и основали свободную Артель художников. Москвичи обратились к петербуржцам
с предложением объединиться. Но вскоре в петербуржской Артели произошел
распад: она постепенно превращалась в коммерческую организацию. Крамской
уехал в Москву и вступил в группу передвижников. Товарищество крепло. По
выработанному передвижниками Уставу, каждый член товарищества, продавая
картину или скульптуру, вносил часть суммы на общие расходы. Выставка
устраивалась ежегодно и передвигалась из города в город на средства самих
художников и постепенно получила очень большую популярность и народное
признание. Это было первое смелое выступление против диктаторства
самодержавия в искусстве. Художники как бы встали «на линию огня». И как ни
боролись с ними академические приверженцы, стараясь задушить свежую силу,
Товарищество росло, пополнялось новыми талантливыми мастерами. Очень
выразительны картины о судьбе простого народа Г.Г.Мясоедова. Например,
«Земство обедает». Над головами понурых, устало прислонившихся к стене
крестьян, пришедших со своими нуждами и жалобами в земское управление,
виднеется в раскрытом окне буфетная. Лакей с бакенбардами протирает
тарелки. Видно, что где-то в доме идет пышный обед, а мужики под окнами
жуют черный хлеб и луковицы. Выражение безнадежности, горького
разочарования и тяжелого раздумья на лицах мужиков об очень многом говорило
демократическому зрителю.
Трагическая роль русского народа, которого заставляют умирать за
благополучие богатеев, отражена в картине К.А.Савицкого «На войну».
В пестрой сумятице на вокзале будто слышатся выкрики новобранцев, плач
женщин, команды начальства. В застывшей фигуре равнодушного жандарма, в
насмешливом выражении лица мужика, стоявшего в стороне, как видно,
избежавшего призыва, художник показал произвол над русским человеком, что
очень актуально и в нашей современной жизни.
В 1884 г. к передвижникам присоединились такие крупные живописцы, как
Репин, Суриков, Левитан, Ярошенко, Васнецов, Поленов, Коровин, а в 1900 г.
– Серов.
С особо яркостью рассказывают о жизни русского народа картины
И.Е.Репина. Они неразрывно сливаются с нашими представлениями об
историческом прошлом страны, ее героях и народе, становясь неотъемлемой
частью нашего мировоззрения.
Еще учась в академии, И.Е.Репин пишет свои оригинальные полотна, сразу
же принесшие ему широкую популярность, и среди них картину «Бурлаки на
Волге». Она создавалась Репиным под сильным впечатлением увиденной им
сцены. Художник не только показал всю тяжесть подневольного труда бурлацкой
артели, но сумел глубоко и многогранно раскрыть характер каждого бурлака,
донести до зрителя могучую духовную силу, поддерживающую этих измученных
людей. Тема народной жизни, жизни крестьянства в России второй половины XIX
века стала для художника самой важной. Все наблюдения и размышления
художника о современной ему действительности воплощены в картине «Крестный
ход в Курской губернии». В этой картине он показал широкую панораму жизни
современной ему русской деревни, правдиво изобразил нищету и жалкое
прозябание деревенской бедноты, наглость и грубость полицейских, спесивую
важность богатеев.
Интегрированный урок на выбранную мною тему «Трагическая роль русского
народа в творчестве А.С. Пушкина, М.П. Мусоргского и В.И. Сурикова» я думаю
провести когда буду знакомить учащихся с культурой России XIX века. Это
будет один из уроков знакомства учащихся с реалистическим течением в
искусстве России. Предварительно будет проведён урок, где я познакомлю
учащихся с особенностями стиля реализма и виднейшими писателями, поэтами,
композиторами, художниками, творчество которых так или иначе связано со
стилем реализма.
Урок в 8 классе
Учитель: Сегодня мы продолжаем говорить о направлении в искусстве XIX
века – реализме. Какие же ведущие принципы реализма?
Дети: Правдивое изображение действительности, типичные образы в
типичных обстоятельствах, демократизм, гуманизм, повышенный интерес к
проблеме «личность и общество», критика бездуховности.
Учитель: Кого же мы можем считать основоположниками реализма в
литературе?
Дети: Основоположником реализма в литературе мы считаем А.С.
Пушкина. Работая над драмой «Борис Годунов», он окончательно перешёл от
романтизма к реализму.
Учитель: Что же было нового в этой драме, что отличает её как
произведение реалистической литературы?
Дети: Вместо привычных придворных трагедий классицизма Пушкин создал
образец народной драмы.
Учитель: Так давайте разберёмся каким же рисует А.С. Пушкин русский
народ в своей драме. В какой первой сцене можно считать народ главным
действующим лицом?
Дети: Это сцена уговоров Бориса на царство
(«Девичье поле. Новодевичий монастырь»)
Учитель: Так как же ведёт себя народ?
Дети: Большинство не понимает, что происходит, другие просто ведут
себя «как все».
Учитель: Прочитайте некоторые моменты.
Дети: «О чём там плачут?», «А как нам знать?», «Что нам ещё», «Да кто
их разберёт?».
Учитель: Ну посмотрите, что происходит дальше, народ «кричит»,
«вдохновляясь», но чем озабочен народ, тем, чем и бояре, избранием Бориса?
Или же просто тем, что престол пуст?
Дети: Народ просто боится, что нет царя.
Учитель: Конечно, по древнему опыту народ убеждён в том, что безначалие
гибельно. Безначалие – синоним сиротства. Как семью без отца, так народ без
царя ждут тяжёлые дни и тяжёлая судьба. А как вы считаете, это убеждение
связанно в прямую с личностью Бориса? Давайте посмотрим другую сцену
«Лобное место».
Дети: В этой сцене народ изменяет Борису и провозглашает здравицу
Самозванцу: «Да здравствует Димитрий, наш отец!», а прежде радовался
согласию Бориса: «Борис – наш царь! Да здравствует Борис!».
Учитель: На сюжет трагедии М.П. Мусоргским написано народная музыкальная
драма «Борис Годунов» - одно из самых замечательных созданий русского
оперного искусства.
Вспомните, как называлось содружество русских композиторов, в которое
входил М.П. Мусоргский?
Дети: «Могучая кучка».
Учитель: Что же главным было для «кучкистов», какие принципы?
Дети: Реализм и народность.
Учитель: Да, М.П. Мусоргского волновала и увлекала больше всего судьба
русского народа. В одном из писем к своему другу и единомышленнику И.
Репину он так писал: «…народ хочется сделать, сплю и вижу его, ем и
помышляю о нём, пью – мерещится мне он, он один, цельный, больной,
неподкрашенный и без сусальностей».
Давайте сейчас послушаем как языком музыки композитор показывает нам
эту же сцену у Новодевичьего монастыря.
Звучит фрагмент оперы «Сцена у Новодевичьего монастыря».
Учитель: Воплощая образ народа, композитор осуществил новаторское
преобразование массовой сцены. В ней он впервые применил хоровой речитатив,
исполняемый отдельными персонажами или группами действующих лиц, выделенных
из народной массы. Реалистичность хоровых сцен «Бориса Годунова» достигает
той грани, что пролегает между живой действительностью и художественным
творчеством. М.П.Мусоргский – мастер музыкального портрета. Итак, кого
первым он рисует языком музыки в этой сцене?
(Напомнить музыку).
Дети: Это пристав.
Учитель: Да, эта музыка рисует пристава. Эту тему называют темой плётки.
Послушайте, какие интонации в музыке.
Дети: Лающие интонации, постоянные остановки.
Учитель: Далее, когда народ поставлен на колени, начинается хор «На кого
ты нас покидаешь?» Что представляет собой этот хор?
Дети: Это хор – плач.
Учитель: Правильно. Мусоргский, как и другие композиторы «Могучей кучки»
находили источник вдохновения в народном искусстве. А этот плач притворный
или настоящий?
Дети: (Дискуссия).
Учитель: Конечно, вот такие сцены, где персонажи простые мужики, бабы,
приставы, беглые монахи, семинаристы, подьячие, дети-сироты, юродивые –
прямо скажем не бывалыми дотоле, пришедшие прямо их жизни воспринимались
очень неоднозначно. Поэтому и драма Пушкина была поставлена через пять лет
после создания. А постановка оперы Мусоргского тоже мешала дирекции
императорских театров. Но роль народа, как действующего лица у Пушкина и
Мусоргского, не одинакова. У Пушкина большое место занимает развитие
боярской интриги. Мусоргский, работая над либретто, позволил себе сделать
некоторое существенное изменение. Отбросив кремлевские козни, высветил
главную идею – несовместимость нравственных позиций русского народа и
преступной царской властью. В финале трагедии у Пушкина «Народ
безмолвствует», Мусоргский же в сцене под Кромами развернул в опере картину
народного бунта. Подобный поворот как нельзя более соответствовал
народническим настроениям пореформенной эпохи.
Мастером по изображению массовых народных сцен был и художник
В.И.Суриков. Каким же рисует Суриков московский люд XVII века?
Дети: Очень разноликим. Мы видим людей различных сословий, разных
возрастов, в красивой одежде и рядом в лохмотьях, по-разному реагирующих на
проезжающую боярыню Морозову.
Учитель: Опять перед нами, как в драме Пушкина и опере Мусоргского,
личность и народ. Суриков не мыслит отдельных исторических лиц без толпы,
без народа. На полотне разворачивается народная драма с отчаянием, верой,
надеждой. Сколько разнообразных оттенков отношений и чувств к опальной
боярыне передает художник. Давайте посмотрим на отдельных персонажей в
толпе.
Дети: Вот странник. По всему видно, что пришел он издалека: его
сильная, коренастая фигура перепоясана широким ремнем, стянутые на груди
веревки поддерживают большую котомку, в руках посох с необычной ручкой.
Учитель: Три года писал Суриков свою картину. Эскиз следовал за эскизом,
в поиске натуры художник был неутомим. Где только не побывал он за это
время, выискивая наиболее характерные персонажи, в гуще самой жизни черпая
будущих героев своей картины.
Чтобы собрать нужный материал, найти наиболее характерные типы людей,
которые могли бы послужить натурой для персонажей картины, В.Суриков
поселился в Мытищах. Здесь по Ярославскому шоссе «столетьями шли целый год,
особенно летом, беспрерывные вереницы богомольцев, направляющихся
устроиться в Троице-Сергиеву лавру». В.Суриков писал, захлебываясь, всех
странников, проходивших мимо его избы, интересных ему по типу. Такой
странник-богомолец - типичная фигура на Руси, сохранившаяся почти без
изменений на протяжении столетий. Такие странники из года в год мерили
шагами необъятные просторы России. Странствующие богомольцы были и
проповедниками, и носителями новостей для народа, своим пешим
паломничеством они связывали отдаленные уголки страны, бывали очевидцами
народных бунтов, и казней, и покаяний. Они накапливали в себе богатый
материал для размышлений и рассказов. Как же он реагирует на увиденное?
Дети: Он полон сочувствия к закованной в цепи боярыне. Он с
состраданием смотрит на нее и в тоже время погружен в себя, как бы следуя
за своей скорбной мыслью.
Учитель: Да, из всей толпы он более других выражает раздумье поп поводу
происходящего события. За его широким поясом висит такая же
старообрядческая «лестовка» (кожаные четки), как та, что свисает с руки
боярыни. Кто еще по вашему мнению выделяется из толпы народа на картине?
Дети: Впереди в углу мы видим двух нищих: мужчину и женщину, они в
лохмотьях и сидят прямо на снегу, нищий мужчина крестит боярыню также двумя
перстами, как и она, словно повторяет ее жест.
Учитель: Это юродивый. Юродство в Древней Руси явление привычное,
повсеместно распространенное. В народе они считались «божьими людьми» и
признавались за праведников, которым ведомо прошлое и настоящее. Именно
такого убогого, но чистого душою человека мы встречаем в следующей сцене «У
храма Василия Блаженного» оперы Мусоргского. Открыто высказывая народное
мнение о преступлении Бориса, он нравственно возвышается над царской
властью: «нельзя молиться за царя-ирода, Богородица не велит». Еще кого вы
выделяете из толпы?
Дети: Красивая девушка склонилась в поклоне, они в синей шубке и
золотистом платке, рядом девушка со скрещенными руками, на лице ее
сочувствие и сострадание, пожилая женщина как бы хочет сказать «О Боже мой,
что же это такое!»
Учитель: В этой стороне Суриков собрал людей сочувствующих боярыне
Морозовой, поддерживающих и соболезнующих, хотя и не решительно. А если мы
посмотрим дальше, какие чувства выражены на лицах людей?
Дети: Мы видим людей, лица которых выражают просто испуг, равнодушное
любопытство и, наконец, недоброжелательство.
Учитель: В какой фигуре выражено наиболее сильно враждебность и
издевательство?
Дети: В фигуре смеющегося попика.
Учитель: Сам В.Суриков говорил, что на картине он сначала писал толпу, а
уже после боярыню, т.к. долгое время не мог отыскать, с кого можно было
написать лицо боярыни. Перед этой картиной можно стоять часами, все время
отыскивая в ней что-то для себя новое. Переживать, удивляться и восхищаться
и склонять свою голову, как народ в суриковской картине.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|