Творчество Веласкеса
Отдел образования Администрации
Верх-Исетского района
Реферат
по Мировой Художественной культуре
на тему:Творчество Веласкеса.
Екатеринбург 1999 г.
Cодержание.
1.Севильский период …………………………………… стр.5-7.
а) “Завтрак.”
б) ”Поклонение волхвов.”
2.Мадридский период ……………………………………стр.8-11.
а) ”Кузница Вулкана.”
б) ”Триумф Вакха.”
в) ”Сдача Бреды.”
3.Первая поездка в Италию …………………………….. стр.12-14.
а) “Сад виллы Медичи.”
4.Портреты 30-40 гг. ……………………………………..стр.15-16.
а) ”Портрет кардинал-инфанта Фердинанда.”
5.Вторая поездка в Италию …………………………….. стр.17-19.
а) “Портрет папы Инокентия Х.”
6.Поздний период ………………………………………..стр.20-28.
а) “Менины.”
Б) “Пряхи.”
7.Список литературы ……………………………………стр.31
8.Приложение ……………………………………………стр.32-
Введение.
Веласкес, Родригес де Веласкес ( Rodrigez de
Silva
Velasquez ), испанский художник, крупнейший представитель
испанского барокко.
Веласкес (Родригес де Сильва Веласкес) был одним из самых
известных живописцев Испании. Придворный живописец Филиппа IV ( с 1623
года ) писал картины на религиозные, мифологические ( “Вакх”, около
1628-1629 г.), исторические ( “Сдача Бреды”, 1634 г. ) сюжеты, сцены из
народной жизни ( “ Завтрак “, около 1617-1618 г. ),
острохарактерные портреты (“Иннокентий X”, 1650 г. ), групповой
портрет (“ Менины”,1656 г. ), правдивые и поэтические сцены труда (
“Пряхи” , 1657 г. ). Живопись Веласкеса отличается смелостью
реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер людей,
обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.
Перед образами, вызываемыми художником, непосредственно
испытывается чувство не внешней, поверхностной связи явлений, а чувство
связи реальной; испытывается чувство непрерывной цепи, которая
соединяет живущее существо с произведением художника, несмотря на
пространство и время. Люди, животные, растения, элементы, видимые
и неосязаемые, - все живет во всей своей активности и силе .
Он вносит в свои картины то, что заставляет кровь циркулировать под
кожей, мускулы - напрягаться, все части тела с их костями быть в
гармоническом строе, траву и листья – колыхаться, облака – нестись
по небу … Поистине, его творения более жизненны, чем сама жизнь: в них
все ее элементы раскрывают себя непосредственно и реально в одном
неуловимом синтезе. Пред этими неподвижными лицами, этими глазами,
словно открытыми на теневые стороны духа, пред этими жилыми
комнатами, которые наполнены напряженной жизнью молчания, и
перед этим бесконечным простором испытываешь какую - то
неловкость, галлюцинацию, почти мистический ужас.
Веласкес таинственен. Он самый таинственный из всех худож-ников.
От его творений исходит то таинственное в жизни, что ее под-держивает и
охраняет. И эта глубокая, высшая сила, как бы живущая в творениях
художника, не давит нас, а побуждает жить, думать, по-нимать,
одновременно исходит от него и влечет к нему.
Это потому, что он проник в законы, делающие жизнь таинст-
венной. C глубокой уверенностью устанавливает он тончайшие от-ношения,
связующие одно явление природы с другим. Веласкес вос-создает в целости
все множество впечатлений, им воспринимаемых, и умеет во всей
неприкосновенности перенести на холст всю тайну жизни.
Собрав много материала о Веласкесе и заинтересовавшись его
творчеством на уроках истории искусств, я решил писать реферат.
В реферате я выделил основные этапы творчества художника и сде-лал
анализ нескольких его картин (“ Cдача Бреды ”, “ Поклонение волхвов”,
Севильский период. Бодегоны.(1617-1623).
Самостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильского
периода, созданных в жанре бодегонов ( от испанского bodegon– тра-ктир,
харчевня ), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими
полуфигурами. В этих произведениях с резкими светоте-невыми контрастами,
тяжелой и плотной живописью господствуют полные естественного
достоинства запоминающиеся народные типы (“Завтрак”, около 1617-1618 гг,
находится в Эрмитаже; сходная кар-тина 1618-1619, находится в Музее
изобразительных искусств в Бу-дапеште; “Старая кухарка”, около 1620 года,
находится в националь-ной Галерее Шотландии ,Эдинбург; “Завтрак двух
юношей “,”Водо-нос “, около 1621 года – обе находятся в музее Велингтоне
, Лондо-не).
“Завтрак”- это самая ранняя из всех известных картин Веласкеса. Она
написана около 1617-1618 гг. и изображает простых людей из народа.
“Завтрак” относится к числу бодегонов в самом буквальном смысле этого
слова, ибо изображенная сценка происходит в харчев-не, куда старик с
мальчиками зашли завтракать. Старик только что снял свою шляпу и шпагу,
отвязал белый воротник и повесил их тут же у стола, на стене. На
пришельцах скромная одежда из толстого, грубого сукна, белые холщовые
воротники. На столе, покрытом ска-тертью, минимум посуды – стеклянный
стакан, фаянсовая миска, но-жик. Так же умеренна и скромна пища:
несколько рыбешек, неболь-шой хлебец да два граната. По обычаю страны к
завтраку дают нем-ного вина, и круглое лицо мальчика, поднявшего
графин с вином, расплылось в довольной улыбке, обращенной к зрителям.
Более сде-ржанно ведет себя юноша, но и он выражает свое одобрение, красно-
речиво подняв большой палец правой руки. Слегка улыбается и ста-рик,
неторопливо приступая к трапезе. По тому, с какой любовью и тщательностью
написан каждый предмет на столе, каждая складка на скатерти и на одеждах,
видно отношение художника к простым, бед-но, но опрятно одетым людям,
персонажам его картины. Веласкес ценит их чувство собственного
достоинства, их умение довольство-ваться немногим, искренне радоваться
скромному достатку…
Художник намеренно ограничил палитру немногими, преимущест-венно
серыми и коричневыми тонами, однако чернота плотных теней привела к тому,
что звучность цветовых отношений запущена конт-растами темных фигур и
белой скатерти. Участие цвета к лепке объемных форм,
взаимоотношение теней и рефлексов пока еще не использованы в этой
картине. Однако когда Веласкес заметил, что стеклянный стакан с
золотистым вином отбрасывает на скатерть не плотную, а полупрозрачную
тень, имеющую в середине желтый от-свет,- он так и написал ее в картине.
Так, начиная с первых бодегонов, Веласкес постепенно, ощупью искал
свой путь- от “тенебросов” к колориту. К жанру бодегонов от-носятся и
немногочисленные ранние религиозные картины Веласке-са: “ Поклонение
волхвов” (1619, Прадо),” Христос в доме Марфы и Марии”( около 1620,
Национальная галерея, Лондон).
“Поклонение волхвов” по своим размерам относится к картинам,
писавшимся по заказам церквей и монастырей. В трактовке картины- в
простодушной убежденности и серьезности настроения- есть глу-бокая
убежденность Веласкеса в реальности изображаемого события, но само это
событие понимается им без всякого христианского спи-ритуализма. Так
поздравлять с новорожденным молодую мать,гор-дую своим первенцем, и
так приносить ему подарки могли бы и в крестьянских семьях Андалусии. В
своей трактовке Веласкес не при-бегает к традиционной для сюжета экзотике:
у волхвов нет ни тюрба-нов с перьями, ни восточных одежд; даже дары,
которые они держат в руках- серебряные кубки,- изделия севильских
ремесленников. Не-сомненно, что прототипами всех образов в
картине“Поклонение вол-хвов” были лица, взятые художником из окружающей
его реальной жизни. В образе молодого волхва со смуглым лицом и горбатым
но-сом можно усмотреть натурщика цыганского типа, каких немало в
Севилье, а в образе африканского волхва-негра с портовой набежной
Гвадалкивира. Черты лица Иисуса совершенно портретны, в них нет ничего
божественного, несмотря на слабое свечение нимба у его ма-кушки. Особенно
интересен образ Марии. Ее красивое здоровой красотой лицо лишено и
святости и аристократизма.Может быть,мо-делью здесь была севильская
крестьянка, в чем также убеждают ог-рубевшие от работы кисти очень больших
рук, которыми она береж-но поддерживает младенца. Действие происходит среди
руин. Сквозь пролет арки видны вечернее южное небо, гористый склон и
густая листва деревьев. В затемненном помещении лучи падающего света
резко выявляют обьемы фигур и лиц, сильно лепят рельефы складок на
тканях одежды. Здесь Веласкес использует еще приемы “тенебро-со”.
Однако в “Поклонении волхвов “ есть свои живописные особен-ности.
Несмотря на общий темный тон, картину отличают от корич-нево-серой гаммы
бодегонов поиски ярких и разнообразных цветов. У Марии розовая с
серебристыми оттенками кофта и зеленовато-си-няя юбка; у Иисуса-темно-
голубая лента и желтое одеяльце; у афри-канца-алый плащ; у
коленопреклоненного волхва плащ табачно-жел-того цвета надет поверх
голубой одежды. Кое-где на цветных тканях тени положены обычной тяжелой
темно-серой краской, но желтое одеяло и особенно розовая одежда
Марии написаны совершенно иначе. В ней нет совсем черноты; на гребнях
складки светло-розо-вые, серебристые, в углублениях красные, темно-алые.
Еще до переезда в Мадрид, в севильский период, Веласкес прояв-лял
интерес к колористическим проблемам и в своих бодегонах ста-вил
определенные задачи, опираясь на опыт испанских и фламандс-ких мастеров.
Поэтому быстрый рост колористического мастерства Веласкеса в Мадриде
был во многом подготовлен его ранним твор-чеством.
“Кузница вулкана”, “Менины”, “Пряхи” и др. ).
Мадридский период (1623-1649).
Жизнь в Мадриде открыла Веласкесу возможность внимательного изучения
ценнейших королевских собраний живописи . Близость с испанской
культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 году Мадрид Рубенсом,
первая поездка в Италию ( 1629 – 1631 гг.) со-действовали расширению
его художественного кругозора и совер-шенствованию мастерства. В
необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты ( “Вакх”
или “Пьяницы”,1628-1629, “Кузница Вулкана”, 1630 - обе в Прадо), с их
острым чувством жи-тейской достоверности и оттенком иронии,
мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности.
Сюжетом для картины “Кузница Вулкана” послужил один из ми-фов.
Веласкес усложнил психологическое содержание своей карти-ны, избрав
сюжетом момент мифа, повествующий о появлении Апо-ллона, и эффект,
произведенный его сообщением на присутствую-щих. Вместе с тем
Веласкес усилил бытовую конкретность обста-новки, убрав огнедыщаший
вулкан из пейзажа и заменив пещеру ин-терьером обыкновенной испанской
кузницы. Превосходно написан большой очаг в глубине кузницы. Художник
не только мастерски изображает желто-оранжево-розовое пламя раскаленного
горна-ис-точник освещения кузницы, но и с поразительной смелостью пишет
даже искры, летящие в воздухе в виде огненных точек. Общая то-
нальность картины приглушенная: в светло-коричневую гамму ху-дожник
вводит красноватые, оранжево-желтые, бурые оттенки, ко-торые с
наибольшей интенсивностью звучат в темно-золотисто-жел-том плаще Аполлона,
в красно-желтом раскаленном листе железа и в красно-розово-желтом пламени
горна. Но в коричневую гамму Ве-ласкес вводит и холодные, голубовато-
серые оттенки, они связаны с серо-голубым небом и ландшафтом, с зеленовато-
голубыми лаврами на венке Аполлона и с бело-желтым сиянием его нимба.
Эти оттен-ки, преобладающие в левом верхнем углу картины, находят свой от-
клик в правом нижнем, где полированный металл доспехов дает се-ребряный
с холодной желтизной отклик. В трактовке рабочих Велас-кес отошел от
буквального следования мифу и вместо помогавших Вулкану подземных
циклопов изобразил обнаженные мужские фи-гуры. Веласкес разрабатывает
для каждого персонажа жесты, движе-ния и мимику в соответствии с его
внутренним состоянием . Изобра-зив молотки застывшими в различных
положениях в руках кузнецов, Веласкес подчеркнул этим, что работа была
внезапно прервана но-востью, сообщенной Аполлоном. Художник
воспользовался описа-нием внешности Вулкана в мифологии и это дало ему
возможность отбросить каноны академизма в передаче пропорции
человеческого тела. Хотя ноги бога - кузнеца заслонены наковальней и
зрителю видна лишь обнаженная верхняя половина фигуры, художник так
убедительно написал слегка искревленное туловище и неровно
поднятые плечи, что создалось полное впечатление о хромоте Вул-кана.
Вместе с тем его “неправильный”,но прекрасно развитый, мус-кулистый торс
и крепкие руки говорят о большой физической мощи бога. Слегка
затененное, покрытое копотью сильное тело Вулкана мастерски написано
Веласкесом, художник даже чуть наметил розо-ватый отсвет от раскаленной
полосы железа, которую держит щип-цами Вулкан.
Решение Веласкесом образа Аполлона идет вразрез с установив-шийся
традицией. На первый взгляд Аполлон выглядит очень тор-жественно и
нарядно. Его золотисто-оранжевый плащ закинут через плечо, нога изящно
отставлена, на сандалиях голубые ленты и пряж-ки в виде сердец; его
увенчанные лаврами рыжеватые кудри окруже-ны сияющим нимбом. Казалось
бы, все атрибуты налицо, но образ лишен величия, благородства и красоты.
Все это скорее напоминает не бога Олимпа, а какого-то молодого повесу. В
изображенной сцене симпатии художника отданы не изнеженному Аполлону, а
хромому, загрубевшему от огня и дыма кузнецу Вулкану.
“Триумф Вакха” Веласкес написал в период между осенью 1628 и летом 1629
года. Картина отличается от полотен классицизма на эту тему своим
народным характером. Но нельзя согласиться, что в кар-тине изображены
только испанцы, а никаких мифологических пер-сонажей там нет. Конечно,
натурой для Бахуса Веласкесу послужил реальный испанский парень, в
картине художник явно отделяет два мифологических персонажа – Вакха и
полулежащего рядом с ним фавна. В то время как пьяницы одеты в
потрепанные плащи и рва-ные куртки, у Вакха и фавна обнаженные торсы.
Наготу Вакха при-крывает брошенное на колени белое полотно и очень
красивый си-ренево-розовый плащ. Чуть располневшее белое тело Вакха и
его белое лицо с нежной кожей весьма отличаются от загрубевших, об-
ветренных и обоженных солнцем коричневых, морщинистых лиц бродяг.
Тело фавна затенено и кажется смуглее, чем у Вакха, но его формы и
мускулатура даже еще красивее. На голове Вакха пышный венок из крупных
виноградных листьев-темно-зеленых и золотис-тых. Сцена происходит на
фоне холмистого пейзажа, под сенью ви-ноградников. Вакха окружила группа
бедняков-любителей выпить. Молодой солдат в желтой куртке, с портупеей и с
навахой за поясом. Став на колени, он вытянул шею, подставляя голову под
венок. По другую сторону от Вакха сидит парень, закутанный в грубый
Страницы: 1, 2, 3, 4
|