его  возлюбленная,  прозванная  “Форнарина”,  что  значит   булочница.   Эта 
римлянка с ясными благородными чертами лица,  удостоившаяся  любви  великого 
живописца, была дочерью пекаря. Быть может, образ ее и  вдохновлял  Рафаэля, 
однако он, по-видимому, все же не был единственным. Ибо вот что мы читаем  в 
письме Рафаэля: “Я скажу вам, что, для того чтобы  написать  красавицу,  мне 
надо видеть многих красавиц... Но ввиду недостатка  как  в  хороших  судьях, 
так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит  мне 
на ум. Я не знаю, имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень  стараюсь 
этого достигнуть”. 
      Посмотрим же на эту идею, которая пришла на ум Рафаэлю, идею,  которую 
он, очевидно, долго вынашивал,  перед  тем  как  воплотить  ее  в  искусстве 
полностью. 
      “Сикстинская мадонна” (так названная по имени монастыря, для  которого 
был написан этот алтарный образ)  -  самая  знаменитая  картина  Рафаэля  и, 
вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных. 
      Мария идет  по  облакам,  неся  своего  ребенка.  Слава  ее  ничем  не 
подчеркнута. Ноги  босы.  Но  как  повелительницу  встречает  ее,  преклонив 
колени, папа Сикст, облаченный в парчу;  святая  Варвара  опускает  глаза  с 
благоговением,  а  два  ангелочка  устремляют  вверх  мечтательно-задумчивые 
взоры. 
      Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное  затаив  в  своей 
душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят  на  нас,  на  мир  с 
такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и  свою  судьбу,  и 
судьбу всего человеческого рода. 
      Это не реальность, а зрелище. Недаром же сам художник раздвинул  перед 
зрителями на картине тяжелый занавес. Зрелище, преображающее  реальность,  в 
величии  вещей,  мудрости  и  красоте,  зрелище,  возвышающее   душу   своей 
абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то  самое  зрелище, 
которого жаждала и обрела наконец Италия  Высокого  Возрождения  в  мечте  о 
лучшем мире. 
      И сколько прекрасных и верных слов сказано давно уже во всем мире, и в 
частности в России. Ибо, действительно, как на паломничество отправлялись  в 
прошлом  веке  русские  писатели  и  художники  в  Дрезден  к   “Сикстинской 
мадонне”. Послушаем их  суждения  о  деве,  несущей  младенца  с  недетским, 
удивительным взором, об искусстве Рафаэля и о том, что хотел он  выразить  в 
этих образах. 
      Жуковский: “Перед глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами,  и 
все стеснено в малом пространстве, и, несмотря на  то,  все  необъятно,  все 
неограниченно... Занавесь  раздвинулась,  и  тайна  небес  открылась  глазам 
человека... В Богоматери, идущей по небесам, не приметно никакого  движения; 
но чем более смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается”. 
      Брюллов: “Чем больше смотришь, тем  более  чувствуется  непостижимость 
сих красот: каждая черта обдумана, переполнена выражения  грации,  соединена 
со строжайшим стилем...” 
      Белинский: “В ее взоре есть что-то строгое, сдержанное, нет  благодати 
и милости, но нет гордости, презрения, а  вместо  всего  этого  какое-то  не 
забывающее своего величия снисхождение”. 
      Герцен: “Внутренний мир ее разрушен, ее уверили,  что  ее  сын  -  Сын 
Божий,  что   она   -   Богородица;   она   смотрит   с   какой-то   нервной 
восторженностью,  с  материнским  ясновидением,  она  как   будто   говорит: 
“Возьмите его, он не мой”. Но в то же время прижимает его к себе  так,  что, 
если б можно, она убежала бы с ним  куда-нибудь  вдаль  и  стала  бы  просто 
ласкать, кормить грудью не спасителя мира, а своего сына”. 
      Достоевский видел в “Сикстинской мадонне”  высшую  меру  человеческого 
благородства, высочайшее проявление материнского гения. Большая  поясная  ее 
репродукция висела в его комнате, в которой он и скончался. 
      Так  немеркнущая  красота  подлинно  великих  произведений   искусства 
воодушевляет и в последующие века лучшие таланты и умы... 
      Сикстинская мадонна - воплощение того идеала красоты и добра,  который 
смутно воодушевлял  народное  сознание  в  век  Рафаэля  и  который  Рафаэль 
высказал до конца, раздвинув занавес,  тот  самый,  что  отделяет  будничную 
жизнь от вдохновенной мечты, и показал этот идеал миру, всем нам и тем,  кто 
придет после нас. 
      Рафаэль был не только непревзойденным  мастером  идеально  построенной 
композиции: колорит его картин, яркий и одновременно  прозрачный  и  легкий, 
чудесно сочетается с четким рисунком. 
      Этот великий живописец оставил след и в скульптуре. Среди его учеников 
- ваятель Лоренцо Лоренцетти. По эскизам и под руководством своего  великого 
учителя он выполнил несколько скульптур, из  которых  до  нас  дошла  только 
одна  -  “Мертвый  мальчик  на  дельфине”.  В  ней   воплощены   в   мраморе 
рафаэлевский идеал красоты, его ритм и гармония: нет ужаса смерти,  кажется, 
будто ребенок мирно заснул. 
      Рафаэль! Он умер в полном расцвете сил, в зените славы - тридцати семи 
лет. 
                           МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ 
      Микеланджело родился в 1475 г. и умер в 1564 г.,  пережив  Леонардо  и 
Рафаэля на четыре с половиной десятилетия и оставив  далеко  позади  великую 
эпоху гуманизма и свободы духа. Эти гордые идеалы не осуществлялись и  ранее 
в общественной жизни Италии, но они проповедовались  философами,  поэтами  и 
художниками и одобрялись наиболее просвещенными правителями. Настали  другие 
времена. В последние десятилетия своей  жизни  Микеланджело  был  свидетелем 
того,  как  эти  идеалы  грубо  попирались,  восторжествовала  церковная   и 
феодальная реакция. 
      Отпрыск старинного,  но  обедневшего  дворянского  рода,  Микеланджело 
Буонарроти  был   патриотом   и   демократом.   В   отличие   от   Леонардо, 
гражданственность  пронизывала  его  мироощущение.  Он  принимал  участие  в 
битвах против тирании, заведовал всеми укреплениями своей родной  Флоренции, 
осажденной  войсками  германского  императора  и  папы,  и   только   слава, 
завоеванная им в искусстве, спасла его затем от расправы победителей. 
      Микеланджело глубоко чувствовал свою связь с родным народом, с  родной 
землей. 
      Его кормилицей была жена  каменотеса.  Вспоминая  о  ней,  он  говорил 
своему земляку Вазари: “Все хорошее в моем таланте получено мною от  мягкого 
климата родного нашего Ареццо, а из молока моей кормилицы извлек я  резец  и 
молот, которыми  создаю  свои  статуи”.  Демократизм  Микеланджело  не  всем 
пришелся  по  вкусу.  В  титанических  образах  Микеланджело  видели   порой 
прославление  грубой  физической  силы.  Так,  один  из  тогдашних  критиков 
искусства заявлял, что “Рафаэль писал благородных людей,  а  Микеланджело  - 
грузчиков”. 
      Горестная судьба родины, забвение в тогдашней Италии  высоких  надежд, 
которые вдохновляли все его творчество, глубоко  ранили  душу  Микеланджело. 
Упорно, до конца своих дней, он боролся за свой идеал, за свою веру. 
      Гений Леонардо - это воля к познанию мира и овладению им в  искусстве, 
полное сознание и утверждение силы и власти человеческого ума. 
      Рафаэль дал человечеству радость безмятежного любования миром во  всей 
его величавой и упоительной красоте, выявленной гением художника. 
      Гений Микеланджело выражает в искусстве другое начало. 
      Основа веры и  идеал  Микеланджело  в  том,  что  из  всех  крупнейших 
представителей Возрождения,  он  наиболее  последовательно  и  безоговорочно 
верил в великие возможности, заложенные  в  человеке,  в  то,  что  человек, 
постоянно напрягая свою волю, может выковать свой собственный  образ,  более 
цельный и  яркий,  чем  сотворенный  природой.  И  этот  образ  Микеланджело 
выковал в искусстве, чтобы превзойти  природу.  Нужно  не  просто  подражать 
природе, а постигать ее “намерения”, чтобы выразить до  конца,  завершить  в 
искусстве дело природы и тем самым возвыситься над ней. 
      К этой цели стремились Леонардо и Рафаэль, но никто до Микеланджело не 
проявлял в этом стремлении такого ошеломляющего современников дерзания. 
      Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя  Давида, 
исполненная  Микеланджело,  “отняла  славу  у  всех  статуй,  современных  и 
античных, греческих и римских”. Этот Давид, величавый  и  прекрасный  юноша, 
исполненный беспредельной отваги и силы, готовый вступить в борьбу со  злом, 
уверенный в  своей  правоте  и  в  своем  торжестве,  -  подлинный  монумент 
героической личности, человеку, каким он должен  быть,  являя  собой  высшее 
увенчание природы. 
      Всем своим искусством  Микеланджело  хочет  нам  показать,  что  самое 
красивое в природе -  это  человеческая  фигура,  более  того,  что  вне  ее 
красоты вообще не  существует.  И  это  потому,  что  внешняя  красота  есть 
выражение красоты духовной, а человеческих  дух  опять-таки  выражает  самое 
высокое и прекрасное в мире. 
      “Ни одна человеческая страсть не осталась мне чуждой”. И: “Не  родился 
еще такой человек, который, как я, был бы так склонен любить людей”. 
      И вот для возвеличивания человека во всей его  духовной  и  физической 
красоте Микеланджело ставил выше прочих искусств скульптуру. 
      О скульптуре Микеланджело  говорил,  что  “это  первое  из  искусств”, 
ссылаясь на библейскую легенду о Боге, вылепившем  из  земли  первую  фигуру 
человека - Адама. 
      “Мне всегда казалось, - писал Микеланджело, что  скульптура  -  светоч 
живописи и что между ними та же разница, что между солнцем и луной”. 
      Еще отмечал Микеланджело: “Я разумею  под  скульптурой  то  искусство, 
которое осуществляется в силу убавления”. Художник имеет  в  виду  убавление 
всего лишнего. Вот глыба мрамора:  красота  заложена  в  ней,  нужно  только 
извлечь  ее  из  каменной  оболочки.  Эту  мысль  Микеланджело   выразил   в 
замечательных  стихах  (кстати,  он  был  одним  из  первых  поэтов   своего 
времени): 
                 И высочайший гений не прибавит 
                 Единой мысли к тем, что мрамор сам 
                 Таит в избытке, - и лишь это нам 
                 Рука, послушная рассудку, явит. 
      Микеланджело верил, что точно так же, как в природе заложена  красота, 
в человеке заложено добро. Подобно ваятелю, он должен  удалить  в  себе  все 
грубое, лишнее, все, что мешает проявлению  добра.  Об  этом  говорит  он  в 
стихах,   исполненных   глубокого   смысла,   посвященных    его    духовной 
руководительнице Виттории Колонне: 
                 Как из скалы живое изваянье 
                 Мы извлекаем, донна, 
                 Которое тем боле завершенно, 
                 Чем больше камень делаем мы прахом, - 
                 Так добрые деяния 
                 Души, казнимой страхом, 
                 Скрывает наша собственная плоть 
                 Своим чрезмерным, грубым изобильем... 
      Недаром,   обращаясь   к   модным   поэтам   того    времени,    часто 
бессодержательным, несмотря на изящество формы, один из  наиболее  вдумчивых 
почитателей Микеланджело так отозвался о его стихах: “Он  говорит  вещи,  вы 
же говорите слова”. 
      ...Расположенный в глубокой горной  котловине,  город  Каррара  уже  в 
древности славился мрамором. Там, питаясь почти одним  хлебом,  Микеланджело 
пробыл  более  восьми  месяцев,  чтобы  наломать  как  можно  больше  белого 
каррарского мрамора  и  доставить  его  в  Рим.  Самые  грандиозные  замысли 
возникали в его воображении, когда он в одиночестве бродил среди скал.  Так, 
глядя на гору, целиком сложенную из мрамора,  он  мечтал,  вырубить  из  нее 
колоссальную  статую,  которая  была  бы  видна  издалека  мореплавателям  и 
служила им маяком. В этой горе он уже различал титанический  образ,  который 
молот и резец извлекут из ее громады. 
      Микеланджело  не  осуществил  этого  замысла.  Однако  и  то,  что  он 
осуществил,  беспримерно  в   мировом   искусстве.   У   Микеланджело   есть 
скульптуры, где сохранились очертания каменной  глыбы.  Есть  и  такие,  где 
части камня не тронуты резцом, хотя образ и выступает во всей своей мощи.  И 
это зримое нами высвобождение красоты. 
      Микеланджело считал себя в первую очередь скульптором, и  даже  только 
скульптором. В гордых думах, быть может, грезилось  ему,  что  в  его  резце 
нуждается не только мраморный блок, выбранный им для  работы,  но  и  каждая 
скала, гора, все бесформенное,  беспорядочно  нагроможденное  в  мире.  Ведь 
удел искусства - довершать дело природы, утверждать красоту. А  это,  считал 
он, под стать только ваятелю. 
      О  живописи  Микеланджело  говорил   подчас   с   высокомерием,   даже 
раздражением, как не о своем ремесле. 
      Как и  скульптуры  Микеланджело,  грандиозные  образы,  созданные  его 
кистью, поражают своей беспримерной  пластической  выразительностью.  В  его 
творчестве, и быть может, только в нем,  скульптура  является  действительно 
“светочем  живописи”.  Ибо  скульптура  помогала   Микеланджело   гармонично 
объединять и сосредоточивать в  одном  определенном  живописном  образе  всю 
таящуюся в человеческой фигуре пластическую красоту. 
      Начальное  формирование  Микеланджело  как   художника   протекало   в 
условиях, роднящих его с Леонардо да Винчи. Как и Леонардо, он был  учеником 
известного флорентийского мастера кватроченто.  Есть  сведения,  что  мастер 
этот, Доменико Гирландайо,  как  и  учитель  Леонардо  Верроккьо,  завидовал 
своему   ученику.   Подобно   Леонардо,   утонченно-изысканное    искусство, 
процветавшее  при  дворе  Лоренцо  Великолепного,  не  могло   удовлетворить 
Микеланджело. И одна из первых его работ - “Мадонна у лестницы”,  высеченная 
им  в  мраморе,  когда  ему  было  едва  шестнадцать  лет,   не   изнеженная 
патрицианка и даже не трогательная в своей любви к  младенцу  юная  мать,  а 
суровая  и  величавая  дева,  которая  осознает  свою  славу  и   знает   об 
уготованном ей трагическом испытании. 
      Сохранился только один вполне достоверный образец  станковой  живописи 
Микеланджело: знаменитое  тондо  (круглая  картина)  “Мадонна  Дони”.  Можно 
предположить, что в этой композиции почти тридцатилетний  Микеланджело,  уже 
пользовавшийся громкой славой, возомнил превзойти Леонардо,  утвердить  свое 
превосходство  над  старшим   собратом,   живописные   достижения   которого 
воспринимались во Флоренции как откровения. 
      “Мадонна Дони” Микеланджело и “Св.Анна” Леонардо да Винчи... Параллель 
очевидна.  И  очевидна  общая  цель:  сконцентрировать  до  максимума   силу 
движения, обуздать энергию, чтобы обратить их в незыблемый монолит. 
      У Леонардо цель достигается в гармонии, примиряющей все  противоречия, 
гармонией, как бы осуществляемой самой природой. 
      У Микеланджело - сконцентрированная сила, и все - борьба,  в  которой, 
под резцом ил его или под кистью, рождаются  люди  более  прекрасные,  более 
могущественные и более дерзновенные - люди-герои.  Гигантское  напряжение  и 
динамизм в каждом их мускуле, в каждом порыве, и физическом и духовном. 
      В отличие от художников предыдущего века, работавших  в  гуще  народа, 
художники чинквеченто приобщаются к высшему,  патрицианскому  кругу.  Идеалы 
народной  свободы  попраны  абсолютизмом.  Светские  и  духовные  властители 
нуждаются в искусстве, которое прославляло бы их деяния:  они  привлекают  к 
себе на службу знаменитейших живописцев, скульпторов  и  архитекторов.  Папа 
Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, чтобы дать ему грандиозное задание:  этот 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 
   
 |