вместе с тем, нравственная чистота.
Многообразные по темам, образам, эти картинку своеобразное
свидетельство жизни и быта народа на протяжении многих столетий.
Гаврилов использовал в своём панно наиболее распространенные на Руси
XVIII века сюжеты лубочных картинок. Это и аппозиционные листы
раскольников, которые резко осуждали деятельность Петра I. Они изображали
его в виде сидящего кота с аккуратно подстриженными усами и надписью,
пародировавшей государев титул: ''Кот казанский, ум астраханский, разум
сибирский…''. И лубки с немецких и французских народных картинок и даже с
гравюр профессиональных художников. Среди действующих персонажей
Полишинель, породивший впоследствии целую серию ''шутовских'' картинок.
Дурачок и охальник с крючковатым носом сидит верхом на свинье. У него
появляются сотоварищи – шуты Фарнос и Гонос, Фома и Ерёма, Парамошка и
Савоська. и др. Здесь же изображения народных празднеств и гуляний:
популярные на масленицу кулачные бои – ''стенка на стенку'', ''пляска''
медведя и козы под музыку поводырей.- ''Медведь с Козою прохлаждаются''.
Существует серия любовных картинок. В них рассказывается о представителях
всех сословий. ''Черныё глаз, поцелуй хоть раз'', - шепчет франт дворянин
барышне, - ''тебя не убудет, а мне радости прибудет''. По примеру господ
ухаживают и слуги: ''Душа, Танюшка, - просит лакей Ванюшка, - люби меня,
будь во век моя''. ''Яков – кучер кухарку обнимает…'', ''Отдай мне
ведра….'', - кричит дворнику судомойка и т.д.
Немалое количество картинок посвящено было пьяницам и кабакам.
Например, одна из них представляет похвалу хмеля: ''Аз есть хмель, высокая
голова… Руки мои держат всю землю''. В центре изображен сам разросшийся
хмель, а вокруг все беды, которые могут приключиться с пьяным богачом,
монахом, работником.
Выбор лубков в те давние времена был обширен. Каждый желающий мог
выбрать картинку по своему вкусу и разумению. Вряд ли кто мог тогда
предположить, что и через двести лет после своего рождения лубочный лист
будет вызывать такой живой интерес. Любопытен он не только учёным,
специалистам – исследователям древности, но и современным мастерам,
занимающимся декоративно-прикладным искусством. Интересен как своей
техникой , так и сюжетным замыслом. Вот и Сергей Анатольевич в своем панно
использовал образы с лубочных картинок. Несколько изменив структуру лубка,
он вынес пояснительные надписи на отдельные плитки так, что получилось
чередование изображений и текста. От этих глиняных рельефов веет теплом,
задором, свойственным русской душе. Хочется подробно, во всех деталях,
рассмотреть каждую сценку, обращая внимание на одежду персонажей, выражения
их лиц, жесты, ведь выполнены они с большим мастерством.
Немало времени потребовалось для тог, чтобы изучив материалы о лубке,
создать это панно, включающее в себя 40 плиток – изображений и 14 –
пояснений к ним. Выполнены плиты из местных глин, обжигались без применения
поливы.
У Гаврилова ещё множество задумок, которые предстоит выполнить в
материале. Такие мастера, как Сергей Анатольевич, способствуют сохранению и
развитию национальных традиций.
Живое наследие традиции, естественно живущее в народе художественное
мастерство – залог органического продолжения исторической традиции.
Заключение.
Устойчивость традиционных форм в народном декоративном искусстве
объясняется стремлением народных мастеров исходить из ранее созданного,
практически усовершенствованного и отстоявшегося образца, варьировать и
шлифовать его.
''Народ… выбирает, сохраняет и несёт, шлифуя на протяжении многих
десятилетий, только самое ценное, самое гениальное''.1
То, что традиция изразца продолжалась на протяжении длительного
времени – подтверждает совершенство этого промысла.
От доисторических времён детство человечества до дней космической эры
обыкновенная глина всегда являлась первоосновой различных керамических
изделий. Поливная керамика, облицовочные кирпичи и плитки вошли в
декоративное убранство как внешнего вида зданий, так и интерьеров.
Каждая эпоха вносила свои характерные особенности во внешний вид
изразцов.
После значительного расцвета производства древнерусской монументально-
декоративной керамики в Киевской Руси наступает известный упадок. В
дальнейшем, в XV-XVI веках русские гончары добились отдельных выдающихся
достижений в искусстве керамики. Однако лишь во второй половине XVII века
эти достижения были объединены и творчески переработаны в принципиально
новой технике – майолике, получившей иные художественные качества.
Развивавшаяся в русле традиций русского искусства, эта майолика носила
яркий национальный характер. В развитии русского изразцового дела в XVIII
столетии можно наметить несколько периодов. В начале века наружная
изразцовая облицовка постепенно исчезает, переходя в облицовку внутри
помещения, что было вызвано изменениями в русском зодчестве того времени.
Меняется облик и самих изразцов. Постепенно исчезает рельеф, появляется
гладкая белая поверхность с яркой и сочной
1.Калинин П. И. Об искусстве и литературе, М., 1957г. С.155-156.
росписью, с преобладанием зеленого, коричневого, фиолетового и желтого
цветов. Наряду с этим в первой половине века существовало производство
белых кафельных плиток с синей росписью, подражающих голландским кафлям.
В конце столетия в связи с изменениями интерьера и декора печей
появляется новый тип изразцов. В их украшении преобладает орнаментальная
роспись, которая вскоре уступает место белым рельефным изображениям на темы
античной мифологии и соответствующему орнаменту.
Производство керамики, в основном архитектурной, в XIX – нас ХХ веках
сосредоточилось в нескольких керамических мастерских, выполнявших
отдельные заказы на уникальные украшения и стандартные декоративные детали.
Русским изразцам примерно девятьсот лет. Сменились поколения,
правители, но по-прежнему опытные гончары обжигали в горнах глиняные
коробки без крышек, раскрашенные и разрисованные с одной стороны. Для
людей, для их радости и удовольствия создавали художники –гончары
невиданной красоты керамическое убранство. И это стремление столь
благородно и естественно, что хотя бы уже по этому изразцы должны жить и
в будущем.
Список литературы.
1. Акунова Л.Ф., Крапивина В. А. Технология производства и декорирование
художественных керамических изделий. М., 1983.
2. Барадулин В.А., Сидоренко В. Т. Подсобные художественные промыслы
России. М.,1982.
3. Баранова С.А. Изразцовое действо://Родина, 1994,№1С. 114-116//
4. Баранова С. А. Рукодельных хитростей изрядные изыскатели: //Родина,
1994,№2С 77-79//
5. Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике: печники, гончары, М., 1982.
С. 49-52
6. Бусева-Давыдова И.Л. Древнерусское жилище://Иск-во, 1996,№2.С. 7-9//
7. Габриэль Г., Симулин А. Керамика в интерьере://Декоративное искусство.
1985,№4, С. 38-41.//
8. Иванов-Городов Н.Н. Производство печных изразцов. М., 1948
9. Иманов Г.М., Косов В.М., Смирнов Г.В. Производство художественной
керамики. М., 1985
10. Капцедикас А. С. Искусство и ремесло. М.,1977
11. Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки: гр. 142
полуфаянсовая, глиняная посуда и пр. изделия. Екатеринбург, 1887.
12. Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи .М.,
1992, С 63-65.
13. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в
XVI –XVII столетиях, М, 1992
14. Левко Н. Витебские изразцы XIV – XVIII в. Минск, 1981
15. Малолетков В. Борьба с глиной://Культура, 199521/I.С. 4//
16. Маслих СА. Русское изразцовое искусство XV-XIXв. М.,1983
17. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: сказ про поливной изразец. М.,
1983, С. 63-75
18. Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-
XVIII вв. М, 1989
19. Овсянников Ю.М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах.М.,1967.
20. Овсянников Ю.М.Лубок. Русские народные картинки XVII-XVIIIвв.М., 1968
21. Павловский В.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала.
М., 1975.
22. Панкеев И.А. От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского
народа: дворы и дома. М., 1997, С.158
23. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.М.,1984.
24. Пруслина К.Н. Русская керамика кон. XIX – нач. ХХ в. М., 1974
25. Русское декоративное искусство. В 3 т. ред. Леонова А.И. , М.,1962-65
26. Рябцев Ю.С. Мир русского крестьянства: крестьяне, жилище и
утварь//Преподавание истории в школе, 1995, №3.С.62-66//
27. Сагалатов В.В. Производство печных изразцов. М., 1949
28. Семёнова М. Мы славяне: Огонь Сварожич; начнём от печки. С-Пр, 1997, С.
35-8; 170-178
29. Семёнова М. У очага наших предков://Очаг, 1993,№5-6, С. 4-8//
30. Сергиенко И.И. Сюжеты и орнаменты русских изразцов XVIII
века://Памятники русской народной культуры XVII-XVIIIвв., М, 1990 С. 29//
31. Спегальский Ю.П. Декор псковских изразцовых печей XVII в. (Каталог
выставки) Псков, 1976.
32. Теребилов П.С. Искусство из глины: //Усадьба, 1995, №3, С. 36-37//
33. Тикибаева С.С., Ахметов С.Ф. Секреты древних глазурей://Природа,
1991,№3С. 50-55//
34. Топоркова А.М. Хлеб да соль: о символике жилища //Родина, 1994,№9, С,
118-119//
35. Федотов Г.Я. Послушная глина .М., 1997
36. Филичко А.Ф. Как сложить печь. Челябинск, 1991
37. Чикильдин С.А. Художественное оформление гончарных изделий и
производство изразцов. М., 1948
38. Чикильдин С.А. Производство изразцов и облицовочных плиток. М., 1953.
Список иллюстраций.
1. Типы румп: а) коробчатая XVI-XVII в-в;
б) отступающая от краёв изразца XVII-ХIX в-в;
в) коробчатая XVIII-ХIX в-в
2. Профили стенок румп, отступающих от краев изразца:
а) Москва и Центральная Россия.
б) в) Великий Устюг и Тотьма;
г) Александровская слобода;
д) Петербург.
3-4. Красные широкорамочные печные изразцы. Конец XVI- первая половина XVII
в.
5-6. Муравленые изразцы московского производства из декора Троицкой церкви
в Костроме 1645-1650г.
7-8. Расписные печные изразцы петербургского производства. 10-20-е годы
XVIII в.
9-10 Расписные печные изразцы московского производства. Вторая треть
XVIIIв.
11-12. Расписной печной изразец московского производства. Вторая половина
XVIIIв.
13-15. Расписные печные изразцы с синей росписью. Третья четверть XIXв.
Изразцы Соликамского производства.
16. Печное клеймо из девяти рельефных изразцов из печи жилого дома в
Соликамске. Первая четверть XVIIIв.
17. Фрагмент фриза из рельефных изразцов Богоявленской церкви в
Соликамске. 1687.
18. Расписной печной изразец с синей росписью Балахнинского производства.
Последняя четверть XVIII в.
19. Расписной печной изразец с синей росписью Соликамского производства.
Последняя четверть XVIII в.
20. Печь, облицованная рельефными изразцами с росписью. Первая половина
XVIII в. Реконструкция.
21. Печь, облицованная рельефными изразцами с росписью. Первая поло вина
XVIII в. Реконструкция.
Изразцы Екатеринбургского краеведческого музея.
22-23. Изразцы полихромные. Начало XVIII в.
24. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Соликамского
производства. Последняя четверть XVIIIв.
25. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Екатеринбургского
производства. XIXв.
26-26. Фрагменты панно мастера –керамиста С.А. Гаврилова.
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Уральский Государственный Университет им. А.М. Горького
Факультет искусствоведения и культурологии
Кафедра истории искусств
Русский печной изразец
Допустить к защите:
Дипломная работа
Зав. кафедрой
студентки V курса
Кабановой Ирины
Анатольевны
Научный руководитель
Преподаватель кафедры
музееведения
Гончаров Юрий
Анатольевич
Екатеринбург
1999г.
Оглавление.
Введение. 2-4
Глава I. О керамике и изразце. 5-8
Глава II. Символика печи. Эволюция форм. 9-16
Глава III. Из истории изразца. 17-34
Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня. 35-42
Заключение. 43-44
Список литературы.
45-46
Список иллюстраций.
47-48
Иллюстрации.
49-64
-----------------------
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|