Чайковский-критик - непонятый Брамс.Сравнительный анализ творчества. Реферат по истории музыки.
Московский Государственный Университет Культуры и Искусств.
Чайковский-критик
- непонятый Брамс.
Сравнительный анализ творчества.
Реферат по истории музыки
студента 343 гр. з/о
Шевцова А. В.
Москва 2004
План:
1. Чайковский - критик.
2. Возраст постижения музыки.
3. Непохожесть судеб.
4. Трагедия человеческого одиночества.
5. Тайны творческой лаборатории.
1
В нелёгкие годы своего музыкального становления Пётр Ильич скорее ради
добы-
вания средств существования, чем из любви к писательству, взялся за труд
музыкаль-
ного критика и в период с 1869 по 1876 год написал более шестидесяти
интересных
и красивых музыкальных фельетонов в основном для «Русских ведомостей».
Этим фельетонам вместе с многочисленными письмами Чайковского мы обязаны
тем, что имеем возможность глубже понять музыкальную натуру и движущие
силы, которые
способствовали его гению в создании бессмертных творений.
Обращает на себя внимание литературный стиль статей Чайковского,
отличающий-
ся удивительным изяществом манеры изложения в сочетании с конкретностью,
ясно-
стью и лаконизмом. Изрядно потрудившись на ниве музыкальной критики ради
хлеба
насущного, Пётр Ильич вынужден был признаться, что честный критик, если он
жела-
ет внести вклад в понимание музыки широкой публикой, не может
руководствоваться
исключительно своим личным мнением, а обязательно должен опираться на
голос ав-
торитетного круга специалистов, к которому принадлежит он сам. Если критик
лишён такой опоры, говорил он, «то вся его критическая деятельность
сводится к дилетант-
ски бесцельной болтовне об искусстве, быть может, и очень милой, но
лишённой вся-
кого серьёзного значения». Его беспокоит нравственная сторона вопроса. «
Читатель должен знать, - пишет критик в первой же статье, - что если
рецензент заблуждается,
то заблуждается честно; он мог н е п о н я т ь, но он должен был х о т е т
ь п о н я т ь».
Это интересное предубеждение против единоличного суждения, как ни ущемляет
оно самолюбие могучих авторитетов, безусловно, справедливо. Оно всякий
лишний раз
подчёркмвает скромность Чайковского и его стремление к достижению истины.
Дей-
ствительно, только в самом себе бывает трудно найти объективное суждение о
новом:
вследствие укоренившейся привычки к сложившимся традициям, всякое новое
далеко не всегда воспринимается должным образом. Что касается музыки, то
Чайковский, бу-
дучи уже сложившимся музыкантом, не стеснялся признавать возможность своих
оши-
бочных суждений о новом. «Только через многократное прослушивание
уясняются ка-
чества и недостатки изучаемого музыкального произведения. Очень часто то,
на что в
первый раз не было обращено достаточного внимания, при вторичном
исполнении вдруг поразит вас и неожиданно очарует. Наоборот, какой-нибудь
эпизод, сначала пре-
льстивший вас и найденный вами наиболее удачным, при дальнейшем изучении
блед-
неет перед вновь открытыми красотами». Отсюда можно заключить, что
Чайковский весьма осторожен в своих оценках, по крайней мере в этих его
высказываниях чувст-
вуется желание быть осторожным и не сделать поспешных похвал или
осуждений. Прекрасный принцип! Но он заставляет с некоторой опаской
использовать музыкаль-
ные фельетоны Чайковского в целях выявления именно его собственных
представле-
ний о тех или иных композиторах или об их произведениях.
Зато на таком сдержанном фоне критики ещё более определённо и беспощадно
про-
является неприязненное отношение к какой-либо музыке. Уж если Пётр Ильич
искал
тщательно взвешенные заключения, то, надо полагать, отрицательные суждения
при его
скромности и щепетильности обдумывались им особенно тщательно. По этой
причине
может вызвать сильное недоумение главная антипатия Чайковского.
Речь идёт о музыке Брамса. Неприязнь и даже вражда к музыке Брамса
представ-
ляет собой образец удивительного и уникального постоянства Петра Ильича в
непри-
язненном чувстве.
Читая высказывания Чайковского о музыке Брамса, иногда ловишь себя на
мысли:
а не упорствовал ли Петр Ильич в своей позиции из принципа, подобно тому
как он
упрямо выражал свою любовь к какому угодно произведению Моцарта, даже
самому
второстепенному, лишь потому, что оно написано Моцартом?
Но нет, из года в год он с разной степенью гнева обрушивался на Брамса,
всё тем
же веским словом подтверждал свою вражду к его произведениям каждый раз,
когда
с ними знакомился. А знакомился он с ними, как это видно из различных
источников,
основательно, проиграв и прослушав фортепианные переложения всех четырёх
симфо-
ний, обоих фортепианных концертов, скрипичного концерта, ряда камерных
вещей. Ес-
ли собрать в один абзац всё самое существенное, что сказал Чайковский о
музыке Брамса в период с 1872 по 1888 год, то вряд ли можно обнаружить
какие-либо пере-
мены настроения:
« Это один из заурядных композиторов, которыми так богата немецкая школа;
он
пишет гладко, ловко, чисто, но без малейшего проблеска самобытного
дарования…без-
дарный, полный претензий, лишённый творчества человек. Его музыка не
согрета истин- ным чувством, в ней нет поэзии, но зато громадная претензия
на глубину… Мелоди-
ческой изобретательности у него очень мало; музыкальная мысль никогда не
досказы-
вается до точки… Меня злит, что эта самонадеянная посредственность
признаётся ге-
нием… Брамс, как музыкальная личность, мне просто антипатичен».
И хотя в этот абзац включены и более откровенные слова из дневника
Чайковс-
кого, неприязнь его не претерпевает заметных падений на более сдержанном
фоне печатной критики. Шестнадцать лет не смягчили его сердце в отношении
Брамса. И ещё год спустя после встречи с Брамсом в Германии, он не изменил
своего мнения
о его музыке: « Слушая его, вы спрашиваете себя, глубок ли Брамс или
только хочет
подобием глубины замаскировать крайнюю бедность фантазии?» К этому
совершенно
не изменённому встречей мнению Пётр Ильич счёл должным добавить лишь
несколь-
ко фраз об учёности, мастерстве, благородстве и возвышенности Брамса и,
как бы спо-
хватившись, что немного увлёкся похвальными сентенциями, заключил: «Но во
всём этом нет самого главного - красоты».
2
Брамс был на семь лет старше Чайковского и на три с половиной года пережил
его. Так что он был в полном смысле слова современником Петра Ильича, а
если го-
ворить о параллельных сроках, то опередил его в своём творчестве
ненамного. Из круп-
ных оркестровых произведений Брамса только Первый фортепианный концерт
появил-
ся раньше капитальных произведений Чайковского. Симфонии Брамса были
созданы в период 1876-1885 годов, Второй фортепианный концерт - в 1878
году. Поэтому все суждения Чайковского о Брамсе относятся к тому времени,
когда Пётр Ильич уже по-
знакомился с важнейшими творениями своего музыкального неприятеля и сам
уже был
зрелым и признанным композитором, создателем четырёх симфоний, знаменитого
фор-
тепианного концерта, нескольких симфонических увертюр и фантазий, оперы
«Евгений
Онегин» и многих других произведений. Так что его отношение к Брамсу
нельзя счи-
тать как случайно возникшую неприязнь, что иногда бывало у Петра Ильича.
Однако
если рассматривать не параллельные сроки творческого развития обоих
композиторов, а их возраст, в котором каждый из них начал постигать
великое искусство музыки, то
здесь обнаруживается весьма существенная разница.
Брамс вошёл в серьёзную профессиональную музыку гораздо раньше, чем
Чайков-
ский. Ещё в самом раннем детстве он получил первые музыкальные познания от
отца,
контрабасиста гамбургского театрального оркестра. В десятилетнем возрасте
он превос-
ходно владел фортепиано и даже выступал в публичном концерте. В
восемнадцать лет
он давал концерты как пианист-виртуоз, и его даже называли «одним из
бешеных лис-
товской школы», хотя такое сравнение с Листом можно отнести только к
виртуознос-
ти игры Брамса, ибо Листа он не любил и к его школе принадлежать не мог. В
два-
дцать лет Брамс отважился посетить Шумана, который, прослушав его,
предсказал ему
великую будущность.
При всей своей скудости и нехватках жизнь в родительском доме, видимо,
внеш-
не была налаженной и вполне респектабельной. Музыкальная одарённость
Иоганнеса
обнаружилась ещё в раннем детстве, и для отца само собой разумелось, что
сын обя-
зательно пойдёт по его стопам. Столь же естественным делом для него было и
при-
влечь сына к работе в каком-нибудь оркестрике, где он сам играл, - если
возникала
такая возможность. Огорчало его, в сущности, лишь то, что мальчишка явно
предпочи-
тал бесхлебное фортепиано практичным оркестровым инструментам, игре на
которых тот мог обучить его сам. О. Ф. В. Коссель, добрейший человек и
неплохой музыкант, вы-
разил готовность давать уроки Иоганнесу и позволил ему заниматься на своём
форте-
пиано, поскольку у Брамсов его не было. Парнишка оказался способным: уже в
десять лет он выступил публично в связи с каким-то общественным
мероприятием. В восемнад-
цать лет он давал концерты как пианист-виртуоз, и его даже называли «одним
из бе-
шеных листовской школы», хотя такое сравнение с Листом можно отнести
только к
виртуозности игры Брамса, ибо Листа он не любил и к его школе принадлежать
не
мог. В двадцать лет Брамс отважился посетить Шумана, который, прослушав
его, пред-
сказал ему великую будущность. Этот визит - в сентябре 1853 года - стал
важнейшим
событием в его жизни, поворотным пунктом, решающим образом определившим и
жи-
тейскую судьбу, и внутреннее развитие музыканта.
Примерно в том же возрасте, когда Брамс уже был образованным и твёрдо
стоящим
на ногах музыкантом-профессионалом, завоевавшим признание и как
исполнитель и как композитор, Чайковский только начал задумываться о
возможности сделать музы-
ку своей профессией. В это время он служил в министерстве юстиции, и
окончатель-
ное решение бросить эту службу у него ещё не созрело. Более того, в
двадцать два
года, когда он подошёл к такому решению, Пётр Ильич вдруг проявил к своей
юри-
дической карьере совершенно не согласующееся с музыкальными перспективами
рве-
ние в надежде занять место столоначальника, что сулило ему существенное
улучше-
ние материального положения. Чайковского, ещё не искушённого во всех
тонкостях чиновничьей карьеры, обошли назначением, и, по свидетельству его
брата Модеста, он
был настолько раздосадован и обижен, что эта неудача могла способствовать
его рез-
кому повороту в сторону музыки. Скорее всего, Модест Ильич преувеличил
значение
этого случая в окончательном выборе жизненного пути Петра Ильича, однако
сам факт служебного усердия его летом 1862 года, доходившего до работы над
министер- скими бумагами дома по ночам, никак не говорит о твёрдом
намерении порвать со службой именно тем летом. Он и сам подтверждает это в
письме к сестре 10 сентя- бря 1862 года, когда уже серьёзно занялся
музыкой и записался в консерваторию: «Службу, конечно, я окончательно не
брошу, пока не буду окончательно уверен в том,
что я артист, а не чиновник».
До поступления в консерваторию музыкальная подготовка Чайковского
ограничива-
лась сравнительно немногим для композитора такого значения, каким он стал
впослед-
ствии. Самые элементарные понятия о музыке он получил от матери: она
немного иг-
рала на фортепиано и пела модные романсы. Это был первый толчок, благодаря
кото-
рому Пётр Ильич научился подбирать на рояле то, что ему доводилось слышать
в ис-
полнении механического органа-оркестрины, привезённого отцом в воткинский
дом из Петербурга. Родители обратили внимание на тягу мальчика к музыке и,
когда ему
было около пяти лет, наняли учительницу для обучения игре на рояле. В
восьмилет-
нем возрасте ученик читал ноты не хуже своей учительницы. Но от Модеста
Ильи-
ча мы знаем, что эта учительница обладала более чем скромными познаниями в
му- зыке, и такой успех её ученика не должен вызывать удивления. Примерно
в это же
время Пётр Ильич неплохо играл некоторые мазурки Шопена. В таких семьях,
какой
была семья Чайковских, это тоже не может рассматриваться каким-то особым
дости-
жжением, хотя, конечно, свидетельствует о наличии музыкальных
способностей. В учи-
лище правоведения Чайковский пел в хоре, которым руководил известный
композитор
русской церковной музыки Г.А.Ломакин. Он видел музыкальность Чайковского,
но в этом отношении всё же ничем особенным его не выделил.
В возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет Чайковский занимался с
домашним
учителем, коим был Рудольф Васильевич Кюндингер, известный педагог и
пианист. Кюндингер приходил к Чайковским только раз в неделю, но за три
года занятий с ним
Пётр Ильич получил от него немало полезного. Впоследствии Кюндингер,
поглощён-
ный многочисленными уроками с именитыми учениками, мало что сохранивший в
па-
мяти о своих занятиях с Чайковским, рассказывал Модесту Ильичу, что ему и
в го-
лову не приходило, с каким музыкантом он имеет дело. И хотя способности
Чайков-
ского, по его мнению, были выдающимися, он не усмотрел в нём не только
будуще-
го композитора, но даже блестящего исполнителя. На вопрос отца, стоит ли
Пете по-
святить себя музыке, Кюндингер ответил отрицательно. Веры в исключительный
талант
Чайковского у него тогда не было.
Не было такой веры ни у родственников Петра Ильича, ни у его друзей.
Словом,
ничто не предвещало в нём великого музыканта, и Кюндингер не был одинок в
от-
сутствии смелых пророчеств, которые могли бы появиться, сверкни Чайковский
огнём
гениальности, как это случалось почти со всеми крупнейшими композиторами в
их детские или юношеские годы. В его талант инстинктивно верил, пожалуй,
только отец,
усилия которого и привели к тому, что Чайковский сумел получить неплохие
практи-
ческие навыки и кое-какие познания в музыке. Это отец нанял ему
учительницу в детстве. Он же потом пригласил Кюндингера и он же
Страницы: 1, 2, 3
|