Птолемей
Введение
Знаменитый александрийский астроном, математик и географ II века н. э.
Клавдий Птолемей – одна из крупнейших фигур в истории науки эпохи позднего
эллинизма. В истории же астрономии Птолемею не было равных на протяжении
целого тысячелетия – от Гиппарха (II в. до н. э.) до Бируни (X-XI в. н.
э.).
История довольно странным образом обошлась с личностью и трудами
Птолемея. О его жизни и деятельности нет никаких упоминаний у историков той
эпохи, когда он жил. Если, например, о его современнике римском
естествоиспытателе и враче Галене известно, что он родился в Пергаме в 129
г. н. э. и умер около 201 г., то даже приблизительные даты рождения и
смерти Птолемея неизвестны, как неизвестны и какие-либо факты его
биографии.
Птолемею повезло в другом. Почти все его основные сочинения
сохранились и были по достоинству оценены потомками, начиная от его младших
современников (Веттий Валент и тот же Гален) и кончая астрономами наших
дней. Основной труд Птолемея, широко известный ныне под названием
«Альмагест», был переведен с греческого на сирийский, среднеперсидский
(пехлеви), арабский, санскрит, латынь, а позднее – на французский,
немецкий, английский и русский языки. Вплоть до начала XVII в. он был
основным учебником астрономии.
С именем Птолемея обычно связывают так называемую «систему мира
Птолемея», где в центре расположена Земля, а вокруг нее по круговым орбитам
обращаются Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. При
этом пять планет движутся не непосредственно вокруг Земли, а по малым
кругам – эпициклам, центры которых обращаются вокруг Земли по другим кругам
– деферентам.
Геоцентрическая система Птолемея противопоставляется гелиоцентрической
системе Коперника, который совершил поистине революционный переворот,
поставив в центр нашей планетной системы Солнце и низведя Землю до
положения рядовой планеты, и якобы устранил эпициклы, показав, что они были
нужны лишь для представления движения Земли вокруг Солнца.
Эта упрощенная схема, глубоко укоренившаяся среди многих лекторов,
учителей, студентов и даже научных работников, на самом деле в лучшем
случае неточна, а кое в чем ошибочна.
Те иллюстрации, которые изображают в книгах «систему Птолемея», это
лишь грубые эскизы, отражающие только некоторые при знаки его системы:
центральное положение Земли и наличие деферентов и эпициклов. Но Земля у
Птолемея не совпадала с центрами деферентов, а положение эпициклов и самих
планет на них зависело от положения Солнца; в теории планетных движений
Птолемея фигурировали и другие круги (эквант, эксцентр).
В «Альмагесте» Птолемей широко использует результаты наблюдений и
построения своего великого предшественника Гиппарха (II в. до н. э.). Надо
сказать, что и о жизни Гиппарха мы имеем не больше сведений, чем жизни
Птолемея. Даты его рождения и смерти неизвестны. Известно, что он родился в
городе Никее, в Вифинии, а большую часть своих наблюдений провел на острове
Родос.
За последние 200 лет не раз возникал вопрос, какие наблюдения и
результаты заимствованы Птолемеем у Гиппарха, а какие принадлежат самому
Птолемею. Дело в том, что подлинные сочинения Гиппарха до нас не дошли (за
исключением небольшого «Комментария к Арату»), и вопрос этот приходится
решать косвенными путями. Практически все, что известно о работах
Гиппарха узнали благодаря их изложению в «Альмагесте» Птолемея. То же можно
сказать и о многих других наблюдениях и математических исследованиях
древнегреческих и вавилонских астрономов. Благодаря этому «Альмагест» стал
своеобразной энциклопедией астрономии древности.
Не случайно «Альмагест» был переведен за полтора тысячелетия на
столько языков и служил учебником астрономии во многих странах мира. Каждый
уважающий себя ученый Арабского Востока и Средней Азии считал своим долгом
составлять комментарии к «Альмагесту». Некоторые из них подвергали те или
иные положения Птолемея критике. Среди этих ученых назовем аль-Фергани (IX
в.), Сабита ибн Корру (836 – 901), его внука Ибрагима ибн Синана (908 –
946), аль-Баттани (850 – 929), аль-Фараби (870 – 950), Абу-ль-Вафу
(940 – 998), Ибн аль-Хайсама, он же Альхазен (965 – 1039), Бируни (973 –
1048), Насир ад-Дина ат-Туси (1201 – 1274). Этот список можно было бы
значительно расширить.
Коперник и Кеплер в своих работах также исходили из построений
Птолемея. Первый из них превратил геоцентрическую систему Птолемея в
гелиоцентрическую, но сохранил принцип равномерного движения по кругам и
широко использовал математический аппарат Птолемея. Второй, отказавшись от
этого принципа, тем не менее использовал построения Птолемея, чтобы найти
истинную форму планетных орбит.
Кроме «Альмагеста» Птолемей оставил ряд других сочинений, причем не
только по астрономии, но и по математике, оптике, географии, музыке. Ему
принадлежит разработка основ математической картографии и составление
списка координат 8000 географических пунктов (определенных, правда, весьма
приближенно).
У Птолемея не было (насколько известно) помощников и коллег.
Неизвестно, был ли у него учитель и оставил ли он сам после себя учеников.
Предшественник Птолемея Гиппарх жил и работал за 300 лет до него, а ученые
Арабского Востока приняли от Птолемея своеобразную научную «эстафету» лишь
семь веков спустя.
По-видимому, своими успехами в области астрономии Птолемей во многом
обязан знаменитой Александрийской библиотеке, которой он широко
пользовался. Так стали ему известны труды Гиппарха (не дошедшие до нас), а
также таких древнегреческих ученых, как Метон (V в. до н. э.), Евклид,
Аристотель, Каллипп (IV в. до н. э.), Аристилл, Тимохарис, Архимед,
Аристарх Самосский, Эратосфен (III в. до н. э.), Аполлоний Пергский (III –
II вв. до н. э.). Птолемей широко использовал так же наблюдения астрономов
Вавилона, не называя их, правда, по именам. Это в основном наблюдения
лунных и солнечных затмений, а также некоторых других явлений (покрытий
звезд Луною, соединений планет), проводившиеся вавилонскими астрономами
начиная с III в. до н. э. Эти наблюдения послужили Птолемею для создания
теории движения Луны, которой пользовались десятки поколений астрономов,
моряков, путешественников.
Рассмотрим историческую обстановку, в которой пришлось жить и работать
Птолемею, дадим краткий очерк развития астрономии в Вавилоне и в Древней
Греции от Метона до Гиппарха (V – II вв. до н. э.), познакомимся с
содержанием «Альмагеста» и с основными научными результатами, которые в нем
освещаются.
Место и время действия
Город Александрия, в котором протекала научная деятельность Клавдия
Птолемея, был основан Александром Македонским в 332 г. до н. э. Вскоре он
стал столицей новой (последней) династии египетских царей, ведущих свой род
от диадоха (полководца) Александра Македонского – Птолемея Лага. Поэтому и
основанную им династию принято называть династией Птолемеев. Впрочем,
пятнадцать царей этой династии носили имя Птолемей.
Последней правительницей Египта из этой династии была известная царица
Клеопатра. Потерпев поражение в войне против римского полководца Гая
Октавия (ставшего вскоре императором под именем Октавиана Августа),
Клеопатра в 30 г. до н. э. покончила с собой. Египет был покорен Римом и
получил статус римской провинции. Династия царей Птолемеев пресеклась
вместе с гибелью Клеопатры.
Вопреки неоднократно высказывавшемуся мнению, астроном Клавдий
Птолемей не имеет никакого отношения к царской династии Птолемеев. Начало
версии о царском происхождении Клавдия Птолемея положил, вероятно, один из
переписчиков сочинений Галена, который написал после имени Птолемея, что он
был «царем Египта» .
Очевидно, что сам Гален не мог этого написать. Он прекрасно знал, кто
такой Клавдий Птолемей, а кроме того, будучи римлянином, не мог не знать,
что никакого царства в Египте нет, что это – римская провинция, управляемая
наместником, а, значит, там не может быть никакого царя. Переписчик же,
живший одним или несколькими веками позже, легко мог спутать Клавдия
Птолемея с царями династии, правившей в Египте за несколько веков до него.
Он мог просто не знать истории и, делая свое «пояснение», был, вероятно,
глубоко убежден, что этим он поможет будущим читателям труда Галена.
Клавдий Птолемей был просто тезкой египетских царей. В этом нет ничего
удивительного, потому что обычай давать детям имена царей или полководцев
был в те времена довольно распространен.
Есть и другая версия, согласно которой Птолемей родился в городе
Птолемаиде Гермийской (Верхний Египет, севернее Фив, на берегу Нила) и, как
обычно делали в то время, получил прозвище по месту рождения. Потом Клавдий
Птолемаидский превратился в Клавдия Птолемея. По мнению известного историка
науки П. Таннери (1843 – 1904), Птолемей родом из Пелусия (у впадения
самого восточного рукава Нила в Средиземное море). Однако все эти версии не
имеют серьезного исторического основания. К тому же городов под названием
Птолемаида было в Египте несколько.
К началу II в. н. э. Александрия была большим по тем временам городом
(в нем жило около 30 тыс. человек), столицей провинции, крупным торговым
центром, связанным морскими путями с Римом, Афинами, Антиохией, со многими
другими центрами Средиземноморья, с Сирией, Персией, Индией и другими
странами Востока.
Гордостью Александрии была знаменитая библиотека. Она была основана в
правление Птолемея II Филадельфа (282 - 246 гг. до н. э.). Здесь были
собраны все основные научные и литературные сочинения той эпохи.
Библиотекой руководили крупнейшие ученые. Так, одним из первых ее
хранителей был знаменитый астроном и географ Эратосфен (276 – 194 г. до н.
э.), занявший эту должность в 225 г. до н.э. К I в. до н э. в библиотеке
насчитывалось уже 700 тыс. папирусных свитков. Слава об Александрийской
библиотеке заставила пергамского царя Евмена II основать аналогичную
библиотеку в Пергаме.
Постепенно центр научной мысли переместился из Греции в Александрию.
Здесь жили и работали такие известные ученые древности, как математики
Евклид (365-ок. 300 г. до н. э.), Аполлоний Пергский (ок. 260 ок. 170 до
н. э.), астрономы Аристилл и Тимохарис (111 в. до н. э.) и др.
Александрийская библиотека была частью Музея (храма муз), при котором
были зоологический и ботанический сад, а также обсерватория. В помещениях
Музея жили приезжавшие в Александрию для научной работы ученые.
Расцвет науки в этот период отражал расцвет рабовладельческих
государств, таких, как Рим, Карфаген, Пергам, Египет, держава Селевкидов в
Месопотамии, и др. Впоследствии все остальные государства были поглощены
Римом и превратились в римские провинции.
Жизнь и деятельность Клавдия Птолемея протекала в условиях
начавшегося упадка рабовладельческого общества. Античная наука тоже
переживала упадок. На горизонте уже не было таких фигур, как Платон,
Аристотель, Демокрит, Пифагор, Евдокс, Архимед, Гиппарх. Более того, их не
было уже давно – почти три столетия. Клавдий Птолемей – «последний из
могикан» античной науки. Уже только поэтому его личность должна привлечь
наше внимание.
По свидетельству Олимпиодора (биографа Платона, жившего в Александрии
в середине VI в. н. э.), Птолемей «в течение 40 лет жил в так называемых
Крыльях Канопа, посвятив себя астрономии, о чем свидетельствуют высеченные
им на каменных табличках его астрономические открытия». Этот текст
Олимпиодора для нас очень важен, поскольку Олимпиодор несомненно сам
видел те места, где жил и работал Птолемей. Поэтому остановимся немного на
содержании этого текста.
Каноп (ныне Абукир) – городок, расположенный в западной части дельты
Нила, на берегу Средиземного моря, в 25 км к северо-востоку от Александрии.
Там находился храм Сераписа – бога природы, а в боковых приделах храма
(«крыльях») располагалась школа, основанная еще царями Птолемеями. Там же
жил и работал Клавдий Птолемей. Некоторые результаты своих исследований он
действительно велел вырубить на каменной колонне, и этот текст, получивший
название «Канопской надписи», дошел до нас.
Как уже говорилось, точные даты жизни Птолемея нам неизвестны.
Упоминаемые в «Альмагесте» астрономические наблюдения выполнены между 127 и
141 г. н. э. Очень важно содержащееся в «Канопской надписи» указание, что
она исполнена на 10-й год правления римского императора Антонина Пия, т. е.
в 146 или 147 г. Как доказал английский исследователь Н. Гамильтон,
«Канопская надпись» по времени предшествует «Альмагесту», и можно
полагать, что «Альмагест» был закончен около 50 г. н. э.
Правомочно ли на основании подобных сведений сделать какие-либо
твердые выводы о годах жизни Птолемея? Вспомним слова Олимпиодора о том,
что Птолемей прожил в Крыльях Канопа 40 лет, посвятив себя астрономии. К
сожалению, различные авторы по-разному трактуют это важнейшее
свидетельство. Так, Николай Коперник в своем труде «О вращениях...» пишет,
что Птолемей в течение 40 лет проводил свои астрономические наблюдения,
хотя точные сведения имеются только о 15 годах (127 – 41 гг.) . А П.
Таннери, ссылаясь на того же Олимпиодора, пишет, что Птолемею было 40 лет,
когда он вел свои наблюдения. Другие авторы, начиная с
И. Л. Дрейера, восприняли это так, что Птолемей начал свои наблюдения в
возрасте 40 лет, откуда и «вычислили» год его рождения – 87 г. н. э.
Посмотрим теперь, какие годы жизни приписывают Птолемею различные
авторы. Вот небольшая сводка:
Ф. Болл, 1894 ок. 90 – ок. 160 г.
И. Л. Дрейер, 1907 ок. 87 – 165 г.
М. Ф. Субботин, 1955 ок. 168 г.
Дж. Тумер, 1984 100 г. – 175 г.
Что касается года смерти Птолемея, то, арабские источники указывают,
что он прожил 78 лет. Но среди приведенных выше предполагаемых дат смерти
Птолемея одна имеет намного большую вероятность, чем остальные. Это – 165
г. В этот год по Египту прошла страшная эпидемия чумы, захватившая также
Малую Азию, Италию и часть Средней Европы. Весьма возможно, что эта болезнь
унесла и жизнь Клавдия Птолемея. Предполагают, что Птолемей умер в Канопе.
Таким образом, вероятными годами жизни Птолемея следует признать 100 –
165 гг. н. э. В 27 лет он приступил к своим астрономическим наблюдениям и
вел их в течение 14 лет. Затем около девяти лет он работал над главным
трудом своей жизни – «Альмагестом». В ходе подготовки «Альмагеста» он
написал предварительное изложение своих взглядов и теорий – «Канопскую
надпись». После окончания «Альмагеста» он написал еще одно сочинение в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|