ленте "Доктор Калюжный".
Воспроизведен в фильме небольшой райкинский скетч "Волшебная сила
искусства".
Одной из популярных комедий стал фильм "Мы с вами где-то встречались".
На экране мы встретились вновь с некоторыми сатирическими образами,
сыгранными Райкиным на сцене Театра миниатюр. Лента эта неимоверно
расширила зрительскую аудиторию и без того популярного актера.
Чешские кинематографисты сделали фильм "Человек со многими лицами",
посвященный гастролям театра и А. Райкину.
Имя его знакомо и англичанам. Оно внесено в энциклопедический
справочник "КТО - КТО", где приведены подробные сведения о нем и его
творческих достижениях. Английские режиссеры сняли фильм и показали всей
Англии.
Критик лондонской газеты "Таймс" писал: "Когда смотришь и слушаешь
сегодняшних комиков, все чаще приходят на память такие старые мастера
мьюзик-холла, как Роб Уилтон, Литл Тич, Джордж Формби, Грок и Мэри Ллойд...
Среди наших современных комических актеров есть вполне сносные, и они даже
вызывают смех, но почти все они не индивидуальны.
... На днях на наших телевизионных экранах засверкало изображение
именно такого индивидуального комического гения, Би-би-си впервые показало
нам прославленного русского комика А. Райкина. Это было настоящее зрелище,
подлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно. Одна из
самых больших заслуг Райкина состоит в том, что он представляет собой
полную противоположность отвратительным , "смешным до тошноты" комикам,
которых мы в таком изобилии импортируем из Соединенных Штатов. У Райкина
есть что-то от Чарли Чаплина: удивительная способность живо и наглядно
изображать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в
пояснении. Он обладает даром проникать в самую глубь человеческих чувств...
Мне никогда не приходилось видеть такой игры!"
О гастролях Театра миниатюр и о Райкине писали в газетах Венгрии,
Польши, Болгарии, Германии. Райкина знают в Италии, Японии.
Приятно отметить, что Райкин выступал и в Севастополе. Зрительные залы
Дома офицеров флота и Дворца культуры рыбаков всегда были переполнены.
И куда бы ни приехал Театр миниатюр, там всегда толпились люди, на
устах у которых один и тот же вопрос: "Есть лишний билет на Райкина?"
Именно на Райкина. Не в Театр эстрады, не в Театр миниатюр, а на Райкина.
Это говорит о популярности актера, об интересе ко всему, что произносит он
со сцены, понимании жанра искусства, созданного Райкиным.
Райкин сказал , Райкин изобразил, Райкин выставил напоказ. Зритель
привык прислушиваться к актеру. Он верит ему, верит в честность и
справедливость актерской мысли , в любовь к человеку, которой окрашено
каждое слово , возвеличивающее и осуждающее , гордое и смешное . В самом
звучании этих слов , в их окраске ,про ступает актерское отношение . Быть
может , поэтому все , что играет Райкин , неотрывно связано с обликом
актера . Все , что произносит он со сцены , принадлежит ему как личности ,
как художнику - и пафос , и лирика , и сатира , и актерское , и
человеческое .
- Мы не рабы . Рабы не мы ! Трудно переоценить талант Аркадия Райкина ,
его мастерство , сценическое и человеческое обаяние . Внимательные
современники видели в нем человека проницательного , живо интересующегося
всем происходящим . В нем видели художника , который глубоко осмысливает
многие сложные проблемы искусства , кровно заинтересован в его плодотворном
развитии и хотя понимает закономерность эволюции и перемен , но убежденно
отстаивает свои эстетические идеалы . В нем ценили неисчерпаемое остроумие
и разительную меткость оценок .
При жизни Аркадий Исаакович Райкин был удостоен всех самых высших
наград страны . В 1968 г. стал Народным артистом СССР . В 1980 г. -
Лауреатом Ленинской премии . В 1981 г. - Героем Социалистического труда .
Любовь к его искусству была и , пожалуй , осталась всенародной. И в
памяти нашей он остается одним из самых любимых и популярных среди артистов
, вписавших свое имя в историю отечественной эстрады . Кроме того , Райкин
остался выдающимся человеком , общением с которым дорожили , а высказывания
- ценили .
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Л.УТЕСОВА
" Если режиссер , ставя сегодня спектакль или фильм о довоенной жизни
нашей страны , хочет передать атмосферу , эмоциональный колорит 30-х годов
, он включает в свое произведение пластинки Леонида Утесова и с помощью
этого простого средства безошибочно добивается желаемого эффекта - тембр
голоса , жизнерадостный ритм , оптимистическая призывность и мужественность
лирики певца мгновенно переносят нас в те далекие годы .
Человек актер , певец , влившийся в шеренги энтузиастов , сам
энтузиаст , - Утесов задавал тон веселого настроения , можно сказать , тон
жизни . То , как он спел " Марш веселых ребят " , надолго запомнилось . Это
был марш жизнеутверждения .
Каким же талантом надо было обладать , чтобы подняться на этот почетный
пьедестал запевалы и оставаться на нем в течение десятилетий ?! Ведь вокруг
было немало других певцов , - талантливых , популярных . Но именно Л.Утесов
стал единственным .
Вероятно , кроме таланта певца надо обладать еще чем-то , какой-то
колдовской властью над людьми - ее часто называют обаянием - , чтобы
десятилетиями приковывать к себе внимание . И такая власть есть у Утесова
. Надо обладать мастерством , и Леонид Утесов профессионально знает , как
ладить песню и свой выход к зрителям , как заставить сотни людей жить в
унисон . А вдохновение делает его творчество крылатым .
Но мастерство исполнителя , чтобы стать общественно значимым , должно
быть наполнено духовным миром человека , его точным пониманием времени , и
чувством масштабности событий . Только тогда можно говорить об артисте как
о личности . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " - Искусство 1982г. )
Часто популярность , мода - начало " смерти " артиста . Моды на себя
артисту , пожалуй , следует скорее бояться , чем радоваться ей . Но Утесов
одолел и моду и популярность , взял над ними верх . Он стал больше , чем
просто эстрадный певец ,- он стал частью жизни нескольких поколений . Его
пение хотели слышать в празничных концертах по радио папанинцы , " Песня
старого извозчика " служила радиомаяком для одного из авиационных полков ,
и голос Утесова приводил летчиков на базу после выполнения боевых задач .
Ю.Гагарин ждал своего взлета под пение Утесова .
Ценили и любили Утесова не только слушатели , но и коллеги . В одном из
телевизионных интервью Георга Отца спросили , кто из певцов больше всего
произвел на него впечатление . Он назвал три имени : Карузо , Шаляпин ,
Утесов .
Полюбившие Утесова однажды любят его до сих пор верно и преданно . У
него всегда было что сказать людям . Его искусство является школой
человечности .
Артистизм проявился в нем рано . Подростком Утесов пел друзьям под
гитару , но он вовсе не собирался стать именно певцом . Музыка была его
неотъемлемой частью .
И начинал Утесов не как певец , а как артист театров миниатюр ,
драматического , оперетты . Его актерские способности сразу же покоряли и
коллег и зрителей . Может быть , даже не столько еще способности , сколько
светлая энергия его темперамента . С ранних лет в нем бурлила веселая и
жадная неуемность , радость жизни . И эти качества стали самыми
характерными особенностями его искусства .
" Вообще кажется , что Утесов живет в каком-то необычайно выразительном
, сочном мире . А он живет в том же мире , что и все мы , только видит его
ярче и эту яркость умеет передать в своих песнях . " ( Дмитриев Ю. "
Л.Утесов " Искусство 1982 г. )
От природы Утесов наделен заразительным умением перевоплощаться в самых
разных людей . Когда совсем юному Утесову впервые предложили принять
участие в концерте профессиональных артистов , ему ничего не оставалось тут
же освоить и исполнить популярную в то время сценку-пантомиму с разбитым
зеркалом .
Утесов вошел в театр легко , но постепенно к ниму пришло понимание
ответственности , стремление в каждом выступлении быть лучше себя
предыдущего . Он не пропускал ни одной репетиции , знал все роли во всех
спектаклях труппы и был готов заменить любого актера . Выразительных
средств всегда хватало : восприимчивой душой впитывал Утесов бесконечные
впечатления жизни , и они оседали в нем . Отдавал их Утесов так же
естественно и легко , как и вбирал . Отдавал всем - и собеседнику ,и
зрителю . Рассказывая о какой-либо встрече , он непременно воспроизводил и
голос и акцент своего собеседника , будь то поляк , казах , китаец или
грузин . И собеседник не только видел этого человека , но и чувствовал его
характер , круг его интересов , понимал , как сам Утесов относится к
предмету пародии ! Поэтому любая беседа с Леонидом Утесовым - словно
посещение театра одного актера .
Такое умение мгновенно перевоплощаться на эстраде - важное и редкое
качество . Часто без всяких париков и гримов Утесов показывал зрителям
десятки непохожих характеров .
Однажды был в его жизни вечер , на первый взгляд , совершенно
фантастический . Тем , кто же присутствовал на нем , трудно поверить в его
реальность . Даже хорошо знавшие Утесова отнеслись с недоверием к афише
ленинградского " Палас - театра " сообщавшей , что артист предстанет во
всех мыслимых театральных жанрах : как певец - эстрадный , опереточный ,
камерный ; как танцор - балетный и эксцентрический ; как дирижер -
оркестровый и хоровой ; как скрипач и как гитарист ; как рассказчик и
куплетист ; как клоун , жонглер и акробат , " на трапеции и в трагедии " .
Утесов убедил всех сомневающихся . Он показал и бесчисленные свои таланты ,
и чувство стиля , и чувство жанра . Произведения столь различных видов
театрального искусства невозможно было бы исполнить одному артисту , не
обладай он подвижностью , гибкостью творческого аппарата , быстротой
реакции , способностью мгновенно концентрировать мысль , чувство , ощущение
в точном взгляде , интонации , позе . Все номера были исполнены не только
профессионально , но и с искренним переживанием . На этом уникальном
вечере Утесов продемонстрировал качества необходимые каждому артисту , а
эстрадному - в десятикратном .
И здесь важно отметить , что этот вечер 1923 г. , не был единственным .
Он был типичным для Утесова . Во время гражданской войны Утесов выступал в
бригаде артистов , дававшей на фронте в день по нескольку концертов . И
однажды , на так сказать сверхурочном ночном концерте , он один заменил
всех , буквально рухнувших от усталости . Утесов повторил все номера их
бригады , вспомнил все что знал сам . А знал он тогда уже много .
Однажды Н.Богословский сказал об Утесове : " Как правило , педагоги ,
умудренные жизненным опытом , влюблены в одну дидактическую истину : для
того чтобы достигнуть вершины в области искусства , надо беспрестанно
работать и совершенствовать свое мастерство . Я убежден , что эта истина
непреложна . Но откуда же тогда взялся Утесов , которому , судя по тому ,
что он умеет делать в совершенстве , понадбилось бы лет двести для упорной
работы над собой . "
Энтузиазм , напор , ощущение неиссякаемых сил ( спектакль 1923 г. шел
шесть часов ) , уверенность в себе , жажда самовыражения , творческая
жадность - все это , соединенное в одном человеке , сделало возможным и тот
удивительный вечер в " Палас - театре " , после которого , как было
написано в одной рецензии : " публика неистовствовала " , и ночной концерт
, данный красноармейцам уходящим на фронт !
И хотя потом именно такие вечера не повторялись , Утесов находил
возможность использовать свою творческую многогранность . В середине
двадцатых годов он одновременно выступал в двух ленинградских театрах ,
оперетте и " Свободном " , да еще по понедельникам , когда " Свободный " не
работал , играл в сборных труппах , в серьезных драматических спектаклях .
В спектаклях же " Свободного " театра Утесов исполнял обычно по
нескольку ролей в вечер . В пьесе - юмореске " Ну и дельце " С.Томского он
с элементами трансформации играл роли всех свидетелей : Ли - х - н Чапа ,
Пшебздубского , Менделевича , Фемистокла , Папандопуло , Старбекова .
Надевая маски или только меняя с помощью деталей форму носа , ушей ,
головы , Утесов подчас же начинал соответствовать этому новому облику ,
соответствовать манерой , акцентом речи , глазами , голосом , осанкой ,
движениями рук и ног . Он делал это так интнресно , что В.Дымов смотрел
выступления Утесова на каждом спектакле , который шел два раза в вечер .
Откуда только раздобывал он такое разнообразие деталей , столько
интонаций , характерных черточек , что ни один персонаж Утесова не был
похож на другого ?! И ведь каждый раз актер отталкивается от внутренней
сути образа . Утесов однажды сказал , что если ему надо сыграть хромого
старика , то он не станет копировать знакомых хромых стариков . " Я
придумаю его сам " - сказал Утесов и тут же показал , как хромают старики
, но показал не только их хромоту , " заодно " и характер , и настроение .
По его походке можно было даже понять отчего они хромают - от увечья ,
болезни или возраста .
В исполнении Леонида Утесова даже самые маленькие и незаметные
персонажи оперетт или рассказов становилмсь заметными и интересными, потму
что он умел найти и ярко показать особенности их человеческого существаи
прожитой ими жизни .
Преображение Утесова происходило в миг.Чудо роисходило рядом и было от
этого еще загадочнее . А секрет - в прирожденном умении остро схватить суть
человека . Утесов ярко видит и ощущает то , что каждую секунду происходит с
его персонажем .
Герой комедийного спектакля " Свободного театра " " Менднель Маранц "
(американского драматурга Д.Фридмана ) в воплощении Утесова был настолько
живым , что зрители и критика могли решительно расходиться в оценках , но
не в реакции . Утесовский Мендель Маранц изобретательромантик ,
сосредоточенный на своих идеях и не приспособленный к жизни , не
переставал размышлять над странными , с его точки зрения , поступками жены
, дочери и вообще людей . Время от времени Мендель Маранц изрекал выводы -
афоризмы : " Что такое деньги ? " - горестно спрашивал он , потому что их
ему всегда не хватало , и отвечал : " Болезнь , которую каждый хочет
схватить , но не распространить ". " Ум для мысли , а деньги могут
зарабатывать и идиоты ". Этот задерганный житейскими невзгодами чудак в
исполнении Утесова умел филосовски отстраниться от суеты и выглядетр
вопреки всему оптимистом .
На спектакле хохотали до слез и грустили все . Но критик , садясь
писать рецензию и осознавая примитивность текста , только разводил руками
Страницы: 1, 2, 3, 4
|