расписных многоцветных  изразцах  в  третьей  четверти  XVIII  века.  Сюжеты 
начинают постепенно  упрощаться,  тона  эмалей  теряют  прежнюю  яркость.  В 
первой  четверти  XIX  века  вновь   появляются   многоцветные   изразцы   с 
пояснительными надписями, но они бытуют очень короткое время, уступая  место 
изделиям с упрощенной росписью. 
      Широкое внедрение изразцовых печей в  дома  зажиточного  городского  и 
сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам  новых 
потребителей. 
      В сюжетах этих изразцов находят отражение  события  окружающей  жизни, 
исчезают  аллегорические  сценки,   поучительные   надписи,   идилистические 
пейзажи в пышном обрамлении. Персонажи больше не облекаются в античные  тоги 
и экзотические одежды: в  их  костюме  обстоятельно  передаются  характерные 
бытовые детали. Таково, несколько условное, но  в  достаточной  мере  точное 
изображение уланов и гусаров в формах 10-20-х годов и людей в костюмах 30-х- 
40-х годов XIX века на изразцах того времени, хранящихся  сегодня  в  музее- 
заповеднике  ''Коломенское''.  Печи,  облицованные  цветными   изразцами   с 
несложной росписью, делали дом уютнее, жизнерадостнее. В таких изразцах  ещё 
сохранились традиции непосредственного,  самобытного  народного  творчества. 
Однако и в этой росписи происходили  определённые  перемены.  Изменился  сам 
тип росписи: сочная живопись уступала  место  сухому  графическому  рисунку, 
стал преобладать холодный голубой цвет в сочетании с  желтым  и  коричневым, 
наконец,  нарядное  орнаментальное  обрамление  сменилось  узенькой  строгой 
каймой. 
       Ту  же  эволюцию  можно   наблюдать   и   в   декоре   очень   широко 
распространённых в первой трети XIХ века орнаментальных изразцов с  вазонами 
и  букетами.  Многоцветная  роспись  сменяется   здесь   однотонной   синей. 
Отголоски живописного стиля ещё чувствуются  в  асимметричной  композиции  с 
фруктовой веткой в пышных, сочно  написанных  барочных  завитках.  С  годами 
рисунок  все  более  упрощается,  становится  суше.  В  конце   концов   вся 
композиция сводится к двум крайне упрощённым веточкам,  расположенным  крест 
на  крест  в  ромбовидной  рамке.  Подобные  изразцы  дешевые,  несложные  в 
производстве, были особенно распространены во многих провинциальных  городах 
и деревнях России. 
      В дворянских особняках печи выкладывали сложными по исполнению  белыми 
рельефными изразцами с орнаментом  и  изображениями,  выполненными  в  стиле 
классицизма.  Они  напоминают  античную  скульптуру  и  являются   образцами 
высокого мастерства  безвестных  исполнителей.  Но,  сплошь  покрытая  белой 
эмалью, эта керамика в большей мере теряла свою  теплоту,  печи  становились 
параднее, официальнее. 
      На этом этаже и  угасает  производство  изразцов  как  своеобразное  и 
яркое народное творчество. 
      Оно возникло в XV веке, достигло  своего  апогея  во  второй  половине 
XVII века и перешло в технически оснащённые  цеха  предприятий  керамической 
промышленности в XIX столетии. 
      В  творениях  народных  мастеров  ярко  проявилась  их  художественная 
одарённость, высокое мастерство,  тонкое  понимание  материала  и  свободное 
владение техникой. В них всегда  прослеживаются  ясность  замысла,  чёткость 
композиции и умение сочетать утилитарные и художественные задачи. 
      Народные художники на всём протяжении их многовековой  деятельности  с 
исключительным мастерством отразили в своём искусстве  жизнь,  стремления  и 
чаяния своего народа, для которого они творили и частью которого были  сами. 
Всё это даёт право считать изразцовое искусство подлинно народным и  глубоко 
национальным русским искусством. 
               Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня. 
      В каждом районе,  городе  существовал  свой  традиционный  узор,  свои 
излюбленные  сочетания  красок.  Так  и  изразцы,   выполненные   уральскими 
мастерами, имеют свои характерные особенности. 
      В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII  века.  Изделия 
уральского керамического производства украсили соборы  Соликамска  и  других 
старых уральских городов.  До  сих  пор  они  сверкают  яркими  красками  на 
фасадах  Богоявленской  церкви,  северного  крыльца   Троицкого   собора   в 
Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье. 
      Четкие  упругие  линии  рисунка  при  невысоком  рельефе,  гармоничная 
композиция,  чистый  зеленый  цвет  с  неожиданными  всплесками  голубого  и 
желтого – всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале. 
       Сюжет  рисунка  изразцов  Богоявленской  церкви  и  Троицкого  собора 
напоминает ''балахинские кафли''. Любопытно,  что  рисунок  часто  совпадает 
полностью, но даётся в зеркальном отражении. Это,  видимо,  связано  с  тем, 
что строители  завезли  с  собой  готовые  образцы  и  использовали  их  при 
изготовлении новой формы. 
      На балахинских кафлях часто рисовали крупную птицу с  открытым  клювом 
– ''оглядыш''.  Она  оглянулась  –  повернула  голову  к  летящей  крохотной 
птичке, вестнику. Оглядыш есть и на соликамских памятниках, но  вестника  на 
них нет, видно ''потерялся'' в дороге. На других плитках птица  неясыть,  по 
легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов.  Присутствует  на 
изразцах  изображение  ворона,  несущего  в  лапе  початок,   другой   лапой 
опирающегося на какой-то причудливый цветок. Есть здесь  заморская  диковина 
– индюк и сказочная жар-птица.- павлин с распущенным хвостом (рис…..). 
      Каждая  из  птиц  стоит  в  центре  плитки,  в  рамке  из  затейливого 
растительного орнамента. Рисунок  рамки  продуман  так,  что  при  раскладке 
изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По  замыслу 
мастера,  отдельные  кафли,  складываясь   вместе   составляют   непрерывную 
красочную ленту – ''раппорт''. Ленты опоясывают храм в  два,  три  яруса,  и 
дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности. 
      Уникальный и не имеет себе  подобных  в  русской  архитектуре  изразцы 
часовни Спаса –Убруса, построенной во второй  половине  XVII  века.  На  них 
изображен излюбленный в  народном  искусстве  мотив  –  вещая  птица  Сирин, 
полудева, полуптица, родная сестра сладкозвучных сирен классической  Эллады. 
На Руси мифологическая Сирена зажила самостоятельной жизнью. Образ  ''птицы- 
души''  –  райской  птицы  Сирин   встречается   в   произведениях   древней 
письменности;  на  золотых  ювелирных  изделиях;  на  расписных   деревянных 
прялках Севера; в керамике многих Строгановских построек  XVII  –нач.  XVIII 
веков. 
       Усольская  птица  Сирин  отличается   от   всех   известных   русских 
изображений. Она как  бы  вновь  обретает  черты  мифической  Сирены  –  это 
трубящая птица с девичьим лицом, с короной на голове. 
      Недалеко от часовни, на  месте  бывшего  села  Ленва,  стоит  каменное 
здание Троицкой церкви. Фасады этой церкви  также  богато  отделаны  цветной 
керамикой. 
      Абсолютный  вкус,  чувство  формы  и  цвета  делают  пермские  изразцы 
настоящими произведениями искусства. 
       Из изразцов Соликамского  производства  сохранились  также  отдельные 
изразцы и многоизразцовые печные клейма, хранящиеся в местном  краеведческом 
музее. Клейма, близкие по времени их изготовления к началу  XVIII  века,  не 
имеют росписи, в то время как у более поздних всё свободное от рельефа  поле 
изразцов заполнялось примитивной синей  росписью.  По  своей  композиционной 
структуре они очень близки к аналогичным  балахинским  и  московским  печным 
клеймам (рис…..). 
       Соликамских  печей  первой  половины  XVIII  века   не   сохранилось. 
Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий  с  утраченных 
печей дали возможность выполнить их реконструкции (рис…..) 
       В  фондах  Екатеринбургского  краеведческого   музея   хранится   ряд 
изразцов, среди них  несколько  предметов  печного  набора,  привезённые  из 
Соликамска. 
       Стенные изразцы, изразцы из пояса печи,  а  также  отдельные  колонки 
имеют белый фон, примитивную роспись голубой и синей эмалью. 
      Хранятся здесь и изразцы, повторяющие широко распространённые на  Руси 
мотивы, о которых говорилось в предыдущей главе. Это  рельефные  изображения 
сказочного животного – лютого грифа и воинственного всадника, по  видимости, 
Александра  Македонского,  так  как  голову  его  венчает  корона.   Изразцы 
квадратной формы,  с  внушительными  размерами  37х37,  имеют  пояснительные 
надписи. Покрыты они разноцветной поливой. 
       Имеются  также  изразцы,  снятые  в  самом  Екатеринбурге,  вероятно, 
изготовленные здесь же. Они представляют собой  гладкие  без  рель.  Скромно 
украшен незатейливым орнаментом синего цвета изразцы  из  пояса  и  козырька 
печи, а стенной и угловой изразцы имеют лишь  узкую  рамку.  Фон,  как  и  у 
соликамских изразцов – белый. Вынуты все эти предметы из одной печи,  о  чем 
говорит единая цветовая  гамма  и  одинаковое  композиционное  решение  всех 
кафлей. 
       О  том,   что   в   Екатеринбурге   было   собственное   керамическое 
производство, свидетельствует запись в каталоге  Сибирско-Уральской  научно- 
промышленной выставки 1887года. 
      Вот, что говорится  в  разделе:  ''Полуфаянсовая,  глиняная  посуда  и 
прочие изделия'': 
      ''Фабрика в Екатеринбурге, при реке  Исети.  Заведует  управляющий.  1 
мастер, рабочих 15 человек, 3  живут  при  фабрике,  остальные  на  стороне. 
Двигатели: 2 конных привода в 4 силы. Исполнительный механизм: 2  глиномялки 
бегуны, жернова и до 12 кругов  ручных  и  ножных,  1  пресс.  Для  годового 
производства требуется: глины огнеупорной до 20 тонн  пудов,  кварца  до  10 
тонн пудов, глазури до 200 пудов, гончарной глины до  5  тонн  пудов.  Глина 
огнеупорная из Кунгура,  гончарная  Пермского  уезда,  глазурь  итальянская. 
Изготавливается изразцов до 10 тыс шт. Средние по 50 коп., угли по  1  руб., 
кварцевого кирпича т. по 60  руб.,  огнеупорный  обыкновенный  по  25  руб., 
трубы огнеупорные и гончарные от 25 коп., чаши и раковины от 3 руб. и  проч. 
Топливо: дров 4 куб. саж., хвои и пней до 50 куб. саж.,  каменного  угля  до 
3тыс пуд. Сбыт преимущественно на Урале и в Сибири до  Иркутска  и  часть  в 
европейской России''1. 
      Старинное  уральское  производство  стало  основой  для   последующего 
развития  керамики.  Фарфоро-фаянсовые  производства  на  Урале   в   первой 
половине XIX века  действовали  помимо  Екатеринбурга  в  Шадринске,  Нижнем 
Тагиле, Перьми. 
      Гончарная традиция  продолжается  и  сегодня  в  творчестве  отдельных 
мастеров и целых промыслов, в авторских  изделиях  и  тиражных  промышленных 
вещах, обращаются к ней самодеятельные художники и детские студии. 
      ''Очевидный аспект интереса к народному искусству, то что  рукотворная 
вещи призвана разрушать стандартность нашего окружения, внести в  окружающую 
среду элемент непосредственного человеческого чувства. 
      Для сохранения своей суть человеку необходимо иметь в своём  окружении 
вещи, рукотворного происхождения. Это один из  путей  реализации  высочайшей 
ценности –  межчеловеческого  общения.  Имея  дело  с  вещами  стандартными, 
созданными  машиной,  человек   теряет   ощущение   собственного   духовного 
богатства''2  Эстетика  природного  материала  познаётся  мастерами   в   их 
будничной практике, в процессе изготовления изделий. Свойство и  возможности 
материала  ощущаются  резкой,  воспринимаются  глазами,  пробуждая  в   душе 
мастера  желание  творить.  На  керамике  легче  всего   пронаблюдать,   как 
рождается пластический образ,  объединяющий  материальную  и  духовную  суть 
изделия. 
1.Каталог       Сибирско-Уральской       научно-промышленной       выставки. 
Екатеринбург,1887г.С.10. 
2. Капусдикас А.С. ''Уроки народного искусства'' М.,1986г. С. 40 
      Ручной труд мастера сочетает в  себе  различные  стороны  человеческой 
деятельности. Проявляя в неразрывном целом способность человека  чувствовать 
и творить, работать и радоваться, познавать  и  учить  других,  труд  такого 
мастера наиболее полно реализует в себе целостного человека. 
      Создатели керамических изделий, как  правило,  универсалы.  Они  много 
знают о глине, её составе и свойствах, умеют пользоваться гончарным  кругом, 
умеют достигать необходимых температур в печах для  обжига,  владеют  тайной 
изготовления поливы, словом, это художники и технологи одновременно. 
      Таким  мастером  универсалом  является  Сергей  Анатольевич  Гаврилов, 
преподаватель Катайского педагогического училища.  Он  сам  был  выпускником 
художественно-графического отделения этого училища, после  чего  поступил  в 
Нижнетагильский пед. Институт, по окончании которого, в  том  же  1984  году 
вернулся   в   пед   училище   в   качестве   преподавателя.   Его   предмет 
–художественная обработка материала. На уроках Сергея Анатольевича  учащиеся 
пробуют свои силы в  резьбе  по  дереву,  в  технике  шпона,  линогравюры  и 
конечно же большой интерес для них представляет  работа  с  глиной,  с  этим 
податливым материалом, способным будить фантазию и воплощать любые  замыслы. 
Не  случайно  выбирают  студенты   для   выполнения   дипломных   работ    - 
изготовление керамических изделий: среди  них   -  вазы,  украшенные  лепным 
рисунком, квасник в ''русском стиле'' с символическими изображениями  рая  и 
ада., мелкая пластика – фигурки людей и животных. 
      Сам Сергей Анатольевич вплотную  занялся  керамикой  около  3  –х  лет 
назад. Срок не большой, но  для  творческого  человека  и  в  малый  отрезок 
времени  достижимы  высокие  результаты.   На   зональной   выставке   среди 
преподавателей и учащихся ХГО пед училищ. 1997  года  он  получил  диплом  I 
степени. Такие выставки проходят каждые два  года,  на  прежних  –  Гаврилов 
выставлял свои живописные  работы,  но  сейчас  его  творческое  вдохновение 
воплощается  в  глине  и  на  седьмую  зональную  выставку,  которая   будет 
проводиться в Башкирии, снова поедут керамические изделия. 
      Интересны все предметы, находящиеся в мастерской Сергея  Анатольевича. 
С большим юмором выполнены 365 (по  числу  дней  в  году)  фигурок,  забавно 
изображающих  различные  жизненные   ситуации.   Каждую   отдельную   сценку 
составляют от двух до четырёх персонажей. За основу формы взят конус. 
       Нельзя  смотреть  без  улыбки  на  ''Поющих  котов''  или   деловитых 
''Туристов''. Весело и самоиронично изобразил Гаврилов группу: ''Художник  и 
модель''. Наталкивает на размышление композиция ''Белая ворона'', хотя  и  в 
ней есть доля юмора. 
      Лирическое настроение навевают три ангела  в  белых,  чуть  мерцающих, 
одеждах. Эту работу Гаврилов планирует показать на ближайшей выставке. 
      Интересуют  мастера  русские  народные  традиции,  в  них  он  черпает 
вдохновение, выполняя игрушки-свистульки,  панно,  состоящее  из  нескольких 
десятков глиняных  плиток  с  рельефными  изображениями  по  мотивам  лубков 
(рис….) 
      Эти нравоучительные,  познавательные,  весёлые  картинки  для  народа, 
размноженные в сотнях экземпляров, издревле пользовались любовью  не  только 
в России, но и в других странах. Место и время их рождения теряется  в  дали 
столетий.  Вслед  за  религиозной  народной  картинкой   обрели   право   на 
самостоятельную жизнь листы светские – забавные карикатуры, рисунки на  темы 
излюбленных  песен,  сказок,  романов   и   повестей.   Народным   картинкам 
свойственна поэтическая образность содержания, крайняя  вольность  языка  и, 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 
   
 |