его возлюбленная, прозванная “Форнарина”, что значит булочница. Эта
римлянка с ясными благородными чертами лица, удостоившаяся любви великого
живописца, была дочерью пекаря. Быть может, образ ее и вдохновлял Рафаэля,
однако он, по-видимому, все же не был единственным. Ибо вот что мы читаем в
письме Рафаэля: “Я скажу вам, что, для того чтобы написать красавицу, мне
надо видеть многих красавиц... Но ввиду недостатка как в хороших судьях,
так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне
на ум. Я не знаю, имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь
этого достигнуть”.
Посмотрим же на эту идею, которая пришла на ум Рафаэлю, идею, которую
он, очевидно, долго вынашивал, перед тем как воплотить ее в искусстве
полностью.
“Сикстинская мадонна” (так названная по имени монастыря, для которого
был написан этот алтарный образ) - самая знаменитая картина Рафаэля и,
вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных.
Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Слава ее ничем не
подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее, преклонив
колени, папа Сикст, облаченный в парчу; святая Варвара опускает глаза с
благоговением, а два ангелочка устремляют вверх мечтательно-задумчивые
взоры.
Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей
душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с
такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и
судьбу всего человеческого рода.
Это не реальность, а зрелище. Недаром же сам художник раздвинул перед
зрителями на картине тяжелый занавес. Зрелище, преображающее реальность, в
величии вещей, мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей
абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище,
которого жаждала и обрела наконец Италия Высокого Возрождения в мечте о
лучшем мире.
И сколько прекрасных и верных слов сказано давно уже во всем мире, и в
частности в России. Ибо, действительно, как на паломничество отправлялись в
прошлом веке русские писатели и художники в Дрезден к “Сикстинской
мадонне”. Послушаем их суждения о деве, несущей младенца с недетским,
удивительным взором, об искусстве Рафаэля и о том, что хотел он выразить в
этих образах.
Жуковский: “Перед глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами, и
все стеснено в малом пространстве, и, несмотря на то, все необъятно, все
неограниченно... Занавесь раздвинулась, и тайна небес открылась глазам
человека... В Богоматери, идущей по небесам, не приметно никакого движения;
но чем более смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается”.
Брюллов: “Чем больше смотришь, тем более чувствуется непостижимость
сих красот: каждая черта обдумана, переполнена выражения грации, соединена
со строжайшим стилем...”
Белинский: “В ее взоре есть что-то строгое, сдержанное, нет благодати
и милости, но нет гордости, презрения, а вместо всего этого какое-то не
забывающее своего величия снисхождение”.
Герцен: “Внутренний мир ее разрушен, ее уверили, что ее сын - Сын
Божий, что она - Богородица; она смотрит с какой-то нервной
восторженностью, с материнским ясновидением, она как будто говорит:
“Возьмите его, он не мой”. Но в то же время прижимает его к себе так, что,
если б можно, она убежала бы с ним куда-нибудь вдаль и стала бы просто
ласкать, кормить грудью не спасителя мира, а своего сына”.
Достоевский видел в “Сикстинской мадонне” высшую меру человеческого
благородства, высочайшее проявление материнского гения. Большая поясная ее
репродукция висела в его комнате, в которой он и скончался.
Так немеркнущая красота подлинно великих произведений искусства
воодушевляет и в последующие века лучшие таланты и умы...
Сикстинская мадонна - воплощение того идеала красоты и добра, который
смутно воодушевлял народное сознание в век Рафаэля и который Рафаэль
высказал до конца, раздвинув занавес, тот самый, что отделяет будничную
жизнь от вдохновенной мечты, и показал этот идеал миру, всем нам и тем, кто
придет после нас.
Рафаэль был не только непревзойденным мастером идеально построенной
композиции: колорит его картин, яркий и одновременно прозрачный и легкий,
чудесно сочетается с четким рисунком.
Этот великий живописец оставил след и в скульптуре. Среди его учеников
- ваятель Лоренцо Лоренцетти. По эскизам и под руководством своего великого
учителя он выполнил несколько скульптур, из которых до нас дошла только
одна - “Мертвый мальчик на дельфине”. В ней воплощены в мраморе
рафаэлевский идеал красоты, его ритм и гармония: нет ужаса смерти, кажется,
будто ребенок мирно заснул.
Рафаэль! Он умер в полном расцвете сил, в зените славы - тридцати семи
лет.
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
Микеланджело родился в 1475 г. и умер в 1564 г., пережив Леонардо и
Рафаэля на четыре с половиной десятилетия и оставив далеко позади великую
эпоху гуманизма и свободы духа. Эти гордые идеалы не осуществлялись и ранее
в общественной жизни Италии, но они проповедовались философами, поэтами и
художниками и одобрялись наиболее просвещенными правителями. Настали другие
времена. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело был свидетелем
того, как эти идеалы грубо попирались, восторжествовала церковная и
феодальная реакция.
Отпрыск старинного, но обедневшего дворянского рода, Микеланджело
Буонарроти был патриотом и демократом. В отличие от Леонардо,
гражданственность пронизывала его мироощущение. Он принимал участие в
битвах против тирании, заведовал всеми укреплениями своей родной Флоренции,
осажденной войсками германского императора и папы, и только слава,
завоеванная им в искусстве, спасла его затем от расправы победителей.
Микеланджело глубоко чувствовал свою связь с родным народом, с родной
землей.
Его кормилицей была жена каменотеса. Вспоминая о ней, он говорил
своему земляку Вазари: “Все хорошее в моем таланте получено мною от мягкого
климата родного нашего Ареццо, а из молока моей кормилицы извлек я резец и
молот, которыми создаю свои статуи”. Демократизм Микеланджело не всем
пришелся по вкусу. В титанических образах Микеланджело видели порой
прославление грубой физической силы. Так, один из тогдашних критиков
искусства заявлял, что “Рафаэль писал благородных людей, а Микеланджело -
грузчиков”.
Горестная судьба родины, забвение в тогдашней Италии высоких надежд,
которые вдохновляли все его творчество, глубоко ранили душу Микеланджело.
Упорно, до конца своих дней, он боролся за свой идеал, за свою веру.
Гений Леонардо - это воля к познанию мира и овладению им в искусстве,
полное сознание и утверждение силы и власти человеческого ума.
Рафаэль дал человечеству радость безмятежного любования миром во всей
его величавой и упоительной красоте, выявленной гением художника.
Гений Микеланджело выражает в искусстве другое начало.
Основа веры и идеал Микеланджело в том, что из всех крупнейших
представителей Возрождения, он наиболее последовательно и безоговорочно
верил в великие возможности, заложенные в человеке, в то, что человек,
постоянно напрягая свою волю, может выковать свой собственный образ, более
цельный и яркий, чем сотворенный природой. И этот образ Микеланджело
выковал в искусстве, чтобы превзойти природу. Нужно не просто подражать
природе, а постигать ее “намерения”, чтобы выразить до конца, завершить в
искусстве дело природы и тем самым возвыситься над ней.
К этой цели стремились Леонардо и Рафаэль, но никто до Микеланджело не
проявлял в этом стремлении такого ошеломляющего современников дерзания.
Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида,
исполненная Микеланджело, “отняла славу у всех статуй, современных и
античных, греческих и римских”. Этот Давид, величавый и прекрасный юноша,
исполненный беспредельной отваги и силы, готовый вступить в борьбу со злом,
уверенный в своей правоте и в своем торжестве, - подлинный монумент
героической личности, человеку, каким он должен быть, являя собой высшее
увенчание природы.
Всем своим искусством Микеланджело хочет нам показать, что самое
красивое в природе - это человеческая фигура, более того, что вне ее
красоты вообще не существует. И это потому, что внешняя красота есть
выражение красоты духовной, а человеческих дух опять-таки выражает самое
высокое и прекрасное в мире.
“Ни одна человеческая страсть не осталась мне чуждой”. И: “Не родился
еще такой человек, который, как я, был бы так склонен любить людей”.
И вот для возвеличивания человека во всей его духовной и физической
красоте Микеланджело ставил выше прочих искусств скульптуру.
О скульптуре Микеланджело говорил, что “это первое из искусств”,
ссылаясь на библейскую легенду о Боге, вылепившем из земли первую фигуру
человека - Адама.
“Мне всегда казалось, - писал Микеланджело, что скульптура - светоч
живописи и что между ними та же разница, что между солнцем и луной”.
Еще отмечал Микеланджело: “Я разумею под скульптурой то искусство,
которое осуществляется в силу убавления”. Художник имеет в виду убавление
всего лишнего. Вот глыба мрамора: красота заложена в ней, нужно только
извлечь ее из каменной оболочки. Эту мысль Микеланджело выразил в
замечательных стихах (кстати, он был одним из первых поэтов своего
времени):
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, - и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Микеланджело верил, что точно так же, как в природе заложена красота,
в человеке заложено добро. Подобно ваятелю, он должен удалить в себе все
грубое, лишнее, все, что мешает проявлению добра. Об этом говорит он в
стихах, исполненных глубокого смысла, посвященных его духовной
руководительнице Виттории Колонне:
Как из скалы живое изваянье
Мы извлекаем, донна,
Которое тем боле завершенно,
Чем больше камень делаем мы прахом, -
Так добрые деяния
Души, казнимой страхом,
Скрывает наша собственная плоть
Своим чрезмерным, грубым изобильем...
Недаром, обращаясь к модным поэтам того времени, часто
бессодержательным, несмотря на изящество формы, один из наиболее вдумчивых
почитателей Микеланджело так отозвался о его стихах: “Он говорит вещи, вы
же говорите слова”.
...Расположенный в глубокой горной котловине, город Каррара уже в
древности славился мрамором. Там, питаясь почти одним хлебом, Микеланджело
пробыл более восьми месяцев, чтобы наломать как можно больше белого
каррарского мрамора и доставить его в Рим. Самые грандиозные замысли
возникали в его воображении, когда он в одиночестве бродил среди скал. Так,
глядя на гору, целиком сложенную из мрамора, он мечтал, вырубить из нее
колоссальную статую, которая была бы видна издалека мореплавателям и
служила им маяком. В этой горе он уже различал титанический образ, который
молот и резец извлекут из ее громады.
Микеланджело не осуществил этого замысла. Однако и то, что он
осуществил, беспримерно в мировом искусстве. У Микеланджело есть
скульптуры, где сохранились очертания каменной глыбы. Есть и такие, где
части камня не тронуты резцом, хотя образ и выступает во всей своей мощи. И
это зримое нами высвобождение красоты.
Микеланджело считал себя в первую очередь скульптором, и даже только
скульптором. В гордых думах, быть может, грезилось ему, что в его резце
нуждается не только мраморный блок, выбранный им для работы, но и каждая
скала, гора, все бесформенное, беспорядочно нагроможденное в мире. Ведь
удел искусства - довершать дело природы, утверждать красоту. А это, считал
он, под стать только ваятелю.
О живописи Микеланджело говорил подчас с высокомерием, даже
раздражением, как не о своем ремесле.
Как и скульптуры Микеланджело, грандиозные образы, созданные его
кистью, поражают своей беспримерной пластической выразительностью. В его
творчестве, и быть может, только в нем, скульптура является действительно
“светочем живописи”. Ибо скульптура помогала Микеланджело гармонично
объединять и сосредоточивать в одном определенном живописном образе всю
таящуюся в человеческой фигуре пластическую красоту.
Начальное формирование Микеланджело как художника протекало в
условиях, роднящих его с Леонардо да Винчи. Как и Леонардо, он был учеником
известного флорентийского мастера кватроченто. Есть сведения, что мастер
этот, Доменико Гирландайо, как и учитель Леонардо Верроккьо, завидовал
своему ученику. Подобно Леонардо, утонченно-изысканное искусство,
процветавшее при дворе Лоренцо Великолепного, не могло удовлетворить
Микеланджело. И одна из первых его работ - “Мадонна у лестницы”, высеченная
им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, не изнеженная
патрицианка и даже не трогательная в своей любви к младенцу юная мать, а
суровая и величавая дева, которая осознает свою славу и знает об
уготованном ей трагическом испытании.
Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи
Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) “Мадонна Дони”. Можно
предположить, что в этой композиции почти тридцатилетний Микеланджело, уже
пользовавшийся громкой славой, возомнил превзойти Леонардо, утвердить свое
превосходство над старшим собратом, живописные достижения которого
воспринимались во Флоренции как откровения.
“Мадонна Дони” Микеланджело и “Св.Анна” Леонардо да Винчи... Параллель
очевидна. И очевидна общая цель: сконцентрировать до максимума силу
движения, обуздать энергию, чтобы обратить их в незыблемый монолит.
У Леонардо цель достигается в гармонии, примиряющей все противоречия,
гармонией, как бы осуществляемой самой природой.
У Микеланджело - сконцентрированная сила, и все - борьба, в которой,
под резцом ил его или под кистью, рождаются люди более прекрасные, более
могущественные и более дерзновенные - люди-герои. Гигантское напряжение и
динамизм в каждом их мускуле, в каждом порыве, и физическом и духовном.
В отличие от художников предыдущего века, работавших в гуще народа,
художники чинквеченто приобщаются к высшему, патрицианскому кругу. Идеалы
народной свободы попраны абсолютизмом. Светские и духовные властители
нуждаются в искусстве, которое прославляло бы их деяния: они привлекают к
себе на службу знаменитейших живописцев, скульпторов и архитекторов. Папа
Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, чтобы дать ему грандиозное задание: этот
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|