ленте "Доктор Калюжный". 
    Воспроизведен в  фильме  небольшой  райкинский  скетч  "Волшебная  сила 
искусства". 
    Одной из популярных комедий стал фильм "Мы с вами где-то  встречались". 
На  экране  мы  встретились  вновь  с  некоторыми  сатирическими   образами, 
сыгранными  Райкиным  на  сцене  Театра  миниатюр.  Лента   эта   неимоверно 
расширила зрительскую аудиторию и без того популярного актера. 
    Чешские кинематографисты сделали фильм  "Человек  со  многими  лицами", 
посвященный гастролям театра и А. Райкину. 
    Имя  его  знакомо  и  англичанам.  Оно  внесено   в   энциклопедический 
справочник "КТО - КТО",  где  приведены  подробные  сведения  о  нем  и  его 
творческих достижениях. Английские режиссеры сняли  фильм  и  показали  всей 
Англии. 
    Критик лондонской газеты "Таймс"  писал:  "Когда  смотришь  и  слушаешь 
сегодняшних комиков, все  чаще  приходят  на  память  такие  старые  мастера 
мьюзик-холла, как Роб Уилтон, Литл Тич, Джордж Формби, Грок и Мэри  Ллойд... 
Среди наших современных комических актеров есть вполне сносные, и  они  даже 
вызывают смех, но почти все они не индивидуальны. 
    ... На днях  на  наших  телевизионных  экранах  засверкало  изображение 
именно такого индивидуального комического гения, Би-би-си  впервые  показало 
нам прославленного русского комика А. Райкина. Это было  настоящее  зрелище, 
подлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно. Одна  из 
самых больших заслуг Райкина  состоит  в  том,  что  он  представляет  собой 
полную противоположность отвратительным  ,  "смешным  до  тошноты"  комикам, 
которых мы в таком изобилии импортируем из  Соединенных  Штатов.  У  Райкина 
есть что-то от Чарли  Чаплина:  удивительная  способность  живо  и  наглядно 
изображать эмоции, способность создавать  образы,  которые  не  нуждаются  в 
пояснении. Он обладает даром проникать в самую глубь человеческих  чувств... 
Мне никогда не приходилось видеть такой игры!" 
    О гастролях Театра миниатюр и  о  Райкине  писали  в  газетах  Венгрии, 
Польши, Болгарии, Германии. Райкина знают в Италии, Японии. 
    Приятно отметить, что Райкин выступал и в Севастополе. Зрительные  залы 
Дома офицеров флота и Дворца культуры рыбаков всегда были переполнены. 
    И куда бы ни приехал Театр миниатюр,  там  всегда  толпились  люди,  на 
устах у которых один и тот  же  вопрос:  "Есть  лишний  билет  на  Райкина?" 
Именно на Райкина. Не в Театр эстрады, не в Театр миниатюр,  а  на  Райкина. 
Это говорит о популярности актера, об интересе ко всему, что  произносит  он 
со сцены, понимании жанра искусства, созданного Райкиным. 
    Райкин сказал , Райкин  изобразил,  Райкин  выставил  напоказ.  Зритель 
привык  прислушиваться  к  актеру.  Он  верит  ему,  верит  в  честность   и 
справедливость актерской мысли ,  в  любовь  к  человеку,  которой  окрашено 
каждое слово , возвеличивающее и осуждающее , гордое и  смешное  .  В  самом 
звучании этих слов , в их окраске ,про ступает актерское  отношение  .  Быть 
может , поэтому все , что  играет  Райкин  ,  неотрывно  связано  с  обликом 
актера . Все , что произносит он со сцены , принадлежит ему как  личности  , 
как художнику -  и  пафос  ,  и  лирика  ,  и  сатира  ,  и  актерское  ,  и 
человеческое . 
    - Мы не рабы . Рабы не мы ! Трудно переоценить талант Аркадия Райкина , 
его  мастерство  ,  сценическое  и  человеческое  обаяние   .   Внимательные 
современники видели в нем человека проницательного  ,  живо  интересующегося 
всем происходящим . В нем видели художника  ,  который  глубоко  осмысливает 
многие сложные проблемы искусства , кровно заинтересован в его  плодотворном 
развитии и хотя понимает закономерность эволюции и перемен  ,  но  убежденно 
отстаивает свои эстетические идеалы . В нем ценили  неисчерпаемое  остроумие 
и разительную меткость оценок . 
    При жизни Аркадий Исаакович  Райкин  был  удостоен  всех  самых  высших 
наград страны . В 1968 г.  стал  Народным  артистом  СССР  .  В  1980  г.  - 
Лауреатом Ленинской премии . В 1981 г. - Героем Социалистического труда . 
    Любовь к его искусству была и , пожалуй ,  осталась  всенародной.  И  в 
памяти нашей он остается одним из самых любимых и популярных среди  артистов 
, вписавших свое имя в историю отечественной эстрады . Кроме того  ,  Райкин 
остался выдающимся человеком , общением с которым дорожили , а  высказывания 
- ценили . 
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Л.УТЕСОВА 
    " Если режиссер , ставя сегодня спектакль или фильм о  довоенной  жизни 
нашей страны , хочет передать атмосферу , эмоциональный колорит  30-х  годов 
, он включает в свое произведение пластинки Леонида   Утесова  и  с  помощью 
этого простого средства безошибочно добивается  желаемого  эффекта  -  тембр 
голоса , жизнерадостный ритм , оптимистическая призывность и  мужественность 
лирики певца мгновенно переносят нас в те далекие годы . 
    Человек  актер  ,  певец  ,  влившийся  в  шеренги  энтузиастов  ,  сам 
энтузиаст , - Утесов задавал тон веселого настроения , можно сказать  ,  тон 
жизни . То , как он спел " Марш веселых ребят " , надолго запомнилось .  Это 
был марш жизнеутверждения . 
    Каким же талантом надо было обладать , чтобы подняться на этот почетный 
пьедестал запевалы и оставаться на нем в течение десятилетий ?! Ведь  вокруг 
было немало других певцов , - талантливых , популярных . Но именно  Л.Утесов 
стал единственным . 
    Вероятно , кроме таланта певца надо  обладать  еще  чем-то  ,  какой-то 
колдовской властью над людьми  -  ее  часто  называют  обаянием  -  ,  чтобы 
десятилетиями приковывать к себе внимание . И такая власть есть   у  Утесова 
. Надо обладать мастерством , и Леонид Утесов профессионально  знает  ,  как 
ладить песню и свой выход к зрителям , как  заставить  сотни  людей  жить  в 
унисон . А вдохновение делает его творчество крылатым . 
    Но мастерство исполнителя , чтобы стать общественно значимым  ,  должно 
быть наполнено духовным миром человека , его точным пониманием  времени ,  и 
чувством масштабности событий . Только тогда можно говорить об  артисте  как 
о личности . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " - Искусство 1982г. ) 
    Часто популярность , мода - начало " смерти " артиста .  Моды  на  себя 
артисту , пожалуй , следует скорее бояться , чем радоваться ей .  Но  Утесов 
одолел и моду и популярность , взял над ними верх . Он стал   больше  ,  чем 
просто эстрадный певец ,- он стал частью жизни нескольких  поколений  .  Его 
пение хотели слышать в празничных концертах по радио  папанинцы  ,  "  Песня 
старого извозчика " служила радиомаяком для  одного из авиационных полков  , 
и голос Утесова приводил летчиков на базу после выполнения  боевых  задач  . 
Ю.Гагарин ждал своего взлета под пение Утесова . 
    Ценили и любили Утесова не только слушатели , но и коллеги . В одном из 
телевизионных интервью Георга Отца спросили , кто из   певцов  больше  всего 
произвел на него впечатление . Он назвал три имени  :  Карузо  ,  Шаляпин  , 
Утесов . 
    Полюбившие Утесова однажды любят его до сих пор верно и  преданно  .  У 
него  всегда  было  что  сказать  людям  .  Его  искусство  является  школой 
человечности . 
    Артистизм проявился в нем рано .  Подростком  Утесов  пел  друзьям  под 
гитару , но он вовсе не собирался стать именно  певцом  .  Музыка  была  его 
неотъемлемой частью . 
    И начинал Утесов не как  певец  ,  а  как  артист  театров  миниатюр  , 
драматического , оперетты . Его актерские способности сразу  же  покоряли  и 
коллег и зрителей . Может быть , даже не столько еще способности  ,  сколько 
светлая энергия его темперамента . С ранних лет в  нем  бурлила   веселая  и 
жадная  неуемность  ,  радость  жизни  .  И  эти   качества   стали   самыми 
характерными особенностями его искусства . 
    " Вообще кажется , что Утесов живет в каком-то необычайно выразительном 
, сочном мире . А он живет в том же мире , что и все мы , только  видит  его 
ярче и эту яркость умеет передать в своих   песнях  .  "  (  Дмитриев  Ю.  " 
Л.Утесов " Искусство 1982 г. ) 
    От природы Утесов наделен заразительным умением перевоплощаться в самых 
разных людей  .  Когда  совсем  юному  Утесову  впервые  предложили  принять 
участие в концерте профессиональных артистов , ему ничего не оставалось  тут 
же освоить и исполнить популярную в то  время  сценку-пантомиму  с  разбитым 
зеркалом . 
    Утесов вошел в театр легко , но  постепенно  к  ниму  пришло  понимание 
ответственности  ,  стремление  в  каждом  выступлении   быть   лучше   себя 
предыдущего . Он не пропускал ни одной репетиции , знал  все  роли  во  всех 
спектаклях труппы  и  был  готов  заменить  любого  актера  .  Выразительных 
средств всегда хватало : восприимчивой душой  впитывал   Утесов  бесконечные 
впечатления жизни , и  они  оседали  в  нем  .  Отдавал  их  Утесов  так  же 
естественно и легко , как и  вбирал  .  Отдавал  всем  -  и  собеседнику  ,и 
зрителю . Рассказывая о какой-либо встрече , он непременно  воспроизводил  и 
голос и акцент своего собеседника , будь то  поляк  ,  казах  ,  китаец  или 
грузин . И собеседник не только видел этого человека , но и чувствовал   его 
характер , круг его интересов  ,  понимал  ,  как  сам  Утесов  относится  к 
предмету пародии !  Поэтому  любая  беседа  с  Леонидом  Утесовым  -  словно 
посещение театра одного актера . 
    Такое умение мгновенно перевоплощаться на эстраде  -  важное  и  редкое 
качество . Часто без всяких  париков  и  гримов  Утесов  показывал  зрителям 
десятки непохожих характеров . 
    Однажды был  в  его  жизни  вечер  ,  на  первый  взгляд  ,  совершенно 
фантастический . Тем , кто же присутствовал на нем , трудно  поверить в  его 
реальность . Даже хорошо знавшие Утесова отнеслись   с  недоверием  к  афише 
ленинградского " Палас - театра " сообщавшей  ,  что  артист  предстанет  во 
всех мыслимых театральных жанрах : как певец -  эстрадный  ,  опереточный  , 
камерный ;  как  танцор  -  балетный  и  эксцентрический  ;  как  дирижер  - 
оркестровый и хоровой ; как  скрипач и  как  гитарист  ;  как  рассказчик  и 
куплетист ; как клоун , жонглер и акробат , " на трапеции и в трагедии  "  . 
Утесов убедил всех сомневающихся . Он показал и бесчисленные свои таланты  , 
и  чувство стиля , и чувство жанра .  Произведения  столь  различных   видов 
театрального искусства невозможно было бы исполнить  одному   артисту  ,  не 
обладай  он  подвижностью  ,  гибкостью  творческого  аппарата  ,  быстротой 
реакции , способностью мгновенно концентрировать мысль , чувство ,  ощущение 
в точном взгляде , интонации , позе . Все номера были  исполнены  не  только 
профессионально , но и  с   искренним  переживанием  .  На  этом  уникальном 
вечере Утесов продемонстрировал качества необходимые  каждому  артисту  ,  а 
эстрадному - в десятикратном . 
    И здесь важно отметить , что этот вечер 1923 г. , не был единственным . 
Он был типичным для Утесова . Во время гражданской войны Утесов  выступал  в 
бригаде артистов , дававшей на фронте в день  по  нескольку  концертов  .  И 
однажды , на так сказать сверхурочном ночном  концерте  ,  он  один  заменил 
всех , буквально рухнувших от усталости . Утесов   повторил  все  номера  их 
бригады , вспомнил все что знал сам . А знал он тогда уже много . 
    Однажды Н.Богословский сказал об Утесове : " Как правило ,  педагоги  , 
умудренные жизненным опытом , влюблены в одну  дидактическую  истину  :  для 
того чтобы достигнуть  вершины  в  области  искусства  ,  надо  беспрестанно 
работать и совершенствовать свое мастерство . Я убежден  ,  что  эта  истина 
непреложна . Но откуда же тогда взялся Утесов , которому , судя  по  тому  , 
что он умеет делать в совершенстве , понадбилось бы  лет двести для  упорной 
работы над собой . " 
    Энтузиазм , напор , ощущение неиссякаемых сил ( спектакль 1923  г.  шел 
шесть часов ) , уверенность  в  себе  ,  жажда  самовыражения  ,  творческая 
жадность - все это , соединенное в одном человеке , сделало возможным и  тот 
удивительный вечер в " Палас  -  театре  "  ,  после  которого  ,  как  было 
написано в одной рецензии : " публика неистовствовала " , и  ночной  концерт 
, данный красноармейцам уходящим на фронт ! 
    И хотя потом именно такие  вечера  не  повторялись  ,  Утесов   находил 
возможность  использовать  свою  творческую  многогранность  .  В   середине 
двадцатых годов он одновременно выступал  в  двух  ленинградских  театрах  , 
оперетте и " Свободном " , да еще по понедельникам , когда " Свободный "  не 
работал , играл в сборных труппах , в серьезных драматических спектаклях . 
    В спектаклях же  "  Свободного  "  театра  Утесов  исполнял  обычно  по 
нескольку ролей в вечер . В пьесе - юмореске " Ну и дельце "  С.Томского  он 
с элементами трансформации играл роли всех свидетелей : Ли - х -  н  Чапа  , 
Пшебздубского , Менделевича  ,  Фемистокла  ,  Папандопуло  ,  Старбекова  . 
Надевая маски или только меняя с  помощью  деталей  форму   носа  ,  ушей  , 
головы , Утесов подчас же начинал  соответствовать  этому  новому  облику  , 
соответствовать манерой , акцентом речи , глазами  ,  голосом  ,  осанкой  , 
движениями рук и ног . Он делал это так  интнресно  ,  что  В.Дымов  смотрел 
выступления Утесова на каждом спектакле , который шел  два раза в вечер . 
    Откуда только  раздобывал  он  такое  разнообразие  деталей  ,  столько 
интонаций , характерных черточек , что ни  один  персонаж  Утесова   не  был 
похож на другого ?! И ведь каждый  раз  актер  отталкивается  от  внутренней 
сути образа . Утесов однажды сказал , что  если  ему  надо  сыграть  хромого 
старика , то он  не  станет  копировать  знакомых  хромых  стариков  .  "  Я 
придумаю его сам " - сказал Утесов и тут же  показал , как  хромают  старики 
, но показал не только их хромоту , " заодно " и характер , и  настроение  . 
По его походке можно было даже понять отчего  они  хромают  -  от  увечья  , 
болезни или возраста . 
    В  исполнении  Леонида  Утесова  даже  самые  маленькие  и   незаметные 
персонажи оперетт или рассказов становилмсь заметными и  интересными,  потму 
что он умел найти и ярко показать  особенности  их  человеческого  существаи 
прожитой ими жизни . 
    Преображение Утесова происходило в миг.Чудо роисходило рядом и было  от 
этого еще загадочнее . А секрет - в прирожденном умении остро схватить  суть 
человека . Утесов ярко видит и ощущает то , что каждую секунду происходит  с 
его персонажем . 
    Герой комедийного спектакля " Свободного театра " " Менднель  Маранц  " 
(американского драматурга Д.Фридмана ) в воплощении  Утесова  был  настолько 
живым , что зрители и критика могли решительно расходиться в  оценках  ,  но 
не  в  реакции  .   Утесовский   Мендель   Маранц   изобретательромантик   , 
сосредоточенный  на  своих  идеях  и  не  приспособленный  к   жизни  ,   не 
переставал размышлять над странными , с его точки зрения ,  поступками  жены 
, дочери и вообще людей . Время от времени Мендель Маранц изрекал  выводы  - 
афоризмы : " Что такое деньги ? " - горестно спрашивал он ,  потому  что  их 
ему всегда не хватало , и  отвечал  :  "  Болезнь  ,  которую  каждый  хочет 
схватить , но не  распространить  ".  "  Ум  для  мысли  ,  а  деньги  могут 
зарабатывать и идиоты ". Этот  задерганный  житейскими  невзгодами  чудак  в 
исполнении  Утесова  умел  филосовски  отстраниться  от  суеты  и  выглядетр 
вопреки всему оптимистом . 
    На спектакле хохотали до слез и грустили  все  .  Но  критик  ,  садясь 
писать рецензию и осознавая примитивность текста ,  только  разводил  руками 
Страницы: 1, 2, 3, 4 
   
 |