Художественная культура Древнего Египта
ВВЕДЕНИЕ.
Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с
незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она
вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У
египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим
преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и
целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие,
надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными
верованиями древних египтян.
Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. И обычно
наше с ними знакомство начинается с удивления их произведениями искусства..
Египетская культура - целый мир, и ключ к его пониманию надо искать в
его истории, это она рассказывает нам о человеке и его времени.
Минули тысячелетия, живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не
иссяк. Напротив ! Но долгое время огромный пласт египетской истории был
неизвестен людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена-
иероглифы. . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности , над
загадкой бились и античные философы , историки , писатели . " Вырезанные на
камне изображения - это магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан ,
живший в I веке нашей эры . " Египетское письмо имеет символический
характер . Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу ", -
предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков. Писали о
египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие. Но
понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до
конца выявить все тайны египетского письма . После дешифровки иероглифов
перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация ,
процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила . Египтология широко
открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей , созданных талантливым
и трудолюбивым народом . Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный
вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства.
Во всем искусстве Египта мы отмечаем величие. Архитектура здесь
правит бал, и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной
органичной монументальности. Величие здесь во всем - ведь тогда не
разделялись так однозначно как у нас сферы жизни на "быт" и собственно
"искусство".
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и
величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших
эпох. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с
руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой.
Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты
человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели
в торжественных статуях властителей. Древние египтяне не знали перспективы,
дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую
наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые
легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть
фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как
можно полнее. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений,
очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные
тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян.
О связи египетского искусства с письменностью нужно сказать отдельно.
Нигде больше, даже в Китае, изображения и надписи не образуют такого
прочного художественного синтеза, как в Египте. И связь здесь не только
декоративная, а более глубокая, обусловленная мировоззрением египтян и их
пониманием искусства.
Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления
фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали
отзвук и реальные события.
Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство
просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В
поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов,
особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.
В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными
от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом
определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись,
подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое.
Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой
тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о
загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож.
Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались
напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был
похоронен правитель племени или страны.
Как уже было сказано выше, интерес к культуре Древнего Египта не
иссякает до сих пор. Написано множество книг об истории , традициях "Страны
Большого Хапи " , о ее месте в мировой истории . Некоторые из этих книг я
использовал при написании этой работы .
БЫТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Ранним царством называют период охватывающий правления I-II династий
по Манефону. Древним же царством принято считать правления III-VIII
династий. Основная масса сведений об этом периоде дошла до нас в форме
расписанных красками рельефов и надписей, покрывающих стены внутренних
помещений гробниц вельмож Древнего царства. Основой экономики Египта в этот
период было сельское хозяйство.
Как и в последующие времена, Верхний Египет - узкая долина реки в
южной части страны - и Нижний Египет, главную часть которого составляла
расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта,
многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная,
были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности
обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске
земли. Нижний Египет - страна болотных зарослей - обозначался кустом
папируса. В эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне
научились выращивать зерновые культуры - ячмень и пшеницу-эммер, которые
служили для приготовления их основной пищи на протяжении всей
древнеегипетской истории вплоть до греко-римского периода. Земледельцы
неолитических поселений не могли заимствовать навыки по выращиванию
зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не
установлены связи этой страны с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где
самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э.
Поэтому ученые полагают, что земледелие в Египте развивалось
самостоятельным путем. Ухудшение природных условий жизни ранних
земледельцев нагорий к западу и востоку от Нила могло ускорить процесс их
расселения по берегам реки и стимулировать борьбу с болотами и зарослями
долины.
Усовершенствование каменных орудий труда и появление медных позволило
населению изготовлять из дерева и камня гораздо большее количество орудий,
необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей (мотыг, тесел и
топоров), что намного повысило производительность труда. На естественных
холмах вдоль берегов Нила археологи обнаружили поселения ранних
земледельцев второго додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.),
которые перешли к оседлому образу жизни. Они научились использовать паводки
могучей реки для нужд земледелия путем сооружения примитивных земляных
валов, удерживающих на полях естественно разлившиеся воды паводка. В
результате длительного опыта осушительных работ в дельте и долине Нила,
тяжким и мучительным трудом земледельцев была создана основа сложной
бассейновой системы орошения. Она образовалась не сразу, а постепенно,
путем сооружения земляных валов, окружающих поля, дамбы и плотины. Для
создания бассейновой системы орошения, позволявшей задерживать на полях
воду паводка в необходимое для посева время, наблюдательные
древнеегипетские земледельцы сумели использовать особенности водного режима
Нила и характер рельефа страны. Во время регулярных ежегодных разливов Нила
(с июня по октябрь) воды паводка выходили из русла реки и заливали берега
до края пустынных нагорий, которые в те времена были покрыты саванно-
степной растительностью.
Для Древнего царства можно говорить уже об искусственном орошении
земель, недоступных естественному паводку, путем подведения к ним воды по
большим искусственно вырытым каналам. Создание ирригационной системы
потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и большого
развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики и
строительного дела. Поскольку земледелие в Древнем Египте было основано на
бассейновой системе орошения, годовой цикл работ египетских земледельцев
был тесно связан с водным режимом Нила. С древнейших времен земледельцы, а
позднее астрономы Египта вели наблюдение за первым ранним восходом на небе
звезды Пса (Сириуса), который сопутствовал поднятию вод Нила и знаменовал
начало нового года. На основании этих наблюдений был изобретен
сельскохозяйственный календарь. Он делился на три времени года по четыре
месяца каждый: "половодье" ("ахет"), "выхождение" ("пернит") и "сухость"
("шему"). Как показывают сами наименования времен года, они соответствовали
водному режиму Нила и связанным с ним сельскохозяйственным работам.
Календарный год древних египтян, состоящий из 365 дней был переходным (он
расходился с астрономическим годом на 1/4 дня), поэтому времена года могли
приходиться на разные месяцы. Новый год, возвещенный Сириусом, совпадал с
началом их астрономического года только через 1461 год, составляющий так
называемый период Сотиса (греческое название Сириуса). Примитивный, но
мудрый и полезный сельскохозяйственный календарь времен года можно
рассматривать как практическое руководство для различных
сельскохозяйственных работ. Специальные чиновники наблюдали за уровнем
подъема вод Нила во время паводка. Высоту паводка отмечали на ниломерах,
установленных в разных местах реки. Результаты наблюдений сообщали
верховному сановнику государства и записывали в царские летописи. Ниломеры
Древнего царства находились, вероятно, один - вблизи Мемфиса, другой - на
скалах острова Элефантина, возле первого порога. Мемфисский ниломер
представляет собой колодец, выложенный из одинаковых по величине квадратных
камней - вода в колодце поднимается и опускается вместе с поднятием и
понижением вод Нила; на стене колодца сохранились древние пометки,
отмечавшие уровень подъема воды. Данные ниломеров позволяли заблаговременно
предусмотреть размеры паводка, от которого зависел будущий урожай в стране.
Известия о подъеме вод Нила гонцы разносили по всей стране, чтобы
земледельцы могли подготовиться к паводку. Если данные ниломера превышали
обычный для того или иного времени уровень паводка, то стране грозило
наводнение, при котором могли оказаться затопленными не только поля, но и
селения. Этим объясняется, почему поселения в Египте ютились большей частью
на холмах. Но гораздо больше бедствий стране приносил низкий паводок, при
котором часть "высоких земель" (искусственно орошаемых) могла остаться
неорошенной, вследствие чего ей грозила засуха, влекущая за собой неурожай
и голод. С началом паводка в стране наступало великое ликование, которое
воспето в более поздних гимнах Хапи, т.е. Нилу. В надписях древнего царства
Нил характеризуется как кормилец царя и людей, который "стоит во главе
Египта".
Поля обрабатывали рабы. Посевное зерно выдавалось из хозяйской
житницы, и собранный хлеб был зерном, принадлежащим "личному дому"
вельможи. Когда в селениях имелись крупные скотные дворы, то коровьи
упряжки, на которых пахали на вельможу, принадлежали также ему, а не
землепашцам.
В условиях сухого и жаркого климата в Верхнем Египте, особенно на его
юге, после спада воды почва быстро высыхала, растрескивалась и на ее
поверхности образовывались затвердевшие комья земли. На высоких землях, где
паводок пребывал временно и недолго, почва оставалась плотной после спада
воды. Новые целинные земли покрывались буйно растущими сорняками. Такие
земли нуждались в тщательной подготовке, поэтому, прежде чем сеять,
работники разбивали комья земли мотыгами с заостренными или лопатообразными
наконечниками. За ними шел пахарь с упряжкой коров (или быков) и сохою
раздвигал уже мелкие комья земли в неглубокие борозды. И только за пахарем
шел сеятель с сумкой зерна, перекинутой через плечо, и, как обычно,
разбрасывал высоко поднятой рукой зерно. Посеянное им зерно втаптывали в
землю стада овец и баранов, за которыми еще следовала женщина с мотыгой и
разравнивала почву, прикрывая посев землею, очевидно там, где это
недостаточно хорошо сделали овцы. Соха и мотыга служат здесь для рыхления
земли. Сохранилось изображение трех работников, разбивающих большой ком
земли мотыгами: они стоят лицом друг к другу и все бьют в одно место.
Прикрывают посев опять-таки при помощи мотыги и скота. Другим способом
производили посев технической культуры - льна. Но сцены, изображающие посев
льна, дошли до нас только на памятниках более поздних эпох. Обработка почвы
сохой и посев семян льна тоже были тесно связаны друг с другом. Семена льна
сеяли всегда после обработки почвы сохой. Сеятель шел вслед за сохой и
бросал семена льна не высоко поднятой рукой, как сеятель хлебного зерна, а
опущенной вниз, чтобы они попадали прямо в борозду, оставленную сохой. Это
делалось для того, чтобы лен вырастал рядами, - так его легче было
выдергивать. Сеятелями часто были женщины и мальчики, видимо, описанный
способ посева семян льна не требовал такой физической силы, как
разбрасывание хлебного зерна. Посевная пора продолжалась довольно долго.
Заканчивали посев в основном уже в декабре.
Уборка урожая была для египетских земледельцев была большим событием -
радостным завершением тяжелых земледельческих работ. На рельефе
сельскохозяйственного календаря солнечного храма царя Ниусерра в Абусире
сохранилось изображение теребления - выдергивания созревшего льна. В
Среднем Египте сбор урожая льна начинался в апреле и продолжался восемь -
десять дней, так как по истечении этого времени коробочки перезревали,
трескались и семена выпадали. Жатва злаковых культур - ячменя и эммера - на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|