Меню
Поиск



рефераты скачатьСравнительный анализ учений Томаса Гоббса. Реферат.

страхе человека за свое будущее, страх будущего побуждает людей искать

причины вещей и явлений ибо \"знание их позволяет людям устроить настоящее

лучше и так, и так чтобы оно больше служило им на пользу.\" Отсюда ведут

две дороги: одна ведет к признанию существования высшей силы, называемой

нами богом; другая к созданию в воображении множества богов, которые

должны нам не только объяснять причину предметов и явлений мира, но и

помогать получить нам необходимые предметы, если они нам полезны, и

избегать их, если они могут принести нам вред. Доискиваясь в причину вещей

люди приходят к заключению, что должна существовать последняя причина

,которая сама по себе причину не имеет. Эту последнюю причину люди

называют богом. Но эта мысль о причине есть лишь абстрактное умственное

заключение, никакого представления об этой последней причине люди иметь не

могут.

В большинстве случаев незнание природы вещей и явлений заставляет людей

полагать, что эти явления вызваны кокой-то неведомой ,таинственной силой.

Так как явления причиняют людям удовольствие или страдание, то ясно, что

они хотят знать что за сила ,которая всесторонне влияет на их жизнь, и они

поэтому выдумывают всевозможные таинственные силы, от которых они зависят.

А \"этот страх перед невидимыми и необъяснимыми вещами является

естественным семенем того, что мы называем религией.\"

Боги, говорит Гоббс, - суть не что иное, как творение нашего воображения,

и нет вещи имеющей название, которая не была бы рассматриваема людьми как

бог или черт.\" Основные идеи Гоббса вкратце можно резюмировать следующим

образом. Страх перед будущим - корень религии. Невежество, то есть

незнание причин явления, и склонность видеть повсюду таинственные силы и

неведомых духов - основная причина религиозных верований и религиозного

культа. Сознательный обман и закрепления невежества среди народов, как

лучший способ держать их в повиновении - к этому сводится всякая

деятельность служителей религии.

Такие взгляды на религию прямо ведут к атеизму, и как бы Гоббс не

подчеркивал, что речь идет только исключительно о языческих религиях, а не

о религиях откровения, для всех очевидно, что речь у него идет о всех

религиях. Можно смело сказать, что Гоббс вплотную подходит к пониманию

религии и религиозных культов того времени, как к орудию для подчинения.

Мы уже видели, что Гоббс считает, что церковь в любом случае должна

подчиняться государственной власти. Религия - не как вера ,а как

вероисповедание - тоже всецело зависит от государства. Согласно Гоббсу

религия - это суеверие, признанное государством. Притязание церкви

диктовать свою волю государству Гоббс считает вредным, ведущим к анархии и

возвращению общества в первоначальное состояние войны против всех.

Некоторые элементы учения Гоббса о естественном праве оказали значительное

влияние также на развитие экономической мысли, которая находила свое

развитие в Англии тех времен. В первую очередь это относится к учению

Гоббса о \"войне против всех\". Экономическим вопросам, в тесном понимании

этого слова, Гоббс в своих трудах уделил сравнительно мало внимания. Он их

коснулся поскольку постольку они были связаны с его общей политической

теорией. Но они, однако, заслуживают всеобъемлющего осмысления и анализа,

как и любые другие аспекты философской теории Гоббса. Экономические мысли

Гоббса, в основном, изложены в его произведении \"Левиафан\".

Его экономические взгляды и высказывания касаются главным образом вопросов

стоимости и денег - две центральные проблемы, философские проблемы

привлекавшие к себе внимание большинства ранних экономистов. Я постараюсь

привести наиболее характерные высказывания Томаса Гоббса, написанные им в

своем Левиафане:

\"Что касается изобилия веществ, - пишет Гоббс, - то природа ограничивает

их продуктами, которые бог обыкновенно либо дарует человечеству

безвозмездно, или продают за труд. Для получения их человеку требуется

только труд и прилежание, поскольку изобилие вещей и товаров зависит кроме

милости божьей еще от труда и прилежания людей.\"

В своей книге \"О гражданине\" Гоббс пишет: \"Для обогащения граждан

необходимы две вещи: труд и бережливость. Полезна также третья вещь, а

именно, естественные произведения земли и моря. Четвертый источник -

война, которая подчас увеличивает богатство граждан, но чаще война только

уменьшает его. Необходимы только первые две вещи ибо даже государства, не

имеющие посевной площади, могут обогатиться за счет одних только хорошо

развитых торговли и промысла.\"

\"Стоимость или ценность человека, так же как и всех других вещей пишет

Гоббс, - есть его цена, то есть она составляет столько, сколько выгоды и

полезного результата может бать получено в результате пользования его

силой или его интеллектуальными способностями, и потому она не имеет

абсолютного характера, и не зависит от потребностей и суждения других лиц.

Труд человека есть товар, который, как и всякая другая вещь, может быть

обмениваем на вознаграждения, и существовали государства, которые, обладая

территорией в размере только необходимой для поселения, не только

сохраняли тем не мнение свои силы, но и увеличивали их частью посредством

труда, затрачиваемого на торговлю между разными регионами, частью способом

продажи мануфактурных изделий из материалов привезенных из других

областей\". В этих изречениях Томаса Гоббса мы видим трудовой теории

стоимости, которая получила свое первое выражение у ученика Гоббса - не

менее известного философа Тьерри. Чрезвычайно интересны высказывания

философа в его произведении \"Бегемот\".

Оно построено в форме диалога между двумя собеседниками, обсуждающими

причины гражданской войны и другой смуты, возникающей в государстве,: \"В

случае возникновения мятежей под предлогом стеснения, - говорит первый

собеседник, - большие столицы оказываются необходимым образом на стороне

мятежников; ибо притеснения обычно вызываются налогами, а горожане ,то

есть купцы, занятые по профессии добыванием частной прибыли, по природе

являются прирожденными врагами налогов, так как вся их гордость

заключается в том, чтобы безгранично обогащаться посредством искусства

покупки и продажи\".

* \"Но ведь говорят, что из всех профессий - это наиболее полезная для

общества, так как купцы дают работу бедным людям.

* “Это значит”, - отвечает первый собеседник, - “что они заставляют

бедных людей продавать им свой труд по цене, которая устанавливается

ими же, купцами, так что обычно эти бедные люди могли бы получать

лучшее содержание при помощи работы в работном доме в Браднеймле, чем

посредством прядения, ткачества и других подобных работ, выполняемых

ими, единственное, чем они могут себе немного помочь, это своей

небрежной работой, к стыду для наших мануфактур\". Мы привели лишь

некоторые наиболее важные аспекты из экономической теории Гоббса,

заслуживающие достоверной оценки на сегодняшний день.

Глава 2. Что есть государство? Его сущность и механизм.

1.Почему возникает государство?

1.1.Естественное состояние и естественные законы.

Итак, первый вопрос, который логично было бы рассмотреть, можно

сформулировать следующим образом — Как возникает государство? Каковы

причины его возникновения?

Томас Гоббс отвечает на данный вопрос следующим образом. В силу своих

естественных качеств, каждый человек стремится к максимальному

удовлетворению своих потребностей. В отсутствии государства нет никаких

правил, которые ограничивали бы индивида, и каждый человек без ограничения

имеет право на все, что неизбежно влечет такое состояние, которое Гоббс

называет «война всех против всех». Ведь, если каждый человек имеет право

на все, а изобилие вокруг нас ограничено, то права одного человека

неизбежно столкнутся с такими же правами другого. Возникают насилие и

притеснение одних другими — это, и есть «война всех против всех». Каждый

стремится уничтожить другого, чтобы очистить место для себя. В этом

состоянии homo homini lupus est — человек человеку волк. В этом состоянии

преобладают:

* эгоизм;

* жажда власти и наживы;

* вражда по отношению друг к другу.

Гоббс готов сколько угодно спорить с теми, кто утверждает, что люди

—существа общественные и изначально могут жить в мире друг с другом, как,

например, муравьи и пчелы, прекрасно обходящиеся без государства. Дело в

том, что:

1. Люди беспрерывно соперничают между собой, добиваясь чинов и почета,

следовательно, возникает зависть и ненависть;

2. У животных (муравьев, пчел) общее благо совпадает с благом каждого

индивидуума. Человеку же, самоуслаждение которого состоит в сравнении

себя с другими, может приходиться по вкусу лишь то, что возвышает его

над остальными;

3. Не обладая разумом, эти существа не видят и не думают, об ошибках в

управлении их общими делами, а среди людей имеются многие, которые

считают себя более мудрыми и стремятся реформировать общественный

строй, внося тем самым в государство расстройство и гражданскую войну;

4. И, наконец, согласие этих существ обусловлено природой, а людей —

соглашением. Следовательно, чтобы сделать это соглашение постоянным и

длительным, необходима общая власть, держащая людей в страхе и

направляющая их к общему благу.

В такой ситуации человек рискует потерять главное благо — собственную

жизнь. Само существование человечества оказывается под угрозой.

Такое подробное описание естественного состояния дается Гоббсом лишь для

того, чтобы убедить людей в необходимости установления и безусловного

подчинения государственной власти. Так как существование человека всегда

связано с какими-либо неудобствами, но даже самые большие притеснения,

которые может принести государственная власть, есть ничто в сравнении с

тем хаосом, который царит в естественном состоянии.

Человек инстинктивно стремится к предотвращению постоянной борьбы, чтобы

сохранить жизнь. Инструментом осуществления этих стремлений является

разум. Возникают естественные законы, то есть найденные умом общие

правила, согласно которым человеку запрещается делать то, что пагубно для

его жизни и что лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем,

что он считает наилучшим средством для сохранения жизни. Гоббс выделял

несколько таких законов:

Общее правило разума — всякий человек должен добиваться мира, если он

может его достигнуть, если же он его достигнуть не может, то он имеет

право использовать любые средства, дающие преимущества на войне.

1-я часть — Первый естественный закон — следует искать мира и следовать

ему — это естественный способ прекращения войны.

2-я часть — естественное право — право защищать себя всеми возможными

средствами. Этим самым Гоббс говорит, как достигнуть мира.

Второй естественный закон — в случае согласия на то других людей, человек

должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это

необходимо в интересах мира и самозащиты. И довольствоваться такой

степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы от

других людей по отношению к себе.

Иными словами, quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris — чего не хочешь

для себя, не делай другим.

Естественный закон — справедливость, а именно — люди должны выполнять

заключенные ими соглашения. Справедливость и зарождается лишь здесь на

этой основе. Но самих этих законов еще недостаточно для построения

общества, нужна власть, которая заставит их соблюдать, иначе они лишь

слова, которые не в силах гарантировать безопасность человека, и он

защищает её сам — война всех против всех.

1.2.Общественный договор

Вот Гоббс и подошел к созданию государства. Итак, необходима общая власть,

держащая людей в страхе и направлена к общему благу. Такая власть может

быть установлена лишь одним путем, а именно путем сосредоточения всей

власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством

голосов могло бы свести все Воли граждан в единую волю. Без этого воли

различных людей противоположны. Они не помогают, а мешают друг другу и

сводят свои силы к нулю перед врагом, а без такого — ведут войну за свои

частные интересы. Это явно не способствует сохранению жизни каждого

отдельного человека.

Итак, такое сосредоточение власти — больше, чем согласие или единодушие —

это реальное единство, воплощенное в одном лице посредствам соглашения,

заключенного каждым человеком с каждым другим, таким образом, как если бы

каждый сказал другому: «Я уполномочиваю этого человека или это собрание

лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким

же образом передать ему свое право и санкционируешь все его действия».

Множество людей, объединенных таким образом, — это и есть государство.

Государство — это есть единое лицо, ответственным за действия которого

сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей

с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как

сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

Носитель этого лица — суверен — он обладает верховной властью. Остальные

люди — это подданные суверена.

Томас Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного

соглашения, основанными на установлении или политическими государствами.

Государства, появляющиеся на свет с помощью физической силы, мыслитель

относит к основанным на приобретении; к ним он особого расположения не

высказывает. И в этой классификации государств также просматривается

неприязнь Гоббса к английским дореволюционным феодально-монархическим

порядкам.

О каких бы разновидностях и формах государства ни шла речь, власть

суверенна в нём, по Гоббсу, всегда абсолютна, то есть она безгранична:

обширна настолько, насколько это вообще это можно себе представить. Тот

кому вручена (передана) верховная власть, не связан ни гражданским

законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен сам издаёт и отменяет

законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры,

назначает должностных лиц и так далее. Прерогативы суверена неделимы и не

передаваемы никому. «Делить власть государства - значит разрушать её, так

как разделённые власти взаимно уничтожают друг друга». Власть суверена

есть фактически его монополия на жизнь и на смерть подвластных; причём

«всё что бы верховный предводитель ни сделал по отношению к подданному под

каким бы то ни было предлогом, не может считаться несправедливостью или

беззаконием в собственном смысле». Подданные же по отношению к верховной

власти прав не имеют, и потому она не может быть по праву уничтожена

людьми, согласившимися её установить.

Томас Гоббс понимал, что предлагавшийся им подход к определению размера

правомочий суверена, объёма содержания абсолютной власти способен

отвратить людей от неё. Он, однако, уверяет: «В абсолютной власти нет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.