Меню
Поиск



рефераты скачатьЖан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации

университете при гуманисте К. Цельтисе. По окончании преподавал латинский

язык в Базеле. С жаром отдавался занятиям. Как гуманист и знаток был

известен еще до того, как стал реформатором. Дружил с Эразмом и другими

гуманистами. В начале своей духовной эволюции разделял многие убеждения

итальянских гуманистов Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Как и Лютер,

он посвятил себя духовной карьере: сначала был приходским священником в

Гларусе, а потом полковым священником и проделал два итальянских похода.

Пришлось ему быть и свидетелем швейцарского позора в битве под Мариньяно в

1515г., когда швейцарцы, подкупленные французами, изменили римскому папе.

Вскоре после этого он и начал агитационную деятельность, направленную

против наемничества и католической церкви. Первой открытой манифестацией

разрыва с католической церковью была проповедь в Эйнзидельне, небольшом

городке под Цюрихом, перед паломниками, пришедшими на поклонение к

чудотворной иконе. Цвингли высказался против путешествий к святым местам,

поклонения иконам, указывая, что есть только один небесный ходатай -

Христос. Сам он писал позднее, "Евангелие... я начал проповедовать в

1516г., когда еще ни один человек не слыхал даже имени Лютера". А

развернулась его реформационная деятельность в Цюрихе, где он занял

должность каноника. Здесь была сложная социально-политическая обстановка.

Это был единственный кантон, который под страхом тяжелых наказаний запретил

военное наемничество. Окончательно в цюрихской проповеди 1 января 1519г. он

уже набросал широкую картину религиозной реформации. За основу в ней было

взято учение об оправдании верой. Как и Лютер, он активно выступил против

индульгенций. По его настоянию городской совет не допустил в город торговца

индульгенциями Самсона, который играл в Швейцарии примерно такую же роль,

как и доминиканский монах Иоганн Тецель в Германии. В январе 1523г. Цвингли

опубликовал свои "67 тезисов", в которых дал сводку нового евангелического

вероисповедания. В условиях острой борьбы бюргерства с патрициатом и

дворянством, У. Цвингли разработал стройную и последовательную систему

реформы общественного строя и церковного устройства, получившую

систематическое отражение в "Комментарии к истинной и ложной вере" (1528),

а также в таких работах, как "О божественной и человеческой справедливости"

(1523), "Об истинной и ложной вере" (1525), "Изложение христианской веры"

(1531). Эта система имела много общего с лютеранством (Священное Писание

как единственный источник слова Божьего, Оправдание верой, отрицание

необходимости посредничества католической церкви, индульгенций, икон,

мощей, постов, монашества, целибата, пышности культа и т. д.). Если М.

Лютер на первые места ставил тезисы об оправдании верой и Священном Писании

как единственном источнике Слова Божьего (sola fide, sola scriptura) и

достаточно прямолинейно и жестко выделял внешнюю и внутреннюю религиозность

в жизни человека, то Цвингли был более терпим. Для него характерны

гуманность и определенная диалектичность. Он старался не разделять

категории, а синтезировать их. Разум и вера, божественное право и

естественное, природа и общество были для него не противоположностями, а

лишь разными сторонами одного явления. Отсюда и вытекал его тезис "Верю,

чтобы познать", по форме напоминающий тезис Ансельма Кентерберийского

("Сначала верить, потом понимать"), но наполненный новым содержанием и

рационализмом. Центральное место в его доктрине занимает идея божественного

провидения. Он настаивал на предопределении судьбы человека. Божественное

предопределение рассматривалось им как составная часть провидения, оно не

было персонифицировано и могло распространяться на всех подлинных членов

истинной церкви. В то же время для цвинглианства были характерны

республиканизм, более жесткая и последовательная критика католицизма и

решительность в проведении социальных и политических реформ. Цвингли

решительнее М. Лютера выступал против обрядовой стороны католического

культа и проводил идею "дешевой церкви". Он пошел дальше по пути,

проложенном Лютером, и отказался даже причастие и крещение рассматривать

как таинства: они рационалистически толковались им не как средство передачи

"благодати божьей", а лишь как символы. Причастие - это воспоминание о

"тайной вечере", во время которой Иисус Христос поведал ученикам о своих

предстоящих страданиях во искупление грехов человечества. Во многом это

развитие идей нидерландских богословов Вессела Хансфорта и Корнелиса Хуна.

Это свидетельствует о том, что Цвингли принадлежал "к той гуманистической

культуре, в которой превалировал рационализм с сильно выраженным

швейцарским патриотизмом (последнее привело к тому, что он выделял жителей

Цюриха, считая их избранными)" (78, т. 2. с. 298). Уже одно это делало

цвинглианство и лютеранство непримиримыми. Эволюция реформации от

схоластики ко все большему рационализму и прагматизму, светскости

мировосприятия видна и из понимания Цвингли некоторых догматов. Так,

например, касаясь темы греха, корни его он видит в себялюбии (эгоизме), а

обращение для него "просветление ума": "Те, кто верят в Христа,

превращаются в новых людей. Каким способом? Может быть, оставляя старое

тело для того, чтобы облечься в новое? Конечно нет, старое тело остается.

Остается, таким образом, вместе с болезнями? Остается. Что же обновляется

тогда в человеке? Ум. Но каким образом? Вот таким: вначале он не знал Бога,

но там, где есть незнание Бога, там торжествует плоть, грех; после того,

как человек распознает Бога, он действительно понимает все и внутри себя, и

вовне. И презирает, все это узнав. Поэтому происходит то, что все дела,

даже такие, что до этого времени привыкли оценивать как хорошие, считаются

теперь не имеющими никакой ценности. Когда, таким образом, через озарение

небесной благодатью ум человеческий узнает Бога, сам человек становится

новым"(цит. по: 78, т. 2, с. 299). В понимании Бога Цвингли близко подходит

к пантеизму. Он толкует его как "Тот, который есть", но бытие вещей и есть

бытие Бога, ибо Он извлек все существующие вещи при творении из своей же

сущности: "...если бытие вещей не таково, как если бы они были сами по

себе, не следует ли сделать вывод, что ничего нет, что было бы не

божественной природы: это действительная сущность всех вещей" (Цит. по: 78,

т. 2, с. 299). Особо подчеркивает Цвингли важность предопределения, которое

непосредственно связано с провидением. Именно наличие веры говорит об

избранности человека. Все верующие как избранные равны между собой.

Сообщество верующих учреждается и в качестве политического сообщества.

Таким образом, "религиозная реформа превращается в теократическое понятие"

(78, т. 2, с. 299). Эти идеи в более четком, развитом и развернутом виде мы

увидим и в кальвинизме.

Княжеской

лютеровской

реформации

Цвингли противопоставил республиканское устройство своей церкви. В отличии

от М. Лютера, разграничившего духовную и светскую сферы (учение о духовном

и светском порядках), Цвингли признавал роль "божественной справедливости"

и в мирской жизни, а также возможность, а при определенных условиях и

необходимость политических и социальных перемен. Обязанность их

осуществлять он возлагал на светскую власть. Проповедники - светские лица,

руководители общин выбираются прихожанами, а церковь в целом подчиняется

выборным властям - магистрату г. Цюриха. Жизнь общины и нравы ее членов

строго регламентировались, нередко в соответствии с суровыми ветхозаветными

предписаниями. Нерабочими днями объявлялись лишь воскресенья и

предназначались не для безделья, а для молитвы и воспитания детей в духе

благонравия и истинной веры. Необходимость государства и законов Цвингли

выводил из догмата о первородном грехе. Светские власти и законы созданы по

Божьей воле для пресечения пороков и преступлений. Следуя политическим

взглядам Аристотеля, он лучшей формой государства считал аристократическую.

Политический строй в Цюрихе обретал теократический характер. Отсюда более

радикальными оказались и его социально-политические воззрения, отражавшие

специфические швейцарские черты реформации. Исходным тезисом его социально-

экономического и этического учения был такой тезис: все, чем владеют люди,

в том числе и богатство, есть милость Божья, и надо уметь этим благочестиво

распоряжаться. Цюрихский реформатор отстаивал мелкую собственность, резко

отрицательно относился к военному наемничеству, ростовщичеству и

крепостничеству. Идеалом его был скорее патриархальный социально-

экономический уклад, хотя будущее Швейцарии он видел в централизованном

государстве, находящемся под гегемонией Цюриха. Цвингли проявил себя как

убежденный и решительный республиканец. Заявляя о том, что светская власть

должна опираться на "божественные законы", он оставлял за народом право не

повиноваться власти, если она попирала эти законы и становилась

тиранической. Евангелие Христа не направлено против власти, а, наоборот,

служит ее укреплению, наставляет на путь истинный и объединяет с народом

"до тех пор, пока власть действует по-христиански", т. е. не вступает в

противоречия с принципами евангелизма. Тираны могут быть смещены, но не

путем восстания, а на основе единодушного согласия всего народа. Покорность

тиранам есть грех перед Богом. Цвингли призывал возвратиться к чистоте

нравов и простоте жизни "доброго старого времени", к обособленности

цюрихской общины. В 1522г. он отказывается от сана священника, вступает в

брак и вскоре открыто порывает с католицизмом. На диспуте 1523г. он наносит

сокрушительное поражение своим оппонентам-католикам и, опираясь на свои

"67тезисов" (1522), начинает осуществлять реформу церковного и

политического устройства в Цюрихе. Были закрыты монастыри и секуляризовано

церковно-монастырское имущество в пределах кантона. Повинности бывших

монастырских крестьян сохранились, но использовались для нужд городской

благотворительности и образования, переданных в руки светских властей. В

1524г. из церквей были удалены иконы и мощи святых. Прекратилось служение

мессы, введено причащение под обоими видами для мирян. Решительно были

запрещены ростовщичество, военное наемничество и получение пенсий от

иностранных монархов. Новая церковная организация стала подчиняться

городскому магистрату, а патрициат и дворянство вытеснялись из городского

управления (вместо олигархического Малого Совета стал править Большой

Совет, где доминировали цехи). Было также введено богослужение на немецком

языке и проведена секуляризация церковного имущества. Евангелические

реформаторы организовали культ еще более просто, чем Лютер. Тот сохранял

орган и пение, статуи, а цвинглианцы упраздняли все. Церковь сводилась к

кафедре, с которой говорит проповедник, церковное богослужение - к

проповеди и совместной молитве. Вокруг секуляризации церковного имущества

разгорелась настолько безобразная спекуляция, что городской совет Цюриха в

1528г. издал даже особое постановление с целью унять горожан, занявшихся

бойкой перепродажей церковной утвари и предметов культа.

Реформация в Цюрихе была завершена в основном в 1524-25гг., а вскоре

цвинглианство распространилось и победило в Берне, Базеле, Шафгаузене,

Гларусе, Золотурне, Биле и Санкт-Галлене, которые объединились с Цюрихом в

союз евангелических кантонов(1527).

В 1529г. ландграф Филипп Гессенский и некоторые другие немецкие князья

подняли вопрос о примирении цвинглианства и лютеранства с целью заключения

союза против императора Карла V. Была устроена встреча Лютера и Цвингли в

Марбурге. Переговоры шли тяжело и во время них Лютер прямо заявил: "Ваш дух

и наш дух несогласны между собой".

Одним из естественных следствий цвинглианской реформации стало и

крестьянское движение в кантоне. Еще в заключительном тезисе "67 тезисов"

Цвингли заявил, что "готов вести свободное обсуждение с теми лицами,

которые выдвигают вопросы относительно обоснованности чиншей, десятин,

крещения детей и причащения", т. е. дал понять, что готов к диалогу с

различными социальными силами и уступкам крестьянским антифеодальным

требованиям. Но магистрат действовал осторожнее и потому порученную ему

евангелическую реформу Цвингли выполнял частично и постепенно. Повинности

бывших монастырских крестьян, как уже говорилось, сохранились, но

использовались для нужд городской благотворительности и образования,

переданных в руки светских властей, чем вбивался клин между крестьянством и

городским плебсом. Особенностью реформации Цвингли было то, что вся реформа

проходила под надзором и при деятельном участии городских властей, которым

подчинялась церковная организация. Это приводило к единообразию культа и

его принудительности для всех граждан. Церковь и государство сливались

здесь воедино. Административные распоряжения городских властей носили

религиозную окраску. Суровость и решительность действий городского совета в

отношении военного наемничества привели к тому, что позиции городского

патрициата и дворянства оказались сильно подорваны. Цвинглианцам

решительную поддержку оказали ремесленные гильдии. Был реформирован

городской магистрат. В 1524г. произошло два религиозных диспута, в которых

победил Цвингли. Но выявились постепенно новые его противники. Это прежде

всего анабаптисты ("перекрещенцы"), отвергавшие в знак протеста против

церковных и государственных устоев установленное Римом крещение. Идейные

истоки этого течения коренятся во взглядах У. Цвингли. Он, основываясь на

том, что Священное Писание не дает основания для католических ритуалов и

месс, предложил Городскому Совету Цюриха вместо месс соблюдать Вечерю

Господню. Городской Совет выступил резко против и Цвингли отступил. Тем не

менее некоторые его последователи протестовали против компромисса,

поскольку, по их мнению, учение Священного Писания должно выполняться в

жизни христианина независимо от одобрения светских властей и городского

совета. Во главе этой группы встали Конрад Гребел (1495 - 1526) и Феликс

Манц (1498 - 1527). Они вначале безуспешно пытались убедить Цвингли в

непоследовательности, затем отошли от него. К. Гребел упрекал Цвингли в

том, что тот ориентируется на имущие классы. Занявшись совместным глубоким

исследованием Священного Писания, они пришли к выводу, что церковь,

организованная по новозаветному образцу, может состоять только из

возрожденных верующих и призывали давать крещение только в случае

сознательного исповедания веры. Цвингли критиковал своего бывшего друга Ф.

Манца и закончилось все тем, что последнего утопили в реке в Цюрихе.

Обвинение в адрес Манца звучало так: "Потому что он, вопреки христианским

обычаям и традициям, практиковал перекрещивание... и признался в желании

собрать вместе тех, кто хотел принять Христа и следовать за ним,

присоединив их к себе через крещение... Таким образом, и он сам и его

последователи отделились от христианской церкви и основали свою собственную

секту... Это учение приносит вред всему христианству, а также грозит

восстанием и подстрекательством к мятежу против государства". () Цвингли

резко осуждал покушения анабаптистов на собственность и утверждал, что

обобществление имуществ есть нарушение заповеди "не укради".

Выявилось и новое радикальное направление, объединившееся с анабаптистами.

Они доводили до логического конца положения Цвингли. Если тот выдвигал

требование пресечь злоупотребления в отношении десятины, они отрицали

десятину и налоги вообще. Если Цвингли осторожно говорил о целесообразности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.