века хранится в музее ''Новодевичий монастырь'' и фондах Государственного
исторического музея. Изразцы, имеющиеся в этих музеях дали возможность
установить типы изделий, входившие в состав печного набора и позволило
выполнить реконструкции этих печей.
Муравлённые изразцы продолжали выделываться и в первые годы XVIII
века, но они потеряли выразительность изображений, сочность рельефа и
вскоре были вытеснены новыми расписными изразцами петровского времени.
Многоцветные рельефные изразцовые изделия появились в XV-XVI веках в
близлежащих к Москве городах.
В Москве многоцветные рельефные изразцы впервые появились в
Керамическом декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653г.г.). Светлая
жёлто-розовая глина, из которой изготовлены эти изразцы, характерна только
для калужского производства, где, по всей вероятности, они и были
выполнены. Вероятнее всего, что огромное богатство купца Никитникова дало
ему возможность вызывать в Калугу белорусского мастера, которому были
известны секреты изготовления цветных эмалей. Может быть это и было началом
вовлечения белорусских мастеров в русское изразцовое производство, которое
затем было расширено патриархом Никоном.
Производство рельефных многоцветных изразцов было организовано
Никоном, настоятелем Иверского Святозерского монастыря, по соседству с
обителью – в селе Богородицыне.
Здесь начали работать приглашённые им белорусские мастера, выходцы из
тогдашних литовских земель. Белорусы привезли с собой секреты изготовления
глухих оловянных эмалей четырёх цветов: белого, желтого, бирюзово-зелёного
и синего. Кроме эмалей они применяли прозрачную поливу коричневатого цвета,
которая на красном черепке изразца давала красивые коричневые оттенки.
Новшеством была и прямоугольная форма лицевой пластины изразца, не
применявшаяся на Руси до приезда белорусских мастеров.
При изготовлении новых изразцов ведущее начало продолжало
принадлежать мастерам резьбы по дереву, и изготовлявшим формы, цветовые
решения выполнялись гончарами. Изразцы одного рисунка, как правило, имели
несколько вариантов раскраски.
Эти новые многоцветные изразцы, называемые ценинными или фряжскими,
как нельзя лучше отвечали вкусам того времени. Они хорошо сочетались с
пышным декором культовых и светских зданий, так называемым узорочьем,
получившим широкое распространение в XVII веке.
''Производство началось в начале 1655 года с выделки печных изразцов
гончаром Игнатом Максимовым из добрых глин, найденных в районе села
Богородицына. Изготовленные изразцы использовались в самом монастыре,
рассылались Никоном в виде подношений, а иногда шли на продажу''.1
В начале 70-х годов московская гончарная слобода переходит на
изготовление многоцветных изразцов, и вскоре производства белорусских и
московских мастеров тесно переплетаются между собой и становится трудно
различимыми.
В последней четверти XVII века многоцветные изразцы начинают
изготовлять провинциальные производства.
Ярославские изразечники, минуя изготовление муравлёных изделий начали
выделывать многоцветные изразцы. Они изготовляли в большом количестве
изразцы – розетки, многоизразцовые клейма, пояса, фризы и антаблементы.
Рисунки розеток близки к московским, остальные изделия очень самобытны и
отличаются от столичных как по рисункам изображений, так и по оттенкам
эмали.
Во второй половине XVII столетия центром древнерусского интерьера
стала изразцовая печь, а одним из главных элементов декора – изразцовое
убранство церквей и колоколен.
Более того, многоцветная рельефная керамическая плитка, органично
воплотив красоту и богатство, сделала изразцовый декор значимым элементом
эстетических представлений человека того времени.
1. Маслих С.А. Ук. соч. С. 21.
Многоцветные печи, облицованные рельефными изделиями, украшали во второй
половине XVII века интерьеры храмов, трапезных, парадных царских и боярских
палат.
Печи имели чётко выраженный ярусный характер. Каждый ярус складывался
из нескольких рядов изразцов или многоизразцовых клейм. Ярусы разделялись
профильными горизонтальными тягами. Цокольная и завершающие части печи
складывались из более сложных по форме изделий: ножек, подзоров и городков.
В начале XVIII века в Москве и соседних с нею городах наружный
изразцовый декор зданий выходит из употребления. Изразцы в эти годы
используются только в интерьере. В провинциях, особенно далёких от столицы,
изразцами продолжали украшать фасады зданий в течение почти всей первой
половины XVIII века.
''Бурная Петровская эпоха с её коренной перестройкой общественной
жизни и быта верхушки русского общества требовала новых решений в изразцах.
Излюбленным на изразцах XVII века единороги, лютые грифы, полканы, сирины и
воины-лучники становятся уже анохранизмами''.1.
Рельеф изразцов XVII века был слишком крупен для печей жилых
помещений, как правило, не больших в те годы. Это привело к тому, что
московские гончары, а за ними и большинство провинциальных мастеров
начинают вносить значительные новшества в производство своих изделий.
Московские изделия начала XVIII века близки к своим предшественникам:
сохраняется многоцветность и рельеф изображения, высота которого постепенно
уменьшается, а вскоре рельеф и совсем исчезает. Появляются сюжеты, которых
не было, да и не могло быть в допетровские времена. Сохранились изразцы с
портретами, ярко отразившие введение Петром I новой моды на одежду и
причёски.
В первой половине XVIII века изготовлялись изразцы с небольшими
рельефными медальонами с примитивной одноцветной росписью.
1. Овсянников Ю. М. Ук. соч. С. 187.
Размеры медальонов постепенно увеличивались, усложнялась на них роспись,
которая стала захватывать в некоторых изделиях всё свободное от медальона
поле изразца. Во второй четверти XVIII века на медальонах начинает
появляться сюжетная роспись, а иногда и подписи, размещённые на свободном
от росписи поле медальона.
Печи, облицованные изразцами с овальными медальонами, сохранились
надвратной церкви Троице-Сергиевой Лавры и в Верхоспасском соборе
Московского Кремля.
Балахнинское изразцовое производство в начале XVIII века было близко
к московскому. Ранние изделия не имели росписи, затем она появилась в виде
скромного рисунка и, постепенно усложняясь, перешла за пределы рельефных
медальонов.
Совсем иным путём шли мастера Великого Устюга. Они в течение всего
XVIII века выделывали многоцветные изразцы с рельефами орнаментального и
растительного характера. Роспись на изразцах совсем не применялась. Начало
производства в Великом Устюге в 30-40-е годы XVIII века. Ранние изразцы
имели темный фон, чаще всего зелёный и светлые орнаменты. Для изразцов
конца XVIII века первой половины XIX века характерны белый фон и темные
орнаменты.
Красочные печи Великого Устюга делились по высоте на несколько
ярусов, сложенных из 2-х, 4-х, 9-ти изразцовых клейм. В их рельефных
рисунках мастера достигали большого совершенства.
''Разнообразные сюжеты и колорит клейм делают печи Великого Устюга
похожими на восточные ковры, которыми может быть и вдохновлялись северные
художники на своих красочных многолюдных ежегодных ярмарках''.1
В первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились
большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы.
Инициатива изготовления их принадлежала Петербургу.
1. Маслих С.А. Ук. соч. С. 23.
Петр I, начиная строить заложенный им в 1703 году город, принимает личное
участие в организации производства печных изразцов нового типа.
Дельфтская расписная керамика, с которой он познакомился во время
своего путешествия в Голландию, должна была, по его настойчивым
требованиям, заменить древние многоцветные изразцы. В 1709 году Петр
послал двух пленных шведов в Ново-Иерусалимский монастырь для организации
там производства гладких расписных изразцов. Сделанные шведами образцы не
получили одобрения. Вероятно это и послужило поводом для посылки русских
мастеров в начале 10-х годов XVIII века в Голландию для обучения их
кафельному делу. Обученные в Голландии русские гончары в совершенстве
овладели техникой иноземной росписи.
Во Дворце –музее Петра I и дворце Меньшикова на Васильевском острове
сохранились первые печи, облицованные расписными изразцами нового типа. Они
были изготовлены на кирпичных заводах Петербурга, обученными в Голландии
мастерами, которые именовались не мастерами, а живописцами. Ведущее начало
при изготовлении изразцов теперь стало принадлежать не мастерам резьбы по
дереву, а живописцам. Для изготовления гладких печных изразцов, которые всё
чаще называют кафелями, уже не требовалась резная деревянная форма, как это
было в прошлом веке. Их ровная поверхность покрывалась белой эмалью,, затем
на неё наносилась роспись, и изразец обжигался. При вторичном обжиге (а
первый раз изразец обжигался до нанесения красок), происходило расплавление
эмалей и одновременное вплавление росписи.
Ярусная структура печей XVII века сохранялась, а многоизразцовые
клейма уступили место гладким изразцам с сюжетной росписью.
Во многих сюжетах этих изделий сказываются иноземные влияния,
особенно в изображениях зданий и парусных судов.
Новшествами в этих печах являются украшения средних ярусов расписными
колонками и постановка печей на точеные дубовые ножки.
Мастера древней столицы не могли остаться в стороне от петровских
нововведений и начали тоже вырабатывать гладкие с синей росписью изразцы. В
росписи и сюжетах этих изделий голландские влияния очень незначительны.
Один из видов московских изразцов с синей сюжетной росписью и пояснительной
надписью бытовал довольно долго, особенно в провинциальных городах.
Пути петербургских и московских гончаров довольно быстро разошлись.
Одноцветная синяя роспись, видимо не отвечала вкусам древней столицы, и её
мастера вновь перешли на полихромию. Приблизительно в 40-х годах XVIII века
в Москве складывался новый тип многоцветных изразцов с сюжетной росписью. В
середине и во второй половине XVIII столетия они вырабатывались по всей
центральной части России. Эти новые многоцветные расписные изразцы имели
прямоугольную форму лицевой пластины (16-18х21-23 см.) и отступающую от
краев румпу. Изразцы расписывались глазурями 5 цветов: белого, желтого,
коричневого, зелёного и синего. Белым покрывался, как правило, фон изразца.
Большинство изразцов имело 3-х цветную роспись. Во второй половине XVIII
века одновременно изготовлялись два варианта многоцветных изразцов с
сюжетной росписью: с пояснительными подписями и без них.
Роспись этих изделий не выходила за пределы лицевой пластины изразца.
Обрамления были очень разнообразны, начиная от простых узких каёмок и
кончая широкими и сложными по рисунку. Исключением были изразцы с
изображением цветов, которые, как правило, не имели обрамлений.
Сюжеты росписей на изразцах были разнообразными: мужчины и женщины в
костюмах XVIII века и в античных одеждах, ''заморские народы'', всадники,
воины, охотники, домашние животные, звери, птицы, разнообразные цвета;
много сценок из городской и сельской жизни, а также бытового,
нравоучительного, любовного и шуточного характера. Изредка встречались
легкомысленные, а иногда и непристойные сценки. Не менее интересны и
подписи под сюжетами. Они носят чаще всего пояснительный характер. Много
изречений народной мудрости и поговорок. На изразцах с ''заморскими
народами'' имеются подписи: ''Апонская госпожа'', ''Китайский купец'',
''Кавалеры испанские''. Под изображениями животных, птиц и цветов: ''Елень
дикая'', ''В одном беге смел'', ''Познают мя от кохтей'', ''Пою печально'',
''От гласа погибаю'', ''Дух мой сладок'', и много, много других, не менее
интересных и забавных.
Характерной особенностью печей XVIII века была неповторяемость
сюжетов настенных изразцах печной облицовки. Повторялись только изразцы с
изображением отдельных предметов в виде ваз, плодов, букетов.
В 60-70-х годах XVIII века количество различных изделий печного
набора увеличивается. Начинают выделываться печные изразцы раппортного и
коврового типов. Сложные по форме изделия изготавливаются для завершения и
угольной части печей. Появляются свободно стоящие колонки.
В конце 60-х годов XVIII века появились печи Калужского производства,
значительно отличающиеся от предыдущих как своей формой, так и росписью на
изразцах. Печи напоминают небольшие архитектурные сооружения с чёткими
горизонтальными членениями. Роспись изразцов носит барочный характер,
некоторые сюжеты размещаются на нескольких изразцах. В верхнем ярусе
находятся карнизные детали ярко выраженного барочного характера.
Во второй половине XVIII века много выделывалось расписных изразцов с
изображениями цветов. В отличие от примитивных и стилизованных цветов на
рельефных изделиях, изображения цветов на расписных изразцах более
реалистичны и красочны.
В середине второй половины XVIII века начали выделываться раппортные
изразцы, на которых сюжеты размещались на 2-х, а чаще на 3-х поставленных в
ряд изделиях. Они выделывались с пояснительными надписями и без них. На
некоторых раппортных изразцах подписи заменялись кавычками. Они
предшествовали более поздним изразцам без подписей.
В течение всей второй половины XVIII века почти все керамические
производства выделывали в больших количествах расписные изразцы с сюжетами
без подписи, рисунки которых не выходили за пределы лицевой пластины
изделия. Они отличались от своих предшественников середины века более
сложным рисунком декоративных рамок.
В 80-х годах XVIII века повсеместно начинают выделывать расписные
изразцы с упрощёнными сюжетами. Опять появляется синяя роспись по белому
фону. Этими изразцами облицовывали более простые по своим формам печи. Это
был первый этап к переходу изготовления более упрощенных и дешевых изделий
для печей следующего столетия.
Одновременно выделывались и более сложные изразцы с крупной синей
росписью. Из них складывали композиции из больших ваз, корзин с цветами,
венков, гирлянд, которые размещались на центральной части печного зеркала.
Более богатые печи украшались колонками, нишами и сложными по форме
завершениями.
Гибкое, быстро перестраивающееся производство, не прекращающийся
спрос на изделия, покровительство сильных мира сего обеспечивала ему
органичное существование в этом столетии.
XIX век не внес ничего нового в историю народного изразцового
искусства. Чётко прослеживается спад того взлета, который был достигнут в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|