значение.
Романтическую линию итальянских видов в русском пейзаже
продолжал проживший очень короткую жизнь Михаил Лебедев, ученик
Воробьева. В 1830-х годах он работал в Италии, в окрестностях Рима.
Лебедев писал в особой манере зеленые массы деревьев, умело делал
акцентуацию на определенные цвета. Драматург Н. Кукольник писал об этом
художнике: «он дерзает подметить и передать зрителю жизнь дуба,
платана, точно так же, как напряженный духовным созерцанием Шекспир-
зной души смятенного бурною страстию...»37. Лебедев, как отмечают
критики, сумел ощутить внутреннюю напряженность жизни природы. Художник
часто писал виды дорог и аллей, не уводящие далеко взгляд зрителя, а
сворачивающие, романтические, затенные кустами. Пространство, в которое
он вводит зрителя, невелико, но в нем человек оказывается с глазу на
глаз с простым, но глубоко прочувствованным мотивом. Таким образом,
художники этого направления романтической пейзажной живописи
основывались на непосредственном восприятии и воспроизведении природы с
натуры.
В рамках данной работы необходимо рассмотреть и творчество еще
одного круга романтических живописцев, разрабатывавших в своем
творчестве тему русской провинции и деревни.
Романтизму был свойственен интерес к частному миру человека, к
его художественному самопроявлению вне правил и законов школы. Для
пейзажного жанра это означало обращение к нему любителей, среди которых
были писатели и поэты-романтики. И иначе, более непосредственно,
понималась и пейзажная среда, включавшая в себя многие жанро-бытовые
мотивы. Художник Алексей Гаврилович Венецианов создал свою, независимую
от Академии, школу, где живописи учились крестьяне, разночинцы. Этот
круг художников внес свой вклад в развитие пейзажа в России. Однако,
именно исследователю Бенуа принадлежит честь своеобразного "открытия"
красоты и поэзии живописи А.Г. Венецианова и его школы. Новейшие
исследователи искусства Венецианова напоминают, что до Бенуа его
нередко рассматривали чуть ли не как "альбомного художника",
подражателя Брюллова. Бенуа увидел в нем замечательного мастера, смело
повернувшего в своем "горячем стремлении к правде" на новые пути,
посеявшего "первые семена народной живописи". Противопоставив
академическому течению свою школу работы с натуры, отвергнув принятую
"манеру", Венецианов сумел создать произведения, от которых "веет
теплотой и настроением". То, что было им сказано о "простой и
задушевной природе" искусства художника, умевшего вносить сердечное
чувство в изображение "родных мест, родной обстановки, родных типов",
навсегда останется в сокровищнице искусствоведения России.
Венецианов учил писать фигуры и пейзаж, минуя длительный этап
работы с гипсов и копирования картин, обязательной в Академии. Сам
Венецианов соединял виды полей и лугов в своих картинах с изображениями
крестьянских девушек и детей. Эти жницы и пастушки воплощали в его
картинах поэтический собирательной образ крестьянской Руси. Пейзажные
фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы
приложения труда человеческих рук. В этом Венецианов порывает с
классической традицией изображения идеальной природы, подстриженной и
приглаженной- природой парков, где отдыхают и наслаждаются люди из
высших слоев общества. Но при всем демократизме венециановских
крестьянских угодий сами фигуры девушек в его картинах классически
идеализированы.
Пейзажи для своих картин Венецианов находил в окрестностях
принадлежавшей ему деревни Сафонково. В тех же местах работали и
художники его школы. Часто они вносили в свои произведения наивность и
простодушие народной картинки. Далекое пространство в их пейзажах
кажется порой беспредельным. В нем теряются населяющие его маленькие
фигурки людей. Эти люди у венециановцев представляют характерные типажи
деревни или провинциального города. Парень с косой, баба с коромыслом и
ведрами, охотники, губернские чины и торговцы на городской площади- вот
мир людей, которых они изображали и чьими глазами смотрели на
окружающую жизнь.
С простодушным реализмом они писали то, что знали и видели,
опираясь на ограниченный арсенал живописных приемов, почерпнутых во
время обучения.
Ученику Венецианова А. Крылову принадлежит едва ли не самый
первый зимний пейзаж в русской живописи. В этой картине изображен
покрытый снегом пологий берег под серо-голубоватым снегом, с темной
полосой леса вдали и голыми черными деревьями на первом плане. Ту же
реку с крутыми глиняными откосами писал в летнее время другой ученик
Венецианова- А. Тыранов.
Один из самых одаренных художников этого круга Г. Сорока писал
виды в окрестностях усадеб, расположенных в Тверской губернии. Светлые,
умиротворенные пейзажи Сороки рождены наивным и цельным восприятием
окружающего мира. Анализируя композиции его пейзажей, можно заметить,
что они построены на простом равновесии горизонтальных и вертикальных
линий. Художник обобщенно передает купы деревьев, очертания берегов
реки, он постоянно подчеркивает плавный ритм горизонталей - линии
берега, плотины, длинной лодки, скользящей по воде, вытянутых облачков,
идущих по небу. И в каждой картине есть несколько строгих вертикалей-
столбиков, отдельно стоящих фигур первого плана, обелисков и т. п.
Еще один мастер венециановского кругам Е. Крендовский много
работал на Украине. Одно из наиболее известных его произведений-
«Площадь провинциального города». Критики отмечают «наивность
построения композиции» в сочетании с «тщательностью характеристики всех
персонажей, подобной описанию внешности человека устами провинциала»38.
Городской романтический пейзаж, родившись в русском искусстве
как образ двух столиц- старой и новой, стал затем достоянием многих
провинциальных, неизвестных художников. Провинциальный романтический
пейзаж, так же, как и другие виды живописного жанра, развивается в 19
столетии независимо от того, что происходит в «верхах» искусства.
Вместе с другими жанрами он- область приложения сил крепостных
мастеров, бывших иконописцев, дилетантов из дворянской и разночинной
среды. Пейзажные произведения венециановского круга- лучшая и наиболее
известная часть той обширной художественной продукции, которая
рождалась на свет вдалеке от главной сцены художественной жизни- в
усадьбах и провинциальных городах.
Авторы этих работ в большинстве своем оставались анонимными,
художественные результаты их отражали отсутствие профессиональной
выучки или ее недостаточность, но в целом их творчество обладает
обаянием искреннего самовыражения, непосредственного взгляда на мир.
Сами условия жизни в тогдашней России не позволяли талантливым людям из
народа раскрыться во всей полноте; даже художники, получившие
образование, с трудом завоевывали право творить без диктата заказчиков.
Искусство середины прошлого века вступило на путь реалистического
развития. В связи с этим и в пейзаже мастера искали правдивого
изображения действительности. Даже художники, которые, подобно
Венецианову, остаются в пределах старой живописной системы романтизма,
идут к той же цели, что и их современники - перовооткрыватели. Смелый
шаг в этом направлении сделал один из величайших художников первой
половины 19 века Александр Иванов.
Для передачи света, воздуха, пространства ему понадобилась вся
сложность красочных сочетаний. Не удовлетворившись старой академической
системой живописи, он создал новый способ цветового решения,
обогативший палитру и давший широкие возможности более жизненного и
правдивого изображения окружающего мира.
Главным произведением Иванова была большая картина «Явление
Христа народу» и этюды к ней, в которых он очень тщательно изображал
ветки, ручьи, камни у дороги. Как отмечают исследователи, в них
сказалась «такая большая правда о природе и людях, такое глубокое
знание внутренних законов жизни и человеческой психологии, какие не
могли вместить все его мифологические и исторические картины вместе
взятые».
Творчество Александра Иванова принадлежало к тем крупнейшим
явлениям русского искусства, мимо которых не прошли ни современники, ни
последующие поколения. О нем было немало написано исследователями,
чьими усилиями постепенно складывалась история русской живописи XIX
века. Тем не менее именно Бенуа впервые стал обосновывать значение
библейских эскизов и открытий Иванова в пейзаже как проявлений
высочайшего художественного значения в его искусстве. Он даже сравнивал
пейзажи Иванова с работами импрессионистов, верно отмечая в то же время
и различия их путей подхода к природе.
Искусству Иванова свойственна удивительная полнота и емкость
многогранного и глубокого содержания . Главным же качеством,
определившим значение работ этого выдающегося живописца, является новое
знание жизни природы, которое сделало искусство Иванова по-новому
правдивым.
Таким образом, к 40-50 годам 19 столетия из всех течений русской
романтической живописи на первый план и в число общественно значимых и
всеми признанных жанров стал выдвигаться русский национальный
романтический пейзаж.
Однако, в рамках данной главы необходимо осветить и еще одно
течение русского романтического пейзажа- маринизм. Основоположником
данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В
19 столетии морская стихия влекла к себе художников многих стран. В
морских видах дольше всего жила традиция романтизма.
Собственная живописная манера Айвазовского складывается уже к 40-
м годам 19 века. Он отходит от строгих классических правил построения
картины, умело использует опыт Максима Воробьева, Клода Лоррена и
создает красочные картины, в которых умело переданы различные эффекты
воды и пены, теплые золотистые тона побережья.
В нескольких крупных картинах- «Девятый вал», «Черное море»,
«Среди волн», - созданы величественные образы моря с использованием
типичной для романтической картины темы кораблекрушения.
Вот какое впечатления производили картины Айвазовского на
современников:
«На картине этой («Неаполитанская ночь) вижу луну с ее золотом и
серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся...Поверхность моря, на
которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок
или множеством металлических блесток на мантии...Прости мне, великий
художник, если я ошибся, приняв природу за действительность, но твоя
работа очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и
могущественно, потому что тебя вдохновляет гений»39.
Это прозаический перевод стихотворения выдающегося английского
пейзажиста Тернера. Стихотворение он посвятил 25-летнему художнику
Ивану Айвазовскому, которого встретил в Риме в 40-х годах прошлого
века.
Айвазовский оказал влияние на русских пейзажистов, прежде всего,
на Алексея Петровича Боголюбова. Но Боголюбов, когда-то начинавший как
подражатель Айвазовского, в конце 60-х годов уже критический относится
к прославленному мэтру. В своих записках, выдержки из которых приведены
в труде Ягодовской, он писал: «Хотя мы с ним(Айвазовским) преследовали
одно направление, но он мне никогда не мешал, ибо я всегда был
натуралист, а он идеалист -я вечно писал этюды, без которых письмо
картины для меня было бы немыслимо, он же печатно заявлял, что это
вздор и что писать надо впечатлением, посмотрев на природу»40.
Боголюбов слыл «русским французом», он овладел приемами пленэрной
живописи. Его живопись, в которой был как бы перекинут мост между
русским и французским пейзажем, осталась малоизвестной, а более
отвечающее народной потребности в эффектных впечатляющих картинах
природы искусство Айвазовского до сих пор пользуется огромной
популярностью.
Таким образом, в первой четверти 19 столетия активно развивалось
романтическое направление пейзажной живописи, осовбождаясь от черт
умозрительного «героического пейзажа» классицизма, написанного в
мастерской и обремененного грузом чисто познавательных задач и
исторических ассоциаций. Пейзаж в этот период понимается как как
портрет данной местности. Написанный с натуры, он выражает
миропонимание художника через непосредственно изображенный вид, реально
существующий пейзажный мотив, хотя и с некторой идеализацией,
использованием мотивов и тем романтической направленности. Однако,
учитывая то, что пейзажная живопись с самого момента своего
возникновения была тесно связана с живой жизнью, именно эта связь с
практикой и способствовала развитию реалистических тенденций, которые
сформировали качественно новое, реалистическое направление русской
пейзажной живописи, речь о котором пойдет в следующей главе данной
работы.
ГЛАВА III. Реалистический пейзаж 19 века.
Искусство всегда чутко отзывается на все волнующие общество
вопросы. Оно точно фиксирует подъем народного духа, национального
сознания, революционной борьбы. Особенно остро это проявляется в пору
революционно-демократического движения второй половины 19 века в
России.
Образ природы, как облик человека, отражает в себе жизнь, чувства
и мысли того общества, которое воспитало его создателя-художника. В
пейзажах отражаются размышления лучших русских людей о судьбах родины,
глубокая любовь к своему народу, взволнованный призыв к борьбе против
несправедливости. Идеи, которыми освещено было все искусство второй
половины 19 столетия, проникают в изображения, наполняя его новым для
общеевропейской живописи содержанием.
Живопись художников-пейзажистов реалистического направления ярко
свидетельствует о том горячем интересе и серьезном внимании, с которым
наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям,
нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только
разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на
защиту «униженного и оскорбленного» народа.
В пейзажной живописи это стремление прежде всего выразилось в
подчеркнутом интересе лучших живописцев к национальной русской природе,
изображению родного края.
Чтобы показать, как шло сложение национальной школы
реалистического пейзажа, следует, в первую очередь, обратиться к
произведениям молодых художников, так как ни в чем, пожалуй, не
появились столь ярко и непосредственно новые и самобытные черты
реализма, как в их, подчас еще незрелых и несовершенных опытах.
Естественно, что на первых порах молодые русские художники в
переломный период формирования национальной пейзажной школы искали
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|