|третьему отделению поручены были дела высшей полиции под управлением |
|начальника, который был вместе и шефом жандармов (теперь это |
|отделение упразднено); четвертое отделение управляло |
|благотворительными воспитательными заведениями, начало которым |
|положено было императрицей вдовой Марией Федоровной; это - ведомство |
|императрицы Марии. При Николае существовало даже пятое отделение |
|собственной е. в. канцелярии - для подготовки нового порядка |
|управления и государственных имуществ, о чем мы скажем после. |
|ГУБЕРНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. |
|Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях, |
|даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному; |
|подверглось некоторым изменениям только управление сословное, |
|дворянское. Как мы знаем, дворянству было предоставлено учреждениями |
|1775 г. решительное господство в местном управлении. При императоре |
|Павле упразднены были некоторые из судебных и губернских учреждений; |
|при Александре было даже несколько расширено участие дворянства в |
|местном управлении; не передавая всех подробностей, укажу, что по |
|учреждениям 1775 г. судебные палаты (уголовная и гражданская, |
|служившие высшей инстанцией для сословных высших учреждений, например|
|губернского магистрата, верхнего земского суда) не имели сословного |
|характера, состояли из членов от короны. По закону 1780 г. |
|предоставлено было дворянству и купечеству выбирать по два заседателя|
|в обе палаты, которые действовали вместе с председателем и советником|
|от короны. По закону 1831 г. дворянству предоставлено было право |
|выбирать председателей обеих палат. Таким образом, и общий суд, |
|несословный, в губернии отдан был в распоряжение дворянства, но зато |
|было ограничено право участия дворянства в губернском управлении |
|установлением ценза. В губернских учреждениях 1775 г. на дворянских |
|съездах право выбора имел каждый потомственный дворянин или высший |
|штаб-офицерский чин. Положение 1831 г. точнее определяло участие |
|дворян в съездах и выборах: именно, одни дворяне могли участвовать в |
|съездах с голосом, другие - без голоса. Право участвовать с голосом |
|имел потомственный дворянин, достигший 21 года, имевший недвижимую |
|собственность в губернии, получивший на действительной службе по |
|крайней мере чин 14-го класса или служивший три года по дворянским |
|выборам, вот главные условия. Не удовлетворявшие им потомственные |
|дворяне участвовали в съездах без голоса. Притом и право голоса было |
|двоякое: одни дворяне подавали голос во всех делах, обсуждавшихся в |
|собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех |
|делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые |
|имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс. |
|десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах, |
|кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в |
|губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли. Один разряд дворян |
|имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос |
|через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так |
|чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и |
|выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. |
|усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой |
|дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал |
|по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана |
|поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который |
|назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского|
|собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское |
|управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное |
|управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и |
|ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с |
|коронными. До сих пор дворянство было руководящим классом в местном |
|управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство |
|стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским |
|орудием правительства. |
|Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и |
|губернское управление. Легко заметить, что этими переменами нарушено |
|было равновесие между тем и другим; центральное управление было |
|страшно расширено, и в нем получила необыкновенное развитие |
|канцелярия; местное управление осталось в прежней форме. Если мы |
|представим усиленную деятельность, какая внесена была императором в |
|учреждения, то нам понятен будет главный недостаток управления. Все |
|дела велись канцелярским порядком, через бумагу; размноженные |
|центральные учреждения ежегодно выбрасывали в канцелярии, палаты |
|десятки, сотни тысяч бумаг, по которым эти палаты и канцелярии должны|
|были чинить исполнение. Этот непрерывный бумажный поток, лившийся из |
|центра в губернии, наводнял местные учреждения, отнимал у них всякую |
|возможность обсуждать дела; все торопились очищать их: не исполнить |
|дело, а "очистить" бумагу - вот что стало задачей местной |
|администрации; все цели общественного порядка, который охранялся |
|администрацией, все свелись к опрятному содержанию писаного листа |
|бумаги; общество и его интересы отодвинулись перед чиновником далеко |
|на задний план. Все управление представляло громадный и не совсем |
|правильный механизм, который без устали работал, но который был |
|гораздо шире, тяжелее наверху, чем внизу, так что нижние части и |
|колеса подвергались опасности треснуть от слишком усиленной |
|деятельности в верхних. Чем больше развивался такой механизм, тем |
|менее оставалось у руководителей его возможности следить за действием|
|его частей. Никакой механизм не мог усмотреть за работой всех колес, |
|за их ломкой и своевременной починкой. Таким образом, руководство |
|делами уходило с центра вниз; каждый министр мог только, посмотрев на|
|всю эту громадную машину государственного порядка, махнуть рукой и |
|предоставить все воле случая; настоящими двигателями этого порядка |
|стали низшие чиновники, которые очищали бумаги. Этот недостаток и |
|выражен был самим наблюдательным императором, который сказал раз, что|
|Россией правит не император, а столоначальники. Такой вид |
|представляло здание бюрократизма, как оно было поставлено в это |
|царствование, т. е. как оно было тогда завершено. |
|РОСТ БЮРОКРАТИИ. |
|Достиг ли этот бюрократический механизм государственной цели лучше, |
|чем прежде, на это дает простой ответ одна цифра. В начале |
|царствования император пришел в ужас, узнав, что только по ведомству |
|юстиции во всех служебных местах им произведено 2 800 тыс. дел. В |
|1842 г. министр юстиции представил государю отчет, в котором |
|значилось, что во всех служебных местах империи не очищено еще 33 |
|млн. дел, которые изложены по меньшей мере на 33 млн. писаных листов.|
|Вот каких результатов достигло бюрократическое здание, завершенное в |
|это царствование. Накопление бумаг, однако, вовсе не улучшило |
|исправности и отчетности учреждений. Под покровом канцелярской тайны |
|совершались дела, которые даже теперь кажутся чистыми сказками. В |
|конце 20-х годов и в начале 30-х производилось одно громадное дело о |
|некоем откупщике; это дело вели 15 для того назначенных секретарей, |
|не считая писцов; дело разрасталось до ужасающих размеров, до |
|нескольких сотен тысяч листов. Один экстракт дела, приготовленный для|
|доклада, изложен был на 15 тыс. листов. Велено было, наконец, эти |
|бумаги собрать и препроводить из Московского департамента в |
|Петербург; наняли несколько десятков подвод и, нагрузив дело, |
|отправили его в Петербург, но оно все до последнего листа пропало без|
|вести, так что никакой исправник, никакой становой не могли ничего |
|сделать, несмотря на строжайший приказ Сената; пропали листы, подводы|
|и извозчики. |
|Столь развитой правительственный механизм требовал множество рабочих |
|рук. Царствование Николая I было временем развития чиновничества, |
|знати, табели о рангах. К сожалению, мы не имеем точных |
|статистических данных, чтобы судить о размножении чиновничества; |
|можно только понять, чего стоило казне содержание этого |
|административного рабочего люда. Сверх окладов, за особые заслуги, |
|чиновникам раздавали из казенных земель аренды обыкновенно на 12 лет,|
|как делается и доселе. До 1844 г. аренд выдавалось ежегодно разным |
|чиновникам [на] 30 тыс. [руб.]; определяя поземельный доход по 4%, мы|
|найдем, что арендная сумма равнялась 750 млн руб. (это только |
|добавочное вознаграждение чиновникам). Кроме того, чиновникам |
|раздавали за заслуги в собственность незаселенные, но доходные |
|казенные земли и угодья; до 1844 г. таких земель было роздано свыше |
|миллиона десятин. Вот что стоило государству содержание той |
|администрации, которая умела терять дела, изложенные на нескольких |
|сотнях тысяч листов. |
|КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС. |
|Я заметил, что новое правительство, действуя в консервативном духе и |
|бюрократическими средствами, не сняло с очереди поставленных вопросов|
|внутреннего устройства. Новый император с начала царствования имел |
|смелость приступить и к крестьянскому вопросу; но он разрешил вести |
|его тайно от общества, чисто бюрократическими средствами. В начале |
|царствования, под влиянием движения 14 декабря, в крестьянском |
|населении распространились слухи о скором освобождении. Чтобы |
|прекратить их, новый император издал манифест, в котором прямо |
|заявил, что в положении крепостных крестьян не будет сделано никакой |
|перемены, но при этом секретно было внушено через губернаторов |
|помещикам, чтобы они соблюдали "законное и христианское обращение" с |
|крестьянами. Мысль об освобождении крестьян занимала императора в |
|первые годы царствования, и он внимательно высматривал людей, которые|
|бы могли совершить это важное дело. Присутствие этой мысли у |
|императора обнаруживалось не раз; так, в 1834 г., беседуя с |
|Киселевым, император указал на большие картоны, стоявшие у него в |
|кабинете; он прибавил, что в этих картонах с начала царствования он |
|собрал все бумаги, касающиеся процесса, "какой, - говорил Николай, - |
|я хочу вести против рабства, когда наступит время, чтобы освободить |
|крестьян по всей империи". Для разработки этого вопроса в продолжение|
|царствования составлялось несколько секретных или весьма секретных |
|комитетов; они обсуждали тяжелое дело; просматривая положение не |
|только крепостных, но и всех крестьян, вырабатывали проекты, большая |
|часть которых оставалась неосуществленной. |
|Нет надобности передавать деятельность этих секретных или весьма |
|секретных комитетов; достаточно только сказать, что в 1826 г. |
|составлен был первый секретный комитет для выработки нового положения|
|"об устройстве всех состояний людей". Я сказал, что император сначала|
|не чужд был некоторой мысли о реформе; комитет этот вырабатывал |
|проект устройства сословий; вопрос о крепостных крестьянах возбужден |
|был запиской Сперанского, который теперь яснее смотрел на дело, чем в|
|1808 - 1809 гг. Проект этот был уже приготовлен для подписи, но |
|предварительно был отослан в Варшаву к наместнику, великому князю |
|Константину, который вооружился против него, наделал много замечаний |
|и тем остановил его распространение. Комитеты эти, впрочем, оставили |
|следы своей деятельности в законодательстве по крепостному вопросу. |
|Чтобы понять эти следы, надобно представить себе в главных чертах |
|состав русского общества того времени. Возьмем данные VIII ревизии, |
|произведенной в 1836 г.; по этим данным, оказалось, что в Европейской|
|России без Царства Польского и без Финляндии, но с Сибирью |
|народонаселение простиралось до 52 млн. Сельское население |
|по-прежнему решительно преобладало численностью над остальными |
|классами, именно в составе его считалось до 25 млн. крепостных |
|крестьян, принадлежавших или дворянам, или некоторым |
|благотворительным и учебным заведениям, или частным фабрикам и |
|заводам (по закону Петра 1721 г.). Крестьян государственных с |
|удельными считалось миллионов 17 или 18 [Как мы знаем, удельные |
|крестьяне образовались из прежних дворцовых по Учреждению об |
|императорской фамилии 1797 г.; этой фамилии отчислено известное |
|количество крестьян, по преимуществу дворцовых, которые и названы |
|были удельными]; последних, по VII ревизии, было слишком 1 млн. душ |
|обоего пола. Все цифры, которые я излагаю, означают души настоящие, а|
|не ревизские, т. е. души обоего пола. На все остальные классы, |
|следовательно, приходилось миллионов 9 - 10, считая здесь и военное; |
|духовенства в том числе считалось 272 тыс. Трудно определить |
|количество городского я, состоявшего из купцов, фабрикантов, мещан и |
|ремесленников; купцов трех гильдий считалось около 128 тыс. |
|Если вы представите себе по этим цифрам, как расчисленно было |
|общество, вы увидите, какой странный вид оно представляло. Высшие |
|сословия - гильдейские гражданские, гильдейские купцы, духовенство - |
|представляли в численном отношении маленькие неровности чуть заметные|
|нарывы на народном теле; между тем только эти неровности маленькие и |
|пользовались полнотою гражданских прав; масса сельского населения |
|была в этих правах, так что на деле было мало разницы между казенными|
|или вольными крестьянами. Так как всюду господствовал крепостной |
|принцип, то и крестьяне относились к дворянским исправникам или |
|коронным чиновникам - становым - почти так же, как крепостные |
|крестьяне к своему господину. |
|Теперь представим, что все это сельское население в части своих дел |
|ведалось особой своей администрацией или землевладельцами, или |
|чиновниками земской полиции и что общие правительственные учреждения |
|ведали свободными, только высшим сословием. Какой социальный материал|
|был у описанного сложного правительственного механизма, чем |
|собственно правили эти бюрократические учреждения - Государственный |
|совет, министерства и т. д.? Они правили ничтожной кучкой народа, |
|может быть миллионом с небольшим душ; вся остальная масса ведалась |
|своими особыми властями, и дело ее не доходило до общих учреждений. |
|Один администратор того времени, принявши в расчет численное |
|неравенство между свободными и несвободными людьми, рассчитал, что |
Страницы: 1, 2, 3
|