христианской вере" (Christianae religionis institutio). Слово institutio (с
1654г. употребляется форма множественного числа institutiones) традиционно
использовалось латинскими юристами или авторами различных христианских
компендиумов на самые разнообразные темы (Лактанцием, Амвросием
Медиоланским, Исидором Севильским, Павлом Диаконом, Гинкмаром, Бернаром
Клервосским и др.). Незадолго до Кальвина это слово использовали Эразм
Роттердамский (Institutio principis Christiani, 1516) и Гийом Бюде
(L'Institution du prince, 1516). Пока Кальвин заканчивал свое произведение
(с января по лето 1535г. ), он внимательно следил за развитием событий во
Франции. Гонения на протестантов достигли своего апогея именно в этот
период. В это же время на северо-западе Германии революционное
анабаптистское движение вылилось в Мюнстерскую коммуну. Чтобы доказать
непричастность "истинно верующих" к подобного рода эксцессам и убедить
короля в мирных целях их духовных исканий, Кальвин оформляет свое сочинение
в виде "исповедания" с посвящением его французскому королю.
Произведение Кальвина первоначально состояло всего из 6 глав, но шестое,
прижизненное, издание 1559г. состояло уже из 4 книг, подразделявшихся на 80
глав. За каждым латинским изданием обычно следовал его французский перевод.
Это сочинение сразу создало Кальвину славу одного из крупнейших богословов
эпохи.
Центральное произведение Кальвина все еще не существует в переводе на
русский язык, хотя и цитируется изредка в разного рода статьях и книгах.
При написании данной магистерской работы было использовано издание Джона Т.
Макнейла. Оно представляет из себя специально подготовленный для
"Библиотеки христианской классической литературы" перевод, сделанный Фордом
Льюисом Баттлсом, профессором Хартфордской Богословской Семинарии (США, шт.
Коннектикут). Это достаточно авторитетное в кругах специалистов издание,
тщательное подготовленное и основательно прокомментированное.
К сожалению, остались недоступны другие сочинения Жана Кальвина. Тем не
менее выбранные для анализа проблемы получили достаточно полное освещение в
указанном источнике. Использовался также широкий круг текстов того времени,
опубликованных в разное время и в разных формах.
В силу указанных причин в данной работе совершенно не ставилась задача дать
полный и всесторонний анализ мировоззрения и деятельности Жана Кальвина.
Были выбраны только те проблемы и темы, которые можно осветить на имеющемся
круге источников и литературы. Это не значит, однако, что выбор тематики
обусловлен только этим фактором. Выбранные проблемы позволяют в общих
чертах представить то новое и специфическое, что нес с собой кальвинизм в
культуру своего времени. Проанализированы представления Ж. Кальвина о
современных ему культурных процессах, его отношение к Библии, церковной
организации и смыслу существования человека. Именно это прежде всего
является оригинальным в протестантизме в целом и кальвинизме в особенности.
Сделана попытка на конкретных примерах продемонстрировать и отличие
кальвинизма от остальных форм протестантизма, хотя отдельно такая проблема
и не ставилась.
Реформация: определение понятия, место в политической и идеологической
истории, предпосылки и итоги.
Реформация - одно из крупнейших и важнейших событий всемирной истории,
оказавшее исключительное влияние на конфессиональную ситуацию в Европе,
расстановку политических сил, социальные процессы и культуру. Реформация,
как широкое и сложное по своему социальному и этническому составу социально-
политическое и идеологическое движение, имело форму борьбы против
католической церкви и основ феодального общества. Оно охватило в 16 -
середине 17 вв. большинство стран Западной и Центральной Европы.
"Готовилось" же это движение гораздо раньше: "Все великие и крупные
события, отмечающие новую эпоху в истории человечества, могут быть
сравниваемы с могучими деревьями, корни которых глубоко ушли в землю, на
которой они растут, и которая их питает. Только те стремления, которые
медленно созревали, только те потребности, которые долго вырабатывались и
создавались, могут увлечь за собою к еще не ясной цели многочисленные
нации, целые общественные классы. Мы жестоко ошиблись бы, если бы стали
искать в отдельных фактах, как бы важны они ни были, или в преходящих
явлениях, причины умственных, социальных и политических революций, которые
потрясали мир. Напротив, все эти причины, по происхождению своему всегда
очень сложные и разнообразные, развивались в течение многих столетий. В
истории человечества жатва заставляет себя долго ждать. Проходят века
прежде чем взойдет и распустится то, что было посеяно в большинстве случаев
без определенного намерения и даже бессознательно. Но мало по малу новый
дух проникает и наполняет собою старые формы для того, чтобы в конце концов
разбить или уничтожить их. Таким образом великая религиозная реформа XVI
века явилась равнодействующей многих сил, которые, будучи не всегда видимы,
тем не менее давно уже подтачивали средневековую Европу. От этого их
окончательный результат, их взрыв, должен был стать только еще сильнее и
внезапнее" (101,с.3-4).
Название происходит от латинского reformatio (преобразование, исправление).
Первоначально этот термин употреблялся как синоним всякого преобразования и
улучшения. В 14-15вв. речь шла о реформации монастырей. В рамках возникшего
в конце 14 - начале 15вв. под влиянием "великого раскола" (1378-1417) в
высших церковных слугах и в кругах светских феодалов соборного движения
обсуждалась необходимость реформации католической церкви "в главе и членах"
(reformatio in capite et membris). В Германии перед началом реформационного
движения были в большом ходу проекты государственных и общественных
преобразований. Саксонский курфюрст Фридрих III (1463-1525), прозванный
Эразмом Роттердамским Мудрым, принимал активное участие в проведении
"имперской реформе"(Reichsreform), проявлял веротерпимость, не порывая с
католической церковью. С его именем оказалось связано сочинение под
названием "Реформация Фридриха III". Сочинение "Реформация императора
Сигизмунда" - политический памфлет неизвестного автора, вероятно,
представителя бюргерской среды, появившийся в 30-х годах 15в., представлял
проект государственного устройства Германии. В нем содержалось требование
церковной реформы (сокращение численности духовных лиц и их доходов,
ограничение роли церкви), являвшееся частью комплекса мер, направленных на
подчинение церковного устройства предусмотренным в памфлете политическим
преобразованиям и установление государственного единства страны.
С конца 17в. термин "Реформация" начинает пониматься как религиозное
преобразование в протестантском духе. Немецкий историк Леопольд фон Ранке
впервые выделил "эпоху Реформации", обозначив ее 1517-1555гг. и отделив от
последующей "эпохи контрреформации". Ныне хронологические рамки Реформации
понимаются по разному. Иногда выделяют 16 - сер. 17вв. (105, т.3,с.471).
Разным в исторической литературе является и понимание сути и смысла
Реформации. Историей Реформации занимаются многие общества по истории
религии и церкви, специальные общества по истории Реформации в ФРГ и США,
отдельные исследователи. Наибольшее внимание привлекают обычно так
называемые "великие реформаторы" (М. Лютер, Ж. Кальвин, Эразм Роттердамский
как представитель "христианского гуманизма"). Поэтому основное место в
исследованиях занимают теологические проблемы. В большинстве работ
Реформация понимается как чисто или преимущественно религиозное движение, а
причины ее выводятся из внутреннего развития религии и церкви. Так,
например, французский протестантский ученый Э. Леонар в своей работе
"Histoire generale du protestantisme" (t.1. La Reformation. P., 1961)
причины Реформации объясняет стремлением верующих к спасению своих душ
помимо и вне католической церкви, которая вследствие схизмы и соборного
движения к концу 15в. потеряла способность служить посредником между Богом
и человеком. Другое направление, идущее от Л. фон Ранке, связывает
Реформацию с политической историей, в первую очередь с историей государства
(немецкие историки Г. Белов, Г. Риттер). Они провозглашают Реформацию в ее
лютеранской форме началом Новой истории и противопоставляют "эпоху
Реформации" "эпохе рационализма и Просвещения". Русский историк Н. И.
Кареев писал: "Как событие важное и в политическом, и в культурном, и в
социальном отношениях, и притом событие с характером общеевропейским,
Реформация в истории нового времени может быть сопоставлена только с
французской революцией; позволительно даже всю историю нового времени
разделить на периоды реформационный и революционный" (105, т.3,с.471). С
идеями Реформации они связывают возникновение "государства нового времени"
и нового этапа в истории международных отношений. Марксистская точка зрения
впервые была обоснована в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Здесь под
Реформацией понимается широкое общественное движение, связанное с
глубинными процессами, которые происходили в социальной и экономической
жизни Западной Европы 16в. Марксистские историки подчеркивают связь
религиозных требований Реформации с интересами зарождавшихся новых классов:
"Самые общие, глубинные причины, вызвавшие Реформацию, связаны с
разложением феодального способа производства в Западной Европе, с
зарождением в недрах феодализма новых, капиталистических отношений и новых
классов, с обострением в этих условиях социальных противоречий и
антифеодальной борьбы, которая приобретала в этих условиях новый характер.
Реформация представляла собой первый удар по феодализму. В силу
религиозного характера средневековой идеологии он оказался направленным еще
не непосредственно против феодального государства, политической надстройки
феодального общества, а против его религиозной надстройки - католической
церкви, являвшейся неотъемлемой составной частью феодальной системы и
дававшей религиозную санкцию существовавшему феодальному строю"
(84,стб.23).
В 19-20вв. оформляется еще несколько направлений в исторической науке.
Немецкий историк Карл Гаген в своем сочинении"Литературные и религиозные
отношения Германии в эпоху Реформации" (1841-1844) попытался показать
Реформацию как культурный процесс, протекавший в непосредственной связи с
гуманистическим движением. Вильгельм Циммерман положил начало изучению
Реформации с социальной точки зрения, уделив особое внимание роли народных
масс в ее истории. В начале 20в. под влиянием марксизма возникло течение,
которое устанавливало связь между Реформацией и социальными процессами того
времени,
генезисом
капитализма.
Особенно
интересна религиозно-социологическая теория М. Вебера, работы Э. Трельча,
Р. Тоуни и др.
Причины, породившие Реформацию, сложны и многогранны. Реформация была не
только причиной новых, но и следствием прежних событий и процессов.
Произошел целый ряд изменений в жизни европейского общества. Цивилизацию
древнего мира иногда называют потамической (от греч. "потамос" - "река"),
ибо она была связана преимущественно с речной системой. Средневековая
цивилизация была связана со Средиземным и Балтийским морями и может быть в
этом случае названа талассической. Великие географические открытия
возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями стали
океанские дороги. Латинская культура в католическом и протестантском
вариантах стала распространяться по всему земному шару. Вместо аморфного
"единого христианского мира" стали складываться территориальные
национальные государства. Некоторые из правителей этих государств активно
поддержат Реформацию. Они противились юрисдикции римского папы на своей
территории. Национальный правитель и его гражданские чиновники находились в
противоречии с интернациональной религиозной иерархией Римской церкви. Если
в средние века экономика стран Европы основывалась на сельском хозяйстве,
то к 16в. широкое развитие городов, открытие новых рынков, бурное развитие
торговли, которая все больше становится интернациональной, хозяйственная
специализация отдельных европейских территорий, начало складывания
колониальной системы, развитие книгопечатания свидетельствовали о
формировании новой экономической ситуации в Европе. Начинают развиваться
новые социальные слои и ведущую роль в новом обществе играют
предприниматели, купцы, фермеры. Именно эти представители так называемого
среднего класса в основном и поддержали изменения, совершавшиеся
Реформацией в Европе. Общественное развитие средневековой Европы и ее
культура логично сочетались со специфическим мировоззрением, основным
носителем которого была католическая церковь. Однако экономическое и
техническое развитие, появление опытных наук и усложнение социальной жизни
разрушало систему католических идей. Европа после длительного периода
преобладания аграрной экономики возрождала городскую экономику, которая с
каждым столетием начинает играть все более заметную роль. На первый план
выходит человек с его прагматизмом, рационализмом и сугубо светским
взглядом на окружающий мир. Неудивительно, что в этих условиях Европа
обращается к тому времени, когда средиземноморская цивилизация развивалась
преимущественно как торговая и потому особенно интересуется античной
культурой, стремится к ее возрождению. В различных европейских странах
широко распространяется гуманистическое движение. "Интеллектуальные
изменения, внесенные Возрождением как к северу, так и к югу от Альп,
создали интеллектуальное мировоззрение, которое благоприятствовало развитию
протестантизма" (45,с.223). Эти "люди с пробужденным рассудком и мирским
мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их
времени в лице католической Церкви" (45,с.228). Бурное экономическое
развитие приводило также к росту благосостояния господствующих классов, что
имело естественным следствием развитие внешних жизненных удобств,
распространение комфорта. "Не случайно поэтому, - пишет С. Д. Сказкин, -
что Возрождение наиболее яркое и раннее выражение получило в архитектуре и
художественном ремесле, затем в изобразительных искусствах и лишь позже - в
литературе и умственной культуре вообще" (85, с. 177). Таким образом, "в
течение жизни одного поколения между открытием Америки (1492) и выдвижением
Лютером 95 тезисов у Церкви в Виттенберге (1517) произошли или начали
происходить поразительные изменения. Статичность средневековой цивилизации
сменилась динамизмом современного общества" (45,с.224).
К началу 16в. можно говорить и о крупнейшем кризисе римско-католической
церкви, который проявился в области учения, культа, институтов, ее роли в
жизни общества, в нравах духовенства. "Казалось, что кровь перестала течь
по сосудам Церкви" (55,с.12). Все общество того времени требовало
преобразования церкви "в главе и членах", а именно отказа церкви от
претензий на светскую власть, соблюдения церковных законов, ужесточения
дисциплины клира, улучшения нравственности, отказа от излишеств схоластики,
уничтожения индульгенций, распространения в народе религиозного
образования, восстановления благочестия в церкви и т. п. Необходимость
таких реформ доказывали даже ученые богословы. Одним из центров
предреформационного движения был Парижский университет. Из него вышли такие
поборники реформ, как канцлер университета Жан Жерсон (ум. 1429), ректор
университета Никола фон Клеманж (ум. 1440) и др. Некоторые вопросы
поднимались в рамках соборного движения, в том числе и на знаменитых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|