вместе с тем, нравственная чистота. 
       Многообразные  по   темам,   образам,   эти   картинку   своеобразное 
свидетельство жизни и быта народа на протяжении многих столетий. 
      Гаврилов использовал в своём панно наиболее распространенные  на  Руси 
XVIII  века  сюжеты   лубочных   картинок.   Это   и   аппозиционные   листы 
раскольников, которые резко осуждали деятельность Петра  I.  Они  изображали 
его в виде сидящего  кота  с  аккуратно  подстриженными  усами  и  надписью, 
пародировавшей государев титул:  ''Кот  казанский,  ум  астраханский,  разум 
сибирский…''. И лубки с немецких и французских народных картинок  и  даже  с 
гравюр   профессиональных   художников.    Среди   действующих    персонажей 
Полишинель, породивший  впоследствии  целую  серию  ''шутовских''  картинок. 
Дурачок и охальник с крючковатым  носом  сидит  верхом  на  свинье.  У  него 
появляются сотоварищи – шуты Фарнос и  Гонос,  Фома  и  Ерёма,  Парамошка  и 
Савоська.  и  др.  Здесь  же  изображения  народных  празднеств  и  гуляний: 
популярные на масленицу кулачные бои  –  ''стенка  на  стенку'',  ''пляска'' 
медведя и козы под музыку поводырей.-  ''Медведь  с  Козою  прохлаждаются''. 
Существует серия любовных картинок. В них  рассказывается  о  представителях 
всех сословий. ''Черныё глаз, поцелуй хоть раз'', -  шепчет  франт  дворянин 
барышне, - ''тебя не убудет, а мне радости  прибудет''.  По  примеру  господ 
ухаживают и слуги: ''Душа, Танюшка, - просит лакей  Ванюшка,  -  люби  меня, 
будь  во  век  моя''.  ''Яков  –  кучер  кухарку  обнимает…'',  ''Отдай  мне 
ведра….'', - кричит дворнику судомойка и  т.д. 
       Немалое  количество  картинок  посвящено  было  пьяницам  и  кабакам. 
Например, одна из них представляет похвалу хмеля: ''Аз есть  хмель,  высокая 
голова… Руки мои держат всю землю''.  В  центре  изображен  сам  разросшийся 
хмель, а вокруг все беды,  которые  могут  приключиться  с  пьяным  богачом, 
монахом, работником. 
      Выбор лубков в те давние времена  был  обширен.  Каждый  желающий  мог 
выбрать картинку по  своему  вкусу  и  разумению.  Вряд  ли  кто  мог  тогда 
предположить, что и через двести лет после  своего  рождения  лубочный  лист 
будет  вызывать  такой   живой  интерес.  Любопытен  он  не  только  учёным, 
специалистам  –  исследователям  древности,  но  и   современным   мастерам, 
занимающимся  декоративно-прикладным   искусством.   Интересен   как   своей 
техникой , так и сюжетным замыслом. Вот и Сергей Анатольевич в  своем  панно 
использовал образы с лубочных картинок. Несколько изменив  структуру  лубка, 
он вынес пояснительные надписи  на  отдельные  плитки  так,  что  получилось 
чередование изображений и текста. От этих  глиняных  рельефов  веет  теплом, 
задором, свойственным русской  душе.  Хочется  подробно,  во  всех  деталях, 
рассмотреть каждую сценку, обращая внимание на одежду персонажей,  выражения 
их лиц, жесты, ведь выполнены они с большим мастерством. 
Немало времени потребовалось  для  тог,  чтобы  изучив  материалы  о  лубке, 
создать это панно, включающее  в  себя  40  плиток  –  изображений  и  14  – 
пояснений к ним. Выполнены плиты из местных глин, обжигались без  применения 
поливы. 
      У Гаврилова ещё  множество  задумок,  которые  предстоит  выполнить  в 
материале. Такие мастера, как Сергей Анатольевич, способствуют сохранению  и 
развитию национальных традиций. 
      Живое наследие традиции, естественно живущее в  народе  художественное 
мастерство – залог органического продолжения исторической традиции. 
                                 Заключение. 
      Устойчивость  традиционных  форм  в  народном  декоративном  искусстве 
объясняется стремлением народных  мастеров  исходить  из  ранее  созданного, 
практически усовершенствованного  и  отстоявшегося  образца,  варьировать  и 
шлифовать его. 
      ''Народ… выбирает, сохраняет  и несёт,  шлифуя  на  протяжении  многих 
десятилетий, только самое ценное, самое гениальное''.1 
      То,  что  традиция  изразца  продолжалась  на  протяжении  длительного 
времени – подтверждает совершенство этого промысла. 
      От доисторических времён детство человечества до дней космической  эры 
обыкновенная  глина  всегда  являлась  первоосновой  различных  керамических 
изделий.  Поливная  керамика,  облицовочные  кирпичи  и   плитки   вошли   в 
декоративное убранство как внешнего вида зданий, так и интерьеров. 
      Каждая эпоха вносила  свои  характерные  особенности  во  внешний  вид 
изразцов. 
      После значительного расцвета производства древнерусской монументально- 
декоративной  керамики  в  Киевской  Руси  наступает  известный  упадок.   В 
дальнейшем, в XV-XVI веках русские  гончары  добились  отдельных  выдающихся 
достижений в искусстве керамики. Однако лишь во второй  половине  XVII  века 
эти достижения были объединены  и  творчески  переработаны  в  принципиально 
новой  технике  –  майолике,  получившей   иные   художественные   качества. 
Развивавшаяся в русле  традиций  русского  искусства,  эта  майолика  носила 
яркий национальный характер. В развитии  русского изразцового дела  в  XVIII 
столетии  можно  наметить  несколько  периодов.  В  начале   века   наружная 
изразцовая  облицовка  постепенно  исчезает,  переходя  в  облицовку  внутри 
помещения, что было вызвано изменениями в русском  зодчестве  того  времени. 
Меняется облик и самих изразцов.   Постепенно  исчезает  рельеф,  появляется 
гладкая белая поверхность с яркой и сочной 
1.Калинин П. И. Об искусстве и литературе, М., 1957г. С.155-156. 
росписью, с  преобладанием  зеленого,  коричневого,  фиолетового  и  желтого 
цветов. Наряду с этим  в  первой  половине  века  существовало  производство 
белых кафельных плиток с синей росписью, подражающих голландским кафлям. 
      В конце столетия в  связи  с  изменениями  интерьера  и  декора  печей 
появляется новый тип изразцов. В  их  украшении  преобладает  орнаментальная 
роспись, которая вскоре уступает место белым рельефным изображениям на  темы 
античной мифологии и соответствующему орнаменту. 
      Производство керамики, в основном архитектурной, в XIX – нас ХХ  веках 
сосредоточилось   в   нескольких    керамических   мастерских,   выполнявших 
отдельные заказы на уникальные украшения и стандартные декоративные детали. 
       Русским  изразцам  примерно  девятьсот  лет.   Сменились   поколения, 
правители,  но  по-прежнему  опытные  гончары  обжигали  в  горнах  глиняные 
коробки без крышек,  раскрашенные  и  разрисованные  с  одной  стороны.  Для 
людей,  для  их  радости  и  удовольствия   создавали   художники   –гончары 
невиданной  красоты  керамическое  убранство.   И   это   стремление   столь 
благородно и естественно, что хотя бы уже   по этому изразцы должны  жить  и 
в будущем. 
                             Список литературы. 
1. Акунова Л.Ф., Крапивина В. А.  Технология  производства  и  декорирование 
   художественных керамических изделий. М., 1983. 
2.  Барадулин  В.А.,  Сидоренко  В.  Т.  Подсобные  художественные  промыслы 
   России. М.,1982. 
3. Баранова С.А. Изразцовое действо://Родина, 1994,№1С. 114-116// 
4. Баранова С.  А.  Рукодельных  хитростей  изрядные  изыскатели:  //Родина, 
   1994,№2С 77-79// 
5. Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике: печники, гончары, М., 1982. 
    С. 49-52 
6. Бусева-Давыдова И.Л. Древнерусское жилище://Иск-во, 1996,№2.С. 7-9// 
7. Габриэль Г., Симулин А. Керамика  в  интерьере://Декоративное  искусство. 
   1985,№4, С. 38-41.// 
8. Иванов-Городов Н.Н. Производство печных изразцов. М., 1948 
9.  Иманов  Г.М.,  Косов  В.М.,  Смирнов  Г.В.  Производство  художественной 
   керамики. М., 1985 
10. Капцедикас А. С. Искусство и ремесло. М.,1977 
11.  Каталог  Сибирско-Уральской  научно-промышленной  выставки:   гр.   142 
   полуфаянсовая, глиняная посуда  и пр. изделия. Екатеринбург, 1887. 
12. Ковалёв В.М., Могильный Н.П.  Русская  кухня:  традиции  и  обычаи  .М., 
   1992, С 63-65. 
13. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов  великорусского  народа  в 
   XVI –XVII столетиях, М, 1992 
14. Левко Н. Витебские изразцы XIV – XVIII в. Минск, 1981 
15. Малолетков В. Борьба с глиной://Культура, 199521/I.С. 4// 
16. Маслих СА. Русское изразцовое искусство XV-XIXв. М.,1983 
17. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: сказ про  поливной  изразец.  М., 
   1983, С. 63-75 
18. Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых  печей  XVII- 
   XVIII вв. М, 1989 
19. Овсянников Ю.М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах.М.,1967. 
20. Овсянников Ю.М.Лубок. Русские народные картинки XVII-XVIIIвв.М., 1968 
21. Павловский В.В. Декоративно-прикладное  искусство  промышленного  Урала. 
   М., 1975. 
22. Панкеев И.А. От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания  русского 
   народа: дворы и дома. М., 1997, С.158 
23. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.М.,1984. 
24. Пруслина К.Н. Русская керамика кон. XIX – нач. ХХ в. М., 1974 
25. Русское декоративное искусство. В 3 т. ред. Леонова А.И. , М.,1962-65 
26.  Рябцев  Ю.С.   Мир   русского   крестьянства:   крестьяне,   жилище   и 
   утварь//Преподавание истории в школе, 1995, №3.С.62-66// 
27. Сагалатов В.В. Производство печных изразцов. М., 1949 
28. Семёнова М. Мы славяне: Огонь Сварожич; начнём от печки. С-Пр, 1997,  С. 
   35-8; 170-178 
29. Семёнова М. У очага наших предков://Очаг, 1993,№5-6, С. 4-8// 
30.   Сергиенко   И.И.   Сюжеты   и   орнаменты   русских   изразцов   XVIII 
   века://Памятники русской народной культуры XVII-XVIIIвв., М, 1990 С. 29// 
31. Спегальский Ю.П. Декор  псковских  изразцовых  печей  XVII  в.  (Каталог 
   выставки) Псков, 1976. 
32. Теребилов П.С. Искусство из глины: //Усадьба, 1995, №3, С. 36-37// 
33.  Тикибаева  С.С.,  Ахметов  С.Ф.  Секреты  древних   глазурей://Природа, 
   1991,№3С. 50-55// 
34. Топоркова А.М. Хлеб да соль: о символике жилища  //Родина,  1994,№9,  С, 
   118-119// 
35.  Федотов Г.Я. Послушная глина .М., 1997 
36. Филичко А.Ф. Как сложить печь. Челябинск, 1991 
37.  Чикильдин  С.А.   Художественное   оформление   гончарных   изделий   и 
   производство изразцов. М., 1948 
38. Чикильдин С.А. Производство изразцов и облицовочных плиток. М., 1953. 
                             Список иллюстраций. 
1. Типы румп: а) коробчатая XVI-XVII в-в; 
                          б) отступающая от краёв изразца XVII-ХIX в-в; 
                          в) коробчатая XVIII-ХIX в-в 
2. Профили стенок  румп, отступающих от краев изразца: 
                          а) Москва и Центральная Россия. 
                          б) в) Великий Устюг и Тотьма; 
                  г) Александровская слобода; 
                  д) Петербург. 
3-4. Красные широкорамочные печные изразцы. Конец XVI- первая половина  XVII 
в. 
5-6. Муравленые изразцы московского производства из декора  Троицкой  церкви 
в Костроме 1645-1650г. 
7-8. Расписные печные  изразцы  петербургского  производства.  10-20-е  годы 
XVIII в. 
9-10  Расписные  печные  изразцы  московского  производства.  Вторая   треть 
XVIIIв. 
11-12. Расписной печной изразец московского  производства.  Вторая  половина 
XVIIIв. 
   13-15. Расписные печные изразцы с синей росписью. Третья четверть XIXв. 
                     Изразцы Соликамского производства. 
16. Печное клеймо из  девяти  рельефных  изразцов  из  печи  жилого  дома  в 
Соликамске. Первая четверть XVIIIв. 
17.  Фрагмент  фриза  из  рельефных   изразцов   Богоявленской   церкви    в 
Соликамске. 1687. 
18. Расписной печной изразец с синей  росписью  Балахнинского  производства. 
Последняя четверть XVIII в. 
19. Расписной печной изразец с  синей  росписью  Соликамского  производства. 
Последняя четверть XVIII в. 
20. Печь, облицованная рельефными  изразцами  с  росписью.  Первая  половина 
XVIII в. Реконструкция. 
21. Печь, облицованная рельефными изразцами с  росписью.  Первая  поло  вина 
XVIII в. Реконструкция. 
               Изразцы Екатеринбургского краеведческого музея. 
22-23. Изразцы полихромные. Начало XVIII в. 
24.  Печной  набор  расписных  изразцов  с   синей   росписью   Соликамского 
производства. Последняя четверть XVIIIв. 
25. Печной набор  расписных  изразцов  с  синей  росписью  Екатеринбургского 
производства. XIXв. 
26-26. Фрагменты панно мастера –керамиста С.А. Гаврилова. 
             Министерство общего и профессионального образования 
                             Российской Федерации 
           Уральский Государственный Университет им. А.М. Горького 
                 Факультет искусствоведения и культурологии 
                          Кафедра истории искусств 
                           Русский печной изразец 
     Допустить к защите: 
Дипломная работа 
    Зав. кафедрой 
    студентки V курса 
               Кабановой  Ирины 
               Анатольевны 
               Научный руководитель 
                                                      Преподаватель кафедры 
               музееведения 
                                                           Гончаров Юрий 
               Анатольевич 
                                Екатеринбург 
                                   1999г. 
                                 Оглавление. 
Введение.                                                      2-4 
Глава I. О керамике и изразце.                                 5-8 
Глава II. Символика печи. Эволюция форм.                 9-16 
Глава III. Из истории изразца.                                 17-34 
Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня.             35-42 
Заключение.                                              43-44 
Список                                                           литературы. 
    45-46 
Список                                                          иллюстраций. 
  47-48 
Иллюстрации. 
        49-64 
----------------------- 
   2 
    3 
     4 
     5 
     6 
         7 
           8 
           9 
                10 
            11 
             12 
   13 
 14 
             15 
16 
  17 
   18 
   19 
      20 
        21 
         22 
     23 
     24 
      25 
         26 
       27 
   28 
29 
30 
  31 
32 
 33 
 34 
  35 
 36 
37 
  38 
 39 
  40 
     41 
 42 
  43 
  44 
    45 
       46 
         47 
    48 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 
   
 |