|третьему отделению поручены были дела высшей полиции под управлением | 
|начальника, который был вместе и шефом жандармов (теперь это         | 
|отделение упразднено); четвертое отделение управляло                 | 
|благотворительными воспитательными заведениями, начало которым       | 
|положено было императрицей вдовой Марией Федоровной; это - ведомство | 
|императрицы Марии. При Николае существовало даже пятое отделение     | 
|собственной е. в. канцелярии - для подготовки нового порядка         | 
|управления и государственных имуществ, о чем мы скажем после.        | 
|ГУБЕРНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.                                               | 
|Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях,   | 
|даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному;    | 
|подверглось некоторым изменениям только управление сословное,        | 
|дворянское. Как мы знаем, дворянству было предоставлено учреждениями | 
|1775 г. решительное господство в местном управлении. При императоре  | 
|Павле упразднены были некоторые из судебных и губернских учреждений; | 
|при Александре было даже несколько расширено участие дворянства в    | 
|местном управлении; не передавая всех подробностей, укажу, что по    | 
|учреждениям 1775 г. судебные палаты (уголовная и гражданская,        | 
|служившие высшей инстанцией для сословных высших учреждений, например| 
|губернского магистрата, верхнего земского суда) не имели сословного  | 
|характера, состояли из членов от короны. По закону 1780 г.           | 
|предоставлено было дворянству и купечеству выбирать по два заседателя| 
|в обе палаты, которые действовали вместе с председателем и советником| 
|от короны. По закону 1831 г. дворянству предоставлено было право     | 
|выбирать председателей обеих палат. Таким образом, и общий суд,      | 
|несословный, в губернии отдан был в распоряжение дворянства, но зато | 
|было ограничено право участия дворянства в губернском управлении     | 
|установлением ценза. В губернских учреждениях 1775 г. на дворянских  | 
|съездах право выбора имел каждый потомственный дворянин или высший   | 
|штаб-офицерский чин. Положение 1831 г. точнее определяло участие     | 
|дворян в съездах и выборах: именно, одни дворяне могли участвовать в | 
|съездах с голосом, другие - без голоса. Право участвовать с голосом  | 
|имел потомственный дворянин, достигший 21 года, имевший недвижимую   | 
|собственность в губернии, получивший на действительной службе по     | 
|крайней мере чин 14-го класса или служивший три года по дворянским   | 
|выборам, вот главные условия. Не удовлетворявшие им потомственные    | 
|дворяне участвовали в съездах без голоса. Притом и право голоса было | 
|двоякое: одни дворяне подавали голос во всех делах, обсуждавшихся в  | 
|собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех   | 
|делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые | 
|имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс.       | 
|десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах,    | 
|кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в    | 
|губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли. Один разряд дворян  | 
|имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос    | 
|через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так | 
|чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и     | 
|выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. | 
|усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой | 
|дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал        | 
|по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана      | 
|поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который        | 
|назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского| 
|собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское  | 
|управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное       | 
|управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и      | 
|ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с        | 
|коронными. До сих пор дворянство было руководящим классом в местном  | 
|управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство    | 
|стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским  | 
|орудием правительства.                                               | 
|Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и        | 
|губернское управление. Легко заметить, что этими переменами нарушено | 
|было равновесие между тем и другим; центральное управление было      | 
|страшно расширено, и в нем получила необыкновенное развитие          | 
|канцелярия; местное управление осталось в прежней форме. Если мы     | 
|представим усиленную деятельность, какая внесена была императором в  | 
|учреждения, то нам понятен будет главный недостаток управления. Все  | 
|дела велись канцелярским порядком, через бумагу; размноженные        | 
|центральные учреждения ежегодно выбрасывали в канцелярии, палаты     | 
|десятки, сотни тысяч бумаг, по которым эти палаты и канцелярии должны| 
|были чинить исполнение. Этот непрерывный бумажный поток, лившийся из | 
|центра в губернии, наводнял местные учреждения, отнимал у них всякую | 
|возможность обсуждать дела; все торопились очищать их: не исполнить  | 
|дело, а "очистить" бумагу - вот что стало задачей местной            | 
|администрации; все цели общественного порядка, который охранялся     | 
|администрацией, все свелись к опрятному содержанию писаного листа    | 
|бумаги; общество и его интересы отодвинулись перед чиновником далеко | 
|на задний план. Все управление представляло громадный и не совсем    | 
|правильный механизм, который без устали работал, но который был      | 
|гораздо шире, тяжелее наверху, чем внизу, так что нижние части и     | 
|колеса подвергались опасности треснуть от слишком усиленной          | 
|деятельности в верхних. Чем больше развивался такой механизм, тем    | 
|менее оставалось у руководителей его возможности следить за действием| 
|его частей. Никакой механизм не мог усмотреть за работой всех колес, | 
|за их ломкой и своевременной починкой. Таким образом, руководство    | 
|делами уходило с центра вниз; каждый министр мог только, посмотрев на| 
|всю эту громадную машину государственного порядка, махнуть рукой и   | 
|предоставить все воле случая; настоящими двигателями этого порядка   | 
|стали низшие чиновники, которые очищали бумаги. Этот недостаток и    | 
|выражен был самим наблюдательным императором, который сказал раз, что| 
|Россией правит не император, а столоначальники. Такой вид            | 
|представляло здание бюрократизма, как оно было поставлено в это      | 
|царствование, т. е. как оно было тогда завершено.                    | 
|РОСТ БЮРОКРАТИИ.                                                     | 
|Достиг ли этот бюрократический механизм государственной цели лучше,  | 
|чем прежде, на это дает простой ответ одна цифра. В начале           | 
|царствования император пришел в ужас, узнав, что только по ведомству | 
|юстиции во всех служебных местах им произведено 2 800 тыс. дел. В    | 
|1842 г. министр юстиции представил государю отчет, в котором         | 
|значилось, что во всех служебных местах империи не очищено еще 33    | 
|млн. дел, которые изложены по меньшей мере на 33 млн. писаных листов.| 
|Вот каких результатов достигло бюрократическое здание, завершенное в | 
|это царствование. Накопление бумаг, однако, вовсе не улучшило        | 
|исправности и отчетности учреждений. Под покровом канцелярской тайны | 
|совершались дела, которые даже теперь кажутся чистыми сказками. В    | 
|конце 20-х годов и в начале 30-х производилось одно громадное дело о | 
|некоем откупщике; это дело вели 15 для того назначенных секретарей,  | 
|не считая писцов; дело разрасталось до ужасающих размеров, до        | 
|нескольких сотен тысяч листов. Один экстракт дела, приготовленный для| 
|доклада, изложен был на 15 тыс. листов. Велено было, наконец, эти    | 
|бумаги собрать и препроводить из Московского департамента в          | 
|Петербург; наняли несколько десятков подвод и, нагрузив дело,        | 
|отправили его в Петербург, но оно все до последнего листа пропало без| 
|вести, так что никакой исправник, никакой становой не могли ничего   | 
|сделать, несмотря на строжайший приказ Сената; пропали листы, подводы| 
|и извозчики.                                                         | 
|Столь развитой правительственный механизм требовал множество рабочих | 
|рук. Царствование Николая I было временем развития чиновничества,    | 
|знати, табели о рангах. К сожалению, мы не имеем точных              | 
|статистических данных, чтобы судить о размножении чиновничества;     | 
|можно только понять, чего стоило казне содержание этого              | 
|административного рабочего люда. Сверх окладов, за особые заслуги,   | 
|чиновникам раздавали из казенных земель аренды обыкновенно на 12 лет,| 
|как делается и доселе. До 1844 г. аренд выдавалось ежегодно разным   | 
|чиновникам [на] 30 тыс. [руб.]; определяя поземельный доход по 4%, мы| 
|найдем, что арендная сумма равнялась 750 млн руб. (это только        | 
|добавочное вознаграждение чиновникам). Кроме того, чиновникам        | 
|раздавали за заслуги в собственность незаселенные, но доходные       | 
|казенные земли и угодья; до 1844 г. таких земель было роздано свыше  | 
|миллиона десятин. Вот что стоило государству содержание той          | 
|администрации, которая умела терять дела, изложенные на нескольких   | 
|сотнях тысяч листов.                                                 | 
|КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС.                                                 | 
|Я заметил, что новое правительство, действуя в консервативном духе и | 
|бюрократическими средствами, не сняло с очереди поставленных вопросов| 
|внутреннего устройства. Новый император с начала царствования имел   | 
|смелость приступить и к крестьянскому вопросу; но он разрешил вести  | 
|его тайно от общества, чисто бюрократическими средствами. В начале   | 
|царствования, под влиянием движения 14 декабря, в крестьянском       | 
|населении распространились слухи о скором освобождении. Чтобы        | 
|прекратить их, новый император издал манифест, в котором прямо       | 
|заявил, что в положении крепостных крестьян не будет сделано никакой | 
|перемены, но при этом секретно было внушено через губернаторов       | 
|помещикам, чтобы они соблюдали "законное и христианское обращение" с | 
|крестьянами. Мысль об освобождении крестьян занимала императора в    | 
|первые годы царствования, и он внимательно высматривал людей, которые| 
|бы могли совершить это важное дело. Присутствие этой мысли у         | 
|императора обнаруживалось не раз; так, в 1834 г., беседуя с          | 
|Киселевым, император указал на большие картоны, стоявшие у него в    | 
|кабинете; он прибавил, что в этих картонах с начала царствования он  | 
|собрал все бумаги, касающиеся процесса, "какой, - говорил Николай, - | 
|я хочу вести против рабства, когда наступит время, чтобы освободить  | 
|крестьян по всей империи". Для разработки этого вопроса в продолжение| 
|царствования составлялось несколько секретных или весьма секретных   | 
|комитетов; они обсуждали тяжелое дело; просматривая положение не     | 
|только крепостных, но и всех крестьян, вырабатывали проекты, большая | 
|часть которых оставалась неосуществленной.                           | 
|Нет надобности передавать деятельность этих секретных или весьма     | 
|секретных комитетов; достаточно только сказать, что в 1826 г.        | 
|составлен был первый секретный комитет для выработки нового положения| 
|"об устройстве всех состояний людей". Я сказал, что император сначала| 
|не чужд был некоторой мысли о реформе; комитет этот вырабатывал      | 
|проект устройства сословий; вопрос о крепостных крестьянах возбужден | 
|был запиской Сперанского, который теперь яснее смотрел на дело, чем в| 
|1808 - 1809 гг. Проект этот был уже приготовлен для подписи, но      | 
|предварительно был отослан в Варшаву к наместнику, великому князю    | 
|Константину, который вооружился против него, наделал много замечаний | 
|и тем остановил его распространение. Комитеты эти, впрочем, оставили | 
|следы своей деятельности в законодательстве по крепостному вопросу.  | 
|Чтобы понять эти следы, надобно представить себе в главных чертах    | 
|состав русского общества того времени. Возьмем данные VIII ревизии,  | 
|произведенной в 1836 г.; по этим данным, оказалось, что в Европейской| 
|России без Царства Польского и без Финляндии, но с Сибирью           | 
|народонаселение простиралось до 52 млн. Сельское население           | 
|по-прежнему решительно преобладало численностью над остальными       | 
|классами, именно в составе его считалось до 25 млн. крепостных       | 
|крестьян, принадлежавших или дворянам, или некоторым                 | 
|благотворительным и учебным заведениям, или частным фабрикам и       | 
|заводам (по закону Петра 1721 г.). Крестьян государственных с        | 
|удельными считалось миллионов 17 или 18 [Как мы знаем, удельные      | 
|крестьяне образовались из прежних дворцовых по Учреждению об         | 
|императорской фамилии 1797 г.; этой фамилии отчислено известное      | 
|количество крестьян, по преимуществу дворцовых, которые и названы    | 
|были удельными]; последних, по VII ревизии, было слишком 1 млн. душ  | 
|обоего пола. Все цифры, которые я излагаю, означают души настоящие, а| 
|не ревизские, т. е. души обоего пола. На все остальные классы,       | 
|следовательно, приходилось миллионов 9 - 10, считая здесь и военное; | 
|духовенства в том числе считалось 272 тыс. Трудно определить         | 
|количество городского я, состоявшего из купцов, фабрикантов, мещан и | 
|ремесленников; купцов трех гильдий считалось около 128 тыс.          | 
|Если вы представите себе по этим цифрам, как расчисленно было        | 
|общество, вы увидите, какой странный вид оно представляло. Высшие    | 
|сословия - гильдейские гражданские, гильдейские купцы, духовенство - | 
|представляли в численном отношении маленькие неровности чуть заметные| 
|нарывы на народном теле; между тем только эти неровности маленькие и | 
|пользовались полнотою гражданских прав; масса сельского населения    | 
|была в этих правах, так что на деле было мало разницы между казенными| 
|или вольными крестьянами. Так как всюду господствовал крепостной     | 
|принцип, то и крестьяне относились к дворянским исправникам или      | 
|коронным чиновникам - становым - почти так же, как крепостные        | 
|крестьяне к своему господину.                                        | 
|Теперь представим, что все это сельское население в части своих дел  | 
|ведалось особой своей администрацией или землевладельцами, или       | 
|чиновниками земской полиции и что общие правительственные учреждения | 
|ведали свободными, только высшим сословием. Какой социальный материал| 
|был у описанного сложного правительственного механизма, чем          | 
|собственно правили эти бюрократические учреждения - Государственный  | 
|совет, министерства и т. д.? Они правили ничтожной кучкой народа,    | 
|может быть миллионом с небольшим душ; вся остальная масса ведалась   | 
|своими особыми властями, и дело ее не доходило до общих учреждений.  | 
|Один администратор того времени, принявши в расчет численное         | 
|неравенство между свободными и несвободными людьми, рассчитал, что   | 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |