Древнерусское Язычество и его роль
Реферат на тему:
Работу выполнил:
Студент ВИЗО гр. 184
Миха!
введение
Люди, вы – Боги, но вы забыли об этом!
(Древняя Мудрость)
Мифологические представления древних славян – настоящий кладезь мудрости
наших предков. Это не только дохристианские божества, но также
представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей
и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге, его устройстве и
украшении, об одежде, утвари и т.п. Славянская мифология – отражение
знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями
человеческой практики.
В ''Словаре живого великорусского языка'' В. И. Даль так определил
понятие ''миф'' и ''мифология'': ''Миф – происшествие или человек
баснословный, сказочный, иносказанье в лицах, вошедшее в поверье.
Мифология – баснословие, басни веры, по преданию, боговщина''. Как
видим, в объяснении этого слова есть два главных понятия – ''басня'' и
''вера'', они в какой-то степени противоположны, но эта
противоположность характерна для их современного понимания, тогда же
они были синонимами.
В детстве все мы верим басням и сказкам и с ними постепенно осознаем
мир. Так и в далеком детстве человечества – в первобытном обществе –
мифология была основным способом осмысления окружающего природного и
человеческого мира. Мифы – рассказы о предках – составляли духовное
сокровище племени.
Славянскую мифологию называют языческой. Что же такое язычество?
Академик Б. А. Рыбаков, написавший множество трудов по этой теме, в том
числе книги ''Язычество древних славян'' и ''Язычество Древней Руси'',
считает язычеством тот пласт культурного развития, который накоплен
человечеством за многие тысячелетия его существования, т.е. язычество –
это не только простая совокупность мифов, преданий и т.п., но и жизнь их
в истории славян и всего человечества. Главная идея язычества выросла из
самой жизни, а потому оно охватывало мировоззрение и ''жизневоззрение''
людей древнего мира. Кроме того, слово ''язык'' для древних славян
означало то же, что ''народ'', ''этнос''. Это хорошо отражает само
существо верований : они были этническими (народными) в
противоположность над этническим (мировым) религиям. Язычество -
магическая система формирования личности. Язычество - это мифологическое
мировоззрение, а не религия. Оно направлено на формирование особого типа
мышления с целью самосовершенствования человека и восхождению его до
уровня бога-вершителя. Это учение о гармонии человека с природой.
Гармонии уже в том, что язычнику вовсе не обязательно записываться
заранее в воинство, ему не нужен противник. Свобода выбора не
заключается в выборе между добром и злом, а в выборе способов
осуществления добра.
Язычество - это традиция, это особый образ мышления направленный на
совершенствование человека и поднятие его до уровня бога. Язычество
эвгемеристично и триалектично. Язычество - это магическая система, тот,
кто верит в это - у того она и работает (начиная от "дружбы с
домовым"...) Язычество незаметно для других тонко регулирует и
перестраивает мышление язычника.
Язычество - не религия в том смысле этого слова, как у нас понимается,
поскольку религия построена на системе догм, а язычество (скажем из
современных - даосизм) оставляет за человеком свободу выбора. (Раб лишь
тот, кто раб Чужого Выбора - это монотеистические и моно идеологические
концепции. А в язычестве, скажем, выбор меняют на каждом шагу - это и
есть Свобода Воли).
Язычество НЕ для государства и НЕ для общества. Язычество направлено на
самосовершенствование каждого отдельного человека. Язычество наиболее
сильно своим магическо-мифологическим воззрением на Мир; это прекрасный
Путь для совершенствования Человека, достойная основа для созидания (как
минимум) общины единомышленников.
Современное язычество, будучи не религией, а скорее Философией, ни на
каком уровне нигде и никому не навязывается, никого не "вразумляет", не
"упрашивает" и не приглашает настойчиво в свое величественное Здание
Мудрости. В язычество нельзя "посвятить" в принудительном порядке или
сразу по рождению, к нему надо прийти ТОЛЬКО самостоятельно. Язычество
считает, что Люди выделяются из Природы тем же, чем и боги - умением
самостоятельно мыслить - без указаний жрецов и без помощи любых "святых
книг" (даже языческих). В вопросе так называемого "привлечения граждан к
вере Предков" современное язычество считает целесообразным следовать
мудрой древней народной поговорке: "лучше меньше, да лучше".
Если монорелигии склонны призывать граждан "не думать, а ВЕРИТЬ", то
язычество, напротив, призывает "ДУМАТЬ, а не верить", согласно древней
народной поговорке - БЛАЖЕН КТО ВЕРУЕТ, А СИЛЕН КТО ВЕДАЕТ. Язычество
считает, что необходимо повышать грамотность граждан во всех областях
Жизни и учить их относиться осторожно к ЛЮБОЙ теории, претендующей
"осчастливить ВСЕХ".(
Однако в культуре человечества вряд ли найдется другое такое явление, о
котором в науке высказывались столь противоположные суждения, как
мифология. Одни ученые связывают ее, чуть ли не отождествляя, с
религией, другие резко противопоставляют ей. Одни не видят различий
между мифологией и народными легендами, преданиями, сказками, другие
полностью разделяют их.
Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три области,
соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем
главным областям, соответствуют и три главные ступени их языческой
религии: 1) непосредственное поклонение природе и стихиям; 2) поклонение
божествам, олицетворяющим эти явления; 3) поклонение кумирам, вознесшимся
над людьми. В своей работе я постараюсь раскрыть основной пантеон
языческих богов.
Боги древних славян
"И вот начните,
во-первых - главу пред Триглавом склоните!"
- так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога - Деда богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог - старший бог Рода божьего
и Роду всему - вечно бьющий родник,
что летом протек от кроны,
зимою не замерзал,
живил той водою пьющих!
Живились и мы, срок пока не истек,
пока не отправились сами к Нему
ко райским блаженным лугам!
И Громовержцу - богу Перуну,
Богу битв и борьбы
говорили:
"Ты, оживяющий явленное,
не прекращай колеса вращать!
Ты, кто вел нас стезею правой
к битве и тризне великой!"
О те, что пали в бою,
те, которые шли, вечно живите вы
в войске Перуновом!
И Свентовиту мы славу рекли,
он ведь восстал богом Прави и Яви!
Песни поем мы Ему,
ведь Свентовит - это Свет.
Видели мы чрез Нем Белый Свет.
Вы посмотрите - Явь существует!
Нас Он от Нави уберегает -
Мы восхваляем Его!
Пляшущего мы воспевали,
к нашему Богу взывали мы,
ибо тот Бог - Землю нашу носил,
звезды держал,
Свет укреплял.
Славу творите во всем Свентовиту:
"Слава Богу нашему!"
Скорбите же сердцем нашим -
этим вы смели отречься
от злого деяния нашего,
и так притекли к добру.
Пусть обнимаются дети!
И творите:
"Все сотворенное
не может войти в расторгнутый ум!"
Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,
ибо тайна та велика есть:
как Сварог и Перун -
- есть в то же время и Свентовит.
Эти двое охватывают небо,
сражаются тут Чернобог с Белобогом
и Сваргу поддерживают,
чтоб не был повержен тот бог Свентовит.
За теми двумя - Велес, Хорс и Стрибог.
Затем - Вышень, Леля, Летеница.(
Сварог
Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда
богов (Перун, Даждьбог - Радегаст); бог огненной стихии, творец. По одной
из мифологических версий, Сварог - сын Крота и внук Ситоврата, потому уже
не может быть отцом всех богов. Однако, ныне он вполне может
рассматриваться в такой ипостаси, если забыть про Стрибога - Рода. В
позднее время, как творец. Сварог связан с небесным огнем и небесной
сферой. Имя бога происходит от ведического (древнеиндийское) "svargas" -
небо; так же в этом слове представлен и корень "var" - горение, жар.
Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные
клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы,
которые могли бы соблюдать люди. "Дид божий" Сварог, по древнему преданию,
предается покою, предоставляя управление своим богам-детям и внукам -
Сварожичам...
По данным древнерусских поучений против язычества, культ Сварожича был
связан с культом огня: язычники «огневи молять же ся, зовуце его
сварожичем» («Слово некоего христолюбца»). В славянском переводе хроники
Иоанна Малалы (12 в.) СВАРОГ отождествлен с древнегреческим Гефестом. В
древнерусском пантеоне особо тесные связи соединяли СВАРОГА с Дажьбогом,
названным в летописи сыном СВАРОГА («... сего ради прозваша и богъ
Сварогъ... и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють
Дажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ», Ипатьевская
летопись 1114 г.).
В Ипатиевской летописи читаем: «Некогда царствова на земле Сварог
высочайшее существо, отец света, научи человека искусству ковать и брачным
связям».(
Отрывок о Свароге, отце солнца, связан с вставкой о Совии в «Хронике»
Иоанна Малалы. Оба эти текста, видимо, отражают общую культурную традицию,
связанную с введением трупосожжения. У балтийских славян Сварожич (иначе
называвшийся Радгостом) почитался в культовом центре редариев Ретре -
Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого были конь и копья а
также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря.
Перун
Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и
восходит еще к 3 тысячелетию до н. э. Перун, почитавшийся как творец,
производитель дождей, назывался еще подателем пищи, богом оплодотворителем.
Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи
с развитием дружинного, военного элемента общества. Перун, или как его еще
называли Перун - Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином,
мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и
черными. Согласно преданиям белорусов по воздушным высотам, и, если видит,
что на земле творится беззаконие, то разбирает скалы или малые небеса и
насылает молнию на злых и нечестивых.
Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога
начинается с военными походами киевлян - они побеждают хазар, воюют на
равных с Византией, подчиняют себе многие славянские племена.
Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей,
символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-
земледельцев. Это бог воинов и дружинников. В известных договорах славян с
греками говорится, что князья-воители клялись Перуном, и только на втором
месте в договорах фигурирует Велес. В историко-социологическом плане культ
Перуна следует относить к поздней эпохе, когда обозначились черты военной
демократии, и князья-воители у славян стали обладать большей властью,
нежели жреческое сословье, имевшее своих богов (мудрости и магии).
Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с
дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которых ставили в древности
статуи Перуна и его святилища. Молнии - это стрелы бога-громовника. Перун,
по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущенная им
стрела поражает противника и производит пожары. Его палица (молот), как
знак карающего божественного орудия, стала символом власти, ее функции
перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы. святилище Перуна
повторяет цветок с восемью лепестками, квадрат на повернутом квадрате.
Есть версия, что Егорий Храбрый (Георгий Победоносец), поражающий змея -
никто иной как Перун, "затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским
именем. Причем сам образ "бога-громовержца, бога скалы, камня"
реконструируется лингвистически как праиндоевропейское "Перун-Перунт".
Фраза, заключающая в себя основной миф, так и звучит: "Перперти н'агхим
Перун(т)", что переводится - "Убивает (поражает, ударяет) змея громовержец
- бог камня". Однако, поскольку кроме бога-громовика есть и другие
Страницы: 1, 2, 3
|