и не мог понять , что же у него вызывало такой смех . А смех рождало
утесовское умение показать противоречиво-комическую сложность человеческой
природы . Утесов раздвигал границы произведения , извлекал скрытую в нем
парадоксальность . Утесов умеет легко переходить от юмора к драме и от
трагедии к юмору .
В драматических вещах он так же достоверен и искренен , как и в
комедийных . Но драматизм Утесова какой-то особый , земной , бытовой даже -
не декламационный . Умение чувствовать персонаж , видеть его насквозь ,
понимать любое движение его руки и принес Утесов на эстраду , в свои песни
.
А разве песни - это не маленькие пьесы ? И каждая со своими героями ,
своим кругом чувств , своей атмосферой действия . Певец в течение одного
вечера должен столько раз преобразиться , сколько песен он исполняет . За
свою жизнь Утесов переиграл сотни персонажей , сыграл - не только спел -
более семисот песен .
Петь он начал едва ли не с первых выходов на сцену . Пел в спектаклях ,
опереттах , выступал с очень популярными тогда куплетами . Но , как уже
говорилось , песня не была для Утесова основным жанром , надо было петь по
ходу действия , и он пел . По-настоящему певцом Утесов стал со времени
создания им " Теа-джаза " , где соединил то , что ему дорого - музыку и
театр .
Послушав зарубежные джаз-банды , Утесов решил создать свой , отличный
от западных , оркестр . Позднее он вспоминал : "... неужели нельзя , думал
я , повернуть этот жанр в нужном нам направлении ? В каком ? Мне было пока
ясно одно : мой оркестр не должен быть похожим ни на один из существующих ,
хотя бы потому , что он будет синтетическим ". Он мечтал о джазе , который
был бы хорошим , остроумным театром ; о музыкантах которые были бы хорошими
, веселыми актерами ; о концерте , который стал бы спектаклем ; о песнях ,
которые знал бы весь народ .
Музыканты нашлись . Правда , поначалу они ни за что не соглашались
"дурачиться" в соответствии с режиссерскими замыслами Утесова . " Чтобы я
, - возмущался тромбонист , - становился на колено и голосом тромбона кому-
то объяснялся в любви ? Ни за что ! Разве я для этого кончал консерваторию
? " Но - такова сила настоящего коллектива - тромбонист стал на колено .
Более того , потом он превратился в одного из самых одаренных , увлеченных
артистов " Теа-джаза" , где песня , танец , пантомима , декламация ,
эксцентрика и лирика сплавились воедино .
8 марта 1929 г. в Малом оперном театре на концерте , посвященном
Международному женскому дню , впервые прозвучал " Теа- джаз" Утесова .
Успех был ошеломляющий . Сам Утесов считал , что именно в тот день он "
схватил бога за бороду ".
Критики уже в 30-е годы поняли , что Теа-джаз Утесова - это свеобразный
музыкальный театр миниатюр , что он ближе к театральным явлениям века ,
нежели к " эстрадно - симфоническим оркестрам ".
Не только дирижер и музыкант , а актер и режиссер встал во главе
первого советского теа-джаза .
Его программы меньше всего походили на исполнение отдельных номеров ,
отдельных песен , где один солирует , а остальные "сопровождают".
Его песни всегда были небольшими новеллами . Сюжеты его песен всегда
становились средством раскрытия психологии героя или персонажей . Он
никогда не поучает . Словам патетически - возвышенным , артист
предпочитает слова простые .
У Утесова всегда была своя " драматургия " : именно поэтому спетые им
песни люди помнят не по именам их авторов , а как " песни Утесова " .
Программы " Теаджаза " ставились как эстрадные спектакли , где
различные жанры и номера были объединены сюжетным хором или общими героями
.
Но не сразу Утесов был понят и признан . Имелось существенное
обстоятельство весьма мешавшее деятельности самого Утесова и руководимого
им джаза , это было время активной деятельности Российской ассоциации
пролетарских музыкантов ( РАПМ ) , созданной в 1925 году , с целью
объединения музыкантов вокруг задач социалистического строительства .
Наверное , РАПМ и приносил что-то полезное на то время , но вместе с тем ,
рапмовцы нанесли музыке весьма серьезный ущерб . Прежде всего это была
замкнутая организация , взявшая на себя смелость говорить от имени народа ,
и она решительно отвергала творчество всех композиторов , в эту организацию
не входивших . Мало того , выделив из композиторовклассиков нескольких , в
первую очередь Мусоргского и Бетховена , признавая , что их творчество
героично народно , рапмовцы отвергли искусство многих других композиторов
- классиков . Особенно от них доставалось П.И. Чайковскому , которого
рапмовцы рассматривали как представителя загнивающего дворянства и
упрекали за синтементальность . Лирику рапмовцы вовсе не признавали .
Утесов же был певцом - лириком . К произведениям композиторов -
рапмовцев он не обращался , чем и вызывал осуждение . А тут еще и джаз ,
как говорили рапмовцы , типичное порождение буржуазного мира , одно из
прямых доказательств его загнивания . Один из авторитетных тогда
музыковедов В.Городинский , писал : " Что мы называем легкожанровой музыкой
? Это музыка бара , кафешантана , варьете , " цыганщина " , джазовая
фокстротчина и т.д. , все это , что составляет некий музыкальный самогон ,
что является художественной формой использования музыкального звучания не
для поднятия масс , а для того , чтобы душить их инициативу , затемнять их
сознание ". ( Городинский В. Музыкальный фронт СССР . Музгиз . 1933 г. )
Конечно в таких условиях работать Утесову было трудно . Какие только
оскарбительные слова в свой адрес он не слышал , какие только реплики о
нем и об оркестре не раздавались ! Например , под рубрикой " Огонь по
халтурщикам " была напечатана рецензия в связи с пребыванием Утесова и его
оркестра в Харькове : " Что же представляло собой само выступление Утесова
? Кривлянье , шутовство , рассчитанное на то , чтобы благодушно повеселить
" господина " публику . Все это сопровождалось ужасным шумом ,
раздражающим и подавляющим слух . Уходя и театра , слушатель уносил с собой
чувство омерзения и брезгливости от всех этих похабных подергиваний и
пошлых кабацких песен .
На это безобразие должна обратить внимание вся советская общественность
. Необходимо прекратить эту халтуру . Нужно изгнать с советской эстрады
таких гнусных рвачей от музыки , как Л.Утесов и К` " . ( Хоменко Ю.
Утесовщина . - " За пролетарскую музыку " , 1930 г. , N 8 . )
В свою очередь Утесов , пытаясь доказать значение джаза , возможность
его развития в советских условиях , перед концертами выступал с "
рефератами " , утверждая , что его джаз по своей природе бодр ,
жизнерадостен , что он порожден эпохой индустриализации . Ну как-то надо
было защищать джаз !? А главное Утесов не прекращал работы , создавал новые
программы , и успех его ансамбля увеличивался .
А между тем защищать джаз было действительно трудно . В статье "
Социальные истоки музыкального искусства " А.В. Луначарский утверждал , что
" ... современная музыка ( прежде всего джазовая ) рубит вашу волю в
котлету , что же касается подъемности джазовой музыки , то это подъемность
типа наркотика , заставляющая дергаться как паяца на ниточке ". ( "
Пролетарский музыкант " . 1929 г. N 4)
Однако были люди , защищавшие джаз ! Г. Ландсберг , которого не
случайно знатоки называют первым по времени теоретиком джаза в нашей стране
, писал : " Как не существует единого западного искусства , так нет и
единого западного джаза . За годы кризиса в джазе укрепилось левое крыло ,
смыкающееся с радикальной интеллигенцией Европы и особенно Америки ,
группирующееся вокруг пианиста и дирижера Дюка Эллингтона " . ( Ландсберг
Г. На путях джазовой культуры . - " Рабочий и театр " , 1929 г. N 22 )
В то же время джаз , как экзотическая новинка , начал все чаще звучать
в фешенебельных ресторанах , посещаемых буржуазной публикой , и ,
естественно , приспосабливался к ее вкусам . Утесов естественно
воспользовался этим фактом , решив доказать , что его джаз решительно
отвергает принципы буржуазной культуры , что его джаз избирает собственную
дорогу и служит советскому зрителю .
В программе " Джаз на повороте " ( 1930 г. ) , был придуман такой ход :
первое отделение называлось " Джаз на западе ", и в нем оркестр честно
играл боевики " У камина " Рэя Нобла , " Штормовая погода " Гарольда Арлена
, " Несколько тех дней " Шелтона Брукса . Зато второе отделение гордо
именовалось " Джаз в СССР " , и тут уж оркестр , в белых брюках и темно
голубых джемперах с эмблемой " ТД " , сполнял рапсодию на темы песен
народов СССР Дунаевского , Джазовую сюиту Животова .
Эта программа стала действительно поворотом в судьбе Утесова . Газеты
писали : " Теа-джаз - машина бодрости ... Буквально вентилируешь усталые
мозги , получив порцию утесовского Теа-джаза . Учащенный ритм и темп
сооответствует бурным стремительным темпом нашей жизни".
Следующей программой был " Музыкальный магазин " ( 1932 г. ). Утесов
говорил так : " Лучшее , что сделал я и мой оркестр почти за полвека своего
существования , - это синтетическое представление " Музыкальный магазин "
. Сам Утесов исполнял в нем несколько ролей .
По поводу " Музыкального магазина " критик писал : " Еще недавно джаз
Утесова это была шеренга юношей с одинаковыми галстуками и одинаковыми
улыбками ... И вот музыканты на виду у всех превращаются в актеров " . (
Юзовский Ю." Утесов и Хенкин" . - " Вечерняя Москва " 1933 г. 12 янв. )
На одном из представлений " Музыкального магазина " побывал
заместитель председателя Комитета по делам искусств при Совете Народных
Комиссаров Б.З. Шумяцкий . Представление ему очень понравилось , и он
предложил перенести " Музыкальный магазин " на экран .
Так появились " Веселые ребята ". Успех фильма создал Утесову подлинно
всенародную популярность . В те годы не было эстрадного коллектива имеющего
такую известность , как утесовский .
Постепенно оркестр Утесова все больше склонялся к концертной
деятельности .
Некоторые программы , например " Песни моей Родины " ( 1937 ) , " Два
корабля " ( 1938 ) , были составлены из народных песен и произведений
советских композиторов . Переход Утесова к концертным программам не
остался незамеченным , когда он выступал в парке ЦДКА , критик писал : "
Музыкальный коллектив Утесова прошел трудный путь эволюции от " Теа-джаза "
к " Музыкальному магазину " и затем к джаз-оркестру , с жизнерадостной ,
полнокровной массовой песней ." ( Лабковский Н." Утесов и его джаз" . - "
Вечерняя Москва " 1937 г. , 19июля )
Именно Утесову принадлежит честь представления на профессиональной
эстраде массовой песни .
Особое место в репертуаре Утесова занимают песни о любви . О любви на
эстраде всегда пели и поют много и охотно . У Утесова своя " аранжировка "
темы . У него всегда серьезное отношение к чувству любви , почти
обожествление его .
Чаще всего Утесов поет не о безоблачном счастье , а о драматизме этого
чувства . И в драматических любовных ситуациях его герои ведут всегда
достойно и мужественно . Они никогда не демонстрируют своей страсти , не
похваляются любовью .
У всех песен Утесова о любви есть одна общая особенность : едва ли не в
каждой , даже там , где поется о любви счастливой , чувствуется тоска по
идеалу , по той совершенной любви , которой никому не дано достичь , но к
которой постоянно стремится душа . Может быть , это и делает их такими
проникновенными . Как-то на репетиции дирижер С.Самосуд говорил оперным
певцам : " все должно быть выражено голосом так , чтобы , даже когда поешь
по радио , было понятно , что ты в это время делаешь ". Эти слова можно
впрямую отнести к творчеству Леонида Утесова : слушаешь пластинку и видишь
, о чем он поет .
Его творчество всегда отличали обаяние , юмор , он умел сразу
расположить к себе аудиторию .
Утесов всегда умел подбодрить . Во время войны это особенно было нужно
. Его песни помогали выживать .
Ежедневно , интенсивно шли репетиции , разучивались новые песни : " В
землянке " , " Одессит Мишка " , " Темная ночь " и другие .
Утесов рассказывал , что когда он пел :
" Ты одессит , Мишка ,
А это значит, что не страшны тебе
Ни горе , ни беда .
Ведь ты моряк , Мишка ,
А моряки не плачут
И не теряют бодрость духа никогда , "
- он чувствовал , что говорил собственные слова , забывая , что он
артист , и подбадривал не только Мишку , но и самого себя .
Однажды концерт проходил на перроне Ярославского вокзала для полка
морской пехоты . Утесов пропел про партизана Морозко . И вдруг из теплушки
выскочил " плечистый матрос , перепоясанный пулеметными лентами , с
автоматом на груди и протянул Утесову руку :
- С такой песней и в бой идти не страшно " . ( ТУР П ." Леонид Утесов"
.
" Театр " , 1965 г. N 7 ) Утесов со своим ансамблем побывал на многих
фронтах , однако выступить на всех боевых участках , обслужить всех
тыловиков было невозможно , и Утесову предложили сняться в фильме " Концерт
фронту " . Вместе с ним снимались : М.Царев , О.Лепешинская , Л.Русланова ,
К.Шульженко , И.Козловский , и другие артисты . Кстати , конферировал
А.Райкин .
Пожалуй , никогда ранее Утесов не слышал такого общего одобрения своего
творчества , как в годы войны .
С репертуаром у Утесова всегда было трудно , хорошая песня вещь
дефицитная . Нокак раз в военные годы хороших песен появилось больше , чем
в предыдущие , да и в последующие годы .
О чем бы ни пел Утесов , все исходило из его сердца , а потому и
находило путь к сердцам слушателей . Вероятно , это и есть талант .
Рядом с лирикой у Утесова всегда соседствует юмор , но все равно
лирически окрашенный .
В беседе с корреспондентом Утесов утверждал : " Чем больше у человека
развито чувство юмора , тем для меня он человечнее ... Человек с развитым
чувством юмора , это мое глубокое убеждение , не может быть деспотичным ,
подлым " . (" И тот , кто с шуткой" . - " Труд " , 1968 г. 4 авг. )
Сам Утесов говорит : " Когда я умру , этак лет через сто , - к
сожалению , случится , - позовите к моей могиле оркестр . Если я не вскочу
из гроба , значит , я действительно умер " . ( И тот , кто с шуткой .- "
Труд ".1968 г. 4 авг. )
Совсем незадолго до окончания войны , режиссер Р.Симонов в статье ,
посвященной Утесову писал : " У Утесова редкое сочетание талантов
музыканта и драматического актера , что позволяет обогащать содержание
песни , делать его более глубоким . В каждой своей песне он не только
исполнитель , но и автор , такой же , как композитор и поэт . Можно подчас
удивляться большой эмоциональной подвижности артиста , способности его в
каждой новой песне перевоплощаться , создавать образы : лирические ,
комические , сатирические , драматические , трагические . Вспомним хотя бы
его последнюю джаз-сюиту " Салют " ( 1944 г. ) : от песен горя и гнева - до
песен сатирических и победных . И хотя больше всего говорят об утесовском
юморе , но иногда , слушая драматическую по теме песню в исполнении этого
артиста , действительно затрудняешься сказать , какая тема ему ближе -
комическая или драматическая ?
Он не только как талантливый музыкант ведет оркестр , но интерпретирует
мелодию , проникается ее содержанием , умеет жестом , мимической игрой
заразить своим настроением зрительный зал , помогает ему проникнуть в
самую глубину содержания мелодии . Мы не видим его лица , когда он
дирижирует оркестром , иполняющим " Марш Гастелло " , но как проясняет
героическое звучание этого марша патетический , драматический жест Утесова
- дирижера ! " ( Симонов Р." Утесов" . - " Советское искусство " , 1945 г.
, 29 марта )
Успех Утесов и его оркестр имели большой , авторитет коллектива и его
руководителя , установившийся во время войны , не снижался . В 1947 году
Утесову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств .
Казалось , что в первые послевоенные годы положение Утесова и его
оркестра было стабильным . Везде их хвалили , не хватало билетов на
концерты . Утесов находился в поре творческой зрелости . Что же касается
оркестра , то о нем сам руководитель через несколько лет писал так :
музыканты " любили свое дело и не жалели на него сил . Я это знал и все от
них требовал , требовал , и мне все казалось мало , я всегда был не доволен
. Я чувствовал , что они могут лучше - и именно в силу этой любви . И после
каждого концерта я придирался к малейшему их промаху и сердился на них .
А теперь , когда я слушаю пластинки тех лет , я понимаю , какие они
были молодцы , какие тонкие и сложные вещи им удавались , и кляну себя ,
что был безжалостным " . ( Утесов Л." Спасибо , сердце !" ) Значит , и
оркестр , по мнению его руководителя , отличался высокими достоинствами .
Но история повторяется . На смену РАПМа пришел ЦК ВКП(б) .
Постановление ЦК ВКП(б) (1946) " О репертуаре драматических театров и мерах
по его улучшению " призывало "...отражать в произведениях искусства прежде
всего жизнь советского общества в ее непристанном движении вперед по пути к
коммунизму ". И критики сразу набросились на Утесова .
Их недовольство вызывало то , что Утесов выступал с джазом . Некоторе
музыковеды продолжали рассматривать джаз как одно из проявлений буржуазной
культуры и в силу этого не могущее быть представленным на советской эстраде
. В одной из статей М.Сокольский писал : " что может быть менее созвучным
нашей музыке , нашим советским песням , богатейшему фольклору советских
народов , чем ноющий , как больной зуб , или воющий саксофон , оглушительно
ревущий изо всех сил тромбон , верещащие трубы или однообразно унылый стук
всего семейства ударных инструментов , насильственно вколачивющих в
сознание слушателя механически повторяющиеся ритмы фокстрота или румбы .
Нет! Мы решительно против искусственного соединения нашей музыки с джаз
- оркестрами , а те , кто пытается втискивать ее насильственно в джаз ,
калечит ее , коверкает ". ( Сокольский М . " О джазе ". - " Советское
искусство " 1952 г. 16 февраля )
Подобное выступление было далеко не единичным . И в результате джаз
вообще похоронили .
И опять Утесов должен был доказывать очевидное , оправдываться , будучи
невиновным . С известной долей раздражения он писал тогда : " Надоели
поучения - какая музыка нужна советскому человеку . Нужна всякая хорошая .
Советский человек жаден до искусства . Ему подай все : оперу , симфонию ,
песню , романс и легкую музыку . И нечего скучным людям превращать
человеческие радости в " мероприятия " , навязывать народу вкусовщину
мрачных чиновников , никогда не поющих , не танцующих , носящих маску
глубокомыслия " . ( " Советская музыка " , 1953 г. ,N 11 )
Не прекращались споры , касающиеся театрализации оркестра . Иные
считали ее вовсе ненужной . Например , литературовед и писатель В.Шкловский
высоко оценив талант Утесова , сказав добрые слова об оркестре ,
одновременно заметил : " Леониду Утесову лучше отказаться от театрализации
песни , обратить внимание на поиски песен . Эстрада должна оставаться
эстрадой " . ( Шкловский В. О джазе Утесова . - " Советское искусство " ,
1946 г. , 6 ноября )
Сегодня на эти споры можно посмотреть с иронией , но сколько нервов в
свое время потратил на них Утесов ! Он даже написал в этой связи такие
стихи :
" Леса , луга , долины и поляны .
И через это все мой поезд мчиться .
Гостиницы , вокзалы , рестораны -
И не пора ли мне остановиться ?
И не пора ли мне сказать : " довольно " ?
Я слишком долго по дорогам мчался ,
С людской несправедливостью встречался ,
И было мне обидно , тяжко , больно
под куполом родного небосвода .
Я песни пел - пел сердцем и желаньем ,
Но почему ж любовь ко мне народа
Считается в культуре отставаньем ?
Что дураку горячий сердца пламень ?
Во мне он видит только тему спора .
И надоело мне всю жизнь держать экзамен
На звание высокое - актера . "
Но Утесов не был бы Утесовым , если бы он " остановился " . И
четверостишье , в котором не без яда известный поэт - сатирик
Ю.Благов констатировал : "
В его исполненьи " Веселых ребят "
Народ и сейчас вспоминает .
А новые песни едва прозвучат -
И ... след их вдали пропадает " .
Я вижу не сарказм по поводу трудностей , связанных с репертуаром
Утесова , а наоборот , как бы того ни хотел автор , выделение творчества
Утесова .
В период с 1945 по 1965 год Утесов работал творчески очень интенсивно
. Как я понял человек он был не без юмора и с удовольствием мог прочитать о
себе лестное но справедливое стихотворение :
" Он человек очаровательный
( знак восклицательный)
Кто петь еще умеет так
( вопросительный знак )
Он музыкант , певец и прочее
( многоточие )
( Масс В. , Червинский М. Утесову - газета " Дом актера " 1947 г. , 23
марта )
Кроме исполнения песен Утесов читал стихи , в том числе и свои . Героем
стихов выступал немолодой человек , испытывающий потребность оглянуться на
прошлое и посмотреть в будущее .
Программы ставились по дивиртисментному признаку и прежде всего
состояли из песен , исполняемых Утесовым . Причем в них все чаще звучали
песни из прежнего репертуара , имеющие у слушателей особенный успех .
В 1962 году Союз композиторов РСФСР провел пленум , посвященный легкой
музыке , в том числе и джаз . И на этом форуме прозвучало , наконец , что
джаз может и должен стать частью отечественной культуры . " Я взволнован ,
- говорил Утесов , - столько лет ждать и наконец дождаться . Это праздник ,
праздник , пришедший на нашу эстрадную
улицу ." После того как в 1965 году было отпразновано семидяситилетие ,
Утесов продолжать выступать на эстраде . Сам он считал , что оставаться
молодым - это значит уметь сохранять непосредственность , искренность при
восприятии жизни . Что главное назначение искусства - " делать людей лучше
. Из храма искусства мы должны выходить влюбленными в человечество ,
верящими в него " ( Утесов Л. Самый добрый волшебник . -
" Советская Россия " , 1965 г. , 6 июня ) Я думаю , что подтверждением
итога творчества Л. Утесова может
стать высказывание С.Смоляницкого : " Утесов приблизил песню ко всем и
каждому из нас , напомнил живым чувством , обогатил ее интонацию и согрел
той теплотой своего голоса , той мягкостью , проникновенностью , от которой
щемит сердце .
В биографии нашего поколения было много разлук и дальних дорог : и кто
из тех , для кого предвоенные годы были последними классами школы , или
первыми курсами институтов , не вспомнит встречу , прощание , день
подаренный войной , связанный иногда не прямо , ассоциативно , но все-таки
связанный с песней Утесова ? Его голос стал незабываемой лирической
приметой времени в судьбе нашего , да и предшествующего нам поколения " . (
Смоляницкий С. Полдень , дорога , память . )
Заключение
Главное, что объединяло Л.Утесова и А.Райкина , это эстрада .
Если говорить о признаках эстрады , то : открытость , праздничность ,
краткость всегда присутствовали в творчестве этих людей . В своем
творчестве Райкин поднимал темы нравственного воспитания человека , обличая
и высмеивая извечные пороки - глупость , жадность , приспособленчество ,
Утесов же - воспевая и прославляя человека труда .
Л.Утесов и А.Райкин были настоящими эстрадниками . Они соединяли в себе
и речевые жанры , и песню , и танец , и элементы циркового мастерства .
Без чего не может быть эстрады ? Без взаимодействия артиста со зрителем
. Такой контакт всегда находили Утесов и Райкин .
Сейчас уже стало очевидно , что эстрада входит и в театр драматический
. Исчезает та самая четвертая стена , которая не давала возможности актеру
впрямую говорить со зрителем.
Как и вся наша жизнь , эстрада находится на переломе . Идет поиск новых
художественных форм , новых структур .
Лишь удивляешься , как эстраде удалось выжить . Ведь на протяжении
семидесяти лет ей приходилось постоянно выполнять несвойственные задачи :
обслуживать различные компании , откликаться на постановления партии и
правительства , воспевать достижения социализма .
Успех артиста теперь зависит от его таланта , энергии ,
работоспособности , умения формировать репертуар , чувствовать потребности
публики .
Традиции Утесова продолжают развивать сегодняшний " Театр песни " таких
, как А.Пугачева , В.Леонтьев , Л.Вайкуле . А рядом с именем А.Райкина
имена таких мастеров эстрады , как Е.Петросян , В.Винокур , Е.Шифрин ,
Р.Карцев .
Список использованной литературы .
1. А.М. Бейлин . Аркадий Райкин . - Л. , Искусство : 1969.
2. Е.П. Гершунин . Рассказываю об эстраде . - Л. , Искусство : 1968.
3. Ю.А. Дмитриев . Леонид Утесов . М. , Искусство : 1982.
4. О. Леонидов . Прошу внимания . " Огонек " , 1942 , N 46
5. Н. Милин . Добрый дар . - В кн. : Мастера эстрады . Л. , Искусство :
1963.
6. Е. Мин . В поисках нового . - " Искусство и жизнь " , 1940 , N 12
7. Певцы советской эстрады . Сборник статей . Сост. Л.Булгак М. ,
Искусство :1977.
8. А.Райкин . Шутки в сторону . - " Советское искусство ", 1945г. 17
августа .
9. А.Райкин . " Смена " , 1978 , N 15
10. Ж.Садуль . Чарли Чаплин . М. , Искусство . 1981
11. К.С.Станиславский , Собрание сочинений в 8-ми томах , т.5. , Искусство
: 1958 .
12. Русская советская эстрада . 1930-1945 . Очерки истории. отв. ред.
Е.Ф.Уварова . М. , Искусство , 1976 .
13. Утесов Л.О. Спасибо сердце ! Воспоминания , встречи , раздумья . - М. ,
Всероссийское театральное общество :1976. 14. Утесов Л.О. С песней по жизни
. - М. , Искусство : 1961. 15. Ландсберг Г. " На путях джазовой культуры "-
"Рабочий и театр " 1929 ,N 22
16. Хоменко Ю. " Утесовщина " - " За пролетарскую музыку ",1930,N 8
17. Юзовский Ю. " Утесов и Хенкин " - " Вечерняя Москва ",1930,12 января
18. Лабковский Н. " Утесов и ег джаз "- "Вечерняя Москва",1937,19 июля
19. Тур П. " Леонид Утесов ", "Театр" 1965 г. N 7
20. " И тот кто с шуткой " , " Труд " 1968г. 4 авг.
21. Симонов Р. " Утесов " - " Советское искусство "1945, 29 марта
22. Сокольский М. " О джазе "- " Советское искусство " 1952 16 февраля
23. " Советская музыка " , 1953 , N 11
24. " Советское искусство " , 1946 , 6 ноября
25. Утесов Л. " Самый добрый волшебник ".- " Советская Россия " 1965 , 6
июня
26. Смоляницкий С. " Полдень , дорога , память "
27. Городинский В. " Музыкальный фронт СССР " - Музгиз 1933г.
28. " Пролетарский музыкант " . 1929 , N 4
Страницы: 1, 2, 3, 4
|