строению мира, другие светила, но последние могут увеличить или уменьшить
его действие. Луна показывает это наиболее ясно в своих фазах, для других
светил мы можем проверять это так же часто и ясно».
Итак, Птолемей пытается подвести под астрологические воззрения
своеобразную «научную базу». Он отталкивается от всем известных фактов о
влиянии Солнца на погоду, на развитие растительности, на обеспечение своим
теплом и светом жизни животных и людей, о влиянии Луны на приливы и отливы
в океанах и морях. К этим несомненным проявлениям физических влияний Солнца
и Луны на земные процессы «пристегивается» представление о влиянии Луны
на течение рек, на растения и животных, о влиянии небесных светил на
погоду.
А вот как распределял Птолемей «роли» между отдельными светилами в их
влиянии на Землю: «Солнце вследствие своей природы производит действие
теплоты, в меньшей степени также сухости; относительно Солнца мы замечаем
это гораздо легче своими чувствами, чем относительно других планет,
вследствие его величины и вследствие явственности, с какой в течение
времени изменяется его действие. Луна имеет влажное действие по тому, что
она ближе всего к Земле, из которой подымаются влажные пары; она размягчает
вещи, подверженные ее влиянию, и способствует их гниению, а благодаря
своему сходству с Солнцем она обладает способностью согревать. Сатурн есть
светило, преимущественно приносящее холод; он также сушит, но в
незначительной степени, и это вполне естественно, так как он находится
всего дальше и от теплоты Солнца и от влажности Земли. Впрочем, его силы,
как и всех остальных светил, находятся в зависимости от их положений
относительно Солнца и Луны. Юпитер – умеренная, благосклонная планета. Он
расположен посередине между холодным Сатурном и жарким, удушливым Марсом.
Он дает теплоту и влажность, но так как сила теплоты преобладает, то от
него исходят ветры, производящие плодородие. Марс сушит и сжигает; его
цвет огня согласуется с его свойствами, он находится вблизи Солнца, круг
которого лежит внутри его сферы. Венера по своей умеренности имеет сходство
с Юпитером, но причина для этого совершенно иная: так как она находится
вблизи Солнца, то несколько согревает, но при этом, подобно Луне,
возбуждает гораздо больше влажности, ибо при содействии этого большого
светила она притягивает влажность из ближайших к ней мест Земли. Меркурий
сушит и в довольно значительной степени всасывает влажность, так как он
лежит недалеко от Солнца; но иногда он немного и увлажняет, ибо находится
вблизи Земли, ближе всех остальных планет, за исключением Луны» .
Взгляды на влияние различных светил на погоду прослеживаются и в
«Альмагесте». Так, в конце восьмой книги, говоря о гелиакических
(одновременных с Солнцем) восходах и заходах звезд, он отмечает, что их
влияние на погоду не постоянно, а зависит от противостояний с Солнцем и от
положения Луны.
В «Четырехкнижии» Птолемей дает детальное изложение вопроса о тех или
иных влияниях планет (включая Солнце и Луну) в зависимости от их
расположения относительно знаков зодиака и друг друга. Расположение планет
по-разному должно было влиять на природу и человека, если они находятся в
соединении или в противостоянии друг с другом, в квадратуре или в
тригональной конфигурации. От влияния планет и их расположений на погоду
Птолемей переходит к их влиянию на судьбы людей, прокламирует связь между
жизнью человека и расположением планет в момент его рождения.
Птолемей пытался навести некоторый порядок в хаосе различных
астрологических систем и методов, основанный на рациональных принципах,
стремясь избежать мистических комбинаций. Птолемей хотел подвести под
астрологию некую «физическую базу». Этот подход имел целью пополнить запасы
аргументов, направленных против критиков астрологии. Оправдывая случаи
ошибок в предсказаниях астрологов, Птолемей защищал ее основные принципы и
сводил дело к их неправильному применению.
Хотя «Четырехкнижие» по своему значению не идет ни в какое сравнение с
«Альмагестом», эта книга сыграла определенную роль в дальнейшем развитии
астрологии.
Ряд позднейших авторов составляли комментарии к «Четырехкнижию».
Среди них - Порфирий (234 – 303), ученик Плотина, и другой неоплатоника,
живший двумя столетиями позже, Прокл Диадох (412 – 485) .
Неоплатонизм как философское течение возник и оформился в III в. н. э.
Это – идеалистическое и к томуже эклектическое направление в философии,
стремившееся объединить платонизм с взглядами Аристотеля, ставившее во
главу угла абстрактные категории, такие, как Единое, Ум, Душа. Поэтому не
случайно, что именно неоплатоники интересовались астрологией,
комментировали «Четырехкнижие» Птолемея. Так, Порфирий написал трактат
«Введение в астрологию Птолемея». Прокл Диадох, основатель Афинской школы
неоплатонизма, пере работал «Четырехкнижие» с намерением дать объяснение
птолемеевской астрологии.
В конце v – начале VI в. н. э. философ Павел Александрийский написал
книгу «Введение в астрологию», которая вскоре вытеснила «Четырехкнижие»
Птолемея и заняла место основного учебника по астрологии.
В IX в. «Четырехкнижие» Птолемея было переведено на арабский язык. В
середине XIII в. благодаря стараниям короля Кастилии Альфонса X это
сочинение было переведено на латинский язык, а в 1484 г. в Венеции Ратдольт
выпустил его первое печатное издание. На греческом языке оно было издано в
1525 г. в Нюрнберге, после чего не раз переиздавалось. В 1551 г. в Базеле
было издано своеобразное «собрание избранных сочинений» Птолемея, куда
вошли «Альмагест» в переводе Георгия Трапезундского, «Четырехкнижие» в
переводе Иоахима Камерария, «Центилоквиум» («Книга плодов») и более мелкие
сочинения, а такжсе комментарии к «Альмагесту» Прокла Диадоха (в переводе
Джорджио Валла Плацентино) и комментарии редактора издания – профессора
Тюбингенского университета Эразма Освальда Шреккенфукса (1511 – 1579),
известного своими переводами и комментариями к сочинениям астрономов
древности и средневековья.
«Четырехкнижие» – сравнительно небольшое сочинение, оно занимает около
600 страниц.
Судьба «Альмагеста»
Чрезвычайно интересная судьба – у главного труда Птолемея -
«Альмагеста». От завершения этого труда до последнего известного нам его
издания прошло 1834 года!
Первые читатели «Альмагеста», известные науке, это младшие
современники Птолемея: римский естествоиспытатель и врач Гален и сирийский
астролог Веттий Валент. Последний, хотя и был современником Птолемея,
работал независимо от него, используя труды Гиппарха и вавилонских
астрономов. От него осталась «Антология» в девяти книгах и более мелкие
сочинения.
Поскольку Гален жил и работал в Риме, а Веттий Валент – в Антиохии,
очевидно, что «Альмагест» еще при жизни Птолемея попал в эти города.
В самой Александрии первые известные нам комментарии к «Альмагесту»
написал, присвоивший себе псевдоним «Малого астронома» (в отличие от
Птолемея, считавшегося «Великим астрономом»). Сочинения «Малого
астронома» были направлены к облегчению понимания «Альмагеста». О них
сообщает и следующий комментатор Птолемея – Папп Александрийский (между 300
и 320 гг.), спустя полстолетия комментарии к «Альмагесту» составил Теон
Александрийский (ок. 370 г.) . Комментарии к некоторым книгам «Альмагеста»
написала и женщина-математик, дочь Теона Гипатия, трагически погибшая в 415
г.
Ученик Гипатии Синесий Киренский, ставший затем епископом Птолемаиды,
руководствуясь указаниями, содержащимися в «Альмагесте», усовершенствовал
астролябию. Он же спроецировал небесную сферу на конус. Таким образом, с
помощью конической проекции можно изобразить небесную сферу на плоской
карте. Этой задаче – проецирования сферы на плоскость – были посвящены два
небольших сочинения Птолемея: его «Планисферий» и «Аналемма». Задача эта
имеет и другое практическое применение – для построения географических
карт.
Уже во II в. по крайней мере одна из его копий «Альмагеста» попала в
Антиохию. Есть сведения, что в III в. «Альмагест» был доставлен в Персию,
где при дворе сасанидского царя Шапура I (241 - 272) был сделан его перевод
на среднеперсидский язык (пехлеви). К сожалению, этот перевод не
сохранился, да и сведения о нем не очень определенные.
«Альмагест» уже в XI в. Доставил в Индию Бируни и сам перевел его на
санскрит.
После арабских завоеваний середины VII в. научный центр из Александрии
переместился в Византию. Отсюда сочинения Птолемея и его александрийских
последователей попали в Трапезунд - город на южном берегу Черного моря
(ныне турецкий город Трабзон), где в это время учился армянский математик,
астроном и географ Анания Ширакаци (умер в 685 г.) . Вернувшись на родину,
Анания написал ряд книг, в том числе «Космографию» - своеобразный учебник
по астрономии и космогонии, в значительной степени основанный на данных
«Альмагеста». В то же время видно, что Анания Ширакаци был знаком и с
«Планетными гипотезами» Птолемея, потому что в его сочинении фигурируют
небесные сферы, связанные с планетами, равно как и две внешние сферы,
разделенные воздухом или водой.
Византийский философ, теолог и историк Иоанн Дамаскин (675 - 754)
в числе многочисленных сочинений философского и теологического содержания
написал книгу «Источник знания», где приводилась, между прочим,
последовательность сфер планет по Птолемею. Этот отрывок из сочинения
Дамаскина спустя полтораста лет после его смерти был переведен на
болгарский язык Иоанном Экзархом, ученым, находившимся при дворе
болгарского царя Симеона (893 - 927) . Спустя еще 170 лет болгарский
протограф попал в Киев, где был переведен на древнерусский язык и включен в
«Изборник» великого князя Святослава Ярославича. В «Изборнике», кроме
перевода отрывка из Иоанна Дамаскина, можно найти изображения всех 12
знаков зодиака, заимствованные из того же источника. Так мировоззрение
Птолемея проникло и на Русь - гораздо раньше, чем в Западную Европу.
Одновременно, в XI в., то же самое сочинение Иоанна Дамаскина попало в
Грузию, где было переведено на грузинский язык Ефремом Мцыре. Этот перевод
был хорошо встречен в Грузии, так как излагавшиеся в нем философия
Аристотеля и система мира Птолемея проникли в Грузию задолго до этого. Все
перечисленные направления «миграции» «Альмагеста» и других сочинений
Птолемея (или отрывков из них) - это не главные пути. Основной путь,
который и привел в конце концов к широкому распространению «Альмагеста» по
странам мусульманского Востока, а затем к проникновению его в Европу, лежал
через Багдад.
При дворе второго халифа аль-Мансура (754 - 775) работал автор одного
из первых арабских зиджей Ибрахим аль-Фазари (умер в 777 г.), известный
также своими конструкциями первых в странах ислама астролябий. Там же
работал Йакуб ибн Тарик (умер ок. 796 г.), написавший «Зидж, извлеченный из
Синдхинда».
При аль-Мансуре и его внуке Харун ар-Рашиде (правил в 786 - 809 гг.)
был осуществлен сбор и перевод многих сочинений античных ученых. В Багдаде
был основан «Дом мудрости» с обширной библиотекой, обсерваторией и школой.
Около 800 г. был переведен с сирийского на арабский язык и «Альмагест». К
сожалению, этот перевод не сохранился и имя переводчика неизвестно.
В 823 г. халиф аль-Мамун потребовал от побежденного им византийского
царя Михаила II передачи ряда греческих рукописей или их копий. В их числе
был получен и «Альмагест».
В 828 г. Хаджадж ибн Йусуф ибн Маттар выполнил первый перевод
«Альмагеста» непосредственно с греческого оригинала. Спустя полвека, в 879
- 890 гг., был осуществлен новый перевод, выполненный Исхаком ибн Хунайном
ан-Насрани (умер ок. 910 г.), придворным врачом халифа. Этот перевод был
отредактирован выдающимся ученым IX в. Сабитом ибн Коррой (836 - 901).
К настоящему времени сохранились три греческих текста «Альмагеста» в
копиях IX - X вв. Они хранятся в Париже и в Ватикане. Единственная рукопись
арабского перевода Хаджаджа (в копии XI в.) находится в Лейдене. Переводы
Исхака ибн Хунайна (в копиях) имеются в Национальной библиотеке Туниса
(копия 1085 г.), в Париже (копии 1221 г. и XV в.) и Эскориале (Мадрид)
(копия 1276 г.).
В Багдад «Альмагест» попал из Александрии через Антиохию и Харран, где
одно время жил и работал Сабит ибн Корра.
Ахмад ибн Мухаммад ибн Касир аль-Фергани (ок. 800 - 861), уроженец
Ферганы, много лет работавший в Багдаде, в своей («Книге об элементах науки
о звездах», написанной в 836 г., дает довольно подробное изложение основных
положений «Альмагеста».
В середине VIII в. Арабы завоевали Испанию и основали там Кордовский
халифат. Во второй половине X в. В трудах одного из испано-арабских ученых,
Маслама аль-Маджрити (ок. 940 - 1008), уроженца Мадрида, мы находим
«Примечания к книге Птолемея о проецировании поверхности сферы на
плоскость» (речь идет о его «Планисферии»).
Но на территорию Кордовского халифата попал и «Альмагест». Это
произошло уже в XI в. Целый ряд испаноарабских ученых занялись
усовершенствованием труда Птолемея. Работавший в Толедо Ибрахим аз-Заркали,
получивший латинизированное имя Арзахель (1029 - 1087), опубликовал в 1080
г. «Толедские таблицы», содержавшие сведения о положениях планет, восходах
и заходах светил, затмениях и т. д. Они были вычислены на основе теории
Птолемея. Джабир ибн Афлах (XII в.) озаглавил свое сочинение
«Усовершенствование Альмагеста». Мухаммад ибн Баджа (умер в 1138 г.),
Мухаммад ибн Туфейль (1100 - 1185) и его ученик Нур ад-Дин аль-Битруджи
(умер в 1185 г.) критиковали планетные теории Птолемея с позиций физики
Аристотеля.
Испано-арабские ученые открыли «Альмагесту» и другим произведениям
классиков античной науки «окно в Европу», поскольку именно там, в Испании,
а точнее, в Толедо, в конце XII в. собралась большая группа западных
ученых, поставивших целью перевести сочинения классиков античной науки на
латинский язык - основной язык европейских ученых, остававшийся таковым до
начала XIX в.
До этого положение европейских ученых было сложным. Многие сочинения
классиков античной науки в их греческих оригиналах или хотя бы в копиях
погибли. Французский математик Герберт Орийякский, живший во второй
половине X в. и ставший в конце жизни римским папой под именем Сильвестра
II (930 - 1003), был вынужден пользоваться арабским переводом «Альмагеста».
В XII в. начались работы по переводу основных трудов классиков науки на
латинский язык. Апгличанин Аделяр Батский в 1124 - 1141 гг. перевел
«Начала» Евклида и астрономические таблицы Аль-Хорезми (включая таблицы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|