соборах в Пизе, Констанце и Базеле. Выступили и отдельные реформаторы. В
Англии со своими критическими сочинениями выступил Джон Виклиф, учение
которого было осуждено как еретическое на соборах в Лондоне (1382),
Риме(1412), Констанце(1415). По решению последнего собора был сожжен
вынутый из гроба скелет Виклифа. В Англии сформировалось широкое идейное
течение лоллардов, среди которых были представители и низов и верхов
общества. Идеи Д. Виклифа пустили глубокие корни не только в Англии, но и в
других странах. Чешские последователи Яна Гуса и Иеронима Пражского
(гуситы) в рамках религиозного учения решали многочисленные социально-
политические, национальные и культурные проблемы. В силу этого они делились
на разные группы (калликстины-чашники, утраквисты, причащавшиеся под обоими
видами, табориты, богемские или моравские братья). С именем итальянца
Джироламо Савонаролы связано стремление "нравственно переделать" общество
на основе пророческой идеи. Но могущество католической церкви, господство
средневекового мировоззрения и связанной с ним идеологии, многовековой опыт
борьбы папства с ересями и свободомыслием сдерживали натиск "бури". И тем
не менее эти попытки проложили путь будущей реформации. В новых условиях
16в. движение против католической церкви приобрело общеевропейское
значение.
Реформаторы выдвинули свои требования прежде всего в религиозной области.
Они выступили с утверждением, что человек для спасения своей души не
нуждается в посредничестве церкви (в ее католическом понимании). Спасение
достигается не внешним проявлением религиозности ("добрыми делами"), а лишь
внутренней верой каждого. Этот принцип "sola fide", "оправдания верой"
впервые был четко сформулирован Мартином Лютером. Вторым основным
положением всех без исключения реформационных течений был принцип "sola
scriptura": Священное Писание провозглашалось единственным источником Слова
Божьего и в качестве такового отрицалось Священное Предание. На основе этих
двух положений происходило отрицание многих черт и институтов католической
церкви (иерархии, многих таинств, целибата, ангелов, культа святых и
богоматери, пышности культа, латинского языка в богослужении и в Библии,
многих религиозных праздников, монастырей, монашества и т.д.). Объявлялось
священство всех верующих, право и обязанность каждого христианина изучать
Библию, появлялись демократическая организация общины и фигура пастора.
Важную роль в реформационных системах играло также обращение к
раннехристианской церкви и ее учению.
Реформационное движение отличалось большой сложностью. В нем так или иначе
приняли участие различные классы и социальные группы, которые вкладывали в
критику католической церкви различное содержание и преследовали разные
цели. Для народных масс начало борьбы против католической церкви послужило
сигналом против власти феодалов. Существовали и серьезные различия между
реформационными настроениями, ходом реформации и ее итогами в отдельных
странах. В ряде стран реформационное движение было использовано феодалами в
интересах либо укрепления королевской власти (скандинавские страны,
Англия), либо даже сепаратизма (немецкие князья, французские феодалы).
В целом реформационное движение было важным историческим этапом. В ряде
стран Реформация оказалась связанной с буржуазными революциями (Нидерланды,
Англия) или повлияла на них (Франция). На территории так называемой
"германской" Европы католическая церковь утратила свое господствующее
положение. Здесь возникли и широко распространились протестантские церкви.
В результате секуляризации церковных земель экономическое могущество
католической церкви было коренным образом подорвано. Новые церкви здесь
оказались в той или иной степени связаны с государством. Была сломлена и
духовная диктатура католической церкви. На "латинском" юге Европы позиции
католической церкви тоже оказались потеснены. Новые формы морали и
нравственные принципы получили свое идеологическое обоснование. Получили
теоретическую базу идеи демократии, республиканизма, индивидуализма,
энергичности и предприимчивости.
Реформация в Швейцарии: предпосылки, ход, специфика, итоги и значение.
Реформация не ограничилась только Германией. В 20-е и особенно в 30-е годы
16в. лютеранство проникает в Швецию, Норвегию и Данию. В Прибалтике с 1525
г. Прусский орден был секуляризован и превратился в светское герцогство
Пруссию. Лютеранство появляется в отдельных районах Англии, Франции, Польши
и Венгрии.
Но особенно благоприятную почву Реформация нашла в соседней Швейцарии и
именно здесь сделала следующий шаг в идеологическом и организационном
отношениях. Здесь были выработаны новые системы протестантизма и созданы
новые реформационные церковные организации.
Как самостоятельное государство Швейцарский союз в форме конфедерации
зародился в конце 13 века и окончательно сложился к началу 16в. после
двухсотлетней освободительной борьбы против гнета австрийских Габсбургов.
Ядром его стало созданное в 1291г. объединение трех "лесных" кантонов Швиц,
Ури и Унтервальден, контролировавших имевший большое торговое значение Сен-
Готардский проход, связывавший Италию с остальной Европой. Эти кантоны
начали освободительную борьбу против австрийского владычества. К этому
объединению постепенно присоединялись другие кантоны (1332-Люцерн, 1351 -
Цюрих, 1352 - Цуг, Гларус, 1353 - Берн, 1481 - Фрейбург, Солотурн, 1501 -
Базель, Шаффгаузен, 1513 - Аппенцелль), "союзные земли" (Биль, Герсау, Сен-
Галлен, Ротвейль, Мюльгаузен, Женева, Невшатель, Граубюнден, Валлис) и
фогтства (подвластные территории), которыми владел союз в целом или тот или
иной отдельный кантон. Число полноправных кантонов достигало тринадцати:
семь городских, пять сельских ("лесных") и один смешанного типа (Цуг).
Население Швейцарии в первой половине XVI в. Насчитывало около 900 тыс.
чел. Возникновение самостоятельной Швейцарии датируется 15 ноября 1315г.,
когда швейцарцы в битве при Маргартене нанесли решительное поражение
имперским войскам. В этой борьбе за независимость и в больших войнах 15в. в
Европе Швейцария проявила себя как реальная и достаточно могущественная
сила, оказывавшая влияние на исход военных кампаний и судьбу государств.
Именно швейцарцы в 1477г. покончили с существованием Бургундского
государства. В 1499 г. они разгромили войска немецких князей и по
Базельскому миру добились фактической независимости конфедерации от
Священной Римской империи, которая была юридически закреплена договором
1511г.
Оппозиция Габсбургам со стороны Швейцарии объясняется особенностями ее
исторического развития. Она представляет собой совокупность горных
областей, которые, в силу своего географического положения, были
естественным образом защищены от вторжения вооруженных сил как с севера,
так и с востока. Уже благодаря одному этому феодализм в Швейцарии не мог
пустить прочных корней. Ввиду ее отрезанности от внешнего мира в ней
сохранились формы родового устройства и община. Процесс разложения родовой
общины внутри страны затянулся на чрезвычайно долгое время. По этой причине
победа Швейцарии не была победой буржуазного строя над феодальным. Это была
на первом этапе победа дофеодальных отношений над тем зрелым феодализмом,
который был представлен в остальных владениях Габсбургов. Но с 14в.
положение начинает меняться в связи с тем, что Швейцария становится
транзитным пунктом, через который осуществляется торговля Италии и
заальпийской Европы. Наряду с горными областями, живущими замкнутой жизнью,
начинают возникать новые швейцарские города. В противоположность немецким и
даже итальянским швейцарские города почти не знали над собой власти
феодалов.
По своей структуре Швейцарский союз являлся конфедерацией. Верховным
органом ее являлся Тагзатцунг - регулярно собиравшаяся коллегия
представителей полноправных земель, которые с 15в. именовались кантонами.
Постоянных органов центральной власти не было и общие вопросы решались
полномочными депутатами кантонов на общесоюзных сеймах (тагзатцунгах).
"Союзные земли" не имели права голоса и их интересы представляли союзные
кантоны, являвшиеся гарантами их территориальной неприкосновенности.
Господствовал принцип единогласия. В спорных ситуациях прибегали к
посредничеству. С конца XVв. приоритет в Тагзатцунге принадлежал Цюриху. В
нем хранилась документация, велась иностранная переписка и его депутаты
обычно председательствовали на заседаниях. Кантоны и союзные земли были
автономны во внутренних делах, имели регальные права, включая сбор налогов
и чеканку монеты, и могли заключать союзы с иноземными державами и между
собой, если эти договоры не угрожали безопасности конфедерации в целом или
союзным соглашениям. В городах сложилась система самоуправления: большие и
малые советы, бургомистры, судебные коллегии шеффенов. Положение фогтств
было бесправным. Они, как правило, были захвачены у соседей (Австрии,
Милана, Савойи) и управляли ими фогты, назначавшиеся конфедерацией или
кантоном.
Швейцарский союз сложился исторически за счет территориальных единиц,
отличавшихся разным уровнем экономического развития, что и обусловило
многообразие форм и путей экономического развития.
Все кантоны делились на две группы:
- "лесные"("старые") - сельскохозяйственные, более отсталые (Швиц, Ури,
Унтервальден и др.)
- "городские" - более развитые (Цюрих, Базель, Берн и др. ).
Для большинства кантонов были характерны неразвитость феодальных отношений,
длительное сохранение общины-марки и наличие большой прослойки свободного
крестьянства.
"Лесные" кантоны. Главной отраслью сельского хозяйства этих кантонов было
животноводство, продукты которого поставлялись на рынки Швейцарии и
соседних стран. В условиях широкого распространения дремучих лесов,
недоступных гор, тучных альпийских лугов и небольшого количества пахотных
земель земледелие было нерентабельно. Эти кантоны не удовлетворяли даже
свои собственные потребности в хлебе и ввозили хлеб и вино через Цюрих и
Люцерн из Германии. Предпочтение лесные кантоны отдавали молочному
животноводству. Швейцарский сыр пользовался большим спросом в европейских
странах, известен он был даже на Руси. В целях сохранения высокой
продуктивности этой отрасли животноводства и местных пород скота в кантонах
вводились строгие ограничения и даже полные запреты ввоза и вывоза живого
рогатого скота.
В ходе освободительной борьбы большинство крестьянских общин увеличили свои
земельные владения за счет монастырей или враждебного дворянства. Очень
многие крестьяне смогли выкупиться из крепостной зависимости. В результате
феодальное землевладение имело меньший удельный вес, чем свободное
крестьянское. Исключение составляли фогтства, где господствовали феодально-
крепостнические порядки и произвол властей с единственным отличием в том,
что вместо сеньоров были представлены отдельные кантоны или конфедерация в
целом.
Община-марка подверглась заметному разложению, особенно в земледельческих
районах. Угодья, в том числе значительная часть альпийских лугов
использовались сообща. Существовал принудительный севооборот и выпас скота
на частных землях после снятия урожая. Полноправных членов общины
("полноупряжников"), которые имели полный надел и нужное количество
тяглового скота для его обработки, было немного, основную массу составляли
"полуупряжники", малоземельные и безземельные крестьяне. Малоземельные и
безземельные крестьяне не имели права на "альменду", т. е. общинные земли и
за их пользование несли натуральные повинности и отрабатывали в пользу
общины. Власти запрещали разделы альменды, но одновременно запрещали и
увеличение круга лиц, пользующихся альмендой, расчистку лугов и лесов под
пашни. По этой причине продолжало увеличиваться малоземелье, что приводило
к расширению имущественного неравенства внутри общины. Пользование
альмендой из права всей общины превратилось в привилегию ее разбогатевшей
верхушки, закабалявшей деревенскую бедноту под прикрытием патриархальных
отношений.
Многие представители деревенской верхушки занимали офицерские должности в
наемных войсках иноземных государей и добились там дворянских званий.
Правда, официально на родине это не давало особых привилегий, но все же
содействовало образованию в лесных кантонах экономически и политически
господствовавшей там олигархии богатых землевладельцев.
Малоземелье, консервация патриархальных пережитков, удаленность лесных
кантонов от торговых путей, отсутствие значительных торговых и промышленных
центров тормозили развитие производительных сил и в создавшихся условиях
способствовали складыванию значительной прослойки безземельных и лишенных
заработка крестьян. Ближайшим результатом этого стало военное наемничество,
получившее государственно-организованный характер и ставшее важнейшим видом
отхожего промысла. Швейцарская пехота славилась во всех европейских
странах. Социальные и политические последствия этого были далеко идущими.
Из городов в лесных кантонах выделялся лишь Люцерн. Сукноделие,
составлявшее основный вид ремесла и покрывавшее местные потребности, с
конца 15 века попало в зависимость от торгово-раздаточной конторы. Главной
отраслью деятельности горожан было обслуживание транзитной торговли через
перевал Сен-Готард, в частности транспортировка грузов.
Городские кантоны. Города Швейцарии были небольшими. Самые крупные - Базель
и Женева - имели по 10-17 тыс. жителей, Цюрих - до 8 тыс., Берн - около
5500. Здесь существовал, по сути, другой экономический строй. Они были
расположены на торговых путях из Италии в Германию и Францию и рано стали
центрами цехового ремесла и посреднической торговли. В противоположность
немецким и даже итальянским швейцарские города почти не знали над собой
власти феодалов.
В Цюрихе с конца 15 века развивалось организованное в форме рассеянной
капиталистической мануфактуры производство шелковых тканей, кожи и грубых
сукон. Экономической базой города было цеховое ремесло и потому мануфактуры
подвергались преследованиям в черте города. По этой причине владельцы
мануфактур привлекали рабочую силу из сельской местности. В первой половине
16в.
уже
5%
сельского населения кантона работало
на предпринимателей-скупщиков. В 1336г. власть в городе захватили цехи.
Политическая борьба внутри города и столкновения с лесными кантонами были
одной из причин упадка всех отраслей текстильного ремесла. Процесс
разложения общины в Цюрихе шел быстрее, чем в других кантонах. Альменда по
сути превратилась в частные участки. К середине 16в. в частном владении
находилось уже 75% всех пахотных земель, 25% оставались во владении общины
и городских властей. В кантоне развивалось высокотоварное животноводство, к
началу 16в. луга занимали 21% площади удобных земель. Богатые крестьяне
скупали пахотные земли для пастбищ, превращали в пастбища леса. Но,
несмотря на прогрессивные тенденции промышленного и сельскохозяйственного
развития, сильны были и средневековые пережитки. Цехи везде подавляли
ростки капиталистических отношений. В деревне наблюдалось преобладание
свободного крестьянства, но существовало около 270 поместий, не считая
монастырских и муниципальных владений, на которых селились крепостные и
зависимые крестьяне.
Берн был важным торгово-ремесленным и финансовым центром. Возле него
находились самые крупные в Швейцарии железорудные шахты (в 1520г.
насчитывалось до 400 участников разработок), а в соседнем городке
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|