Меню
Поиск



рефераты скачатьУтесов и Райкин - жизнь и творчество

содержанием, как находит подробности характеристики, детали, которых не

может дать никакой костюм, никакая маска и грим.

Создавая на сцене маски, он при этом не всегда переодевается, не всегда

прибегает к гриму и парикам. Главное чудо - в даре перевоплощения артиста.

Райкин разил невежд, подхалимов, бездельников, взяточников, бюрократов,

карьеристов, хамов, формалистов, перевоплощаясь в них. Дело не в том,

насколько действенной и эффективной была борьба, в какой степени сраженными

оказались сами пороки. Важно другое - то чувство торжества, которое

испытывает зритель, переживая унижение своих недругов. В жизни он

натерпелся от хама, бюрократа, хулигана, а здесь, в зале, со всеми вместе

можно себе позволить благодаря Райкину посмеяться над ними - удовольствие

ни с чем не сравнимое.

Показательна обратная связь: зрители и слушатели посылали факты и

случаи, достойные осмеяния, указывали на лица и типы людей, заслуживающих

того, чтобы быть убитыми смехом. Показательно и отношение к Райкину, как ко

всеобщему заступнику, Робин Гуду от морали. Подтверждением этих слов может

служить небольшой скетч, воспроизведенный в фильме "Волшебная сила

искусства". Кстати, он был рекомендован Аркадию Исааковичу одним из его

почитателей. В нем Райкин изображает артиста, который играет роль пещерного

хулигана, чтобы образумить столь же пещерных хамов - соседей своей школьной

учительницы.

Мысли, образы, остроты, почерпнутые из жизни, снова возвращаются в нее,

но обогащенные искусством Райкина.

В полной мере владеет Райкин и искусством мима. Играет, не произнося ни

одного слова. И как все понятно. Как точно передает он в пантомиме каждое

действие человека, как многообразно открывает смысл поступков. Артист смело

проникает в суть социальных явлений, создает человеческие характеры - типы,

обобщенные и одновременно живые, словно выхваченные из действительности. В

возможностях актера - рассказать без слов в трехминутном передвижении по

сцене обо всей жизни человека - от рождения до самой смерти. Но он не

копирует жизнь, а рассказывает о ней.

А. М. Бейлин делится своими впечатлениями от пантомимы "Рыболов",

которую ему довелось видеть сначала на сцене, а затем на военном корабле,

куда Райкина пригласили моряки. Артист показывал своего "Рыболова" на

палубе корабля, под открытым небом. Необыкновенно смешно артист усаживался

на воображаемом берегу воображаемой речки, забрасывал удочку, сворачивал

цигарку, напряженно приглядываясь к поплавку, тянул удочку из воды, но

безуспешно, раздевался, оставаясь, конечно, в своем костюме, входил в

холодную воду, осторожно ступая по дну, и, наконец, погружался в нее,

передавая зрителям физическое ощущение и холода, и воды, и острых камней на

дне реки. За бортом корабля была настоящая вода, рядом берег, на берегу

сидели рыболовы. Можно было, что называется сравнить. Но актера не

интересовало это сравнение, потому что искусство должно не копировать

жизнь, а воссоздавать ее своими средствами. В данном случае средствами

комическими." И Райкину удалось на маленьком палубном пространстве

представить сценку так, что зрители поверили, что вода не за бортом, а

именно здесь, что все неудачливые рыболовы ведут себя так, как райкинский

герой, и все это было истинно смешно, потому что истинно реально". ( А.

Бейлин. - Аркадий Райкин. - Л., Искусство 1969).

Наивысшим достижением актера принято считать мономиниатюру. В

мономиниатюре может быть несколько действующих лиц, но играет он только

одного. Другие - воображаемые. Так же, как воображаемыми оказываются и

предметы обстановки.

... В квартиру приходит телемастер отремонтировать телевизор. Находясь

на сцене один, Райкин создает полное ощущение ансамбля в этой миниатюре.

Тут и хозяйка, с которой мастер ведет разговор, и ребенок, требующий

удовлетворения своей любознательности. У зрителя остается впечатление, что

в миниатюре занято несколько актеров. В мономиниатюре наряду с пантомимой

присутствует слово. Это позволяет актеру создать вокруг своего героя зримый

мир, наполнить его голосами, предметами обстановки, подчинить его особому

ритму. Этот мир возникает из столкновения героя, действующего на сцене, с

героями воображаемыми. И строится он на контрастах настроения,

психологических состояний, эмоций.

Несколько особняком в ряду мономиниатюр стоит моноспектакль об истории

одной любви. Это, собственно, целая пьеса в четырех картинах с несколькими

действующими лицами и с одним актером. Райкин играет только одного героя,

при этом без грима, хотя перед нами проходят разные годы и разные времена,

почти вся жизнь человека, который думал лишь о себе, в юности потерял

счастье и так его не нашел до последних своих дней. В очень коротком

моноспектакле нам показали всю жизнь человека. Мы увидели его самого -

юного, молодого, зрелого, старого. Мы ощутили не только внешние, но и

внутренние перемены. И в характере, и в психологическом строе, и в душевном

состоянии. Актер играл человека. Не посмеивался над ним, не грустил о нем,

а просто сделал несколько быстрых и удивительно верно схваченных набросков

жизни и характера. Мы привыкли, что Райкин - это всегда смешно и весело. А

тут мы видим жизненную, довольно грустную историю.

По словам самого А. И. Райкина, он с удовольствием играет в театре

такие миниатюры, как "Жизнь человеческая", "Жанна на шее". Лирика

присутствует как необходимая краска в общей программе, где есть и

комедийные, и сатирические, и лирические эпизоды.

Еще один жанр "малых форм" - фельетон Аркадия Райкина. Стержень

фельетона составляет монолог, который населяется многими персонажами, и

актер, читающий фельетон, как бы отходит в сторону, давая простор условному

действию. Райкин всегда в центре монолога, в самой гуще событий,

составляющих суть фельетона. Когда-то в репертуаре Райкина был фельетон

"Гостиница Москва". Райкин, работающий преимущественно над образами

сатирическими, построил этот свой рассказ исключительно из персонажей

положительных. Это был добрый, веселый, теплый рассказ. Его герои приехали

в Москву из разных концов страны, из разных городов, из разных республик. У

каждого из них свои дела, свои интересы. У каждого свои заботы, свой мир,

свое отношение к тому, что он видит. Но с какой влюбленностью они говорят о

своей родной земле, о своих соотечественниках, о Москве. Райкин очень

комично рисовал своих героев, не заботясь о притушевывании или смягчении

комедийных средств. Но положительное в героях фельетона не становилось

менее значительным.

Говоря об очень важных явлениях жизни, о подлинных ее героях, Райкин не

жалел и красок юмористических, подмечая смешное в серьезном, так же как

серьезное всегда звучит в его сатирическом осмеянии.

К сатире Райкин пришел от юмора. Это в известной степени наложило

отпечаток на все его творчество. Оно оптимистично по своей природе. Оно

основано на любви к человеку, на вере в него. И не удивительно поэтому, что

в палитре Райкина-сатирика большое разнообразие красок.

Когда говорят, что оружие Райкина - смех, это справедливо, но, может

быть, не совсем точно. Оружие Райкина - мысль, и боль, и действие,

выраженное средствами актерского искусства, средствами комедии и сатиры,

публицистики и лирики.

Смех владеет зрительным залом. Райкин вызывает смех, дает ему

направление, цель, исподволь определяет его силу, оттенки. Партитура смеха

рождается вместе с новым спектаклем, с новыми образами. Вместе с эстрадными

авторами и драматургами актер погружается в раздумья о жизни и сцене, о

людях, с которыми сталкивает жизнь, и воплощаемых в итоге в театральных

образах.

Во имя жизни мы смеемся над злом - вот центральная мысль многих

монологов Райкина. Эта мысль, в сущности, пронизывает все сценическое

существование Райкина, все спектакли его театра.

Недаром слово "смех" вынесено в названия некоторых программ Театра

миниатюр - "Смеяться, право, не грешно", "Время смеется". К. С.

Станиславский говорил о знаменитом комике Живокини, что он "смешил

серьезом". В полной мере это меткое выражение подходит к юмору Райкина.

Остановимся на программе "Светофор". Райкин выходит на сцену.

Произносит первые слова вступительного монолога. И мысль актера начинает

движение по своей орбите. Предельной силы достигает выразительный,

отточенный жест. Точное и взвешенное, острое и веселое, смелое и разящее

райкинское слово. Чередой проходят перед зрителем герои "Светофора". Для

каждого из них Райкин находит свой рисунок, свою характеристику, "свой

смех".

Один из героев "Светофора" сошел со сцены и долгое время "жил" среди

нас. Это ему принадлежат нередко повторяемые нами слова: "Ты меня уважаешь,

я тебя уважаю, мы уважаемые люди...", "дефсит". Он убежден, что нормальные

отношения между людьми могут быть только тогда, когда существует дефицит,

"дефсит".

Спектакль Театра миниатюр "Избранное" знакомит нас с историей театра. В

один вечер мы видим героев спектаклей разных лет. И все они такие разные.

Приверженец того, что было раньше ( "раньше и кефир был лучше" ). Человек,

облеченный властью, но вовсе не склонный принимать решения ( "Где горит?

Что горит? Ах, сгорело?" ). Деятель Петр Сидорович, обнаруживший подобно

герою гоголевского "Носа", что у него исчезла голова, но этого даже никто

не заметил. Отец десяти, нет одиннадцати детей ( "целая футбольная

команда", разве всех упомнишь? ). Каждому из них Райкин адресует "свой

смех". Смех злой и добродушный, непримиримый и взволнованный, взывающий к

совести.

Спектакли Театра миниатюр всегда были очень популярны. Райкин умел

создать в нем атмосферу творчества, в которой всесторонне проявлялись

исполнительские возможности и других актеров. Зритель хорошо знал артистов

В. Горшенину, О. Малоземову, Р. Рому, Т. Кушелевскую, Г. Новикову, М.

Максимова и других.

Товарищи по сцене, по искусству отмечают исключительную

требовательность Райкина к себе, его настойчивость, работоспособность,

неугомонность, умение не жалеть себя.

"Сколько раз мы восхищались тем, как репетирует Райкин, - вспоминает Е.

П. Гершуни. - Безжалостно, без конца, не зная времени для сна, отдыха, еды,

он может сотни раз повторять одну и ту же сцену, пока не найдет нужный ему

единственный результат. А потом все равно не остановится, будет добиваться

еще лучшего, еще более лаконичного, более яркого и выразительного образа" (

Гершуни Е. П. - Рассказываю об эстраде . - Л . , "Искусство" 1968.).

Уместно вспомнить и об обширной географии военных гастролей театра .

Осенью 1941 г. Ленинградский театр эстрады и миниатюр выступал в

Среднеазиатских республиках , в начале 1942 г. - в Сибири и на Дальнем

Востоке , на самых отдаленных пограничных заставах , в частях , на кораблях

Тихоокеанской и Амурской флотилий , в конце 1942 г. и в 1943 г. - на

Центральном и Северокавказском фронтах . На Кавказе же Аркадию Райкину был

вручен Орден Отечественной войны. В начале 1943 г. он успел сняться в

кинофильме " Концерт фронту " , где сыграл роль веселого киномеханика . В

1944 г. - Белорусский фронт , в 1945 г. - Прибалтийский . " За четыре года

мы, - вспоминал позднее Райкин ,- проехали много тысяч километров по всем

фронтам от Балтики до Кушки , от Новороссийска до Тихого океана . ...

выступал перед солдатами , матросами , командирами . И нацеливал свои , как

принято выражаться , сатирические стрелы туда же , куда целились бойцы ,- в

фашистов ".

Разнообразен репертуар тех выступлений . Уже на третий день войны

появился новый большой фельетон - " Монолог черта " , в главном персонаже

которого легко угадывался " бесноватый фюрер ".

Поправками оброс довоенный фельетон В.Полякова " Невский проспект ".

Артист сам дополнил его текст и усилил его патриотическое звучание . "

Невский проспект " призывает к защите города Пушкина , Гоголя , Блока . В

фельетоне звучит тема родного города . " Крепнет , наливается гневом голос

артиста , и трепет проходит по рядам зрителей , когда Райкин , изображая

бюрократа-снабженца , предлагает кому-то поделиться бензином ,

предназначенным для фронта " ( О.Леонидов , Прошу внимания ,- " Огонек ",

1942 , N 46 ). И совсем другой взволнованный голос рассказывал о том , что

значит честное " поделимся " - жители Ленинграда часть своего голодного

пайка отдавали фронту .

В фельетоне сочетаются гражданский пафос и боевой задор , гордость и

любовь с ненавистью и сарказмом .

Появились и новые сатирические персонажи , подсказанные временем .

Зрители увидели фигуру , знакомую по карикатурам и плакатам : фашистского

вояку в накинутом на плечи дамском меховом пальто , чернобурке , фетровых

ботинках . Политический шарж , острая реприза отражали злобу дня . "Во

время войны, - вспоминает Райкин, по дипломатическим соображениям избегали

говорить, а тем более писать о том, что союзники медлят с открытием второго

фронта. В спектакле " Кроме шуток " , который мы поставили тогда ,

говорилось о том , что было бы очень хорошо , если бы весь мир жил по одним

часам . А то по нашим , получается в самый раз , а в Нью-Йорке считают ,

что еще рано ." (" Смена " , 1978 г. , N 15)

Такую " шутку " можно считать классическим примером точной , умной

политической репризы , понятной самым широким зрительским массам.

Театр выступал с антифашистскими миниатюрами " Передача окончена ", "

Буква В " , " Ать-два " . В галерее райкинских фигур появился рыночный

фотограф , завлекавший клиентов декорацией - ярко-синим грубо намалеванным

морем и белой лодкой . Фотограф залихватски зазывал всех желающих сняться

на фоне " роскошного " пейзажа . Заполучив жертву , он не унимался : " А ну

, сделайте вид бодро-весело . Гребите по морям , по волнам ! ".

Художник Карусель-Базарский устраивал " военную "выставку картин . Одну

из них с изображением снеговых гор , испещренных чьими-то следами , он

подписывал " Наши автоматчики , ушедшие в энском направлении ". Картина ,

которая раньше называлась " Морская гладь " , теперь переименована в "

Финский транспорт в 15 тысяч тонн , ушедший на дно " , а " Зеленый лес "

превратился в " Замаскировавшиеся танки " . Меткая сатира Райкина была

нацелена на беззастенчивое приспособленчество и бездарность фотографа и

художника .

В годы войны " легкокрылая " муза эстрады не только доказала свое

равноправие с другими видами искусства , но и вырвалась вперед , благодаря

оперативности , доходчивости , мобильности .

Нельзя обойти молчанием опыт Райкина, хоть и небольшой, в

кинематографе. В молодости он сыграл небольшую роль в фильме "Мятежные

годы". Запомнилась кинозрителю его роль студента-медика, а затем врача, в

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.