скромными. Его мать Грасия Лусиэнтес принадлежала к мелкой аристократии
Сарагосы, его отец Хосе Гойя зарабатывал жалованье как шлифовальщик
металлов. Гойя провел свое детство в Сарагосе, где посещал школу,
руководимую отцами пиларистами. В возрасте 14 лет он обучался художником
Хосе Лусаном, спустя несколько лет в Мадриде. В 1763 г. и в 1766 г. он
участвовал в конкурсе в Академии изящных искусств святого Фернандо, однако
в обоих случаях экзаменаторы не поддержали его, и в 1769 г. он покинул
Испанию, чтобы обучаться искусству в Италии. Он возвратился в Сарагосу в
1771 г., где ему заказывают фреску для потолка собора Эль Пилар. Два года
спустя он женился на Хосефине Байэу. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя
работал на Королевской фабрике гобеленов. Он также получал другие заказы,
часто религиозного характера, и начал утверждаться как художник портретист.
По мере того когда возрастала его репутация, сын шлифовальщика из
Сарагосы наслаждался своим успехом и признанием. В одном письме другу Гойя
писал об аудиенции у короля, сообщая с удовольствием, что не смог скрыть
“всех почестей, которые благодаря Богу, он получил от короля, королевы и
принцессы, показав им картины”, добавляя: “я поцеловал их руки, никогда не
испытывал так много счастья”. Его новая слава давала ему больше работы по
заказам. Для него позируют члены аристократии и королевской семьи,
политики, законодатели и высокие сановники церкви, а также поэты,
художники, актеры и тореадоры. Успех приятен, но одновременно художник
скучал, так как ему хотелось писать только то, что он любил.
В 1790 Гойя ездил в Валенсию. Его жена была больна, и врачи советовали ей
свежий морской воздух. В Валенсии академики Академии Сан-Карлос избрали
Гойю почетным членом и он подарил им два анатомических рисунка, которые
выполнил в присутствии учеников. Некоторое время спустя Гойя возвратился в
Мадрид, где продолжал свою работу на Королевской фабрике гобеленов и как
художник Палаты. Затем в 1792 г., будучи в Севилье, заразился ужасным и
зловещим заболеванием, которое оставило ему глубокую и неизлечимую глухоту
в возрасте 46 лет.
После продолжительной болезни, выздоровев, Гойя начал рисовать снова.
Однако его близкое соприкосновение с глухотой и одиночеством, в которые он
был погружен, изменило его искусство навсегда. Кроме работ на заказ Гойя
начал писать картины исключительно для самого себя, измеряя глубину бездны
своего воображения и проявляя себя в своем стиле и в изменении темы, где
присутствуют свобода и своеобразие, которые не встречались в его предыдущих
работах. Его произведения, начиная с этого времени, отличались новой
глубиной и критическим видением. Если глухота Гойи имела положительный
эффект на его искусство, то нельзя сказать то же самое о его
профессиональной жизни. В 1795 г. вскоре после утраты слуха он был избран
директором Школы живописи Академии Сан-Фернандо, но два года спустя
отправлен в отставку со ссылкой на состояние здоровья. Примерно через
десятилетие он добивался места Генерального директора Академии, но потерпел
поражение при голосовании; 28 из 29 были против него, несомненно, из-за его
глухоты.
2.1 Национальный гений Испании
В 1799 г. Гойя опубликовал свои Капричос, т.е. серию из 80 гравюр в
офорте со своим антиучредительным тоном и своей сатирической критикой
популярных предрассудков, невежества, суеверий и пороков, которые
показывают драматические перемены в жизни художника, ставшего глухим.
Несмотря на это, как полагают многочисленные исследования творчества
Гойи испанскими специалистами, возможно, что этот же 1799 год также был
одним из триумфальных для Гойи - профессионала, который был назначен
первым художником короля – наиболее высокая честь для испаского художника.
У Гойи начался только что один из наиболее блестящих периодов его
карьеры. Его отношения с Дворцом стали более близкими, он пишет портреты
Карлоса IV и королевы Марии Луизы, королевской семьи, Годой и своей жены,
а также аристократии и выдающихся личностей своего времени. Портреты Гойи
были абсолютно лишены лести, и часто их сходство с оригиналом было
правдиво до жестокости, но он продолжал получать заказы, и его
популярность при дворе росла. Краски на картинах художника то вспыхивают
мерцающими бликами,то греют своей теплотой,то отпугивают своим холодом . В
«Семье Карла IV» художник так обнаженно, неприкрыто с точной
реалистической достоверностью воспроизвел их отталкивающую внешность, их
духовную бедность,придал произведению зло-сатирический характер.
В конце 1807 когда Гойя писал картины для короля, французские войска
вошли в Испанию. Ссылаясь на намерение осуществить совместное вторжение в
Португалию, они пересекли границу с согласия правительства и королевства.
Весной 1808 г. Наполеон уговорил Фернандо VII и его родителей уехать в
Байону, где как отца, так и сына обязали отречься. При арестованных
королях, практически заключенных во Франции, Наполеон назначил своего брата
на трон Испании. Народное возмущение 2 мая в Мадриде ознаменовало начало
испанской войны за независимость против узурпатора. (Мятеж и репрессии
последовавшие в тот день, позже были увековечены Гойей в двух знаменитых
картинах “Разгон мамелюков” и “Расстрелы в Монклоа”).
|[pic] |
|Майский мятеж |
Все это предполагало первый шаг к испанской войне за независимость. Все
слои народа – военные и граждане, в т.ч. мужчины, женщины и дети –
подвергались опасности и любой вид вооруженного сопротивления против врага
считался законным. Когда производство остановилось, голод охватил народ, и
улицы заполнялись трупами и умирающими. Гойя был свидетелем ужасов –
увечий, насилий, истязаний, казней и смертей от голода, и в серии,
известной как “Бедствия войны”, оставил грубое живописное свидетельство
дикости и страданий.
Перед тем, как закончился конфликт, его жена Хосефа умерла после
принятия в Католической церкви Святого таинства соборования больных и была
похоронена на кладбище Фуэнкаррал в 1812 г. Изоляция, в которую глухота
погрузила художника десять лет назад, с ее смертью, только усилилась.
После своего поражения в Виктории в июне 1813 г. французы отступили
из Испании и многие офранцуженные последовали тем же путем. В марте
следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство. Он отменил
Конституцию 12, редактированную в его отсутствие Кортесом де Кадис, и
восстановил абсолютизм. В атмосфере преследования и страха, что последовали
тем временем, назначили Комиссию для следствия по лицам, подозреваемым в
сотрудничестве с оккупационным правлением. Среди таких подследственных был
Франсиско Гойя , который служил как художник Двора Хосе Бонапарта.
Вызванный в Трибунал реабилитаций Гойя смог оправдать свое поведение во
время оккупации. Он был объявлен невиновным и восстановлен, как Художник
Палаты. Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он
был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена
королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины “Обнаженная Маха”.
Это было не первое трение Гойи с Санто Офисио – инквизицией, он
критиковался прежде за “Лос Капричос”, и хотя подробности этого
столкновения не известны, возможно, что оно оказалось для глухого художника
в его 69 лет, действительно решающим. В это время Гойя еще все больше
отделялся от общества. Он прекратил посещения собраний в Академии Сан-
Фернандо и работал над “Глупостями”, своей последней большой серией гравюр,
над теми самыми, в которых критика и сатира “Лос Капричос” достигла своей
крайности, предлагая галлюцинаторное и кошмарное видение религиозного
фанатизма, преследования и упадка эпохи. Его отношения с дальней
родственницей Леокадией Вейсс, которая жила с ним приблизительно с 1814 г.
до даты его смерти, в каком-то виде могли облегчить его одиночество.
Леокадия имела двух детей Гильермо и Марию дель Розарио. Гойя оказался в
положении отца, и бесспорно, он сильно любил детей, особенно Розарио. Гойя
скончался 16 апреля 1828 года в Бордо. Имя Гойи — художника реалиста, смело
выступавшего против реакционных сил современной ему Испании, стало знаменем
борьбы испанского народа во время гражданской войны в Испании в 1933 — 1936
годах.
| |
| |
| |
3.Первый придворный живописец
"Семьи Короля Карла IV"
Успех Гойи в кругах знати, близкой к королевской семье, наконец дал ему
возможность получить титул, который он добивался много лет.
В 1799 году Карл IV пожаловал ему звание Первого придворного живописца
.К этому времени у Гойи появилось немало покровителей среди аристократии, и
в финансовом отношении он неплохо обеспечил будущее своей семьи. Но с одной
стороны тяжелая болезнь, с другой сознание того, что он далеко еще не
исчерпал возможности своего государства , не давали ему покоя . К тому
времени им были уже созданы "Капричос" но провал с их публикацией не
поколебал его желаниям оставить на время живопись ,несмотря на то, что
приносила ему немалый доход . Ему хотелось воплотить в жизнь образы своего
внутреннего мира , гораздо больше волнующие его воображение.
Таково было положение дел, когда король заказал Гойе написать
групповой портрет королевской семьи. Предварительно Гойе сделал эскизы
отдельных членов семьи, а затем приступил к групповому портрету и
завершил его очень быстро. В течении года картина была закончена. Мы
видим роскошные костюмы, блестящие драгоценностями и королевскими
регалиями, однако лица царственной четы свидетельствуют об удручающем
отсутствии характера .Скучные невыразительные физиономии роскошно одетых
короля и королевы заставляют вспомнить высказывание Теофиля Готье: они
напоминают "булочника с женой , которые крупный выигрыш в лотерею. "
Ни одна черта характера этой блестящей семьи не ускользнула от
проницательного взгляда художника. Надменный,заносчивый человек в голубом
камзоле старший сын короля, впоследствии тиран Фернанд VII . Рядом
,отвернувшись от него стоит его предполагаемая невеста , не получившая еще
офицального предложения . Королева Мария -Луиза ,окруженная младшими
детьми -в центре картины, а король стоит в стороне, повторяя ту ситуацию,
которая сложилась в их жизни ; весь его облик выражает почтение
царственной супруге. За спиной короля сгруппировались другие менее
значительные родственники. Возможно подражая шедевру Веласкеса- " "и
повторяя собственную манеру ,зафиксированную в других его картинах , Гойя
изобразил на заднем плане себя , прилежно работавшим над большим портретом
. Только такой художник , как Гойя , ясно
осознающий масштабы своего таланта и возможно , достаточно обеспеченный ,
чтобы рискнуть своим положением Первого придворного живописца мог
отважиться написать правдивый портрет королевских персон.
Это ясно видно в детали картины "Портрет семьи короля Карла IV "
приведенный справа. При внимательном рассмотрении становиться ясно
,насколько реалистически изобразил художник королеву Марию-Луизу. В
портрете не заметно ни малейшего желания приукрасить модель, художник не
упустил ни одной детали : двойной подбородок и толстая шея бросаются в
глаза, так же , как грубое , почти вульгарное выражение лица ; ее руки,
которыми, как знал Гойя она восхищалась,считая их соблазнительно округлыми,
кажутся слишком толстыми . По контрасту с ней ее младшая дочь, донья Мария
Изабель, напоминает ангела, ее платье, драгоценности и глаза - такие же,
как у матери, но она излучает нежность и обаяние юности, что
свидетельствует не только о ее невинности, но и о неизменной симпатии Гойи
к детям.
Верный правде жизни портрет Гойи, похоже, никого не шокировал; даже
королева при случае пошутила по поводу своей уродливости, возможно ожидая в
ответ пылких возражений.
Королевская чета не выразила ни неудовольствия, ни энтузиазма, увидев
представленную им работу. И хотя Гойя никогда больше не получал королевских
заказов, произошло это ни оттого, что их, оскорбил портрет. Гойя,
приобретенный при дворе славу лучшего художника, был теперь занят
воплощением в жизнь собственных замыслов. В 1802 году умерла герцогиня
Альба, а с ней вместе ушел в прошлое тот период в жизни Гойи, когда он
работал по потребу богатых и могущественных людей в Мадриде.
Жизнь Гойи , приблизительно до времени написания этой картины , была
наполнена борьбой за сохранение своего нейтралитета. И он преуспел в этом.
Он получал самые престижные заказы , достаточно было только заикнуться о
своем желании; он действительно занимал место Первого придворного
живописца, когда взялся написать портрет королевской семьи. Это было
высшем взлетом карьеры, движущей силой которой было неумное честолюбие
художника. "Портрет семьи короля Карла IV"- картина, в которой слились в
единое целое общественные и личные интересы Гойи , столь жестко
разграниченные до и после этого события, являющегося важной вехой в его
искусстве и жизни. Возможно по этой причине картина занимает столь почетное
место в Прадо.
В заключении хотелось бы отметить, что в портретах Гойи наиболее
ярко проявляется блестящий талант живописца. Гойя – великолепный колорист.
Посмотрите, как прекрасно написаны костюмы, как они подобраны по цвету.
Краски на картинах художника то вспыхивают мерцающими бликами, то
искрятся перламутовыми переливами, то греют своей теплотой, то отпугивают
своим холодом.
"Сон разума рождает чудовищ "- подписал художник под одним из своих
офортов. И это не только ключ к разгадке многих произведений Гойи, но и
его попытка разгадать сложную человеческую душу, в которой удивительно
уживаются между собой любовь и ненависть, добро и подлость.
Заключение
Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Его вклад в
формирование искусства 19–20 вв. огромен. Он был первым мастером, который
обратился в своем творчестве к актуальным событиям.
Гойя был национальным гением Испании, создавшим художественный образ
своей страны. Великий художник, создавший свою манеру, свой стиль, Гойя был
глубоко индивидуален в своем творчестве, переживал виденное, притворяя его
в острых волнующих образах. Но его творчество привлекло к себе много
подражателей. Биографы называют ряд его учеников: Хиля Ранса, который
сопровождал его во время поездки в Арагон в 1808 году, Асенсио Хулио
помогавшего в росписи церкви Сан-Антонио де ля Флорида портретиста Хоакина
Инса и др. Но все они далеко не поднимаются до уровня их великого учителя,
до той заостренности образа, который давал он. Творчество Гойя, его острое
видение, его глубокое индивидуальное понимание окружающего мира заметно
сказалось на искусстве 19 века. Имя Гойи встречается на страницах дневника
Делакруа, а в его произведениях, особенно в серии литографий-иллюстраций к
Фаусту с их эмоциональной динамикой, с их яркой фантастической, соединенной
с острым и тонким знанием действительности, чувствуется воздействие
внимательного испанского художника. Делакруа копировал "Капричос". Листы
этой серии лежали у него на столе, были всегда перед его глазами.
Картина "Семья короля Карла IV " была важной в творчестве испанского
художника Франсиско Гойя . Свою он видел в том, чтобы понять внутренний мир
человека. Более того, он пришел к выводу, что в человеке внешнее и
внутреннее зачастую не совпадает. И он хочет заглянуть под маску, увидеть
истинную сущность человека. Его парад-ные портреты необычайно реалистичны.
Однако черты героев в них заострены, поэтому его портреты часто похожи на
шаржи. В “Семье короля Карла IV” Гойя показал полное отсутствие духовных
устремлений – этакий обобщенный образ духовного вакуума.
Творчество Гойи приковывает к себе внимание художников наших дней.
Испанский художник Гойя перерос свои национальные рамки. Его имя с
волнением повторяют передовые люди всех стран, ибо творчество его широко
охватывают все стороны жизни.Оно говорит о радости, страданье и борьбе. А
это подлинный-"всеобщий язык", близкий и понятный каждому.
Список использованных источников.
1. Гойя Ф.Х. "Капричос" = Los "Caprichos": Сер. офортов на причудливые
сюжеты: [Альбом]. - М.: ЦЕНТР РОЙ; ПАНАС, 1992. - 80 л.: ил. - Текст
парал.: рус., англ.
2.Линник И.В. Гойя и Вольтер // Западноевропейская графика XIV-XX веков. -
СПб., 1996. - Ч.1. - С.111-150.
Влияние сатирических образов Вольтера на творчество Ф. Гойи.
3. Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя / Пер. с исп., вступ. ст. Ершовой
И.В., Смирновой М.Б.; Коммент. и указ. имен Володарский В.М. - М.:
Республика, 1997. - 351 с.: ил. - Указ. имен: с.338-345. - Перевод:
Velazques. Goya / Ortega y Gasset J.
4.Офорты Франсиско Гойи: Каталог / Гос. музей изобраз. искусств им.
А.С.Пушкина; Кат. и ввод. ст. Лавровой О.И.; Пер. с исп. коммент. Гойи
Малицкая К.М. - М.: Сов. художник, 1967. - 59 с.: ил. - (Сер. "Капричос").
5. Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи / ВНИИ
искусствознания. - М.: Искусство, 1986. - 215 с., [71] л. ил., цв. ил. -
(Из истории мирового искусства). - Библиогр. в примеч.: с.189-215. - Указ.
имен.: с.212-215.
Шикель Р. Мир Гойи, 1746-1828 / Пер. с англ. Бажановой Г. - М.: Терра,
1998. - 192 с.: ил. - Библиогр.: с.187. - Указ.: с.189-192. - (Б-ка
искусства).
6. Ш.Ричард Мир Гойи 1746-1828/Пер.с англ. Г.Бажановой-М:Терра-Книжный
клуб,1998.-192с.:ил.
7. Рохас К. Долина павших: Роман / Карлос Рохас; Пер. с исп. Л.Синянской. -
М.: Радуга, 1983. - 375 с.: ил. - Перевод изд.: El valle de los caidos /
Carlos Rojas (Destino).
О Ф.Гойе
8. Силаев М.М. Эротоэхо: Стихотворения / Михаил М.Силаев; Ил. Ф.Гойи. - М.:
Фолиум, 1993. - 32 с.: ил.
Иллюстрации Ф.Гойи.
9. Фейхтвангер Л. Гойя, или Тяжкий путь познания / Лион Фейхтвангер; Пер. с
нем. Н.Касаткиной, И. Татариновой; Грав. Ф.Гойи. - М.: Правда, 1991. - 609,
[15] с.: ил.
10. Фейхтвангер Л. Собрание сочинений: В 6 т.: Пер. с нем. / Лион
Фейхтвангер; Редкол.: А.С.Дмитриев и др. - М.: Худож. лит., 1988-
Т.5. Гойя, или Тяжкий путь познания: Роман / Пер. Н.Касаткиной,
И.Татариновой, Коммент. Д.Прицкера. - 1990. - 523, [2] с.
11. Шнайдер М. Франсиско Гойя: Пер. с нем. / Общ. ред., послесл. и примеч.
Ф.В.Заничева. - М.: Искусство, 1988. - 284,[2] с.: [39] л. ил., цв. ил.:
портр. - (Сер. "Жизнь в искусстве").
12. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств: Пер. с англ. - СПб.:
Икар, 1996. - 512 с.: ил.
Гойя, с.354-356: ил.
-----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|