русском  общественном  движении.  Он   резко   отрицательно   относился    к 
деятельности революционных демократов.  В  1858  г.  Выезжая  в  Лондон  для 
переговоров с А.И.Герценом по поводу изменения направления журнала  «Вольная 
русская пропаганда». Однако попытка склонить Герцена к уступкам  либерализму 
закончилась полным разрывом между Герценым и  Чичериным.  Этот  разрыв  стал 
этапом в размежевании либерализма и демократии в русской общественной  мысли 
второй половины ХIХ в. 
      Как известно, Чичерин характеризовал   крестьянскую  реформу  1861  г. 
как  «лучший  памятник  русского  законодательства»  ,   а   лучшей   формой 
государства для России считал самодержавие. 
      Многие из этих убеждений своего учителя Анатолий  Фёдорович  разделял. 
Он действительно относился  с большой симпатией к  Б.Н.Чичерину,  состоял  в 
дружеской переписке с  ним,  а  после  его  смерти  с  его  женой.  А.Ф.Кони 
посвятил памяти Чичерина четвёртое издание своих «Судебных речей». 
      Никиту Ивановича Крылова Кони называл  «самым  выдающимся  профессором 
на  юридическом  факультете»,  а  воспоминания  о   нём    считал   ни   чем 
неизгладимым.  Образ   Крылова   он   неразрывно   связывал   с   Московским 
университетом и с лучшими минутами, проведёнными  его  стенах.  Не  случайно 
своё  первое  большое  произведение  «Судебные  речи  1868-1888.»   А.Ф.Кони 
посвятил  его  памяти.  По  словам  Кони,   студенты   считали   Н.И.Крылова 
«профессором-поэтом»,т.к. он вносил яркую историческую окраску  в  изложение 
догм римского права, что придавало его лекциям живность. 
        Курс гражданского судопроизводства читал К.П.Победоносцев -  будущий 
обер-прокурор Святейшего синода. 
        А.Ф.Кони считал,  что  из  лекций  Победоносцева  студенты  выносили 
ясное понимание задач и приёмов истинного правосудия пореформенного  времени 
 2мог ли я тогда думать, - писал А.Ф.Кони , что через  четверть  века  после 
этого тот же Победоносцев,  к  которому  я  вынес  из  Университета  большую 
симпатию, как к своему профессору, будет мне говорить с  презрением  «о  той 
кухне,  в  которой  готовились  судебные   уставы»,   и,   сделавшись   моим 
влиятельным хулителем, станет жаловаться  на  то,  что  я  «ставлю  палки  в 
колёса миссионерской деятельности  православного  ведомства  моим  публичным 
обер - прокурорскими заключениями по  вероисповеданным  преступлениям,  дела 
которых доходили до кассационного департамента».(1.) 
      Профессор В.С.Соловьев во всеоружии  богословских  знаний,  по  словам 
Кони, поражал начитанностью и  глубоким  проникновением  в  многообразные  и 
труднодоступные  источники  знания.  Кони  разделял   нравственную   сторону 
концепции В.С.Соловьева и высоко ценил его произведение «Оправдание  Добра», 
которое, по мнению  Кони,  представляло  собой  «цельное  и  систематическое 
изложение его взглядов на содержание и задачи нравственной философии».(1.) 
      Можно говорить так же о влиянии на юного Кони таких известных  учёных- 
юристов, как А.Д.Градовский, В.Д.Спасович и др.. 
       Студентом А.Ф.Кони часто  посещал  литературные  вечера,  на  которых 
выступали Некрасов, Достоевский, Писемский, Майков, Анухтин и  др..  Он  был 
неизменным участником собраний Общества  любителей  российской  словесности, 
где, по его словам, собиралась вся  мыслящая  Москва.  На  заседаниях  этого 
общества  Кони  слушал  Одоевского  ,  Погодина;  в  доме   М.С.Щепкина   он 
встречался с А.Майковым и многими видными  деятелями  русского  театра  того 
времени. 
      Ещё в студенческие годы Анатолий Фёдорович   Кони  начинает  тщательно 
изучать  произведения   немецкого   философа   Иммануила   Канта:   «Критику 
практического разума» и др.. «В зрелом возрасте Кони неоднократно  ссылается 
на философские концепции Канта, находя «раскаты мощной мысли» его «  в  всех 
позднейших  учениях  о  проявлениях  человеческого  духа».  Кони  импонирует 
вытекающее  из  возвышенного  и  глубокого   учения   Канта»   «справедливое 
отношение  к  человеку,  выражающееся  в  сознательном   и   беспристрастном 
поставлении себя на  его  место  в  данном  случае».(1.)  Несомненно  ,  что 
высокая оценка Канта,  этого,  по  словам  Кони,  «Петра  Великого  новейшей 
философии»(2.),связана  с  тем,  что   основная   категория   этики   Канта- 
«категорический императив»  служит  своеобразным  обоснованием  равенства  в 
области морали, а отрицание оценки  моральных  достоинств  человека  по  его 
практическим делам говорит об отклонении Кантом  узкоутилитарного  понимания 
нравственности, расчётливого практицизма  и  торгашеского  духа  буржуазного 
общества».(3.) 
На   формирование   мировоззрения   студента-юриста,   стремившегося   и   к 
философским  знаниям,  определённое  влияние  оказали   также   произведения 
позитивистов, получившие широкое  распространение  в  России  В1860-1870гг.. 
«Вслед за позивитивизмом «властительницею дум»,  -  по  словам  А.Ф.Кони,  - 
сделалась пессимистическая философия Шопенгауэра и затем Гартмана».(1.) 
    В  студенческие  годы  Анатолий  Фёдорович  общался  со   студентами   и 
преподавателями не только в стенах университета  аудиторий.  Так  из  бывших 
петербургских  студентов,  переехавших   учиться   в   Москву,   образовался 
дружеский кружок,  состоявший  преимущественно  из  слушателей  философского 
факультета. Членом этого кружка,  был  в  частности,  студент  исторического 
факультета Московского университета В.О.Ключевский, который вскоре  завоевал 
уважение своих товарищей. Диспуты в основном  велись  вокруг  тех  или  иных 
исторических явлений применительно к  российской  действительности.  Но  это 
был  единственный  кружок  в  котором  принимал  участие   А.Кони.   Никаких 
политических целей этот кружок, конечно, не ставил, и тем не  менее  участие 
в нём оказало влияние на становление мировоззрение А.Ф.Кони. 
     Социально-политическая  обстановка  в  России,  конечно,  не  могла  не 
наложить свой отпечаток на сознание молодого человека. Университетские  годы 
Анатолия совпали с серией  реформ  Александра  II  .  В  итоге  крестьянской 
реформе 1861 г. было освобождено  более  22  млн.  помещичьих  крестьян,  но 
реформа сохранила крупное землевладение и ряд других  атрибутов  крепостного 
права. Крестьянство ответило на неё многочисленными волнениями.  В  1864  г. 
были объявлены Земская и Судебная реформы, 1860-1870 гг.  Проведены  военные 
реформы. Всё это было движением по пути превращения  феодальной  монархии  в 
монархию буржуазную. Создавались более благоприятные  условия  для  развития 
капиталистических отношений и в промышленности, и в сельском хозяйстве. 
       Чаяния  и  интересы  крестьян  выражало  революционно-демократическое 
направление в общественном движении России, представленное  разночинцами.  В 
целом прогрессивную роль играло студенчество.  Оно  не  было  единым  ни  по 
социальному  составу,  ни  по  политическим  взглядам,  но  настроено   было 
оппозиционно     к     правительству.     Большой      размах      приобрело 
антиправительственное  движение  студентов  в  Московском  и   Петербургском 
университетах.  В  студенческой  среде  всё  большие  симпатии   завоёвывала 
деятельность  русских  революционеров  демократов:  Чернышевского,  Огарёва, 
Добролюбова и др. В России зарождалось подпольное революционное движение. 
        Свидетелем  всего  этого  был   студент   юридического    факультета 
Московского университета Анатолий Кони, о котором  многие  годы  спустя  его 
современник и коллега по науке и литературе  академик  С.Ф.Платонов  скажет: 
«Рождённый в 1844 г. Анатолий Фёдорович стал юношей к 1860  г.  и  именно  в 
эпоху эту созрел как личность  с  известным  характером  под  влиянием  всей 
совокупности  бытовых условий того времени, в кругу  тех  мыслей  и  чувств, 
которыми направлялась идейная жизнь  тех  лет...  Мягкий,  но  устойчивый  и 
очень  определённый  в  своих   вкусах   и   взглядах,   впечатлительный   и 
восприимчивый, трудолюбивый и склонный к систематизации своих  знаний,  Кони 
и в юности отличался широтою  умственных  интересов  и  тонкостью  понимания 
людей и их отношений,  что  он  доказал  блестящими  характеристиками  своих 
профессоров, сослуживцев по судебному ведомству и многих  писателей.  Но  он 
был тем, что называлось в его пору индивидуалистом,  и  не  годился  ни  для 
какого-нибудь кружкового катехиза, ни  для  стадных  выступлений  в  составе 
увлеченной в движение толпы. Таким индивидуалистом  он  оставался  всю  свою 
жизнь и постоянно держался одиночкою независимо  от  всяких  общественных  и 
политических группировок. Таковою была природа Кони. Она обратилась в  яркий 
и красивый характер  под  влиянием,  во-первых,  той  среды,  в  которой  он 
воспитывался, а во-вторых, той эпохи, в  которую  он  начал  свой  жизненный 
путь».(1.) 
       «Сын человека 40-х  годов  Анатолий  Фёдорович  стал  человеком  60-х 
годов, которые, по его словам, «заключали в себе всеобщую обновляющую  силу» 
, и это привлекало его внимание. Манифест 1861 г. об  освобождении  крестьян 
и последовавшие  за  ним  реформы  в  других  областях  жизни,  в  частности 
Судебная реформа 1864 г., увлекли  молодого  юриста.  Он  воспринял  великие 
принципы права, справедливости и свободы, которыми  были  проникнуты  лекции 
его любимых  учителей,  но  он  не  вмешивался  в  общественную,  не  всегда 
легальную борьбу и сосредоточил свою энергию  и  способности  на  воплощении 
новой законности и высоких  принципов  гуманизма  в  сфере  его  официальной 
деятельности.  В  реформах  Александра  II  он  видел   «обновляющую   силу» 
общественных  преобразований.  Они  настолько   увлекли   его,   что   стали 
центральной магистралью на его жизненном пути».(1.) 
                            Диссертация Анатолия Кони 
                        «О праве необходимой обороны». 
     К моменту завершения учёбы А.Кони на  юридическом  факультете  вышли  в 
свет Судебные уставы 1864 г. Спустя многие годы А.Кони скажет,  что  по  ним 
«учились великому делу правосудия».(2.) 
      Молодые  юристы  увлечённо  изучали  Судебные  уставы,   видя   в   их 
использовании предстоявшее торжество справедливости.  Кони  в  дополнение  к 
полученным в университете  знаниям  по  уголовному  праву  усиленно  изучает 
труды  иностранных  учёных  -  произведения  Бернера,  Буатара  и  Ортолана, 
знакомится с русскими историческими источниками. Это изучение, -  пишет  он, 
-  навело  меня  на  мысль  написать  кандидатскую  диссертацию   «О   праве 
необходимой обороны».  Я  стал  заниматься  этой  темой  весьма  усердно,  с 
жадностью отыскивая везде, где можно, материалы. В январе 1865 года я  засел 
за написание и проводил за ним почти все вечера, памятные мне и до  сих  пор 
по невыразимой сладости первого научного труда».(1.) 
      К марту 1865 г.  работа  была  закончена.  Совет  университета  принял 
решение  напечатать  её   в   «Приложении   к   Московским   университетским 
известиям». Летом 1865 г. Кони окончил Московский  университет,  а  в  конце 
года в  университетской  типографии  вышел  первый  том  «Приложения...»,  в 
котором была помещена работа А.Кони «О праве необходимой обороны». 
     Это было первое и  единственное  историко-критическое  и  догматическое 
изложение учения о праве необходимой  обороны  в  русской  литературе.  Этот 
трактат  показал,  что  его  автор,   выпускник   юридического   факультета, 
отличается   умением   разбираться   в   сложных   юридических    проблемах, 
непосредственно затрагивающих политические вопросы. 
   Именно это и  привлекало  внимание  цензуры.  Вскоре  на  имя  начальника 
Главного управления по  делам  печати  последовал  рапорт  чиновника  особых 
поручений  при  министре  внутренних  дел.  В  рапорте  сообщалось,  что,  « 
разобрав на основании теории  вопрос  об  этом  праве,  автор  рассматривает 
условия применения оного, причём касается необходимой  обороны  против  лиц, 
облечённых  властью...  допускает  необходимую  оборону  в   случае   явного 
противоречия  закону.  Мнение  это  основано   на   том,   что   достоинство 
государственной власти нисколько не потерпит от  подобного  права  и  скорее 
значительно выиграет, если она будет строгою блюстительницею закона и  будет 
одинаково смотреть на всех  отступников  закона,  невзирая  на  общественное 
положение. Затем доказывается необходимость уважения  к  закону  со  стороны 
государственной  власти,  которая  заканчивается  нижеследующим   выражении: 
«Власть не может требовать уважения к закону,  когда  сама  её  не  уважает, 
граждане вправе отвечать на её требование: «врачу, исцелись сам».  Очевидно, 
- писал далее чиновник, - что учение  о  праве  необходимой  обороны  против 
незаконных действий агентов государственной власти противоречит  достоинству 
этой власти,  которая  в  таком  случае  является  зрительной  защиты  самих 
граждан и никак не блюстительницей закона. Сверх того, заключение  автора  о 
праве   граждан   оправдывать   своё   неуважение   к   закону    действиями 
государственной власти едва ли может быть удобным при  настоящем  настроении 
молодёжи, которая преимущественно пользуется этим изданием».(1.)  В  рапорте 
отмечалось, что , говоря о  необходимой  обороне  личности,  автор  касается 
нарушения домового права. В сфере своего жилища гражданин  -  полный  хозяин 
и, следовательно, по  мнению  автора  книги,  имеет  естественное  право  не 
допускать   в   него   постороннего    вторжения.    Подобное    учение    о 
неприкосновенности домашнего очага, говорилось в  рапорте,  едва  ли  удобно 
распространять в настоящее время.(2.) 
      На основе этого рапорта Совет  Главного  управления  по  делам  печати 
решил «сообщить изложенное в рапорте ... министру народного  просвещения,  о 
чём представить на благоусмотрение Его Высокопревосходительства г.  министра 
внутренних дел».(3.) 
       Так возникло «дело Кони»,  которое  поступило  к  министру  народного 
просвещения.  А.Кони  получил  официальное   приглашение   «пожаловать   для 
объяснения  по  делу»  к  исполняющему  в  то  время  обязанности   министра 
И.Д.Делянову. В ходе «объяснения» министр просвещения заключил, что  «Совету 
университета всё-таки  придётся  поставить  на  вид  и  запретить  отдельное 
издание Вашего труда».(1.) Однако этим запретом  дело  не  закончилось,  так 
как  диссертация  А.Кони  была  напечатана  не  только  в   «Университетских 
известиях», но и отдельными оттисками. Главное управление  по  делам  печати 
вновь рассмотрело диссертацию Кони по существу,  и  едва  не  привлекло:  её 
автора к судебной ответственности по обвинению в нарушении некоторых  статей 
действовавшего уголовного  законодательства.  И  лишь  после  предоставления 
справки Московского цензурного комитета  о  том,  что   книга  отпечатана  в 
количестве 50 экземпляров,  на  отношении  Московского  цензурного  комитета 
появилась  резолюция:  «Господин  министр  признал   возбуждение   судебного 
преследования   неудобным,   так   как   книга   отпечатана   лишь   в    50 
экземплярах».(2.) 
       Таким было начало пути в науку и практику  А.Ф.Кони,  которому  в  то 
время было 22 года. Что же касается содержания его выпускной работы, то  оно 
действительно   представляет   большой   интерес   и   свидетельствует    об 
исключительной  даровитости  автора,  которому  предстояло  пройти   большой 
сложный жизненный путь и развить свои  первоначальные  идеи  в  ряде  других 
произведений, а в практической деятельности по  мере  возможности  проводить 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 
   
 |