Генезис и структура символического в структурной киноэстетике Эйзенштейна
ГЕНЕЗИС И СТРУКТУРА СИМВОЛИЧЕСКОГО В 
                    СТРУКТУРНОЙ КИНОЭСТЕТИКЕ ЭЙЗЕНШТЕЙНА 
I. Общий план. Драматургия. Пространство. 
    Инициировавшее возникновение кинематографа  событие  является  ключевым 
для всей постклассической Европы.  Это  событие  связано,  прежде  всего,  с 
кризисом  идентичности  классического  субъекта,  которого   на   протяжении 
истории    классической    метафизики    отличала    субстанциальность     и 
неподверженность изменениям во времени. 
    В  начале   XX-го   века   происходит   фундаментальная   трансформация 
новоевропейского теоретического субъекта,  составляющие  которой  связаны  в 
один узел в точке децентрации классического субъекта.  Причем  на  авторство 
этой  децентрации   претендуют   и   феноменология,   и   структурализм,   и 
психоанализ,  и  теоретическая   физика.  Однако  для  всех  этих  дисциплин 
субъект сдвинулся с «мертвой точки» своей абсолютности только  теоретически, 
а  возникший  в  это  время  кинематограф  явил  это  смещение   воочию,   — 
децентрация теоретической субъективности обрела  кинематографическую  плоть. 
Кинематограф  эстетически  дублировал  релятивистский  кризис   идентичности 
классической  европейской  субъективности,  которая  пошатнулась  в  сторону 
своего практического  воплощения,  чьим  пространством  становится  уже  вся 
история европейской культуры. 
    Кинематограф    представляет    собой     эмпирическое    alter     ego 
новоевропейского  сознания,  в  котором  оно  находит   своего   визуального 
двойника,  своего   воплощенного   дублера,   благодаря   чему   его   бытие 
восстанавливается,   преодолевает    расколотость,    правда,    только    в 
символической  форме,  и  кинематограф   не   забывает   эту   символичность 
зафиксировать и оттенить. 
    Обратим  внимание  на  структурное  сходство  между  трансцендентальным 
устройством  сознания  и  кинематографической   схемой.   Благодаря   экрану 
сознание  способно  репрезентировать  свою  собственную  схему,  увидеть  на 
киноэкране себя. Вся киноэстетика Сергея Эйзенштейна собственно  и  основана 
на сближении кинематографической схемы со схемой  сознания,  категориального 
аппарата   с    киноаппаратом,    поскольку    кинематограф    —    проекция 
новоевропейского сознания,  эстетическая  проекция  его  «трансцендентальной 
схемы», и его анализ предстает как «критика кинематографического разума».  В 
 этом смысле кинематографическое  бытие  можно  разделить  на  два  плана  — 
рассудочный, внутренний и чувственный, внешний. 
    1.  Поскольку  камера  описывает  горизонт  драматургической  наррации, 
постольку    она    соответствует    описываемой    Кантом     в     разделе 
«Трансцендентальной   эстетики»   Критики    «чувственности».    Созерцаемая 
«чувственной» камерой оптическая реальность  обладает  линейной  (прямой)  и 
радиальной (обратной) перспективой, которые  задают  режимы  тангенциального 
центробега  и  радиального  центростремления  взгляда,  в   соответствии   с 
которыми выстраивается и движение камеры как движение «вдоль» и «поперек»  — 
по поверхности сферы «пространства»  и вглубь сферы «времени»[i]. 
    2. Функция монтажа — это функция рассудка, аналитически разрезающего  и 
синтетически  склеивающего,  индуцирующего  и  дедуцирующего,  сводящего  от 
частного  к  общему  и  от  общего  к   частного,   поэтому   принципы   его 
функционирования   можно   подвести   под    принципы    «трансцендентальной 
кинологики». 
    И как рассудок без чувственности —  слеп,  а  чувственность  глуха  без 
рассудка,  так же слеп монтаж без целостной кинодраматургии, а  последняя  в 
свою очередь глуха без монтажа. И если дело чувственной камеры  —  полагать, 
суммировать, умножать,  то дело рассудочного  монтажа — отрицать,  вычитать, 
сокращать. 
    3.   Единство   драматургии   и   монтажа    описывается    в    рамках 
«трансцендентальной кинодиалектики». 
    Трансцендентальная киноэстетика описывает возможность  конституирования 
двух планов киночувственности — киновремени  и  кинопространства.  Временной 
план формируется радиальным движением камеры. Пространство  в  кинематографе 
схватывается линейным движением камеры. 
    Линейная чувственность кинопространства открывается прямой перспективой 
кинетического   развертывания    линейной   серии   вещей,   заключаемой   в 
горизонтальное   единство,   обладающего   интеграционной    непрерывностью. 
Линейное движение камеры осуществляется как «общий план». 
    Радиальная чувственность киновремени углубляется обратной  перспективой 
свертывания генетического ряда  становления  единичной  вещи,  непрерывность 
которого заключается в вертикальное  единство  ее  идентичности.  Радиальное 
движение осуществляется как «крупный план». 
    Оптическая единичность вещи схватывается диа-метром  круга,  в  который 
вписывается вещь, то есть, он является раз-мером  или  единицей  оптического 
измерения вещи. Напротив, оптическое единство  вещей  схватывается  радиусом 
горизонтальной окружности, линия которого это единство  описывает,  заключая 
его в «поле зрения». 
    Именно в геометрических параметрах  диаметральной  единичности  вещи  и 
радиального  единства  вещей  описывается  оптическая  диалектика  отношения 
идентификации  и  интеграции  вещи.  Функционирование  оптической  структуры 
определяется взаимодействием абсолютного радиуса луча зрения,  устремленного 
в бесконечность,  и  относительной  мерой  единицы  оптического  разрешения, 
стремящейся к нулю. Диаметр точки зрения и длина радиуса зрения  (radius,  и 
есть собственно «луч») находятся в системном  отношении.  Диаметральность  и 
радиальность  являются  основными  характеристиками  оптического   уравнения 
реальности,  которые  соотносятся  друг  с  другом  по   правилу   «золотого 
сечения». 
    Диаметр обладает смещенным, асимметричным равенством, то  есть  диаметр 
внутри себя не уравновешен. Асимметричность эта придает диаметру  оптической 
единицы   динамический   характер,   —   в   поисках   нулевого   равновесия 
противоположные края оптической единицы непрерывно  колеблются,  сжимаясь  с 
двух сторон к  символической  точке  воображаемого  нуля.  Напротив,  радиус 
зрения  односторонне  длится  к  периферии  поля  зрения,   непрерывно   его 
расширяя. Константным для  этой системы остается сам  характер  непрерывного 
изменения, да, пожалуй,  нулевая  инстанция.  В  остальном,  она  непрерывно 
трансформируется: 
    «Соединяя в динамическую взаимосвязь отрезки, каждый из которых  меньше 
    на  величину  переменную  в  абсолютном  исчислении  и   постоянную   в 
    пропорциональном относительном исчислении,  «золотое  сечение»  как  бы 
    аккумулирует в себе импульс неостановимых колебаний и  создает  иллюзию 
    движения»[ii]. 
    Сказанное о структурном порядке видеоряда Андрея Тарковского  в  полной 
мере относится к структуре киносимволизации, и всего кинематографа в  целом. 
«Переменность  в  абсолютном»  и  «постоянство  в   относительном»   —   две 
сущностные характеристики оптической  структуры  как  относительного  центра 
тождества,  сжимающегося  к   нулю,   и   абсолютной   периферии   различия, 
расширяющейся в бесконечность. 
     Оптическая система складывается из центральности  структурной  единицы 
оптики  («зерна»)  и  луча  —  радиуса,  определяющего  поле  зрения.  Таким 
образом,  отношение  переменности  абсолютного  интеграционного  радиуса   и 
постоянства асимметрии  сторон  относительного  идентификационного  диаметра 
создает не  только  иллюзию  кинематографического  движения,  но  и  иллюзию 
движения сознания вообще. 
    Итак, с одной стороны луч камеры у-точняется  к  единичному  объекту  в 
стремлении к его истине, к его понятию в гегелевском смысле,  а  значит,  он 
уточняется к центру той окружности,  которая  интегрирует  все  предметы,  с 
другой стороны луч  камеры  удлиняет  свой  радиус,  стремясь  охватить  всю 
округу предметного горизонта. Очевидно, что точка, к которой  стремится  луч 
«естественного  света»   камеры,   это   точечное   зерно   ее   собственной 
«разрешающей способности», буквально разрешающей вещи присутствовать в  меру 
ее выявленности,  выведенности на свет. И точка  эта  приходится  строго  на 
центр конституируемого этим  лучом  горизонта.  Но  то,  что  зрению  мешает 
увидеть вещь в ее полноте — это сама точка зрения, — зрению  заслоняет  вещь 
сама точка зрения. 
    Радиус луча зрения как  бы  экстраполирует,  «выносит  вовне»  (Гегель) 
внутренний  диаметр  на  периферию,  наполняя  его  конкретным   чувственным 
содержанием таким образом, что в  центре  чувственной  округи,  образованной 
движением  диаметра,  находится  идеальный   диаметр,   который   непрерывно 
уточняется. Идет взаимодополнительное уточнение   диаметров  двух  кругов  — 
внутреннего и внешнего — как двух половин единой спирали, причем центр  двух 
кругов принципиально идентичен. 
    Вертикальная генетика единичного диаметра  образует  ось  символической 
темпорализации,  которая  перпендикулярно  выставляется   в   центр   округи 
символической   спациализации,   чье   движение   создается   горизонтальной 
кинетикой всеобщего радиуса. 
    Кинематографическая оптика  производит  пространственную  интерпретацию 
темпоральности, причем существенно в форме  драматургии.  Кинематографически 
время  выражается  в   форме   центрального   символа,   чья   интенсивность 
коррелятивна экстенсивности конституируемого им горизонта.  Драматургический 
нарратив  формирует топический параметр темпоральности, помещая  его  символ 
по правилу оптической логики в самый центр горизонта повествования. 
    Оптика  драматургии  феноменологически  редуцируется   Эйзенштейном   к 
устройству и истории глаза, исходя из которых снова, но уже  ретроспективно, 
описывается все тот же трехэтапный генезис драматургической формы: 
    «Мне это напоминает эволюцию  глаза  –  от  одноточечного  неподвижного 
    глаза   к   неподвижному   глазу   насекомого,   уже    многофацетного, 
    многоточечному, но в себе еще статичному, и, наконец,   к  глазу  снова 
    одноточечному,  но  динамическому,  подвижному,  способному  двигаться, 
    обегать и пронизывать взглядом окружающее»[iii]. 
    Генезис этой оптической схемы Эйзенштейн экстраполирует на генезис всей 
драматургическо — композиционной структуры, предстающей как история театра: 
     «В самом же принципе  мы  имеем  интереснейшую  стадиальную   вариацию 
    единства места как пространственного  выражения  основного  —  единства 
    действия. Сперва, в глубокой древности — в античном театре  —  единство 
    места  совпадало  с  фактической  прикрепленностью  действия  к  одному 
    физическому месту происшествия. 
    Затем — метафизическая прикрепленность  определенных  изображений  мест 
    игры к  определенным  частям  помоста.  Средневековый  театр  для  всех 
    спектаклей символически закреплял места действия ада и  рая  на  этажах 
    трехэтажной сцены или на  правой  и  левой  сторонах  длинного  помоста 
    мистериальной  сцены.  За  промежуточными  местами  закреплялись  свои, 
    бытово и  географически локально очерченные места действия. (Море.  Дом 
    Тайной вечери. Голгофа. Дом рождения Марии. И т.д.) 
    И, наконец, наш тип единства — связанность места сценического  действия 
    с содержанием, смыслом и эмоциональным ощущением действия сюжетного при 
    любых видимых формах его внешнего местонахождения»[iv]. 
    Эйзенштейн описал  генезис  связи  места  как  знака  и  символического 
действия как значения, входящих  в  структуру  драматургической  формы,  как 
диахроническую  экспликацию  элементов  синхронной  структуры.   Тем   самым 
показав,  что  генезис  структуры  содержит  в   виде   моментов   элементы, 
идентичные элементам самой структуры. 
    Будучи  гегельянцем,  Эйзенштейн  создает  своеобразную   феноменологию 
кинематографической  идеи,  в  которой  центробежное  смещение  Предмета  по 
драматургической горизонтали коррелируется с  центростремительным  сгущением 
Понятия по  семантической  вертикали,  причем  так,  что  Предмет  выступает 
оптическим знаком семантического Понятия, которое есть для него значение,  и 
связь  знака  и  значения  имеет  системный  характер.   Кинетика   киноряда 
подчинена  динамической  структуре  баланса   между  понятием  и  предметом. 
Киноряд  является оптической проекцией логического  суждения  «Предмет  есть 
Понятие», — его движение проецирует непрерывное  становление  этого  «есть», 
кинооптическим  смыслом  которого  является  свет   как   зрительная   форма 
присутствия.  То  есть,  онтологическая   оппозиция   присутствие/отсутствие 
кинематографически выражается в оптической оппозиции  присутствие/отсутствие 
света, говоря иначе, как  оппозиции света и тени. 
    Логическим смыслом единицы или истины  оптического  измерения  является 
нулевая кинооптема, которая расколота  внутри себя  на  свет  присутствия  и 
видимости и тень отсутствия и невидимости. Дело в том, что присутствует  то, 
что? пребывает в свете кадра, однако сам свет кадра как бы отбрасывает  тень 
за  пределы  своей  рамки.  Свет  определяемого  рамками  кадра  присутствия 
позиционирует тень находящегося за кадром отсутствия. 
    Любой кадр говорит «есть» только о том, что внутри  кадра.  А  то,  что 
вовне — в данный момент  просто  отсутствует.  Кадровое  определение  только 
этой вот реальности, полагание ее в кадре, в то же  самое  время  производит 
отрицание всего того, что находится за кадром.  То  же  самое  происходит  в 
логике. Когда мы полагаем: «Яблоко есть», то мы полагаем  яблоко  абсолютно, 
отрицая все остальное,  поскольку  в  этом  высказывании  знака  присутствия 
«яблоко» узурпирует, пусть на миг, всю реальность в слове «есть». 
Кинематограф с-казывает присутствие в кадровой форме светотени,  ограничивая 
присутствие  отсутствием,  то  есть  определяет  свет  истины  тенью  мнимой 
границы. Таким образом, кинематограф в своей оптической ипостаси основан  на 
светотеневой  двойственности  как  ложной   определенности   света   в   его 
истинности. Говоря иначе, истина  содержания  определяется  ложной,  мнимой, 
искусственной  границей  формы,  и  только  благодаря  ей  и  существует.  В 
оптическом смысле это предстает как 
|Изображенное в рамке — есть,  | 
|присутствует, имеет место     | 
  тем самым изображенное, благодаря определяющей его рамке,  узурпирует  всю 
оптическую реальность.    Кадровая рамка присутствия селекционирует то,  что 
выводится в свет кадра, и таким образом становится быть. 
    Подобно тому, как  время у Канта представляет  собой  «одну  и  ту  же» 
форму «отношения и связи или, вернее перехода от  реальности  к  отрицанию», 
чья интенсивность изменяется от 0 до ?, также и пустая  рамка  кадра,  являя 
собой  чистую  киноформу,  которая  осуществляется  в   пределах   оппозиции 
«туманность»/«освещенность»[v], то есть в экстремумах «света» и «тени»,  где 
свет стремится к бесконечности (бытие), а тень стремится к 0 (ничто). 
    Далее горизонтальная граница внутрикадровой рамки переходит в вертикаль 
межкадровой  границы  монтажной  комбинации,  чтобы   затем   свернуться   в 
центральную точку  пересечения  внутрикадровой  синхронности  и  межкадровой 
диахронии. 
    Развертывание  кинематографической  идеи   структурируется   внутренней 
логикой оптической границы, которая  сначала  периферийной  рамкой  полагает 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 
   
 |