Ярилы. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным
женихом. Ярило - так же и весеннее солнце. Язычники-славяне считали, что
весенний расцвет должен пробуждать в людях страсть, а людская любовь -
увеличивать плодородие полей. Так же у Ярилы просили хорошего урожая, когда
появлялись первые всходы яровых. Ярила так же - Вешний Коровий бог, бог-
воин, "побеждающий" Мороза весной и "сшибающий с Зимы рога". Сохранился в
христианских святцах как Никола Вешний; у западных славян именовался -
Яровит ("ярый бог").
Хорс
Имя "хорс", имеющее индоиранские корни, означает "солнце", "круг". Хорс
воплощает в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее существо
(одна из предпосылок: в «Слове о полку Игореве» Хорс назван Великим), не
обладающее антропоморфным обликом и представлявшееся просто золотым диском.
Анализ известных сведений о Хорсе показывает, что в большинстве сочинений
Хорс соседствует с небесными богами: Перуном, соотносимым с громом и
молнией, и с Дажьбогом, что позволяет интерпретировать его принадлежность к
солярным божествам. Хорc - божество солнечного светила, но не солнечного
света и тепла, он представлял собою некое дополнение к образу Дажьбога-
солнца, подателя земных благ. С культом Хорса был связан ритуальный
весенний танец - ХОРовод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу
блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные колеса, так
же символизирующие светило.
Семаргл
Огнебог-Семаргл (Симаргл) - бог огня и огненых стихий, посредник между
людьми и небесными богами. По одной из версий имя Семаргла связывают с
«Седьмоглавом».
Семь, как известно, являлось числом часто использовавшимся в мифологии. Оно
состоит из суммы 3 и 4 – основных параметров называемых «совершенными»,
«божественными». По воззрениям древних, число 7 представляет соединение
Творца с творением. Был спутником богов солнца и плодородия. В том числе,
по смежной мифологической версии, Семаргл - также и "крылатый пес",
охранитель посевов, бог коней. О древности ОДНОГО ИЗ таких его образов
говорит звериный облик; представление о Семаргле - защитнике посевов - как
о чудесной собаке легко объяснимо: реальные псы оберегали поля от диких
косуль и коз. Семаргл, как и Хорс, божество скифского происхождения - их
культ пришел от восточных кочевников, поэтому оба этих бога почитались
только в Южной Руси, граничившей со Степью.
Стрибог
По одной из версий, Стрибог является верховным царем ветров - "Слово о
полку Игореве" называет ветры "Стрибожьими внуками". Его почитали и как
истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений.
По другой версии, Стрибог или Стриба (га) - древнее верховное божество
Пространства, а затем и просто властитель воздушной стихии, времени.
Индоиранское "бог" (авестийское "бага") в этом имени объединено со
славянским "СТРЪГА"- распространять, простирать. По функциям, как отмечает
Б.А. Рыбаков, Стрибог близок к скифскому Папаю и греческому Зевсу. Согласно
восточнославянской традиции, СТРИБА является в образе гусляра,
перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе - сагайдак со стрелами.
Ветер играет струями - струнами дождя и лучами - Стрелами света, тот же
ветер колышет Струны высоких трав в поле на равнине, где властвует Стрибог.
Несомненна фонетическая связь со словами "стрела", "струна", "Стремя",
"Стремительный" (один из главных эпитетов Ветра в сказках). "То ветры,
Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы" - сообщает
"Слово о полку Игореве". С громом и молниею тесно связываются ветры, внуки
Стрибога, они придают стремительность стрелам (лучам) солнца, которыми оно
оплодотворяет все способное к развитию и преследует темную силу смерти. "
Этим подчеркивается функция Стрибога, как посредника между Вышним и Нижним
мирами...
Марена
Во многом схожа с Велесом Марена - богиня Зимы, мира мертвых и...
плодородия земли. Следы ее культа у славян прослеживались вплость до
недавнего времени: Марой или Мареной в деревнях называли соломенное чучело
- олицетворение зимней стужи, которое на масленицу разрывали и разбрасывали
по полям, чтобы те дали богатый урожай. Это символично тому, как происходит
в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна).
Макошь(Мокошь)
К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское
почитание Макоши - богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери
всего живого. Макошь-Земля - олицетворяет собой женское начало природы.
Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом (огнебогом), с
русалками, орошающими поля, с водой вообще - Макоши поклонялись у родников,
в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также
богиней женских работ, чудесной пряхой. Она так же прядет нити судьбы,
вместе с помощницами Долей и Недолей определяя судьбу людей и богов. Макошь
ходит по Земле в виде молодой женщины с распущенными волосами и примечает,
кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты. Милует и награждает она
только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых
безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних
сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню
счастья и удачи - Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и
Среча встречает его. Но если человек опустился, разуверился и махнул на все
рукой - мол, "Кривая вывезет", то его ждет горькое разочарование. Макошь
отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи -
Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая.
Лада
Благослови мати,
Ой, мати Лада, Мати!
Весну закликати…
Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее культ
прослеживался (в частности, у поляков) вплоть до XV века; в древности он
был распространен у всех славян, а так же балтов. К богине обращались с
мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха
(белый цвет символизировал благо). Имя ее повторялось в припевах песен:
"Ой, Ладо!". Богинь-Рожаниц было две: Мать и Дочь. Ладу называли "матерью
Лелевой". Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда
созревает и тяжелеет урожай. С именем "Лада" в русском языке связано
множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка:
ладить, наладить, сладить, ладно. Раньше свадебный сговор назывался
"ладины". Лада иногда считалась так же и матерью двенадцати месяцев, на
которые делится год.
Леля
Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Богиня весны, первой зелени и первых
цветов, юной женственности и нежности. Отсюда бережное отношение к кому-
либо передается словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля
заботится о весенних всходах - будущем урожае. Особо почитали Лелю молодые
девушки, справляя в ее честь весенний праздник - Ляльник; выбирали самую
красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую
скамью (символ прорастающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и
пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля" одаривала подруг
заранее приготовленными венками. Культ Рожаниц связывался как с плодородием
и земледелием, так и с понятиями брака, любви и деторождения.
Более поздние - монотеистические религии - пытавшиеся абсолютизировать
понятия "добра" и "зла" (наверное, мечтавшие о всеобщей и окончательной
победе Янь над Инь - естественно, записали всех этих языческих богов в
разряд дьяволов, бесов и демонов - что, в общем-то, вполне верно и логично
(с ИХ точки зрения). Все языческие боги всех народов были прямо объявлены
"исчадиями ада" и противопоставлены "Единому доброму богу" известных ныне
монорелигий. Произошло это потому, что языческие боги отвечали за Мир Сей,
а по монотеистическим концепциям, как известно, "Миром Сим правит Сатана",
соответственно, и все боги Мира Сего - его слуги. Объявив монополию на
истину в последней инстанции, монобоги, возможно, рассуждали по принципу
"кто не с нами, тот против нас". Славяне-язычники же НЕ делили богов на
однозначно добрых или злых, так как представляли богов как личностей с
уникальными и присущими только им характерами, как личностей, у которых
есть как достоинства, так и недостатки (с точки зрения человека).
"Второстепенными" божествами были те, которые жили бок о бок с человеком,
помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских
заботах. В отличие от главных божеств, которых редко кто видел, эти
довольно часто показывались человеку на глаза. Об этих случаях у славян
имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов
очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.
Вот некоторые из этих божеств: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый, Полевик
и Полудица, Леший, Водяной.
Домовой
Это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Строительство
дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек
при этом уподоблялся богам, создавшим Вселенную. Огромное значение
придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных
материалов. Срубая деревья, язычник-славянин винился перед древесными
душами, изгоняемыми из стволов, и исполнял очистительные обряды. Но древний
славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут
ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные
жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным (восточным) углом
дома, в котором помещались резные изваяния богов. Домовой устраивался жить
в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка,
похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но
заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые
отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал
содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из
дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе
с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых"
божеств. А уже непосредственно за порогом избы "свой" мир становиться все
более чужим и враждебным.
Дворовый и Банник.
Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть менее доброжелательным,
чем Домовой. Овинник (Гуменник) - хозяин овина - еще менее, а Банник, дух
бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами -
попросту опасен. В древности слово "нечистый" означало вовсе не что-то
греховное или дурное, а просто менее священное, более доступное действию
недобро настроенных по отношению к человеку сил. О Баннике и в наши дни
рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но
очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его
злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в
бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать
камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в
горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить.
Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку
чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит,
сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и
позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи!"
Полевик.
Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые
угодья, конечно, немедленно входили в соприкосновение с другими "малыми"
божествами - Полевиками. Вообще с хлебным полем связано много верований и
примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных
культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины,
несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем
самым они как бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна
женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась "женской"
культурой. И женщины сеяли ее, стараясь передать Земле часть своей
детородной силы. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду
и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не
брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а
старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль,
что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.
Полудица.
Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было
переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго
присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудица. Ее
представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой
страшной старухой. Полудицы побаивались: за несоблюдение обычая она могла
наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом.
Леший.
За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял
весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали
буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал
дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых
человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей.
Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его хозяином -
Лешим. "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность
Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких
деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на
человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону.
Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а
глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг
неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга,
не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа,
умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек,
входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень
обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в
лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
Водяной.
Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с
рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники,
по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались
"гремячими" и это сохранилось в названии многих источников. Вода - как и
другие природные сути - была для славянских язычников исконно доброй,
дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с нею на
"вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла смыть деревню,
поставленную "без спросу" у Водяного - мы бы сказали теперь, без знания
местной гидрологии. Вот почему Водяной часто выступает в легендах как
существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители леса,
заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в
сказаниях выглядит опаснее Лешего.
Использованные источники
Г. С. Белякова – «Славянская Мифология» Москва «просвещение» 1995 г.
paganism.chat.ru
«слово о полку Игореве»
материалы Велесовой книги(
( - в материалах использовались беседы общины «Родолюбие»
( - Прославление великого Триглава : II 11а Велесова Книга. Перевод: Бус
Кресень
(Александр Игоревич Асов)
( Ипатиевская летопись – один из древнейших памятников южнорусского
летописия, начинается с повести временных лет и заканчивается на 1292 г
( Г.С. Белякова стр. 81
( Под термином "Велесова книга" подразумевают прежде всего священные
тексты волхвов, спасенные полковником белой армии, Али Изенбеком в 1919
году. Произошло это в имении князей Задонских неподалеку от станции
Великий Бурлюк, что под Харьковом. Находка представляла собой буковые
дощечки приблизительно одного размера 38-22-1 см.,
Страницы: 1, 2, 3
|