Меню
Поиск



рефераты скачатьФрансиско Гойя Семья короля Карла IV

загладил свою вину, оказав Гойе поддержку во многих делах, Красивый портрет

Байэу написан уже после этого примирения,

Русский биограф В.Стасов, для которого Гойя был чем-то вроде предвестника

Верещагина, нравоучительным сатириком и житейским философом во вкусе 1860

годов, обдал презрением этот цикл работ и считал картоны Гойи «балетно-

элегантными и ложно галантерейными», Стасов даже недоумевал, что «есть еще»

между французами, немцами и англичанами люди, способные радоваться на

подобный «ублюдочный род искусства» и согласные прощать всю его ложь из-за

«каких-то дилетантских соображений, из-за какого-то праздного любования на

краску или рисунок», «Нам, русским, это все уже только смешно и жалко»,—

кончает он свою мысль.

Между тем картоны Гойи знаменуют собой целую эпоху не только в его жизни,

но и в жизни всего испанского народа. Не надо забывать, что если для

Франции XVIII столетие означало непрестанное движение к революции, то для

Испании это же время было чем-то совершенно иным, Испания после бездарного

правления Габсбургов в XVII веке переживала теперь, под скипетром Бурбонов,

своего рода возрождение, К концу века благодаря ряду удачных реформ Филиппа

V, миролюбивого Фердинанда VI и умного, добросовестного Карла III Испания

ожила от мрачного средневекового кошмара, в котором она пребывала двумя

столетиями дольше, нежели другие страны Европы, Много еще оставалось

исправить и улучшить, но в народе жила уверенность, что и это придет в свое

время,

Нравы испанского образованного общества изменились за этот век до

неузнаваемости, Такой художник, каким является Гойя в своих картонах и в

портретах, был бы немыслим при Карле II, так же, как немыслимо было бы при

последних Габсбургах изгнание иезуитов, произошедшее в 1767 году, и,

наконец, реформа всего внешнего быта, ярче всего символизировавшая коренную

перемену, произошедшую в нравах испанского общества.

Настроением счастья и довольства пропитаны «шпалерные картоны» Гойи. От

них веет молодостью и силой. Если в них и встречается несколько более

мрачных страниц, то сделано это для художественного контраста, да и эти

мрачные страницы обусловлены или природой (путники, застигнутые метелью),

или неумеренным употреблением вина (драка у харчевни), причем в последней

сцене совершенно очевидна юмористическая задача художника без намека на

какое-либо нравоучение. Все остальное передает нам или детские забавы, или

национальные игры, или просто сценки с натуры из жизни Мадрида и окрестных

деревень.

Исполнены эти картоны с удивительной легкостью (одно их количество

указывает на нервную спешность исполнения) в несколько грубоватой технике,

с утрированным контрастом света и тени.

К шпалерным картонам примыкает и один из главных шедевров Гойи, написанный

им, как кажется, в 1788 году и изображающий народное гулянье во время

ярмарки св.Изидора в долине Мансанареса. Небольшая картина эта принадлежит

к самому замечательному, что создала живопись XVIII века, и в творении

самого Гойи она является лучшим в чисто живописном отношении перлом.

Национальное празднество у капеллы патрона Мадрида св. Изидора происходит

в конце мая и длится несколько дней, На гулянье это собираются толпы народа

не только из окрестных деревень, но и из далеких провинций.

В дни Гойи празднество это представляло особенно блестящую картину, и

художник увековечил зрелище с удивительной, трогательной любовью. Не

изменяя своему широкому приему письма, он все же постарался здесь дать

нечто совершенно законченное. Все в этой картине: и редкий по

непосредственности впечатления «вырез» ее первого плана, и воздушность

широкой панорамы, и группировка массы фигурок, разодетых в нежно-пестрые

костюмы, а главное — весенний, мягкий, белый свет, разлитый повсюду, —

производят чарующее впечатление, рассказывают о том наслаждении, которое

должен был испытывать впечатлительный, легко возбуждающийся художник, гуляя

по этим лугам, отдыхая на траве с друзьями, глядя на вереницу расписанных

экипажей, вмешиваясь в веселые разговоры простых обывателей, вышедших за

стены подышать свежим воздухом. В чисто живописном отношении Гойя никогда

больше не подымался на ту же высоту.

К этому же времени (к 1780-м годам) относится ряд очень жизненных

портретов Гойи. Они, правда, уступают по остроте характеристики и по

сдержанности красочной гармонии произведениям более позднего времени. В них

еще нет полного синтеза и той выразительной меткости, которые Гойя приобрел

впоследствии и которые в портретах 1790-х и 1800-х годов заставляют прощать

все их технические недостатки. Зато портреты первого периода отличаются

удивительным вниманием к предмету и какой-то молодцеватой свежестью. Сюда

относятся портреты Карла III и Карла IV в охотничьих костюмах, портрет

семьи благородного инфанта дона Луиса-Антона и многие другие.

2. Заколдованный круг на пути царствования ничтожной аристократии.

С начала 1790-х годов в творчестве Гойи происходит большая перемена,

Повлияли на это как обстоятельства внешнего мира, так и ухудшение в

здоровье мастера, приведшее его к совершенной глухоте. Из жизнерадостного,

чисто внешнего художника, наследника плеяды чувственных поэтов XVIII века,

Ватто, Буше и Тьеполо, Гойя превращается в злобного сатирика, в пессимиста

адских сил, издевающихся над бедными людьми, как над фантомами. Фантомами,

пожалуй, были и его прежние действующие лица. Гойя, даже в самых своих

острых портретах, не давал «апофеоза» человеческой личности, как то делали

Тициан или Ван Дейк. Доля издевательства и презрения сквозит и в его

«картонах», Но до того периода, к которому мы теперь обращаемся,

презрительное отношение Гойи к человечеству было смягчено его богатой,

щедро разливавшейся на все чувственностью, тогда как отныне он становится

сосредоточенным человеконенавистником, жестоким и беспощадным в своем

презрении. Потемки скептицизма окутывают его, и если еще и прорывается у

него улыбка прежнего веселья или какая-то надежда на лучшее будущее, то эти

моменты являются редчайшими и краткими проблесками.

Разумеется, главной причиной этого тяжелого состояния была глухота. Для

такого бешеного авантюриста и чувственника, для такого страстного

музыканта, каким был Гойя, лишиться слуха значило быть вдруг отрезанным от

всей жизни, значило быть заключенным в какую-то удручающую тюрьму. Положим,

друзья продолжали ценить в Гойе его остроумие, и большинство их (среди

которых герцогиня де Альба и сам премьер Годой) выучились объясняться с ним

посредством знаков, а он вскоре наловчился угадывать слова по движению губ.

Но все же Гойя не слышал, Он был, как в заколдованном круге, в вечно

зловещем уеди-нении.

Кошмаром должны были протекать для него последующие годы, составившие

почти половину его жизни. Рассказывают, что, желая во что бы то ни стало

услыхать музыку, Гойя приложил однажды руки к струнам спинета и попросил

ему что-нибудь сыграть. Но и тут он лишь почувствовал дрожание струн, но ни

малейшее подобие звука не проникло в заколоченную тюрьму его души, В этом

случайно сохранившемся свидетельстве отразился трагизм его состояния,

Такому человеку уже нечего было ждать истинной радости, и скоро в нем

атрофировалась и самая вера в радость.

Не могли способствовать хорошему расположению духа Гойи и внешние события,

резко изменившие движение испанской культуры и втянувшие Испанию в

ужасающие бедствия. В 1789 году умер Карл III, и на престол взошел

фатальный для Испании Карл IV, добродушный, но ленивый, слабовольный и

глупый человек, всецело подпавший под влияние своей властолюбивой и

развратной супруги Марии-Луизы и их общего фаворита Годоя, являвшегося при

испанском дворе чем-то вроде нашего Платона Зубова.

Пожалуй, в другое время царствование этой странной триады и не было бы

столь пагубным для страны, Годой выказал же известные способности и

употребил большое старание на то, чтоб с достоинством играть свою роль, Но

времена были не такие, чтобы дилетантизм и междуцарствие прошли

безнаказанно. За Пиренеями уже начался пожар, быстро охвативший всю

Европу, и если даже народ Испании и не обнаруживал склонность зажечься об

этот огонь, то все же оставаться безучастным зрителем было невозможно.

Испания была насильно втянута в общий круговорот, и после многих лет

бездарных нащупываний она вдруг была лишена права на самобытное

существование и, мало того, превратилась сама в арену, на которой

разыгралось одно из последних действий грозной трагедии, с которой началась

Новейшая история.

Одновременно изменился и весь строй испанской жизни, и в этом не столько

был виноват пример, шедший из Франции, сколько полная перемена в характере

придворных нравов, являвшихся до тех пор образцовым выразителем культурного

состояния страны. Разврат и пороки существовали и раньше при испанском

дворе, как и повсюду во все времена, но разврат и пороки эти не были лишены

известной величественности и были облечены в тот строгий стиль, благодаря

которому двор и придворные не переставали быть своего рода неприступным для

простых смертных Олимпом.

Царствование Карла IV, Марии-Луизы и Годоя в существе нарушили эту

своеобразную гармонию. Маска была легкомысленно сброшена, и все вдруг

увидали на престоле не богоподобных монархов, для которых общий закон не

писан, а самых обыкновенных и очень ничтожных людей с пошлыми и уродливыми

пороками. Испанская аристократия, всегда проявлявшая склонность к

независимости, перестала чувствовать над собой железную руку абсолютизма и

сейчас подняла голову, тем самым помогая разрушить то, что составляло венец

государственного строя Испании, Распущенность при дворе получила циничный

характер, и неуважение к королевской чете стало выражаться открыто,

Скандальная хроника Мадридского двора сохранила память об одной

аристократке, которая при всяком случае публично наносила удары самолюбию

королевы, а знаменитая подруга и покровительница Гойи дукеса де Альба

должна была поплатиться временным изгнанием за свою слишком бесцеремонную

откровенность.

Одни портреты Гойи того времени говорят о том, что в Испании творилось

нечто странное и недоброе. Если не знать, кого изображают эти картины, то

едва ли можно догадаться, что это пресловутые испанские гранды, правнуки

тех самых надменных, особ, тех чопорных, зашнурованных и расчесанных

принцесс, которые позировали Веласкесу, Даже легкомысленные и жеманные

современники Людовика XV и Людовика XVI покажутся рядом с этими выродками

сановными и величественными.

Произошедшая перемена в культуре едва ли станет понятной, если

останавливаться на одних внешних фактах, на перечислении промахов

правительства, на отношениях Испании к другим державам. Испанию начало

подтачивать какое-то злое начало, и вся эта страница истории носит

фантастический в своей гримасе характер. Гойя передал это фантастическое,

выбившееся из нормальной колеи настроение в настойчиво им повторяемых

сценах шабаша.

Да и что, как не то же «бесовское» настроение, расползалось тогда, как

зараза, по всей Европе, вселяя кровожадный восторг к бойне, увлекая в

последние глубины сладострастия, поминутно раскрывая завесы на окружающую

человеческую тайну. Один и тот же период охарактеризован возрождением

черной магии, увлечением колдовством Калиостро, появлением всевозможных

сект, работой гильотины, ужасами революционных войн, кровавыми романами де

Сада. Тогда же в глухой германской провинции набирался впечатлений Гофман,

и эти впечатления дали ему материал для всего его последовавшего творения,

Гойя и Гофман — явления, хотя и независимые друг от друга, обладают

странным сходством, и одновременное появление двух таких ярких художников

на разных концах Европы не может считаться случайным.

В большом портрете Карла IV и его семьи (1801 года) Гойя создал

грандиозный по гримасе тип выродившейся породы людей, тот самый тип,

который выведен Гофманом в его «Коте Муре». Перед нами сам «серениссимус

Иринэус» со всей его не то смехотворной, не то пугающей, как порождение

ада, свитой. Остается невыясненным, сделал ли это Гойя сознательно или нет.

Его верноподданнические письма, его отношение к королевскому дому, к Годою

заставляют скорее думать, что он не собирался подвергать своих монархов

сраму и позору. Однако на самом деле вышло так, что ни один политический

пасквиль не может сравняться по производимому впечатлению с этой

уничтожающей, если не ненамеренной, карикатурой, Такой король, такая

королева должны были означать finis Hispaniae как мировой монархии; такие

фигуры являются на сцене истории не случайно и не случайно, раз явившись,

они продолжают держаться годами, творя до конца то зло, которое им дано

сотворить.

Здоровье Гойи было настолько расшатано, что в продолжение 1792 и 1793

годов он был совершенно лишен возможности писать. Лишь 25 апреля 1794 года

Франсиско Байэу докладывает, что выздоравливающий снова принялся за кисти,

Но сам Гойя повествует о своем состоянии в то же время в очень невеселом

тоне: «Мое здоровье по-прежнему; иногда я так раздражен, что становлюсь сам

себе в тягость, моментами успокаиваюсь, как в данную минуту, сидя за этим

письмом. Но вот я и устал!»

Во время этого болезненного периода Гойя, обреченный на одиночество и

озлобленный физическими страданиями, принялся, развлекая самого себя, за

тот свой труд, который больше всего способствовал его славе. Сначала

«Капричос» были набросаны им для себя и для друзей карандашом и пером, как

кажется, без мысли о публикации, Но, вероятно, советы поклонников пробудили

его увековечить и распространить эти фантазии посредством печати, и Гойя

после долгого промежутка времени (с 1778 г.) снова взялся за гравировальную

иглу.

1.3 Фрески "Дома Гойи "

Первые экземпляры «Капричос» появились в 1797 году, однако лишь в 1799

году Гойя продал четыре экземпляра сборника герцогу Осуны. В 1803 году все

первое издание в 240 экземпляров было уступлено казне за ренту в 12 000

реалов, которую должен был получать сын Гойи на время его пребывания за

границей. Ренту эту Гойя получал, впрочем, и после того, как сын его

окончил учение.

Самый факт покупки казной издания «Капричос» подтачивает, если не

разрушает, легенду о том, что в этих офортах мастер хотел увековечить свое

презрение к королю, к королеве, к премьеру и многим видным государственным

деятелям- Но и, помимо этого, все, что мы знаем о Гойе, едва ли вяжется с

этим намерением. Едва ли мог он создать такой коварный пасквиль на тех

самых людей, с которыми был в лучших отношениях и милостями которых он

пользовался все время. Правда, «введение» Гойи к «Капричос» еще не выясняет

этого вопроса, так как этот комментарий был составлен со слишком очевидной

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.