Меню
Поиск



рефераты скачатьХудожественная культура Древнего Египта

рельефах Древнего царства обычно изображена раздельно, что, вероятно,

объясняется их созреванием в разные сроки: ячменя - в апреле, эммера - в

мае. Злаки показанные на рельефах, различают по числу зерен и окраске:

шестирядный ячмень окрашен в зеленый цвет, двузернянка-эммер - в красно-

желтый. Однако на гробничных рельефах жатва эммера иногда изображается

рядом с жатвой раньше поспевающего ячменя. При часто практиковавшемся тогда

смешанном посеве ячменя и эммера последний снимали недозрелым и сушили в

специальных печах.. Тут же на поле, связывают сжатые колосья в снопы.

Первый сноп и пучок колосьев жнецы несут своему господину, около которого

стоит слуга с опахалом. После этого работники готовят снопы к перевозке на

гумно, которое было расположено около деревни, т.е. выше поля. Чтобы не

было потерь зерна, снопы упаковывали в сетки-мешки разной формы. Перевозили

снопы на ослах. На гумне, изображенном в гробнице Мерерука, высятся четыре

скирды, между ними находится длинный ток, по обеим сторонам которого стоит

по одному погонщику скота. Токи - площадки для молотьбы. Площадка была

круглой, иначе по ней не мог бы бегать свободно скот, при помощи которого

велась молотьба. Слева от тока стоит важный надсмотрщик в широкой юбке до

колен, опираясь руками на палку; позади него стоит его сандаленосец в

набедренной повязке. Два работника, стоя по обеим сторонам копны,

забрасывают на нее снопы эммера, плотно перевязанные под колосьями. Двое

других работников сметают метлами зерно в большую кучу. Молотили зерно

обычно быки и ослы.

В гробнице Тии показан последний процесс очистки зерна от пыли и грязи

просеиванием через решето. В работе принимают участие и мужчины - они

заметают метлами очищенное. Провеянное зерно измерялось и учитывалось

писцами. Затем работники засыпали его в башневидные, закругленные сверху

хранилища, стоявшие на фундаменте. В хозяйствах вельмож хранилища были

сооружены из нильского ила (на рельефах они окрашены в серый цвет). В

царских и храмовых хозяйствах их строили из кирпича-сырца. Такие

зернохранилища были обнаружены археологами в припирамидном поселении царицы

Хенткавес конца IV династии. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали через

выдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева в

хранилищах устроенных на поле. Они представляли собой скирды снопов,

обмазанных нильским илом и покрытых сверху стеблями папируса. Зерно

засыпали и вынимали через отверстие у основания хранилища.

Так заканчивался годовой цикл ежедневных работ египетских

земледельцев, которые своим тяжким трудом обеспечивали возможность жизни и

труда населению всей страны. Для сельского хозяйства Египта характерны

низкие темпы эволюции, медленно совершенствовалась земледельческая техника,

очень низкой была степень хозяйственной самостоятельности.

РЕЛИГИЯ.

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный,

поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений

природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ

божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья

- всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы

их изваивались скульпторами. Религия египетская была собранием различных

культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным

изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес

в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума,

философского или суеверного. Восток был и есть страна мечтателей и великих

основателей религиозных систем. Африка же есть страна фетишизма и чистого

идолопоклонства. Обитатели Центральной Африки, так называемая черная раса,

всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь. Там человек чувствовал

себя несравненно ниже этих зверей, потому что они о6ладали в более высокой

степени силой, проворством и ловкостью, поэтому все божества этих рас что-

нибудь да заимствуют у животных. Впрочем, греки, всегда склонные искать в

своих собственных мифах объяснение чужих богов, несколько иначе объясняют

верования египтян и образы их богов. Вот каковы их воззрения. Во время

страшной, ожесточенной борьбы олимпийских богов с великанами многие боги,

спасаясь от преследований своих противников, принуждены были бежать в

Египет, приняв, для того чтобы их не узнали враги, образ или форму

животных. А египтяне приняли за действительный их вид те заимствованные ими

формы, под которыми они их увидали впервые. Когда же греки захотели

посредством искусства изобразить египетских богов, то они их совершено

преобразили, отняв у них их животный характер, который казался грекам чем-

то постыдным для богов. Итак, над этими бесчисленными божествами различных

форм находится один высший бог, которому поклоняются под различными именами

сообразно с местностью. Этот бог, которого все священные мифы называют

“единым действительно живущим существом”, породил всех низших богов. И этот

бог, не имеющий ни конца, ни начала, воплощает в себе и мужские образы, и

женский, играющий роль матери, которая остается вечной девственницей,

потому что сын у нее зарождается сам собой. Египетская религия, как и само

царство, была не что иное, как собрание местных культов, а потому в ней

встречается повторение одних и тех же идей, воплощенных в различные типы и

со значительными вариантами. Но бесчисленное количество богов, которым

поклонялись египтяне, не могло совершенно изгладить в них понятие о высшем

и едином божестве, которое, каким бы именем его ни называли, священные мифы

определяют повсюду одними и теми же выражениями, не оставляющими ни

малейшего сомнения в том, что оно есть именно это высшее и единое

существо. Осирис - бог солнца, Исида - его сестра и супруга, и Гор - их

сын. Об этих богах сложились мифологические легенды, пересказанные нам

греческими писателями, и эти мифы как бы являются символами борьбы солнца и

мрака, света и тьмы. Подробности этих легенд, или, лучше сказать, греческих

пересказов, интересны уже тем, что объясняют нам множество Эмблем и

символов, часто встречающихся на памятниках египетского искусства. Исида

первая дала людям рожь и ячмень, а Осирис - изобретатель земледельческих

орудий - основал общество и общественную жизнь, дав людям законы, он же

научил их собирать жатву. Затем, желая распространить на всех свои

благодеяния, он странствует по всему свету, покоряя людей не грубой силой,

а чарами музыки. В его отсутствие брат его коварный Тиф он, или Сет,

олицетворяющий бесплодность пустыни, хочет царствовать на его месте, но все

планы злодея разбиваются о силу воли и стойкость Исиды. Осирис

возвращается. Тифон делает вид, что обрадован возвращением брата, но в

сообществе с Азо, царицей эфиопов, этих исконных врагов Египта, приглашает

он Осириса на пир, где его ждет погибель. Во время пира приносят

великолепный гроб, вызывающий восторженные похвалы пирующих. Египтяне очень

заботились о своих гробах и часто еще при жизни заказывали себе роскошные

гробы, чем и можно объяснить это сказание о хитрости, употребленной

Тифоном. Тифон объявляет, что подарит гроб тому, кто в нем свободно

поместится, гроб был заказан им по мерке брата. Все присутствующие пробуют

поместиться в нем, но напрасно. Наступает очередь Осириса: он, ничего не

подозревая, ложится в него, а Тифон и его сообщники захлопывают крышку,

заливают ее свинцом и кидают гроб в Нил, откуда он через одно из устьев

реки попадает в море. Таким образом, погиб Осирис после

двадцативосьмилетнего царствования. Лишь только умирает Осирис, вся страна

оглашается жалобными криками: до Исиды доходит печальная весть о гибели

супруга; она облачается в траурные одежды и отправляется искать его тело.

Она находит гроб в тростниках близ Библа, но, пока она отправляется за

сыном Гором, Тифон овладевает телом Осириса, разрезает его на четырнадцать

частей и кидает куски во все рукава Нила. Согласно преданиям, Осирис,

прежде чем стать богом, царствовал в Египте, и память о его благодеяниях

заставила его отождествить с принципом добра, тогда как его убийца

отождествляет зло. Эта же легенда имела и, другое религиозное, моральное,

объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое

темнотой-мраком. Исида - Луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи

солнца, а Гор - восходящее солнце - мстит за отца, рассеивая темноту. Но

если солнце есть видимое проявление Осириса, то добро есть его нравственное

проявление; когда заходящее солнце умирает, оно вновь появляется на

горизонте в образе Гора - сына и мстителя Осириса. Точно так же добро,

погибающее под ударами зла, появляется вновь в образе торжествующего добра,

в образе зла, победившего зло. Осирис олицетворяет заходящее, ночное

солнце, поэтому он председательствует в подземных странах, судит умерших, и

присуждает награды праведным и кары грешным душам. На земле долина Нила

принадлежала добрым богам - Исиде и Осирису, тогда как бесплодная и жгучая

пустыня, а также зловредные болота Нижнего Египта - владения злого Тифона.

Земледельческие племена, населявшие долину Нила поклонялись Апису, этому

воплощению Осириса в образе быка - символа земледелия, и бык был посвящён

Осирису. А кочующие племена пустыни, всегда презираемые оседлыми жителями

городов, употребляли для верховой езды осла , и осел - животное ,

посвященное Тифону. Но так как губительные испарения болот являются так же

произведением злого духа, то их воплощали в крокодиле, животном, а также

посвященном Тифону. Гор не убил Тифона, потому что зло продолжает

существовать на земле, но он ослабил его и тем упрочил победу

божественного закона над беспорядочными силами природы. Осирис часто

изображался в виде мумии; его обычные атрибуты - крюк или кнут, символ

власти, и эмблема Нила в виде креста с ушком наверху; это впрочем,

отличительный признак всех египетских богов и называется многими учёными -

исследователями мифологии ключом Нила. Иногда же Осирис изображается с

головою быка . Исиду часто смешивали в искусстве с более древней египетской

богиней Хатор, олицетворявшей небесное пространство, по которому движется

солнце; изображение этой богини сохранилось на капителях храма в Ден-дере;

это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание - символ

вселенной; она как бы стоит на богато украшенной чаше, символе влаги, без

которой ничто не могло бы существовать на земле. Отличительные признаки

Исиды - диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним

Египтом, и рога на голове. Когда Гор, победив Тифона, привел его к ней в

оковах, Исида по своей доброте простила его: тогда разгневанный Гор лишил

ее короны и заменил ее рогами. Богиня точно так же изображалась очень часто

с головою коровы; вот почему греки отождествляют ее с нимфой Ио,

превращенной Юноной в корону. На одной из древнейших статуй изображена

Исида с головою коровы, кормящая грудью Гора. В честь этой богини были

установлены празднества, известные под названием таинств Исиды, в них

принимали участие только жрецы и посвящённые. Так как все объяснения

египетских мифов греки основывают исключительно на соотношении с греческими

мифами, то можно предполагать, что Тифон, временно побеждающий Осириса,

есть тот же великан Тифон, также временно победивший Юпитера. Надо было

измыслить миф, объясняющий происхождение и рождение египетских богов; для

богатых воображением греков это было делом нетрудным. Они придумали

следующее: Осирис и Исида - дети бога Солнца; этот бог, разгневанный на

жену за ее измену, объявил, что у нее не могут родиться дети ни в один из

трехсот шестидесяти дней в году (тогда в году считалось триста шестьдесят

дней). Меркурий, считал себя слегка виновным в измене богини, захотел

исправить причиненное им зло, но так как ни один бог не может изменить

того, что решил другой, то он, по своему обыкновению, пустился на хитрость:

он предложил Луне сыграть с ним в кости, выиграл у нее семидесятую часть ее

света и сотворил из этой части пять дополнительных дней в году. В эти-то

пять дополнительных дней и родилось пять главных египетских богов: Осирис,

Исида, Тифон, Гор и Нефтида. На памятниках искусства Осирис является

преимущественно в сценах, изображающих похоронные церемонии и суд над

умершими. Исида и Гор фигурируют главным образом во всех явлениях обыденной

жизни и во всех сценах, имеющих какое-либо отношение к земледелию. В день

рождения Гора, совпадающий с самым коротким днем в году и с цветением

лотоса, Гор называется Гор-па-хердом и тогда изображается в виде слабого

ребенка, сидящего на цветке лотоса; он держит палец у рта, и вот почему его

статуи долгое время принимались за изображение бога молчания. На одном из

барельефов храма в Гермополисе изображен Гор, выходящий из цветка лотоса,

эмблемы Нила и вечной жизни; волосы молодого бога заплетены наподобие

бараньих рогов, в руке он держит плеть - символ власти; Исида сидя

протягивает ему руку, как бы помогая ему выйти из цветка; позади Гора стоит

Нефтида, она дотрагивается до его головы ключом Нила . На многих памятниках

Исида изображена кормящею грудью Гора, достигшего уже юношеского возраста.

В храме города Фил был найден барельеф, представляющий жреца, приносящего

жертву Исиде в виде цветов лотоса; богиня кормит грудью Гора, стоящего

подле нее; две богини сидят позади Исиды: одна держит зубчатую линейку -

эмблему разлива Нила (она как бы отмечает подъем воды), а другая держит

скипетр, оканчивающийся лотосом, и ключ Нила . Другое скульптурное

произведение, найденное в том же храме, изображает женщину, поющую

священный гимн перед Исидой и Гором; она аккомпанирует себе на арфе,

украшенной всеми атрибутами Исиды; Гор держит в одной руке ключ Нила, а

палец другой руки подносит ко рту. Осирис был главным богом всего Египта, а

потому вокруг его имени группируются почти все мифы и аллегории египетской

религии. «Вся человеческая жизнь, - говорит Мариэтт - уподоблялась древними

египтянами тому пути, который солнце пробегает по небесному своду,

заходящее солнце, исчезавшее за горизонтом, казалось им образом смерти.

Лишь только наступал торжественный момент смерти для какой-нибудь души на

земле, Осирис должен был провести ее к жизни вечной. Он отождествляется с

нею, проходит с нею вместе через все испытания, назначенные этой душе для

очищения ее от греха; он же смягчал суровых привратников ада и боролся с

чудовищами, обычными спутниками мрака и смерти. Наконец, он же, победив

мрак с помощью восходящего солнца - Гора, восседал в страшном судилище

смерти и открывал очистившейся душе врата вечного жилища, и блестящее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.