современного исторического процесса, Витте делал из этого весьма
своеобразный вывод. По его мнению, перед Европой в целом и перед Россией в
частности стоял выбор -— самодержавие или социализм. Только эти две
государственные формы могут удовлетворить массы. И по его убеждению,
наилучшей из них в этом плане является самодержавие, но «самодержавие,
сознающее свое бытие в охране интересов масс, сознающее, что оно зиждется
на интересах общего или социализма, существующего ныне лишь в теории».
Буржуазный парламентарный строй он считал нежизнеспособным, видел в нем
лишь переходную стадию развития к более совершенному общественному строю —
монархическому или социалистическому. Так охранительно-попечительная
политика самодержавия получала новое обоснование и содержание.
В основе этого утопического по существу воззрения лежал тезис об абсолютной
свободе верховной власти,- которая может действовать во благо всех классов,
слоев и групп населения. Примером в этом плане для Витте был Бисмарк,
который, перехватив ряд важнейших социальных требований у социалистов и
проведя соответствующие реформы, добился относительного социального мира в
стране и укрепления ее внешнеполитических позиций. В то же время он был
противником любых общественных самоуправляющихся организаций, не
вписывавшихся в самодержавно-бюрократическую структуру. Его идеалом была
сильная верховная власть, построенная на принципах просвещенного
абсолютизма, равно пекущаяся о «благоденствии» всех подданных и опирающаяся
в своей деятельности на крепкий бюрократический аппарат.
В конце XIX — начале XX века особое место во внутренней политике
правительства заняла земская тема, которая стала предметом самых острых
споров в правящих верхах в связи с поисками выхода из обострявшегося
политического кризиса. Поводом к полемике послужили разрабатывавшиеся в МВД
проекты распространения земств на неземские губернии и некоторого
расширения их хозяйственной компетенции. Определенная децентрализация
управления и расширение местного самоуправления рассматривались некоторыми
представителями российской бюрократии, в частности министром внутренних дел
И. Л. Горемыкиным, как средство укрепления основ самодержавия, местной
хозяйственной организации и одновременно как способ удовлетворения
некоторых претензий оппозиционных кругов общества. Витте выступил
решительным противником этих проектов. Им была подготовлена специальная
записка «Объяснение министра финансов на записку министра внутренних дел о
политическом значении земских учреждений» (1898 год), в которой
доказывалось, что самоуправление не соответствует самодержавному строю
государства. Он категорически возражал против введения новых земских
учреждений и предлагал реорганизовать местное хозяйственное управление,
усилив бюрократический аппарат и допустив лишь некоторое представительство
местной общественности. В ответ на новые доводы Горемыкина, что «местное
самоуправление не стоит в противоречии с началом самодержавной монархии» и
что его нельзя смешивать с народным представительством, Витте представил
еще одну записку, в которой, изложив, по сути, свою прежнюю позицию,
развернул аргументацию своих взглядов. Будучи конфиденциальной по форме,
записка была явно рассчитана на публику. И действительно, произошла, видимо
не без участия самого автора, «утечка информации» - документ был
опубликован за границей под названном «Самодержавие и земство» (Штутгарт,
1901) и получил широкую известность в России.
Чтобы снять с себя клеймо гонителя земств и ярого консерватора, Витте
поспешил объяснить читателям, что он не предлагает ни упразднения земств,
ни коренной ломки существующих порядков, что его предложения сводятся в
основном к реформированию местной правительственной администрации. Более
того, он сделал ряд оговорок, которые должны были засвидетельствовать
понимание им новых ценностей, привнесенных общественным прогрессом. Так, он
писал о признании в качестве важного фактора, определяющего уровень
развития общества, общественной и личной «самодеятельности», которая
определяет в конечном итоге мощь современного государства. По это, по его
мнению, возможно при любом строе, при самодержавии же эти качества
раскрываются наиболее полно.
Наряду с этим он утверждал, что в настоящее время «Россия не представляет
еще окончательно сложившегося государства и целостность се может
поддерживаться только сильной самодержавной властью». При самодержавном же
строе, с неизбежной при этом сильной бюрократизацией всех сторон жизни
общества, земство — непригодное средство управления. И не только потому,
что оно менее эффективно в сфере хозяйственного управления, но и главным
образом потому, что оно неизбежно приведет к народному представительству, к
конституции. Последняя же, по глубокому убеждению Витте, вообще «великая
ложь нашего времени». В России введение конституционных начал неизбежно
приведет к разложению «государственного единства».
Такой взгляд на самодержавие вполне соответствовал честолюбивому характеру
могущественного министра, влиятельное положение которого в период расцвета
его карьеры во многом основывалось на личном расположении к нему Александра
111. Положение всесильною визиря при неограниченном деспоте вполне его
устраивало и, видимо, подпитывало его политические пристрастия. Ситуация
начала меняться с восшествием на престол Николая II. Последнему не могли
импонировать манеры министра финансов, его настойчивость, некоторое
менторство и наставительность тона в разговорах, частое упоминание о воле
его отца при решении тех или иных вопросов. Резкость и прямота суждений
министра -- то, что нравилось Александру,—воспринимались новым императором
как развязность и даже наглость. По свидетельству Витте, Николай II «но
характеру своему с самого вступления на престол вообще недолюбливал и даже
не переносил лиц, представляющих собою определенную личность, то есть лиц
твердых в своих мнениях, своих словах и своих действиях» . Далеко не все
эти качества в полной мере можно приписать безоговорочно автору этих строк.
Действительно представляя собой выдающуюся личность, Витте, как мы видим,
не отличался особой целостностью ни идей, ни действий. Об эклектичности,
противоречивости, а порой и беспринципности его хорошо сказал К. II.
Победоносцев: «Витте умный человек... но он весь составлен из кусочков» '.
К тому же, вращаясь в среде, где процветали интриги, лицемерие и корысть,
он вынужден был принять «правила игры», и надо признать - усвоил их как
нельзя лучше. И все же эти оговорки не умаляют достоинств Витте как
государственного деятеля сложной переходной эпохи российской истории и как
яркой, оригинальной личности. Свидетельства же его о характере Николая и о
его отношении к своим министрам совпадают с мнениями многих лиц, близко
знавших последнего царя.
Охлаждение к Витте и даже враждебность к нему императорской четы в какой-то
мере, видимо, было усугублено его поведением во время серьезной болезни
Николая II осенью 1900 года, когда в придворной среде даже возник вопрос о
его преемнике. Тогда Витте высказался за брата царя — Михаила, чем кровно
обидел императрицу, в пользу которой были расположены некоторые сановники.
К тому же рост его влияния серьезно обеспокоил царское окружение. Зять
императора великий князь Александр Михайлович внушал своему августейшему
шурину, что Витте «обезличивает не только другие министерства. но и само
самодержавие». Сыграли свою роль и усилия Плеве, всеми способами
пытавшегося скомпрометировать своего соперника. Он посылал Николаю
перлюстрированные письма, и которых так или иначе фигурировала фамилия
министра финансов. В одном из них, найденном в бумагах Плеве после его
смерти, сообщалось, что Витте состоит и тесном общении с русскими и
заграничными революционными кругами и чуть ли не руководит ими. В другом
выражалось удивление тем, что правительство, зная о враждебном отношении
первого министра к царю, о его близости к заведомым врагам существующего
государственного строя, «терпит такое безобразие» . На обоих письмах
имелись пометы императора, свидетельствовавшие о том, что он ознакомился с
их содержанием.
Все это наряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектов
внутренней и внешней политики, особенно по поводу дальневосточных дел,
русско-японских отношений, а также в связи с установившейся в правых кругах
репутацией «красного», «социалиста», «опасного масона» привело в августе
1903 года к отставке Витте с поста министра финансов. Учитывая, однако, его
высокую международную репутацию, необходимость иметь под рукой
компетентного советника но сложнейшим проблемам, Николай II обставил свое
решение внешне вполне благопристойно: Витте получил крупное единовременное
вознаграждение (около 400 тысяч рублей) и был назначен председателем
Комитета министров. Должность эта была почетная, но фактически
маловлиятельная, так как Комитет занимался в основном мелкими текущими
делами.
Деятельность Витте после отставки
Оказавшийся не у дел министр, еще недавно считавший себя едва ли не
вершителем судеб России, крайне тяжело переживал опалу. Однако он не
захотел вернуться в мир бизнеса, хотя без особого труда мог получить
руководящее кресло в совете или правлении какого-либо предприятия или
банка. Прерогативы власти, вероятно, теперь ценились им выше материальных
благ. Если верить А. А. Лопухину, бывшему в то время директором
департамента полиции, то Витте в разговоре с ним намекал даже на
возможность устранения Николая II, рассчитывая вновь войти в фавор с
воцарением Михаила, с которым был в хороших отношениях 'г''. После убийства
эсерами 15 июля 1904 года В. К. Плеве он, по свидетельству современников,
предпринимал энергичные попытки возглавить МВД. Вместе с тем им уже в это
время высказывалась мысль, что для наведения порядка в империи необходимо
объединение министров в форме кабинета во главе с премьером, которым,
конечно, Витте видел себя. Планам его тогда не дано было свершиться. Но в
процессе нарастания революционных событий и во время самой революции ему не
раз предоставлялась возможность оказать влияние на их ход, а фактически и
на судьбы страны.
Осенью 1904 года процесс нарастания революционной ситуации вступил в новую
фазу, захватив широчайшие слои российского общества. После массовых
крестьянских выступлений 1902 года, волны всеобщих забастовок,
прокатившейся но югу страны летом 1903 года, оппозиционные настроения,
усугубленные рядом чувствительных поражений России в начавшейся н 1904 году
русско-японской войне, охватили и высшие классы общества. Состоявшийся 6—8
ноября съезд земских деятелей высказался за введение представительных
учреждений и установление в стране буржуазно-демократических свобод. «Союз.
освобождения»—возникшая на рубеже 1903—1904 годов нелегальная либеральная
организация -- принял обращение о проведении с 20 ноября так называемой
«банкетной кампании», в ходе которой участникам предлагалось принимать
решения с пожеланиями буржуазно-либеральных преобразований. В 34 городах
России состоялось более 120 собраний и митингов, в которых приняло участие
около 50 тысяч человек, открыто высказавшихся против неограниченного
самодержавного режима.
В таких условиях царизм помимо ужесточения репрессий попытался сбить волну
недовольства, став на путь лавирования. В ноябре декабре 1904 года в
правящих сферах обсуждалась всеподданнейшая записка князя П. Д. Святополк-
Мирского, нового министра внутренних дел, имевшего в общественных кругах
репутацию либерального бюрократа. Само назначение его на этот пост. по
словам Витте, представляло собой флаг. который правительство выкинуло в
знак примирения с обществом. Основной упор в записке был сделан на анализе
сложившейся ситуации, на доказательстве невозможности сохранения в
неизменном виде политического режима. В качестве одной из важнейших мер
выхода из кризиса предлагалось допустить участие выборных представителей в
работе Государственного совета. Царь созвал специальное совещание
сановников, на которое был приглашен и Витте.
Последний, стремясь поднять свой пошатнувшийся престиж, проявил необычайную
политическую активность. В либеральных кругах, где разделялись
реформаторские идеи, он всячески подчеркивал свою близость к Мирскому,
представляя его своим ставленником. По свидетельству В. Н. Коковцова, он
«везде и всюду противопоставлял его покойному Плеве как образец
просвещенности, государственного ума и той новой складки представителя
власти, которая должна сменить ушедший со сцены чин полицейского
администратора, чуждого понимания необходимости примирить власть с
обществом и приготовить переход к новым приемам управления . Одновременно,
пытаясь поднять свои акции и у трона, он выступал убежденным противником
любого представительства. Эта двойственность и непоследовательность
наглядно проявлялись и в ходе обсуждения записки. В целом он вроде бы и
поддержал министра внутренних дел, солидаризовавшись с ним в его оценке
кризисной ситуации. Но по вопросу о приглашении выборных представителей
общественности в Государственный совет, за что, кстати, высказались
большинство участников совещания, он заявил, что, с одной стороны, такая
мера, видимо, нужна, но при этом, с другой стороны, необходимо иметь в
виду, что она не может не поколебать существующий государственный строй .
Император, согласившись с мнением большинства, подготовку проекта указа о
предполагавшихся реформах поручил Витте, рассчитывая с его помощью выйти с
наименьшими потерями из сложившейся ситуации. Проект был составлен и послан
царю. В его преамбуле от имени верховной власти провозглашалось:
«Когда потребность той или другой перемены оказывается назревшей, то к
свершению ее мы считаем необходимым приступить, хотя бы намеченные
преобразования вызывали внесение в законодательство существенных
изменений». Далее в весьма расплывчатых выражениях содержались обещания
постепенно уравнять крестьян в правах с другими сословиями, ввести
государственное страхование рабочих, умерить стеснение печати и т. д. Был
там и пункт о выборном представительстве, правда, с оговоркой о
«непременном сохранении незыблемости самодержавия». Перед подписанием указа
состоялась еще одна беседа Николая II с Витте. Царь заявил, что в целом он
одобряет проект. Вызывает сомнение лишь пункт о представительстве. И Витте
вновь повторил свои опасения, что представительство выборных в
Государственном совете может явиться первым шагом к конституции.
Неприемлемым является, с его точки зрения, и предложение о созыве Земского
собора ввиду полного анахронизма этого института. Его позиция, несомненно,
укрепила паря во мнении об опасности и вредности предложений Мирского,
который в результате, как отмечал А. А. Лопухин, оказался «опасным
потрясателем основ, а Витте спасателем престола» .
Сейчас трудно со всей определенностью сказать, было ли это со стороны Витте
шагом с целью восстановить свою репутацию в глазах Николая, или таким
образом проявились его монархические убеждения. Как бы то ни было. так была
упущена еще одна возможность перевести назревавшую революцию в русло
реформ. Указ 12 декабря 1904 года, обещавший некоторые преобразования, был
опубликован без пункта о представительстве, но с твердым заявлением о
«незыблемости основных законов империи». Более того, наряду с указом был
опубликован текст правительственного сообщения, в котором всякая мысль о
политических реформах и представительных учреждениях объявлялась «чуждой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|