коллегии.
В эпоху средневековья основным источником мировоззренческого
знания считалась Библия - Священное писание, которое рассматрива-
лось как откровение таинственного и внеприродного бога. Толкование
этого документа составляло главное содержание религиозно-философс-
кой мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического господства
церкви. Вместе с тем от культуры античности были унаследованы так
называемые свободные искусства, часть которых - геометрия, арифме-
тика, астрономия, музыка - в определенной мере осмысливала природ-
ные феномены. Поскольку их содержание почерпнуть в Библии было не-
возможно, в средневековой теологизированной философии возникла
концепция "двух книг", созданных богом. Одна из них - книга в
собственном смысле, именуемая греческим словом " Библия". Другая -
метафорическая "книга природы ".
Эта концепция приобрела наибольшее влияние у тех передовых
философов эпохи Возрождения, которые были заинтересованы главным
образом в исследовании природы. Декарт, еще не ступив на путь это-
го исследования, уже с самых молодых лет стремился к такой науке,
которая постигает истину, погружаясь в " великую книгу мира".
Вместе с тем он писал, что будет черпать истину и в самом себе. И
это не менее важно, чем его намерение извлекать истину из "книги
природы". Тем самым Декарт выражает неприятие схоластической уче-
ности, переполнявшей множество опусов, содержание которых приходи-
ло во все более кричащее несоответствие с запросами жизни. Вместе
с тем стремление Декарта искать истину в собственном сознании вы-
ражало интеллектуальную зрелость человека Нового времени - по сво-
ей социальной сути уже главным образом буржуазного человека, пола-
гавшего, что, хотя духовная жизнь общества невозможна без Священ-
ного писания, истина в деле познания природы, как и самого челове-
ка, может быть найдена лишь на путях их исследования и самостоя-
тельных размышлений. К сказанному следует добавить, что познание
"книги мира", с одной стороны, и обретение истины в собственном
сознании - с другой, были теснейшим образом связаны друг с другом.
"Великую книгу мира" молодой Декарт изучал, наблюдая жизнь
других западноевропейских стран. В 1618 г. он прибыл в Нидерланды.
Эта страна, незадолго перед тем завоевавшая политическую независи-
мость от феодальноабсолютистской и католической Испании (хотя во-
енные действия еще продолжались), на несколько десятилетий - пока
Англия не совершила свою буржуазную революцию - стала экономически
самой передовой страной мира. В этой в сущности исторически первой
буржуазной республике процветала внутренняя и международная тор-
говля, развивалось мануфактурное производство, городское население
превышало сельское. Наряду с интенсивностью экономической жизни
Нидерланды отличались самой свободной и многосторонней в тогдашней
Европе духовной жизнью. Здесь воцарилась наибольшая в тех условиях
религиозная веротерпимость (все же при господстве протестант-
ско-кальвинистского вероисповедания), атмосфера которой весьма
благоприятствовала и развитию научных знаний. Здесь, в частности,
издавались произведения, внесенные в католических странах в папс-
кий "Индекс запрещенных книг" (например, труды Коперника и Галилея
сразу после их запрещения) . Совершенно закономерно, что в Нидер-
ландах находило убежище множество невольных и вольных изгнанников
из других стран Европы. Немало было здесь и французов. Декарт в
качестве добровольца поступил в протестантские войска. Французский
дворянин, однако, отнюдь не собирался стать профессиональным воен-
ным (как это делали многие его соотечественники в тех же Нидерлан-
дах, состоявших тогда в фактическом союзе с Францией). Поступление
в военное училище в Бреде - одно из действий молодого Декарта по
изучению "великой книги мира".
В том же 1618 г. он познакомился с Исааком Бекманом, доктором
медицины, весьма осведомленным в математике, не чуждым и других
естественнонаучных знаний. Поводом к их знакомству послужила одна
трудная математическая задача, условия которой Бекман сообщил Де-
карту, блестяще решившему ее. Знакомство молодого француза, только
вставшего тогда на порог своей научной деятельности, со старшим
(на восемь лет) и уже сложившимся голландским ученым переросло в
весьма плодотворную для обоих научную дружбу. Уже в конце 1618 г.
Декарт написал свое первое произведение - "Трактат о музыке", ко-
торый он посвятил Бекману. В 1619 - 1621 гг. в том же качестве
вольнонаемного офицера Декарт находился в разных местах Германии,
Австрии, Богемии, Венгрии. В 1622 - 1628 гг. он жил во Франции, в
основном в Париже (в 1623 - 1624 гг. совершил длительное путешест-
вие в Италию, куда ехал через Швейцарию, побывал в Риме). Эти годы
стали временем дальнейшего созревания его научного и философского
таланта.
Тому во многом способствовали связи Декарта с французскими
учеными и философами. Особо важную роль сыграла завязавшаяся в
конце 20-х годов дружба с Мареном Мерсенном (1588 - 1648) - весьма
показательным мыслителем и деятелем эпохи. Окончив ту же коллегию
Ла Флеш (на два года раньше Декарта), Мерсенн в дальнейшем стал
монахом францисканского ордена и провел более двадцати лет в одном
из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем фило-
софии и теологии и написал много трудов не только по этим предме-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|