расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. Сюжеты
начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В
первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с
пояснительными надписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место
изделиям с упрощенной росписью.
Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и
сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам новых
потребителей.
В сюжетах этих изразцов находят отражение события окружающей жизни,
исчезают аллегорические сценки, поучительные надписи, идилистические
пейзажи в пышном обрамлении. Персонажи больше не облекаются в античные тоги
и экзотические одежды: в их костюме обстоятельно передаются характерные
бытовые детали. Таково, несколько условное, но в достаточной мере точное
изображение уланов и гусаров в формах 10-20-х годов и людей в костюмах 30-х-
40-х годов XIX века на изразцах того времени, хранящихся сегодня в музее-
заповеднике ''Коломенское''. Печи, облицованные цветными изразцами с
несложной росписью, делали дом уютнее, жизнерадостнее. В таких изразцах ещё
сохранились традиции непосредственного, самобытного народного творчества.
Однако и в этой росписи происходили определённые перемены. Изменился сам
тип росписи: сочная живопись уступала место сухому графическому рисунку,
стал преобладать холодный голубой цвет в сочетании с желтым и коричневым,
наконец, нарядное орнаментальное обрамление сменилось узенькой строгой
каймой.
Ту же эволюцию можно наблюдать и в декоре очень широко
распространённых в первой трети XIХ века орнаментальных изразцов с вазонами
и букетами. Многоцветная роспись сменяется здесь однотонной синей.
Отголоски живописного стиля ещё чувствуются в асимметричной композиции с
фруктовой веткой в пышных, сочно написанных барочных завитках. С годами
рисунок все более упрощается, становится суше. В конце концов вся
композиция сводится к двум крайне упрощённым веточкам, расположенным крест
на крест в ромбовидной рамке. Подобные изразцы дешевые, несложные в
производстве, были особенно распространены во многих провинциальных городах
и деревнях России.
В дворянских особняках печи выкладывали сложными по исполнению белыми
рельефными изразцами с орнаментом и изображениями, выполненными в стиле
классицизма. Они напоминают античную скульптуру и являются образцами
высокого мастерства безвестных исполнителей. Но, сплошь покрытая белой
эмалью, эта керамика в большей мере теряла свою теплоту, печи становились
параднее, официальнее.
На этом этаже и угасает производство изразцов как своеобразное и
яркое народное творчество.
Оно возникло в XV веке, достигло своего апогея во второй половине
XVII века и перешло в технически оснащённые цеха предприятий керамической
промышленности в XIX столетии.
В творениях народных мастеров ярко проявилась их художественная
одарённость, высокое мастерство, тонкое понимание материала и свободное
владение техникой. В них всегда прослеживаются ясность замысла, чёткость
композиции и умение сочетать утилитарные и художественные задачи.
Народные художники на всём протяжении их многовековой деятельности с
исключительным мастерством отразили в своём искусстве жизнь, стремления и
чаяния своего народа, для которого они творили и частью которого были сами.
Всё это даёт право считать изразцовое искусство подлинно народным и глубоко
национальным русским искусством.
Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня.
В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои
излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими
мастерами, имеют свои характерные особенности.
В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия
уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других
старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на
фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в
Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье.
Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная
композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и
желтого – всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.
Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора
напоминает ''балахинские кафли''. Любопытно, что рисунок часто совпадает
полностью, но даётся в зеркальном отражении. Это, видимо, связано с тем,
что строители завезли с собой готовые образцы и использовали их при
изготовлении новой формы.
На балахинских кафлях часто рисовали крупную птицу с открытым клювом
– ''оглядыш''. Она оглянулась – повернула голову к летящей крохотной
птичке, вестнику. Оглядыш есть и на соликамских памятниках, но вестника на
них нет, видно ''потерялся'' в дороге. На других плитках птица неясыть, по
легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов. Присутствует на
изразцах изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой
опирающегося на какой-то причудливый цветок. Есть здесь заморская диковина
– индюк и сказочная жар-птица.- павлин с распущенным хвостом (рис…..).
Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого
растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке
изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По замыслу
мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют непрерывную
красочную ленту – ''раппорт''. Ленты опоясывают храм в два, три яруса, и
дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности.
Уникальный и не имеет себе подобных в русской архитектуре изразцы
часовни Спаса –Убруса, построенной во второй половине XVII века. На них
изображен излюбленный в народном искусстве мотив – вещая птица Сирин,
полудева, полуптица, родная сестра сладкозвучных сирен классической Эллады.
На Руси мифологическая Сирена зажила самостоятельной жизнью. Образ ''птицы-
души'' – райской птицы Сирин встречается в произведениях древней
письменности; на золотых ювелирных изделиях; на расписных деревянных
прялках Севера; в керамике многих Строгановских построек XVII –нач. XVIII
веков.
Усольская птица Сирин отличается от всех известных русских
изображений. Она как бы вновь обретает черты мифической Сирены – это
трубящая птица с девичьим лицом, с короной на голове.
Недалеко от часовни, на месте бывшего села Ленва, стоит каменное
здание Троицкой церкви. Фасады этой церкви также богато отделаны цветной
керамикой.
Абсолютный вкус, чувство формы и цвета делают пермские изразцы
настоящими произведениями искусства.
Из изразцов Соликамского производства сохранились также отдельные
изразцы и многоизразцовые печные клейма, хранящиеся в местном краеведческом
музее. Клейма, близкие по времени их изготовления к началу XVIII века, не
имеют росписи, в то время как у более поздних всё свободное от рельефа поле
изразцов заполнялось примитивной синей росписью. По своей композиционной
структуре они очень близки к аналогичным балахинским и московским печным
клеймам (рис…..).
Соликамских печей первой половины XVIII века не сохранилось.
Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий с утраченных
печей дали возможность выполнить их реконструкции (рис…..)
В фондах Екатеринбургского краеведческого музея хранится ряд
изразцов, среди них несколько предметов печного набора, привезённые из
Соликамска.
Стенные изразцы, изразцы из пояса печи, а также отдельные колонки
имеют белый фон, примитивную роспись голубой и синей эмалью.
Хранятся здесь и изразцы, повторяющие широко распространённые на Руси
мотивы, о которых говорилось в предыдущей главе. Это рельефные изображения
сказочного животного – лютого грифа и воинственного всадника, по видимости,
Александра Македонского, так как голову его венчает корона. Изразцы
квадратной формы, с внушительными размерами 37х37, имеют пояснительные
надписи. Покрыты они разноцветной поливой.
Имеются также изразцы, снятые в самом Екатеринбурге, вероятно,
изготовленные здесь же. Они представляют собой гладкие без рель. Скромно
украшен незатейливым орнаментом синего цвета изразцы из пояса и козырька
печи, а стенной и угловой изразцы имеют лишь узкую рамку. Фон, как и у
соликамских изразцов – белый. Вынуты все эти предметы из одной печи, о чем
говорит единая цветовая гамма и одинаковое композиционное решение всех
кафлей.
О том, что в Екатеринбурге было собственное керамическое
производство, свидетельствует запись в каталоге Сибирско-Уральской научно-
промышленной выставки 1887года.
Вот, что говорится в разделе: ''Полуфаянсовая, глиняная посуда и
прочие изделия'':
''Фабрика в Екатеринбурге, при реке Исети. Заведует управляющий. 1
мастер, рабочих 15 человек, 3 живут при фабрике, остальные на стороне.
Двигатели: 2 конных привода в 4 силы. Исполнительный механизм: 2 глиномялки
бегуны, жернова и до 12 кругов ручных и ножных, 1 пресс. Для годового
производства требуется: глины огнеупорной до 20 тонн пудов, кварца до 10
тонн пудов, глазури до 200 пудов, гончарной глины до 5 тонн пудов. Глина
огнеупорная из Кунгура, гончарная Пермского уезда, глазурь итальянская.
Изготавливается изразцов до 10 тыс шт. Средние по 50 коп., угли по 1 руб.,
кварцевого кирпича т. по 60 руб., огнеупорный обыкновенный по 25 руб.,
трубы огнеупорные и гончарные от 25 коп., чаши и раковины от 3 руб. и проч.
Топливо: дров 4 куб. саж., хвои и пней до 50 куб. саж., каменного угля до
3тыс пуд. Сбыт преимущественно на Урале и в Сибири до Иркутска и часть в
европейской России''1.
Старинное уральское производство стало основой для последующего
развития керамики. Фарфоро-фаянсовые производства на Урале в первой
половине XIX века действовали помимо Екатеринбурга в Шадринске, Нижнем
Тагиле, Перьми.
Гончарная традиция продолжается и сегодня в творчестве отдельных
мастеров и целых промыслов, в авторских изделиях и тиражных промышленных
вещах, обращаются к ней самодеятельные художники и детские студии.
''Очевидный аспект интереса к народному искусству, то что рукотворная
вещи призвана разрушать стандартность нашего окружения, внести в окружающую
среду элемент непосредственного человеческого чувства.
Для сохранения своей суть человеку необходимо иметь в своём окружении
вещи, рукотворного происхождения. Это один из путей реализации высочайшей
ценности – межчеловеческого общения. Имея дело с вещами стандартными,
созданными машиной, человек теряет ощущение собственного духовного
богатства''2 Эстетика природного материала познаётся мастерами в их
будничной практике, в процессе изготовления изделий. Свойство и возможности
материала ощущаются резкой, воспринимаются глазами, пробуждая в душе
мастера желание творить. На керамике легче всего пронаблюдать, как
рождается пластический образ, объединяющий материальную и духовную суть
изделия.
1.Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки.
Екатеринбург,1887г.С.10.
2. Капусдикас А.С. ''Уроки народного искусства'' М.,1986г. С. 40
Ручной труд мастера сочетает в себе различные стороны человеческой
деятельности. Проявляя в неразрывном целом способность человека чувствовать
и творить, работать и радоваться, познавать и учить других, труд такого
мастера наиболее полно реализует в себе целостного человека.
Создатели керамических изделий, как правило, универсалы. Они много
знают о глине, её составе и свойствах, умеют пользоваться гончарным кругом,
умеют достигать необходимых температур в печах для обжига, владеют тайной
изготовления поливы, словом, это художники и технологи одновременно.
Таким мастером универсалом является Сергей Анатольевич Гаврилов,
преподаватель Катайского педагогического училища. Он сам был выпускником
художественно-графического отделения этого училища, после чего поступил в
Нижнетагильский пед. Институт, по окончании которого, в том же 1984 году
вернулся в пед училище в качестве преподавателя. Его предмет
–художественная обработка материала. На уроках Сергея Анатольевича учащиеся
пробуют свои силы в резьбе по дереву, в технике шпона, линогравюры и
конечно же большой интерес для них представляет работа с глиной, с этим
податливым материалом, способным будить фантазию и воплощать любые замыслы.
Не случайно выбирают студенты для выполнения дипломных работ -
изготовление керамических изделий: среди них - вазы, украшенные лепным
рисунком, квасник в ''русском стиле'' с символическими изображениями рая и
ада., мелкая пластика – фигурки людей и животных.
Сам Сергей Анатольевич вплотную занялся керамикой около 3 –х лет
назад. Срок не большой, но для творческого человека и в малый отрезок
времени достижимы высокие результаты. На зональной выставке среди
преподавателей и учащихся ХГО пед училищ. 1997 года он получил диплом I
степени. Такие выставки проходят каждые два года, на прежних – Гаврилов
выставлял свои живописные работы, но сейчас его творческое вдохновение
воплощается в глине и на седьмую зональную выставку, которая будет
проводиться в Башкирии, снова поедут керамические изделия.
Интересны все предметы, находящиеся в мастерской Сергея Анатольевича.
С большим юмором выполнены 365 (по числу дней в году) фигурок, забавно
изображающих различные жизненные ситуации. Каждую отдельную сценку
составляют от двух до четырёх персонажей. За основу формы взят конус.
Нельзя смотреть без улыбки на ''Поющих котов'' или деловитых
''Туристов''. Весело и самоиронично изобразил Гаврилов группу: ''Художник и
модель''. Наталкивает на размышление композиция ''Белая ворона'', хотя и в
ней есть доля юмора.
Лирическое настроение навевают три ангела в белых, чуть мерцающих,
одеждах. Эту работу Гаврилов планирует показать на ближайшей выставке.
Интересуют мастера русские народные традиции, в них он черпает
вдохновение, выполняя игрушки-свистульки, панно, состоящее из нескольких
десятков глиняных плиток с рельефными изображениями по мотивам лубков
(рис….)
Эти нравоучительные, познавательные, весёлые картинки для народа,
размноженные в сотнях экземпляров, издревле пользовались любовью не только
в России, но и в других странах. Место и время их рождения теряется в дали
столетий. Вслед за религиозной народной картинкой обрели право на
самостоятельную жизнь листы светские – забавные карикатуры, рисунки на темы
излюбленных песен, сказок, романов и повестей. Народным картинкам
свойственна поэтическая образность содержания, крайняя вольность языка и,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|