Меню
Поиск



рефераты скачатьРеформаторская деятельность Екатерины II

Реформаторская деятельность Екатерины II

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1274

ИМ. В.В. МАЯКОВСКОГО С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЮГО-ВОСТОЧНОГО ОКРУГА г. МОСКВЫ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ

По курсу

История России.

На тему

Реформаторская деятельность Екатерины II

ученика 11 класса «Б»

Рахлевского Александра

aleksander@mailru.com

Москва, 2001

Вступление.

Минуло много лет, но споры о значении царствования Екатерины и о ее

личности, вопреки утверждению многих, так и не утихли. Все новые и новые

поколения историков, литераторов, публицистов возвращались к событиям

далекого и, казалось бы, хорошо изученного прошлого, всматривались в дела и

мысли той, кого современники называли «Семирамидой Севера», пытаясь понять,

чем была для России эта необычная женщина, какое место занимает она в

судьбе страны, какой след оставила в ее истории. Екатерину и после ее

смерти восхваляли и порицали, как восхваляют или порицают живого человека,

стараясь поддержать или изменить его деятельность. И Екатерины II не

миновал столь обычный и печальный вид бессмертия — тревожить и ссорить

людей после смерти. Ее имя служило мишенью для дискуссии противников и

приверженцев ее политического направления. Уронить ее бюст или удержать на

пьедестале значило тогда дать то или другое направление жизни.

Я считаю тему «Реформаторская деятельность Екатерины II» достаточно

актуальной, потому что в наше политически и экономически нестабильное время

очень сложно выбрать верный путь развития страны, и мне кажется, что ответ

на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно,

повторяется, а именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к

действию будущих правителей.

Её правительство не разрушало все традиции и устои, а пользовалось

положительными наработками своих предшественников, тем не менее ведя

государство по собственной программе. И значительное место в этой программе

занимали не только задачи вытекающие из практических потребностей

времени (усиление могущества империи, укрепление государственного

строя и позиций в нем дворянства и пр.), но и отвлеченные теории,

усвоенные императрицей преимущественно из французской литературы -

Вольтера, Дидро, Монтескье, Д’Аламбера. Это последнее обстоятельство и

позволяет характеризовать ее время как период "просвещенного абсолютизма".

Смысл просвещенного абсолютизма состоял в политике следования

идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших

некоторые наиболее одиозные феодальные институты (а иногда делавшие шаг в

сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным

монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных

началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в

условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада,

распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В

роли тогдашних "просветителей" выступали и прусский король Фридрих II, и

шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II. В России же

развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма приобрело характер

целостной государственно-политической реформы, в ходе которой

сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.

Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века,

подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными

законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными

территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных

государственных и военных деятелей екатерининской эпохи: А.Р. Воронцова,

П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В.

Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других.

Впрочем, надо признать, что многие десятилетия у нас в стране

Екатерина II особой популярностью среди историков не пользовалась. Ни

школьник, ни студент не нашли бы на страницах своих учебников сведений о

жизни императрицы, о ее личности, образе мыслей, творчестве. С 1907 по 1990

год ни разу не переиздавались «Записки» Екатерины, ее пьесы, статьи,

сказки, научные сочинения, законопроекты. Когда-то, еще в прошлом веке,

известная детская писательница и педагог А.О.Ишимова, предваряя свое

повествование о царствовании Екатерины Великой, предупреждала юных

читателей: «Вы будете удивляться делам этой государыни, как удивлялись

некогда дети греков и римлян, слушая рассказы о знаменитых подвигах богов и

героев своих». Большинству детей XX века слушать и читать истории об

императрице Екатерина II не довелось, хотя она была выдающимся политическим

деятелем правившей Россией, и люди окружавшие императрицу были так же

людьми незаурядными: Суворов, Ушаков, Фонвизин, Державин, Боровиковский и

Баженов. Если имя Екатерины и попадалось им на глаза, то лишь в связи с

описаниями ужасов крепостничества, восстанием Пугачева или рядом с не очень

понятным, тогда, термином «просвещенный абсолютизм».

Увы, как говорится, «свято место пусто не бывает», и взамен серьезных

и добротных исследований любителям истории долго приходилось удовлетворять

жажду познания прошлого историческими романами. Буйная фантазия многих

авторов чаще всего рисовала Екатерину коварной, жестокой и развратной,

главным занятием которой на протяжении трех с лишним десятилетий пребывания

у власти было менять любовников. А между тем, книги совсем иного рода, где

Екатерина описывалась, как один из самых выдающихся государственных

деятелей в истории России, печатались в Англии, США, Германии, Франции,

Италии. И уже в конце 1980-х годов посещавшие Москву западные историки,

увидев обилие на книжных лотках новых изданий о Петре I, с недоумением

спрашивали: «Почему Петр? Почему не Екатерина?»

Двухсотлетняя годовщина со дня смерти Екатерины Великой, отмечавшаяся

в 1996 году, стала поводом для ученых разных стран вновь вспомнить о той,

суждения о которой все это время оставались крайне противоречивыми и

неоднозначными. Видимо, это естественно, ведь всякая личность, а крупная

личность особенно, всегда противоречива. Но дело не только в этом. Сколько

бы десятков самых серьезных, умных и глубоких докладов ни было бы написано,

наверное, навсегда останется Загадка Екатерины. Ибо как иначе можно назвать

то, что во второй половине XVIII века в России — стране с такими

устойчивыми традициями на троне оказалась женщина, да к тому же не имевшая

ровно никаких прав на престол, да к тому же свергнувшая с него собственного

мужа, законного государя, да к тому же иноземка, до конца жизни говорившая

с немецким акцентом? И не просто «оказалась», но в «эпоху дворцовых

переворотов», то есть во времена, когда удержаться на троне было не так уж

просто, пребывала на нем долгие 34 года, пока не сошла в могилу, оставляя

по себе такую память, что даже известный своим мрачным взглядом на русскую

историю Петр Чаадаев вынужден был признать: «Излишне говорить о

царствовании Екатерины II, носившем столь национальный характер, что, может

быть, еще никогда ни один народ не отождествлялся до такой степени со своим

правительством, как русский народ в эти годы побед и благоденствия».

Как я уже сказал события второй половины XVIII века нам не могут быть

безразличны, не только как часть нашей истории, но и потому, что иные

проблемы той поры актуальны и сегодня, а многие мысли и суждения Екатерины

II звучат так свежо и современно, будто высказаны только вчера. И лишь

архаичное построение фраз и старомодные обороты, непривычные для нашего

уха, выдают автора, писавшего почти два века назад.

Жизнь всякого человека в сущности загадка, и даже он сам, к сожалению,

не всегда в состоянии объяснить свои поступки. Тем более непостижима жизнь

человека, отдаленного от нас веками истории. Ведь, пытаясь разобраться в

его судьбе и характере, мы непроизвольно сравниваем его с собой,

«переводим» слова и поступки двухсотлетней давности на современный язык —

совсем иной, чем тот, на котором говорил он сам. А значит, мы обречены на

ошибку. Но осознание этого парадокса не может служить преградой нашему

желанию познать прошлое, и потому стоит попробовать вновь приглядеться к

долгой, наполненной яркими событиями жизни Екатерины II, к перипетиям ее

судьбы, к мыслям и поступкам императрицы. И тогда, быть может, завеса тайны

немного приоткроется, и мы, если не прикоснемся к истине, то, по крайней

мере, ощутим, что она близко.

Биография

София Августа Фредерика родилась 21 апреля (по старому стилю) 1729

года в городе Штеттине. Теперь он называется Щецин и находится в Польше, а

в ту далекую пору принадлежал Пруссии. Служил прусскому королю и отец

девочки, принц Христиан Август Ангальт-Цербстский, имевший чин генерал-

майора прусской армии и командовавший расквартированным в Штеттине полком.

Мать Софии, Иоганна Елизавета, была дочерью принцессы Альбертины

Фредерики Баден-Дурлах и принца-епископа Любекского Христиана Августа. Его

родной брат, герцог Голштинский Фридрих IV (Фридрих Карл), в свою очередь,

был женат на Годвиге, родной сестре шведского короля Карла XII, того

самого, что противостоял Петру I во время Северной войны.

Мать Екатерины часто брала в свои поездки по городам Германии старшую

дочь, которая, таким образом, с раннего детства не была привязана к дому и

привыкала к необходимости вести себя в соответствии с правилами приличий,

подчиняя им свои естественные наклонности. Между тем, София росла живой,

подвижной девочкой.

Гувернантка принцессы, отмечала в ней независимый нрав, а сама София

более всего любила резвиться с другими детьми, предпочитая грубоватые

мальчишеские забавы спокойным и чинным играм девочек. Кардель читала своей

воспитаннице книги знаменитых французов — Корнеля, Расина, Мольера,

благодаря чему девочка рано приохотилась к современной французской

литературе, любовь к которой сохранила на всю жизнь. Домашние учителя

обучали принцессу Софию тому, чему и надлежало учить девушку ее круга, —

истории и географии, немецкому и французскому, музыке и богословию.

Однако не все ответы пастора удовлетворяли принцессу. Так однажды она

вступила с ним в жаркий спор, отстаивая право «великих мужей древности», в

частности императоров Тита и Марка Аврелия, на пребывание в раю, хотя они и

не ведали Божественного Откровения. При этом пастор апеллировал к

Священному Писанию, а его ученица — к принципам справедливости. Другой раз

София во что бы то ни стало, захотела узнать, чем был хаос,

предшествовавший мирозданию.

Отношения принцессы с матерью сердечностью не отличались. Считалось,

что шансов на удачное замужество у Фике (так называли ее домашние) немного,

и принцесса Иоганна Елизавета воспитывала дочь в строгости. В семь лет у

Фике отобрали все игрушки, старались подавлять всякие проявления гордости и

высокомерия, нередко заставляя целовать край платья знатных дам,

приезжавших к ним в дом. Однако смиреннее маленькая принцесса не стала,

скорее наоборот: научилась скрывать свои истинные чувства и притворяться,

что очень пригодилось ей впоследствии. Уже в детстве она была склонна к

самостостоятельности.

Почти все, что нам известно о детстве Софии, восходит к ее собственным

мемуарам. Свидетельств же людей, знавших ее в те годы, очень мало. Но разве

можно назвать обыкновенной женщину, уже в детстве отличавшуюся «серьезным,

расчетливым и холодным» умом, не склонную к легкомыслию? И разве не именно

эти качества столь необходимы политику? Очевидно, что юная принцесса Фике

уже в детстве обладала многими из тех качеств, которые и сделали ее

Екатериной Великой. К тому же находились люди, смотревшие на Софию иначе.

Так, некий монах предсказал, что в будущем ее ждут три короны, а шведский

вельможа граф Гюлленборг посоветовал принцессе Иоганне Елизавете быть

повнимательнее к дочери, заметив: «Ваше высочество, вы не знаете этого

ребенка; ручаюсь вам, что он имеет гораздо больше ума и достоинств, нежели

вы думаете».

Как уже говорилось, родители были очень озабочены будущим принцессы

Софии. Мысль о необходимости удачно выйти замуж все чаще приходила в голову

и ей самой. Когда Софии было уже десять лет, ее познакомили с мальчиком по

имени Петр Ульрих. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих претендент на

престолы России и Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-

Гольштейн, приходится ей троюродным братом. Прошло несколько лет, и мать

вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени Петр Ульрих. За это

время его тетка Елизавета стала русской императрицей. Она вызвала

племянника в Россию и объявила своим наследником под именем Петра

Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей и сестер

европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение прибыть в

Россию на смотрины получила одна София Августина Фредерика Ангальт-

Цербстская.

Чтобы стать русской княгиней, Софии предстояло освоить хотя бы основы

русского языка, крестится по православному обычаю. Но если русскому она

училась с охотой, то переход в православие был крайне болезнен для неё.

Молодая принцесса часто плакала и к ней тайком приглашали пастора, чтобы её

утешать. Но, честолюбие брало свое. 28 июля 1744г. София была крещена. Еще

через год, 21августа 1745г, состоялась её свадьба с Петром Федорычем,

который был провозглашен наследником престола.

За год между обручением и свадьбой Петр успел переболеть оспой и стал,

по мнению Екатерины, еще более уродлив; ее мать перессорилась со многими

русскими вельможами и вызвала не довольство императрицы; сама Екатерина

наделала долгов, получила за это выговор от Елизаветы Петровны и научилась

гасить ее гнев, смиренно произнося «виновата, матушка». А кроме того, она

твердо решила стерпеть все, но не упустить предоставленный судьбой шанс.

В то же время Екатерина, искренне интересуясь страной, где волею

судеб оказалась, начинает интересоваться историей России подобных же книг

практически не существовало, и Екатерина, использовала всякую возможность

во время путешествий в Москву, Киев, Троице-Сергиев монастырь, чтобы узнать

побольше, и расспрашивала всех, кого могла, об обычаях, традициях, истории

России. Так, постепенно у Екатерины сложилось, одной стороны, вполне

определенное мировоззрение, основанное на идеях просветителей, и другой —

представление о России, где, по ее мнению, эти идеи могли быть использованы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.