утреннее солнце, появлявшееся с рассветом на горизонте, являлось символом
этого второго рождения к жизни вечной, не знающей больше смерти». Осирис,
по мнению египтян, желая дать людям видимый образ своего присутствия среди
них, воплощается в быка Аписа. Когда в священных коровниках Мемфиса
появлялся на свет теленок с особенными священными приметами, жрецы тотчас
же объявляли о милостивом воплощении Осириса, и повсюду это известие
вызывало народную радость и веселье. Когда Апис умирал естественной
смертью, его с большою пышностью хоронили в подземельях храма Серапеума,
развалины которого теперь найдены. Если же Апис достигал двадцати восьми
лет, число лет Осириса, его убивали. Голова Аписа должна была быть черной с
белым треугольником на лбу; туловище белое, но с черными пятнами
определенной формы. Богиня Нефтида, которую греки отождествляли с Венерой,
была супругой и вместе с тем сестрой Тифона, но она предпочла другого
брата, мягкого и доброго Осириса, и от союза с ним у Нефтиды родился сын
Анубис, или Инпу, бог с головою шакала, хранитель мумий. Когда Осирис был
убит Тифоном, Анубис его бальзамировал. На одной из фараоновых гробниц в
Фивах изображён Анубис, исполняющий свои печальные обязанности. Он стоит
подле ложа, на котором лежит мумия. Под ложем стоят четыре сосуда: у
первого вместо крышки - человечья голова, у второго - голова обезьяны-
павиана, третий - с головой шакала и четвертый - с ястребиной головой. Эти
головы являлись воплощением второстепенных божеств, на обязанности которых
лежало охранение внутренностей умерших, положенных в эти сосуды. Это
изображение встречается очень часто на многих надгробных памятниках. У
греков обязанность сопровождать души в жилище смерти выпала на долю
Меркурия, а потому греки отождествляли его с Анубисом. Тот - бог с головою
ибиса олицетворяет божественный разум, который сотворил всю Вселенную. Он
по преимуществу бог письмен, поэтому он также отождествляется с Меркурием.
Ом же - организатор мира, разогнавший первобытный мрак, и он же рассеивает
потемки души, т.е. невежество и дурные мысли - этих вечных врагов
человечества. Ибис и обезьяна - кинокефал, или павиан - посвящены этому
богу. Ибис - птица, появляющаяся в Египте перед разливом Нила;
следовательно, она, по египетским понятиями знает и предвидит будущее.
Кроме того, когда эта птица ест, ее клюв образует вместе с лапами
равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все
науки, основанные на ней, и вот почему ибис посвящен Тоту, богу
божественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение и
определение той высоты, до которой должен был подниматься Нил во имя
разливам, отчего зависело плодородие в Египте и вместе с тем и
существование его обитателей. На одном из барельефов в храме города Фил
изображен жрец или важное лицо просящее богов о благополучном разливе
Нила. На этом барельефе бог Тот изображен с головою ибиса, он держит в
одной руке зубчатую линейку - символ разлива Нила, а в другой - тростник,
которым собирается отметить подъем воды. Иногда же Тот изображался в образе
обезьяны павиана, пишущего на табличках. Египтяне верили в бессмертие души;
это была с незапамятных времен главная доктрина египетской религии.
Благодаря ней установились все своеобразные похоронные обряды и обычаи, а
также и все эмблемы, изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта
была эпоха возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов
древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей. Главной из
них была строгая система композиционных и иконографических правил,
получивших название “канона”. В древнеегипетском искусстве каноны не
менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались как
усыпальницы . В гробницы помещали портретные статуи в качестве нетленных
двойников покойных , убежищ для их бессмертных душ - “ка”. Внутри стены
гробниц обильно украшались росписями и рельефами, прославлявшими владельцев
и рассказавшими об их подвигах в жизни. Бессмертие было обещано тем душам,
которые Осирис, верховный судья, признает праведными. Эти души должны были
вернуться в их телесную оболочку и оживить ее новою жизнью, не знающей
смерти. Души же грешных подвергались вторичной смерти, за которой следовало
небытие. Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена в египетском
похоронном требнике. Эта священная книга, которая должна была находиться в
каждом
гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов. Глава вторая
этой книги вся посвящена жизни, начинающейся после смерти, а глава сорок
четвертая ясно и определенно говорит о том, что эта новая жизнь
будет бессмертна. Этот-то принцип вместе с санитарными мерами,
обусловленными климатическими требованиями страны, ввел обычай
бальзамирования тела для сохранения его от разложения и порчи, или же для
того, как говорит текст требника, «чтобы душа могла вновь соединиться со
своим телом». На одном надгробном памятнике в виде столба (стела) в
Булакском музее умерший, представ перед Верховным Судьёю, говорит
следующее, как гласит надпись: «Я привязан к богу моей любовью, я накормил
голодающего, подал воды жаждущему, одел лишенного одежды и приютил
бесприютного». Эти слова, в которых выражено стремление к высшему
нравственному совершенству, являются на этом памятнике не случайным
единичным явлением, говорит Мариэтт, а
встречаются весьма часто на надгробных памятниках, так что их можно считать
обычной повседневной молитвой. Бог Тот изображался всегда в сценах суда над
душами и встречается очень часто на надгробных памятниках. Он часто
изображался с богиней Пахт, или Сехмет, богиней с львиной головой. Иногда,
впрочем, она изображалась с головою кошки, потому что Пахт, богиня
правосудия, становится злобной львицей для грешников, для праведных же она
является такою же
ласковою, как кошка. Душа умершего представала перед судьями, помощниками
далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах взвешивалось все добро
и зло, содеянное этой душой, и бог Тот записывал решение, а Осирис выносил
приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа должна была
воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в свинью, и
священная лодка отвозила эту душу уже к образе животного на землю среди
живущих. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие,
потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или
утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле. Хотя
Осирис, Исида и Гор - главные египетские боги, но Мемфис и Фивы, бывшие
долгое время столицами двух отдельных царств, имели особенных богов,
которые потом смешались и соединились в египетской мифологии. Птах был
главным богом Мемфиса; он обыкновенно изображался в виде мумии с обритой
головой. Он назывался богом «с красивым лицом, богом, придающим новую жизнь
или новые формы». Птах есть то божество, которое снабдило бога Ра,
сотворившего
Вселенную, всеми элементами, из которых составился мир. Он часто
изображается с символом воскресения на голове - это скарабей, или навозный
жук, - и попирает ногами крокодила, символ мрака. Амон является высшим
божеством Фив; греки отождествляли его с Юпитером. Он главный деятель в
природе и главная причина, заставляющая природу вечно возобновляться. Так
как для Египта высшее проявление могущества этого бога заключалось в
размножении стад, то Амон чаще всего изображался в виде барана, и вот
почему в Фивах к храмам, посвященным этому богу, вели дорожки, украшенные
по обеим сторонам бараньими головами. Это животное было ему посвящено и -
чаще всего приносилось ему в жертву. Когда Амон олицетворял живительную
теплоту солнца, он назывался Амон-Ра. Его супруга - богиня Мут - называлась
царицей неба и владычицей ночи, она же была матерью восходящего солнца.
Обычная одежда Амона - короткая туника, подпоясанная кушаком, его головной
убор - красная корона с двумя большими черными перьями. Богиня Мут всегда
изображалась с двойной короной (пшент)-- эмблемой господства над Верхним и
Нижним Египтом. Её отличительный признак - ястреб, символ материнства.
Египтяне полагали, что все ястребы - самки, и поэтому считали его символом
материнства.
Нил есть только видимое воплощение Амона, которому Египет обязан
своим плодородием. Бог тогда назывался Амоном-Нилом или Кнуфисом. На одном
античном барельефе в храме Дендеры Амон-Кнуфис изображен с бараньей
головою, украшенною перьями; он с распущенными крыльями и держит в одной
руке ключ Нила, а в другой - парусное судно. Многочисленные памятники
Египта изображают этого бога как повелителя Нила, регулирующего разлив его
вод. На одном барельефе в городе Филах изображен египетский фараон Птолемей
III Евергет, приносящий жертву Амону-Кнуфису. Этот бог, по обыкновению,
окрашен в голубую краску, его баранья голова ещё украшена козлиными
рогами, символом размножителя, диском и солнечными лучами; он держит в руке
ключ Нила и жезл милостивых и добрых богов; за ним сидит его супруга,
окрашенная в красную краску: на голове у нее рога, а в руках жезл с цветком
лотоса, отличительный признак египетских богинь, и ключ Нила.
Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали
тогда титул сынов Амона. Александр Великий, говорит один из исследователей
Древнего Египта, будучи умным и хитрым политиком, прекрасно понял, что
самый лучший способ упрочить свою власть над Египтом и приобрести
популярность заключался в том, чтобы воспользоваться некоторыми
религиозными предрассудками, упроченными веками; поэтому он отправился в
оазис Амона, где находился главный храм и оракул этого бога. Оракул
провозгласил его сыном Амона, или солнца, и с тех пор он является в глазах
египтян воплощением солнца, которому они должны были, по своим верованиям,
повиноваться беспрекословно и безропотно. Его потомки Птолемеи продолжали
следовать его примеру, отправляясь в храм Амона за почетным в той стране
титулом - “сын солнца”.
Диодор Сицилийский упоминает в своих сочинениях о праздниках и
торжественных шествиях, во время которых изображение бога Амона несли в
священной лодке. “Статуя бога, говорит он, покрыта изумрудами и другими
драгоценными украшениями. Восемьдесят жрецов несут ее в золотой лодке на
своих плечах; их сопровождают толпы женщин и молодых девушек, поющих
священные песни и стихи”. “Египтяне, говорит Плутарх, уверяли, что солнце и
луна не ездят на колесницах, как то полагали греки, а только в лодках, в
которых они плавают вокруг земли”. И действительно, греки всегда изображали
солнце под видом юноши, голова которого окружена лучами, едущим на
колеснице, которой он управляет, тогда, как египтяне всегда изображали
солнце едущим в лодке. Обыкновенно посредине священной лодки находилось
изображение бога, скрытого от глаз толпы занавесками или дверцами;
всевозможные эмблемы, изображение второстепенных богов и священных сосудов
покрывали нос и корму лодки. Символические лодки, изваянные на стенах
храмов, - копии тех священных лодок, которые несли жрецы на плечах во время
шествия. Эти лодки были украшены драгоценностями и делались из дерева
редких пород, слоновой кости и даже золота и серебра; они все походили друг
на друга и отличались только атрибутами и эмблемами. В храме города Фил
находится изображение символической лодки, посвящённой Исиде; её несут на
плечах жрецы; нос и корму лодки украшают головы Исиды, а над лодкою
изображён диск, окружённый лучами, - символ движущегося солнца. На стенах
Карнакского храма изображена такая же священная лодка; она плавает по Нилу;
украшающие её бараньи головы указывают на то, что она посвящена Амону,
главному божеству Фив. Но эта лодка не сама плавает по священным водам: её
тащит другая, более скромная лодка; она украшена цветами лотоса, и у неё
голова ястреба - перелётника (сокол) - символ восходящего солнца .Каждому
почти египетскому богу придавали, таким образом формы, и каждому из них
посвящено было таким образом какое-нибудь животное. Итак, мы познакомились
с богами древнеегипетского мира, оставившими о себе память своими
делами или мыслями. Это были мужчины и женщины , счастливые и несчастливые,
глупые и мудрые , преступники и жертвы . Но все вместе они составляют мифы
и легенды , которые объясняют нам некоторые явления природы . Таким
образом мифология является одной из самых важных и интересных наук.
АРХИТЕКТУРА.
Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого
периода художественного творчества, является отражением конкретной,
реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это
касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Древние
египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного
существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденций вельмож и
царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, а прежде
всего сырцовый кирпич. Иначе выглядело дело с сооружением жилищ для
бессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов
сооружались из камня. О прочности этих построек, устоявших наперекор
времени и систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до
нынешнего времени памятники.
Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав
погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее
характерным монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были
классическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее
монументальном виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для
фараонов Среднего царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим
до пирамид, были мастабы. Слово «мастаба» относится уже к арабскому времени
и связано с тем, что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала
арабам большие скамьи, называвшиеся «мастаба». Общего названия пирамид в
нынешнем значении этого слова у египтян не было. Отдельные пирамиды носили
названия, связанные с именами фараонов, которым они принадлежали и в
написании оканчивались знаком ,. Пирамида Хеопса называлась, например, «Гор
обитает на горизонте», Хефрена — «Велик Хефрен», а Микерина — «Божественен
Микерин». Возможно, что греческое слово «пирамида» происходит от
египетского выражения per-em-us т.е. от термина, означавшего высоту
пирамиды. Выдающийся русский египтолог В. Струве полагал, что греческое
puram…j происходит от древнеегипетского p'-mr.
Древнейшие царские гробницы, относящиеся ко времени 1 династии, имели
форму мастаб и сооружались из кирпича-сырца. Они строились в Нагада и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|