Врубель
Кто был Врубель – художник  декаданса  или  ренессанса  искусства?  Или  это 
вообще несущественно? Врубель есть Врубель, в своем роде единственный  и  ни 
на кого не похожий. 
Ещё на протяжении  жизни  Врубеля  оценки  его  искусства  располагались  на 
широкой шкале – от « дикого уродства», « бездарной мазни», « мерзости» до  « 
дивных симфоний гения». Но и в  дальнейшем  его  репутация  снова  падала  и 
снова поднималась; более  приглушенно,  но  проигрывалось  примерно  то  же: 
декаданс – ренессанс. 
      После  поспешного  причисления  его  к  отпетым  декадентам,   в   нем 
постепенно, но все больше и больше стали видеть «  классические»  черты.  Он 
все больше срастался в нашем сознании с Лермонтовым, со сказками  Пушкина  и 
музыкой  Римского-Корсакова,  а   там    и   с   Александром   Ивановым,   с 
древнерусской иконописью, наконец, вообще с Третьяковской галереей,  которую 
уже и представить себе нельзя без  зала  Врубеля.  Бенуа  помнил  Врубеля  « 
дикого», эпатирующего, ворвавшегося, « как беззаконная  комета»,  в  русскую 
живопись, когда и « Мир искусства» тоже был в какой-то степени  эпатирующим. 
Мы же того  Врубеля  не  знаем:  для  нас  Врубель  –  волнующие,  красивые, 
таинственные, но нисколько не  «  дикие»  картины,  которые  для  нескольких 
поколений людей связаны с юношескими романтическими переживаниями:  в  самом 
деле есть что-то извечно и трогательно юное в печали « Демона сидящего». 
      Но мы и по сей день не уверены – кто же он всё-таки  был?  И  была  ли 
действительно та  эпоха,  в  которую  он  жил,  «  эпохой  Врубеля»,  ею  ли 
детерминировано его искусство или он  был  в  ней  чужой,  «  пришелец»,  не 
уместившийся в её пределах  и  потому  обреченный  на  неполноту  реализации 
своего необыкновенного дара, на « фрагментарность» своих созданий? 
      Так как выставки импрессионистов в свое  время  наделали  скандального 
шуму, отголоски которого  доходили  до  русской  публики,  то  для  неё  все 
шокирующее ассоциировалось с импрессионизмом. Врубеля тоже не  раз  называли 
в печати импрессионистом. Ёще чаще – декадентом,  что  его  оскорбляло,  так 
как декаданс, по прямому смыслу, означает падение, он же  мечтал  о  широких 
горизонтах  и  высоком  полете  искусства.  Иным  звание   декадентов   даже 
импонировало – есть своя прелесть в осенних сумерках и своя гордость в  том, 
чтобы быть певцами заката. Но как раз у Врубеля ничего  этого  не  было,  по 
крайней мере, субъективно он нисколько не  разделял  настроений  лирического 
заката и меланхолии ущерба. Напротив, мыслил  миссию  своего  искусства  как 
преодоление ущербности.  Его  известное  кредо  –  «  иллюзионировать  душу, 
будить её от мелочей будничного  величавыми  образами»,  образами  народного 
эпоса,  Библии,  Шекспира,  Лермонтова,  Пушкина,  к  которым  он  обращался 
постоянно, трактуя их с глубокой серьёзностью. Поэтому ярлык  декадента,  то 
есть  упадочника. Воспринимался им как оскорбительная нелепость,  и  однажды 
он с вызовом в публичной речи сказал, что « так называемый  декаданс»  скоро 
будет признан возрождением. 
      Связь Врубеля с модерном в нашей литературе трактовалась в зависимости 
оттого,  как   оценивался   модерн.   Переоценка   стиля   модерн   побудила 
пересмотреть вопрос о причастности к нему Врубеля.  Может  быть  Врубель  не 
стоял от него в стороне, получая лишь спорадические  импульсы,  а  находился 
внутри, у истоков этого  течения?  Может  быть,  он  сам  и  был  создателем 
русского модерна? Такой вывод как бы носится в  воздухе.  К  нему  приходит, 
например, Г. Ю.  Стернин  в  результате  исследования  художественной  жизни 
России  на  рубеже  веков.  Он  констатирует  противоречивую  двойственность 
модерна как западного, так и русского, « стремящегося  ,  с  одной  стороны, 
украсить, оформить повседневную жизнь человека, внести в эту  жизнь  красоту 
и вместе с тем  постоянно  взыскующего  «  иных  миров»,побуждая  зрителя  « 
усомниться в привычных ценностях земного бытия».[1] 
      О Врубеле Стернин пишет:  «  Стиль  художника,  и  это  и  делало  его 
активным творцом русского модерна, всегда  заключал  в  себе  содержательную 
функцию, то давая предельно овеществленное, вплоть до поверхности  материала 
или фактуры письма,  и  потому  доступное  ощущение  красоты,  то  наоборот, 
отвлеченной  декоративностью  выразительных   средств   воздвигая   как   бы 
непреодолимую преграду между зрителем и « горним»  царством.  Этим  путем  и 
высказывался весь чрезвычайно типичный для модерна эмоциональный диапазон  – 
от чувствительного  зрительного  или  тактильного  наслаждения  до  душевной 
тревоги и тоски.[2] 
      Можно  было  бы  заметить,  что  соединение  чувственной   красоты   с 
настроениями тоски и тревоги – не редкость  в  искусстве  и  свойственно  не 
только модерну.  Но  дело  не  в  том.  Нужно  очень  серьёзно  отнестись  к 
предположению, что Врубель был активным творцом русского модерна.  Если  оно 
справедливо, образ художника четко локализируется во времени, занимает,  так 
сказать,  законное  историческое  место,  зато  отходит  в  область  легенды 
романтическое  представление  о  «  единственном»,  об  одиноком  гениальном 
пришельце то ли из эпохи Возрождения, толи из  средних  веков,  созданное  и 
прижизненными  биографами  Врубеля,  и  поэтами  –  Блоком,  Брюсовым,  -  и 
стоустой молвой. Тогда, значит, более прав Н. П. Ге: искусство Врубеля  было 
только» одним из лучших выражений» настроений, охвативших людей в конце  XIX 
века, мы начинаем представлять себе Врубеля не стоящим, подобно  Демону,  на 
горной вершине, а « в среде»  -одним  из  участников  абрамцевского  кружка, 
одним из экспонентов « Мира искусства», одним из художников  театра  .  .  . 
словом, не « один», а «один из», хотя бы и из самых выдающихся. 
      Многое, по-видимому, говорит в пользу такого воззрения. 
      Ориентализм Врубеля, пристрастие к пряному востоку, любовь  к  театру, 
театральность –  и  это  все  модерну  не  чуждо.  Наконец,  та  характерная 
двойственность  модерна  –  программное   внедрение   в   повседневность   и 
одновременно тяга  к запредельному, неповседневному, -  была  и  у  Врубеля. 
Декоративно-прикладному творчеству он отдавал львиную  долю  своих  сил.  Не 
говоря уже  о  постоянной  работе  для  театра,  он  и  в  сотрудничестве  с 
архитектором Шехтелем и сам делал архитектурные проекты; он украшал  богатые 
особняки, проектировал печи, скамьи,  расписывал  балалайки,  не  только  не 
брезгуя « прикладной» деятельностью, но отдаваясь  ей  со  страстью  (  отец 
Врубеля,  человек  другого  поколения,  в  одном  из  писем   неодобрительно 
называл его художником по печатной части). А вместе с тем мысль  и  фантазия 
его всегда устремлялись прочь  от  сегодняшнего  дня,  от  прозы  будней,  в 
нездешний поэтический мир тысячи и одной ночи, демонов и ангелов, русалок  и 
эльфов. 
      С юных лет он питал  страсть  ко  всяческой  маскарадности  не  всегда 
хорошего вкуса. В Киеве, хотя он был тогда очень беден и обстановкой  своего 
жилья  пренебрегал, он тем не менее  носил  бархатный  костюм  «  венецианца 
эпохи Возрождения», чем весьма шокировал жителей города.  Позже,  в  Москве, 
когда  материальные  дела  поправились,  он  стал  ревностно  заботиться  об 
убранстве  квартиры,  обтягивая  некрашеную  кухонную  мебель  плюшем  самых 
нежных оттенков. Туалеты своей жены певицы Надежды Ивановны  Забелы  Врубель 
всегда сочинял  сам  –  не  только  театральные  костюмы,  а  и  концертные, 
вечерние и домашние платья, строго следя, чтобы  они  шились  точно  по  его 
эскизам. Это были сказочно красивые платья из нескольких  прозрачных  чехлов 
разной окраски, с буфами в виде гигантских  роз,  но  совсем  неудобные  для 
ношения. 
      Все это может быть штрихи, частности,  но  характерные.  Параллелей  и 
точек  схода  между  стилем  модерн  и  искусством  Врубеля  немало,  а   то 
обстоятельство, что он начал идти  раньше  других,  как  будто  подтверждает 
гипотезу о нем как основоположнике этого течения на  русской  почве,  причем 
независимо от западных влияний, - в силу стадиальной общности. 
      И все же никуда не  уйти  от  несомненного  факта  –  те  произведения 
Врубеля, о которых можно без колебаний сказать: « Вот настоящий  модерн»,  - 
это не лучшие, а,  как  правило,  второстепенные,  тривиальные  его  работы. 
Лучшие же не имеют ни специфической  плоскостной  орнаментальности  модерна, 
ни его прихотливой изысканности,  а  главное  –  в  них  есть  то  качество, 
которое сам художник определял как «  культ  глубокой  натуры»,  модерну  не 
только несвойственное, но  даже  как  бы  противопоказанное,  так  что  есть 
реальные основания у авторов, полагавших, что модерн лишь влиял  на  Врубеля 
и влиял не в лучшую сторону. С  французской ветвью модерна у Врубеля  меньше 
близости, чем с  мюнхенским,  австрийским  или  скандинавским  вариантами  « 
современного стиля». 
      Но и последние, кажется, не увлекали его. Что он  любил  в  искусстве? 
Врубель был не очень большим  охотником  до  писем,  поэтому  немного  можно 
узнать о его  впечатлениях  от  заграничных  выставок,  если  он  их  вообще 
посещал; В Москве  и в Петербурге он почти не  ходил  на  выставки.  Отчасти 
воспоминания современников, а главным образом  сами  произведения  художника 
свидетельствуют, что настоящая  его  любовь  неизменно  отдавалась  великому 
прошлому – Византии, Древней  Руси,  итальянскому  кватроченто.  Но  не  тем 
художественным   эпохам,    которые    преимущественно    питали    пассеизм 
мирискусников: к XVIII веку,  русскому  или  западному,  к  рококо,  фижмам, 
арлекинам и коломбинам Врубель оставался,  по-видимому,  вполне  равнодушен. 
Вообще его не манило легкое, грациозное, « скурильное» - только  возвышенное 
и серьезное. Это чувствуется и по его литературным вкусам : Гомер,  Шекспир, 
Данте, Гете, Лермонтов, русский сказочный и былинный эпос,  Библия.  Ещё  он 
любил Ибсена и Чехова, но у этих  современных  авторов  не  черпал  мотивов, 
хотя, может быть,  «  Ночное»  навеяно  чеховской  «  Степью».  В  целом  же 
творчество Врубеля насквозь  литературно:  у  него  редки  произведения,  не 
имеющие  литературного  или   театрального   источника.   Литературность   и 
настойчивое обращение к  великим  и  вечным  образам  мировой  культуры  ещё 
увеличивали дистанцию между Врубелем и кругом современных  художников:  что- 
то в нем  было  на  их  вкус,  слишком  тяжеловесно-монументальное,  слишком 
«готовыми эпическими идеями», по выражению одного критика,  выступающего  от 
лица молодежи.[3] 
       Вопрос о принадлежности Врубеля к направлению   модерна  оказывается, 
таким  образом,  непростым.  Есть  и  «за»  и  «против».  С  одной  стороны, 
близость, в чем-то совпадаемость с элементами  « нового стиля», с  другой  – 
обособленность  интересов  и  стремлений  Врубеля,  взгляд  его   на   своих 
современников свысока, а их взгляд на него – со стороны. 
      Взглядами,  высказываниями,  отношениями,  конечно,  еще   ничего   не 
решается. Остается обратиться под этим углом зрения к  творческой  биографии 
Врубеля. 
      Жизнь Врубеля в искусстве отчетливо делится на четыре периода, которые 
хочется уподобить трем актам драмы  с  прологом.  Пролог  –  годы  учения  в 
академии художеств. Первый акт – в  Киеве,  вторая  половина  1880-х  годов, 
встреча с древностью; второй – кипучая  деятельность  в  Москве,  начатая  в 
1890  году  «  Демоном  сидящим»  и  завершенная  в  1902  году  «   Демоном 
поверженным». Третий(1903-1906)  –  последних  четыре  года,  прошедших  под 
знаком надвигающегося трагического конца. Ещё четыре года  Врубель  жил  уже 
только физически. 
      Переход к новому этапу  каждый  раз  совершался  резко  и  неожиданно, 
наподобие вмешательства рока. Из Киева в  петербургскую  Академию  художеств 
явился  А.  Прахов,   разыскивая   помощника   для   реставрации   старинной 
Кирилловской церкви; профессор П. Чистяков указал ему на молодого  студента, 
вошедшего как раз в эту минуту в кабинет, - и решилась его судьба :  Врубель 
оставил Академию, где ему так нравилось и оказался в Киеве  на  целых  шесть 
лет. По прошествии их – тоже случайно  –  задержался  на  несколько  дней  в 
Москве проездом из Казани, где навещал  отца,  но  предполагаемые  несколько 
дней превратились в долгие годы, самые интенсивные в жизни Врубеля. В  конце 
их – лихорадочная работа над « Демоном поверженным»  и  разразившийся,   как 
удар грома, приступ безумия. Но ещё  не  конец:  художник  выздоравливает  в 
клинике доктора Усольцева, работает много и прекрасно, к  «  Демону»  больше 
не возвращаясь. Конец последнего акта драмы наступает тоже как бы  внезапно: 
художник ослеп, рисуя портрет В. Брюсова(1906). 
      В 1901 году в автобиографии Врубель написал, что  благодаря  Чистякову 
вспоминает годы учения как самые светлые своей художественной жизни[4].  Это 
не расходится с тем, что он заметил в 1883 году: « Когда я начал  занятия  у 
Чистякова, мне страсть понравились основные его положения,  потому  что  они 
были не что иное, как формула моего живого отношения к  природе,  какое  мне 
вложено»[5] в  другом  письме  «формула»  эта  расшифровывается  как  «культ 
глубокой  натуры».  Не  просто  натуры  –  а  именно   глубокой,   то   есть 
просматриваемой под внешним покровом в её тончайшей внутренней структуре,  в 
« бесконечно гармонирующих деталях».влияние  чистяковской  системы  обучения 
не сводилось лишь к усвоению  классических  традиций  и  внушению  высокого, 
«священного» понятия   о  работе  над  пластической  формой,  а  касалось  и 
практического к  ней  подхода.  Важно  подчеркнуть,  что  Чистяков  учил  не 
«срисовыванию»,   а   именно    сознательному    рисованию,    сознательному 
структурному анализу формы. Рисунок надлежало строить  разбивкой  на  мелкие 
планы, передаваемые плоскостями; стыки плоскостей образуют  грани  объёма  с 
его впадинами  и  выпуклостями.  В  учебных  рисунках  мастерской  Чистякова 
криволинейные  объёмы  трактовались  как  многогранники,  рисунок   выглядел 
угловатым,  кристаллическим.  На  заключительной  стадии  рисунка   углы   и 
плоскости смягчались, и рисунок приближался к привычному виду  предмета.  Но 
самая суть заключалась уже в первоначальной стадии, в компоновке «  углами». 
Чистяков учил передавать не внешние контуры и не пятна,  а  формы,  формы  и 
формы – « самые малейшие изгибы, выступы и уклонения форм. При этом  тушевка 
от  рисунка  не  отделяется,  потому  что  тени   или   полутоны   не   суть 
бессмысленные   пятна,   а   формы,   следовательно,   имеют    перспективу, 
рисунок».[6] 
      А. П. Иванов: « У Врубеля, прежде всего, поражает совершенно особенное 
понимание формы предметов поверхности, их ограничивающие,  изобилуя  резкими 
изломами, образуют  дробное  сочетание  сходящихся  под  двугранными  углами 
плоскостей; их контуры представляют собой ломаные линии, прямые или  близкие 
к прямым, и весь воспроизводимый образ  носит  странное  сходство  с  грудой 
сросшихся друг с другом кристаллов».[7] 
      Вот еще свидетельство наблюдавшего Врубеля за работой С. Мамонтова:  « 
Самая техника рисования М. А. не имела ничего  общего  с  тем,  что  внушают 
юношеству патентованные учителя рисования. Он не  признавал  общего  контура 
изображаемого предмета, считая, что эта линия выдумана  людьми  и  не  нужна 
художнику. Рисуя, он набрасывал на бумагу или на холст  отдельные  мозаичные 
клочки тени, причем придавал им обыкновенно  прямолинейные  очертания.  Видя 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |